Форум журнала "Новая Литература"

13 Февраль 2025, 16:55:37
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2025 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2025 г.
Страниц: [1] 2 3 4   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Критическая статья «Три карты – изящно и глубоко»  (Прочитано 9779 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Русская классическая литература
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 0


Просмотр профиля Email
« : 12 Январь 2024, 12:56:43 »

Русская классическая литература. Критическая статья «Три карты – изящно и глубоко».

Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу утра. Те, которые остались в выигрыше, ели с большим аппетитом, прочие, в рассеянности, сидели перед пустыми своими приборами. Но шампанское явилось, разговор оживился, и все приняли в нём участие.


 


Невозможно не узнать произведение. Конечно же, «Пиковая дама» – одна из лучших жемчужин русской литературы. Вещь столь же изящная, сколь и многослойная. Не побоюсь этого слова, гениальная вещь. И это я вам сейчас докажу.


 


Записан
Администратор Форума "Новая Литература"
Администратор
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 3457


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #1 : 12 Январь 2024, 12:58:33 »

Аннотация к этой публикации:

Жанровое новаторство Пушкина: символика, стиль и подтекст «Пиковой дамы». Значение образов героев, смысл сюжета. Автор: Гореликова.
Записан

Соблюдайте Правила общения!
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 12 Январь 2024, 16:49:36 »

     Статья интересная.

    К стыду своему, я не знал про параллель с убийством Павла Первого. Чёрт, мог бы сам догадаться... Спасибо.
    В благодарность могу сказать о другом намёке Пушкина, нынче мало кому понятном. Есть версия, что Пушкин, говоря о сходстве Германа с Наполеоном, имел в виду не столько Наполеона, сколько Пестеля. Наверняка так и есть. Дело в том, что последние два были очень похожи, и не только внешностью, но и телесложением (когда Наполеон ещё не растолстел), мимикой и и телодвижениями. К тому же Герман тоже немец, как и Пестель. 
   "В 1833 году, когда была написана повесть, память о великом императоре была слишком свежа, чуть больше десяти лет прошло, как он умер". Добавим - ещё свежее была память о Пестеле, повешенном 8 лет назад.
   Прямо назвать Пестеля Пушкин не мог по цензурным соображениям. Современному читателю этот намёк уже непонятен.

     Я также рад, что автор статьи не стала превозносить стиль данной повести, особенно её краткость. Часто говорят, что там ничего убрать нельзя. Смешно то, что убрать можно уже буквально первое слово. И не только.
     Возьмём первые две фразы.

    "Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу утра. Те, которые остались в выигрыше, ели с большим аппетитом, прочие, в рассеянности, сидели перед пустыми своими приборами."

     Я бы написал так:

    Играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу. Оставшиеся в выигрыше ели с большим аппетитом, прочие рассеяно сидели перед пустыми приборами.

    29 слов вместо 35-ти. Убрано более 1/6 слов. Если же перефразировать многие фразы, повесть сократится на 1/5, ничего не потеряв в сюжете и ритме, а по стилю став только лучше.

     Для сравнения приведу буквально первое предложение, написанное мною в худ. литературе (первая фраза соч. % 1, неопубликованного):
     "Когда Мураду объявили, что как лучший студент факультета он может поехать учиться в Штаты, растерянность – и даже испуг – овладели им едва ли не сильнее, чем радость."
     26 слов. Попробуйте сократить их количество. (Разве что слово "чем", предпоследнее... Если последнее слово, "радость", станет "радости". Это я только сейчас подумал.)

     Но в целом повесть Пушкина примечательна. Тем более учитывая состояние русской прозы на тот момент. А краткость как у меня - особый случай, большинство и сейчас на пушкинскую краткость не тянут.

     В принципе, этой статье я даже рад, хотя понимаю, что написана она в пику мне. В пику - Пиковая дама.-)
« Последнее редактирование: 12 Январь 2024, 18:42:20 от Лачин » Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 12
Offline Offline

Сообщений: 1605


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 12 Январь 2024, 18:07:43 »

Лачин, ваше самомнение восхитительно!
Ну ладно, редактировать текст Пушкина и приводить свой собственный в пример, как идеал. Сочтем это жестом, достойным… Впрочем, впишите сами, чего достоин такой жест.
Но считать, что все, что происходит в мире, делается вам в пику?? Эээ…
Все гораздо проще. Игорь поддержал мое предложение создать рубрику «Русская классическая литература». Она, кстати, открыта для всех желающих высказаться. А я да, очень люблю Пушкина. Будут еще две статьи о двух его произведениях, а потом я планирую перейти к Тургеневу. К Тургеневу претензии есть?
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 12 Январь 2024, 18:33:06 »

      Да нет, мой текст не идеал... Во-первых, я же сам признал, что огрех в нём есть (только сегодня заметил). Во-вторых, должен признать, что кое-чем обязан Пушкину - писать то я начал, устроив с ним соревнование по уровню краткости. Он меня подстёгивал. Прозу Пушкина знаю чуть ли не наизусть. 
     Я не то чтобы редактировал Пушкина, просто показал на примере, что хвалить данную повесть как образец краткости никак не стоит (то же и насчёт всей его прозы).

     "Но считать, что все, что происходит в мире, делается вам в пику??"
     Да нет же, не всё.
 
     "Все гораздо проще. Игорь поддержал мое предложение создать рубрику «Русская классическая литература»."
     Ну да, я так и понял сразу.-) Дело в том, что я на форуме много писал о вторичности русской литературы до 1860-х. Что вам с Игорем не понравилось. Притом упирал на Пушкина, что надо думать, вам ещё более не понравилось (один из вас даже заявил, что я "плюю в лицо" Пушкину). И тут такая рубрика, притом именно о РЛ "начала XVIII – середины XX вв." И начато с Пушкина.

     Есть ли претензии к Тургеневу, спрашиваете? Есть, как и ко всем пишущим (включая себя). Но против статей о нём ничего не имею.
     Да и эта статья - хорошая, познавательная, я это уже говорил в предыдущем посте. Из полсотни пишущих о П. в 21 веке хорошо если одному удастся сказать мною незнаемое. Вам удалось, касаемо убийства Павла Первого.
« Последнее редактирование: 12 Январь 2024, 18:36:12 от Лачин » Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 12
Offline Offline

Сообщений: 1605


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 12 Январь 2024, 18:41:26 »


Но против статей о нём ничего не имею.
     

Ну, прямо камень с души. Значит, рубрике быть.
Записан
Александр Сапир
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 63


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 12 Январь 2024, 19:50:23 »

Представляю, в какой экзистенциальный восторг приходила школьная учительница Гореликовой, когда читала ее сочинения.
К сожалению, Пушкина проходят слишком рано, 8-ой класс. Ну, что ученику интересно, стрельнул или не стрельнул, да какая марка пистолета, да с какого расстояния... А в 10-ом наш сов. выпускной багаж - Мать Горького, Поднятая целина, Поэма Хорошо..Ну, еще образ Князя Андрея, это так, для гурманов. Я отработал Мать и ее выкладывал, и в школе и в стятуте.
 Даешь, Гореликова, образ деда Щукаря. Вот это будет по нашему, по советскому. 
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 12
Offline Offline

Сообщений: 1605


Просмотр профиля Email
« Ответ #7 : 12 Январь 2024, 20:16:53 »

Вау! За такие вопросы люблю вас еще больше.
«Поднятая целина» – это лучшая антисоветчина, которую я читала. Все остальное, даже Солженицын, рядом не стояло. Причем это антисоветчина по Фрейду. Шолохов, в принципе, очень прямолинейный писатель. Прям, как телеграфный столб. Но не спешите бросать в меня тапки и помидоры. Во-первых, «Тихий Дон» выносим за скобки, во-вторых, прямолинейность – это совсем не порок. Для писателя уж точно. Есть масса писателей, которые выражались прямолинейно и тем любы читателям (мне, в частности). В «Поднятой целине» Шолохов изо всех сил старался писать, как требовали каноны соцреализма, но вездесущая жизнь все побеждает. Везде пролазит и торжествует. Вот что стоит прочесть для понимания эпохи, так это «Поднятую целину». Есть в ней прямо-таки грандиозные моменты.
«Мать» тоже весьма любопытна. Если разбирать по фактам, то ее школьные толкования прямо противоположны тому, что в ней написано. Однако Горький отчаянно скучен. Поэтому только это обстоятельство позволяло (и, видимо, позволяет до сих пор) пудрить детям мозги. Подростки его скуловоротные тексты не читают.

А на выпускном экзамене я писала сочинение про князя Андрея и дуб. Откровенно говоря, сейчас интересно было бы почитать, что я тогда обо всем этом думала. Сейчас содержания своего сочинения не помню от слова совсем.
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #8 : 12 Январь 2024, 22:57:36 »

     Ну, тут кому как... Я ПСС Горького прочёл трижды, первый раз в 6 классе. (Правда, третий раз вышло случайно, я просто был в депрессии и перечитывал всё прочтённое.) А Целину и наполовину одолеть никогда не мог. Хотя я за Красную армию, но Шолохову это не помогло.
« Последнее редактирование: 13 Январь 2024, 00:33:23 от Лачин » Записан
Александр Сапир
авторы
Постоялец
******

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 63


Просмотр профиля Email
« Ответ #9 : 12 Январь 2024, 23:22:28 »

Когда я читаю Гореликову, мое мудрое чело озаряет мягкая, светлая улыбка. Приятно ее читать. А вот - Лачина, нет не озаряет. Охватывает злость, хочется спорить и спорить. 
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #10 : 13 Январь 2024, 00:32:47 »

     Так я ж левый, а вы оба правые.
     А что у вас не лицо, а "чело", к тому ж и "мудрое" - да, возможно...

     Гореликовой.
     А вы, мадам, ещё упрекали меня за самомнение!-)
« Последнее редактирование: 13 Январь 2024, 00:35:15 от Лачин » Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #11 : 13 Январь 2024, 01:55:35 »

      Ещё хорошо, что Гореликова не стала тиражировать утверждение, что ПД повлияла на сюжеты Маскарада Лермонтова и Игроков Гоголя, мол, там тоже мотив карточной игры. В карты играли все дворяне, и не только они, это была настоящая мания. Картёжниками, в отличие от Пушкина, Лермонтов и Гоголь не были, но с подобными типами вынужденно часто сталкивались. 

     Принявшись за статью, я уже с раздражением ждал панегирика краткости в стиле и влиянии повести на Лермонтова с Гоголем, ан нет.

     Касаемо Тургенева - рубрика о классике   начала XVIII – середины XX вв., и Тургенев не совсем в неё укладывается вроде. Главные его вещи в 56-77 гг. писаны. Хотя с грехом пополам можно, конечно...
     И что касается начала 18 в. - помилуйте, там ведь первые три десятилетия только на одну статью потянут. Даже если рассматривать и переводы (скажем, сатиры Кантемира - это вольные переводы Буало). Впрочем, возможно, Гореликова так и замыслила.
« Последнее редактирование: 13 Январь 2024, 02:40:21 от Лачин » Записан
Администратор Форума "Новая Литература"
Администратор
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 3457


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #12 : 13 Январь 2024, 10:26:15 »

 Касаемо Тургенева - рубрика о классике   начала XVIII – середины XX вв., и Тургенев не совсем в неё укладывается вроде. Главные его вещи в 56-77 гг. писаны. Хотя с грехом пополам можно, конечно...

Тургенев писал в в 56-77 гг. XIX, а не XX в., верно?  И что мешает нам изменить даты в описании рубрики, например, на "сер. XVIII – вторая половина. XX вв."? Давайте обсудим.
Записан

Соблюдайте Правила общения!
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 12
Offline Offline

Сообщений: 1605


Просмотр профиля Email
« Ответ #13 : 13 Январь 2024, 11:02:13 »

Вот тут решительно не понимаю.
В чем разница между

рубрика о классике   начала XVIII – середины XX вв.
и
 сер. XVIII – вторая половина. XX вв


Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #14 : 13 Январь 2024, 12:05:39 »

      Чёрт, я ошибся...-) Я думал, рубрика доходит до середины 19 века, а не двадцатого. Так что снимаю свои возражения.
Записан
Страниц: [1] 2 3 4   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!