HTM
Слушая Таю. Холивар. Читать фантастический роман про путешествие в будущее из 2022 года!

Роман Тихонов

«Подмога», или О странностях судьбы одной песни

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за ноябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2022 года

 

На чтение потребуется 20 минут | Цитата

 

18+
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 14.11.2022
Иллюстрация. Автор: Вениамин Лосин. Иллюстрация для книги Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Источник: http://img.lenta.ru/photo/2010/12/16/pictures/pic027.jpg

 

 

 

 

«Один человек не пишет, – пишет время, пишет школа-коллектив».

 

Виктор Шкловский

 

 

Песня «Подмога» в исполнении Бориса Гребенщикова:



Текст песни: https://aquarium.myths.ru/аккорды/Подмога

 

Жаль, подмога не пришла,

Подкрепленья не прислали.

Нас осталось только два,

Нас с тобою на**али.

 

Все братушки полегли,

И с патронами напряжно.

Но мы держим рубежи,

Мы сражаемся отважно.

 

Пушка сдохла, все пи**ец,

Больше нечем отбиваться.

Что ж закурим, брат-боец,

Нам от смерти не съ**аться.

 

Жаль – подмога не пришла,

Подкрепленья не прислали.

Что ж – обычные дела,

Нас с тобою на**али,

        на**али...

 

Пунктуация и орфография сохранены.

Давайте попробуем разобраться, о чём песня…

 

«Жаль, подмога не пришла»; «Нас с тобою на**али»…

 

Так «жаль» или «на**али»? Слова из разных лексиконов. Выглядит нелепо, как балерина в кирзовых сапогах.

«Нас осталось только два» – как-то не очень по-русски, не находите?

Подмога может не прийти по многим причинам: попала под обстрел, убита или ранена, ведёт бой, обходит минные поля, переброшена на более важный участок, и т. д. и т. п. Поддержка на войне – это не поезд, идущий по расписанию в мирное время. Почему бойцов именно обманули?

«И с патронами напряжно»; «пушка сдохла, всё, пи**ец, больше нечем отбиваться».

Простите, а чем воюют «братушки»? Они артиллеристы или пехота? Если орудие вышло из строя, отбивайтесь из автоматов и пулемётов, что у вас там? Да, с «патронами напряжно», но они же есть!

 

«Что ж, закурим брат-боец,

Нам от смерти – не съе**ться»

 

Только что были отважные воины, мужественно сражавшиеся с врагом, и вдруг, посреди боя – «закурим»! Фактически, герои готовы сложить оружие и ждать пленения. Курящего солдата скорее захватят, нежели убьют.

 

Ну и последний припев песни:

 

«Жаль – подмога не пришла,

Подкрепление не прислали

Что ж – обычные дела,

Нас с тобою на**али»

 

Получается, для лирического героя война без подкрепления и с летальным исходом – «обычные дела»?

А когда из подразделения остаётся «только два» –  типичная ситуация? Ну и «от смерти не съ**аться» получается, тоже…

Видимо, у лирического героя в запасе ещё много сейвов, кодов бессмертия и жизней.

Вроде бы, песня об отважных войнах, о боевых действиях – откуда похоронная заунывность?

«Но мы держим рубежи» – что за «рубежи»? Не уточняется. В СССР самое частое словосочетание с этим словом – «рубежи нашей Родины».

Текст и сама песня записаны в девяностом году. С кем тогда воевал Союз? Афганистан закончился в восемьдесят девятом…

В сущности, песня совершенно бредовая, однако, на «Яндекс.Видео» на неё более тысячи клипов.

На my.mail.ru, среди 100 песен Гребенщикова, – первое место по количеству прослушиваний!

Как же так? Где я ошибся?

 

Все «более тысячи» я, конечно же, не смотрел, но почти сотню самых популярных пробежал на перемотке.

Расклад примерно такой: 90% – это клипы, где видеоряд наложен на саундтреки Гребенщикова или собственно клипы с Борисом. 5% – клипы группы «ХЗБ», она же «ХЗ». Остальные 5% – личные ролики исполнителей самого разного уровня.

Видео «ХЗБ» и авторов-исполнителей – непосредственное выступление, концертные записи… Клипы лично с Гребенщиковым – тоже не многочисленны. Основная масса контента – нарезка из советских и российских художественных фильмов о войне, кадров советской и российской армейской хроники.

Каков основной посыл таких роликов? В первую очередь – антивоенный, с призывом «Нет войне!».

 

Получается, протест не столько против войны вообще, а именно против Советской и Российской армии, её военной истории, ещё глубже – самой России. Исключение только одно – украинская хроника после 24 февраля 2022 года.

В первом случае антироссийские месседжи идут не напрямую, они где-то на вторых-третьих ролях. В украинских клипах антироссийская тема на первом месте, будто всё смонтировано в ЦИПсО.

Что ещё заметил странного… Среди роликов с хорошими антивоенными текстами всегда можно найти исполнителей в форме. Антивоенная тема не чужда солдатам и певцам, специализирующимся на военной и околовоенной тематике.

В случае «Подмоги» музыкантов в форме не видно, ибо песня демонстрирует полную некомпетентность в теме, ну, или она вообще не о войне и мире...

И пусть исполнители солдатской песни не всегда могут чётко сформулировать своё неприятие, главное – безошибочное чувство какого-то подвоха.

 

В начале 2002 года, в рамках продвижения альбома «Сестра Хаос» и рекламы концертов в «Лужниках», Борис Гребенщиков дал пространное интервью изданию «Афиша».

Весьма растиражированная цитата из статьи:

«Я в Индии был в гостях у нашего посла, – вспоминает Гребенщиков. – Меня попросили спеть. Я пою "Подмогу" и краем глаза вижу: в углу стоит суровый такой человек из охраны. Потом подходит ко мне и говорит: "Знаете, Борис Борисович, я многое в жизни видал, я Афган прошёл. Так вот, это самая честная песня о войне, которую я слышал". Получается, что самую честную песню о войне написала группа "X** забей"»

 

Много ли воинов-афганцев знали в 2002 году Гребенщикова по отчеству?

Военные выходят на пенсию после 20 лет службы, в Афгане, год шёл за два. Либо охранник попал в Афганистан в самый последний момент, либо, в те времена, Российские посольства охраняли отставники.

Ну и главное: почему на военного песня произвела потрясающее впечатление (самая честная песня о войне?!), а на всех прочих военных – нет? На мой взгляд, это чистой воды самореклама и вымысел со стороны БГ.

Написал песню не Гребенщиков, авторство принадлежит группе «ХЗБ» она же «ХЗ». Название нецензурное, аббревиатуру можно расшифровать примерно, как «фаллос забей». Впервые «Подмога» появилась на альбоме с обсценным названием: «Нае*енился» в 1990 году. Почему же 10 лет «самая честная песня о войне» никого не интересовала, кроме поклонников группы?

 

«ХЗБ» – это панк-рок: жесткий стёб, насмешка, глумление и тому подобные вещи, вполне соответствовавшие духу эпохи, когда всё рушилось, когда вчерашние нормы и ценности переставали что-то значить прямо на глазах.

Для начинающей панков, играющих на сломе эпохи, кринжовая вещица – вполне органична и понятна.

Гребенщиков превратил панковское отрицание отрицания в пафосную, антивоенную песню. «Подмога» поменяла контекст и вышла на совершенно другой медийный уровень.

Только у одного ролика Гребенщикова за 10 лет – более миллиона просмотров на «Ютубе». Неужели Борису удалось сделать хит исключительно на своей харизме, заменив пару слов в откровенной пустышке?

Давайте сначала повнимательней посмотрим на саму группу…

В ансамбле принимали участие Марина Хлебникова, Найк Борзов, Кирилл Немоляев, Алексей Глызин, Сергей Чонишвили, Вика Морозова и другие, известные и не очень, певцы и музыканты…

Альбом группы «Не зассал», всё того же, 1990 года, вошёл в одну из лучших книг о рок-музыке: «100 магнитоальбомов советского рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи» Изд. «РИПОЛ классик», 2020 год. Автор Александр Кушнир.

Ну-с, как бы известная и далеко не последняя рок-группа в стране. Давайте внимательнее приглядимся к самой песне.

Если бы стих написал школьник или «студент-ботаник» с белым билетом, вопросов не было бы. Но автор текста – Бажанов Игорь Вячеславович, служивший в советской армии и дембельнувшийся в 1988 году.

Игорь служил в ПВО, в 1987 году, когда Матиас Руст посадил самолёт на Красную площадь, пролетев все противовоздушные системы. Тогда уволили министра обороны, поснимали многих генералов, а войска замучили проверками и учениями.

Именно в армии Игорь почувствовал себя панком, т. е. человеком, выражающим хоть какой-то протест несправедливости нашего мира. Армия – слепок общества: двойные и тройные стандарты, деградация и развал наблюдались в ней жёстче и ярче, чем на гражданке.

 

Берём авторский текст, почти не отличающийся от гребенщиковского.

Оригинал взят из книги «Бигимот. Стихи» 2015 г. Самиздат. Стихи 1988-2014 годов. Стр. 67. Авторская редакция.

 

А подмога не пришла,

Подкрепленье не прислали...

Нас осталось только два,

Нас обоих на**али. 

Все братушки полегли

И с патронами напряжно,

Но мы держим рубежи,

Мы сражаемся отважно.

Пушка сдохла – всё, пи**ец!

Больше нечем отбиваться!

Что ж, закурим, брат-боец,

Нам от смерти не съ**аться.

Жаль, подмога не пришла,

Подкрепленье не прислали...

Вот, обычные дела –

Нас с тобою на**али!

 

На мой взгляд, автор, знающий армию изнутри, такой песни не написал бы. Основные армейские «странности» я описал выше. Значит, текст не об армии. О чём же?

 

Читаю вышеупомянутый сборник стихов. Датировка начинается с 1988 года.

Тексты можно условно разделить на три группы: «История страны и политика»; «Гениталии-секс-любовь» и «Разное». Деление относительное, ибо в той же «Политике» секса и гениталий – сколько угодно.

Что же со статистикой?

Общее количество стихов за 1988 год – 46. (Доальбомный период):

  • «История страны и политика» – 37.
  • «Гениталии-секс-любовь» – 2.
  • «Разное» – 7.

Общее количество стихов за 1989 год – 52:

  • «История страны и политика» – 22.
  • «Гениталии-секс-любовь» – 21.
  • «Разное» – 9.

Общее количество стихов за 1990 год – 128:

  • «История страны и политика» – 39.
  • «Гениталии-секс-любовь» – 36.
  • «Разное» – 53.

 

Что можно сказать, глядя на эти цифры?

До того, как Игорь Бажанов занялся написанием песен для группы «ХЗ», его волновали исключительно политика и Россия после 1917 года.

С началом работы в ансамбле количество социополитических текстов падает, но остаётся весьма существенным. Количество падает, а интерес автора?

В уже упомянутой книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока» читаем:

«...Спустя несколько лет стало понятно, что период 90-91 годов оказался для "Х** забея" идеологическим пиком». Стр. 169.

Выделено мною.

 

Песня написана в 1990 году. Чем интересен предпоследний год существования СССР, с точки зрения «идеологического пика»?

«Лихие девяностые» ещё не начались, но в головах у людей уже полная каша. Страна вот-вот рухнет. Клип на песню «Предчувствие гражданской войны» у ДДТ появился в 1989 году…

 

Телевизионная передача «Рождённые в СССР» от 01.09.2010 года.

Владимир Капцов и Игорь Бажанов говорят, что их постармейскую жизнь определила служба в вооружённых силах. Именно после армии Владимир решил бросить институт и заняться музыкой. Игорь умудрился записать свой первый альбом именно в армии, именно в войсках «Бигимот» стал панком.

Что интересно, в телепередаче они почти процитировали стих всё того же 90 года:

 

«А вернулся – и странные вещи узнал:

Уходил я в глубоком застое,

А вернулся в крутом перестрое».

 

Текст интересен не только послеармейскими впечатлениями авторов. На фоне остальных стихов «Я прожил 20 лет» (не путать с фильмом «Мне 20 лет», хотя…) выделяется большим размером и отсутствием мата. В сущности, это биография Игоря Бажанова.

Наверное, лидеры группы неосознанно пересказали слова двадцатилетней давности не просто так…

В этом знаковом тексте, в начале и в конце, повторяется строфа:

 

«Я прожил двадцать лет

На счастливой земле

В самой лучшей, наверное,

В мире стране»

 

Начало и особенно конец текста – крайне важная часть стихотворения, тем более если это повторяющаяся часть. Автор довольно тепло отзывается о СССР, не находите?

Когда ведущий передачи спросил Игоря, какую музыку он слушает сейчас, в 2010 году, «Бигимот» рассказал о предпочтении исключительно советских песен 70-х годов.

Довольно тёплый отзыв о советской музыке, не находите?

Не забываем и «рубежи» нашей Родины…

Предварительный итог: у группы «идеологический пик» и тёплые чувства к СССР.

 

Вернёмся к слову «жаль». Если у Гребенщикова оно употребляется в начале первой и последней строфы, то у Игоря Бажанова «жаль» используется один раз. Борис заменил «А» на что-то более вразумительное, ибо начинать стих с предлога не комильфо.

Очень часто на последнюю строчку или строфу приходится главный акцент стиха.

Кстати, «ХЗ» до сих пор поют песню в изначальном виде: «А подмога не пришла».

Что для начинающего автора считается недостатком, для панк-поэта – художественный приём!

 

«Мне вас не жаль, года весны моей»:

 

«Мне вас не жаль, года весны моей,

Протекшие в мечтах любви напрасной,

Мне вас не жаль, о таинства ночей,

Воспетые цевницей сладострастной»

 

            1820 г. А. С. Пушкин.

 

Слово «жаль» – классическое поэтическое слово с огромным шлейфом лирического бэкграунда. Соответствует «Школе гармонической точности» – законодательницы стандартов стихосложения начала 19 века.

Интуиция профессионального автора песен подсказала Борису заменить предлог «А» в начале строки. Таким образом, «жаль», находясь в начале первой и последней строфы, закольцовывает всю песне на себе!

Откуда оно здесь, среди обыденной речи, мата и просторечий? А главное – зачем? На мой взгляд, это метка, сигнал для читателя и слушателя, что здесь есть что-то помимо стебалова. Напомню, и у Гребенщикова, на момент включения песни в свой репертуар, за плечами «Русский альбом», где главная тема – Россия.

Давайте посмотрим, что тут есть помимо «метки» и «стебалова»…

 

По тропам… Как всегда, начну издалека. Тропы – это фигуры речи. Служат для украшения, усиления эмоциональности, глубины, ёмкости текста. Поэзия и шире – художественная литература – не имеют монополии на тропы. Например, в риторике это один из краеугольных камней. Да и мы с вами, как мольеровский Журден, не только говорим прозой, но и широко используем тропы.

Самые простые примеры: «ножка стула»; «ручка шкафа»; «гелиевая ручка» –  где «ручка» – троп под названием «олицетворение». Даже у котят и щенят  – лапки, откуда ручки у предметов? «Носик чайника» – из той же оперы.

«Поехал на машине»; «добрались на поезде» –  конечно же, на крыше автомобиля или вагона мы не ездим. Такой троп называется «метонимия». «Сходи за молоком» – фраза «сходи в продовольственный магазин, и в отделе молочных продуктов купи литр молока» –  звучит правильнее, но согласитесь, использование «синекдохи» – гораздо удобней. И это только самые простые примеры тропов в устной речи!

 

Так что там с тропами у «ХЗБ»? Их не много, заметно меньше, чем в среднестатистической песне или стихотворении. Зачем это сделано? Внешним оформлением, поэтическими «финтифлюшками» пожертвовано ради акцента на внутреннем содержании.

В шлягере используется анафора: «Нас-Нас-Нас». Акцент на обобщение. Возможно, речь идёт не о двух анонимных бойцах, а, например, о большинстве советских людей, которые проголосуют в 1991 году за сохранение СССР.

Есть и эпифора: «на**али – нае**али»  – передача ощущения тотального лицемерия в стране, контраст слова и дела у власти?

Олицетворение: «пушка сдохла». Обратите внимание, орудие не уничтожено в бою, не повреждено или сломалось, пушка именно «сдохла». Слово с очень яркой негативной коннотацией. Сдохла как собака? Что может символизировать такое сопоставление в пропитанном идеологией тексте? На мой взгляд, речь идёт о советской пропаганде, – самом мощном идеологическом оружии. Ещё замечу: орудием герои отбивались, а не наступали. Советской идеологии в 90 году тоже было не до атак…

«Нас осталось только два» – солецизм. Это уже не троп, а синтаксическая конструкция. Речевая ошибка. Используется для передачи торопливости, напряжения во время боя.

 

В поэтической базе «Рускорпоры»[1] 13 миллионов стихов, слово «братушки» встречается аж два раза, но только в одном тексте – поэме «Настоящее» Велимира Хлебникова. Цитата:

 

«Хлынем, братушки, хлынем

Войском нищим.

Вынем, братушки, вынем –

Нож в голенище.

Ярославль! Ты корову

На крышу поставил!

Рязань, ты телят молодцом

Режешь огурцом.

Волга!

Все за дворцом.

Берем божбой

Святой разбой!»

 

Лирические герои Велимира Хлебникова – бунтари, мятежники, революционеры.

Читатель может возразить: какая связь между группой «ХЗ» и Велимиром Хлебниковым?!

Вопрос не такой простой, как кажется, придётся зайти издалека…

Ближайшая аналогия к слову «культура» – «агрокультура».

Возьмём арбуз… Вы знаете, почему арбуз – ягода? Дикие виды арбузов – размером с киви или крупный гранат. Сотни поколений агрономов и селекционеров превращали «оригинал» в культурное растение. Примерно так же обстоят дела и с частью культуры – литературой. Вся она – сплошной гипертекст, матрёшка из прямых и косвенных цитат прошлых авторов. Наш общий культурный код.

И разбираемая песня – точно такой же центон из цитат, аллюзий и гиперссылок.

Словом «братушки» в русской литературе называют либо болгар, либо братьев по оружию. Коллеги-революционеры – тоже подходят.

Говоря о начальном периоде творчества, музыканты «ХЗ», всё в той же передаче «Рождённые в СССР», вспоминают о большом желании перевернуть мир и потрясти основы... Вернувшись из армии, Игорь и Владимир чувствовали себя революционерами!

 

Любой критик с литературоведом подтвердят важность названия для всякого произведения. Слово «подмога» – не только в названии, оно повторяется и в самом тексте. Определённо, оно ключевое для разбираемого стиха!

Итак, стихотворение о подмоге, но что мы знаем о ней, кроме её отсутствия? Почти ничего! Получается, всё крутится вокруг того, чего нет?!

Разгадать загадку можно обратившись к аналогам. В каких текстах, при развитом и динамичном сюжете, запоминающихся героях, главное остаётся за скобками?

Тексты вроде «В ожидании Годо» не предлагать, ибо они элитарны и очень специфичны. «Три сестры» Чехова проходят в школе. Действительно, сюжет и дуги характеров строятся вокруг якобы отъезда в Москву… но широкого отклика в массах пьеса не получила. Вот о Наташе Ростовой ходит множество анекдотов, а спроси, как звали чеховских сестёр? – мало кто и вспомнит.

Музыканты «ХЗБ» не являются рафинированными эстетами и литературными гурманами, целевая аудитория их песен – тоже. Поэтому, в качестве аналогии, нужен текст, хорошо знакомый и понятный поклонникам ансамбля и его участникам.

Усложним задачу: в каком из этих произведений слово «Подмога» является важным, сюжетообразующим словом?

И у нас только один кандидат: «Сказка о военной тайне, о мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»! Сказку, фильм и мультфильм в 1990 году знала вся страна. Аркадий Гайдар – часть культурного кода СССР.

«– Эй, вставайте! – крикнул всадник. – Было полбеды, а теперь кругом беда. Много буржуищин, да мало наших. В поле пули тучами, по отрядам снаряды тысячами. Эй, вставайте, давайте подмогу

«Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет.

Все хотят идти на подмогу. Лишь один Мальчиш-Плохиш захотел идти в буржуинство. Но такой был хитрый этот Плохиш, что никому ничего он не сказал, а подтянул штаны и помчался вместе со всеми, как будто бы на подмогу».

«– Нет, Главный Буржуин, – отвечают буржуищины, – мы отцов и братьев разбили. И совсем была наша победа, да примчался к ним на подмогу Мальчиш-Кибальчиш, и никак мы с ним всё ещё не справимся».

(Цитирую по книжке ОГИЗ «Молодая гвардия» Москва-Ленинград 1933 год. Орфография и пунктуация сохранены. Слово «подмога» выделено мною).

 

Да, несмотря на яркие образы героев и сюжет, по динамике не уступающий культовым аниме-вестернам уровня «Король шаманов (Chaman King)», фабула сказки строится на ожидании Подмоги.

Сказка ложь, да в ней намёк… Гайдар, через пифию-кассандру Натку, рассказывает о грядущей Великой Отечественной войне.

Кроме буквального предугадывания будущих мальчишей-Кибальчишей,

 

 Роман Тихонов. «Подмога», или О странностях судьбы одной песни (критическая статья) 01

 

 Роман Тихонов. «Подмога», или О странностях судьбы одной песни (критическая статья) 02

 

как и у любой сказки, есть иносказание: Отец – это прошлое, Брат – настоящее, мальчиш – будущее.

Можно уничтожить прошлое, разрушить настоящее, но невозможно воевать с будущим. Поэтому и докладывают главному буржуину о победе над отцами и братьями, но невозможности победить детей.

Даже самый могущественный император не может казнить следующего императора. Будущее нельзя победить, его можно только изменить.

Кстати, именно «измена!» кричит Мальчиш-Кибальчиш после взрыва боекомплекта Плохишем. Будущее попытались изменить через измену...

В сущности, песня является антитезой гайдаровской сказке. Её новым прочтением, версией 2.0 за 1990 год... Некому помочь СССР, да и самой Красной армии...

 

«– А что слышно о смене?

– Смены не будет». © кинофильм «Как закалялась сталь»

 

«– Скрипач не нужен!» © кинофильм «Кин-дза-дза!».

 

Подмоги нет и не будет. И даже стоящие на страже «рубежей» никому уже не нужны, кругом измена. На самых верхах оказались одни «плохиши». Всё уже решено. Отсюда такая безнадёга в тексте и интонации поющих.

 

Мне снова могут возразить: да, Роман, с фантазий у тебя всё отлично, но почему бы не предположить более прозаический вариант: посмотрели два приятеля боевичок в видеосалоне, возвращаясь, прошли мимо драки у рюмочной, а встретившийся приятель рассказал некий случай, вот на автора и накатило…

Действительно, в литературе много примеров, когда сам автор удивляется и возражает, мол, ничего такого не имел в виду! И в мыслях ничего подобного не было!

Но, разве подумаешь о песне «Предчувствие гражданской войны», что она написана на смерть Башлачёва?

Да, такое бывает, но… При внимательном рассмотрении, в большинстве случаев, такие истории напоминают одну…

Восемнадцатилетний Пушкин веселится на пирушке у своих старших приятелей. Николай Тургенев предлагает написать юному дарованию стишок о здании за окном, и Пушкин, ложась на стол (по одной из версий – хохоча), пишет экспромт. На следующий день отдаёт Николаю финальную редакцию текста. Что бы это мог быть за стишок? Наверное, какой-то лёгкий, забавный, с младыми харитами стишок?

Цитата:

 

«Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу»

 

Да, это ода «Вольность». Вид из окна – Инженерный замок, место убийства Павла I, а старшие приятели – будущие декабристы и примкнувшие к ним.

Рукой автора водило почти сформировавшееся тайное общество будущих заговорщиков. Пушкин положил на бумагу витавшие в воздухе мысли и настроения тесной компании.

Пишет не автор, пишет школа-коллектив! ©

 

Так про что «Безнадёга»? Родина (СССР?) ведёт оборонительную войну за выживание, но бойцов обманули и предали. В стране измена, и солдаты понимают свою обречённость, но продолжают сражаться. Даже решили сесть на перекур, ибо их борьба уже ничего не решает: защитников бросили, страну предали.

 

 

12.11.2022

 

 

 



 

[1] https://ruscorpora.ru/

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в ноябре 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
Акция на подписку
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Пробиться в издательства? Собирать донаты? Привлекать больше читателей? Получать отзывы?..

Мы знаем, что вам мешает
и как это исправить!

Пробиться в издательства? Собирать донаты? Привлекать больше читателей? Получать отзывы?.. Мы знаем, что вам мешает и как это исправить!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2022 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Научи себя сам:

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?


👍 Совершенствуйся!



Слушая Таю. Холивар. Читать фантастический роман про путешествие в будущее из 2022 года!

Отзывы о журнале «Новая Литература»:


01.12.2022.

Счастлива быть Вашим автором.

Юлия Погорельцева


02.11.2022.

Ваш журнал радует своим профессиональным подходом к текстам и авторам.

Алёна Туманова


22.10.2022.

Удачи и процветания вашему проекту.

Сергей Главацкий


18.10.2022.

Искренне желаю вашему журналу побольше подписчиков.

Екатерина Медведкина



Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!


Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!