Алекс Ведов
ЭссеНа чтение потребуется 50 минут | Скачать: Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 26.07.2014
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 Часть 4
Вероятно, среди народов есть тоже более склонные к хаосу или к порядку. Касается это и особенностей национального характера, и государственного устройства, и культуры, и организации производства. Короче, всех сфер общественно-экономической жизни и вообще истории данного народа и созданного им государства. Конечно, провести параллели между отдельным человеком и населением целой страны трудно, но всё же… Вряд ли кто будет оспаривать реальность такой штуки, как национальный характер. И его невозможно отделить от сопутствующего ему в каждом случае менталитета, способа выражать себя в мире, комплексом главных мировоззренческих и ценностных установок. Всё это вместе составляет то трудноуловимое, что определяет национальную специфику, что отличает один народ от другого.
Если применить к народам те же понятия хаоса и порядка, то, пожалуй, и в этом случае можно установить некую воображаемую шкалу. Градации там будут отражать степень хаотичности и упорядоченности, укоренённые в национальном менталитете и характере, и выражаемые образом жизни. Конечно, относительно народов критерии ещё более расплывчаты, чем в случае с отдельными индивидами. Однако и здесь можно установить некую классификацию, отталкиваясь от общеизвестного. Выраженные «народы порядка» – немцы, японцы, англичане, норвежцы, шведы, финны, швейцарцы, датчане. Даже не вижу надобности это обосновывать. На другом крае этой шкалы вижу народы Латинской и Южной Америки (не все, но большинство), население Ближневосточного региона и Центральной Азии (тоже большинство), стран Африки (опять-таки не все, но основную часть). К народам хаоса отнёс бы и те немногочисленные (как австралийские аборигены, бушмены, папуасы), которые до сих пор живут первобытно-общинным строем, дикими племенами в стороне от цивилизации. Лет тридцать назад туда же можно было бы отнести индусов, а также народы некоторых стран Юго-Восточной и Средней Азии, однако они с тех пор прошли определённую эволюцию в сторону порядка.
Если спросить – почему так считаешь, какие тут критерии, то я бы ответил: потому что там традиционно наименее стабильная экономическая и политическая обстановка; постоянно происходят какие-то перевороты, бунты, путчи и прочие нелегитимные способы смены власти; возникают какие-то хунты, диктатуры и прочие временные правительства. В странах порядка это тоже порой происходит. Но, во-первых, гораздо реже; во-вторых, под влиянием значимых социально-экономических факторов, которые легко отследить. И в большинстве случаев, как говаривали классики марксизма, когда идея завладевает массами и когда в обществе назрели проблемы, которые другими средствами разрешить уже невозможно. А в государствах, населённых народами хаоса, социальные катаклизмы происходят в большей степени спонтанно и стихийно. Зачастую их провоцируют случайные исторические обстоятельства или просто волюнтаризм отдельных людей, наделённых большими властными, экономическими или военными полномочиями.
Просто есть народы, которым государственное и цивилизационное строительство даётся труднее, чем другим. И это факт, хочет кто-то его признавать или нет. Соответственно, не очень получается с промышленностью, благосостоянием граждан и правопорядком в обществе. От чего это зависит – вопрос сложный, требующий многих знаний из истории, антропологии, этнографии, психологии и т. д., и анализировать его не возьмусь. Михаил Веллер в своих философско-публицистических книгах пишет о некоем «системообразующем инстинкте» как важном компоненте коллективного сознания народов. Как пример: одни народы в основной массе своей трудолюбивы, пытливы и законопослушны. А другие предпочитают петь и плясать, организовывать фестивали и карнавалы, играть в футбол и торговать, а не развивать промышленность, технологию, науку. Для них такой образ жизни самый естественный. И к соблюдению законов (равно как и вообще к государственным институтам) у последних отношение весьма вольное. Что это такое и чем оно обусловлено, не очень ясно. Но, пожалуй, вот это оно и есть.
Ну а между указанными полюсами находятся остальные народы Земли. В Европе – французы, итальянцы, испанцы, поляки, чехи, венгры, австрийцы, голландцы. Пожалуй, эти народы находятся ближе к полюсу порядка. В Азии картина весьма пёстрая. Про Японию повторюсь, что её народ из всех азиатских в наибольшей степени является народом порядка. Далее, на мой взгляд, идут китайцы и корейцы. Они тоже, мне кажется, в настоящее время более «упорядоченные» нации, чем население большинства остальных азиатских государств, тяготеющих к хаосу (имею в виду большие государства, а не города-государства с идеально выстроенным порядком, как Сингапур). Про население США, Канады и Австралии сказать что-то сложно, так как там нет одной национальности. Однако если учесть, что это наследники преимущественно европейской культуры, то и они в большей степени «народы порядка».
Любопытным мне кажется то обстоятельство, что «народы порядка» строже других блюдут свою национальную идентичность. Чем более тяготеет народ к порядку, тем меньше он смешивается с другими народами, тем он монолитнее, тем меньше разнообразия в его государственном составе. Взять в качестве примера тех же японцев, англичан и немцев. У хаотичных народов наблюдается обратная картина: этническое и расовое смешение, метисация и мулатизация, «мультикультурализм», эклектичность как национальная, так и административно-территориальная, взаимная ассимиляция и диссимиляция. Вон какое лоскутное одеяло национальностей в южноамериканских странах. Там, наверное, представлен весь человеческий генофонд планеты. Где же размещаются на этой шкале русские (к которым я отношусь)? Уж во всяком случае, не на одном из её краёв. Окинув взглядом всю нашу историю, и то, как мы живём сейчас, наверное, не будет большой ошибки в том, чтобы определить наше место примерно посередине. У нас почти поровну того и другого. Хотя, скорее всего, начало хаоса несколько превалирует. Но, думается мне, не так уж сильно, как принято считать.
Оглавление 3. Часть 3 4. Часть 4 5. Часть 5 |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Вешалки плечики для одежды от немецких производителей вешалки детские от производителя. |