Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 213. Кто же такой homo sacer? 214. Жизнь священная 215. Три ипостаси тела священного Жизнь священная
Невозможно написать сакральную книгу, просто выдумав «интересный» сюжет. В лучшем случае получится жанровая штамповка. Книга, берущая за живое, всегда пишется кровью. Она рождается из судьбы самого автора. Иными словами, писатель вынужден принести себя в жертву, но, опять-таки, жертва не может взяться из ниоткуда; она возникает из лично пережитого творческим человеком, и его жизнь, тем самым, становится жизнью сакральной. Кажется, это понятно. Однако нижеследующий фрагмент вынуждает нас усомниться, что оттенки значений, которые мы до сих пор находили в понятийной сфере «сакрального», соответствуют его коренному, латинскому содержанию, каким оно было в законах Древнего Рима...
«Исследователи вопроса согласны в том, что структура sacratio[29] составляется из двух элементов: безнаказанности убийства и запрета на жертвоприношение. Impune occidi предполагает прежде всего изъятие из порядка ius humanum[30], так как эта формула приостанавливает действие закона об убийстве». «Сonsecratio[31] обыкновенно переводит предмет из ius humanum в область божественного права, из сферы профанного в сферу сакрального, в то время как в случае с homo sacer лицо просто изымается из юрисдикции людей, не переходя при этом под юрисдикцию богов». «Если вышесказанное верно, то оказывается, что sacratio предполагает двойное исключение: как из ius humanum, так и из ius divinum[32]… Топология структуры этого двойного исключения, основанной на двойном изъятии и двойном захвате, удивительным образом напоминает структуру исключения суверенной власти, и это больше, чем просто аналогия… Если структура исключения, присущая суверенной власти, предполагает, что закон применяется в чрезвычайном положении, исключая его… так и homo sacer посвящается богам посредством непринесения в жертву и убийства. Жизнь, не подлежащая жертвоприношению, но подлежащая убийству, есть vita sacra». «Это двойное исключение порождает зону неразличенности между религиозным и профанным – но не только между ними». «Так, латиняне называли puri поросят, которые на десятый день жизни отбирались для принесения в жертву. Однако Варрон приводит свидетельство того, что в древности пригодные для жертвоприношения свиньи назывались sacres. Но такое употребление этого термина никоим образом не противоречит принципу непринесения в жертву homo sacer: оно лишь указывает на ту область изначальной неразличенности, в которой понятие sacer обозначало всего лишь жизнь, подлежащую убийству». «Священная, то есть подлежащая безнаказанному убийству, но недостойная быть принесенной в жертву, – это просто жизнь, захваченная суверенным отвержением, и в этом плане производство голой жизни является изначальным проявлением суверенитета. Священность жизни, которую сегодня хотят противопоставить суверенной власти как действительно фундаментальное право человека, на самом деле воплощает изначальную незащищенность жизни перед лицом смерти, свидетельствуя о ее бесконечной отверженности». «Мы можем теперь определить область значений термина sacer… Термин sacer обозначает прежде всего жизнь, которая всегда может быть абсолютно безнаказанно отобрана, стать объектом насилия, которое, находясь вне сферы всякого права, не принадлежит при этом и миру жертвоприношения».
Оглавление 213. Кто же такой homo sacer? 214. Жизнь священная 215. Три ипостаси тела священного |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске 08.03.2024 С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив. Евгений Петрович Парамонов
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|