HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 г.

Юлий Максимов

Дракон, или Ответ на «Тварь» Лачина

Обсудить

Рецензия

18+

 

 

Купить в журнале за ноябрь 2017 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года

 

На чтение потребуется 1 час 25 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 11.11.2017
Оглавление

9. «Людей, с богами бившихся…»
10. Выбор ислама
11. Ислам исторический

Выбор ислама


 

 

 

В противовес этому исламское мировоззрение выдвигает на первые роли не героя, борца, пусть даже трагического и обречённого на поражение – но раба Аллаха. Есть только один способ избежать неминуемой мести Дракона – самому стать служителем Дракона; выход фантасмагоричный по своей сюрреалистичности, ибо Дракон не гарантирует сохранности ни рабам, ни слугам, никому; но раб лукавый и в должной мере ловкий способен избегать этой мести некоторое время; это вполне возможно.

Всё это привело к самой знаменитой черте ислама – потрясающему фатализму. Фатализм нашел своё крайнее выражение в «Тысяче и одной ночи». М. Ф. Ахундов полупрезрительно называл её сборищем арабских сказок и басен, полных самого отвратительного плутовства и лжи. Должен заметить, что азербайджанский мыслитель ошибался: как раз многие страницы этого феерического сборника самые что ни на есть реалистичные, и способны были бы внушить европейцу чувство ужаса, если бы не подавались в виде забавных анекдотов.

Возьмём обрамленную новеллу «Сказка о шуте-горбуне...». Любимый шут царя гостит у мужа и жены. Во время одной, особенно удачно шутки кость уходит ему в горло, и горбун умирает. Муж и жена охвачены ужасом – ведь у них дома умер любимый шут царя! Показательно, что никто даже и не думает оправдываться: все заранее знают, что царский суд будет скор, беспощаден и неправ. Единственно, что приходит на ум супругам – сплутовать; они подкидывают труп шута врачу-еврею. Несчастный еврей испытывает те же самые чувства, подкидывает труп очередному несчастному etc. Тем временем параллельно развёртывается ещё одна сюрреалистическая история. Старик-портной гуляет по берегу реки; а там палач везёт семь человек на казнь. Старик почему-то решает, что их везут угощаться у царского стола. Не раздумывая, он садится в ладью. Любопытно и то, что помощник палача воспринимает это как должное. Мало ли что может случиться в бюрократической системе, раз уж человек оказался в ладье, значит, так тому и быть! Всю компанию привозят к причалу, палач начинает рубить головы. Старик при этом держится с кафкианским самообладанием. Лишь явное расхождение в цифрах спасает его трижды никчемную жизнь, и его приводят к царю. Там портной рассказывает историю о шести своих братьях, достойную кисти Сальвадора Дали. Один из братьев расслабленный, потому что попался в сети развратной девицы, дочери визиря. Второй – с отрезанным членом. Его обольстила жена кочевника-бедуина, и ревнивый муж отрезал ему член. Третий вообще бьётся в корчах, потому что попал в сети колдуна. И так далее, и в том же самом духе. При этом любящий брат берёт на содержание каждого такого несчастного – такова воля Аллаха! На всё воля Аллаха!

Между тем старик замечает мёртвого шута и вытаскивает рыбью кость из его горла. Шут оживает, и тем самым спасает всю компанию пройдох и мошенников, попеременно подкидывавших труп мнимого мертвеца друг другу и пойманных за руку на одном из этапов эдакого путешествия.

Новелла эта оставляет впечатление очень тягостное. Юмор здесь не просто гробовщицкий – он вызывает содрогание; и именно тем, что представляет собой банальность, банальное явление в жизни исламского Востока. Не то чтобы жизнь человеческая здесь вообще не ценилась ни за что; исламская система всё же избавлена от кошмарной педантичности рисовых цивилизаций – но фактор случайности выходит на первое, главенствующее место.

Эта случайность и привела к определённым выводам. Из трех монотеистических религий ислам оказался самым жёстким по своему фаталистическому потенциалу. Дракон капризен и непредсказуем; но не может быть, чтобы не было хоть какого-то плана – вот как рассуждает мусульманин. В этом скрываются известные тонкости эллинистического порядка; мудрецы старой цивилизации давно познали, что божество может иметь планы куда более обширные, чем эгоистические устремления одного-единственного индивида.

К такому же выводу пришли и семиты в истории о страданиях Иова.

Остаётся лишь приспособиться. «На всё воля Аллаха Великого!», «Аллах милосерден!», «Да будет на то воля Его!» – это всё родом оттуда. Что делать, если Дракон немилосердно решил покарать несчастного раба? терпеть, терпеть... и надеяться, что план всё-таки есть; а если плана всё же нет – то предаться «суду Аллаха» без изъятий и сомнения.

Обратной стороной этого пассивного фатализма оказывается фатализм активный. Достаточно мусульманину уверовать в то, что «такова воля Аллаха» – и он обретает потрясающую предприимчивость, фантастическую жестокость, способен на самые невероятные деяния.

Чего только стоило завершение битвы при Кадиссии, где пала древняя иранская слава. Рустам, полководец последнего сасанидского шаха Йездигерда Третьего расположил войска в разумном порядке; он приказал бросить в бой слонов, связать воинов передних линий цепью, чтобы солдаты могли отдыхать за живой оградой. Богатыри Ирана клялись стоять насмерть перед лицом смертельной угрозы, которая, как они поняли только тогда, угрожала не только их имуществу и положению – но самим душам, их семьям и детям.

Рустам наблюдал за ходом сражения с высокого балдахина. Не раз и не два душу его терзали самые чёрные мысли – и в первый день поражения, когда мусульмане с безумной храбростью, внушавшей ужас персам, рубили хоботы слонам и бестрепетно погибали под тяжёлой ношей; на второй день, когда в жестоких поединках были убиты прославленные иранские витязи – Бахман Джадуйе и военачальник Перозан; на третий, когда к месту сражения подходили всё новые полчища – хитроумный трюк, призванный посеять уныние в персидских сердцах, ибо воины ислама маршировали кругами, искусно скрывая свои перемещения.

Битва не утихала, всю ночь на равнине Кадиссии раздавался звон оружия. Воины не останавливали сражения даже под неверными лучами Луны.

На четвёртый день западный ветер поднял целые тучи чёрного песка и понёс их прямо в лицо ошеломлённым персам. Он сорвал навес и заставил Рустама пригнуться под бешеным порывом. Мусульмане пришли в неистовство: «Аллах на нашей стороне!», «Он наслал на врагов крылатых ангелов, слепящих нечестивых грозовыми тучами!», «Победа за нами!» – кругом раздавались громкие клики, исполненные величайшей веры и силы.

Они бросились на центр персидского войска с копьями наперевес, обнажив мечи – и прорвали его ряды.

Бедный Рустам! Самая величайшая предусмотрительность, разумная осторожность не могли устоять перед коварством Дракона, бросившего в бой свои легионы в миг, который не мог предвидеть даже самый мудрый разум. И вот полководец, ещё утром полный силы, бросается спасать свою жизнь; он прячется между вьючными животными, но пробегающий арабский воин перерезает подпругу, и тюк обрушивается на спину Рустаму. Израненный, полный отчаяния, он бросается в мутный канал Атик; мусульмане цепляют его пиками, как большую рыбу, вытаскивают на отмель – и добивают, предавая позорной смерти.

 

 

 

(в начало)

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2017 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению ноября 2017 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

9. «Людей, с богами бившихся…»
10. Выбор ислама
11. Ислам исторический
Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.11: Лачин. Три русских стихотворения об Ульрике Майнхоф (рецензия)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2017 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!