HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2021 г.

Виктор Сбитнев

Тринадцатый апостол

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за январь 2016 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года

 

На чтение краткой версии потребуется 1 час 10 минут, полной – 1 час 20 минут | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 12.01.2016
Оглавление

4. Глава четвёртая
5. Глава пятая
6. Глава шестая

Глава пятая


 

 

 

По приходе отец Григорий, нимало не смущаясь, решительно взял тряпку и ведро и минут десять сосредоточенно драил пол. При этом он не издал ни единого вздоха, оха или какого иного междометия. Трудился молча и с видимым удовлетворением, а потому Лёнькино неудобство быстро улетучилось. Казалось, что всё так и должно быть: батюшка навестил болящего и исполняет свои монашеские обязанности.

– Отец Григорий, Вы – целибат? – краснея, спросил с постели Лёнька.

– Монашествующий я, душа чистая, – выкручивая тряпку до утробного хруста, отвечал священник. – Так уж получилось по жисти, хотя, если честно, в юности хотел обзавестись матушкой, своим хозяйством, детками малыми, скотинкой... ха-ха... каждой твари по паре. Да вот вишь, война, да и гонения на нас какие велись. Этот, нехристь-то иудейскай, да как бишь его... Емельян Ярославский. Он ведь предлагал всех нас скопом, вместе с семьями – на Соловки, для вбития советского коллективизма. Вот и не решился я на семейную жизнь, не захотел ещё чьи-то жизни обрекать на это самое «вбитие». Впрочем, я тогда больше о себе мыслил, о своих возможных страданиях, случись какие там аресты или высылки. Одному с этим справляться легче.

– Отец Григорий, а какое может быть вбитие коллективизма, если всё ваше учение – сплошной коллективизм? Молятся купно, постятся купно, крестный ход, помню, куда как коллективней любой нашей демонстрации проходил... Нечестно всё это, не по-людски, а по-бесовски, что ли...

– Вот потому я к тебе, душа чистая, и пришёл. Не подумай, нет, не стану я тебя под кущи церковные, как это сегодня говорят, вербовать. Но остеречь должен, потому что вижу, как они тебя губят, голубчики. А тебе людям добро надо нести, мир и благоденствие. Христос страдал, терпел и нам велел. А ты пока что, с их подачи, только дурной самогон терпишь. Лёня, ты прости меня, я ведь не с проповедью к тебе пришёл, а с советами. Не как священник и даже не как духовник, а просто как фронтовик к фронтовику ну и как более опытный и, извини уж, знающий.

– А вот вы всё про «них» говорите, про «голубчиков»... Что, дескать, они меня обаяют, голову набекрень сшибают... А как это?

Отец Георгий виновато улыбнулся, бросил тряпку в ведро, подошёл к настенному рукомойнику и, погромыхивая болтиком водофиксатора, стал медленно подбирать слова:

– Понимаешь, душа чистая, вот все эти Калинкины, Докукины, Крайновы и иже с ними, они ведь не случайно вокруг тебя, вояки увечного, кружат. Спросишь, почему? Охотно отвечу. Потому что за тобой фронт, защита Родины, страдания Христовы, и как бы ты себя нынче ни вёл, люди наши тебя уважают. Да ты и сам это, должно быть, чувствуешь, когда к тебе на починку разные там штуковины приносят. Ведь так?

– Так, отец Григорий. Чувствую, конечно.

– А что за ними? Воевать – не воевали. Делать ничего не хотят, да и не умеют. Страдать... Страдают, наверное, прости Господи, когда девки не дают или там... от запора. Поэтому ты у них, душа чистая, как бельмо на глазу, ты им как упрёк господний. А отсюда и это заигрывание, это показушное расположение. Посмотришь – они прямо кураторство над тобой взяли, только вот чего ради? Только что результаты этого кураторства я у тебя с полу смывал. Погоди, далее ещё гаже будет. Опустишься – начнут унижать, бить, попрекать выпитым... Я всё это уже видывал, и не раз, душа чистая.

– А почему вы их бесами кличете?

– А потому что за ними одна пустота и неуёмное хотение всех туда опустить, особенно таких, как ты, настрадавшихся, навидавшихся – словом, таких, которым есть что сказать, есть кого простить, таких, которым люди привыкли внимать. Ты вон в тот раз возле клуба и всего-то две-три фразы сказал, а вокруг тебя уже полтора десятка народу собралось. А они вообще молчать не умеют, так и сыплют всё подряд, вперемешку: «У Маньки поросёнок сдох, Нинка-Аринка Витьке Манину за баней дала, Сергей Безрукай колхозну лошадь утопил, а Семёнов с Прогону в дыру уборной провалился, весь в говне, а курит...». Я это тебе слово в слово передаю. И ведь всё это говорил один человек, а рядом другой мочился ему на спину. И все это видели и гоготали. Это, душа чистая, и есть бесовщина. И если не хочешь, чтобы завтра они мочились на твою постель, бросай ты это дело. Я даже не про выпивку, я про общение, про дружбу... Да и самогон, Лёня, для чего его пьют? Тем более, докукинский? С него же на стенку охота лезть. Он туды то ли помёту куриного кладёт, то ли белены – это чтобы, значит, память отшибало. Ну скоко ты его ещё одолеешь? Десять, сто, двести литров? А зачем?

– Что – зачем?

– Память себе отшибать, душа чистая. На памяти весь род людской держится. Беспамятных манкуртами звали, они и мать родную могли порешить и вообще сделать любую мерзость, которая бесам угодна.

– Это уж точно... Я вон сегодня перед вашим приходом пол с потолком стал путать. А без ног, отец Григорий, вообще космос какой-то получается: ни верху – ни низу, ни права – ни лева, а голова и жопа, считай, одно и то же.

– Лёня, душа чистая, я всё ж таки вижу, что худо тебе сейчас. Щека дёргается, руки трясутся, да и говоришь ты с надрывом. Так ведь и до удара недалеко. Твому другу Палычу самому совестно было тебе подносить, так вот он через меня передал... Давай, душа чистая, мы с тобой на пару медовухи его помалеху распробуем... Вот, держи яблочек анисовых, корзиночка вишни, а вот и соты в чашке.

 

Современная мебель для гостиной может быть выполнена в самых разнообразных стилях, от барокко до модерна. Главное, чтобы качество престижного производителя оправдало ожидания хозяев дома и восхитило их гостей. Большой выбор итальянских гостиных предлагает «MEBITAL – Салон итальянской мебели» в Киеве: http://mebital.com.ua/cat-furniture-mebel-dlya-gostinoy.

 

Появился перед глазами ошалевшего Лёньки и душистый, ещё теплый домашний хлеб, и здоровенный пласт сыра, и, конечно, груздочки с огурчиками. Дурманяще пахло укропом и петрушкой! А когда отец Григорий достал плошку мелко тёртой редьки, у Лёньки самопроизвольно хлынули слёзы. Он давно ничего этого не то что не ел, в глаза не видел. Выложив снедь на стол перед Лёнькой, отец Григорий ловко вывернул из-под рясы объёмистый жёлтый кувшин и тут же налил Лёньке и себе по сталинскому «аршину» (250 граммов), да так быстро, напористо, что медовуха в стаканах запенилась пуще шампанского. И была она золотисто-прозрачна.

Сначала Лёньке казалось, что от одного только запаха спиртного его опять начнёт рвать. Но, поднеся напиток к губам, он не ощутил ни сивушных припахов, ни разного рода самогонных приправ и добавок, ни даже той традиционной спиртовой ауры, без которой не бывает ни вин марочных, ни коньяков, ни водок. Пахло воском и пчёлами, а ещё чуток – натруженными руками Палыча, как тогда под Можайском, когда Бурганов просил Раменского потерпеть, чтобы выжить: «Терпи, Лёнька, терпи, милый!» – умолял тогда Палыч замерзающего товарища и гладил его по лицу... вот этим блаженным запахом, сотканным из смолистых прополисных рамок, заправленного древесным грибом дымаря, свёрнутой из бересты роевни и пчелиных жал, во множестве получаемых Палычем в руки при каждом медосборе.

Лёнька сделал первый робкий глоток, прислушался к послевкусию, затем второй и третий. Медовуха словно сама влилась в него подобно родниковой воде после изнурительной знойной дороги. При этом она и краешком не задела ни его завязанного в три узла желудка, ни давящего на виски мозга, ни всего его страдающего навзрыд существа. Он глянул на отца Григория с каким-то недоумённым упрямым вопросом:

– Но ведь это тоже выпивка? Тоже от бесов?

– Не сомлевайся, паря, это кагор божий, хоть и не красный, как кровь, а золотой, как наша вера. И ничего, что не из винограду извлечён. Он из лип наших истёк, из иван-чая да иван-да-марьи, с земляничников и малинников собран, с медуниц и клеверов, с васильков да глазок анютиных, а потом купно оказался в тёплых руках у твого друга сердечного. Мне осталось лишь освятить его, как божий напиток. Но и его хлестать стаканами не годится. Давай ещё по стакашке, да и остановимся. Пьётся-то она как эликсир, а бьётся... Ну, сейчас сам почуешь.

И действительно, после второго стакана золотого кагора Лёнька уже не чувствовал ни тошноты, ни головокружений, ни путаницы в пространстве. Всё в нём встало на место: и верх, и низ, и голова, и задница. Мир стал прост и приятен, а тёплый хлеб с сотами буквально таял во рту. А потом пили липовый чай с сыром и уже умиротворённо, без видимой неприязни отец Григорий рассказывал Лёньке про бесов:

– Понимашь, Лёня, бесы не любят, то есть не переносят, прежде всего, нашей истинной натуры, то есть всего того, во что человек вложился. Вот пчельник, к примеру, – это абсолютное вложение, без изъянов. Сколько у Палыча ульев?

– Четырнадцать, кажись?..

– Во-о-о! И в каждом улье тысячи божьих пчёлок, которые нектар господень собирают. И не пьют его сами, хотя могли бы, а несут его в семью и кладут в соты, которые потом, по их наполнении, запечатывают. Палыч им за это обильно даёт сладкого сиропу, а рамки с мёдом прогоняет через медогонку. Пчёлок он зря не давит и даже дымарём работает аккуратно, не душит крылатых. Ты посмотри на пчелу на свет: она как будто только с иконы слетела. Поэтому и лечатся мёдом на селе ото всего: и от ревматизма, и от гриппа с ангиной, и от бесплодия, прости Господи... Десятки, сотни тысяч пчёл под рукой у доброго Палыча... Как ты полагашь, чистая душа, нравится это бесам, кои несут в себе пустоту?

– Да вряд ли. Уж пчёлам-то точно пустота не нравится. Взять хотя бы роевню... Сколь их там! Дух захватывает. Да и ульи тоже все разные. В тех, где появляются пустоты, пчёлы быстро гибнут. Это факт.

– Ты, душа чистая, землянику когда-нибудь собирал?

– До войны – часто. Только комарья, блин... Жара стоит под трдцать, а мы, не поверите, отец Григорий, идём в валенках и толстенных пинжаках, а на головах-то – ушанки. Ну и собирать-то её шибко трудоёмко: каждой мелкой ягодке – земной поклон. Пока бидончик-то наберёшь – спина-то уж ничего и не чует.

– Зато какое варенье из неё? А?

– Лучшего, отец Григорий, в мире нет и не будет. Да и с молоком её да с сахаром, – Лёнька блаженно зажмурился, – в общем, тоже пища божья. Я в этом теперя уверен.

– И не сомлевайся, Лёня. Ты из божьих даров хоть какую пищу наделай, она никогда ни здоровью твому, ни рассудку не повредит. А мухоморов вон наешься, так...

– Помрёшь ведь?

– В том-то и дело, что не помрёшь, а станешь ровно как с докукинской самогонки, только ещё гаже. Потому и прёт мухомор на всех буграх, и на глаза, гад, лезет: сорви меня, сорви меня... Я в молодости пробовал, шаман один на севере научил. С тех пор не могу на них смотреть спокойно, как на бесовское проявление. Впрочем, они по-своему красивы. Я никогда их не сшибал, не бил, не мял. Хотя и мух ими не травил...

Отец Григорий протяжно вздохнул, поднялся над Лёнькой во весь свой богатырский рост, легко поклонился, сказал весело:

– Хорошо посидели, душа чистая. Указывать я тебе не могу, да и не в моих это правилах. Я тебе всё обсказал, а дальше ты уж сам выбирай: что пить и с кем дружбу водить. И помни, что я всегда рядом, и Палыч рядом, и его Нина с дочками. Ты хоть и настрадался, но душою остался чист, душа чистая. Я это сразу заметил и оценил. Но надо тебе себя сберегать от ненужных дружб (и не дружб в общем, а так)… Я к тебе завтра мотоцикл приведу. Починишь?

– Приводите. Надо сначала посмотреть, что с ним. Как говорили в госпитале, где я лежал, «поставить диагноз».

– Вот и ладно. Ну, выздоравливай. И чаю побольше с малиной и мёдом, чтобы с потом все эти остатки бесовства из тебя исходили, исходили и изошли.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2016 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение января 2016 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

4. Глава четвёртая
5. Глава пятая
6. Глава шестая

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

04.04: Альфия Шамсутдинова. Дайте мне тишину! (сборник стихотворений)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего ЮМани-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за март 2021 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!