Форум журнала "Новая Литература"

01 Июнь 2020, 03:07:19



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
  Просмотр сообщений
Страниц: [1] 2 3 ... 6
1  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Праздник потребления» : 03 Август 2015, 17:17:13
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Праздник потребления».

Жизнь большинства одесситов, да, я думаю, и большинства жителей всего постсоветского пространства, к сожалению, ни лёгкой не назовёшь, ни, тем более, праздничной. И всё же удобно взглянуть на сегодняшний день сквозь призму праздника. Во-первых, все мы погрузились в полосу празднования Нового года. Но главная причина даже не в этом. А в том, что в современном обществе потребления, к которому мы все так или иначе принадлежим, сама атмосфера праздничности, согласитесь, всячески стимулируется. Что особенно понятно из рекламы как постоянного фона нашей жизни.

К тому же в этом году вышло сразу несколько фильмов о восхождении, что ли, на праздник потребления. Это первая в истории экранизация творчества Виктора Пелевина, фильм «Generation П» – о символическом взятии вершины Вавилонской башни.

Не таким важным, но, безусловно, событием стал фильм «ПираМММида» – всё о тех же рубежных девяностых, и где другой очень талантливый рекламщик, в данном случае работающий на Мавроди, обучает общество весело карабкаться на пирамиду. Прежде всего – на пирамиду всё возрастающих потребностей.

И в таком обучении, естественно, помогает стимулирование праздничного настроения. Причём, специфика в том, что, помимо праздничности, в обществе ведь культивируется индивидуализм, хотя любой праздник это как раз объединение. Вот и получается, что за праздничной интонацией, транслируемой с того же телеэкрана, так или иначе маячат хищные инстинкты...

2  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Юрий Норштейн» : 31 Июль 2015, 15:31:29
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Юрий Норштейн».

Осень, подарившую нам праздник в виде мультипликационного фестиваля, можно назвать особой ещё и потому, что этой осенью отпраздновал свой семидесятилетний юбилей, пожалуй, главный поэт от мультипликации, можно сказать «наше всё» – Юрий Норштейн. Его «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок» признаны лучшими мультфильмами всех времён и народов. И в этом смысле юбилей Норштейна не менее значим, чем то, что в этом же году семьдесят пять лет студи «Союзмультфильм». Сам Юрий Борисович как подлинный художник и поэт больше всего любит как раз осень с её первыми заморозками. А кроме того, эта увядающая природа в её печальной красоте буквально дышит в каждом из его гениальных мультфильмов.

Художник даже признаётся, что часто импульсом к их созданию становились такие вещи, как сорванный с дерева порывом осеннего ветра лист, сама причудливая траектория его беспокойного одинокого полёта. Бывало, ключевым художественным образом оказывалась сорванная ветром, но уже не с дерева, а с головы героя, соломенная шляпа и, соответственно, уже её тревожный полёт в холодном осеннем небе. Ну а бывало, творческим порывом к созданию всего мультфильма оказывался не визуальный образ, а звуковой. Оказывается, что из шороха камыша родился мультфильм о Цапле и Журавле, где снова осень определяет всю красоту, всю поэзию мультфильма.

А если ещё учесть, что аристократичного вида птицы расхаживают в полуразрушенном дворянском гнезде, то уходящая натура здесь проявлена во всех смыслах. Эта умирающая усадебная жизнь, кстати, придаёт мультфильму почти чеховскую интонацию. И недаром Норштейн озвучивать аристократичных птиц позвал Смоктуновского, блестяще тогда игравшего в спектакле «Вишнёвый сад». Так мультфильм, с которого сам Норштейн и ведёт отсчёт своего стиля, ещё и стал метафорой уходящей интеллигенции, всего аристократического сословия. И отсюда в нём так называемая поэтика руин.

Мультфильмы Норштейна невозможно представить без живописных атмосферных явлений, и прежде всего, без тумана. Собственно, вслед за Цаплей и Журавлём был мультфильм о Ёжике, где туман уже выступил едва ли не самостоятельным персонажем. Впрочем, само пространство в картинах Норштейна всегда словно бы дышит вместе с героем. И такому явлению даже придумали специальный термин «Туманность Норштейна»...

3  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Михаил Алдашин» : 24 Июль 2015, 19:08:56
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Михаил Алдашин».

Сегодня нам предстоит знакомство с мультипликатором уже нового поколения, во всяком случае, уже так называемого постсоветского периода, и уже не украинским, а российским. Он ученик таких столпов отечественной мультипликации, как Юрий Норштейн, Фёдор Хитрук, Эдуард Назаров. И вот у этих гениев когда-то был курс поразительно талантливых студентов – впоследствии он получил название «звёздный курс» – там учились Александр Петров, Иван Максимов и наш сегодняшний герой Михаил Алдашин.

Сам Алдашин говорит, что у него были такие учителя, что как-то просто стыдно делать плохое кино. Именно поэтому он уже успел поработать в Америке, в Японии. Скажем, его мультфильм «Рождество» стал образцом авторской анимации последних десятилетий, и не только на постсоветском пространстве.

Мультфильм собрал огромное количество призов, скажем, приз Святого Луки в Германии. И вообще, критики называют эту работу шедевром высокого примитивизма. Действительно, художник соединил детский рисунок с его простодушностью, непосредственностью, фольклорную незамысловатую живопись с её теплотой изображения и, наконец, раннехристианскую иконопись с её ещё как бы наивностью изображения. И вот – получилась такая святая простота.

К слову сказать, у Михаила Алдашина над столом уже давно висит высказывание Григория Сковороды, что Господь в мудрости своей сделал всё сложное ненужным, а нужное – несложным. И, судя по всему, этого принципа художник придерживается всегда, будь то рукотворная анимация или компьютерная. Вообще, Алдашин доказывает, что хорошему художнику компьютер не помеха. Недаром его мультфильм «Букашки» имел какой-то феноменальный успех и собрал призы по фестивалям всего мира.

А ещё интересно, что все мультфильмы у Михаила Алдашина очень разные. Даже сложновато определить единый стиль его мультипликационных работ. Хотя, конечно, есть и то, что их объединяет – это обязательный юмор и обязательный минимализм. Может, поэтому у Михаила Алдашина чувствуется такая стойкая любовь к насекомым – мультфильм «Букашки» говорит сам за себя. А есть и другие, ещё ранние его работы, где тоже изучается жизнь простейших со всеми их радостями и горестями...

4  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Давид Черкасский» : 15 Июль 2015, 13:46:16
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Давид Черкасский».

Продолжаем разговор о мультипликации. И сегодняшнего нашего собеседника можно назвать лицом украинской мультипликации периода её расцвета. Давид Янович Черкасский – человек удивительно гармоничный, и в жизни весёлый, с лёгкостью смотрит на вещи, и свои остроумнейшие мультфильмы создавал как бы играючи. А это ж, бывало, не просто полнометражные мультфильмы, а целые мультсериалы. Собственно, его «Капитан Врунгель» стал первым сериалом в советской мультипликации. Потом был многосерийный «Доктор Айболит», двухсерийный «Остров сокровищ».

И как-то уж так случилось, даже непроизвольно для самого Давида Яновича, что эти три главных его шедевра оказались связаны с морем, с морской романтикой путешествий. И отсюда-то в каждом из них бегает целая армия матросов и пиратов и, соответственно, все важные сюжетные события, да и сама жизнь мультипликационных персонажей разворачивается прямо на палубе корабля. И тем более забавно, что и наша встреча с человеком, придумавшим эти мультфильмы, состоялась как раз на палубе. А всё благодаря международному мультипликационному фестивалю «КРОК», который каждую осень проходит именно на судне. Этой же осенью якорь был кинут в Одесском порту.

Вначале почётные гости и участники фестиваля сошли на берег, отправившись в кинотеатр «Ю-Синема», где состоялся показ мультфильмов, пресс-конференция, ну а потом, уже совсем поздним вечером, вернулись все на судно. И мы, конечно, тоже всё сделали, чтобы попасть на этот мультипликационный фестивальный корабль...

5  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Евгений Сивоконь» : 06 Июль 2015, 23:52:26
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Евгений Сивоконь».

Если украинскому кинематографу уже давно поставлен диагноз «затяжная кома», то в случае с украинской анимацией как-то поневоле напрашивается игра слов: «анимация – реанимация», мол, «пациент скорее…». Но на самом-то деле мультипликация на Украине находится в более здоровом состоянии, чем кино. Вот уже более двадцати лет живёт Международный фестиваль мультипликационных фильмов, фестиваль с чисто украинским названием «КРОК». Проходит он поочерёдно то на Украине, то в России. А уникальная его особенность в том, что это единственный в мире водоплавающий фестиваль. То есть проходит на корабле, вот ещё и с заплывом в Одессу. В общем, пока что, к счастью, мультипликация на Украине  наплаву, и этой её непотопляемости мы во многом обязаны нашему сегодняшнему собеседнику Евгению Яковлевичу Сивоконю. Ведь почти все украинские мультипликаторы нового поколения как раз его ученики. Скажем, Степан Коваль, получивший за свой мультфильм двадцать семь призов на различных международных фестивалях, включая Берлинский. А надо сказать, что до этого вообще из всех украинских режиссёров такой награды удостаивалась лишь Кира Муратова. Ну и сам Евгений Сивоконь, помимо того, что воспитывает чемпионов, своими собственными мультфильмами тоже собирает призы на престижных европейских фестивалях. Впрочем, обо всём по порядку…

6  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Александр Митта» : 27 Июнь 2015, 11:56:59
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Александр Митта».

Сегодняшний наш собеседник – и режиссёр выдающийся, и педагог исключительный. В Европе студенты ему рукоплещут. А в России ему с почтением жмёт руку, называя своим учителем, Алексей Балабанов. А он сегодня считается, пожалуй, главным российским режиссёром. Но если последние фильмы Балабанова проникнуты безысходностью, а действуют в них, скорее, не люди, а манекены, то картины его учителя Александра Митты всегда были жизнеутверждающие, а сами герои – личности вдохновенные и масштабные.

Взять фильм о Петре Первом, прорубающем окно в Европу, в исполнении темпераментнейшего Алексея Петренко, где ему помогает арап в исполнении не менее темпераментного Владимира Высоцкого. Или фильм «Гори, гори, моя звезда». Здесь вдохновенны и темпераментны все – Олег Табаков, Евгений Леонов, Олег Ефремов. И, кстати, именно эта картина, что называется, и прорубила окно в Европу уже для Александра Митты как для педагога. В Германии она не сходила с киноэкранов почти лет десять.

И там же – в Германии – Александр Митта уже давно преподаёт. Как педагог он разработал уникальный глубокий курс и в своих лекциях о киноискусстве апеллирует ко всем остальным видам искусства, устанавливает связь между ними. Эта же тема – созвучия кинематографа с театром, живописью, поэзией – как раз звучит в фильме «Гори, гори, моя звезда».

Три гениальных актёра хором поют известный романс. И комичный герой Евгения Леонова олицетворяет только-только зародившийся синематограф, ещё как такое увеселительное, балаганное зрелище. Экспрессивный герой Табакова, за которым скрывается сам Мейерхольд, воплощает силу театрального искусства. Ну а замыкает трио гениальный, но молчаливый, а точнее, немой художник Ефремова. И то, что художник поёт молча, про себя – так это режиссёр говорит о живописи как о молчаливом виде искусства. И, между прочим, сам Александр Митта, до того как посвятить себя кинематографу, думал стать художником, а сам этот фильм называет своей любимой картиной.

И нам его просто невозможно не любить, хотя бы потому, что здесь за одним столом собралась компания из таких легендарных актёров...

7  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Сергей Соловьёв» : 22 Июнь 2015, 01:46:32
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Сергей Соловьёв».

...Роман Оленев: Этот финальный выход Цоя эффектный – как вы думаете, не было ли в этом призыве русских рокеров конца двадцатого века чего-то общего с призывом русской интеллигенции начала двадцатого века? И те и те хотели перемен, а в итоге и интеллигенция едва ли не исчезла, и русский рок…

 

Сергей Соловьёв: Да, и те и те допустили, я думаю, ужасно трагическую наивность и своего рода такое даже интеллигентское безумие. Потому что кричать «Перемен!» это одно, а знать, каких именно ты хочешь перемен – это совершенно другое. И вот я сам был на этой съёмке и сам стоял в толпе, которая кричала: «Перемен! Хочу перемен!». И я ещё тогда подумал: каких, собственно, перемен? Но я как-то эту мысль заглушил. А она оказалась очень стойкой и серьёзной, и поэтому я и снял фильм «Два Асса два».

 

Роман Оленев: Почувствовали, что сегодня вновь [наступают перемены]?

 

Сергей Соловьёв: Я почувствовал, что нехорошо, если я вот таким идиотом просто останусь, даже просто в истории русского кино. Вот такой идиот, который [кричит]: «Перемен! Перемен!». – Каких? – «А хрен его знает! Перемен!». Вот очень важно знать, что это за перемены. Это важное дело...

8  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Ежи Штур» : 14 Июнь 2015, 23:49:26
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Ежи Штур».

Все, кто хоть сколько-нибудь интересовался прошедшим Одесским кинофестивалем, конечно же, знали, что председателем на нём был польский актёр Ежи Штур. Только вот что же мы, собственно, знали о Ежи Штуре до фестиваля? Помимо блестяще исполненной им роли американского киллера в комедии Юлиуша Махульского «Дежа вю», забавной роли в фильме «Новые амазонки» всё того же Махульского.

А оказывается, что начинал Ежи Штур с сугубо драматических ролей. И вообще, не каждому актёру везёт так радикально менять амплуа – от героев Достоевского и измученных моральными поисками интеллигентов вдруг повернуться к чисто комедийным героям, потом суметь вновь вернуться к драме и, наконец, самому стать режиссёром, сценаристом, самому играть главные роли в своих трагикомедийных по жанру фильмах. Кстати, многие из которых отмечены на фестивалях.

Кроме того, оказывается, Ежи Штур уже лет как десять ректор Высшего театрального училища в Кракове, то есть главного театрального вуза Польши, и целых двадцать лет преподавал в Италии. Итальянский язык он знает в совершенстве, сам ставил в Италии спектакли, имевшие у публики неизменный успех. Там же, кстати, в Италии, он познакомился с Андреем Тарковским, когда тот снимал «Ностальгию». И надо сказать, что и Ежи Штур всегда любил русскую культуру. Ну а после съёмок в Одессе фильма «Дежа вю» действительно проникся к ней ностальгией.

Но вот только мог ли он тогда предположить, что именно фильм «Дежа вю» впоследствии ещё и станет главным толчком для организаторов Одесского фестиваля пригласить его возглавить жюри – фестиваль комедийной направленности. Ведь фильм «Дежа вю» это не просто комедия, но, я думаю, вряд ли есть более одесская кинокомедия...

9  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Марк Трэвис» : 05 Июнь 2015, 23:16:43
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Марк Трэвис».

...Роман Оленев: Вы преподаёте не только на Украине, а в самых разных странах. И, что важно, преподаёте целый комплекс дисциплин. Это и режиссура, и актёрское мастерство, и, насколько я знаю, обучение написанию сценария. Скажите, где, в каких странах вы замечаете наибольший потенциал у студентов, другими словами, от каких стран ожидать всплеска новых идей для развития мирового кинематографа?

Марк Трэвис: Ха-ха-ха! Я расскажу вам интересную вещь. В процессе работы по всему миру и общения со многими разными учениками – труднее всего работать с учениками из Лос-Анджелеса. Чем дальше я от Лос-Анджелеса, тем лучше ученики. Сейчас я в одиннадцати часовых поясах от Лос-Анджелеса, и это почти самая дальняя точка. Это не значит, что здешние ученики – лучшие режиссёры. Это означает, что они лучшие ученики. По моему опыту, чем больше я удаляюсь, тем более открытыми становятся ученики, тем больше стремятся учиться и меньше спеси, самонадеянности, меньше стен они ставят перед собой. Теперь о всплеске. Вы говорите о всплеске, который мог бы случиться здесь? Это возможно. Потому что то, что я вижу здесь, на Украине, происходит благодаря фестивалю и благодаря энтузиазму к созданию кино. Кажется, что всё здорово. Но в то же время – никаких мастер-классов, никакого опыта, порой никакого оборудования, ничего. Так что потенциал беден. Это как дамба, сдерживающая воду. Всё остаётся за ней. Если мы сможем принести на Украину – а я хочу быть одним из тех, кто это сделает, и могу привести других людей – мы принесём одну из лучших школ и мировой опыт в эту страну, которая хочет создавать кино. Сейчас идёт борьба за это. Если нам удастся, появится потенциал для огромного всплеска, о котором вы говорите.

Роман Оленев: Есть известное явление на сегодняшний день: если двадцать лет назад в принципе было почти невозможно увидеть режиссёра, который бы не имел специального кинематографического образования, то есть сегодня это, в общем, вполне обычная вещь. Вы считаете в целом эту ситуацию полезной для развития кинематографа как такового?

Марк Трэвис: Это очень положительная тенденция, если я правильно понял вопрос. Большей частью приходится сталкиваться с технологиями при создании кино. Во-первых, это техника – камеры, свет, звук. А теперь каждый может взять камеру – как ваши камеры здесь – и снимать кино, создать фильм за один день. Просто можно снять кино за один день. И есть много режиссёров, которые возьмут камеру, несколько актёров и снимут очень хороший фильм. У них нет опыта, но они сделают хорошее кино. Есть также много режиссёров без опыта, которые снимут очень плохое кино. И теперь у нас много плохих фильмов тоже. Но это нормально, это не проблема, это случается. Это как вы приходите в книжный магазин, а там слишком много книг, и большинство из них – не очень. Сейчас слишком много фильмов. Большинство из них – не очень. Но если режиссёр инстинктивно снимает хорошее кино, это означает, что у него хорошие способности рассказчика. И большая часть моих тренингов и тренингов других людей посвящена тому, чтобы научить режиссёров лучше рассказывать истории. Вовсе не сложно изучить камеру. Но очень сложно научить рассказывать хорошие истории...

10  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Юрий Кара» : 01 Июнь 2015, 20:13:59
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Юрий Кара».

Почти все фильмы этого режиссёра имели очень непростую судьбу. Даже если они не попадали под запрет, во всяком случае, не сразу доходили до зрителя. Уже самой первой его картине под названием «Завтра была война», прежде чем стать классикой отечественного кино, слегка пришлось отлежаться на полке. А действительно настоящей войной для режиссёра стала история с фильмом «Мастер и Маргарита». И речь идёт не об экранизации Владимира Бортко, которую не все любят, но знает уж точно каждый, а о фильме Юрия Кары, снятом ещё в далёком девяносто четвёртом году.

Выходу картины мешали и объявившийся вдруг наследник Булгакова, и конфликты с продюсерами, и помехи явно какого-то мистического свойства. И в этом году, то есть спустя семнадцать лет после того, как фильм, собственно, был создан, он прямо как настоявшееся вино наконец-то вышел в прокат. Диски с фильмом уже можно купить в магазинах. Но всё равно, в отличие от экранизации Бортко, его мало кто видел. А, как показывает практика, многие о нём даже и не слышали.

Поэтому, прежде чем перейти к интервью с самим режиссёром, давайте посмотрим хотя бы небольшую сцену из этой многострадальной и самой первой отечественной экранизации «Мастера и Маргариты». И, кстати, сцену, которой нет в многосерийном фильме Владимир Бортко, но которая была прописана ещё в черновом варианте мистического романа Булгакова...

11  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Валерий Тодоровский» : 26 Май 2015, 23:41:17
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Валерий Тодоровский».

...Роман Оленев: Мне понравилось очень ваше определение: вы на каком-то мастер-классе сказали, что настоящее кино – это то, что находится между артхаусом и коммерческим кино. Можно ли предположить, что вы сами как режиссёр постепенно преодолевали в себе чисто артхаусного режиссёра…

Валерий Тодоровский: Нет-нет. Я никогда не был – мне кажется так, может быть, со стороны это лучше видно – я никогда не был человеком, который занимался артхаусом. Я просто имел в виду, что мы сегодня оказались – я имею в виду кино – в наших странах, вообще в Европе, мне кажется, в очень неприятном противоречии. Есть люди, которые снимают как бы искусство со словами «нам не интересен зритель». Это получается тот самый артхаус. Может быть, гениальные картины – их никто не видит, их никто не смотрит. Есть коммерческое кино, которое, люди говорят: «мы это делаем для зрителя, чтобы его развлечь». Часто это проваливается. Иногда это выстреливает. Но чаще всего это очень слабое кино, с точки зрения художественности своей.

Роман Оленев: Максимум на один сезон.

Валерий Тодоровский: Это одноразовое кино. Всё, что между, посередине – это и есть настоящее кино. Но он не востребовано. Оно недостаточно развлекательное, чтобы стать коммерческим. Оно недостаточно сложное, чтобы стать артхаусом. А между тем, если посмотреть, например, американцев – мы невольно как-то с ними будем соотноситься, – то последний год именно эти фильмы, которые посередине, поразительным образом, с одной стороны, набрали «Оскаров», с другой стороны – они сделали кассу. Если взять фильм Black Swan («Чёрный лебедь»), взять True Grit братьев Коэнов, взять The Fighter («Боец», «Боксёр»). Взять эти все картины, которые увешаны наградами, – они все очень зрительские. Потому что это – я бы сказал так – это то кино, которое я люблю, это кино, которое снимают талантливые люди, высказывая то, что реально у них наболело, тем языком, который, в общем, понятен всем. Ну, понятно, что идиотам – совсем идиотам – и это будет непонятно. Но если мы берём не идиотов, то что тут непонятного в фильме True Grit или «Чёрный лебедь» или «Боец» или… что-то было ещё гениальное совершенно, а! «Король говорит!»! Дорогие мои, «Король говорит!» – сто двадцать миллионов долларов в американском прокате! История про короля-заику, где два немолодых артиста…

Роман Оленев: История о маленьком человеке, по большому счёту.

Валерий Тодоровский: Это история о том… Главное, это не трансформеры, согласитесь. Но это и не какой-то очень заумный фильм. Оказывается, что есть в мире люди, которые готовы тебе платить деньги, чтобы увидеть эту историю на экране. Я всю жизнь пытался в этом направлении идти. У нас с этим направлением тяжело, потому что считается, что оно бесперспективно. И в этом смысле я могу вернуться к первому вопросу, потому что… Я делал «Стиляги», а оказалось, что это и фестивальный фильм, и зрительский. Я бы хотел и дальше делать такие фильмы. Я хотел бы видеть побольше таких фильмов вокруг. Потому что я люблю фильмы с хорошей драматургией, с хорошей актёрской игрой, с сильными историями, не для идиотов сделанные, но такие, чтобы их смотрели широко, вот и всё...

12  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Андрей Чадов» : 21 Май 2015, 02:54:29
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Андрей Чадов».

По всем понятиям современной киноиндустрии наш сегодняшний герой уже достаточно давно вошёл в ранг звезды. Впрочем, как и его младший брат Алексей. Где-то с двадцати лет они активно снимаются в кино. И не только в России, но в Америке, в Европе. Тем более приятно, что ни о какой звёздности не приходится говорить. Во всяком случае, так нам показалось в разговоре со старшим братом – с Андреем Чадовым....

13  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Великая Отечественная война» : 11 Май 2015, 16:15:26
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Великая Отечественная война».

Признаться, непросто обращаться к теме Великой Отечественной войны. Непросто, потому как в современном сознании она уже очень далека. И надо сказать, что и к самой Победе, и к подвигу советского народа многие стали нечувствительны. Иначе бы марш «Прощание славянки» не зазвучал бы из мобильного телефона как рингтон. Этот звонок – как сигнал для общества. Ведь именно под эту священную, по сути, музыку, матери и жёны провожали своих сыновей и мужей на фронт. А потом под этот же марш встречали их со слезами на глазах – если, конечно, было, кого встречать с этой страшной войны.

В последнее время, правда, марш «Прощание славянки» редко услышишь как звонок мобильного телефона, но не потому, что одумались, а просто мелодия приелась. И в то же время и в таких условиях государство обязано как-то пытаться приблизить сознание молодых к подвигу наших дедов и прадедов.

И в качестве таких попыток появляются фильмы типа «Мы из будущего», где в разгар военных действий попадают современные хлопцы как раз с мобильными телефонами, куда ж без них. Или, например, Михалков – в своём масштабном полотне заставил героев материться сколько душе угодно, думая, что так героизм будет более понятным. Но ни молодёжь, ни, тем более, старшее поколение не оценило такие творческие методы, а мелькающие в фильме прямо цирковые номера делают картину не только панорамой Великой Отечественной войны, но едва ли не смехопанорамой.

И неудивительно, что на таком фоне, когда стало известно о желании Игоря Угольникова снять фильм о героической обороне Брестской крепости, многие насторожились. Правда, создатель очень популярной в своё время и действительно смешной программы «Оба-на!» в данном случае выступил не режиссёром, а продюсером и автором идеи, но всё равно предчувствия были нехорошие.

Но, к счастью, всё не то что обошлось, а в целом картина получилась действительно достойная и честная. Никакой пошлости в ней, в отличие от фильма Михалкова, нет, а ужасы натурализма, без которых сегодня не обходится любой масштабный фильм о войне, всё же не перечёркивает психологизм картины. Начало страшной войны показано глазами ребёнка, который только-только начинает жить...

14  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Образ матери в кино. Часть вторая.» : 09 Май 2015, 12:34:01
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Образ матери в кино. Часть вторая.».

В прошлый раз, анализируя образ матери на материале кинематографа, одной передачи нам показалось мало. Но мы всё же успели почувствовать, что в культуре и в кино периодически как бы эксплуатируется так называемый архетип великой матери, думающей о судьбе всего мира. И, что важно, такая эксплуатация, так или иначе, отдаёт феминизмом.
Выяснилось, что советская мужеподобная и воинственная мать-коммунистка из фильма «Завтра была война» и ещё более воинственная и мужеподобная мать Сара Коннор из фильма «Терминатор» очень даже похожи. Не нуждаясь мужской защите – они сами кого хочешь защитят – обе матери причастны к самой Истине. Истину эту они, правда, понимают по-разному, но обе готовы отстаивать её с оружием в руках. И главное, что оба образа имеют религиозную окраску. Саре, родившей сына-мессию, такое чувство, что в этой сцене явится ангел как богоизбраннице.
Да и вообще, в центре фильма именно феминистского вида мать с библейским именем. Героев же мужчин, по сути, нет: её сын ещё ребёнок, а Терминаторы не в счёт, они же роботы. Тем более любопытно, что Сара в своих невесёлых думах про плохих мужчин приходит к выводу, что хороший Терминатор лучше всякого живого мужчины. Он же, хоть и тупой, но зато послушный. Выполняет любые приказания, своего слова не имеет и во всех смыслах надёжная махина. Если что, его не проблема починить, нужно лишь знать, где подкрутить отвёрточкой.
И для мамы-Сары не только Терминатор, но и мужчины как таковые лишены творческого начала. И нам для понимания процессов, происходящих в обществе с образом матери, просто необходимо учитывать идеи феминизма.
Прежде всего, нас интересует как раз тот особого рода феминизм, когда женщина, вытеснив мужчин, ещё и хочет взять на себя функцию творца в культуре. Высшее воплощение, проявление таких намерений, это когда она должна заполучить ещё и некий сакральный авторитет. То есть, возвращение к матриархату. Но тут есть трудности.
Ведь и наша, и западная культура основаны на христианстве. В центре христианства мужские образы: Бог Отец, Бог Сын. Образ же Богородицы это сама кротость. И всё это, конечно, давит на мозг идеологов феминизма. Так вот, как же при таком положении дел воплотить мечты тех феминисток, которые планируют ещё и обрести религиозный статус?
Но выход нашли. Во всяком случае, в фильме «Код да Винчи». Его авторы начали с того, что пропели гимн средневековым ведьмам как не зависящим от мужчин женщинам, обладающим мистическим знанием, недоступным мужчинам. А для надёжности вбросили в общество уже, в общем-то, не новую идейку по дискредитации Христа – что он якобы был женат на Марии Магдалине...
15  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Образ матери в кино. Часть первая.» : 27 Апрель 2015, 02:20:33
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Образ матери в кино. Часть первая.».

Весна – время такое, что, хочешь не хочешь, пробуждает интерес к женщинам. В том числе – к женщинам в кино. Но, поскольку, женская стихия – это целый океан, мы, чтобы не потонуть в нём, по крайней мере, попытаемся нырнуть в киноглубины, связанные с образом женщины-матери. Тем более что весна, как пробуждение жизни, всегда ассоциировалась именно с материнской стихией.

Но, правда, в наше время образ матери, мягко скажем, не в почёте. Даже само это словосочетание – «образ матери» – у кое-кого вызывает зевоту. В прошлом году в Великобритании вышел фильм строго на эту тему, называется «Материнство». Так вот, картина с треском провалилась в прокате. Ситуацию не спасла даже Ума Турман, сыгравшая главную роль.

И кто знает, может быть, главная причина такого провала в самом названии фильма – «Материнство». Как показала практика, для современного уха оно звучит как из прошлого века и явно неспособно заманить зрителя в кинозалы. Причём, назвав так торжественно свою картину, сам режиссёр, кстати, женщина, и не думала возводить образ матери на пьедестал. Скорее, совсем наоборот...

Страниц: [1] 2 3 ... 6

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!
Рейтинг@Mail.ru