HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Михаил Ковсан

Похороны Святого благословен Он

Обсудить

Повесть

 

Купить в журнале за январь 2020 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2020 года

 

На чтение потребуется полтора часа | Цитата | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf

 

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 23.01.2020
Оглавление

6. Острым – пишем, стираем – тупым
7. Одним глазом – своё, другим глазом – чужое
8. Смерть рифмуется с жизнью

Одним глазом – своё, другим глазом – чужое


 

 

 

Проснулся – темно, окно от лунного света зашторено. Тихо прошуршал в туалет – сосед спал мало, чутко, страдал от бессонницы. Даже воду спускал, чуть-чуть нажимая. Однажды сказал: «У тебя лицо ангела, всезнающего ангела, смотри не упади, не стань ангелом смерти».

Тогда не понял, да и сейчас не стало ясней, но с тех пор, просыпаясь ночью, старался не разбудить. Старался, но разбудил. Он сидел на кровати с тетрадью в одной руке, с книгой – в другой, словно одновременно читая своё и чужое. Одним глазом – своё, другим глазом – чужое.

Поставленный на тумбочку на ночь был стакан пуст. А стакан даже днём на случай внезапного сна и от сна пробуждения должен быть полон: вода очищает и живых и мёртвых, а потому она должна быть всегда наготове.

Подошёл тихо, на цыпочках: не спугнуть вечную жажду соседа, взял стакан, наполнил водой – из холодильника, ведь тёплая – только для мёртвых. Поставил на тумбочку – взял, тетрадь и книгу на грудь положив, отпил, задумался, потом ещё, и третьим – глубоким, выплёскивающим, на показ жажду свою осушил до конца.

Снова взял, снова наполнил, поставил на тумбочку, отпил глоток, больше не стал: «Садись. Почитаем». Сна больше не было. Взял стул. Сел рядом с ним.

Не задалось. Грохот дрожащей волной по всему зданию пробежал, и через минуту полуодетые хлынули, запрудив коридоры: шли, топали, бежали в огромное лобби, где на полу лежала картина, сорвавшаяся со стены. Она спланировала, улёгшись на пол серой изнанкой. Висела давно, примелькалась, стала частью стены, защищая её от яркого света жёлтым пустынным пейзажем, грядою холмов – безжизненных, ни тропы, ни дороги, обессиленных то ли жёлтым пустынным безмолвием, то ли близостью к небу – насыщенно голубому, с лёгкими пятнами облаков, и между жёлтым и синим, словно выдавленная из тюбика, фигура: человек, василиск? Скорее всего, василиск: в пустыне ему хорошо, а человеку там скверно, если попал – ищет оазис, сумеет – деревья насадит, василиска изловит – что с ним делать, всю жизнь размышлять.

Увидев картину, все, вздохнув, схватились за сердце, и пошли досыпать, заснуть не надеясь. Некоторые даже продолжили прерванные поздним часом беседы.

– Плохие отношения не надо бояться испортить. Портить испорченное – шанс: авось, станут лучше.

– Сильный не может быть прав. Прав слабый, даже если он и мерзавец.

Он тоже вздохнул и поплёлся назад, по пути заглянув на балкон: вечный читатель – читал, лупой, словно сетью, вылавливал буквы, отвлёкшись на грохот и раньше других успокоившись: свалилась картина, ну и свалилась, утром поднимут, обратно повесят.

Он оглянулся – вечный читатель поднял картонку, на которой записывал слова, ему не знакомые. А он-то думал, что для вечного читателя нет слов неизвестных, которые стоит выписывать, чтобы потом, к ним привыкнув, стереть крошечным огрызком резинки, которая едва пальцам давалась, огрызком, не способным захватить даже самое короткое слово, только лишь букву. Буква за буквой с течением времени исчезали, оставляя на картонке иногда отчётливый, но чаще неуловимый след, терявшийся под новым неведомым словом уже навсегда.

 

Читая книгу Бытия

 

Последующий рассказ разительно отличается от предыдущих, в которых Всевышний не только творит, но и мир переделывает, избирает Авраама, являясь ему. То, что читали раньше, образец непосредственного участия Святого, благословен Он в делах мира, Им созданного. Но наступает момент, когда Он больше непосредственно не обращается к человеку, ему не является. Зачем? Дать человеку возможность заняться земными делами? Не полагаться на вмешательство Творца в человеческие дела? Проверить, насколько тот усвоил теологические уроки, данные ранее? Нет, Всевышний ещё не раз обратится к героям своим, к избранному народу, но сейчас – испытание: человек уроки усвоил?

Отец (Бог) – сын (человек). Великая метафора. Метафор метафора. Из неё следует: сын становится взрослым так и постольку, как и поскольку не ждёт постоянного отцовского вмешательства, оставляя за собой самое важное право – обратиться к Отцу в трудный час. Только сын инфантильный пользуется этим правом ежеминутно, взрослый – на крайний случай его оставляет. А пока не наступил? Обязанность сына помнить Отца, сохранять с Ним связь даже тогда, когда необходимость её не кажется очевидной.

Легенды описывают Авраама как человека, приобщающего людей к своему Богу. Может быть, самый замечательный рассказ этого рода – объясняющий, с какой целью сидел вне дома в зной, когда появились три мужа. Сидел на перепутье дорог, привечая странников, давая им среди пустыни приют и к Богу своему приобщая. Замечательный рассказ! Иначе как можно представить, что ему, Аврааму, суждено быть родоначальником не одного народа – народов? Если народов-язычников, то чего стоит такое обетование?

У сына Авраама Исаака два сына. Род Авраама двоится. Один сын продаёт первородство. Другой покупает. Один хитростью выманивает отцовское благословение. Другой плачет, что потерял. Ни один, ни другой не совершенен. Однако понятно, кто истинный, кто наследник. Понятно, кому продолжать.

Этот Бог – личный Бог Авраама, Исаака, личный Бог Иакова – станет и Богом его сыновей, Богом народа. У этого Бога одно имя, но имён великое множество. Два пути у человека этого Бога познать – через осмысление деяний Его и откровение. Какой путь уверенней, достойней, короче? Как когда. Как кому.

 

Вздохнул, поплёлся назад, и если бы не остановился-оглянулся, вернулся бы к «садись – почитаем». Но было темно, так темно, как бывает перед рассветом, перед первым лучом. Вернулся, прошёл через лобби к двери, обминая свалившуюся пустыню, и вышел на улицу, спустился по лестнице, широкой и длинной, снова по улице, другой, поуже, и снова – ступеньки, вниз, по асфальту, затем по тропинке, вьющейся вниз, обминая кусты, сухую всклокоченную траву, свалки мусора, вниз и вниз – там от росы уже сыро, подошвы притягивала земля, и он оглянулся: вверх и назад, где, словно каменные соты – приклеилось от соседа, угадывались очертания: дома без единого окна освещённого, а среди них – здание с множеством светящихся окон.

Стоял, обернувшись назад, и смотрел, как одно за другим гасли окна, пока не осталось одно, то, он был уверен, за которым сосед ждёт его, волнуется, но когда вернётся, не подаст виду, промолчит или скажет: «Садись – почитаем».

На вечного читателя сосед не был похож. Да и читал со странными целями. Страстно обожал опечатки, описки, коллекционируя их, наслаждался. Не смеялся – смешному, истинному – поражался, видя в опечатках-описках верховную волю: Адам не съел его (древа познания) плод, но – сел его под; не его избил, но – эго избил. И ещё так сосед говорил: «Разве наслаждение чтением может сравниться с наслаждением от вида наслаждающегося читателя?». Кого имел в виду? Не его ли, своего постоянного и единственного читателя? Не читателя, конечно, а слушателя. Коль так, то наслаждался им, его видом? Хотелось спросить, но не решился ни разу – то ли стеснялся, хотя стеснительным себя не считал, то ли опасался обидеть. Сам не знал – спросить было некого.

Никого рядом не было, да и кто мог здесь оказаться в такой странный час, когда очертания зданий стали отчётливей. Обернулся – между двух гор, в ложбинке между грудей – опять от соседа, проклюнулся луч, первый, едва заметный, хилый, мгновенно растущий, как василиск, обращающий землю в пустыню, пожирающий чёрную пустоту: по краям голубело. Ещё через мгновенье голубизну можно будет отличить от зелёного, сорвав травинку или листок и приблизив к глазам.

Жёлто-голубая пустыня исчезла, и из голубеющей зелени холма, неровного, зазубренного, как пила, выросло здание.

Вырастая, в холм вписываясь с трудом, укладывалось в зазубрины, горизонт заслоняя. Стелилось справа налево буквами на бумаге, трёхэтажными сотами, и резко взмывало башнею вавилонской, в которой сновал вверх и вниз лифт, вознося, опуская; а за башней, косо приткнувшись к круглому стволу, высилось здание, его главная часть. Именно там, в сотовой, были самые дорогие места. Он же помещался в той части поплоше, возвышавшейся, уходившей от сот и от башни за естественный угол холма, отведённой архитектором бедным.

Солнце краешком показалось на горизонте, и, не оборачиваясь, затопал назад. Наверх было подниматься куда как тяжелее, чем по холму ночью сбегать.

 

 

 

(в начало)

 

 

 

Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за январь 2020 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт магазина»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите доступ к каждому произведению января 2020 г. в отдельном файле в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

6. Острым – пишем, стираем – тупым
7. Одним глазом – своё, другим глазом – чужое
8. Смерть рифмуется с жизнью
517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!