HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2019 г.

Евгений Бриммерберг

Ретроспективный экскурс

Обсудить

Философское эссе

 

Купить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года

 

2015-2011

 

На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 24.11.2015
Оглавление

1. 2015 год
2. 2014 год
3. 2013 год

2014 год


 

 

 

Вдруг подумалось: философ Ульянов Владимир Ильич поступил с философией так же, как Степан Разин со своей невестой. Тот её в «набежавшую волну» выбросил, а В. И. – в массовое сознание.

 

Тот, кто убил в себе мысль, обречён быть лакеем истории.

 

Художник может изображать только то, что он чувствует. Тот, кто ничего не чувствует, может изображать всё.

 

Подлинное испытание и страдание для человека наступает тогда, когда он выходит за пределы существующей культуры и становится её носителем.

 

Варварская Москва. Дикие лица. Но есть какая-то буйная свежесть в этом варварском духе, какое-то превосходство над цивилизованным удушьем постисторических городов.

 

Онтологии хаоса не бывает. Так же, как не бывает феномена материи. Поступать следует по примеру Лапласа, которому для построения Вселенной Бог был не нужен. Вселенная – безбожное творение обладающего свободой воли человека. Или Бог, или Вселенная. Так же и в разумной онтологии нет места хаосу, поскольку хаос не сущность, а идея самоотрицающегося и самообнаруживающегося бытия в единстве со своим ничто в феномене исключающей его из себя жизни.

 

Гуссерль не создал ни одного труда, к которому следовало бы относиться всерьёз. Но он сделал нечто большее: зафиксировал превосходство мыслящего человека над мышлением, установил факт его присутствия.

 

Проблема России в том, что политику в ней делают неразвитые мужчины, а осуждают её – развитые мальчики.

 

Не Россия рабская страна, а люди, которые рассуждают в ней о свободе, рабы.

 

В некоторых случаях лучше потерять связь с реальностью, чем идти на поводу у тех, кто присваивает себе право определять, что такое реальность.

 

Конформизм в виде иронии – неопровержимый признак лицемерия.

 

Человек, который задаёт вопрос, важнее вопроса, который он задаёт.

 

По определению Поппера, демократия – это прежде всего открытое общество. Всех остальных, начиная с Платона и кончая Гегелем, он объявляет врагами демократии. («Открытое общество и его враги»). С этой точки зрения никакое всеобщее знание о демократии невозможно. Возможна лишь сама демократия без этого всеобщего знания. Поэтому Ваша попытка применить всеобщее знание к пониманию демократии – антидемократична. Ведь с точки зрения демократии Ваше знание всеобщего не является всеобщим, а только частным. У другого тоже его всеобщее знание является частным. Поэтому демократическая конституция по необходимости является плюралистической и отражает принцип свободы, заключённый в правах каждого человека. Если бы демократия устанавливалась по Вашему частному мнению о ней, она превратилась бы в деспотию, даже если Вы даете правильное толкование ей, поскольку Ваш принцип доминировал бы над всеми прочими. Поэтому демократия устанавливается естественным путём, в результате абсолютной и тотальной войны каждого с каждым в лоне Божественного принципа, что в действительности и произошло в истории. Демократия бескомпромиссна, поэтому терпима. В ней нет внешнего регулятивного принципа, основанного на превосходстве закона над личностью. Вы уже противоречите себе и принципу демократии, когда говорите: «...с целью выявления отсутствия противопоставления своих намерений намерениями остальных индивидуумов и такое же публичное подтверждение своего согласия с вновь выявленным законом поведения членов общества в конкретных обстоятельствах...». Это Вы говорите не о демократии. А о коммунистическом обществе.

 

Я всё пытаюсь найти в Вас изъян, а нахожу лишь достоинства.

 

Непорядочный человек никогда не будет заниматься искусством. Он просто не в силах вынести его освободительное бремя.

 

Только по тому, что мы узнаём друг друга, мы верим в то, что мы есть. Но мы есть на самом деле, когда не узнаём никого.

 

Гений не всегда может проявить свою гениальность, а только в том случае, если ему удается расчистить для неё путь. Иногда ему приходится жертвовать для этого своей жизнью. Иногда все силы уходят на расчистку этого пути, так что произведение его гениальности принимает смешанный вид, вид борьбы со злодейством и победы над ним. Но в любом случае он чистая стихия, обозначенная своим присутствием в Мире Откровения. Именно в чистоте, а не в победе над пороком проявляется гениальность гения. И если ему дана творческая сущность, то только для того, чтобы явить миру его образ в совершенстве духом проникнутого естества, в природе великого замысла, в чувстве безграничной любви ко всему сущему и восхищении его устройством и незыблемой прочностью. Ведь невозможно отвергнуть то, что даже в уничтожении блещет красотой. И бессильно склоняешься в вознесённом духе перед этим оставленным и опустевшим миром, который захватывает и покоряет с иной стороны совершенно непостижимым образом.

 

И прекрасная женщина внятно произнесла своё имя, затерянное в веках.

 

Грустно жить, но вдохновение неукротимо.

 

Похожи мы, как ангелы порока, как демоны любви.

 

В скором времени художники почувствуют необходимость пересмотреть свои взгляды на искусство. Привычные представления о нём низложены. Мифотворчество и Богооткровение, которые и были содержанием искусства, плавно перешли к реальному существованию человека в том виде, в каком он пожелал быть собой. И так возникло современное искусство, которое является средством выражения человеческого существования. И поскольку идеи бессмертия, божественного образа покинули человека, он, естественно, полагает свое искусство во времени как современное ощущение будущего ожидания, как мысль о воплощении идеи в бессмертном существе – не найденном, потерянном и живом. Жизнь поэтому воплощает тот замысел, который ранее полагался внешним человеку, а сейчас неотступно и неразлучно следует вместе с ним. Это состояние, которое описывается творческим вдохновением, заключает в себе весь смысл современного искусства. Современный художник раскрывает будущее не как абстрактную идею, а как реальное воплощение сущего.

 

В двадцать лет я написал картину, которая называлась «Гибель греческих богов». На ней были изображены олимпийские боги, которых защищали спартанские воины от обезумевшей толпы. Спустя некоторое время я изобразил камеру с лежащими, стоящими и кривляющимися людьми, в которую зашёл невинный человек. И я запечатлел это противостояние невинности и порока. Но кульминацией моего отношения к действительности стала написанная по аналогии с «Явлением Христа народу» картина «Явление Брежнева народу». Там был изображён Брежнев на ступенях лестницы, ведущих к храму, среди толпы юродивых, лакеев и проходимцев. В углу композиции стоял я в виде художника, пишущего картину Гойи «Паяц». Картины эти, может быть, и сохранились, но где они – я не знаю. Так я представлял себе в то время жизнь, и с тех пор мало что изменилось. Через некоторое время я занялся поисками стиля, в результате которых появилась живопись, превосходящая все известные представления о ней. Она стала неожиданным открытием, предметом удивления и восхищения. Я смотрю на нее как на нечто непостижимое, но простое и ясное. Это и есть искусство, то, что вечно притягивает к себе человека. И оно неиссякаемо, потому что является источником всякой жизни и отвергает смерть.

 

Всегда чувствовал и мыслил себя человеком, имя которому я сам. К прошлому человечеству не отношу себя ни в каком виде, даже – самом гениальном. Я считаю, что прошлое человечество воплощается во мне. Поэтому именем моим является творческое выражение осмысленной сущности, вечно возобновляемой, ясной и отчётливой.

 

Следует помнить, что истину ищут только дураки. Всех остальных она находит сама.

 

Теряет Бог, а человек лишь следует его потерям.

 

Нет существа более лицемерного, чем человек. Его лицемерие доходит до фанатизма, когда он мыслит что-то такое, от чего зависит спасение его души. Ради этого спасения он готов даже погубить свою душу.

 

Сказать просто. Трудно сказать, что значит сказанное. Современное искусство пока только говорит.

 

Искусство переполняет тьму, затмевает ее светом, силой, страстью, разумом. В мире, где нет Бога, абсолютной идеи, смысла, всё пожирается временем. История – это демонстрация незафиксированных в своей сущности жизней, отдавших свою душу Богу. Произведение искусства обречено являть мир в его исторической сущности, духовном величии. Это – жертвоприношение, в котором исчезает человеческое существо и выступает образ сотворившего его Бога. Но где тот человек, который должен быть жив от одного себя к другому? Не посредством духа, а в непосредственной связи времён? В единой жизни должны сомкнуться души без всякого перерыва на смерть. Достижение такого напряжения, перед которым меркнет тьма, и есть область искусства, где люди соединяются друг с другом и узнают себя на вечные времена.

 

Когда жизнь превращается в феноменальный процесс без признаков бытия, человеку остаётся только безоглядно идти вперёд. Все силы души концентрируются в определённый момент времени для совершения действия, которое не приводит ни к чему, кроме необходимости следующего действия. Это прочувствованное состояние жизни предопределяет бытие, которого нет, но которое неминуемо наступит, поскольку всегда произойдёт нечто такое, смысл и назначение чего заключается в откровении вышедшей за свои пределы жизни.

 

Человек выше искусства. Но он должен доказать это, став в искусстве выше себя.

 

Тело не может быть предметом искусства. Потому что оно смертно. Предметом искусства может быть только бессмертный дух. Поэтому телесное искусство дегенеративно, а люди, которые поклоняются ему, безумны. По этой же причине искусство Люсьена Фрейда или Френсиса Бекона не искусство, а заразная болезнь, которой подвержены люди вследствие отсутствия у них здравого ума и свободы воли.

 

Попалась видеозапись лекции А. Кончаловского о современном искусстве «От Чёрного квадрата к чёрной дыре». На четырнадцатой минуте пустословия я услышал совершенно примитивное определение искусства. Правда, должен заметить, что потуги лектора находятся в полном соответствии с составом аудитории.

 

Время от времени приходится слышать бессмысленное утверждение о победе рынка над искусством. Как самоорганизующаяся система, в которой выживает сильнейший смертный, может победить божественную идею о равенстве бессмертных?

 

Даже атеизм в России безбожный.

 

Чем отличается свободное общество от рабского? В свободном обществе действительность имеет связь с философией, а в рабском – философия должна иметь связь с действительностью.

 

Классический атеизм ничего общего не имеет с атеизмом вульгарным. Классический атеизм строит человеческую науку на основании божественной гармонии. Вульгарный – изгоняет из своего воображения дикое представление о Боге. Представители этого дикого атеизма агрессивны, злы и немощны. Они ничем не отличаются от животных, посягающих на власть в привычной для них среде обитания. Их жирные умы хилыми цепями прикованы к великому смыслу жизни. Атеизм Данте, Кеплера, Дарвина – это и есть проявление свободы воли человеком в соответствии с сотворившим его замыслом. Атеизм же Познера не представляет собой ничего, кроме тщеславия и рабства.

 

Следует изначально допустить, что человек лучше того, что он говорит, и что говорить надо не с его словами, а с ним.

 

Общественная история двадцатого века двигалась по пути инфернального романтизма и завершилась концептуальным хаосом.

 

Интересно, однозначных смыслов нет в русском языке или в умах тех, кто им пользуется?

 

Платон абсолютно прав. Подлинному философу достаточно познакомиться с философией, чтобы вспомнить её. Все прочие её изучают.

 

Постмодернизм – это состояние ущербности и растворения культурных и художественных ценностей в потоке массового сознания, прекращение действия идей в их оригинальном смысле и значении, профанация умов, подделка и приспособление сознания к заниженным критериям с целью индивидуального выживания за счет тотальной эксплуатации творческих ресурсов.

 

Ущербность постмодернизма находится в полном соответствии с ущербностью постчеловека. Человек не может быть послечем-то, он всегда открыт для нового чего-то.

 

Поскольку жизнь претерпевает свою судьбу в искусстве и называет это истиной, в ней нет ничего, что было бы в ней, она вся состоит из себя и собой является в каждом своём откровении. Жизнь – это последовательность откровений, запечатлённых в искусстве. И это следующий вывод, на который нужно опереться. Связь этих откровений называется судьбой, в сознании которой я мыслю свою жизнь. Каждое произведение искусства, хотя и опирается на свою судьбу, абсолютно свободно от неё и именно в этом состоянии свободы устанавливается судьба. Искусство – это превращение последовательных откровений судьбы в единомгновенную вечность их откровения. Произведение искусства – это судьбоносное откровение, в котором сходятся судьбы предшествующих откровений и запечатлеваются в единой судьбе.

 

Вечные идеи навсегда останутся в прошлом, если кто-то в настоящем не обратит их в будущее.

 

Превратить трагедию в патриотический фарс – вот задача политика, который хочет стать лидером толпы.

 

Чтобы понять, почему от России отстранились европейские страны, достаточно послушать Проханова, который до совершенной ясности довёл идею русского духа, видя его носителем божественной справедливости в силу неискоренимой привычки быть жертвой судьбы и истории. Если Россия такова, какой представляет её Проханов, то её должны бояться все страны мира. Ведь она человеческое существование заменяет божественной справедливостью. Как будто человек не сотворён Богом и до сих пор вообще не сотворён и не существует, и у него нет свободы воли, устанавливающей без всякой божественной справедливости разумный человеческий порядок внутри себя и среди других народов.

 

Россия – это страна, в которой талантливые люди не знают, для чего они живут. Они не могут получить полноценного образования. Их стремление к реализации сталкивается с системой, направленной на подавление личной инициативы. Поэтому они поневоле становятся врагами народа и государства. В России до сих пор господствует идея миссионерского шовинизма, которая находит поддержку среди населения, обманутого в своих ожиданиях лучшей жизни. Месть другим народам за собственную несостоятельность, за которую никто не несёт ответственности, с которой смирились и которая стала нормой жизни, воспринимается как угроза цивилизации и становится причиной русофобии. Под предлогом навязчивого желания мира во всём мире на её условиях в состоянии иррациональной стагнации она становится источником ненависти к другим народам, втайне испытывая к ним симпатию и требуя от них уважения к своему величию, разочаровываясь и угрожая всякий раз, когда остальной мир находит в себе силы для сохранения чуждых ей общемировых ценностей.

 

Ницше спровоцировал реакцию негативного отношения человечества к самому себе, исключив из него всё естественное и ценное. Подлинную историю, в которой люди сформировали свой разум, он подменил историей черни, иррациональностью её бытия. Его сочинения могут быть катализатором для дальнейшего развития мышления. Но это в том случае, если это мышление утратило способность мыслить здраво. А отделить гениальность от безумия современному неряшливому уму очень сложно.

 

Анархия и разбой в России сдерживаются только диктатурой. В ней нет общественного сознания, благородства, породы. Есть только скотское величие, жертвенность, пресмыкательство и лакейский патриотизм. При отсутствии диктатуры Россия превращается в зловонный труп, который пожирают кишащие в нём черви. Лучших людей, которые могли бы стать основой демократии, она делает своими врагами. Поэтому всякая власть в России стремится не к достижению свободы для своего народа, а к подавлению его самодурства, после чего он впадает в спячку и становится игрушкой в руках всякого, кто захочет использовать его в своих целях.

 

Концептуальный плюрализм современного искусства, который отображает структуру времени, недостаточное основание для выявления его подлинности.

 

Чем отличается современный мир от мира классического? В мире классическом со временем я всё более мёртв. В современном мире со временем я всё более жив.

 

Единственным признаком российской демократии является узаконенность и безнаказанность воровства.

 

Православие – религия массового спасения, а не индивидуальной свободы. Поэтому она не достигает уровня подлинного христианства, в котором человек не только спасён, но и обладает свободой воли. Воля православного человека носит соборный характер, в котором нет места человеку спасаемому. Поэтому и творческий дух, основанный на свободе воли, не присутствует в православии.

 

Есть два денежных эквивалента, один из которых золотой, а другой дерьмовый. Первый определяет ценность произведения искусства, второй – ценность самих денег и их владельцев. Заслуга введения второго эквивалента принадлежит Пьеро Мандзони, который правильно определил, что коллекционеру достаточно и дерьма для того, чтобы он считал себя знатоком искусства.

 

ДЭМ – новая единица стоимости произведений искусства современных художников на аукционах «Сотбис», «Кристи», «Филипс» и др. ДЭМ – денежный эквивалент Мандзони. Один ДЭМ равен 4000 евро. По стоимости одного грамма вещества в 2007 году на аукционе «Сотбис». Например, произведение, за которое платят один миллион евро, стоит 250 ДЭМ.

 

Современность ещё не наступила. Это всего лишь постисторические конвульсии человечества.

 

Границей мира является не ничто, а разум. Ничто входит в состав мира как его бытие. Границу в ничто мир мог бы иметь в том случае, если бы ничто было его противоположностью. Но тогда не было бы всесущего мира: часть его существовала бы в несуществующем виде в противоположном ему ничто, в бытии ничто. Всесущий мир в этом случае был бы не миром, а Богом, который объединяет в себе и то, что есть в бытии, и то, чего нет в ничто.

 

Если под «классиком современности» понимается Френсис Бэкон, то это случайный человек в искусстве и никакого отношения к современности не имеет. Так же как и те, кто считает его художником. Стоимость его произведений определяется в ДЭМах.

 

Современную психологиню трудно отличить от образованной курицы.

 

Стандартный россиянин – это симбиоз обезьяны и Святого Духа.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение ноября 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. 2015 год
2. 2014 год
3. 2013 год

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

30.06: Алексей Горшенин. Морские волки (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за июль 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!