HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Михаил Ковсан

Жрец

Обсудить

Роман

 

Новая редакция

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за июнь 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2022 года

 

На чтение потребуется 8 часов 30 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: публикуется в авторской редакции, 23.06.2022
Оглавление

37. Часть вторая. 17. Колечко.
38. Часть вторая. 18. Жрец – сторож брату.
39. Часть вторая. 19. Скажи нам, Кавафис

Часть вторая. 18. Жрец – сторож брату.


 

 

 

Рядом остановилась машина, из которой, словно приторным чаем, плеснуло музыкой, ломкой, восточной, массивной, как браслеты-обручи на пухлых запястьях, лукумной, назойливой, как пропахший горелым мясом торговец. Бетховен и Моцарт из открытых окон машин почему-то никогда не доносятся. Делать нечего. Постоял. Послушал. И тронулся.

В те времена у него была аллергия, которую заливал димедролом. Хранил в доме несколько ампул. Как-то спросила: зачем? Объяснил и добавил, что трёх-четырёх вполне достаточно… Не досказал: для того, чтобы сутки без просыпу. Она поняла так, как хотела. У ампул почему-то не было единого места. Где они, он, редко в доме бывавший, не знал. Зато знала она.

Замученный подгоревшим Востоком, от двери отправился в ванную. Первое, что увидел, ампулы, салфеточкой еле прикрытые, словно то клочочком тряпки в стриптизе. Лежат. Манят. Соблазняют. Раздавив, содержимое вылил, ампулы в ведро зашвырнул. «Идиотка!» – Впервые в жизни скрипнул зубами. С одного зуба эмаль отколупнулась.

 

– Почему родители разошлись?

– Мне тогда было всего восемнадцать, со мной не делились. Просто в известность поставили. Я тут при чём? Они не разошлись, они разбежались. Я разбежался первым, уехав в университет. Наверное, за долгие годы осточертели друг другу. У матери я спросил. Пожала плечами. Отец руками развёл:

– Розы страшно подорожали.

– Чего?

– Отец матери розы дарил, она их очень любила, тёмно-красные, прямо в масть. Дважды в год: на день свадьбы и день рождения.

– А по какой причине розы подорожали?

– Не знаю, наверное, какой-то розовый мор.

– Розовый мор? Слишком красиво.

– Ещё лучше мор в розовом цвете.

– Ну, да, это лучше.

 

Не заметили, как солнце зашло и сумерки промелькнули, пятно на стене растворилось, стало прохладно, исчезли резкие запахи, в темноте дышалось легко и тревожно лавром, лимоном: деревца, которые недавно ему подарили, учреждали оазис в пустыне. Полумрак вобрал их тела, оставив лишь лица, сумеречные, неясные. Он видел лицо собеседника, словно впервые. Знакомое и привычное, оно постарело, черты обострились, высохло, стало пергаментным. Взглянув на пятно, пергаментно улыбнулся: «Виновника позовём?» Разминая, массируя пальцы – привычка, в детстве заимствованная у Фоно: «К чему? Он ведь настолько глуп, что собственной глупости не стесняется. Имею в виду не швырнувшего. После Достоевского и Томаса Манна о чём с ним говорить?» Прикрыли глаза. Хорошо знали друга, но, попроси описать внешность другого, и не сумеют. Хотя, что же странного, они – слово и слух, зрение, понятно, помеха. Сходились и раньше, всегда что-то их подгоняло, чувствуя это, о главном молчали, на потом оставляя, до тех пор, пока собеседник ему не сказал:

– Потом ведь может не быть, не так ли? Вы это лишь понимаете, а я уже ощущаю.

– Иногда и я ощущаю.

– Рано состарились?

– Может, и так.

– Впрочем, похоже, так быть и должно.

– Почему?

– Вас прозвали Жрецом не случайно.

– Разве в прозвище Длинный смысла поболе?

– Такое и вправду без смысла. Но в вашем – смысл и значение, как в тростниковом ковчежце – дитя; скрыты от взгляда зряшного и пустого. Жрец, потому что избраны и потому что избрали.

– Ну, да дед был жрецом.

– Речь не о нём; случай – выражение воли совсем не случайной.

– Предопределение?

– Пусть будет так.

– Коль так, обязанность доказательства ложится на вас.

– Ого! Даже обязанность!

– Пусть не обязанность.

– Ладно. Я принимаю. Будем говорить не о вас, хотя без вас жреческий корпус будет не полным. Или предпочитаете римское слово коллегия? Звучит: жрец, и – камни, огонь, кровь запеклась, запах мяса, рядом мужик с ножом, воняет горелым. Не так?

– Да, конечно, но что здесь неправда?

– Всё. Жертвы нет, значит, остальное есть ложь и подделка. Жертва, жертвенник, жрец – их смысл ведь не в этом. Вам продали миф по цене распродажи, и вы, не побрезговав, прикупили, не дав труда разобраться, зачем вообще жрец явился.

– Зачем?

– Что было вначале? Слово, которое было от Бога. От Бога – кому? Себе Самому? Деревьям? Гадам морским? О чём с ними Творцу говорить? О погоде?

– Понятно, что человеку, Адаму. И что?

– Для того, чтоб его сотворить, пришлось Господу в жертву Себя принести.

– Распните? И пригвоздили к кресту?

– Я зову вас в начало, в точку рождения мифа, когда Адам говорит: «Я услышал Тебя, мой Творец, Себя в жертву принёсший, отделивший от вечного, абсолютного малую долю мне, человеку». Сотворив мир профанный и человека, Господь принёс Себя в жертву, сказав человеку: «Приноси жертву и ты, себя умаляя».

– Хорошо. Приносили в жертву животных, это можно понять: от себя отрываю. Но согласитесь, вид такой жертвы сегодня, мягко говоря, неприятен. Кровь, вонь, грязь, чёрный дым.

– Потому такую жертву вы не приносите!

– Зато приносят другие.

– Думаю, через пару веков и они перестанут. Впрочем, не моё это дело, да и не ваше.

– Может, просто не было где приносить? Храм был разрушен.

– Была разрушена форма, которая давно стала пустой. Это Исаия.

 

К чему Мне множество жертв, – Господь говорит, – пресытился всесожжениями баранов, туком откормленного скота, крови быков, ягнят и козлов не желаю.

 

– Такой аргумент не принять невозможно. А дальше, понятно, молитва, слова.

– Не просто слова. Ритуал! Творя ритуал, себя умаляя, человек совершает деяние, охватывающее то, что внутри, и то, что вовне. Я в Боге, Всевышний – во мне. Жертва не может не быть ритуальной. Отсюда – непреложность жрецов, хранителей правил, порядка. Неправильных жертв не бывает! Или – жертва. Или – пустое!

– Как горные тропы? Справа бездна, слева обрыв.

– Добавьте, и справа, и слева – жрецы, не дающие оступиться.

– Паралич. Человек волю к жизни теряет.

– Возможно. С вами такого никогда не случалось? Знаешь, что надо встать, тысячу раз мысленно уже ты поднялся, а продолжаешь сидеть. Не случалось?

– Бывало.

– Жертва свидетельствует о том, что без Бога человек невозможен.

– Равно как о том, что Бог без человека немыслим?

– Жертва есть мост, лестница, которую во сне праотец-сновидец построил-провидел.

– Открыл, что уже было создано. Не им. До него.

– Камни для изголовья, на котором…

– Не камни, но – жертвенник!

– К тому же обет. Если Ты, мой Господь, меня возвратишь, тогда я тебе…

– Звучит словно на рынке.

– И что? Ведийские формулы жертвоприношений точно такие: «Дай мне – дам тебе. Предложи мне – я тебе предлагаю».

– Всё равно между Богом и человеком – разрыв.

– Преодолимый жертвой, молитвой. Жертвоприношение – это реальность, то, что приносящий промыслил. Какая ценность в лавровом венке? В дубовом у римлян? В слове – всегда и у всех.

– Словом жрец богам расставляет ловушку. Гимны и мантры, песни, стихи. От них ход событий зависит!

– Зависит, если воля Божья будет на это. Но если волю Адама возвести в абсолют, то Бог совсем ни к чему. Разве Кириллову, ставшему богом, нужен соперник? Ни человек, сколь быстро ни поднимается по лестнице Иакова, Богом не станет, ни Бог в человека не обратится. Разве могут встретиться, пересечься конечное с бесконечным, с вечным – вневременное?

– Но был ведь один, обратившийся.

– За него ни вы, ни я не в ответе. Ни человекобоги, ни богочеловеки не жизнеспособны. Жрец – сторож брату…

Зазвучал телефон, прерывая.

Донеслись голоса, зацокали каблуки, заурчали водопроводные трубы.

В часах вздрогнули стрелки.

Тёмно-зелёные подручные тени жреца призывали.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

37. Часть вторая. 17. Колечко.
38. Часть вторая. 18. Жрец – сторож брату.
39. Часть вторая. 19. Скажи нам, Кавафис
481 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 26.04.2024, 17:43 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

22.04.2024
Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком.
Михаил Князев

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!