HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Михаил Ковсан

Жрец

Обсудить

Роман

 

Новая редакция

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за июнь 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2022 года

 

На чтение потребуется 8 часов 30 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: публикуется в авторской редакции, 23.06.2022
Оглавление

29. Часть вторая. 9. Карфаген треугольный.
30. Часть вторая. 10. Моими близкими освящусь.
31. Часть вторая. 11. Фоно.

Часть вторая. 10. Моими близкими освящусь.


 

 

 

Отделив совсем юных, их погнали пыльной, насквозь прожжённой дорогой. Старых победители не жалели, таких дорого не продашь, им давали на привалах напиться и горсть жареных зёрен. Молодых и особенно юных римляне берегли, давали вдоволь напиться, кроме зёрен – маслины, инжир. Старых, если падали, протыкали копьём. Юных осматривал лекарь. Шли, и гарь за ними тащилась, не отпуская. Но оказалась бессильной: их безжалостно гнали, и она отступила. Шли по дороге, спускавшейся с гор, говорили, что гонят их в Яффо, где посадят на корабли, а в Риме отведут на рынок рабов и продадут в каменоломни и в гладиаторы, а самых красивых покормят, оденут и за немалые деньги отдадут богачам на потеху. А кто не только красив, но умеет петь, танцевать, декламировать, тот будет стоить огромных денег, и жизнь его будет счастливой. А если чем-то приворожит богача, тот его со временем и отпустит. Вольноотпущенник – это не раб, может добиться гражданства. Гражданин Римской империи! Каково?

В Яффо не был он никогда, знал только, пророк Иона там сел на корабль, надеясь, что в море Господь его не настигнет. Настигнет! Это не гарь, не дым сгоревшего Храма. Развеялся и исчезла. Господь Иону и в море настиг, и в бездне морской, в чреве чудовища. Он попытался представить кромешную тьму, ни малого проблеска, словно самые чёрные тучи, как это бывало, спустились на город. Но воображение сопротивлялось, было страшно представить, каково было Ионе в чреве чёрном и смрадном.

Шли, прошлое стараясь забыть, пытаясь в будущее хоть одним глазком заглянуть. Вдруг повезёт? Всё в жизни бывает. Но были и заглядывать не желавшие, немного, держались отдельно, по-звериному озираясь: жрецы юные, едва ставшие взрослыми.

Вначале он шёл со всеми, но было скверно: свои – как чужие. От сплетен, слухов тошнило. Ушёл к жрецам. Поначалу на него озирались, но рассказал, из какой семьи, кто отец и кто дед, и его больше не сторонились.

Шли, тяжело ступая, спускаясь медленно с гор. Когда раздавали воду и зёрна – в этот вечер больше ничего им не дали – несколько самых красивых, сев кружком, и его подозвали. Говорили, что в Риме их ждёт. За этот грех следует тяжкое наказание. Кто побьёт их камнями? Евреи? Сколько их в Риме? Может, у хозяина он будет один? Римляне не побьют, для них это не грех, а услада, они её греческой называют.

– Что же нам делать?

– Если загонят на корабль, выхода нет.

– Что же нам делать?

– Подумай!

– С корабля не сбежишь. И сейчас не сбежишь, – юный жрец посмотрел, как начинают на ночь сгонять: тесно друг к другу, в круг, чтобы легче им сторожить.

– Тут думай не думай, не придумаешь ничего, – добавил другой.

Увидев, что стражник идёт, руку держа на рукоятке меча, начавший разговор заключил:

– Сделаю то, что наши братья сделали в Гамле. С корабля прыгну в море.

– Руки на себя наложить – грех страшный, великий.

– Это не грех, это освящение Имени, освящение Господа.

Он долго ворочался, стараясь решить, какой грех страшнее: убить себя самого или быть осквернённым. Не решив, утешился мыслью, что в дороге всякое может случиться, а если и доплывут, может, он никому не понравится. Засыпая, думал о тех – о них слышал и раньше – которые бросились со скалы.

– Их было несколько тысяч. – Это гость, рассказывающий отцу, что было на севере, в Гамле.

– Бросились со скалы? – Отец переспросил, словно не слишком гостю поверив.

– Ты ведь был там?

– Давно, до женитьбы.

– Можешь представить: город на вершине горы, над ним за стеной, над ней нависая, к небу возносится острый пик, вокруг которого коршуны кружат, а внизу под пиком река: зимой разливается и несётся, грохотом наполняя округу.

– Это ведь духов земля! – Добавляет отец, словно пытаясь себя убедить в правоте рассказавшего ужасное гостя.

– Неделю воды реки были от крови красны. Много тысяч погибло. Отцы старших детей в пропасть швыряли, а самого младшего к себе прижимали и прыгали в бездну.

– Ужасно, ужасно. Но были такие, кто грешил на легионеров, мол, это они сталкивали бегущих.

– Всякое говорили, даже такое, что они, убегая от римлян, друг друга давили и вместе падали в бездну. Но было не так. Они сами выбрали смерть, пленниками быть не хотели.

С первым лучом помолился. В этот день римляне торопились, гонец сообщил: корабль за рабами пришёл. Понукая, выгнали на дорогу, и за ними потянулся столб пыли, издалека похожий на дым, над жертвенником поднимавшийся, которого не было больше: Храм разрушен, а с Храмом и жертвенник. Жрецы, кто убит, кто, как они, меся пыль, тянется к морю. Может, они – жертва, Богу угодная?

К вечеру были в разрушенном Яффо. Там только римляне. Большинство жителей убито, лишь немногим удалось убежать на север, в далёкую дикую Галилею. Еврейский флот потопили. В бухте торчали мачты потопленных кораблей. На следующий день с утра на лодках стали возить на корабль, с борта которого на юных жрецов-рабов смотрел важный римлянин в белой тоге, прибывший за рабами из Александрии. Один из воинов рассказал, что он важная шишка, был префектом Египта, а теперь отправляется в Рим, где его примет Веспасиан, недавно императором провозглашённый. Когда поднимался по лестнице, качавшейся вместе с ним, черноволосый невысокого роста префект очень пристально на него посмотрел. Посмотрел и не забыл. Это был тот, кто, не торгуясь, купит его в одном из домов за рынком рабов. Его хозяина звали по-разному: одни – Тиберий Александр, Юлий Александр – звали другие.

Завернувшись в отцовский плащ – единственное, что спас из горящего дома – он пристроился под оливой, простирающей корявые ветви, над которыми нависала птенцом жёлтым луна: через несколько дней Новолуние. Где и как сумеют они тонкий, едва народившийся серп освятить? Рядом с ним долго шептались два юных жреца, решавших, вправе здесь и сейчас дать обет: после гибели Храма ни один еврей не вправе есть мясо и пить вино. Нет, за всех они давать обеты не вправе, значит, поклянутся, что сами не будут есть мясо и пить вино никогда. Подумал: а как без вина освящать? Как субботу без вина освятишь? С этой мыслью, плащом с головою укрывшись так, чтобы холод сквозь прогоревшие дыры не проникал, он уснул. Всегда в родительском доме долго ворочался, мешая уснуть младшему брату, которого очень любил. По родителям, братьям и сёстрам три раза в день общую поминальную молитву, кадиш, говорил, а о младшем, самом любимом, особый.

И, откликаясь, каждую ночь тот во сне спускался на землю таким, каким его помнил: темнокожим с густыми курчавыми волосами. В семье вслед за мамой за пышные волосы его называли наш одуванчик. Так получилось, за одуванчиком, когда того отняли от груди, больше всех присматривал он: мыл в деревянном корыте с отгрызенными краями, в котором раньше мыли его самого, а когда исполнилось пять, водил его в школу. Но в эту полнолунную чёрно-жёлтую, светлую, снами полную ночь брат явился таким, что его не узнал. Черным-черны волосы, а тело светлей, чем у него. Брат не ходил, не бегал, не дрыгал ногами, но тихо, уверенно и бесшумно передвигался не по земле, где и как – не понять, потому что кроме его белоснежной с чёрным венцом, словно на дереве крона, фигуры, вокруг не было ничего: ни домов, ни деревьев, ни облаков. По сравнению с прошлой, ещё не забывшейся ночью, брат вытянулся, щёки втянулись, как бывает с мальчишками, когда они, подрастая, приближаются к юности. Так недавно было и с ним. Едва успел подивиться случившимся за одну только ночь переменам, как брат – не знал, как это назвать – вмиг очутился к нему очень близко, призывно взмахнув рукой белоснежной. Брат его звал. Раскрыл, было, рот спросить, куда тот зовёт – ни слова, ни единого звука не вышло. Странно, но брат его понял, и, ввинтившись в пространство, ни звука не проронив, поманил за собой. Вздрогнул, поёжился: в одну из прожжённых дыр ночной холодный воздух ворвался. Вытянул руку, поправил, и – он рядом с братом, тот руку схватил, вот, вместе они поднимаются по лестнице вверх, ступеней не касаясь, на каждой – левиты, звучит чудная музыка, в неё вплетаются голоса: псалмы распевают, Творца всего сущего восхваляя. Поднимаются. Под ними горы и море, звери лесные и полевые, птицы, огромные, малые, рыбы, среди которых, играя с волной, плещется огромное чудище левиафан. И всё, что видит, весь мир под солнцем, звёздами и луной, всё вместе с левитами Творца воспевает. Вместе с братом проходят один двор, второй, приближаясь к огню, на жертвеннике пламенеющему. Вдруг понимает: брат, имя которого любимец Господень, спустился с небес, не потому что он читает кадиш, а потому, что тот, посланник Всевышнего, пришёл за ним – настал его срок с жрецами служить. Пытается угадать, что ему будет поручено: дрова подносить, класть на жертвенник хлеб, солью его посыпая. Смотрит по сторонам: нет ли рядом старших жрецов. Никого. Он один. Перед жертвенником один. Он знает всю службу, он учился служению, но не сбиться бы, сказано ведь слушать старших, исполнять в точности, что прикажут. Иначе горе всем, он помнит, что сказано о сыновьях Главного жреца Аарона. «Знаю я, знаю», – сказал однажды учителю, за что был строго наказан. Теперь слова учителя сам себе говорит: «Было у Главного жреца два старших сына, надежда, опора, бессмертие. Были не юны, но ещё не женаты, это отца удручало. Зато радовало, что жрецы-сыновья в служении Господу неутомимы, тщательны и ревнивы. Однажды взяли братья совки, огонь на них положили, на него – воскурения. И огонь перед Господом принесли, которого Он не велел. Пожрал их огонь, от Господа вышедший, и Моисей слова Всевышнего передал: 'Моими близкими освящусь'».

Стоит у жертвенника, глядя на огонь, повторяет: «Моими близкими освящусь». Тихо. Безмолвно. Притихший мир внемлет тишины тонкому звуку.

На жертвеннике беззвучен огонь. Беззвучно в синее небо с сапфировой точкой на горизонте дым прямо восходит.

Безмолвно стоит юный жрец, в первый раз избранный у жертвенника служить.

Средь белого дня небо темнеет. Точка ширится, разрастается и густеет. Миг – и безмолвный мир погружается в сапфировый мрак, из которого прорывается в небо крошечный трепещущий огневой язычок: птица в силках, бабочка на игле, дыхание умирающего.

Он оглушён тишиной. Он только взгляд, только глаза, которым с каждым мгновеньем больней смотреть на умирающий язычок: в мёртвое небо дым от огня не восходит.

Стоит неподвижно и повторяет: «Моими близкими освящусь».

Из всей бездны слов на всех языках остаются лишь эти.

Едва «освящусь» отзвучало, небо разверзлось, тьма отступила, хлынул пронзительный свет, от края до края мир затопляющий. В неистовом свете исчез язычок жертвенного огня, в свете, для глаз невозможном, исчез жертвенник вместе с Храмом, в безжалостном свете явилось видение: был брат его светом, а свет был его братом.

Свет, облаком, словно плащом, завернувшись, двинулся перед ним, обрётшим слух, способность идти. Он шёл за Господом, за ним шли жрецы, за теми народ. Шли, повторяя: «Моими близкими освящусь».

«Что тебе снилось?» – Утром, только проснувшись, обратился рядом лежавший некрасивый и неуклюжий, гордящийся тем, что его никакой богач не возьмёт, лучше стать гладиатором и погибнуть или умереть в каменоломне. В ответ плечами пожал: как такое расскажешь? А тот продолжает, вопрос задал с единственной целью: о своем сне рассказать, и, не дождавшись: «А ко мне приходила Лилит. Голая и… – замолкает, крики услышав: «Еда и вода! Еда и вода!»

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

29. Часть вторая. 9. Карфаген треугольный.
30. Часть вторая. 10. Моими близкими освящусь.
31. Часть вторая. 11. Фоно.
474 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 25.04.2024, 14:52 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!