Кругом 500
ОчеркАвтор: Вера Круглова Идея проекта: Анна Круглова
На чтение потребуется 9 минут | Цитата | Подписаться на журнал
Песня «Я вырос в ленинградскую блокаду» принадлежит циклу раннего, «хулиганского» творчества Владимира Высоцкого. Москвич по рождению и сути, Владимир Семёнович к городу на Неве относился трепетно и с любовью: Ленинград стал для него, как для поэта, точкой отсчёта. Высоцкого даже называли «бардом с Чёрной речки», потому что его дебютная композиция – блатная – сложилась именно там, во время прогулки по набережной.
Вот как вспоминал об этом сам автор: «Я первую песню свою написал в Ленинграде... Ехал однажды в автобусе и увидел впереди себя – это летом было – впереди себя человека. У него была распахнута рубаха, и на груди была татуировка – женщина нарисована была, красивая женщина. И внизу было написано: «Люба! Я тебя не забуду!». Ну, и... и вот. Потом я написал такую песню, которая называется «Татуировка», но, правда, вместо «Любы» для рифмы поставил «Валя».[1] Кстати, первое публичное выступление Владимира Высоцкого как певца и исполнителя своих песен также состоялось в Ленинграде 18 января 1967 года. Подробнее об этом – в очерке «Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Вампир и другие персонажи в «Песне-сказке про нечисть» Владимира Высоцкого». Годом создания «Татуировки» считается тот же 1961-й, в котором позже была написана и песня «Я вырос в ленинградскую блокаду». В ту пору со времени начала Великой Отечественной войны и взятия великого города в блокадное кольцо прошло всего двадцать лет, и помнились трагические события очень остро. Всё, что Высоцкому довелось читать о блокаде в газетах и слышать из уст очевидцев, проникло в сознание молодого поэта как личный опыт, личная катастрофа, которую невозможно передать полнокровно и яростно от третьего лица. Поэтому и вышел из тени прошлого его ленинградский сорвиголова, искупивший свои грехи и промашки ценой пережитого ужаса:
«Я вырос в ленинградскую блокаду, Но я тогда не пил и не гулял. Я видел, как горят огнём Бадаевские склады, В очередях за хлебушком стоял».
Бадаевские склады[2] загорелись 8 сентября 1941 года, в день налёта на Ленинград вражеской авиации – так началась блокада. Вместе с дровяными сараями сгорели 3000 тонн муки и 2500 тонн сахара, которым пропиталась выжженная земля. И хотя для города с его двумя миллионами жителей этого продовольствия в мирные дни хватило бы на несколько дней, бадаевский пожар стал началом страшных испытаний и бесчисленных голодных смертей. О том, что пережили ленинградцы, герой песни Высоцкого говорит просто, почти схематично, но в каждом незатейливом слове звучит пронзительная, не притихшая, разящая боль:
«От стужи даже птицы не летали, А вору было нечего украсть, Родителей моих в ту зиму ангелы прибрали, А я боялся – только б не упасть!»
В этих четырёх строчках Высоцкому удалось передать то, о чём написаны тысячи страниц и отсняты бесчисленные документальные киноленты. В Ленинграде в первую блокадную зиму 1941-1942 года всё, что имело материальную ценность, было выменяно на хлеб на чёрных рынках. Книги, картины, мебель, паркет сгорали в печках-буржуйках, кое-как поддерживающих тепло. Поживиться грабителям в квартирах умирающих от голода ленинградцев действительно было нечем. Разве что хлебными карточками[3], но суточная норма была настолько крохотной и символичной, что сама по себе от смерти не спасала. По рабочей карточке ленинградцы получали 250 граммов. А детям и иждивенцам – таким, как наш герой, доставался ещё более скудный паёк – 125 граммов и даже меньше. Крошки, вкус которых изголодавшиеся ребята даже не успевали почувствовать. Так было и зимой 1941 года, и позже. Об этом в своём стихотворении «Дети войны» скажет позже другой поэт, Илья Резник, ровесник Высоцкого и очевидец блокады:
«Никогда я забыть не смогу Крошки хлеба на белом снегу».
Ленинград, задыхающийся в блокадном кольце, прошёл через семь кругов ада по вине внешнего врага – немецких захватчиков, фашистов. Но был в ту же пору и другой враг, внутренний, с которым герой песни Высоцкого столкнулся после войны на своей кривой дорожке. Выжив и став хулиганом, парень выставил моральный счёт бригаде содействия милиции, представителям Бригадмила. И неспроста.
Характер и действия этой организации самому Высоцкому были знакомы отлично: ко времени создания его «Ленинградской блокады» прошло всего два года с того дня, как эту общественную организацию упразднили. Бригадмил с 1932 года был формой участия советских граждан в укреплении общественного порядка. И поскольку такие бригады создавались и работали под контролем органов милиции, принимали в них ничем не запятнанных лиц от восемнадцати лет и старше. За них ручались профсоюзы, комсомольские или партийные организации. По сути, бригадмиловцы становились постовыми и патрульными, работавшими бок о бок со штатными милиционерами. Но для нарушителей правопорядка – мнимых и реальных – бригадмиловцы были опричниной нового времени. От простых гражданских лиц бригадмиловцы отличались красными нарукавными повязками с соответствующей надписью. Герой песни Высоцкого столкнулся с этой организацией после окончания Великой Отечественной войны. Вполне возможно, что произошло это на исходе пятидесятых, незадолго до упразднения Бригадмила, на смену которому пришли добровольные народные дружины (ДНД). Бывший блокадник к бригадмиловцам испытывал явную неприязнь – по его мнению, эти стражи правопорядка порядочностью не отличались:
«Граждане смелые, А что ж тогда вы делали, Когда наш город счёт не вёл смертям? Ели хлеб с икоркою? А я считал махоркою Окурок с-под платформы чёрт-те с чем напополам».
Махорка[4] (или махра) по сравнению со своим «родственником» табаком считалась дешёвкой, но в дни блокады и она была роскошью. Дефицит табака курящие ленинградцы ощутили раньше дефицита продуктового: сразу после начала блокады, в сентябре 1941-го. Сотрудники Ленинградской табачной фабрики имени Урицкого изощрялись, как могли: под полами цехов скопилась табачная и махорочная пыль, которую добавляли в папиросы. Потом в ход пошли остатки хмеля с пивоваренных заводов, толчёная кора, опавшие листья, собранные во дворах. А сами дворы-колодцы, в которых двадцать лет спустя бывал Высоцкий, наполнились гнетущей, мёртвой тишиной.
«Было здесь до фига Голодных и дистрофиков – Все голодали, даже прокурор. А вы в эвакуации Читали информации И слушали по радио «От Совинформбюро».
Фраза «От советского информбюро» впервые прозвучала 24 июня 1941 года и навеки стала неразрывной с голосом легендарного диктора Юрия Левитана: сводки с фронтов он зачитывал ежедневно. А прекратило свою работу «Совинформбюро» в год создания песни «Я вырос в ленинградскую блокаду» – 5 января 1961-го. За двадцать лет работы «Советского информационного бюро», на смену которому пришло Агентство печати «Новости», Высоцкий, как и все граждане, сам часто слушал знаменитые радиопередачи. А сводки, касавшиеся битвы за Ленинград, зачитывались не только в эфире – они сохранились в газетах военного времени, как и вся история Великой Отечественной войны и великой Победы.
«Блокада Ленинграда прорвана!» – этих слов весь Советский Союз ждал 872 дня. Из всех погибших ленинградцев (свыше шестисот тысяч, по некоторым сведениям, полтора миллиона) почти 97 процентов умерли голодной смертью. Но в их числе, если верить герою произведения Высоцкого, бригадмиловцев не оказалось:
«Я скажу вам ласково, Граждане с повязками: В душу ко мне лапами не лезь! Про жизню вашу личную И непатриотичную Знают уже «органы» и ВЦСПС!»
ВЦСПС[5], Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов, наряду с «органами» (милицией) и продвигал особо ответственных граждан в ряды Бригадмила. Но что-то пошло не так: в кругу граждан с повязками укрепились товарищи с настроением и воспитанием, не соответствующем миссии: что, видимо, и привело к развалу Бригадмила. Хроники его подвигов канули в Лету, но песня Высоцкого в некоторой степени подарила организации народных дружинников литературное бессмертие. Благодаря Владимиру Семёновичу мы невольно «расшифровываем» ставшие архаизмами слова, и за каждым из них открывается целый пласт нашей истории. Значимый и бесценный.
«Я вырос в ленинградскую блокаду»
Я вырос в ленинградскую блокаду, Но я тогда не пил и не гулял, Я видел, как горят огнём Бадаевские склады, В очередях за хлебушком стоял. Граждане смелые, А что ж тогда вы делали, Когда наш город счёт не вёл смертям? Ели хлеб с икоркою? А я считал махоркою Окурок с-под платформы чёрт-те с чем напополам. От стужи даже птицы не летали, А вору было нечего украсть, Родителей моих в ту зиму ангелы прибрали, А я боялся – только б не упасть! Было здесь до фига Голодных и дистрофиков – Все голодали, даже прокурор. А вы в эвакуации Читали информации
И слушали по радио «От Совинформбюро». Блокада затянулась, даже слишком… Но наш народ врагов своих разбил! И можно жить как у Христа за пазухой под мышкой, Но только вот мешает бригадмил. Я скажу вам ласково, Граждане с повязками: В душу ко мне лапами не лезь! Про жизню вашу личную И непатриотичную Знают уже «органы» и ВЦСПС!
1961 год.
[2] Бадаевские склады – помещения складского назначения, принадлежавшие промышленнику и купцу С. И. Растеряеву (открыты в 1914 году). В годы советской власти были национализированы, использовались с продовольственным назначением и получили имя А. Е. Бадаева – председателя Петроградской продовольственной управы.
[3] Хлебные карточки – один из видов советских продуктовых карточек, которые были введены в условиях дефицита хлеба. Назначение хлебных карточек – нормирование дневного потребления хлебного минимума.
[4] Махорка – особый вид травянистых растений из семейства паслёновых.
[5] ВЦСПС – центральный орган профессиональных союзов СССР, осуществлявший руководство деятельностью всех профсоюзных организаций в Советском Союзе с 1918 по 1990 год.
опубликованные в журнале «Новая Литература» в октябре 2023 года, оформите подписку или купите номер:
|
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 13.10.2024 Примите мой поклон и огромаднейшую, сердечную Благодарность за труд Ваш, за Ваше Дивное творение журнала «Новая Литература». И пусть всегда освещает Ваш путь Божественная энергия Сотворения. Юлия Цветкова 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков
|
|||||||||||||
© 2001—2024 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
дарья вознесенская аудиокниги . Обзор матча "Колорадо Эвеланш" – "Филадельфия Флайерз" 14 декабря 2022, НХЛ |