Записки о языке
Статья
![]() На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Оглавление 2. Вежливость 3. Губительно и гибко Губительно и гибко
Созвучие наименования части лица, обрамляющей рот, с глаголом «губить» лежит на поверхности, но лексическая их связь неочевидна. В сети есть масса материалов, посвящённых раскрытию символики различной формы женских губ. Начинаются они примерно так: «Губы – это часть тела женщины, которую на протяжении веков воспевают поэты всех стран. Они издревле считаются своеобразным индикатором состояния души женщины. Лёгкая улыбка и ласковое слово, слетевшее с нежных женских губ, приводят мужчин в замешательство. Специалисты физиогномики подтверждают, что, обращая взоры на женщин с крупным ртом, мужчины всего лишь следуют основному инстинкту. Полные губы – неопровержимое свидетельство повышенной чувственности. Не зря же эротичный рот Мэрилин Монро вдохновил на сексуальные подвиги всё мужское население планеты и стал символом соблазна»[5]. Ассоциативно в голову приходят мысли о роковых женщинах, которые губят поклонников чувственным ртом, очаровательной улыбкой и поцелуем, исполненным соблазна. Конечно, они сразу улетучиваются, когда начинаешь сопоставлять времена и культурный ареал романтизма, создавшего образы роковых красавиц, и особенности быта славянских народов, закрепивших слово «губа» в своих наречиях. Тем более что на Руси в XVI–XVII вв. оно означало территориальный округ, в котором местные власти во главе со старостой осуществляли судебно-полицейские функции. Нетрудно заметить, что лексема «губить» легко меняет гласный звук в своем корне с «у» на «и». Губить – гибнуть, губительный – гибнущий, пагуба – погибель. Это даёт нам возможность сделать следующий шаг к пониманию утраченного смысла: все эти понятия близки к семантике слова «гибкий». «Что за нелепость», – возмутитесь вы совершенно справедливо, ведь «гибкость», «эластичность», «подвижность» характерны для молодого организма, имеющего силы противостоять погибели и смерти. Однако в мировоззрении наших предков, отражённом в зеркале речи, действия, передаваемые через глаголы «гнуть», «сгибать», были обозначением следствия процессов негативных, губительных. Тяжесть болезни гнёт человека к земле, иногда скручивая его в три погибели. От «скручивания» появилось слово «кручина», характеризующее не лучшее душевное состояние или обозначающее предмет, из-за которого стоит переживать, беспокоиться. Враги, невзгоды и неурядицы сгибают волю нашего героя, словно ветер гнёт к земле молодое дерево. Неслучайно понятие «здоровый» срисовано с образа могучего дерева, являющегося также и символом рода. Человек всеми силами пытается выстоять, остаться прямым, несгибаемым, сохранить своё вертикальное положение в пространстве. Согнулся – значит, загнулся, погиб. Чрезмерный перегиб ведёт к надлому, а нужно не сломаться, остаться целым. Всё это так, но при чём же здесь губы? Губы – самая гибкая часть лица, самая эластичная, способная принимать разные формы и размеры. Как мы уже отмечали, уста – это орган речи (отсюда устная речь), способный передавать звуки, несущие мысль от одного человека к другому. Более того, устами можно разговаривать и вовсе беззвучно. Именно по губам читают слова собеседника глухонемые, лишь в основных понятиях опираясь на жестикуляцию рук. Губы растягиваются в улыбке, искривляются в усмешке, вытягиваются трубочкой, выпячиваются, поджимаются, округляются, выворачиваются наружу, словом, вытворяют самые разнообразные выкрутасы. Именно в гибкости губ – их главная особенность и значение наименования. Почему же одно и то же исходное понятие так по-разному осмыслено в языке: с одной стороны – боль и гибель, а с другой – гибкость и подвижность? Возможно, причина в том, что рассмотренные группы слов были образованы в разные эпохи, характеризующиеся разными условиями жизни и разными представлениями о ней. Губа как часть лица – слово относительно новое, появившееся в XVIII веке. Со временем одни и те же слова, сохраняя свой вид, иногда до полной неузнаваемости меняют содержание. Например, старорусским «ключ» назывался руль, «весна» означало поле, «завещание» – духовное наставление, «задница» – наследство, «проказа» – преступление и т. д. Добавим, что губа как поморское название далеко вдающихся в сушу морских заливов и бухт, в которые обычно впадают крупные реки, также передаёт значительный изгиб береговой линии. Интересно вспомнить слова «сугубый» и «трегубый». Неужели встречались создания с тремя губами? «Сугубый» в своём старинном значении – двойной, двукратный, удвоенный. Зрительный образ его – согнутый вдвое[6]. То же самое можно сказать и о слове трегубый, которое не дошло до нас как самостоятельное понятие, однако сохранилось в именах собственных (Троегубов, Трегубов, Трегуб). Соответствует нашему «тройной», «утроенный».
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 2. Вежливость 3. Губительно и гибко |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|