Форум журнала "Новая Литература"

29 Март 2024, 02:26:16
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Поднажми!
Страниц: [1] 2 3   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Критическая статья «Реализм как единственный художественный метод»  (Прочитано 3104 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир Зюськин
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 233


Просмотр профиля Email
« : 04 Май 2022, 06:06:47 »

Зюськин Владимир. Критическая статья «Реализм как единственный художественный метод».

...Однако случилось так, что российские писатели всё же принесли мечты в жертву словесной игре. Мутный поток бессмысленных виршей хлещет со страниц журналов. И попробуй сказать об этом! Заявят, что ты не способен понять гениальный замысел автора. Но во все времена искусство, так или иначе, моделировало мир и главным, а по сути дела, и единственным художественным методом оставался реализм. Свидетельство тому – классика. Все другие литературные направления – подобны разноцветным бантикам на коробках с тортами. Талантливые поэты: символист Блок, акмеист Гумилёв, имажинист Есенин, футурист Маяковский – по большому счёту, реалисты. Потому и остались в памяти народной. Большинство же других авторов названных направлений, образно говоря, коробки, на которых есть бантики из ленточек соответствующих цветов, а торты в них – муляжи...

Записан
Рыбакрыбака
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 670


Просмотр профиля
« Ответ #1 : 04 Май 2022, 16:58:48 »

Количество нестыковок в данном кратком спиче зашкаливает. Но всерьёз его воспринимать не стоит, ибо слишком это лично и узко. То есть, автор имеет некую свою убеждённость, программу и полагает, что она универсальна и кому-то сгодится. Сильно вряд ли... На самом деле любой крупный художник имеет программу - манифест, с которым он пришёл в искусство. Одного таланта для творчества мало - нужна ещё доказательная база личности. «Основным принципом художественности я бы назвал достоверность, что является синонимом реализма». Этот перл меня сильно повеселил. Вали то есть в кучу всё, что увидишь на улице или услышишь от соседей - причём, честно, правдиво - то и будет типа художественность? Нет, ребята, так любой графоман сможет величать себя творцом... Художественность - это то, что именно художник добавил в произведению от себя. А дальше - возникает масса вопросов о пределах и рамках добавления себя многоликого в произведение. У нас в НЛ многие авторы тексты собой пересаливают. Значит необходим ещё литературный вкус, чтоб знать, где остановиться. Он приходит с годами, он приходит, порой, уже после того, как разохотится писать вообще. Плохо если такая «курица с отрубленной головой» и хорошим вкусом будет продолжать бежать и обрушивать на ни в чём не повинного читателя нечто на автомате тщеславия написанное. Таких примеров тьмы. Как там говорил Козьма Прутков: если у тебя есть фонтан, заткни его, дай отдохнуть и фонтану. Эгоизм - весьма неплохая, полезная штука, когда избавляется от прилагательного «крайний»...
Записан
Виктор Парнев
авторы
Старожил
******

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 237


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 15 Май 2022, 21:19:04 »

   Уважаемый Владимир Константинович!  Я написал и переслал редакции статью  -  рецензию на вашу статью о реализме.  Увы, редакция не стала её публиковать.  Видимо, решила пощадить ваше авторское самолюбие, ибо я подвергаю вашу главную мысль о реализме как единственном художественном методе довольно жёсткой критике. Жёсткой, но, уверяю вас, вполне корректной. Моё самолюбие пострадало не слишком, и дело, конечно, не в обиде на редакцию, отказавшей мне в публикации. Дело в сути вопроса о реализме и его обязательности. Я предполагаю, что автору, подвергшемуся критике, т.е. вам, небезынтересны доводы критикующего. Моя статья отсутствует на главной странице сайта, но в моём архиве она есть в том самом виде, в каком поступила на рассмотрение редакции. Вы имеете возможность ознакомиться с ней и при желании дать мне отповедь, или же, напротив, признать в какой-то части мою правоту. Это совершенно нормальное дело  -  дискуссия двух литераторов, обмен колкостями или любезностями. Ни Герцен, ни Белинский, ни Тургенев, ни Л.Толстой, да вообще никто из классиков такой возможностью не пренебрегали, считая  это естественным и полезным. Оставляю это на ваше усмотрение, но всё же надеюсь на отклик.                 С крайним уважением,    В.А. ПАРНЕВ
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6919


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 16 Май 2022, 00:54:20 »

    Парневу.
    Вы можете выставить свой текст на форуме, здесь же.
Записан
Виктор Парнев
авторы
Старожил
******

Рейтинг: 1
Offline Offline

Сообщений: 237


Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 16 Май 2022, 09:57:59 »

  Для форума этот текст, думаю, слишком велик, не тот формат. Всё же не следует нарушать законы жанра  -  форум для комментариев и реплик.  В любом случае пусть решает Зюськин, а я очень уж страдать по поводу отказа в публикации не намерен, просто вопрос интересный, обсудить его будет на пользу творчества как такового.
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6919


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 16 Май 2022, 12:04:08 »

       Текст слишком велик? Можно дать частями в несколько постов. Я иногда так делал, когда главред не мог оценить величие очередной моей нетленки.
       "Всё же не следует нарушать законы жанра  -  форум для комментариев и реплик". Виктор...-) Новая литература на то новая, что здесь всё по особому. На нашем форуме уже целый цикл нетленок разных жанров. Так что ваша публикация на нём будет вполне в духе НЛ.
        Решать то вам, конечно.-) Просто решил сказать о положении дел.
Записан
Администратор Форума "Новая Литература"
Администратор
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 3146


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #6 : 16 Май 2022, 12:44:54 »

Не надо дублировать на форуме тексты, которые уже опубликованы на novlit.ru. Давайте на них ссылки и обсуждайте тут.

« Последнее редактирование: 16 Май 2022, 12:47:58 от Администратор Форума "Новая Литература" » Записан

Соблюдайте Правила общения!
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6919


Просмотр профиля Email
« Ответ #7 : 16 Май 2022, 14:31:30 »

     А, ну если текст есть в блоге Парнева, тогда действительно, можно просто ссылку дать. Я не подумал. На трезвянку плохо я соображаю...
Записан
Владимир Зюськин
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 233


Просмотр профиля Email
« Ответ #8 : 20 Май 2022, 19:45:28 »


Уважаемый Виктор. благодарю вас за внимание к моему творчеству. Ваша манера письма симпатична мне именно потому, что она реалистична ( хотя я успел прочесть только три ваших произведения: рассказы "Кара небесная","Плацкарт" и повесть "Река...") в отличии от, так называемых, модернистов, которых развелось великое множество. Они заполняют всевозможные издания, в том числе и журнал "Новая литература". Эти любители чесать правое ухо левой рукой претендуют на глубину и оригинальность, а в результате - глупый эпатаж. Но не о них речь.
Вы не поняли или я не донес мысль о достоверности в литературе. Если понимать ее прямо, то, конечно же, никакой достоверности в художественных произведениях нет, а если она в них существует, то это уже произведения документальные. Достоверность в художественной литературе это именно "над вымыслом слезами обольюсь" .. Это то, чего не было, но могло бы вполне быть, ибо, как я писал, поступки вытекают из характеров, обстоятельств.
Создать такую достоверность невозможно без таланта. Многие люди, в том числе фронтовики считали, что Высоцкий воевал. Настолько были достоверны его песни о войне. В то же время, возьмись писать о войне фронтовик, не обладающий талантом, ему могут сказать: зачем ты пишешь о том, чего не знаешь? Талант - загадка. Казалось бы, писать о том, что не видел, не потрогал - лжесвидетельство. Но и доскональное знание того о чем пишешь без таланта "слезы" не вызовет. Бунин увидел лицо человека, которое его заинтересовало, тронуло и придумал о нем рассказ художественный, то бишь достоверный. Я когда-то написал: "Художник, божественный враль, чей вымысел правды правдивей" Это в том случае, когда вымысел художественно достоверен, реалистичен.
Достоверность в литературе не терпит заданности, которая существует в других  направлениях, ибо жизнь не предсказуема и ее нельзя ограничивать никакими рамками. Произведения, где эти рамки существуют (детективы, мелодрамы и пр.) недостаточно достоверны, а значит недостаточно художественны. Здесь какой-то парадокс. Художественное - живое, дышащее и в то же время - вымышленное.
Станиславский говорил на плохую игру: не верю. Вот и я не верю Агате Кристи с ее изощренными схемами преступлений. Так не бывает. Это выдумки в прямом смысле. Это развлекаловка. Я не хочу разгадывать ребусы. Я хочу познавать Бога, мир созданный им, людей, а не механические куклы, чьи движения обусловлены программой, заложенной в них механиком (писателем). а не Богом. Это возможно только читая писателей-реалистов. Только над художественной достоверностью. синоним которой реализм, можно "облиться слезами". И убедительное подтверждение моим убеждениям служит классическая литература. В этом золотом фонде - только реалистические произведения. Сюда я отношу и таких писателей, как Свифт, ибо, отдаляясь от действительности, они познавали человека, его реалии. За это я и ратую - за живое, дышащее, а не за синтетическое. которое в современной литературе получило прописку, так же как синтетика вошла в натуральные продукты, а где-то и полностью вытеснила их. Это вывод из моей, признаю, довольно сумбурной статьи.
Да, еще, чуть не забыл. Вы написали: "Все «измы» придуманы и введены в оборот теоретиками, причём введены постфактум, как реакция на появление чего-то нового, прежде ими не виданного". Этим вы опровергли самого себя, когда иронизировали надо мной по поводу символиста Блока, футуриста Маяковского и т. д. Все названные поэты, опять же по большому счету, реалисты.
Скажу попутно о Шолохове. Скоро должна выйти книга иностранного писателя (забыл его фамилию) убедительно доказывающая, что Шолохов не только "Тихий дон" не писал, но и все другие произведения, приписываемые ему. Я вижу, вам это интересно. В интернете все есть.
С уважением
Владимир Зюськин 












Записан
Олег Золотарь
авторы
Новичок
******

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 9


Просмотр профиля Email
« Ответ #9 : 20 Май 2022, 23:42:46 »

Полностью согласен с Зюськиным.
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 6919


Просмотр профиля Email
« Ответ #10 : 22 Май 2022, 12:25:23 »

      "Многие люди, в том числе фронтовики считали, что Высоцкий воевал. Настолько были достоверны его песни о войне." (Зюськин).
      А когда в молодости он часто писал на уголовную тематику, многие уголовники думали, что в рядах бардов появился их человек, далеко немолодой и полжизни по тюрьмам проведший.
« Последнее редактирование: 22 Май 2022, 12:27:46 от Лачин » Записан
Дина Измайлова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 974



Просмотр профиля Email
« Ответ #11 : 23 Май 2022, 03:07:33 »

Владимир, вы пишете "Станиславский говорил на плохую игру: не верю".  Но суть то, как мне кажется,  немножко в другом - скорее в вашем совершенном отрицании даже возможности игры для художника слова. А если игра хорошая, такая, что прям увлекает, а? Человечеству очень печально жилось бы совсем уж без этой игровой составляющей. Нельзя же 24 часа в сутки глобалить, выплевывая и поглощая истины, да бесконечно обливаясь слезами.
Записан
Владимир Зюськин
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 233


Просмотр профиля Email
« Ответ #12 : 23 Май 2022, 10:43:15 »

Добрый день, Дина! Рад, что ты подала голос. Я не совсем понял, о какой игре ты говоришь. По большому счету, все в жизни и сама жизнь  игра.  Но у каждого свои игры  в соответствии с уровнем развития.  Ты будешь сейчас играть в кубики? Иак вот для меня детективы  те же кубики. А вот когда речь идето проклятых вопросах бытия: смысл жизни, смерть, жизнь, кто я, что , зачем  эта игра мне интересна. Скажешь, не надо всех мерить по себе. Согласен. Но любая игра  опреденная тренировка, она должна что- давать. Каждая прочитанная мной книга должна делать меня хоть на волосок умнее. Иначе это - побрякушка и кубики.Жалко на них время терять. да и скучно. Предпочитаю читать вещи, которые потрясают до слез. Понятно, что они  редкость. Но и побрякушки мне не нужны: вырос.
 В редком случае могу восхититься пустяковинкой, если она сделана филигранно. Но это должен быть "высший пилотаж", что тоже встречается весьма не часто.
Раз уж ты проявилась, все же ответь на мой вопрос: какой жанр, какая тема издательство заинтересует настолько, что могут издать книгу бесплатно.  У меня написано на томов 15 и есть все.
Всех тебе благ!
Записан
Дина Измайлова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 974



Просмотр профиля Email
« Ответ #13 : 23 Май 2022, 13:01:26 »

Я, наверно, ещё не выросла, надеюсь избежать и в дальнейшем чрезмерного роста дабы не утратить возможность и в преклонных годах всё также получать удовольствие от добротного английского детектива или киношки в стиле "Молчи в тряпочки". Право же, Владимир, меня несколько пугают взрослые люди, безостановочно бьющиеся башкой о неразрешимые вопросы бытия, мне кажется, стоит иногда отвлекаться на простые человеческие незамысловатые приятности.

Отвечая на твой вопрос, я не знаю, чем заинтересовывают издательства. Я написала всего одну книгу и то закончила её по просьбе издателя, который прочёл мою повесть "В тумане" и сказал, что хочет её издать, если я напишу ещё столько же по объёму. Пришлось дописать, так бы, наверно, до сих пор черкала везде записульки, не оформляя их во что-то определённое.
Записан
Владимир Зюськин
Модератор
Старожил
*****

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 233


Просмотр профиля Email
« Ответ #14 : 23 Май 2022, 15:36:50 »

Дина, если это детектив психологический типа "Преступление и наказание", то я понимаю и принимаю. Помню фильм "Авария" (не знаю, может это и не детектив) -  гениальное произведение, дающее пищу глубоким размышлениям. Но хороший детектив - один на сто глупых и кичливых, которые ничего не дают ни уму, ни сердцу.
Ты знаешь, чем дальше, тем больше я склоняюсь к агностицизму. Любая изреченная мысль - ложь.
Это сказано не мной, но сказано очень умно. На вечные, проклятые вопросов нет ответов. Но если горизонт недостижим, это не значит, что не надо идти вперед. Что я и стараюсь делать.
Тебе доставляет удовольствие чтение детективов и хорошо. А я не могу получать удовольствие от историй, которые выдуманы в отрицательном смысле этого слова - как не бывает. Ибо хитроумное преступление будет все равно раскрыто, а перед этим меня, дурака читателя, будут водить за нос, заставляя подозревать невиновных людей. Вот эта заданность, этот обязательный хеппи энд наводят на меня тоску.
Фильм "Молчи в тряпочку" я не смотрел. Постараюсь его найти. О что касается "биться башкой о неразрешимые вопросы бытия", то я не все время это делаю. Ничто человеческое мне не чуждо - от высокого до низменного. Об этом говорят мои стихи, среди которых много юмористических и эротических.
Записан
Страниц: [1] 2 3   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!