HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Записки о языке

Дмитрий Муравкин. В трёх словах

Обсудить

Статья

 

Купить в журнале за январь 2018 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2018 года

 

На чтение потребуется 12 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 10.01.2018
Оглавление

2. Вежливость
3. Губительно и гибко


Губительно и гибко


 

 

 

Созвучие наименования части лица, обрамляющей рот, с глаголом «губить» лежит на поверхности, но лексическая их связь неочевидна.

В сети есть масса материалов, посвящённых раскрытию символики различной формы женских губ. Начинаются они примерно так: «Губы – это часть тела женщины, которую на протяжении веков воспевают поэты всех стран. Они издревле считаются своеобразным индикатором состояния души женщины. Лёгкая улыбка и ласковое слово, слетевшее с нежных женских губ, приводят мужчин в замешательство. Специалисты физиогномики подтверждают, что, обращая взоры на женщин с крупным ртом, мужчины всего лишь следуют основному инстинкту. Полные губы – неопровержимое свидетельство повышенной чувственности. Не зря же эротичный рот Мэрилин Монро вдохновил на сексуальные подвиги всё мужское население планеты и стал символом соблазна»[5].

Ассоциативно в голову приходят мысли о роковых женщинах, которые губят поклонников чувственным ртом, очаровательной улыбкой и поцелуем, исполненным соблазна. Конечно, они сразу улетучиваются, когда начинаешь сопоставлять времена и культурный ареал романтизма, создавшего образы роковых красавиц, и особенности быта славянских народов, закрепивших слово «губа» в своих наречиях. Тем более что на Руси в XVI–XVII вв. оно означало территориальный округ, в котором местные власти во главе со старостой осуществляли судебно-полицейские функции.

Нетрудно заметить, что лексема «губить» легко меняет гласный звук в своем корне с «у» на «и». Губить – гибнуть, губительный – гибнущий, пагуба – погибель. Это даёт нам возможность сделать следующий шаг к пониманию утраченного смысла: все эти понятия близки к семантике слова «гибкий». «Что за нелепость», – возмутитесь вы совершенно справедливо, ведь «гибкость», «эластичность», «подвижность» характерны для молодого организма, имеющего силы противостоять погибели и смерти. Однако в мировоззрении наших предков, отражённом в зеркале речи, действия, передаваемые через глаголы «гнуть», «сгибать», были обозначением следствия процессов негативных, губительных. Тяжесть болезни гнёт человека к земле, иногда скручивая его в три погибели. От «скручивания» появилось слово «кручина», характеризующее не лучшее душевное состояние или обозначающее предмет, из-за которого стоит переживать, беспокоиться. Враги, невзгоды и неурядицы сгибают волю нашего героя, словно ветер гнёт к земле молодое дерево. Неслучайно понятие «здоровый» срисовано с образа могучего дерева, являющегося также и символом рода.

Человек всеми силами пытается выстоять, остаться прямым, несгибаемым, сохранить своё вертикальное положение в пространстве. Согнулся – значит, загнулся, погиб. Чрезмерный перегиб ведёт к надлому, а нужно не сломаться, остаться целым.

Всё это так, но при чём же здесь губы? Губы – самая гибкая часть лица, самая эластичная, способная принимать разные формы и размеры. Как мы уже отмечали, уста – это орган речи (отсюда устная речь), способный передавать звуки, несущие мысль от одного человека к другому. Более того, устами можно разговаривать и вовсе беззвучно. Именно по губам читают слова собеседника глухонемые, лишь в основных понятиях опираясь на жестикуляцию рук.

Губы растягиваются в улыбке, искривляются в усмешке, вытягиваются трубочкой, выпячиваются, поджимаются, округляются, выворачиваются наружу, словом, вытворяют самые разнообразные выкрутасы. Именно в гибкости губ – их главная особенность и значение наименования.

Почему же одно и то же исходное понятие так по-разному осмыслено в языке: с одной стороны – боль и гибель, а с другой – гибкость и подвижность? Возможно, причина в том, что рассмотренные группы слов были образованы в разные эпохи, характеризующиеся разными условиями жизни и разными представлениями о ней. Губа как часть лица – слово относительно новое, появившееся в XVIII веке. Со временем одни и те же слова, сохраняя свой вид, иногда до полной неузнаваемости меняют содержание. Например, старорусским «ключ» назывался руль, «весна» означало поле, «завещание» – духовное наставление, «задница» – наследство, «проказа» – преступление и т. д.

Добавим, что губа как поморское название далеко вдающихся в сушу морских заливов и бухт, в которые обычно впадают крупные реки, также передаёт значительный изгиб береговой линии.

Интересно вспомнить слова «сугубый» и «трегубый». Неужели встречались создания с тремя губами? «Сугубый» в своём старинном значении – двойной, двукратный, удвоенный. Зрительный образ его – согнутый вдвое[6]. То же самое можно сказать и о слове трегубый, которое не дошло до нас как самостоятельное понятие, однако сохранилось в именах собственных (Троегубов, Трегубов, Трегуб). Соответствует нашему «тройной», «утроенный».

 

 

 

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2018 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2018 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

2. Вежливость
3. Губительно и гибко

508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!