Михаил Ковсан
РоманНовая редакция
На чтение потребуется 8 часов 30 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Оглавление 50. Часть третья. 10. Заведите врагов. 51. Часть третья. 11. Вертоград. 52. Часть третья. 12. Господь праведника испытывает. Часть третья. 11. Вертоград.
Только здесь, в монастыре, приютившемся в невысоких, близких к небу горах, он впервые понял, что такое прозрачный воздух, из которого вырастал зелёный с каменными прожилками, в жару исходящий потной смолистой одурью, над долиной вздуваясь, небом приплюснутый холм. Рядом с ним один-единственный домик, из зелёной глухой бесконечности черепичной крышей краснеющий. Может быть, дача? Дача сдавалась с садом, неухоженным, одичавшим, вместе с удушливым запахом маттиол, просыпавшихся к вечернему чаю. Сразу у входа, за калиткой справа – цветы, слева – петрушка с укропом. Дед в саду не бывал. Бабушка дальше цветов и укропа не заходила. Сад считался общим детским владением, на деле Фоно одного. Маленький жрец в сад заглядывал редко. Шмыг вдоль забора с малиной – назад с красными пятнами вокруг рта, на подбородке, с исцарапанными руками. Под густолиственной вишней с плодами, зелёными, редкими, стояла кровать. На ржавую сетку притащил старый матрас, дырявое одеяло, и, поднимая глаза от книги, в блистающем мареве видел небо, белое, голубое, слепящее солнце, восходящее по дуге над запущенным садом и ржавой кроватью, над книгой, в которой под ярким полуденным солнцем неслись по волнам корабли греков и финикийцев: бог ветров паруса надувал. В монастырском саду царил образцовый порядок. Деревья благодаря искусству садовника были подобны ухоженным пуделям. До жары, рано утром являлся брат, нёсший в саду послушание. А он облюбовал уголок, в который на часок-другой перед вечерней приходил с книгой под пинию. Сев в плетёное кресло, часто вспоминал паруса, корабли, запущенный сад. Однажды, когда потемневшее небо прижалось к земле, задремал. Оба, дачный и монастырский, соединились, и он увидел себя идущим по саду, запущенному и ухоженному. Жужжало, кружило, дрожало. Пчёлы, бабочки и стрекозы. Между деревьев с цветка на цветок изысканно, прихотливо. Жизнь, жажда и вожделение. Краски, оттенки. Флейта, скрипка, свирель. Запахи: от нежно-снежного до густо-медвяного. Слова и листья вкрадчиво шелестели, подрагивая на ветру. Впереди, на пригорке в лёгкие сумерки уходило дерево с сапфировой кроной, Бог знает, какими судьбами и чьим попечением выросшее на этом месте. Светилось, блистало, торжествовало, в сумерки свет выдыхало, Творцу возвращая. Шёл к сапфировому сиянью, минуя деревья, кусты, норовившие схватить, остановить, удержать. Снежно флейта кружила. Сонно жужжала свирель. Медвяно скрипка дрожала. Шёл, напевая, думая о том, кто же прав, поющий, что золотой город под голубым раскинулся небом, или тот, что над небом вознёсся. Шёл, размышляя и напевая раз так, раз по-иному.
Над (под) небом голубым есть город золотой С прозрачными воротами и ясною звездой, А в городе том – сад, всё травы, да цветы, Гуляют там животные невиданной красы...
В городе в этот час предвечерний ползали зелёные, под цвет утренних, солнцем позолоченных гор автобусы. По городу хотелось бродить, петлять, пропадая, а, скрывшись, исчезнув, взлететь, воспарить и кружиться, с небес на землю взирая. Вспомнилась рублёвская «Троица»: из золотой глубины вырастает сапфировый свет – отраженье небесного. Это золотисто-сапфировое сияние заключено в золотой оклад, ослепляющий зелёными, отливающими золотом хризолитами, в Апокалипсисе украшающими седьмое основание Небесного Иерусалима. Шёл вдоль забора с малиной, сквозь колючие ветки краснели не ягоды, но слова, продиравшиеся сквозь хрипы и вой: толпа требовала ей смертельно желанное. Ветки, словно вспухающий жертвенный дым, простирались ввысь, в ширину, а внизу по земле зелёной позёмкой змеились. Может, каждый растёртый толпой членораздельное произносил? Только кто мог услышать? Слова, вылетая, сливались с чужими, превращаясь в хрипы и вой. Так шакалы, предчувствуя кровь и любовь на жирных от плоти руинах, созывали подруг. Вот-вот, чуяли, стены падут, слова защитников города и осаждающих, совокупившись, сгинут, кровью впитаются в землю, ложе шакальей любви умащая. В глухом углу, неухоженном, диком, было кладбище слов. На скудных могилах невнятный бурьян, колючий чертополох, мелкие без имени сорные травы и нечленораздельные звуки. От них пробирался в середину сада, где росло вещее дерево с нежным цветом манящим, зацветавшее в столетие раз, рождая главное слово, за которым задолго устремлялись философы и поэты, но мало кому жизни хватало, чтобы добраться. Вокруг деревья, похожие на дубы: мощные, но с мелкими и невнятными плодами-словами. Всем взяли: ростом и статью, густою листвой, а главным не вышли, породив мелкотравчатый звук, пустышку, насмешку. Казалось, чем ближе к Главному дереву, Главному слову, тем больше должно расти деревьев, плоды которых есть слово истины и надежды. Но было не так. Чтоб отыскать такие слова, весь сад надо облазить. Глядишь, на помойке, на кладбище слов подзаборном, растёт неприметный изломанный куст. Подойди и смотри: на ветках кустятся слова, росою сверкая. Не срывай, подожди, лишь вобрав благоуханье живой, подлинной истины, прикоснись и запомни. Кто знает, что будет завтра? Сколько плодов оказалось здесь, не на смиренном – благо бы так – на помойном, шакальем кладбище. Сидел под тонкоствольной с роскошно увенчанной волосами-ветвями гордо поднятой головой красавицей-пинией. Рядом кривоногая изломанная маслина. Но плоды!
Сад затворённый – сестра, невеста моя! Затворённый источник, родник запечатанный.
Сад затворённый. Мирьям, Дева Мария с младенцем в прекрасном саду, за высоким забором в окружении святых жён и ангелов сладкозвучных. Вертоград – сад, виноградник. Так на Руси назывались сборники изречений святых или их жития. Оставив раскрытую книгу на кресле под пинией, он шёл по саду, и на его шаги откликались слова, одни гулко, уверенно, колокольным, густо-малиновым басом; другие в небеса взмывали васильково, пронзительным, не от мира сего, от мира иного сопрано; третьи дрожали льдисто тающим дискантом. Но были, как сказал бы протопоп Аввакум, рода иного, те блядословили. Вот такие слова. Вот такие сады. Такие, вот, времена. Такие, вот, нравы.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в июне 2022 года, оформите подписку или купите номер:
Оглавление 50. Часть третья. 10. Заведите врагов. 51. Часть третья. 11. Вертоград. 52. Часть третья. 12. Господь праведника испытывает. |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 22.04.2024 Вы единственный мне известный ресурс сети, что публикует сборники стихов целиком. Михаил Князев 24.03.2024 Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества. Виктор Егоров 24.03.2024 Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо! Анна Лиске
|
||||||||||
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|