HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Роман Оленев

Аватар

Обсудить

Стенограмма программы "Стоп-кадр"

На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, pdf, rtf, txt | Хранить свои файлы: Dropbox.com и Яндекс.Диск
Опубликовано редактором: Вероника Вебер, 5.11.2014
«Аватар». Постер фильма Джеймса Кэмерона

 

 

 

Этот выпуск «Стоп-кадра» по-своему событийный: речь пойдёт о фильме «Аватар», по мнению многих, положившем начало новой эпохе. Его выход сравнивают с появлением в кино цвета или звука. Но, правда, эта революционность не всех-то и порадовала. Скажем, сильно недоволен Эмир Кустурица.

Да и не только он один опасается, что такая визуальная глубина и многомерность фильмов класса 3D пойдёт в ущерб психологической глубине, и картины будут становиться одномерными и плоскими. То, что «Аватар» при всей своей местами детской мультяшности не так уж прост, а многослоен – не тот Кэмерон[1] режиссёр, чтобы снимать только ради 3D-очков – об этом скажем чуть-чуть позже. А пока отметим, что он действительно стал прорывом в кинематографе как минимум по кассовым сборам. Только за полтора месяца он собрал два миллиарда долларов, тем самым побив рекорд двенадцатилетней давности фильма «Титаник» всё того же Кэмерона.

Кстати, сценарий «Аватара» был написан Кэмероном ещё до «Титаника». Но тогда технологии не дотягивали до грандиозного замысла режиссёра. И даже после эффектного потопления им на экране легендарного судна режиссёр был не удовлетворён уровнем компьютерных технологий. И, в общем, отправив «Титаник» на дно, сам на долгое время ушёл в подводную документалистику, что и нашло отражение в «Аватаре».

Внешний вид планеты Пандора явно навеян подводными экспедициями Кэмерона. Флора планеты флюоресцирует и яркая, как в океанских глубинах. В общем, как и задумывалось, фильм получился суперзрелищный, причём до физиологичности. Контакт зрителя с визуальным рядом за счёт очков 3D максимален. Да и примечательно, что инопланетные герои в своём единении с природой, с животными доходят до максимального контакта, какой вообще только возможен.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Это цахелу – связь. Почувствуй её. Чувствуй ритм сердца. Дыхание. Силу её ног. Что ей делать – думай внутри. Вот так!

 

Можно сказать, что чувственная физиологичность – один из ключевых принципов всего фильма, как на уровне его восприятия, так и что касается существования внутри него героев. Они же постоянно подключаются как в розетку посредством такого соединения нервных волокон в единый пучок. И все важнейшие события в их жизни связаны как раз вот с этим чувственно-физиологическим подключением.

Тут вспоминается объездка героем дикого птеродактиля, где даже сам выбор страшной птицы, которая должна стать для героя ну что ли самолётом личного пользования, определяется не через разум, а посредством чувственного импульса.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Теперь выбери себе экрана. Ты почувствуешь его. И если и он выберет тебя – действуй быстро. У тебя одна попытка, Джейк.

– А как понять, что он меня выбрал?

– Он захочет тебя убить.

– Охренеть.

– Оседлай его!

– Сделай связь!

– Стоять!

– Джерарнэй.

– Вот так. Ты мой! Понял?

 

То есть победа над дикой тварью состоялась даже не за счёт ловкости аватара, а через подавление одной физиологии другой. Опять произошло нервное соединение двух организмов в единое целое. И в фильме под разными углами обыгрывается тема физиологии – человеческой и нечеловеческой.

Напомню, что главный герой, ещё до того как стать лихим инопланетянином – это американский солдат, у которого парализованы ноги. И вот когда у него появляется возможность оказаться в теле аватара, то внимание зрителя тут же переводится на здоровые конечности героя. Причём, за счёт очков 3D мы как бы вместе с ним ощущаем здоровые сильные ноги, вместе с героем начинаем шевелить пальчиками. Да и всё вот это трёхметровое инопланетное туловище придумано и разработано авторами фильма как раз по принципу чувственной физиологичности.

Помимо косичек, в которых находятся нервные окончания для подключения к живым объектам, у инопланетян есть ещё заострённые ушные раковины, отвечающие за их эмоциональное состояние. И, скажем, то, что инопланетная принцесса по уши влюбилась в американского парня, ставшего аватаром, можно легко понять даже не по тому, что она там говорит, а как раз по тому, как трепетно двигаются её острые ушки.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– У нас много славных женщин. Нинат лучше всех поёт.

– Мне не нужна Нинат.

– Тейран хорошая охотница.

– Да, хорошая, я знаю. Но я уже выбрал. Теперь она должна выбрать меня.

– Она уже выбрала.

 

Мы ещё обязательно вернёмся к поцелуям и ко всей романтической сцене. А пока скажу, что внимание Кэмерона к чувствам, к необычной, не вполне человеческой физиологии, причём, в её совершенстве – у племени на’ви[2] нет ведь и следов целлюлита или там пивных животов – так вот это внимание у Кэмерона было всегда. Кэмерона вообще интересует тело – тело как феномен и связанные с ним, порой, как в фильме «Чужие»[3], страшные метаморфозы. Помимо исключительно физиологичного фантастического фильма «Чужие» вспоминается и «Терминатор», где, опять же, само тело, его суперпластичность, гибкость или, наоборот, непробиваемая мощь – центр внимания.

Кроме того, с предыдущими работами «Аватар» сближает ещё и то, что, помимо суперзрелищности, это опять история-предупреждение об угрозе всему миру. Ну, любит Кэмерон одновременно и пугать, и развлекать. Ну и наконец, «Аватаре» он развивает излюбленную тему «Свой-чужой». Если в «Чужих» так там само название говорило за себя, в «Терминаторе» ставилась проблема: «Может ли киборг стать своим среди людей?», то в «Аватаре» речь идёт о том, способен ли человек до конца стать инопланетянином.

Поначалу это, как и положено, даётся с трудом. Герой не к месту протягивает руку тамошнему вождю, по неловкости наступает местным синим парням на хвосты, из-за чего на него смотрят с явным неодобрением и как на полного идиота. И вообще, в первой половине фильма всячески акцентируется чужеродность американского парня в племени, хоть он и в теле аборигена – его толкают, улюлюкают, расступаются перед ним.

Но зато к концу картины герой он не то что преодолеет границу «чужой-свой», а даже выйдет как бы за её рамки. Для племени на’ви он станет не просто своим, а почти божеством, и дикари при его появлении уже будут расступаться не с брезгливым призрением, а в священном ужасе. Но чтобы перейти из статуса «чужой» в статус «суперсвой», герой слегка намучался. Есть даже целый, почти гамлетовский, монолог на эту тему.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Изгнанник. Предатель. Чужой. Мне не было места в их мире. Они были нужны мне – я был нужен им. Но чтобы опять стать для них своим, мне нужно было сделать что-то особенное.

 

«Аватар» выделяется и в творчестве Кэмерона, и во всём кинематографе не только многомерностью своего изображения, а и самим главным героем, его, мягко скажем, нетипичностью. Ведь он, поначалу обычный американец, добровольно примеряет облик инопланетян, то есть стремится стать «чужим» для «своих». И, в конце концов, предаёт всё человечество, начинает войну с землянами.

Земляне и всё человечество в фильме, правда, очень агрессивны. Но представлены при этом в лице Америки. И выходит, что главный герой, американец, воюет с Америкой – а вот это, действительно, фантастика. По сути, всё человечество в фильме выступает в роли антигероя. В принципе, Кэмерон всегда говорил, что недолюбливает людей, но тут он через своего персонажа выносит приговор всему человеческому роду. И изюминка в том, что зритель должен безоговорочно одобрять воинственную позицию главного героя.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Небесные люди пытаются доказать, что они здесь хозяева, и что их никто не остановит. Но у нас есть чем ответить. Вы полетите так же быстро, как ветер. И позовёте другие кланы. Скажете им, что их позвал Торук Макто. Вы полетите сейчас! Со мной!

 

Но не вся зрительская аудитория прониклась пламенной речью аватара. Как, собственно, и всем переходом парализованного американского солдата в инопланетное могучее тело. Кто-то даже остроумно, но зло пошутил, назвав его «Парализованная нога, друг индейцев».

Ну а всё-таки, почему же главный герой, до того как стать яростным вождём племени на’ви и оставить Землю, является в фильме инвалидом? Явно, что тут некая метафора. Если он, бывший солдат, физический калека – у него парализованы ноги после захватнической войны Америки в Венесуэле, то всё человечество, при всей своей физической мощи, энергичности, предстаёт в фильме моральным калекой. Ведь на Земле израсходованы все природные запасы, и теперь алчные недалёкие правители корпораций тянут свои лапы уже на чужие планеты.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Двенадцатый сектор. Так, дальше, дальше, дальше. Вот, стоп. Так. Рич, стоп, прекрати. Их деревня стоит на самом крупном месторождении анобтаниума. На двести километров вокруг они там… Они сидят на моих бабках. Хи-хи!

 

Ну вот недалёкий умом, зато пышущий здоровьем и оптимизмом хозяин корпорации и является для Кэмерона в фильме главным моральным уродом на Земле. А ветеран войны Джейк, хоть физически ущербен, но зато с добрым сердцем, олицетворяет собой саму… Землю, больную и покалеченную. Если у героя парализованы, атрофированы ноги, то и планета Земля как бы лишена жизненной основы – на ней нет уже ни лесов, ни природных ресурсов. И вот, покалечив свою Землю, земляне теперь хотят уничтожить, убить землю планеты Пандора.

И примечательно, что против такой агрессии выступает в фильме женщина-учёный. Примечательно потому как в фильмах Кэмерона роль женщины всегда огромна. Ещё в «Терминаторе», помните, волевая и по-мужски сильная Сара Коннор понапрасну распылялась перед недалёким дядьками, которые не хотели понимать, что миру грозит гибель. И в фильме «Аватар» тоже сильная женщина пытается образумить туповатых мужчин, которые её, опять же, всерьёз не воспринимают. В общем, женщина в фильмах Кэмерона – это часто такой, что ли, глас вопиющего в пустыне, некий проводник высших знаний и предупреждение всему человечеству.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Я же… Я вам говорю не о мифологии, не о вуду. Это вполне реальные вещи, которые можно измерить, а биологии леса.

– А слабо привести пример?

– Все деревья общаются с помощью какой-то электрохимической реакции, протекающей в их корнях. Это как синапсы между нейронами. И каждое дерево поддерживает тысячи связей с деревьями вокруг. А на Пандоре около триллиона деревьев.

– Мне кажется, осталось понять, что вы там у себя курите, хе-хе-хе! Это просто деревья! Ха-ха-ха!

 

Итак, женщины в фильмах Кэмерона хоть и умные, но их никто не слушает. И все деревья, о которых идёт речь, пойдут на огонь. Что сразу заставляет вспомнить фильм Френсиса Копполы «Апокалипсис сегодня», где тоже американцы напалмом жгли джунгли – но джунгли Вьетнама. В этой безжалостной вертолётной атаке на чужую планету для полной аналогии с фильмом Френсиса Копполы не хватает разве что музыки Вагнера – «Полёт валькирий». Как видим, совпадает даже то, что, расстреливая местное население, военные командиры попивают чаёк из кружечки мимоходом.

То есть, Кэмерон специально вызывает прямые ассоциации, причём не только с войной во Вьетнаме, но и вообще со всеми захватническими войнами, какие вела и ведёт Америка. И в этом смысле его фильм – по-своему раскаяние в целой серии преступлений Соединённых Штатов. Тут и Вьетнам, и Хиросима с Нагасаки, и Ирак. Кстати, вся военная операция на планете Пандора называется «Шок и трепет», а именно так называлась военная доктрина вторжения США в Ирак.

Но, конечно, больше всего эта безжалостная атака вызывает ассоциации с захватнической войной с североамериканскими индейцами, когда англосаксы завоёвывали Новый свет, действительно, как будто новую планету. И вот то, что Кэмерон иносказательно поднял эту очень нелицеприятную для Америки тему, за которой кроется чудовищная трагедия для всего народа североамериканских индейцев, делает его фильм действительно по-своему поворотным в американском кино.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– А! А-а-а!!!

– Молодцы, ребятки. Сегодня я проставляюсь. На базу!

– «Дракон», лево руля, идём домой.

– Вас понял. Лево руля, вас понял, идём домой.

 

В общем, в «Аватаре» Кэмерон как бы задаёт вопрос: это ещё спрашивается, кто дикари? При этом речь в фильме идёт, прежде всего, не о раскаянии в собственной агрессии, а о кризисе техногенной человеческой цивилизации как таковой. По сути, нам предлагают отказаться от неё в пользу максимального опрощения, единения с природой, вплоть до ориентации на жизнь тех самых туземцев. Главный герой ведь навсегда и становится одним из племени на’ви.

Вообще-то сама идея отказа от прогресса, техногенности не нова, она зазвучала ещё в восемнадцатом веке, когда интеллектуальная часть западного общества, сперва отказавшись от религиозного сознания, потом почувствовала, что чего-то не хватает, и потянулась к первобытному мироощущению. Скажем, такой философ-утопист, как Жан-Жак Руссо, полагал, что именно дикари являются обладателями истины, а не современная цивилизация, уводящая человека от связи с природой и обрекающая его на жизнь в дисгармонии.

Но Кэмерон в своём фильме идёт дальше. Главный герой, американец-инвалид, не просто отвлечённо мечтает жить с дикарями, но спасает их от людей и раз и навсегда становится одним из племени на’ви, тем самым навеки расставаясь со своим покалеченным человеческим телом, равно как и со своей покалеченной человеческой цивилизацией. Герой со всей ответственностью проходит обряд второго рождения.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– На’ви верят, что каждый из нас рождается дважды. Во второй раз – когда твой народ принимает тебя. Навсегда.

– You are now a son of the Omatieaya. You are part of The People.

 

Но надо отметить, что такое успешное единение с инопланетными дикарями и полный отказ от всей человеческой цивилизации, тем не менее, состоялись благодаря науке. Ведь инопланетное тело было выдано, скажем так, герою ещё на Земле – его разработали генные инженеры. Но это, как говорится, детали. Главное, что американцу повезло. Покинув умирающую планету Земля инвалидом, на планете Пандора он обрёл не только здоровые ноги, но ещё и стал впоследствии местным царём и чуть ли не божеством.

А вот всё человечество в фильме обречено на гибель. И в данном аспекте фильм любопытен. Во многом напоминая детскую сказку, призванную подарить счастье, он уже успел породить обратный эффект. На заграничных форумах, скажем, активно обсуждается тема: как преодолеть депрессию после просмотра фильма. Речь идёт даже о суицидальных настроениях, настолько зрители прониклись райским миром планеты Пандора и тоже захотели второго рождения в теле аватара.

Но поскольку сие невозможно, приходится смотреть фильм по двадцать раз. Ну, а когда же волшебные очки снимаются, реальный мир может показаться одномерным, плоским и чужим. И здесь «Аватар» напоминает эффект фильма «Матрица»: ведь и там и там в результате может возникнуть недоверие к окружающему миру, сомнение в его реальности и даже сомнение в собственном существовании. Ну, в случае с «Аватаром», видимо, эффект усиливается за счёт максимальных условий воздействия на психику очков 3D.

В психиатрии, кстати, уже появился термин «синдром аватара» – то есть, психопатологический феномен неприятия своего тела, наблюдение за ним, как чем-то чужеродным, идущим вразрез с психическими переживаниями. Уже появились пациенты, называющие себя аватарами. В общем, «клиника». А ведь в трёхмерном фильме весь переход в трёхметровое инопланетное хвостатое состояние выглядит так по-детски здорово и весело.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Ты должен привыкнуть к аватару, Джейк! Осторожней, хвост! Джейк!

– Да-а!

– Ситуация! Ввести успокоительное! Тысячу кубиков…

– Ребята, ребята! Эй, эй!

– Джейк, ты ещё не привык к телу. Это крайне опасно, поверь мне.

– Это классно.

– Джейк, Джейк!

– Джейк, перестань, они тебя вырубят.

– Послушай меня!

– Ха-ха-ха!

 

Уже признанный революционным, «Аватар» напоминает фильм «Матрицу» в том числе этой самой знаковостью, этапностью для кинематографа, ну и конечно, принципом существования главного героя. Его настоящее тело тоже находится в лаборатории, погружено в анабиозное состояние, а душа, ну или сознание, оказывается между двумя реальностями, то есть, способна выходить в другое измерение.

Но отличие фильма Кэмерона в том, что в этом другом измерении герой живёт в теле инопланетянина, генетическом клоне, созданном генными инженерами. Тело, как я говорил, очень совершенное, дающее возможность посредством нервных окончаний, идущих из мозга через косичку, подключаться к животным, деревьям, в общем, скажем так, к различным информационным каналам и сетям, тем самым скачивая информацию. Лучше вспомним, что по поводу такого информационного взаимодействия говорит в фильме умная женщина-учёный.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Это сеть. Понимаете? Глобальная, к которой все на’ви имеют доступ, могут скачивать и закачивать информацию, воспоминания. И вы собираетесь уничтожить этот мир? Опомнитесь!

 

Опомнитесь не опомнитесь, но задуматься есть о чём. С учётом того, что для сегодняшней науки задача подсоединения мозговых структур (в данном случае уже человека) именно к глобальным сетям – актуальная и решаемая задача. Как, собственно, и управление через глобальную радиосеть и по Интернет психическими процессами индивидов с вживлением в мозг наночипов.

Ну, не будем сеять панику, но то, что фильм заслуживает внимания не только как кинособытие, но и как факт ментального характера, стирающий в сознании различные границы и барьеры, это точно.

Начнём, вроде, с хорошего: уничтожение границы самой плоскости экрана. Ведь если смотреть в очках 3D, то вот эти воздушные медузы летят прямо в глаза, и всё действие происходит как бы ещё до экрана. То есть, плоскость экрана перестаёт быть подсознательным барьером.

Идём дальше. Стирание границ происходит, в том числе, между искусственным и естественным. При этом, с одной стороны, идёт призыв к естественности – единению с природой, отказ от техногенности. А с другой стороны, фильм супертехнологичен, и вся первобытная природа в нём – это типичнейшая виртуальная реальность, какой и положено быть в продвинутых компьютерных играх. Короче, зрителя как бы учат наслаждаться виртуальной природой.

Кроме того, стирание границ идёт в направлении «реальность – сон», «человек, наконец, – не человек». Вспомним внутреннее состояние главного героя-калеки накануне такого важного выбора: быть или не быть голубым и хвостатым.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Всё изменилось. Кажется, что реальный мир там, а это всё – страшный сон. Прошло всего три месяца, а я с трудом вспоминаю прошлое. Я уже не знаю, кто я.

 

А согласитесь, что, в общем-то, трудно ожидать от человека, находящегося в таком, в общем, психически неадекватном состоянии, адекватного выбора. Потому, когда Джейк, вызывающий сострадание, предаёт всё человечество и, навсегда становясь инопланетянином, идёт на землян войной, то с этого момента он уже не у всех вызывает сочувствие.

Ну, конечно, такой поступок героя объясняется не тем, что инопланетяне подарили ему здоровые ноги. Это было бы слишком просто. В конце концов, ноги он мог бы получить и на земле за успешно выполненную шпионскую операцию. Измена произошла потому, что, как говорит Кэмерон, «правильный выбор в сто раз важнее Родины».

И вот тут становится ясно, что «Аватар» – это не просто детская сказка, как считают некоторые. Затронута серьёзная тема: что важнее – Родина или правда? Можно ли изменять Родине? И ведь штука в том, что Родина, она вообще имеет устойчивое свойство ошибаться. Одним словом, тема сложная, болезненная и, наверно, особенно для русского человека.

Тут вспоминается гоголевский Тарас Бульба – пример хоть и старинный, но уместный. Тем более что американец Джейк, так же как и сын Бульбы Андрей, предаёт Родину, влюбившись в чужую, в иностранную принцессу. Да и вообще, полюбив чужую цивилизацию, где ему оказывается комфортнее. Ну а потом герой Кэмерона, так же, как и бульбовский Андрей, идёт войной на своих. Но у Гоголя герой сменил только лишь доспехи, а у Кэмерона целиком принял чужеродный привлекательный облик.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Эй, эй, эй, эй, эй! Полегче, ты, придурок. Стой! Я ослеп…

 

Если на время забыть о праведном гневе героя, пытающегося остановить уничтожение природы планеты Пандора, и вспомнить, а с какого же, собственно, момента герой начинает с такой прытью кидаться на родные бульдозеры, то выясняется, что – сразу после интимной связи с местной принцессой. Ну точно, американский Андрей Бульба. У Гоголя ведь герой тоже пошёл с мечом на своих сразу после страстных объятий с польской принцессой.

Вообще, внутри американского солдата, навсегда принявшего облик инопланетного дикаря, сама проблема «свой-чужой» исчезает именно после интимной связи с хвостатой принцессой. Ну, правда, всё было целомудренно, романтично, и потом она такая чувственная, что её хвост и клыки можно было и не заметить. Кстати, Кэмерон говорит, что стремился сделать принцессу максимально сексуальной. Чего стоят эти губы. Не забыл Кэмерони про грудь. Хотя, если учесть, что ориентиром была кошка в создании образа, то ей бы полагалось иметь четыре пары грудей. Но, чтобы не спугнуть зрителя, остановились на двух.

Наверно, поклонницы фильма меня уже возненавидели: в Интернете они пишут, что готовы выцарапать глаза любому, кто скажет хоть что-то не то в адрес фильма. Ну прямо, как та самая кошкообразная принцесса в состоянии не влюблённости, а кошачьей атаки.

И всё же вот эти нежные объятья с синюшной, но сексуальной принцессой, особенно когда герои сплетаются хвостами в страстном поцелуе, немного отдаёт зоофилией. Скажут, что это сказка. Но ведь Иван Царевич не спал с лягушкой. В общем, давайте разберемся. На момент вступления в интимную связь герой – по сознанию – ещё человек, американский солдат. Он только телом инопланетянин. Короче, очередное доказательство, что фильм в красивой сказочной форме размывает самые разные границы и барьеры.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Теперь я с тобой, Джейк. С тобой навсегда.

– Что ж ты делаешь, Джейк?

 

А ведь неслучайно у героя вырвалось: «Что ты делаешь, Джейк?». Значит, всё же чует что-то неладное в своём поведении. Но в целом весь переход в голубое хвостатое состояние даётся Джейку без каких-либо моральных рефлексий. И в этом плане фильм тоже интересен.

Не будем говорить высоких слов о том, что это предательство не только землян, но и всего психологического кино. Но вот то, что, пожалуй, впервые в кинематографе не видно никакой внутренней работы героя по переходу из статуса «человек» в статус «инопланетянин» – это факт.

Всё случилось как-то само собой. Ну а потом, когда к Джейку, уже в облике инопланетянина, обращается его бывший командир – такой, слегка карикатурный вояка-папаша – с вопросом почти как у Тараса Бульбы: каково это, предавать Родину, сынок? – то наш герой на этот недетский вопрос только зашипит. А ведь мог бы что-то и ответить по-людски, даже если так не хочется возвращаться в человеческий облик. То есть, правота Джейка как бы и не требует пояснений.

Кстати, в фильме есть одна фраза, определяющая всё поведение плохих землян по отношению жителям планеты Пандора. Фраза такая: «Если у кого-то есть то, что тебе нужно, то объяви его врагом и грабь». Так вот, всё поведение героя, предавшего всё человечество, по сути, замаскировано подобной же риторикой. Если тебе надо кого-то предать – объяви его врагом и предавай. То есть, и в этом смысле «Аватар» если и не стирает, то размывает такие понятия, как родство и ответственность перед Родиной.

Кэмерон говорит, что правильный выбор в сто раз важнее Родины. Но, в принципе, отсюда не далеко до того, что Родина – это вообще предрассудок. А если так, то «Аватар» – это действительно новый этап в кино. Ну, разве было такое раньше, чтобы американец добровольно переставал быть американцем и вообще человеком и, с диким рёвом обращаясь к инопланетянам как к братьям, призывал их на войну с человеческим родом, от которого отрёкся?

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Мои братья, сёстры! Мы докажем небесным людям, что они не хозяева здесь! И что это наша земля!!! А-а-а!

 

Аватар, он же Джейк Салли, если помните, ещё до таких патриотично-мужских речей, был крайне инфантилен. Вёл он себя как типичный подросток. И можно даже сказать, что весь переход в инопланетное состояние произошёл по детской безответственности, незрелости и внутренней пустоте.

А вспомним его разговор с царицей племени, когда он ещё в качестве шпиона сам признаётся в своей внутренней пустоте.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Зачем пришёл к нам?

– Чтобы учиться.

– Мы пытались учить небесных людей. Это трудно – наполнить чашу, которая полна.

– Ну… моя чаша пустая. Честно. Можете спросить у Грэйс Огустин. Я не учёный!

 

Джейк Салли и вправду совсем не учёный. Когда он, находясь в человеческом облике, рассуждал сам с собой на тему, что может предложить человечество племени на’ви, то пришёл к выводу, что, кроме джинсов и пива – ничего. То есть, видимо, пиво и джинсы – то, чем жил герой до того, как перейти в голубое хвостатое состояние.

Я, конечно, упрощаю. Но и Кэмерон очень упростил своего героя. Вроде взрослый мужчина, а по сознанию – подросток или избалованный ребёнок. Да, собственно, за эту его инфантильность на него накричала, нашипела принцесса племени в первый же день знакомства.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Ты как ребёнок. Делать, что не знаешь. Шумишь, кричишь.

– Чш-ш-ш…

– Глупый! Бестолковый как ребёнок!

– Ладно. Если я как ребёнок, тогда, может, воспитаешь меня? Я научусь!

 

Детское, а вернее, подростково-незрелое сознание героя хорошо ещё и видно по его дневниковым видеозаписям, где он делится впечатлениями не только о том, как обрёл эти три метра накачанных кошачьих мышц, а ещё и о том, как принцесса племени взялась учить его быть одним из них.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Итак, видеосеанс двенадцать, время… двадцать один тридцать две. Язык у них – полная хрень. И хотя это, наверное, как собирать автомат – повторяешь, повторяешь. Она всё время говорит о каких-то потоках энергии, о духах зверей. Только бы всю эту хрень не вынесли на экзамен.

 

А вообще внешняя канва фильма – это, по-своему, вариация на тему Маугли. Тоже своего рода «Книга джунглей», ведь кошкообразная принцесса племени учит Джейка быть ловким, сильным, вообще премудростям выживания в диком лесу. Так же, как и пантера Багира учила законам джунглей человеческого детёныша. Но принципиальное отличие в том, что Маугли, опять же, не предавал человеческий род. Попал в джунгли он не по своей воле. Да и потом всё-таки вернулся к людям – человеческая кровь оказалась сильнее.

Но в фильме Кэмерона законы человеческого родства не работают. И герой с лёгкостью и навсегда становится одним из племени. Притом что для самих индейцев планеты такая ситуация измены немыслима. Для них родина-мать и связь с землёй священны. Ну а для Джейка не было священных понятий: как помним, он сам назвал себя пустой чашей. И вот теперь на чужой планете эту его внутреннюю пустоту заполняют, учат мистическому подходу к жизни. В частности, убийству – ритуальному убийству – в добыче животных. Опять же, всё в духе Маугли: «Мы с тобой одной крови, ты и я». Но только с ещё более выраженным мистическим подтекстом.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– I see you… …Brother …and thank you. Your spirit goes with Eywa. Your body stays behind. …To become part of The People.

– Чистая добыча. Ты готов.

 

Вся подготовка по переходу в инопланетное состояние явно окрашена в восточные, особенно индуистские верования. Термин «аватар» ведь взят именно из индуизма. И это тоже очень симптоматично, что западная цивилизация всё больше и больше приходя к самоотрицанию, активно использует восточную мистику и символику. С учётом того, что сам восток, в частности, Индия, далеки от упаднических настроений и набирают силу.

Вообще, в плане мистичности фильм не нов, он продолжает тенденцию популяризации древних восточных верований, в которых Запад сегодня ищет некое духовное питание взамен христианству. И получается, что фильм Кэмерона, рассказывая о кризисе человеческой техногенной цивилизации, свидетельствует,  в том числе, о кризисе христианской культуры.

Но тут опять нельзя не вспомнить, что главный герой, американец, до того, как усиленно начать осваивать чужую веру, явно окрашенную в индуизм, сам называет себя пустой чашей. Кстати, в Голливуде сейчас модны именно буддизм и индуизм. Достаточно вспомнить такие имена как Спилберг, Лукас, Мадонна, Ричард Гир… Ну и по фильму Кэмерона такая мода тоже заметна. Вспомним, как молится племя на’ви: чем не индуизм? И, причём, их голубой цвет кожи – тоже не просто ради оригинальности или усиления эффекта 3D.

Голубой цвет традиционен для аватара, а аватар в индуизме – термин, обозначающий нисхождение Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия для восстановления космического порядка. Для индусов аватар – это, скажем, Рама, Кришна, всего их около десяти. Так вот, в фильме Кэмерона простой американский парень умудряется стать для племени на’ви настоящим аватаром. Он, как и положено, голубого цвета, и прямо с неба верхом на драконе спускается к народу во время всеобщей молитвы.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Торук Макто? 

 

Сама тема «Герой-избранник», «Посланник» интересовала Кэмерона всегда. Вспомним того же «Терминатора». Но здесь герой становится ещё если не божеством, то неким пророком, призванным спасти инопланетян от злых людей. Иными словами, герой фильма – супер-герой, но не для людей и даже не среди людей. И в этом, конечно, фильм любопытен.

Интересен «Аватар» и ломкой традиционных христианских мифологем. Ну вот возьмём хотя бы этого красного дракона. В христианской культуре дракон, да ещё и красный – это символ не просто разрушительной силы, но дыхания смерти – он упоминается в «Апокалипсисе». В общем, устойчивый образ самого дьявола. Недаром на иконах Георгия Победоносца святой пронзает копьём именно красного дракона. В фильме Кэмерона герой тоже становится своего рода святым для племени, но использует дракона в качестве эффективного помощника по разгону землян.

Вообще, в фильме жуткий дракон – это серьёзный культ. Когда он уже выполнил свою устрашающую миссию, судя по фильму, его желательно засушить до состояния скелета, а потом около него можно читать сентиментальные лекции по истории.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Прадед моего прадеда был Торук Макто, наездник последней тени.

– Это возможно?

– Торук выбрал его. Такое всего пять раз было со времён первых песен.

– Первых песен?

– Да. Торук Макто – великий. Он объединил кланы во время Великой скорби. Все на’ви знают эту историю.

 

В данном случае перед нами не тот дракон, на котором летал аватар – экскурсия проведена ещё до того, как Джейк повторил подвиг прапрадедушки принцессы и оседлал нового дракона, тем самым став новым пророком для племени, пробуждая расу для борьбы со всеми землянами, пытающимися захватить планету Пандора.

Причём, что говорит Кэмерон? Племя на’ви – это мы сами, наша светлая сторона души, а земляне, пытающиеся захватить планету, – соответственно, тоже мы сами, но тёмная сторона в нас самих. Но тут вопрос: почему же наша «светлая сторона» имеет так много общего даже не с кошками, а с чертями и бесами, какими их представляли наши предки или художники-мистики, рисуя картины ада? Ведь у них, как и положено тёмным духам, мощное, превосходящее человека тело, имеются длинные голые хвосты, без которых бес и не бес, клыки, заострённые уши и, наконец, очаровательные демонические глаза.

И самое забавное, что Кэмерон признаётся, что добивался, чтобы зритель проникся симпатией к ним настолько, чтобы захотелось остаться с ними навсегда, стать одним из них. Ну а почему нет? Ведь они добрые, религиозные и молитвы у них ритмично-заводные.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Hear us please, All Mother. Eywa, help her. Take this spirit into you… …and breathe her back to us. Let her walk among us… …us one of The People.

 

Магия и шаманизм в сочетании с поклонением богине Матери-природе – типичное дело для идеологии так называемого религиозного движения «Нью Эйдж». И, в общем-то, весь фильм надо смотреть не только через очки 3D, но и сквозь призму этого религиозного движения. Возникло оно ещё в семидесятых, когда христианская модель уже совсем не удовлетворяла духовные потребности западной элиты, но сами потребности остались. И, повернувшись на Восток, западные интеллектуалы образовали новое религиозное течение, впитавшее в себя самые различные духовные практики, в том числе и шаманизм.

Вообще, само название движения «Нью Эйдж» ориентировано на наступление новой астрономической эпохи, которое должно совершить грандиозный сдвиг в духовном сознании человека. И, в общем-то, фильм «Автар» в этом помогает. Причём, для движения «Нью Эйдж» очень важно возрождение первобытного архаичного единения с природой, пробуждение скрытых волновых свойств человеческой природы, в том числе, посредством психоделических практик.

Вот это всё шаманство отлично сочеталось с рейв-культурой. И неслучайно одного из идеологов религиозного движения «Нью Эйдж» Теренса Маккену[4] назвала своим учителем английская группа The Shamen[5], то есть, шаман. Ну, судя по фильму «Аватар», имя Теренса Маккены и для Кэмерона не пустой звук. Ну вот, скажем, именно Маккена актуализировал внутри движения «Нью Эйдж» такую оккультную духовную практику как шаманизм. Назвал это он «Ченели», то есть от слова channel – «канал», в общем, общение с духами умерших по информационным каналам.

И в фильме Кэмерона эта идея воплощена трогательно и зрелищно. Информационные каналы наглядны, светятся и к ним можно подключаться прямо как в розетку, через нервные окончания.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Мы зовём это Утрая Мокры – Дерево Голосов. Голосов наших предков.

– Я их слышу.

– Они живут, Джейк. Внутри Эйва.

 

Кроме того, в этом мистическом подключении к священному для всего племени дереву Эйва, подключении через нервные окончания, идущие из мозга дикарей по косичке, невольно просматриваются современные научные разработки по подключению уже мозговых структур человека к различным информационным сетям. И ведь дерево Эйва в фильме так и названо – центром глобальной информационной сети.

Причём, всё племя на’ви испытывает просто жизненную потребность и необходимость в таком нейрофизиологическом подключении к этому священному дереву. Ну а если учесть, что Кэмерон всё племя на’ви ставит нам в пример, то не исключено, что когда-нибудь и человеческий мозг придётся тоже подключать к какому-нибудь дереву Эйва.

Вообще, сам принцип подсоединения к различным информационным каналам, как я уже говорил, пронзает весь фильм. И стои́т за ним, вроде бы, благая цель – максимальное единение с природой, полный контакт. Причём, этот контакт имеет явно религиозную окраску. Да и сама природа виртуальная в фильме ставится в ранг религии – так называемый пантеизм. Одним словом, «Аватар» любопытен именно популяризацией религиозных идей, но противоположных христианской традиции.

Потому и молитва главного героя, отрёкшегося от всей Земли и всего человеческого рода, молитва, опять же, через это нейрофизиологическое подключение к дереву Эйва, обращена не к Богу-отцу, а к его творению – природе, которая воспринимается как богиня-мать. И, кстати, именно с этим обожествлением природы связана в фильме вся экологическая обеспокоенность.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Я хочу тебя предупредить. Если Грэйс с тобой, загляни в её память, и ты увидишь наш мир. Там нет зелени. Они убили свою мать. И здесь сделают то же самое. Небесных людей станет всё больше. Они будут прибывать как нескончаемый дождь. Если мы их не остановим. Послушай. Ты ведь для чего-то меня выбрало. Я пойду до конца. Ты же знаешь. Мне бы только немножко помочь.

 

Как видим, нетронутый райский мир планеты Пандора противопоставлен планете Земля. Которая выступает в фильме своего рода адом. Подтверждением тому само название базы землян на райской планете – «Врата ада». Да и все движения главного героя от состояния опустошённого калеки к божественно-инопланетному – это символическое перемещение из ада в рай.

Вот вспомним начало фильма. Сперва инопланетный облик должен принять брат главного героя, близнец, но его убивают в самом начале фильма – мы только и увидели его, что в целлофановом пакете, в каком-то картонном гробу – и это лишний раз намекает на предстоящий переход главного героя в мир иной. Теперь уже Джейк должен отправиться на райскую планету, так как, являясь близнецом убитого, он генетически соответствует телу аватара, созданному генными инженерами. И происходит всё посредством погружения героя в анабиозное состояние в специальной капсуле, которая по-английски называется coffin, что как раз значит «гроб».

При этом, напомню, что база землян на райской планете называется «Врата ада». То есть, через эти врата герой и переходит из ада в созданный режиссёром виртуальный рай, где навсегда и остаётся. Причём, будучи на Земле калекой, на планете Пандора герой обретает новое тело – происходит реинкарнация, второе рождение.

То есть, по сути, перед нами, что ли, постмодернистский индуизм – герой освобождается от немощного тела, обретает новую карму, да ещё и становится для местного племени неким воплощением Бога, аватаром. Что, собственно, и обозначает это термин в индуизме.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.).

 

Открытые глаза – одна из главных тем фильма. Герой должен был духовно прозреть. Неслучайно и племя на’ви приветствует друг друга словами: «я тебя вижу». Ну и в результате и у героя, скажем так, открываются духовные очи. Причём, как это обычно описывается в различных религиях, с духовным пробуждением, прозрением, наступает физическое исцеление. У героя ведь были парализованы, атрофированы ноги. То есть, происходит прямо как в Евангелии исцеление расслабленного.

Вспомним, как герой – такой, какой он был ещё на Земле, до полной и безоговорочной реинкарнации – как младенец сидит на руках принцессы племени на’ви. То есть, которая, в общем-то, и открыла ему возможность стать пророком для всего племени. В общем, тут можно увидеть, усмотреть даже и богородичные мотивы, но, конечно, преломлённые очень уж смело.

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.).

 

– Я тебя вижу.

– И я тебя вижу.

 

Сам Кэмерон говорит, что видит в своём фильме фантастическую историю, но выходящую на мифологический, религиозный уровень. И, по сути, в рассказанной им истории о племени на’ви можно усмотреть ну что ли даже антиисторию грехопадения Адама и Евы. Да-да, не удивляйтесь. Ведь инопланетные дикари, которые, по словам режиссёра, это наша светлая часть души, то есть, до греха, так же, как и Адам и Ева, находятся в полном, мистическом родстве с природой. Центром их духовной жизни является священное дерево. Но они, в отличие от наших прародителей, не поддались на искушение злых сил – в данном случае, землян, которые, по словам режиссёра, это тёмная сторона нас самих.

То есть, племя на’ви не соблазнилось благами техногенной цивилизации и не дало, скажем так, подвинуть их священное дерево. Заставляющее вспомнить библейское Дерево познания добра и зла. Таким образом, Кэмерон предлагает как бы свою историю рая, где первородный грех не произошёл.

Но реальное человечество в фильме унижено. Оно, наверное, ещё никогда не было показано, с одной стороны, такое агрессивной, а с другой – безнадёжной силой. Кто истинный герой фильма? Тот, кто перестал быть человеком, навсегда приняв облик прекрасных жителей планеты Пандора, слегка напоминающих демонов. И они остались в раю. А земляне, пытавшиеся захватить нетронутый рай, действительно, как какие-то демоны, с позором этот рай покидают.

И вот именно такой причудливой мифологичностью, а не эффектом 3D, и любопытен новый фильм Кэмерона «Аватар».

 

Кадр из фильма «Аватар» (2009 г.)

 

Кадры из фильма «Аватар» (2009 г.):

 

– Земляне вернулись в свой умирающий мир. И только немногим разрешили остаться. Кончилось время великой скорби. Торук Макто был больше не нужен.

 

 

 

27 марта 2010

 

 

 

Источник записи видео: сайт одесского телеканала «АТВ» (atv.odessa.ua, прекратил свою работу в октябре 2014 г.).

 

 

 



 

[1] Джеймс Фрэнсис Кэмерон (англ. James Francis Cameron, род. 1954) – американо-канадский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Лидер по коммерческой успешности проектов в истории кино (прим. ред).

 

[2] Гуманоидная раса, населяющая планету Пандора в художественном фильме «Аватар» (прим. ред.).

 

[3] «Чужие» (англ. Aliens) – фантастический фильм режиссёра Джеймса Кэмерона 1986 г. Входит в качестве второй серии в тетралогию боевиков о Чужом (прим. ред.).

 

[4] Теренс Кемп Маккенна (англ. Terence Kemp McKenna) (1946–2000) – американский писатель, философ, этноботаник (прим. ред.).

 

[5] The Shamen – британская группа 1985–1999 гг., игравшая инди-рок, а затем эйсид-хаус и техно. Наиболее известные коммерчески успешные хиты – «Move Any Mountain» и «Ebeneezer Goode» (прим. ред.).

 

 

 

Джеймс Кэмерон. Аватар (художественный кинофильм на Blu-ray + DVD, подарочное издание)   Джеймс Кэмерон. Аватар (художественный кинофильм на Blu-ray (3), расширенное издание)   Джеймс Кэмерон. Аватар (художественный кинофильм на DVD (3), расширенное издание)

 

 

 

Джеймс Кэмерон. Аватар (художественный кинофильм на Blu-ray + DVD, подарочное издание)   Джеймс Кэмерон. Аватар (художественный кинофильм DVD, упрощенное издание)   Николь Питеса. Аватар Джеймса Кэмерона. В поисках На'ви. Издательство: АСТ, Астрель, 2012 г.

 

 

 

441 читатель получил ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.03 на 20.04.2024, 07:39 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

финансовый университет Москва . Актуальные букмекерские конторы для профессионалов для ставок на спорт . Сайт новостей: последние новости.
Поддержите «Новую Литературу»!