Форум журнала "Новая Литература"

28 Апрель 2024, 01:33:33
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: 1 2 [3]
31  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Re: Обсуждение: Критическая статья «Анатомия презрения. Размышление о бестселлере» : 03 Июнь 2014, 00:09:40
Федор, спасибо за Ваше слово поддержки.

Я только немного поправлю Вас: Запад хитер, но перехитрит он нас не вечно.

Да, конечно, на истории нашей страны было много провальных периодов, связанных именно с тем, что враг оказывался ловчей. Но, едва ли стоит трудиться доказывать, что бывали и славные времена, когда мы врагу показывали куськину мать, а всему остальному миру – пример стойкости и воли к победе. 

В этой связи мне вспоминается кульминация фильма «Брат-2». Вы, конечно, помните эту сцену – когда наш герой Данила Багров (Сережа Бодров) говорит: «Ну вот ты, американец, обманул кого-то, денег нажил. И что? Ты стал сильнее?.. Нет… Я думаю, сила – в правде».

Разумеется, фильм этот – сказочный, фарсовый, постмодернистский, метафиктивный, но при всём при том – глубинно правдив. Сила – в правде...

И еще я хочу уточнить, что Запад – это обобщенный образ врага. Не надо с ним отождествлять конкретную страну, культуру, народ. Я с огромной любовью и пиететом внимаю великим писателям Америки или Европы – а равно и Азии, и ярких континентов южного полушария.
Образ врага возникает тогда, когда отдельные силы начинают вести себя так, что объективно становятся мне враждебны. И тут уж, извините, не обижайтесь: на войне как на войне. Кто к нам с мечом придет, тот…

Одним словом, сила – в правде.
32  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Re: Обсуждение: Критическая статья «Анатомия презрения. Размышление о бестселлере» : 02 Июнь 2014, 00:48:57
РОТ ФРОНТ!
33  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Re: Обсуждение: Критическая статья «Анатомия презрения. Размышление о бестселлере» : 30 Май 2014, 01:23:41
Действительно, Ваши ссылки весьма содержательны. Особенно интересна работа Александра Тарасова. Она помогает более трезво осмыслить феномен терроризма, заглянуть по ту сторону навешиваемых ярлыков.

Предлагаю всё же не развивать разговор в этом рискованном направлении, а то, не ровен час, нас объявят "симпатизантами". Ограничимся более мягким регистром - литературным. Наш способ воздействия на действительность - текст. Наш инструмент - слово. Но когда нужно, этот инструмент должен стать и оружием.

В самом деле, мы заигрались в политкорректность, в толерантность и проч. Казалось бы: ну что нам за дело до каких-то жалких "оттенков серого"? Пусть себе продаются. 

А между тем это - война. На уничтожение. Нашей культуры.

Каждый порядочный литератор в этой войне просто обязан сказать свое слово. И слово должно быть разящим настолько, насколько это потребуется.

Мы, конечно, не обладаем тем ресурсом финансово-рекламной поддержки, который есть у крупных издательств или у предприятий СМИ. Но у нас есть интернет. Есть ссылки. Есть гипертекст. В наших силах рассказывать миру о произведениях достойных, медленно, но верно привлекая к ним читательское внимание. В наших же силах и говорить правду о продукции выдающейся мерзости, и травить эту мерзость, как поганую саранчу.
34  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Re: Обсуждение: Критическая статья «Анатомия презрения. Размышление о бестселлере» : 29 Май 2014, 01:33:28
Лачин, спасибо Вам за упоминание об Ульрике Майнхоф. Это имя мне было знакомо (в сочетании с ярлыком «террористка»), но почитать о ней всё как-то был недосуг. Вы поспособствовали.

Интересная личность. Читателю данного обсуждения даю ссылку о ней в «Википедии»:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%E9%ED%F5%EE%F4,_%D3%EB%FC%F0%E8%EA%E0

А статья «Танец Гитлера» мне прекрасно известна. Хотя Федор Избушкин и оспаривает многие пункты, лично мне близка позиция Яны Кадовой. Опять же, пусть судит читатель. Даю ссылку. Ссылки вообще - полезная вещь:
http://newlit.ru/~kandova/5116.html

Ну и заодно уж, в свете поднятой мною проблемы экспансии, под которой я подразумеваю, прежде всего, манипулирование сознанием масс, даю еще одну ссылку на опубликованной здесь же, в Н.Л.,  произведение: «Скорпионья сага», "Самка скорпиона", глава «Статистика».
Прочтите эту главу. Обратите внимание на доклад шефа ЦРУ Алена Даллеса, который очень многое объясняет в нынешнем состоянии постсоветской культуры. Возможно, когда-нибудь вы найдете время прочитать и весь этот многослойный роман, но для начала - поразмыслите над «Статистикой»:
http://newlit.ru/~belisov/5038-32.html

Все эти ссылки свидетельствуют о людях, которые боролись и борются, и всегда будут бороться с тем, с чем смириться – значит поджать хвост.

Нет, я не оправдываю терроризм. Более того, я терроризм осуждаю. Я вообще – за мирное сосуществование всех и вся. Но только до той поры, пока не становится очевидным скрытый террор закулисных манипуляторов.
35  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Re: Обсуждение: Критическая статья «Анатомия презрения. Размышление о бестселлере» : 28 Май 2014, 00:10:27
К сожалению, Лачин, это не анекдот, а тщательно спланированная экспансия.

Если говорить в терминах не литературы, а бизнеса, то "Эксмо", будучи самым   крупным российским издательством, в этой экспансии является "ключевым заказчиком" на соответствующей территории.

Если же говорить в терминах Холодной Войны (которая с развалом СССР "закончилась" только для дураков), то разложение нашей культуры, насаждение разврата и разрушение нравственных ценностей - одно из стратегических направлений проамериканского Запада в деле последовательного уничтожения того, что осталось от некогда великой державы. И самое крупное издательство в этой стратегии вполне может быть "агентом влияния".

Таким образом, "оттенки серого" - это не просто глупость и мерзость, но легко усвояемый дебилизованной частью читателей яд. Домохозяек за сорок он уже не отравит. А вот юным девицам очень даже может изувечить судьбу.

Наша задача - противостоять этой экспансии жестко и беспощадно.

(Как завещал в свое время Великий и Ужасный ВВ - и в этом аспекте он прав - если доведется, то, не дрогнув, "мочить в сортире")  Крутой
36  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Re: Обсуждение: Рецензия «Двусмысленность двойственности» : 27 Май 2014, 23:47:03
Да, Лачин, та война не окончена. А победа всегда будет - за правдой.
37  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Re: Обсуждение: Рецензия на книгу «И снова доктор против Мефистофеля: кто – кого?» : 27 Май 2014, 23:41:13
Отслеживая судьбу Игоря Белисова после выхода в свет его "Хохота", спустя несколько лет, вспоминаю фразу из "Убить Дракона" Евгения Шварца: "Зима будет долгой"...

Главное в этой "зиме" - не отчаиваться. "Весна" неизбежна. Мертвое отомрет, но живое обязательно даст свой росток.
38  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Обсуждение: Критическая статья «Анатомия презрения. Размышление о бестселлере» : 27 Май 2014, 15:05:17
Залоцкая Надежда. Критическая статья «Анатомия презрения. Размышление о бестселлере».

Бестселлер – это издательский продукт, достигающий рейтинга «лучших продаж». Таков и дословный перевод, и главное содержание этого феномена. Порой в эту категорию попадают книги высоких эстетических или этических свойств. Но исключительно редко. В подавляющем большинстве случаев бестселлер – это массовый ширпотреб весьма усреднённого уровня.

Пожалуй, не стоило бы ещё раз заводить разговор о конфликте между культурой высокой и масскультурой, разговор хронический, беспросветный, усталый, давно всем набивший оскомину, если бы не одно «но»: в современном культурном поле бестселлер не просто теснит всю другую литературу, но становится тотальным монополистом читательского внимания.

Поводом к данному дискурсу – дискурсу назревшему, наболевшему – послужил роман, написанный и изданный в 2011 году (обратите внимание на скорость письма и отсутствие зазора между написанием и изданием), выстреливший бестселлером в Великобритании и США, проданный в 37 странах мира в количестве 30 млн. копий, по скорости продаж обогнавший серию о Гарри Потере и вампирскую сагу «Сумерки», и в 2012 году хлынувший на просторы России с подачи флагмана отечественного книгоиздания – «Эксмо».

Речь идет о романе британской писательницы Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого»...

39  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Обсуждение: Рецензия «Двусмысленность двойственности» : 10 Февраль 2014, 13:03:21
Залоцкая Надежда. Рецензия «Двусмысленность двойственности».

...На фоне мелких неприятных клише, клише покрупнее уже не обескураживают. Не обескураживают, а напротив – покуражиться приглашают. Каждая из сюжетных перипетий – не что иное, как историческое клише, с которыми у постсоветского гражданина сегодня ассоциируется далёкая та война. Фашисты и красноармейцы, партизаны и уголовники, местечковое еврейство и вшивая, понимаешь, интеллигенция; наконец, во все времена неизменная флегма рассейской (почему бы и не западнобелорусской?) глубинки – всё привлечено для обобщающей сверхзадачи – вывернуть наизнанку и подвергнуть жёсткому стёбу.

Да, конечно, сейчас это модно. Да и вообще, в эпоху постмодернизма низвержение ценностей, девальвация символов, профанация культурных святынь (если не осквернение) – это уже как бы хороший тон, признак посвящённости в тренд, знак ментальной изящности, художественного изыска и морально-нравственного, весёлого и безоблачного, раскрепощения.

В самом деле, почему бы не покуражиться? Достала уже вся эта патетика, это восславление павших, этот, навязший в зубах, беспримерный подвиг советских людей. Почему бы не перестебать, к примеру, Гастелло, якобы устремившего огненный самолёт в гущу врага? Или – гулаговский комплекс вины защитников Родины, тотально запуганных гнётом НКВД? Или – дремучую самодостаточность белорусов (из которых погиб, между прочим, каждый четвертый), которые довели дружелюбно настроенных оккупантов, несущих свободу с культурой, до раздражённого карательного озверения? Или – чего уж там – стратегическую операцию, призванную совершить в войне коренной перелом, изобразив это дело таким смехотворным, бурлескным манером, что главный прорыв на Западном фронте оказывается лишь комичной случайностью вследствие перекрестия в одном месте самых разных, случайных, нелепых, дебильных причин?

Нет, я-т что? Я-т ничего. Я-т переварю и оценю юмористику автора. Вот только боюсь, что у значительной части нашего юного поколения по прочтении подобного рода интерпретации может сформироваться подсознательное убеждение: именно так в той войне оно всё и было...

40  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Обсуждение: Рецензия на книгу «Осознание. Лидия Чуковская. "Софья Петровна. Повести, стихотворения"» : 19 Июнь 2013, 15:03:35
Залоцкая Надежда. Рецензия на книгу «Осознание. Лидия Чуковская. "Софья Петровна. Повести, стихотворения"».

...Эта книга попала ко мне весьма неожиданно – по прочтении и рекомендации моей доброй знакомой. Неожиданность заключалась не в том, что прочитав книгу, мы пускаем её по рукам, а в том, что до сего дня имя «Л. К. Чуковская» мне было неведомо.

В моей памяти мгновенно всплыло из детства: «Корней Чуковский». Знакомая подтвердила догадку: да, Лидия Чуковская – дочь того самого. Далее мне были поведаны драматические подробности издания «Софьи Петровны», которые сами по себе стимулировали интерес к её автору, да плюс ещё восторженная оценка прочитанного моей доброй знакомой. Не заинтриговаться и не захотеть у меня не было шанса.

Скромный томик, карманного формата, в твёрдой обложке. Бледно-серый фон, крохотное чёрно-белое фото. Оранжевый ярлычок с именем и названием. Повести, стихотворения. Всё. Для человека интеллигентного – приятное оформление, деликатный намёк на явную непопсóвость.

По мере прочтения впечатления развивались у меня так: от начальной симпатии, внушённой рекомендацией, – к некоторому унынию при встрече с давно знакомой коллизией, – к обнаружению в этой самой, давно знакомой, коллизии неожиданных ракурсов, планов и глубины, – и наконец, к неуклонному, очень медленному, но могучему вызреванию, воспалению хмурых мыслей и чувств, доходящих в финале, безо всякого ложного пафоса, до просветляющей душу разрядки в катарсис...

41  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Обсуждение: Рецензия на книгу «Страсти по Дракону. Рецензия на роман Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ»» : 28 Август 2012, 16:18:47
Залоцкая Надежда. Рецензия на книгу «Страсти по Дракону. Рецензия на роман Павла Крусанова «Ворон белый. История живых существ»».

Роман выпущен издательством «Эксмо» в 2012 году по оригинал-макету санкт-петербургского «ИД «Домино». Кратко формулировать его содержание – некорректно. Если обобщённо, это роман-аллегория. При попытке уложить данную аллегорию в узнаваемый образ некой условной фабулы, у меня получается приблизительно так: Семеро Смелых, чья геройская миссия – Убить Дракона.

 

На обложке изображён, очевидно, тот самый ворон, что заявлен в названии книги. Он сидит на кряжистой ветви дуба, нависающей над тропинкой дремучего леса. Перспектива уходит в туман. Вдоль тропинки натыканы колья, увенчанные человеческими черепами. Сказочно. Мрачно. Вкупе с подзаголовком – «История живых существ», – плюс неброский ярлык – «русский интеллектуальный бестселлер»,– оформление книги настраивает на вдумчивый лад с явным привкусом гарантированных неприятностей.

Первая ассоциация, вызванная названием, повлекла меня, прежде всего, в сторону «белой вороны» – идиоматического выражения, которым принято нарекать человека, резко отличающегося от всех остальных, отщепенца, изгоя. С другой стороны, инверсивная формула «ворон белый» больше похожа на обозначение биологического вида. Ворон символизирует долголетие, мудрость. Чёрный ворон – кружение смерти. Неоднозначность будоражит, драматизирует мысль. С самого начала автор не обещает простого прочтения. Лично моё восприятие усложнилось ещё и тем, что мне припомнился талантливый польский писатель Анджей Стасюк с почти одноимённым романом «Белый ворон», вышедшим в Польше в 1995 году и дошедшем до нас, русскоязычных, в 2003-м. Кроме того, у Валентина Пикуля, у Юлии Шиловой, у Ольги Никитиной и у Аллы Иошпе имеются книги с «Белой вороной» в названии. И это – лишь то, что обнаружено мной на «Озоне». Довольно востребованное, надо заметить, пернатое. Не впадая в занудство, что-де «ворона» и «ворон» – разные вещи, приходится констатировать широкое представительство этой птицы в современной литературе.

Так что же это у Павла Крусанова: неосведомлённость? беспечность? Что-то не верится... А может быть, выбор такого названия – осознанный вызов? конфликт?

Интрига – лучшая презентация...

42  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Обсуждение: Рецензия на книгу «Монология бессмертия» : 06 Ноябрь 2011, 12:30:46
Залоцкая Надежда. Рецензия на книгу «Монология бессмертия».

Рецензия на роман Михаила Шишкина «Письмовник»

 

...«Письмовник» до меня дошёл, можно сказать, случайно – попался на глаза в одно из посещений книжного магазина. Неброская обложка в пастельных, матовых тонах приятно выделялась из окрестной пестроты, как выделяется, бывает, благородный гриб средь глянца сыроежек, артистизма мухоморов и обаяния поганок. Изобразительная тема на обложке – две высохших головки полевых соцветий поверх листа состарившегося письма. Название романа – стилизация под рукописную строку. Сразу понятно: да, это тот самый Шишкин – эстет, лингвист, филолог, каллиграфический буквоед. 

Кто Шишкина читал, тот знает: это литератор в наиболее художественном, живописном смысле. Ткань его прозы столь образна и пластична, что непременно доставляет изысканное наслаждение. В сравнении с этим качеством, тема повести не принципиальна, ну а сюжет и вовсе – технологическая неизбежность вроде прошивки и проклейки переплёта книги; охотников до сюжетов я сразу отсылаю к массовым бестселлерам. Иначе говоря, если вы цените художественный текст, берите Шишкина вслепую, в любом сюжетном воплощении. Что, собственно, и было мною сделано без «взвешивания» аннотации и без «прощупывания» случайной выборки страниц.

Душевный отклик от произведения во многом зависит от настроя. Если вы настроились на определённого художника – не разочаруетесь. Если на конкретного музыканта – получите удовольствие. Так у меня вышло и в данном случае, с Шишкиным. Каждое слово – на своём точном месте. Каждый фрагмент – гармоничная завершённость. Каждое изображение – сочный кусок из жизни. Каждый образ – метафора. Каждая мысль – глубина. По большей      части я просто плыву по течению прозы, отдыхая да изумляясь диковинным переливам. Иной раз, какой-нибудь омут заставляет напрячься. А иногда – поворот, и я цепенею от ужаса и восторга...

43  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Обсуждение: Рецензия на книгу «Одинокий танец художника» : 20 Апрель 2011, 13:34:13
Залоцкая Надежда. Рецензия на книгу «Одинокий танец художника».

Рецензия на роман Дины Рубиной «Синдром Петрушки»

 

...Как известно, судьба начинается с детства, театр – с вешалки... ну а книга – с обложки. Именно обложка меня привлекла. Жутковато-улыбчивая фигурка паяца с безвольно болтающимися ручками и ножками что-то во мне всколыхнула, встревожила, напугала, обезволила, зацепила – и магически притянула. Даже подумалось, – зная художническое бытие писательницы, – не сама ли Дина Ильинична явила миру собственное полотно? Впрочем, не суть. Главное, обложка гипнотизировала, безмолвно приказывала: купи, это – твое.

Жалеть не пришлось. Целевой читатель в моем лице пронзен случайной стрелой в яблочко. Правы циничные маркетологи: 80% бизнеса делается на эмоциях. Ну а уж в сфере искусств, в том числе, в литературе – подавно. Браво художнику обложки! И это не ерничанье, а признательность необманутого ожидания: атмосфера повествования абсолютно соответствует визуальному посылу.

Роман завораживает карнавальностью, эмоциональной живостью и, одновременно, потусторонностью – словом, кукольностью. Такое чувство, будто все персонажи ходят, покачиваясь, по тонкой ширме между жизнью и смертью. Если вам такая зыбкость не по нутру, лучше почитайте что-нибудь попроще да понадежней. Потому что сюжет в этой истории вторичен, его развлекательная составляющая условна, нравственность переливчата, мораль вообще отсутствует, а настоящее сердце книги откроется лишь перед теми, кто умеет из воздуха делать воду, из воды – кровь, а из крови – плоть...

44  Авторские разделы / Залоцкая Надежда / Обсуждение: Рецензия на книгу «И снова доктор против Мефистофеля: кто – кого?» : 04 Декабрь 2010, 18:56:10
Залоцкая Надежда. Рецензия на книгу «И снова доктор против Мефистофеля: кто – кого?».

Рецензия на роман Игоря Белисова «Хохот в пустоте».

Роман выпущен издательством «Гелеос» осенью 2010 г. В аннотации заявлен как «Пронзительная история любви». Прочтя, свидетельствую: всё – правда. И любовь, и пронзительность в книге есть, и к «сентиментальному роману» ее отнесли «на Маркете» справедливо, а кое-где даже к рубрике «современная женская проза».
С этого места начинает пробиваться саркастическое похохатывание...

«Сентиментальный роман» и «женская проза» ассоциируются, прежде всего, с а) творениями женщин; и б) для женщин – этакая разновидность «искусства для искусства», гипертрофированная по чувственному началу и редуцированная по интеллектуально-эстетической ценности.
В данном случае, автор – мужчина. Обложка тоже, скорее, «мужская». Черное, белое, красное. Лаконично, тревожно. Слегка театрально. Но ни розочек, ни сердечек. Эмоционально? Да. Сентиментально? Едва ли... На первом плане, очевидно – герой, который то ли падает сам, то ли его затягивает неумолимая сила. Сбоку, из пустоты, взирает каменная химера. Похоже, речь идет о серьезной драме. А то и трагедии.
Таково впечатление от книги в руках. 
Предчувствие, к счастью, не обмануло. На этом счастье заканчивается – если понимать под читательским счастьем уютное погружение в сюжет исключительно развлечения ради. Первую фразу пролога – «Доводилось ли вам умереть?» – еще можно трактовать иронически: автор шутит. Но чуть дальше нас ожидает плакат похлеще тычущего красноармейца:
«НАРКОМАНИЯ... ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НЕЙ? СЕГОДНЯ ОНА – НЕ ВАША ПРОБЛЕМА... А ЗАВТРА?»
Похохатывание набирает силу и обретает зловещий оттенок. Теперь понятно, что за «путешествие в лабиринте души» уготовил для нас автор. Мгновенно чувствую коварный обман: в конфетной обертке сентиментального чтива мне подсунули нечто иное – тяжелое, горькое, ядовитое. Мне это нужно? Но мысль уже зацепилась. «…СЕГОДНЯ ОНА – НЕ ВАША ПРОБЛЕМА... А ЗАВТРА?»
Кто ее знает. Почитаю-ка. От греха...
Страниц: 1 2 [3]

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!