HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июль 2019 г.

Евгений Бриммерберг

Ретроспективный экскурс

Обсудить

Философское эссе

 

Купить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года

 

2015-2011

 

На чтение потребуется 1 час 40 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 24.11.2015
Оглавление

4. 2012 год
5. 2011 год


2011 год


 

 

 

Вот что написала о 4-й московской биеннале простодушная или, напротив, очень неразборчивая Татьяна Ершова: «Зрителю, далёкому от современного искусства, понять замысел тех или иных арт-проектов достаточно непросто»... И тут же, противореча сказанному, заявляет, что зритель является творцом этих объектов: «Суть нынешней биеннале заключается в демонстрации того, что именно реакция и возникновение интереса у публики формирует и наполняет смыслом художественный объект. Более того, ответное действие, которое предусматривается интерактивностью проектов, само по себе является арт-жестом: зритель из простого стороннего наблюдателя, пусть даже рефлектирующего над произведением искусства (? – ведь речь шла о проекте, а не о произведении искусства), становится равноправным участником и соавтором проекта, словом, художником»...

Отсюда следует, что художник является не художником, а публичным лакеем, который поставляет бесформенные и бессмысленные объекты для публики. Публика же, наоборот, придавая им форму и наполняя смыслом, становится художником. Вайбель (куратор) вообще заявляет, что «художником может быть каждый». (Так же, как – по мысли Ульянова-Ленина – каждая кухарка может управлять государством). Я посмотрел фотографию Вайбеля. Ничего, кроме хитрости и хватки, я в его лице не заметил. Так что не могу отделаться от мысли, что передо мной лицо арт-жулика.

 

Каутские, Энгельсы стараются, пишут... пишут. Спорят. Предмет обсуждают. Идею создают... А у Шарикова всё просто: «Да не согласен я с обоими – Энгельсом и Каутским»... Искусство поступило мудро. Если Шариковы не идут к искусству, то искусство пойдёт к Шариковым... Так появилось «актуальное искусство». Только оно перестало быть искусством, а стало средством коммуникации с Шариковыми. Что и подтверждает куратор Вайбель, доверительно сообщив нам, что «художником может быть каждый».

 

Гройс, Мизиано, Вайбель, Бакштейн... – главные клоуны современной арт-критики. Они выдают себя за «теоретиков» искусства. Если под искусством понимать продукт «клистирной трубки Бога», который производится в виде Кулика, то тогда они – «теоретики» произведённого «искусства».

 

«Клистирная трубка Бога» – по его собственному выражению – Кулик опорожнился заявлением о том, что «юродивые» спасают «духовность»... Разве бывает «клистирная» духовность?

 

1. Искусство не обладает статусом публичности.

2. Идея искусства существует в умах людей, в их сознании.

3. Источник этой идеи – произведение искусства может находиться где угодно. Оно само является фактом своего собственного бытия.

4. Так же как Бог существует в своём Творении, а не в Церкви, так и искусство существует в своей идее, а не в галерее или в музее.

5. Подобно божественному творению, искусство есть везде, где есть мыслящий человек, несущий в себе идею его бытия.

6. Самое нелепое применение искусства – это превращение произведения искусства в предмет искусства. В этом случае рассматривается право собственности на источник возникновения идеи искусства. Появляется торгашеская система, которая манипулирует предметами искусства, забывая об их идее. Постепенно идея утрачивает своё значение, искусство вырождается, а на передний план вместо художников выступают торговцы, которые владеют уже не реальным произведением искусства, а товаром, который им необходимо выдать за произведение искусства.

7. Смысл искусства в том, чтобы найти идею бытия в сознании творения.

 

Примитивные люди считают, что Бог – это живое существо, которое находится или не находится в Космосе или во Вселенной. Например, Хрущёв спросил Гагарина, видел ли тот Бога в космосе? А «художник» Кулик считает себя его «клистирной трубкой». Но самый изобретательный и доныне живущий аргумент уже просвещённого невежества следующий. Может ли Бог сотворить камень, который не сможет поднять? Если не может сотворить или не сможет поднять, значит – не всемогущий. Я представляю, как доволен просветивший себя такими анекдотами о Боге «мыслитель». Я же ему скажу да – может! Он может сделать даже то, что не может! В этом и заключается его Всемогущество! В том, что он может сделать то, что не может!

 

Наиболее точным выражением идеи Бога является утверждение тождества бытия и мышления. Это значит, что всё, что есть – разумно, а то, что мыслится – есть.

 

Гениальность делает человека свободным, но свобода – не делает его гением. Это и есть отличительная черта художника: он свободен, потому что гениален. «Концептуалист» же свободен, но не гениален. Поэтому он и демонстрирует в своих произведениях свободу без искусства.

 

Понятно, почему торговцы завладели миром. В каждую эпоху идеалисты уничтожают друг друга, а торговцы выживают. Поэтому мир и пришёл к рыночной демократии – ведь в нём остались одни торговцы. Искусство же осталось в мире исчезнувших идеалистов. Поэтому оно и не может найти точек соприкосновения с «современными представителями человечества».

Рыночными демократами востребованы лишь концептуалисты, поскольку они ничтожность современного человека преподносят как произведение искусства.

 

Современная теория искусства, в отличие от теории современного искусства, пишется от имени художника. И только она имеет вес и значение, поскольку только художник является представителем искусства.

Сначала у художника нет ничего. Есть только он и непостижимая для него тайна бытия, которую он хочет раскрыть. Опираясь на себя в художественном творчестве, он терпит крах по двум причинам: божественное нельзя постичь с точки зрения личного, и искусство нельзя сохранить в себе без того, чтобы не сохранить себя в нём. Поэтому творение возникает по мере самоотречения. Оно не может удержаться ни в одной из известных форм и поэтому стремится приобрести божественную форму, смысл и содержание. Поэтому искусство так труднодоступно, ведь оно выражает противоположное тому, чем живут люди, опровергает их ценности и полагает истину. Наибольший конфликт у искусства возникает с рыночной демократией. Ведь именно она ориентирована на усвоение самых ничтожных потребностей в ущерб свободе и разуму, хотя постоянно говорит от имени того и другого. Но люди, которые представляют её, не могут быть свободны и разумны. Это невозможно в силу ущербного устройства их личности. Ведь эта личность занята выживанием, а творческое вдохновение покупает.

Произведение искусства художника выглядит как бесконечная божественная любовь, в которой схватываются отдельные черты творения. Хорошо, если такое искусство божественного творения достигает духовного совершенства в осознанном виде бытия (как, например, у Микеланджело). Сила его воздействия ограничена определённым представлением. Это абсолютная ценность, данность для следующего поколения художников, которые, отталкиваясь от неё, вновь оказываются перед неизбежным замыслом творения.

 

Мифотворчество поэтому является основополагающим началом в формировании духа нации. Доведённое до предела, оно превращается в философию, задача которой – создать конструкцию разума, адекватную происшедшему творению.

 

Вывесили предвыборные плакаты с портретами кандидатов. Изображена женщина с поросячьей физиономией. Меня, знающего философию Гегеля, призывают голосовать за неё.

 

Творцы оставляют после себя время, шуты – имущество.

 

Почему сюрреализм стал великим достижением искусства?

Потому что он впервые установил, что реальный мир имеет параноидальную природу, и что только в сверхусилии художника он достигает живого выражения. Реальность не имеет окончательного завершения в человеческом образе, в ней происходят процессы, поражающие непредсказуемостью своих последствий, совершаются действия, основанные на воле отдельных людей и приводящие к массовым столкновениям и уничтожению большого количества людей. Сюрреалист сотворённое хочет привести в состояние гармонии, он не творец, он безумный испытатель собственного разума в разумном понимании его безумия. Поэтому Дали и говорит: «От сумасшедшего я отличаюсь только тем, что я не сумасшедший», а свой метод называет параноидально-критическим.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение ноября 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

4. 2012 год
5. 2011 год


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

30.06: Алексей Горшенин. Морские волки (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за июль 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!