Игорь Белисов
Философское эссеНа чтение потребуется 12 часов | Скачать: Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 28.03.2014
Оглавление 212. У врат закона 213. Кто же такой homo sacer? 214. Жизнь священная Кто же такой homo sacer?
Изначально писатель стоит на границе между миром профанным и миром сакральным. Мы это выяснили, прежде всего, у Кайуа. Далее – через Бланшо, через Бердяева, Фрезера, Элиаде, Андреева, Энгельса, Чхартишвили – мы все более продвигались к более точному пониманию, что же такое писатель профанный и писатель сакральный. Думаю, не погрешу против истины следующим утверждением: писатель тем интересней, чем больше несет в себе сакральную сущность. Таким образом, наше внимание концентрируется именно на этой писательской категории. Нижеследующий анализ посвящен прояснению термина «sacer»…
«B своем трактате "О значении слов" Фест вскрывает связь выражения sacer mons[26] с формулой римского права архаического периода, впервые сопрягающей категорию священного с человеческой жизнью как таковой». «Дав определение названию Священной горы, которую плебс во время первой сецессии посвятил Юпитеру, Фест добавляет: At homo sacer is est, quern populus iudicavit ob maleficium; neque fas est eum immolari, sed qui occidit, parricidi non damnatur; nam lege tribunicia prima cavetur: "si quis eum, qui eo plebei scito sacer sit, occiderit, parricida ne sit". Ex quo quivis homo malus atque improbus sacer appellari solet[27]». «В исследовательской литературе давно ведутся споры о смысле этой загадочной формулы, которую некоторые рассматривают как "древнейший вид уголовного наказания в римском праве"… Определение Феста "как кажется, отрицает само значение определяемого понятия", так как, с одной стороны, объявляет некоторое лицо священным, а с другой – предписывает (или, вернее, делает безнаказанным) убийство этого лица... Противоречие усугубляется тем обстоятельством, что тот человек, которого всякий имел право безнаказанно убить, не мог, однако, быть предан смерти посредством какого-либо ритуала». «Так в каком же смысле homo sacer мог называться "священным", и как следует понимать формулу sacer esto[28]... если она подразумевает одновременно безнаказанность убийства и запрет жертвоприношения?»
Оглавление 212. У врат закона 213. Кто же такой homo sacer? 214. Жизнь священная |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсы
|
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|