HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Михаил Ковсан

Жрец

Обсудить

Роман

 

Новая редакция

 

  Поделиться:     
 

 

 

 

Купить в журнале за июнь 2022 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2022 года

 

На чтение потребуется 8 часов 30 минут | Цитата | Подписаться на журнал

 

Опубликовано редактором: публикуется в авторской редакции, 23.06.2022
Оглавление

41. Часть третья. 1. Умирать оказалось скучно.
42. Часть третья. 2. Хроника сумасшедшей семейки.
43. Часть третья. 3. Славься, Отечество наше свободное.

Часть третья. 2. Хроника сумасшедшей семейки.


 

 

 

Соседка в противоположном конце палаты молилась тихо, почти беззвучно, слова опадали тишиной, шелестением. Ежедневно к ней приходили два сына, две дочери. Сыновья ненадолго. Дочери сидели часами. Пыталась представить эту семью – не смогла. Одна дочь была модницей. И хоть лет было не так уж и мало, а может, именно потому, в подробностях рассказывала о новых приобретениях. Пыталась представить эти обновы и не смогла: ни лиц, ни платьев, совсем ничего.

Время от времени около кровати мелькали бледно-зелёные тени. Вначале пытались с ней говорить, но потом всё делали молча, неторопливо, очень бережно, тактично и беспристрастно. Спрашивать не было сил, да и к чему? Всё знала сама. Лишь одну, самую молодую выдавало лицо. Совсем, как его, её мальчика, внука. Маленький жрец с детства себя выдавал. Вот и сейчас день за днём лицо изменялось: сложное, критическое, безнадёжное. Последнее произнося, дед обычно закашливался.

Когда красно-чёрная примадонна вместе со всеми поехала на гастроли – и в мыслях не было, что не вернутся – её оставили дома. «У вас, голубушка, будет время подумать, во что этих оденем, – широкий, уничижающий жест, – не голыми же на сцену? – Шутил оперный много, охотно и скверно. – Это будет незабываемо! Весь город у наших ног. Да что там город, весь мир! Да, да, подумайте, – запнулся, чтобы придумать, о чём ей подумать. – Рим эпохи упадка. Как-то в подарок Нерон получил маленькую фигурку девушки как охрану от всех коварств, и, когда после этого заговор был раскрыт, стал почитать превыше богов, принося ей жертвы и требуя, чтобы все верили, будто она будущее открывает. Вот, что девушка может! Учитесь!»

И, захлебнувшись Нероновой славой, сладкую отраву испив, закашлялся, засопел, и, отдышавшись, по-наполеоновски руки скрестив, взвизгнул пронзительно: «Дружище Нерон! Пожар и крещендо! Буря и натиск, правда, это немножко другая эпоха. Всё строго и в то же время роскошно. Подумайте, посидите в читальне».

Была наивна и очень хотела работать. Засела с бумагой, карандашом. Плутарх, Тацит и Светоний. Эпоха, нравы, одежда. До сих пор без запинки может повторить разновидности тоги, отчётливо представляя: длинные широкие складки от головы до ног опадают, широкие пурпурные полосы отделяют юных свободнорождённых, магистратов, жрецов от белоснежных, по слову Вергилия, мира владык, в тоги одетых.

Туника до колен – у мужчин, короткая – у легионеров, у женщин – до щиколоток, с длинными рукавами. Мечталось о тунике триумфатора, расшитой золотыми пальмовыми ветвями. Она видела сцену: из черноты выступало белое, красное, жёлтое, золотое великолепие Рима. Хорошо бы на сцене весталки: валики повязок на головах, покрывало до плеч, белая туника на талии верёвкой повязана, круглый медальон на груди.

Но больше всего мечталось о свадебной паре. Он строен и строг, рост и плечи – от баса, узкие бёдра – от тенора, в тоге ослепительно белой, венок на голове. Она. Себя представляла. На белую подпоясанную тунику надета ярко-красная пала, длинное платье до пят. На голове покрывало: огненный цвет, жёлто-красный. Подвески в ушах, роскошный браслет. Всё придумала, всё продумала, кроме браслета. Никак не давался. Рим, как и многое другое, не состоялся. На свою свадьбу надела браслет скромный, гранатовый, подарок жениха, от своей матери его получившего.

На стене часы и картина: на зелёном поле до сине-оранжевого горизонта море тюльпанов красных, белых, жёлтых, сиреневых, фиолетовых. Совсем, как на рынке, весной. На носу Восьмое, прости, Господи, дед добавлял, дурацкое марта. Ей не дарил ничего. Насте дарила она. Маленький жрец приносил ей тюльпаны. Дед фыркал, но не вникал.

Конечно, перед праздником не протолкнуться, но Бессарабку любила. Всегда появлялась у цветочного ряда и, вдыхая настойчивый аромат, пробиралась в конец. Здесь праздник кончался. В наступившие будни, минуя свинячьи огромные головы, сосредоточенно направлялась к телятине, розовой и весёлой, и, отказавшись от «завернуть?», понятное дело, в газету, окунала её в мясной особый пакет. После чего устремлялась на запах: овощи, фрукты, творог и сметана, снова к цветам, и домой с полными сумками, троллейбусом вверх и направо.

Бессарабка, на которую широким ласковым жестом указывал лабрадоровый мир народам, в самые тяжёлые времена утешала: карнавал, пиршество, упоение, даже с зарплатой и гонорарами деда не всегда, однако, доступное.

Чувства иные вызывал ежемесячный – так власть деда ценила – визит в скромный подвальчик без вывески, где строго по норме по очень доступной цене добывалось хмуро, безрадостно пайковое пропитание. Особо ценилось то, что и на базаре добыть никак невозможно: шампанское, коньяки, икра и конфеты, обычно известными докторами получаемые в качестве подношений, которые дед не брал никогда. Так и значилось на табличке, которую повесил на дверях кабинета. Все знали, принимаются только цветы, которые дед тут же дарил подвернувшейся медсестре. Злые языки утверждали: перепадают исключительно молоденьким миловидным.

Иногда, перед праздниками в особенности, в подвал брала с собой Настю. Посторонних туда не пускали, домработницы и шофёры поджидали, толпясь у дверей. Шофёры курили. Домработницы сплетничали. И те и другие на полузатяжке, на полуслове бросались стремглав к двери, из которой, от непривычки скорчившись, появлялась хозяйка, волоча закрытые сумки. Однажды, выхватив сумки, Настя бессмертное изрекла: «Хорошего на всех не хватает». Великой максиме дед долго в полный голос смеялся, вдруг, словно ножом срезало хохот, собственным голосом захлебнулся. Помолчав, произнёс тихо, сквозь зубы слово, которое никто не расслышал.

К словам относился неравнодушно. Одни любил, некоторые ненавидел. Среди них слово «подросток». «Идиотское слово! Под чем он растёт? Под родителями? Под властями? Под дубом или же под забором? Растёт сам по себе, из себя».

Подумала: счастье, что некоторых новомодных слов дед не застал. Его бы от них не воротило – рвало. Представила: у него особая энергетика, и, скорчившись от слух осквернившей отравы, дед в унитаз извергает смердящую моющими препаратами энергетику вместе с ГОЭЛРО, Кржижановским, лампочкой Ильича и ударными пятилетками.

Жизнь всегда представлялась ей цельной, непрерывной, единым потоком. Водовороты, стремнины, отмели, водопады –лишь формы единого слитного времени. Настоящего, в сущности, нет, просто будущее незаметно для глаза становится прошлым и там остывает, как лава, долго, невидимо, бесконечно.

Уезжая в больницу, сознавая, что назад не вернётся, взяла две фотографии. На одной из них дед, внук на другой. Дед совсем молодой, ещё не женатый, за год до свадьбы. Стоит в огромном тулупе, вширь и ввысь вырастая, в шапке тоже овчинной – живьём таким ни разу не видела – Сусанин, настоящий Шаляпин, может, князь польский. Десница на деревянном треножнике вольно и твёрдо, левая рука заложена за тулуп. Барин, цыгане, тройки, шампанское, певчие и борзые. Облик его, старый и молодой, из памяти испарился, этот театральный, не настоящий всё заместил. Что за странность памяти, что за причуда?

На другой фотографии внук. Двухлетний? Трёхлетний? Сын и невестка подобрали щенка. Тот вырос в огромного ньюфаундленда. Как его звали? Забыла. По семейной легенде маленький жрец впервые пошёл, держась за его хвост. Вот и здесь: держа в руке хвост, ковыляет.

Теперь жизнь непрерывной быть перестала. Словно река, обмелела, острова, песчаные отмели, пустые, ни деревца, ни куста: ни глазу, ни жизни не за что зацепиться. Вместе с непрерывностью стали из памяти пропадать события, лица, в беспамятстве растворяясь. Часы на стене перед ней, рядом с картиной и те ход изменили: то идут, то стоят, выжидают. Что ждут? Чего выжидают?

Сюжетные линии бытия обрели законченность, стройность, единство. Завязка, сменившись развитием, упёрлась в развязку, известно какую. От живого лица посмертная маска выгодно отличается только одним: не изменится никогда. Так любимого Пастернака, ещё бесконечно живого, велено было спрятать подальше, а главным поэтом назначили бессовестно мёртвого Маяковского, которого она, некогда полюбив, раскаявшись, разлюбила.

Любимый, живой. Мёртвый, разлюбленный. А вокруг мечутся тени, день ото дня носятся быстрей, пропадают и вновь возникают. И знает, что это не тени, но, сколько ни старалась, лиц разглядеть не могла. Без лиц? Значит, тени.

Дед был человеком тактичным и деликатным, что на хамов не распространялось, но даже на них никогда не кричал. Не умел. Он рычал. Однажды даже рыкнул на внука, чему она и маленький жрец удивилась. Посмотрел на деда ошарашенно и в ответ, детский голос ломая, рыкнул в ответ. Теперь уже дед, ошарашенный, вскинул косматые брови и, подхватив львёнка на руки, подбросил его к потолку. Потом они долго, пока не прогнала, вместе прыгали на диване и до того дорычались, что ей пришлось и львёнка, и льва отпаивать молоком с содой, желтком и корицей.

Под старость у деда появилось новая страсть. Он читал Библию, Ветхий Завет. Читал обычно вечером, перед сном, итог впечатлениям подводил коротко, однозначно. Прочитав историю патриархов, загибая пальцы один за другим, сообщил:

– Авраам, Исаак, Иаков.

Не удержавшись, съязвила:

– Это ты сегодня узнал?

Поднял брови, но промолчал. Она продолжала:

– На службе узнал? Очень свежая новость.

Помолчал, ожидая, не добавит ли что. Промолчала.

– Хроника сумасшедшей семейки.

Не возразила. Трудно было не признать его правоту.

 

 

 

Чтобы прочитать в полном объёме все тексты,
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2022 года,
оформите подписку или купите номер:

 

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2022 года

 

 

 

  Поделиться:     
 

Оглавление

41. Часть третья. 1. Умирать оказалось скучно.
42. Часть третья. 2. Хроника сумасшедшей семейки.
43. Часть третья. 3. Славься, Отечество наше свободное.
508 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 28.03.2024, 19:50 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!