HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 г.

Евгений Бриммерберг

Ретроспективный экскурс

Обсудить

Философское эссе

 

Купить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года

 

2015-2011

 

На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 24.11.2015
Оглавление


1. 2015 год
2. 2014 год

2015 год


 

 

 

Лейбниц полагал, что из бесконечного количества возможностей действительной становится та, которая наикратчайшим путём ведёт к наибольшему совершенству. Поэтому зло недействительно. А если недействительно, то и не существует. Это и есть доказательство того, что Бог не мог допустить существование в мире зла.

 

Посмотрел на заседание трупов академиков на фоне убогих картин. Некие врата в неискусство, ждущие очередного мертвеца. Поневоле начнёшь ценить какого-нибудь Кулика. Он хоть и клистирная трубка, но всё-таки клистирная трубка Бога, а не член академии художеств.

 

Идея подлинной расы никак не обозначена. Зигфрид и не крепостной, и не свободный. Он – естественный. Чтобы освободить крепостных, недостаточно убить Бога. И не нужно. Потому что освобождённые крепостные – это чернь. Бог же изначально не Господин, а Творец. Убить Господина и не заметить Творца – значит распять себя между безбожной чернью и искореняющим её иррациональным насилием.

 

Посмотришь иногда в эти дремучие глаза вечности, и кажется, что человек был всегда и никогда не покидал этот мир.

 

Чем отличается Родина от Отечества? Родина – это баба, которая не даёт денег мужику на водку. Отечество – это традиция, память, преемственность поколений в становлении истории и культуры. Так что когда вас призывают защищать Отечество, – посмотрите, где оно? Везде – Родина.

 

Понятно, что современное искусство должно быть антагонистом современному человечеству. Но не своей глупостью и отчаянием, а гениальностью и оптимизмом.

 

Насколько живая, а не мелодичная музыка Вагнера! Она не увлекает, а вовлекает. Предвещает и возвещает. Ещё не сбывшуюся судьбу открывает человеку, ставит его перед фактом, что без него она не свершится, и человек не видит эту судьбу, а видят её Боги, и они направляют его. Он – послушное орудие их провидения – живёт свершением этой судьбы. И только однажды вместе с Богами он видит её. И наступает время свершения.

 

И вот после того, как уяснён смысл происшедшего изменения в судьбе искусства, который заключается в переходе от бытия к жизни, следует спросить себя, может ли жизнь обходиться в своём развитии без посредства бытия? И не следует ли после того, как она исчерпала себя и выродилась, вновь обратить её лицом к бытию, чтобы в его неисчерпаемой идее она смогла познать свою меру?

 

Так хочется глядеть вперёд, а не погрязать в отвратительном фатализме растительно-животной жизни, который на уровне государств и народов топчет здравый смысл и человеческую породу.

 

Судьба сама себя не ведает. Иначе она была бы не судьбой, а промыслом.

 

Бог сотворил человека, а не крещёного дурака.

 

Политик – это человек, который свою глупость делает всеобщим достоянием.

 

В современных условиях занятие философией для художника не менее важно, чем занятие живописью. Поскольку только она может защитить его искусство от дураков.

 

 

Все великие художники были философами. Вот почему в каждом шедевре живописи содержится тайна, разгадка которой кроется в длительном созерцании картины. А это значит, что полотно должно выглядеть точно так же как оригинал – на холсте, в раме и, главное, постоянно быть в поле вашего зрения. У каждого из нас есть любимые картины, видеть которые хочется всегда. Полотна великих художников на холсте в деревянном багете можно заказать по обширному каталогу в виде качественных репродукций любого размера. Заказы на их изготовление и доставку принимаются на сайте http://8-poster.ru/.

 

Сущность существует всегда – неприемлемое для доказательства положение. Ведь утверждение, что сущность существует всегда, равносильно утверждению, что всегда существую я. Но поскольку я могу знать, что существую всегда, только при наличии вечно существующей сущности, а сущность существует вечно только при наличии вечно существующего меня, то и нет никакой возможности решить это противоречие в пределах этого отношения.

 

Без философии жить нельзя. Она отвечает на вопрос о смысле бытия, выдвигает идею сознания, в пределах которого я могу мыслить всю полноту сущего, создает перспективу времени и в состоянии крайнего возбуждения оставляет меня в покое.

 

Некоторые верят, что в вечности нет времени. Но если в ней нет времени, то нет и бытия, поскольку вечность без времени – ничто. А если в ней нет бытия, то и самой её нет, так что нет того, что может быть без времени или со временем.

 

Вечность – это утешение для тех, кто не исчерпал время.

 

Даже если не будет на свете людей, а останутся одни твари безумные, будет Бог как мечта о человечестве, любви и безупречном разуме.

 

Поскольку идея вечного Бога существует во времени, она в каждый момент своего существования должна иметь такое выражение, в котором вечность Бога соответствовала бы этому моменту.

 

Идея Бога должна исходить из сознания человека, из факта наличия времени. Только в этом случае вечность его сущности подтверждается преемственностью времён. А поскольку сознание каждого момента времени имеет единожды сотворённую сущность в божественном образе, то и образ этой сущности должен выражать всю полноту творения в данный момент времени.

 

Зачем вечность Богу, если он и без атрибутов вне сознания Бог? Бог нуждается в атрибутах в сознании: именно в сознании вечность является одним из его атрибутов. И поскольку сущность Бога складывается из сознания его атрибутов и Бог есть живое существо, а не мёртвое бытие-ничто, то и атрибуты должны менять свои свойства в сознании человека. Так что изменённая их совокупность должна приводить к иной идее Бога, чем та, из которой исходило сознание при установлении своего отношения к существу этой идеи.

 

ФОРМУЛИРОВКА ОСНОВНОГО ТЕЗИСА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.

Между временами вечность. Это основной тезис современного мышления, преодолевающего классическое, согласно которому в вечности нет времени, к ней всё сводится и из неё всё исходит. В современном мышлении акцент делается на преодолении вечности, в классическом – на её истинности. В классическом мышлении на первом месте Бог, в современном – человек. В современном мышлении над вечно исчезающей в себе сущностью выступает жизнь. В классическом – жизнь уходит в вечность, поглощается вечностью и воскресает в вечности. Последний пункт доказать невозможно, поэтому он требует веры. Знание того, что есть воскресшая в вечности жизнь, требует смерти, а это – противоречие.

 

Нельзя жить без вдохновения. Можно задохнуться.

 

Разочаровался я в живности человеческой. Не мыслит она, а лишь благоухает низменным высокомерием.

 

Философом не может быть человек, который констатирует отсутствие или деградацию философии. Философ – это человек, который создаёт идею открытого будущего для сохранения в нём исчезающей вместе с жизнью сущности творения.

 

Я вот сейчас думаю об этой работе. Хочу найти хоть какие-то слова, чтобы высказать своё отношение к ней. И сталкиваюсь с полным безразличием, нежеланием вникать в суть событий, в мир примитивных отношений, больных аффектов, бессмысленных поступков, возведённых в суть крахмально-бисерного студенистого, вязкого, душного испарения, выделения, которое нуждается в лечении мазью, чтобы душа извергла из себя то, что её поглотило и размазало по липкому столу глупого помешательства. Есть люди, которые изначально не могут отделить достойное для творчества содержание от никчемного, поскольку им не дано совершить такой выбор. Не из чего выбирать. И тогда они используют любой материал для самоисторжения, становятся его жертвой, но нисколько от этого не страдают, а ещё больше глумятся над своей нечистоплотностью, выдавая это за литературный талант. Своё дрянное произведение они преподносят как акт свободомыслия, разрушения комплексов, посягательства на обывательщину. А на самом деле, они просто не могут сделать ничего лучшего, чего-то такого, что стало бы произведением искусства. Они просто бездарны, но тщатся компенсировать эту бездарность инфантильными парадоксами ума и физиологическими страстями, доведёнными до навязчивого, органического поражения сознания, требуя при этом, чтобы его разлагающиеся очертания стали предметом внимания и вытеснения и замещения содержания сознания здравого ума. Истерический инфантилизм личности, лежащий в основе такого продукта, нуждается в снисходительной жалости к страдающей душе доведённого до отчаяния автора. Но ни в коем случае невозможно обсуждать этот продукт. Ведь именно это и есть цель автора. Потому что подлинное произведение искусства ни в чём не нуждается. В нём нуждаются люди, а не оно в них.

 

Мышление есть способность распадающейся в сознании жизни обретать себя в новых формах бытия.

 

Стараюсь понять то, поняв что, перестаю что-либо понимать. И тогда в состоянии неудовлетворительного безумия и беспокойства начинаю искать способ овладеть жизнью, которая принадлежит мне, но во власти которой я нахожусь.

 

Искусством можно заниматься только при наличии великой любви к людям и в безграничной вере в них. При потере этой веры и любви искусство исчезает. Богу оно не нужно.

 

Апокалипсис как учение о прерванности творения, о невозможности его завершения, потрясает душу, поскольку оставляет её в мучительном ожидании неведения. Она вроде бы и повержена, и есть, и никогда не будет. Так что пережить это крайне сложно. Остаётся лишь признать, что тот промежуток несбыточного творения, который лежит между поверженным миром и ждущим его пришествия для воссоединения с собой вечно живым светлым существом, с недоумением отторгает точку зрения трепещущего в своей оставленности и погибшего в своей незавершённости творения.

 

Что истина? Конечная цель существования? Всеобъемлющий хаос бытия? Мировой порядок? Или бессмертная сущность, ставшая тёплым местом для сбора винограда в пустыне? Нет, все эти истинные вопрошания сводятся к одному ответу: Я есть истина. Это и есть главный ответ истории. Ведь только в этом случае Бог в человеке знает своё творение посредством себя: он не только творение, но и в этом творении – Я. Что же здесь удивительного? Только здесь Бог может сказать не только о себе, но и стать Я. Хотя бы на время. Тот, кто отрекается от Я, отрекается от истины и творения, в котором Бог запечатлел себя. Даже если он верит в Бога, не являясь Я, он утрачивает истину, поскольку только в Я Бог – творение, образ и подобие себя и единственное истинное откровение.

 

Жизнь настолько невероятна, что без ещё более невероятного объяснения её вынести невозможно.

 

Академия художеств, институт философии – два кладбища красоты и мысли человеческой.

 

Все-таки, настоящее значительно превосходит мировую культуру. Как бы ни была она совершенна, совершенство требует постоянного внимания к выходящему за пределы его растлению. Так что без этого настоящего мировая культура превратилась бы в вечную сущность, в некую смертную жизнь, созерцающую Бога в предмете своего вожделения. И была бы смертна в бессмертном существе. А в настоящем она бессмертна.

 

Абстракция – это освобожденная от всяких чувств идея. Именно поэтому она не предмет, а источник чувств.

 

Свобода есть состояние души, перед которой нет никаких препятствий для существования. Она может существовать только в божественном мире, в живом творении.

 

Человек есть носитель смысла. Если в мире нет смысла, то нет и человека.

 

Вы ещё хотите иметь? Значит, вы ещё не можете быть.

 

Всякое произведение, несущее в себе дух классической традиции в современном выражении, является авангардным.

 

Самое страшное в России – это то, что свободный человек может по каким-то формальным признакам попасть под действие законов, установленных рабами для рабов.

 

Мне грустно оттого, что вижу вас насквозь,

Что не сожжёте пламенем своим,

Что скукой бытия очаровать не в силах...

 

Бесноватость, которую некоторые люди испытывают к европейской цивилизации, это результат отсутствия у них христианской идеи, сознание своей ущербности в отношении к миру, который на основании этой идеи строит свободу и демократию.

 

Метафизика есть состояние бытия, в котором способ восприятия мира не отличается от сознания его устройства.

 

Что касается истины, то где же она, кроме пределов разума, существует? Полагать её иррациональной идеей, значит отказываться от собственной значимости и утверждать неистинность творения в ожидании откровения его истины.

 

Вступление к 3-му действию «Тристана и Изольды» Вагнера – это одинокий, божественный человек, перед лицом смерти от имени всего человечества несущий в себе жизнь. Когда люди научатся постигать эту великую музыку, они перестанут кривляться перед сущностью бытия, а выразят её прекрасным и совершенным образом. У них исчезнут животные инстинкты, благородство восторжествует, а суть творения станет ясной и очевидной. Так что нелепы их дерзости, украшающие замшелый мир цивилизации, их лица ещё не обрели черты вызывающего превосходства над тлением, их умы еще не приспособлены для усмотрения истинного намерения Творца, а скудные души всё ещё погребены в прахе веков. Свет, который восторжествует над умилением исчерпавшего себя духа, вознесёт всё живое к его истинному прозрению и внушит любовь более сильную, чем та, которая наступила на горло смерти, но не в силах отступить от неё.

 

С каким единодушием мыслящие люди в России отрекаются от времени! Это симптом. Безвременье – это тяжёлая болезнь. Его пытаются заменить вечностью, но ведь вечность – это идея, а не состояние духа и жизни. Можно пребывать в вечности, но только в такой, которая длится во времени. Но и в такой пребывать никто не хочет. Хочет просто вечности без времени. Это некрофилия, влечение к смерти, бессилие жизни, униженной невозможностью следовать своему высшему предназначению. Времяотречение – это и есть болезнь духа, обусловленная общим недомоганием нации, неспособностью её вовремя осознать своё пребывание, латентное безделие, подражательство и отчаянный патриотизм обманутых надежд.

 

Русское искусство всегда прокладывало мост между убитостью человеческой и пустеющей отсутствием Бога божественностью. Оно давало и даёт образ человека ещё не существующего, но в скорби своего отсутствия обозначенного.

 

Время кончилось. Наступило будущее. Развовременение. Развовременение есть будущее, наступившее навсегда. Это изъявшее себя из своей сущности бытие, выставленное напоказ для проницательного взгляда, навсегда покинувшее своё ничто. В этом месте ничто окончательно распадается, обнаружив своё бытие и навсегда став им.

 

Есть только свобода воли, а никакой другой свободы нет. Под свободой воли понимается способность из всех возможностей выбрать истинную, действительную и подлинную. Свобода воли обусловлена наличием разума и идеей Бога, отношением разума к этой идее. Так что свобода в этом смысле ничем не отличается от судьбы. Можно сказать, что человек вершит свою судьбу, которая властвует над ним.

 

Единственный не тот, кто возвёл себя до небес в качестве Я, а тот, кто своей единственностью спас каждого.

 

Мне все мнится, что когда-нибудь порода человеческая в России улучшится, и здравый смысл возобладает.

 

Если бы человек познавал и творил только на основе восприятия доступных ему явлений, то он не обладал бы способностью провидения, которая обращена к идее бытия, существующего независимо от отношения к нему человека. Если эту идею не принимать во внимание, философия станет содержательной, но иррациональной и бесцельной. Смысл жизни утратится, скука овладеет умом, а инстинкт восторжествует. Так что человек станет слепым орудием созидания, смысл которого ему не дано понять.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение ноября 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление


1. 2015 год
2. 2014 год

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

14.03: Иван Самохин. О «праве на счастье» (и не только о нём) (высказывание)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!