Михаил Ковсан
РоманНовая редакция
На чтение потребуется 8 часов 30 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 37. Часть вторая. 17. Колечко. 38. Часть вторая. 18. Жрец – сторож брату. 39. Часть вторая. 19. Скажи нам, Кавафис Часть вторая. 18. Жрец – сторож брату.
Рядом остановилась машина, из которой, словно приторным чаем, плеснуло музыкой, ломкой, восточной, массивной, как браслеты-обручи на пухлых запястьях, лукумной, назойливой, как пропахший горелым мясом торговец. Бетховен и Моцарт из открытых окон машин почему-то никогда не доносятся. Делать нечего. Постоял. Послушал. И тронулся. В те времена у него была аллергия, которую заливал димедролом. Хранил в доме несколько ампул. Как-то спросила: зачем? Объяснил и добавил, что трёх-четырёх вполне достаточно… Не досказал: для того, чтобы сутки без просыпу. Она поняла так, как хотела. У ампул почему-то не было единого места. Где они, он, редко в доме бывавший, не знал. Зато знала она. Замученный подгоревшим Востоком, от двери отправился в ванную. Первое, что увидел, ампулы, салфеточкой еле прикрытые, словно то клочочком тряпки в стриптизе. Лежат. Манят. Соблазняют. Раздавив, содержимое вылил, ампулы в ведро зашвырнул. «Идиотка!» – Впервые в жизни скрипнул зубами. С одного зуба эмаль отколупнулась.
– Почему родители разошлись? – Мне тогда было всего восемнадцать, со мной не делились. Просто в известность поставили. Я тут при чём? Они не разошлись, они разбежались. Я разбежался первым, уехав в университет. Наверное, за долгие годы осточертели друг другу. У матери я спросил. Пожала плечами. Отец руками развёл: – Розы страшно подорожали. – Чего? – Отец матери розы дарил, она их очень любила, тёмно-красные, прямо в масть. Дважды в год: на день свадьбы и день рождения. – А по какой причине розы подорожали? – Не знаю, наверное, какой-то розовый мор. – Розовый мор? Слишком красиво. – Ещё лучше мор в розовом цвете. – Ну, да, это лучше.
Не заметили, как солнце зашло и сумерки промелькнули, пятно на стене растворилось, стало прохладно, исчезли резкие запахи, в темноте дышалось легко и тревожно лавром, лимоном: деревца, которые недавно ему подарили, учреждали оазис в пустыне. Полумрак вобрал их тела, оставив лишь лица, сумеречные, неясные. Он видел лицо собеседника, словно впервые. Знакомое и привычное, оно постарело, черты обострились, высохло, стало пергаментным. Взглянув на пятно, пергаментно улыбнулся: «Виновника позовём?» Разминая, массируя пальцы – привычка, в детстве заимствованная у Фоно: «К чему? Он ведь настолько глуп, что собственной глупости не стесняется. Имею в виду не швырнувшего. После Достоевского и Томаса Манна о чём с ним говорить?» Прикрыли глаза. Хорошо знали друга, но, попроси описать внешность другого, и не сумеют. Хотя, что же странного, они – слово и слух, зрение, понятно, помеха. Сходились и раньше, всегда что-то их подгоняло, чувствуя это, о главном молчали, на потом оставляя, до тех пор, пока собеседник ему не сказал: – Потом ведь может не быть, не так ли? Вы это лишь понимаете, а я уже ощущаю. – Иногда и я ощущаю. – Рано состарились? – Может, и так. – Впрочем, похоже, так быть и должно. – Почему? – Вас прозвали Жрецом не случайно. – Разве в прозвище Длинный смысла поболе? – Такое и вправду без смысла. Но в вашем – смысл и значение, как в тростниковом ковчежце – дитя; скрыты от взгляда зряшного и пустого. Жрец, потому что избраны и потому что избрали. – Ну, да дед был жрецом. – Речь не о нём; случай – выражение воли совсем не случайной. – Предопределение? – Пусть будет так. – Коль так, обязанность доказательства ложится на вас. – Ого! Даже обязанность! – Пусть не обязанность. – Ладно. Я принимаю. Будем говорить не о вас, хотя без вас жреческий корпус будет не полным. Или предпочитаете римское слово коллегия? Звучит: жрец, и – камни, огонь, кровь запеклась, запах мяса, рядом мужик с ножом, воняет горелым. Не так? – Да, конечно, но что здесь неправда? – Всё. Жертвы нет, значит, остальное есть ложь и подделка. Жертва, жертвенник, жрец – их смысл ведь не в этом. Вам продали миф по цене распродажи, и вы, не побрезговав, прикупили, не дав труда разобраться, зачем вообще жрец явился. – Зачем? – Что было вначале? Слово, которое было от Бога. От Бога – кому? Себе Самому? Деревьям? Гадам морским? О чём с ними Творцу говорить? О погоде? – Понятно, что человеку, Адаму. И что? – Для того, чтоб его сотворить, пришлось Господу в жертву Себя принести. – Распните? И пригвоздили к кресту? – Я зову вас в начало, в точку рождения мифа, когда Адам говорит: «Я услышал Тебя, мой Творец, Себя в жертву принёсший, отделивший от вечного, абсолютного малую долю мне, человеку». Сотворив мир профанный и человека, Господь принёс Себя в жертву, сказав человеку: «Приноси жертву и ты, себя умаляя». – Хорошо. Приносили в жертву животных, это можно понять: от себя отрываю. Но согласитесь, вид такой жертвы сегодня, мягко говоря, неприятен. Кровь, вонь, грязь, чёрный дым. – Потому такую жертву вы не приносите! – Зато приносят другие. – Думаю, через пару веков и они перестанут. Впрочем, не моё это дело, да и не ваше. – Может, просто не было где приносить? Храм был разрушен. – Была разрушена форма, которая давно стала пустой. Это Исаия.
К чему Мне множество жертв, – Господь говорит, – пресытился всесожжениями баранов, туком откормленного скота, крови быков, ягнят и козлов не желаю.
– Такой аргумент не принять невозможно. А дальше, понятно, молитва, слова. – Не просто слова. Ритуал! Творя ритуал, себя умаляя, человек совершает деяние, охватывающее то, что внутри, и то, что вовне. Я в Боге, Всевышний – во мне. Жертва не может не быть ритуальной. Отсюда – непреложность жрецов, хранителей правил, порядка. Неправильных жертв не бывает! Или – жертва. Или – пустое! – Как горные тропы? Справа бездна, слева обрыв. – Добавьте, и справа, и слева – жрецы, не дающие оступиться. – Паралич. Человек волю к жизни теряет. – Возможно. С вами такого никогда не случалось? Знаешь, что надо встать, тысячу раз мысленно уже ты поднялся, а продолжаешь сидеть. Не случалось? – Бывало. – Жертва свидетельствует о том, что без Бога человек невозможен. – Равно как о том, что Бог без человека немыслим? – Жертва есть мост, лестница, которую во сне праотец-сновидец построил-провидел. – Открыл, что уже было создано. Не им. До него. – Камни для изголовья, на котором… – Не камни, но – жертвенник! – К тому же обет. Если Ты, мой Господь, меня возвратишь, тогда я тебе… – Звучит словно на рынке. – И что? Ведийские формулы жертвоприношений точно такие: «Дай мне – дам тебе. Предложи мне – я тебе предлагаю». – Всё равно между Богом и человеком – разрыв. – Преодолимый жертвой, молитвой. Жертвоприношение – это реальность, то, что приносящий промыслил. Какая ценность в лавровом венке? В дубовом у римлян? В слове – всегда и у всех. – Словом жрец богам расставляет ловушку. Гимны и мантры, песни, стихи. От них ход событий зависит! – Зависит, если воля Божья будет на это. Но если волю Адама возвести в абсолют, то Бог совсем ни к чему. Разве Кириллову, ставшему богом, нужен соперник? Ни человек, сколь быстро ни поднимается по лестнице Иакова, Богом не станет, ни Бог в человека не обратится. Разве могут встретиться, пересечься конечное с бесконечным, с вечным – вневременное? – Но был ведь один, обратившийся. – За него ни вы, ни я не в ответе. Ни человекобоги, ни богочеловеки не жизнеспособны. Жрец – сторож брату… Зазвучал телефон, прерывая. Донеслись голоса, зацокали каблуки, заурчали водопроводные трубы. В часах вздрогнули стрелки. Тёмно-зелёные подручные тени жреца призывали.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2022 года, оформите подписку или купите номер:
Оглавление 37. Часть вторая. 17. Колечко. 38. Часть вторая. 18. Жрец – сторож брату. 39. Часть вторая. 19. Скажи нам, Кавафис |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|