Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 214. Жизнь священная 215. Три ипостаси тела священного 216. Оборотень Три ипостаси тела священного
Своим исследованием Агамбен, в частности, обнаруживает три различные ипостаси, в которых сакрализация человека предстает перед нами наиболее явственно. Все эти три наглядных примера – из жизни Древнего Рима. Давайте, присмотримся к ним повнимательней…
«В конце пятидесятых годов Эрнст Канторович опубликовал в Соединенных Штатах "Два тела короля"…"очерк политической теологии Средневековья"». «Описывая погребальные церемонии французских королей, в которых важную роль играла восковая маска покойного суверена… Канторович находит возможные истоки этой традиции в церемонии апофеоза римских императоров... После того как суверен умирал, с его восковой imago "продолжали обращаться, как с прикованным к постели больным… Это продолжалось до тех пор, пока на седьмой день наконец оно не признавалось мертвым"… Использование воскового изображения связано с вечностью королевского сана, который "никогда не умирает"». «Отзывающийся гротеском ритуал, предписывавший обращаться с изображением, как с живым человеком, а затем в торжественной обстановке предать его огню, отсылает нас к области… в которой политическое тело короля словно сближается или даже сливается с подлежащим убийству, но не подлежащим жертвоприношению телом homo sacer». «Исследователи пришли к мысли о сходстве homo sacer и devotus – того, кто посвящает собственную жизнь богам подземного мира, дабы спасти город от серьезной опасности. Ливий оставил нам яркое и подробное описание обряда devotio[33], который имел место в 340 году до нашей эры во время битвы при Везении. Римское войско дрогнуло под натиском противников-латинян, и тогда консул Публий Деций Мус, командовавший легионами… испросил дозволения у понтифика пройти ритуал посвящения богам: "Янус, Юпитер, Марс-отец, Квирин, Беллона, Лары, божества пришлые и боги здешние, боги, в чьих руках мы и враги наши, и боги преисподней, вас заклинаю, призываю, прошу и умоляю: даруйте римскому народу квиритов одоление и победу, а врагов римского народа квиритов поразите ужасом, страхом и смертью. Как слова эти я произнес, так во имя государства римского народа квиритов, во имя воинства, легионов, соратников римского народа квиритов я обрекаю в жертву богам преисподней и Земле вражеские рати, помощников их и себя вместе с ними"». «Посвятивший себя богам, но выживший в бою человек исключался как из мира профанного, так и из мира священного, потому что этот человек был sacer. Он не мог никоим образом возвратиться в профанный мир, ибо именно благодаря его жертве вся община могла спастись от подземных богов». «Тело суверена и тело посвятившего себя богам человека являются звеньями одной цепи». «Надпись, найденная в Кирене, сообщает, что изображение могло быть изготовлено еще при жизни человека, которого он должен был собой замещать. Надпись... представляет собой текст клятвы, которая была заключена между колонами, отправлявшимися в Африку, и гражданами, остававшимися в городе, и служила порукой их взаимных обязательств. В момент произнесения клятвы следовало слепить из воска colossi и бросить их в огонь с такими словами: "пусть истает и исчезнет тот, кто преступит эту клятву, он, весь род его и все его имение"». «Изображение должно было представлять, подобно самому телу, но более наглядно, то в человеке, что обречено смерти, и что своим положением на границе между двумя мирами представляло угрозу, от которой следовало охранить сообщество живых». «Все эти фигуры – человека, принесшего обет, но оставшегося в живых, homo sacer и суверена – объединяет... то, что во всех этих случаях мы имеем дело с жизнью... пережившей смерть и в силу этого несовместной с миром людей. Vita sacra нет места в Городе – в случае с принесшим обет погребение изображений оказывалось замещающим ритуалом, который возвращал человека к обычной жизни; в случае с императором удвоение погребального обряда позволяло сохранить vita sacra, которой предстояло обожествление в церемонии апофеоза; наконец, в случае с homo sacer перед нами неустранимый остаток жизни – голая жизнь, исключенная и по самой природе своей уже вверенная смерти, жизнь, которую не властны вернуть никакой обряд или жертва».
Оглавление 214. Жизнь священная 215. Три ипостаси тела священного 216. Оборотень |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|