HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 г.

Роман Тихонов

«Подмога», или О странностях судьбы одной песни

Обсудить

Критическая статья

  Поделиться:     
 

 

 

 

Этот текст в полном объёме в журнале за ноябрь 2022:
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2022 года

 

На чтение потребуется 20 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

18+
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 14.11.2022
Иллюстрация. Автор: Вениамин Лосин. Иллюстрация для книги Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Источник: http://img.lenta.ru/photo/2010/12/16/pictures/pic027.jpg

 

 

 

 

«Один человек не пишет, – пишет время, пишет школа-коллектив».

 

Виктор Шкловский

 

 

Песня «Подмога» в исполнении Бориса Гребенщикова:



Текст песни: https://aquarium.myths.ru/аккорды/Подмога

 

Жаль, подмога не пришла,

Подкрепленья не прислали.

Нас осталось только два,

Нас с тобою на**али.

 

Все братушки полегли,

И с патронами напряжно.

Но мы держим рубежи,

Мы сражаемся отважно.

 

Пушка сдохла, все пи**ец,

Больше нечем отбиваться.

Что ж закурим, брат-боец,

Нам от смерти не съ**аться.

 

Жаль – подмога не пришла,

Подкрепленья не прислали.

Что ж – обычные дела,

Нас с тобою на**али,

        на**али...

 

Пунктуация и орфография сохранены.

Давайте попробуем разобраться, о чём песня…

 

«Жаль, подмога не пришла»; «Нас с тобою на**али»…

 

Так «жаль» или «на**али»? Слова из разных лексиконов. Выглядит нелепо, как балерина в кирзовых сапогах.

«Нас осталось только два» – как-то не очень по-русски, не находите?

Подмога может не прийти по многим причинам: попала под обстрел, убита или ранена, ведёт бой, обходит минные поля, переброшена на более важный участок, и т. д. и т. п. Поддержка на войне – это не поезд, идущий по расписанию в мирное время. Почему бойцов именно обманули?

«И с патронами напряжно»; «пушка сдохла, всё, пи**ец, больше нечем отбиваться».

Простите, а чем воюют «братушки»? Они артиллеристы или пехота? Если орудие вышло из строя, отбивайтесь из автоматов и пулемётов, что у вас там? Да, с «патронами напряжно», но они же есть!

 

«Что ж, закурим брат-боец,

Нам от смерти – не съе**ться»

 

Только что были отважные воины, мужественно сражавшиеся с врагом, и вдруг, посреди боя – «закурим»! Фактически, герои готовы сложить оружие и ждать пленения. Курящего солдата скорее захватят, нежели убьют.

 

Ну и последний припев песни:

 

«Жаль – подмога не пришла,

Подкрепление не прислали

Что ж – обычные дела,

Нас с тобою на**али»

 

Получается, для лирического героя война без подкрепления и с летальным исходом – «обычные дела»?

А когда из подразделения остаётся «только два» –  типичная ситуация? Ну и «от смерти не съ**аться» получается, тоже…

Видимо, у лирического героя в запасе ещё много сейвов, кодов бессмертия и жизней.

Вроде бы, песня об отважных войнах, о боевых действиях – откуда похоронная заунывность?

«Но мы держим рубежи» – что за «рубежи»? Не уточняется. В СССР самое частое словосочетание с этим словом – «рубежи нашей Родины».

Текст и сама песня записаны в девяностом году. С кем тогда воевал Союз? Афганистан закончился в восемьдесят девятом…

В сущности, песня совершенно бредовая, однако, на «Яндекс.Видео» на неё более тысячи клипов.

На my.mail.ru, среди 100 песен Гребенщикова, – первое место по количеству прослушиваний!

Как же так? Где я ошибся?

 

Все «более тысячи» я, конечно же, не смотрел, но почти сотню самых популярных пробежал на перемотке.

Расклад примерно такой: 90% – это клипы, где видеоряд наложен на саундтреки Гребенщикова или собственно клипы с Борисом. 5% – клипы группы «ХЗБ», она же «ХЗ». Остальные 5% – личные ролики исполнителей самого разного уровня.

Видео «ХЗБ» и авторов-исполнителей – непосредственное выступление, концертные записи… Клипы лично с Гребенщиковым – тоже не многочисленны. Основная масса контента – нарезка из советских и российских художественных фильмов о войне, кадров советской и российской армейской хроники.

Каков основной посыл таких роликов? В первую очередь – антивоенный, с призывом «Нет войне!».

 

Получается, протест не столько против войны вообще, а именно против Советской и Российской армии, её военной истории, ещё глубже – самой России. Исключение только одно – украинская хроника после 24 февраля 2022 года.

В первом случае антироссийские месседжи идут не напрямую, они где-то на вторых-третьих ролях. В украинских клипах антироссийская тема на первом месте, будто всё смонтировано в ЦИПсО.

Что ещё заметил странного… Среди роликов с хорошими антивоенными текстами всегда можно найти исполнителей в форме. Антивоенная тема не чужда солдатам и певцам, специализирующимся на военной и околовоенной тематике.

В случае «Подмоги» музыкантов в форме не видно, ибо песня демонстрирует полную некомпетентность в теме, ну, или она вообще не о войне и мире...

И пусть исполнители солдатской песни не всегда могут чётко сформулировать своё неприятие, главное – безошибочное чувство какого-то подвоха.

 

В начале 2002 года, в рамках продвижения альбома «Сестра Хаос» и рекламы концертов в «Лужниках», Борис Гребенщиков дал пространное интервью изданию «Афиша».

Весьма растиражированная цитата из статьи:

«Я в Индии был в гостях у нашего посла, – вспоминает Гребенщиков. – Меня попросили спеть. Я пою "Подмогу" и краем глаза вижу: в углу стоит суровый такой человек из охраны. Потом подходит ко мне и говорит: "Знаете, Борис Борисович, я многое в жизни видал, я Афган прошёл. Так вот, это самая честная песня о войне, которую я слышал". Получается, что самую честную песню о войне написала группа "X** забей"»

 

Много ли воинов-афганцев знали в 2002 году Гребенщикова по отчеству?

Военные выходят на пенсию после 20 лет службы, в Афгане, год шёл за два. Либо охранник попал в Афганистан в самый последний момент, либо, в те времена, Российские посольства охраняли отставники.

Ну и главное: почему на военного песня произвела потрясающее впечатление (самая честная песня о войне?!), а на всех прочих военных – нет? На мой взгляд, это чистой воды самореклама и вымысел со стороны БГ.

Написал песню не Гребенщиков, авторство принадлежит группе «ХЗБ» она же «ХЗ». Название нецензурное, аббревиатуру можно расшифровать примерно, как «фаллос забей». Впервые «Подмога» появилась на альбоме с обсценным названием: «Нае*енился» в 1990 году. Почему же 10 лет «самая честная песня о войне» никого не интересовала, кроме поклонников группы?

 

«ХЗБ» – это панк-рок: жесткий стёб, насмешка, глумление и тому подобные вещи, вполне соответствовавшие духу эпохи, когда всё рушилось, когда вчерашние нормы и ценности переставали что-то значить прямо на глазах.

Для начинающей панков, играющих на сломе эпохи, кринжовая вещица – вполне органична и понятна.

Гребенщиков превратил панковское отрицание отрицания в пафосную, антивоенную песню. «Подмога» поменяла контекст и вышла на совершенно другой медийный уровень.

Только у одного ролика Гребенщикова за 10 лет – более миллиона просмотров на «Ютубе». Неужели Борису удалось сделать хит исключительно на своей харизме, заменив пару слов в откровенной пустышке?

Давайте сначала повнимательней посмотрим на саму группу…

В ансамбле принимали участие Марина Хлебникова, Найк Борзов, Кирилл Немоляев, Алексей Глызин, Сергей Чонишвили, Вика Морозова и другие, известные и не очень, певцы и музыканты…

Альбом группы «Не зассал», всё того же, 1990 года, вошёл в одну из лучших книг о рок-музыке: «100 магнитоальбомов советского рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи» Изд. «РИПОЛ классик», 2020 год. Автор Александр Кушнир.

Ну-с, как бы известная и далеко не последняя рок-группа в стране. Давайте внимательнее приглядимся к самой песне.

Если бы стих написал школьник или «студент-ботаник» с белым билетом, вопросов не было бы. Но автор текста – Бажанов Игорь Вячеславович, служивший в советской армии и дембельнувшийся в 1988 году.

Игорь служил в ПВО, в 1987 году, когда Матиас Руст посадил самолёт на Красную площадь, пролетев все противовоздушные системы. Тогда уволили министра обороны, поснимали многих генералов, а войска замучили проверками и учениями.

Именно в армии Игорь почувствовал себя панком, т. е. человеком, выражающим хоть какой-то протест несправедливости нашего мира. Армия – слепок общества: двойные и тройные стандарты, деградация и развал наблюдались в ней жёстче и ярче, чем на гражданке.

 

Берём авторский текст, почти не отличающийся от гребенщиковского.

Оригинал взят из книги «Бигимот. Стихи» 2015 г. Самиздат. Стихи 1988-2014 годов. Стр. 67. Авторская редакция.

 

А подмога не пришла,

Подкрепленье не прислали...

Нас осталось только два,

Нас обоих на**али. 

Все братушки полегли

И с патронами напряжно,

Но мы держим рубежи,

Мы сражаемся отважно.

Пушка сдохла – всё, пи**ец!

Больше нечем отбиваться!

Что ж, закурим, брат-боец,

Нам от смерти не съ**аться.

Жаль, подмога не пришла,

Подкрепленье не прислали...

Вот, обычные дела –

Нас с тобою на**али!

 

На мой взгляд, автор, знающий армию изнутри, такой песни не написал бы. Основные армейские «странности» я описал выше. Значит, текст не об армии. О чём же?

 

Читаю вышеупомянутый сборник стихов. Датировка начинается с 1988 года.

Тексты можно условно разделить на три группы: «История страны и политика»; «Гениталии-секс-любовь» и «Разное». Деление относительное, ибо в той же «Политике» секса и гениталий – сколько угодно.

Что же со статистикой?

Общее количество стихов за 1988 год – 46. (Доальбомный период):

  • «История страны и политика» – 37.
  • «Гениталии-секс-любовь» – 2.
  • «Разное» – 7.

Общее количество стихов за 1989 год – 52:

  • «История страны и политика» – 22.
  • «Гениталии-секс-любовь» – 21.
  • «Разное» – 9.

Общее количество стихов за 1990 год – 128:

  • «История страны и политика» – 39.
  • «Гениталии-секс-любовь» – 36.
  • «Разное» – 53.

 

Что можно сказать, глядя на эти цифры?

До того, как Игорь Бажанов занялся написанием песен для группы «ХЗ», его волновали исключительно политика и Россия после 1917 года.

С началом работы в ансамбле количество социополитических текстов падает, но остаётся весьма существенным. Количество падает, а интерес автора?

В уже упомянутой книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока» читаем:

«...Спустя несколько лет стало понятно, что период 90-91 годов оказался для "Х** забея" идеологическим пиком». Стр. 169.

Выделено мною.

 

Песня написана в 1990 году. Чем интересен предпоследний год существования СССР, с точки зрения «идеологического пика»?

«Лихие девяностые» ещё не начались, но в головах у людей уже полная каша. Страна вот-вот рухнет. Клип на песню «Предчувствие гражданской войны» у ДДТ появился в 1989 году…

 

Телевизионная передача «Рождённые в СССР» от 01.09.2010 года.

Владимир Капцов и Игорь Бажанов говорят, что их постармейскую жизнь определила служба в вооружённых силах. Именно после армии Владимир решил бросить институт и заняться музыкой. Игорь умудрился записать свой первый альбом именно в армии, именно в войсках «Бигимот» стал панком.

Что интересно, в телепередаче они почти процитировали стих всё того же 90 года:

 

«А вернулся – и странные вещи узнал:

Уходил я в глубоком застое,

А вернулся в крутом перестрое».

 

Текст интересен не только послеармейскими впечатлениями авторов. На фоне остальных стихов «Я прожил 20 лет» (не путать с фильмом «Мне 20 лет», хотя…) выделяется большим размером и отсутствием мата. В сущности, это биография Игоря Бажанова.

Наверное, лидеры группы неосознанно пересказали слова двадцатилетней давности не просто так…

В этом знаковом тексте, в начале и в конце, повторяется строфа:

 

«Я прожил двадцать лет

На счастливой земле

В самой лучшей, наверное,

В мире стране»

 

Начало и особенно конец текста – крайне важная часть стихотворения, тем более если это повторяющаяся часть. Автор довольно тепло отзывается о СССР, не находите?

Когда ведущий передачи спросил Игоря, какую музыку он слушает сейчас, в 2010 году, «Бигимот» рассказал о предпочтении исключительно советских песен 70-х годов.

Довольно тёплый отзыв о советской музыке, не находите?

Не забываем и «рубежи» нашей Родины…

Предварительный итог: у группы «идеологический пик» и тёплые чувства к СССР.

 

Вернёмся к слову «жаль». Если у Гребенщикова оно употребляется в начале первой и последней строфы, то у Игоря Бажанова «жаль» используется один раз. Борис заменил «А» на что-то более вразумительное, ибо начинать стих с предлога не комильфо.

Очень часто на последнюю строчку или строфу приходится главный акцент стиха.

Кстати, «ХЗ» до сих пор поют песню в изначальном виде: «А подмога не пришла».

Что для начинающего автора считается недостатком, для панк-поэта – художественный приём!

 

«Мне вас не жаль, года весны моей»:

 

«Мне вас не жаль, года весны моей,

Протекшие в мечтах любви напрасной,

Мне вас не жаль, о таинства ночей,

Воспетые цевницей сладострастной»

 

            1820 г. А. С. Пушкин.

 

Слово «жаль» – классическое поэтическое слово с огромным шлейфом лирического бэкграунда. Соответствует «Школе гармонической точности» – законодательницы стандартов стихосложения начала 19 века.

Интуиция профессионального автора песен подсказала Борису заменить предлог «А» в начале строки. Таким образом, «жаль», находясь в начале первой и последней строфы, закольцовывает всю песне на себе!

Откуда оно здесь, среди обыденной речи, мата и просторечий? А главное – зачем? На мой взгляд, это метка, сигнал для читателя и слушателя, что здесь есть что-то помимо стебалова. Напомню, и у Гребенщикова, на момент включения песни в свой репертуар, за плечами «Русский альбом», где главная тема – Россия.

Давайте посмотрим, что тут есть помимо «метки» и «стебалова»…

 

По тропам… Как всегда, начну издалека. Тропы – это фигуры речи. Служат для украшения, усиления эмоциональности, глубины, ёмкости текста. Поэзия и шире – художественная литература – не имеют монополии на тропы. Например, в риторике это один из краеугольных камней. Да и мы с вами, как мольеровский Журден, не только говорим прозой, но и широко используем тропы.

Самые простые примеры: «ножка стула»; «ручка шкафа»; «гелиевая ручка» –  где «ручка» – троп под названием «олицетворение». Даже у котят и щенят  – лапки, откуда ручки у предметов? «Носик чайника» – из той же оперы.

«Поехал на машине»; «добрались на поезде» –  конечно же, на крыше автомобиля или вагона мы не ездим. Такой троп называется «метонимия». «Сходи за молоком» – фраза «сходи в продовольственный магазин, и в отделе молочных продуктов купи литр молока» –  звучит правильнее, но согласитесь, использование «синекдохи» – гораздо удобней. И это только самые простые примеры тропов в устной речи!

 

Так что там с тропами у «ХЗБ»? Их не много, заметно меньше, чем в среднестатистической песне или стихотворении. Зачем это сделано? Внешним оформлением, поэтическими «финтифлюшками» пожертвовано ради акцента на внутреннем содержании.

В шлягере используется анафора: «Нас-Нас-Нас». Акцент на обобщение. Возможно, речь идёт не о двух анонимных бойцах, а, например, о большинстве советских людей, которые проголосуют в 1991 году за сохранение СССР.

Есть и эпифора: «на**али – нае**али»  – передача ощущения тотального лицемерия в стране, контраст слова и дела у власти?

Олицетворение: «пушка сдохла». Обратите внимание, орудие не уничтожено в бою, не повреждено или сломалось, пушка именно «сдохла». Слово с очень яркой негативной коннотацией. Сдохла как собака? Что может символизировать такое сопоставление в пропитанном идеологией тексте? На мой взгляд, речь идёт о советской пропаганде, – самом мощном идеологическом оружии. Ещё замечу: орудием герои отбивались, а не наступали. Советской идеологии в 90 году тоже было не до атак…

«Нас осталось только два» – солецизм. Это уже не троп, а синтаксическая конструкция. Речевая ошибка. Используется для передачи торопливости, напряжения во время боя.

 

В поэтической базе «Рускорпоры»[1] 13 миллионов стихов, слово «братушки» встречается аж два раза, но только в одном тексте – поэме «Настоящее» Велимира Хлебникова. Цитата:

 

«Хлынем, братушки, хлынем

Войском нищим.

Вынем, братушки, вынем –

Нож в голенище.

Ярославль! Ты корову

На крышу поставил!

Рязань, ты телят молодцом

Режешь огурцом.

Волга!

Все за дворцом.

Берем божбой

Святой разбой!»

 

Лирические герои Велимира Хлебникова – бунтари, мятежники, революционеры.

Читатель может возразить: какая связь между группой «ХЗ» и Велимиром Хлебниковым?!

Вопрос не такой простой, как кажется, придётся зайти издалека…

Ближайшая аналогия к слову «культура» – «агрокультура».

Возьмём арбуз… Вы знаете, почему арбуз – ягода? Дикие виды арбузов – размером с киви или крупный гранат. Сотни поколений агрономов и селекционеров превращали «оригинал» в культурное растение. Примерно так же обстоят дела и с частью культуры – литературой. Вся она – сплошной гипертекст, матрёшка из прямых и косвенных цитат прошлых авторов. Наш общий культурный код.

И разбираемая песня – точно такой же центон из цитат, аллюзий и гиперссылок.

Словом «братушки» в русской литературе называют либо болгар, либо братьев по оружию. Коллеги-революционеры – тоже подходят.

Говоря о начальном периоде творчества, музыканты «ХЗ», всё в той же передаче «Рождённые в СССР», вспоминают о большом желании перевернуть мир и потрясти основы... Вернувшись из армии, Игорь и Владимир чувствовали себя революционерами!

 

Любой критик с литературоведом подтвердят важность названия для всякого произведения. Слово «подмога» – не только в названии, оно повторяется и в самом тексте. Определённо, оно ключевое для разбираемого стиха!

Итак, стихотворение о подмоге, но что мы знаем о ней, кроме её отсутствия? Почти ничего! Получается, всё крутится вокруг того, чего нет?!

Разгадать загадку можно обратившись к аналогам. В каких текстах, при развитом и динамичном сюжете, запоминающихся героях, главное остаётся за скобками?

Тексты вроде «В ожидании Годо» не предлагать, ибо они элитарны и очень специфичны. «Три сестры» Чехова проходят в школе. Действительно, сюжет и дуги характеров строятся вокруг якобы отъезда в Москву… но широкого отклика в массах пьеса не получила. Вот о Наташе Ростовой ходит множество анекдотов, а спроси, как звали чеховских сестёр? – мало кто и вспомнит.

Музыканты «ХЗБ» не являются рафинированными эстетами и литературными гурманами, целевая аудитория их песен – тоже. Поэтому, в качестве аналогии, нужен текст, хорошо знакомый и понятный поклонникам ансамбля и его участникам.

Усложним задачу: в каком из этих произведений слово «Подмога» является важным, сюжетообразующим словом?

И у нас только один кандидат: «Сказка о военной тайне, о мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»! Сказку, фильм и мультфильм в 1990 году знала вся страна. Аркадий Гайдар – часть культурного кода СССР.

«– Эй, вставайте! – крикнул всадник. – Было полбеды, а теперь кругом беда. Много буржуищин, да мало наших. В поле пули тучами, по отрядам снаряды тысячами. Эй, вставайте, давайте подмогу

«Как услышали такие слова мальчиши-малыши, как заорут они на все голоса! Кто в дверь выбегает, кто в окно вылезает, кто через плетень скачет.

Все хотят идти на подмогу. Лишь один Мальчиш-Плохиш захотел идти в буржуинство. Но такой был хитрый этот Плохиш, что никому ничего он не сказал, а подтянул штаны и помчался вместе со всеми, как будто бы на подмогу».

«– Нет, Главный Буржуин, – отвечают буржуищины, – мы отцов и братьев разбили. И совсем была наша победа, да примчался к ним на подмогу Мальчиш-Кибальчиш, и никак мы с ним всё ещё не справимся».

(Цитирую по книжке ОГИЗ «Молодая гвардия» Москва-Ленинград 1933 год. Орфография и пунктуация сохранены. Слово «подмога» выделено мною).

 

Да, несмотря на яркие образы героев и сюжет, по динамике не уступающий культовым аниме-вестернам уровня «Король шаманов (Chaman King)», фабула сказки строится на ожидании Подмоги.

Сказка ложь, да в ней намёк… Гайдар, через пифию-кассандру Натку, рассказывает о грядущей Великой Отечественной войне.

Кроме буквального предугадывания будущих мальчишей-Кибальчишей,

 

 Роман Тихонов. «Подмога», или О странностях судьбы одной песни (критическая статья) 01

 

 Роман Тихонов. «Подмога», или О странностях судьбы одной песни (критическая статья) 02

 

как и у любой сказки, есть иносказание: Отец – это прошлое, Брат – настоящее, мальчиш – будущее.

Можно уничтожить прошлое, разрушить настоящее, но невозможно воевать с будущим. Поэтому и докладывают главному буржуину о победе над отцами и братьями, но невозможности победить детей.

Даже самый могущественный император не может казнить следующего императора. Будущее нельзя победить, его можно только изменить.

Кстати, именно «измена!» кричит Мальчиш-Кибальчиш после взрыва боекомплекта Плохишем. Будущее попытались изменить через измену...

В сущности, песня является антитезой гайдаровской сказке. Её новым прочтением, версией 2.0 за 1990 год... Некому помочь СССР, да и самой Красной армии...

 

«– А что слышно о смене?

– Смены не будет». © кинофильм «Как закалялась сталь»

 

«– Скрипач не нужен!» © кинофильм «Кин-дза-дза!».

 

Подмоги нет и не будет. И даже стоящие на страже «рубежей» никому уже не нужны, кругом измена. На самых верхах оказались одни «плохиши». Всё уже решено. Отсюда такая безнадёга в тексте и интонации поющих.

 

Мне снова могут возразить: да, Роман, с фантазий у тебя всё отлично, но почему бы не предположить более прозаический вариант: посмотрели два приятеля боевичок в видеосалоне, возвращаясь, прошли мимо драки у рюмочной, а встретившийся приятель рассказал некий случай, вот на автора и накатило…

Действительно, в литературе много примеров, когда сам автор удивляется и возражает, мол, ничего такого не имел в виду! И в мыслях ничего подобного не было!

Но, разве подумаешь о песне «Предчувствие гражданской войны», что она написана на смерть Башлачёва?

Да, такое бывает, но… При внимательном рассмотрении, в большинстве случаев, такие истории напоминают одну…

Восемнадцатилетний Пушкин веселится на пирушке у своих старших приятелей. Николай Тургенев предлагает написать юному дарованию стишок о здании за окном, и Пушкин, ложась на стол (по одной из версий – хохоча), пишет экспромт. На следующий день отдаёт Николаю финальную редакцию текста. Что бы это мог быть за стишок? Наверное, какой-то лёгкий, забавный, с младыми харитами стишок?

Цитата:

 

«Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу»

 

Да, это ода «Вольность». Вид из окна – Инженерный замок, место убийства Павла I, а старшие приятели – будущие декабристы и примкнувшие к ним.

Рукой автора водило почти сформировавшееся тайное общество будущих заговорщиков. Пушкин положил на бумагу витавшие в воздухе мысли и настроения тесной компании.

Пишет не автор, пишет школа-коллектив! ©

 

Так про что «Безнадёга»? Родина (СССР?) ведёт оборонительную войну за выживание, но... [👉 продолжение читайте в номере журнала...]

 

 

12.11.2022

 

 

 



 

[1] https://ruscorpora.ru/

 

 

 

[Конец ознакомительного фрагмента]

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в ноябре 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 
200 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.09 на 15.10.2024, 16:35 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


50 000 ₽ за статью о стихах



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

13.10.2024
Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения.
Юлия Цветкова

01.10.2024
Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову.
Екатерина Сердюкова

28.09.2024
Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Александр Жиляков



Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

аркадий гайдар аудиокниги . Обзор матча "Атлетико" - "Манчестер Сити" 13 апреля 2022
Поддержите «Новую Литературу»!