Форум журнала "Новая Литература"

02 Май 2024, 03:58:04
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: 1 [2] 3
16  Авторские разделы / Солнцев Игорь / Обсуждение: Критический обзор «Женская проза» : 26 Апрель 2009, 16:41:40
Солнцев Игорь. Критический обзор «Женская проза».

Людмила Улицкая. «Истории про зверей и людей». – М.: Эксмо, 2008 с.: ил.

 

Иногда бывает очень важно взглянуть внутрь себя. Взглянуть настолько глубоко, насколько это возможно. И увидеть там свою детскую душу, которая не потеряла способности верить в чудеса и замечать эти чудеса вокруг себя. В последнее время с книжных полок ринулись «властелины колец» и «гари поттеры» со своей готической культурой, в которой нет места живому человеку: лишь волшебникам, эльфам да гоблинам. Потом это всё дружно перекочевало на экраны телевизоров. Прямо, какое-то нашествие. Я бы это назвал очередной психической атакой на наши души. И что ещё страшнее, на души наших детей. Сейчас даже появился термин «готическое сообщество». В противовес всему этому в литературе должны появляться новые «незнайки, иванушки-дурачки и чудо-богатыри», иначе мы утонем в готическом болоте. Именно поэтому, я так порадовался выходу книжки Людмилы Улицкой. «Вот вам истории про Одинокую Мышь, высокообразованного Таракана, плаксивую кобылу Милу, талантливого жеребёнка Равкина, добродушного старика Кулебякина, несчастного Воробья, поменявшего своё имя, сороконожку Марию Семёновну с семьёй и некоторых других симпатичных героев», – пишет в предисловии автор. Вторая часть сборника – несколько рассказов под общим названием «Детство – 49», о послевоенных буднях и праздниках детей, переживших военную бурю и заново привыкающих к мирной жизни. Современным детям (да и взрослым), мне кажется, будет очень полезен этот опыт. Потому что, несмотря на другое время, другую обстановку, стиль и уровень жизни, дети решают всё те же проблемы: становление в коллективе, понимание собственного «я», взаимоотношения с родителями. В общем, настоятельно рекомендую!

17  Авторские разделы / Солнцев Игорь / Обсуждение: Критический обзор «Разночтения. Март'09.» : 13 Апрель 2009, 23:47:55
Солнцев Игорь. Критический обзор «Разночтения. Март'09.».

Оказывается, для того, чтобы написать обзор в «Новую литературу» не обязательно сидеть дома за ноутбуком или клавиатурой компьютера. Можно наслаждаться равномерным перестуком колёс поезда «Кисловодск-Киев» и, сидя в купе, читать то, что предложили поэтические редакторы нашего журнала своим читателям. Мартовская подборка получилась довольно объёмной и разношёрстной. Начну с авторов, которые представлены сразу несколькими циклами.

Не перестаю наслаждаться творчеством Михаила Вишнякова. В поэме «Даурский трилистник (венок судьбы)» он с пронзительной искренностью рассказывает о своей жизни, о родных и близких людях, о событиях в стране и в мире, которые затронули каждого. Интересен выбор формы стиха. Местами напоминает японские хокку по восприятию (хоть и не совпадает, конечно, по размеру). Такая же мелодичность, смысловая наполненность, щемящий лиризм. Цикл «Земляника поспела» – буйство есенинского духа. Точность образов смешивает времена и ты уже вместе с лиргероем переживаешь свою первую любовь, которая переходит в «ревность, одиночество и боль». И, не смотря на это,

Любви колокольчик звенящий
 На тоненькой струнке повис,
 Такой беззащитно-щемящий,
 Как раненный инеем лист.  

Все стихи этой подборки буквально пропитаны любовью и нежностью, самой сильной, на которую только способен мужчина. «Тропинка детства»стихи о малой родине, о природе родного края, об отце и, рано умершей, маме.

Нет на земле никакой непогодины.
 Нет на душе ни обид, ни грехов.
 Вечер на родине, память на родине.
 Сто лет до этих прощальных стихов.

18  Авторские разделы / Солнцев Игорь / Обсуждение: Критический обзор «Разночтения. Февраль ’09 (стихи).» : 19 Март 2009, 12:14:02
Солнцев Игорь. Критический обзор «Разночтения. Февраль ’09 (стихи).».

...С первых строк «Чёрного Коленкора» нас охватывает тревога: Евгения Красноярова с помощью образного ряда подпитывает эту неугасающую читательскую тревогу. Где-то в середине цикла понимаешь, что попал в перевёрнутый мир, который создан автором с помощью кусочков и обрывков мира реального. Ничего не придумано и не приукрашено. Правда. Только правда. И ничего, кроме правды. Вот откуда эта тревога. Мы ведь не привыкли жить так: без прикрас, без оправданий и «розовых очков». Если честно, то это, наверное, и невозможно. Жить в мире постоянной и абсолютной правды. Мы ещё не научились «жить просто и мудро». Может быть, единицы из нас… Тревожно-щемящие стихи, проникающие в микроскопические поры сознания. Вот что такое поэзия от Евгении Краснояровой...

19  Авторские разделы / Солнцев Игорь / Обсуждение: Критический обзор «Разночтения. Январь'09.» : 17 Февраль 2009, 22:18:31
Солнцев Игорь. Критический обзор «Разночтения. Январь'09.».

«Прощание». Ованес Азнаурян. От этого рассказа повеяло духом 20-х годов прошлого века, вспомнились герои произведений Ремарка. Когда грань между дружбой и любовью настолько тонка и призрачна, что ни сами герои, ни читатели не могут с уверенностью утверждать о чём-то определённо. Очень хорошо передана атмосфера того времени, вернее она перенесена в наши дни (мы встречаем упоминание об интернет-клубе, аппарате игрушек «Хватай-ка»). Единственное, что напрягает – опечатки в тексте. Я всё-таки склонен считать, что перед тем как отсылать произведение в журнал автор просто обязан отредактировать текст. Многие уже не воспринимают ошибки и опечатки, как что-то ненормальное, а жаль. Это ведь не sms-переписка и не болтовня по «аське». Нас читают сотни людей. Надо об этом помнить господа-товарищи авторы…

20  Авторские разделы / Солнцев Игорь / Обсуждение: Критическая статья «В гостях у сказки» : 05 Февраль 2009, 01:13:05
Солнцев Игорь. Критическая статья «В гостях у сказки».

…Теперь, что касается, собственно, текста. Начало не впечатлило. Более того, оно явно проигрывает по технике остальным частям сказки. Как будто автору не хватает словарного запаса вначале. Запинка на запинке. Натянутости и абсолютно лишние слова, вставленные лишь для рифмы. Зачин у сказки не проработан. И, положа руку на сердце, можно было бы и с рифмой поаккуратнее местами обходиться: уж больно небрежно и неказисто некоторые из них выглядят (сады-красоты, росло-добро, меня-зазря, сынок-острог, врага-велика, чёрт-клюёт и т.д.) Можно, конечно, отмахнуться и сказать, что стилистика народной сказки не подразумевает точной рифмы в принципе. Но стоит ли? Раз уж автор почувствовал в себе силы для написания такого произведения, то над рифмами поработать сам Бог велел. Ведь это единственное авторское «Я»…

21  Авторские разделы / Солнцев Игорь / Обсуждение: Критический обзор «Модное мини или Пространство миниатюры» : 25 Январь 2009, 14:12:37
Здравствуйте,Анастасия.
Я, конечно же, читал Ваш обзор о миниатюре. Первый раз, когда он был на главной странице, а второй - непосредственно, когда работал над своей статьёй. Чтобы в обзорах было поменьше общих мест и одинаковых мыслей, чтобы не повторяться для наших читателей и ещё просто потому, что он мне понравился! Спасибо за поддержку!
С уважением,
22  Авторские разделы / Солнцев Игорь / Обсуждение: Критический обзор «Модное мини или Пространство миниатюры» : 25 Январь 2009, 00:52:06
Солнцев Игорь. Критический обзор «Модное мини или Пространство миниатюры».

На страницах «Новой литературы» более ста образцов произведений в жанре миниатюры. Есть просто изумительные и тончайшие вещи, филигранно написанные нашими авторами. Есть вещи, относящиеся авторами к миниатюре только лишь по своим размерам (хотя, не всё то, что мало, нужно называть миниатюрой). Наверняка, кто-то захочет со мной поспорить. Потому что признаки данного жанра, именно как литературного, в словарях обозначены не столь тщательно и конкретно, как они прописаны для жанра миниатюры в изобразительном искусстве. В данном случае приходится более опираться на свою интуицию и вкус, нежели на энциклопедии да словари. Я всегда придерживался той точки зрения, что, чем меньше произведение (будь то картина, стих или короткометражный фильм), тем труднее приходится автору. Нужно ведь в максимально сжатой форме донести до других то главное, что ты хотел сказать, «влюбить» в своё короткоштанное детище читателей, зрителей, слушателей и критиков. Задача под силу лишь по-истинному талантливым творцам. Не зря ведь сказано: «Краткость – сестра таланта». Та самая обманчивая и заманчивая краткость, на удочку которой и попадаются многие. Здесь рецепт «раз, два и готово» совершенно неуместен. Нужно продумывать каждое слово, выверять каждую букву, проверять каждую мысль: «Подходит ли? Не выглядит ли здесь неуместным инородным телом?» Иначе нельзя. Не поверят, даже прочитав (за счёт формата миниатюры пользуются неплохой популярностью у читателей), не оценят или пройдут мимо, совсем не заметив.

Я, естественно, прочитал не всё из имеющегося в нашем журнале, что отнесено авторами и редакторами к миниатюре. Где-то треть. Выбирал либо по приглянувшемуся интересному названию, либо, если у автора представлено несколько миниатюр, просто наугад две-три из них...

23  Авторские разделы / Солнцев Игорь / Обсуждение: Рецензия «Одиночество. Три взгляда.» : 15 Январь 2009, 20:27:48
Солнцев Игорь. Рецензия «Одиночество. Три взгляда.».

…Совсем другого рода одиночеством окружила себя старуха из рассказа «Соляной столп». Одиночеством полным и бесконечным (оно заканчивается только с последним её вздохом). Одиночество это иногда скрашивают соседка, которая, «постояв немного рядом и поговорив ни о чем» заходит в подъезд с полными пакетами продуктов, да кошка «с поднятым вопросительным знаком хвостом». «Внук умер... Уже месяц... Старший внук... Жил отдельно. Невестка уже пять лет, как умерла, а сын как уехал в Москву, так и не приезжает, звонит иногда. Редко. Как он там? Что ест? Жил бы с ней внук, может, был бы живой. Просил жить у нее. Три комнаты. Было где жить. С другом хотел жить вместе. Не разрешила». Этот приговор она подписала себе сама. Каждый – кузнец своего счастья. Или своего одиночества… Когда каждый телефонный звонок, как пропуск в прошлое… Когда признаком будущего является только мешки с солью. «Они стояли давно, поэтому соль в них спрессовалась и образовала монолит. Но каждый раз по возможности старуха накладывала еще новые пачки. Соль в хозяйстве всегда нужна – не пропадет». Когда в воспоминаниях – лишь умершая в одиночестве тётка (мать шестерых детей) и мать самой старухи, умирающая и молящая о помощи, но так и не дождавшаяся её от своей дочери. Теперь это страшное одиночество настигло и её. Справедливо это или нет? Решать не нам…

24  Авторские разделы / Солнцев Игорь / Обсуждение: Критический обзор «Стихи, прочитанные в ноябре в журнале "Новая Литература"-2» : 24 Декабрь 2008, 17:01:00
Солнцев Игорь. Критический обзор «Стихи, прочитанные в ноябре в журнале "Новая Литература"-2».

…Поначалу, как только увидел три небольших части произведения Михаила Вишнякова «Мерзлые ангелы», подумалось: «Ну, какая же это поэма? Коротковата будет…» Но ошибся, ох как ошибся. Потому что каждая строчка наполнена такой болью, в каждой букве зашифровано столько памяти, что становится трудно дышать.

…Возле печурок угарных
 ангелы стали попарно,
 мерзлые крылья хрустят.
 Лица белеют от хлада,
 вынести душу из ада –
 это же ангельский труд…

Хочется под тяжестью этой ноши остановиться, перевести дух и задуматься.

…Нет, не сходили с ума,
 люди все стерпят, поверьте.
 Лагерь – не просто тюрьма –
 противоборство со смертью…

А потом идти дальше: шаг за шагом, строчка за строчкой, до конца, туда, где

…Дождь не замыл, не зароют бульдозеры
 это костями забитое озеро.

Жаль, только редко сюда залетает
 плачущих ангелов белая стая...

Действительно, жаль. Надо бы, чтобы почаще в такие вот далёкие закутки наведывались не только ангелы, но и помыслы человеческие, светлые и незапятнанные чёрной злобой и ненавистью к ближнему…

25  Авторские разделы / Солнцев Игорь / Обсуждение: Критическая статья «Под грохот вкрадчивых колес...» : 17 Сентябрь 2008, 01:24:51
Солнцев Игорь. Критическая статья «Под грохот вкрадчивых колес...».

...Михаил Рахунов. Этюды о России.

Первый стих смаковал несколько раз. Потому что понравилось, потому что осталось приятное послевкусие, ощущение реальной картинки, в которую хочется вселиться и жить там, и кружиться вместе со снежинками «раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три».

В следующем стихотворении «жить» не захотелось. Сначала подумал, что попал в лес, в гости к пауку. Оказалось – нет, скорее всего, на дачу. К курящему человеку. Да ещё и машины рядом. Последнее четверостишие пришлось по душе. Люблю, когда во взрослом человеке просыпается ребёнок. А для поэта, считаю, этот момент просто необходимым.

Прежде чем написать что-то о третьем стихе, пришлось поискать первоисточник, а именно, картину Э. К. Берн-Джонса "Ангел, играющий на флейте". Зная по себе, что первое впечатление не всегда является правильным на сто процентов, я возвращался к картине несколько раз. И каждый раз снова перечитывал стих. Пока не ощутил полное совпадение своего восприятия и того, что видел на мониторе, а именно, строчек Михаила Рахунова и полотна Берн-Джонса...

26  Авторские разделы / Алифанова Ника / Re: Обсуждение: Сборник стихотворений «Время оконных зайчиков» : 11 Январь 2008, 12:13:12
Здравствуйте,Катя.
Рад приветствовать Вас на страницах "Новой литературы" Подмигивающий
С превеликим удоволствием прочитал подборку Ваших стихов: встретил и знакомые тексты, и что-то для себя новое. Получил наслаждение от постоянного ощущения со-причастности  и со-прикосновения с таинством под названием "поэзия".
Спасибо!
С уважением,
27  Авторские разделы / Коноплев Виктор / Re: Обсуждение: Сборник стихотворений «В гостях у Белобога» : 10 Январь 2008, 11:22:49
Здравствуйте, Виктор.
Каждое из Ваших стихотворений, представленых в этой подборке, по отдельности мне понравилось. Даже о собачке Надежды Коган, потому что неплохо само по себе, как ситуационная зарисовка  Улыбающийся
Оригинальные незамыленные образы, иногда на грани (но всё же неплохие) рифмы, владение слогом - всё это чувствуется.
Отдельно хочется сказать о славянской мифологии, так удачно-компактно представленной в Вашем последнем стихотворении. Я знаю красноярского поэта, Эльдара Ахадова, он очень скурпулёзно и ответственно подошёл к этой теме и написал целый цикл о славянских богах и мифологических существах. Если интересно, поищите в Интернете его стихи (могу помочь с ним связаться).
Но... это касается каждого стиха в отдельности... А почему они собраны в один сборник, я так и не понял?
С уважением,
28  Авторские разделы / Солнцев Игорь / Re: Обсуждение: Сборник стихотворений «С осенью в сердце...» : 09 Январь 2008, 12:48:52
Здравствуйте, Дима!
Спасибо за внимание к моим скромным трудам Улыбающийся
Этот сборник специально так выстроен, каждому стихотворению я пытался найти "своё" место. В этом мне помогла ставропольская поэтесса Елена Гончарова, мы с ней долго решали и переставляли стихи, чтобы добиться наилучшего восприятия.
"Романс о любви" уже звучит в трёх вариантах (это только те, о которых я знаю) в России и в Украине  Веселый Но если есть желание написать ещё одну песню - я не против. Хотя, если Вас "зацепило" не только это стихо, попросил бы Вас, Дима, обратить свой взор на что-то другое.
"То, что меня волнует..." Мысль про строки мне кажется логичной, я могу описать в стихах далеко не всё, о чём думаю, следовательно, строки моих стихов иногда не достают до глубин некоторых мыслей (моих и чужих). О "танце эха": это звуковые волны, которые распространяются в пространстве, а значит, к ним применим глагол "танцует" (на мой взгляд).
"Лето" очень старый стих, я его уже и доделывал, и переделывал, так что не исключена ещё одна его редакция  Подмигивающий
По-поводу неперенесённой строки сейчас посмотрю, спасибо за внимательность.
В "Засаде" названия нот уже писались через дефис, но читатели говорили, что это сбивает с ритма, поэтому я убрал  Непонимающий
О "Намолены слова..." мне тяжело судить сажает или не сажает впечатление. Я хотел закончить сборник стихом о поэзии, о таинстве стихотворчества и, поэтому, выбрал его.
Спасибо за то, что не прошли мимо, за столь внимательное прочтение и высказывание своих мыслей и впечатлений. Я всегда очень радуюсь таким письмам и откликам  Веселый
С уважением,
29  Авторские разделы / Солнцев Игорь / Обсуждение: Сборник стихотворений «С осенью в сердце...» : 27 Декабрь 2007, 13:31:57
Солнцев Игорь. Сборник стихотворений «С осенью в сердце...».

с осенью в сердце живу-существую…

 

осень течёт в моих выстылых венах,

листьями-каплями на мостовую

падает...

клянчит на грязных аренах

слёз жемчуга у несчастных прохожих

(родом из детства, но в детство невхожих),

смотрит глазницами луж в поднебесье,

молится ветру, дождю и туману...

 

осень из мёртвого сердца достану,

выброшу, к чёрту, угрюмую бестию

в снег, что случился под утро сегодня...

 

и по снежинкам взойду, как по сходням,

в зимнее небо...

30  Авторские разделы / Ребане Хелью / Re: Обсуждение: Рассказ «Аристарх и ручная бабочка» : 21 Декабрь 2007, 11:58:51
Здравствуйте, Хелью.
Я читал этот рассказ в Вашей одноимённой книге, которую получил на Четвёртом литературном воскресеньи. Ехал в поезде из Москвы в Ставрополь и читал Вашу книгу. Прочёл практически на одном дыхании. Органичное соединение современности и будущего в Ваших рассказах напомнили мне истории англичанина Роберта Шекли. Его книга - одна из немногих, относящихся к жанру фантастики, которые я прочёл в своей жизни с интересом. Ваша - в этом же ряду  Улыбающийся
С уважением,
Страниц: 1 [2] 3

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!