Форум журнала "Новая Литература"

24 Июнь 2025, 20:50:34
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 10   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Критическая статья «Заключённый в ореховую скорлупу»  (Прочитано 26596 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1958


Просмотр профиля Email
« Ответ #30 : 04 Декабрь 2023, 20:41:24 »

Особенно тонкая в разрезе той самой "творческой литературы", о которой толкует Лачин.
Записан
гореликова
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 12
Offline Offline

Сообщений: 1610


Просмотр профиля Email
« Ответ #31 : 04 Декабрь 2023, 20:42:23 »

Вообще, интересная тема для размышления: насколько "приём", его явленность, читаемость, обнажённость - мешают чувственному восприятию текста (сопереживанию) и переносит восприятие в область сознания, аналитическую, которая не про сопережевание, а скорее про эстетику. Тонкая вещь - баланс.

Есть пример слияния – «Имя розы». Вроде как детектив в исторических декорациях, но под ним еще куча всего. Эко, конечно, гениален – смог соединить детектив (жанр, в сущности, очень простенький, одноколейное движение) с историческим романом (тоже не бог весть какие изыски) и превратить все это в философско-культурологический трактат. Высшие регистры, однако.
Записан
гореликова
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 12
Offline Offline

Сообщений: 1610


Просмотр профиля Email
« Ответ #32 : 04 Декабрь 2023, 20:48:41 »

Сейчас только мелькнуло: а ведь грязный реализм можно считать неким вывертом, негативом «Имя розы». Если в «Розе» приемы плюсуются, то в ГР все отрезается под самый корень. Хм…
Надо будет подумать над этим на досуге.

Записан
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1958


Просмотр профиля Email
« Ответ #33 : 04 Декабрь 2023, 20:50:12 »

Я вот сказал про "тему для размышления", но про себя-то понимаю, что исходя из собственной практики, в тексте мало что можно сделать сознательно, исходя из размышлений, в конце концов решает внутренний метроном, чувство вкуса, ритма, чувство пропорций. Иногда метроном срабатывает, иногда нет.
Записан
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1958


Просмотр профиля Email
« Ответ #34 : 04 Декабрь 2023, 20:52:45 »

Ну да, сверхзадача ГР - сразу к костному мозгу. Нетривиальная сверхзадача. В процессе можно опроститься, примитивизироваться.
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #35 : 04 Декабрь 2023, 20:53:11 »

     "Эко, конечно, гениален – смог соединить детектив (жанр, в сущности, очень простенький, одноколейное движение) с историческим романом (тоже не бог весть какие изыски) и превратить все это в философско-культурологический трактат. Высшие регистры, однако." (Гореликова).
     Роман очень силён, но для такого сочетания гениальности не требуется. Исторический детектив - явление обычное. Основатели детектива - Эдгар По и Гофман, ну так последний писал их именно на исторические темы. "Философско-культурологический трактат" - ну да, в него можно превратить и детектив, и исторический роман, и плутовской роман, и мало ли что ещё. была бы эрудиция. А ею Эко блистает, да. Из итальянцев 20 века эрудицию больше всего продемонтрировали - в худ. литературе - Эко и Леонардо Шаша, тоже, кстати, автор детектива с католическим духовенством, только на совр. тему. Название повести не припоминаю, моя библиотека в Грузии. И у Шаши тоже убийцей оказывается главное духовное лицо.

    Чёрт побери... Только сейчас сообразил - вот кто подал Эко его идею... Ещё один пример того, как романист пишет на основе какого-то стих., рассказа или повести, становится знаменитым, а первоисточник почти никто не знает. Та же история с "Дон-Кихотом", "Парфюмером" Зюскинда и дебильным "Алхимиком" Коэльо.
Записан
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1958


Просмотр профиля Email
« Ответ #36 : 04 Декабрь 2023, 21:06:46 »

Я вот сказал про "тему для размышления", но про себя-то понимаю, что исходя из собственной практики, в тексте мало что можно сделать сознательно, исходя из размышлений, в конце концов решает внутренний метроном, чувство вкуса, ритма, чувство пропорций. Иногда метроном срабатывает, иногда нет.

Точнее, сознание лишь верхушка айсберга, надводная его часть, а большая часть писательской работы проходит под водой. Расхожая мысль, Буковски на вопрос: когда он работает? - отвечал, что прямо сейчас.
Записан
гореликова
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 12
Offline Offline

Сообщений: 1610


Просмотр профиля Email
« Ответ #37 : 04 Декабрь 2023, 21:10:11 »

Я вот сказал про "тему для размышления", но про себя-то понимаю, что исходя из собственной практики, в тексте мало что можно сделать сознательно, исходя из размышлений, в конце концов решает внутренний метроном, чувство вкуса, ритма, чувство пропорций. Иногда метроном срабатывает, иногда нет.

Хм… Тут ведь какая фигня… Сама я на доске по волнам никогда не каталась, но мне кажется, там происходит такая штука. Человек ловит волну, волна, она сама по себе, извне, может и не попасться. Но уж коли попалась, то человека подхватила (опять сила извне). А вот удержаться на волне можно, только если умеешь. Это к вопросу о писательских навыках. Разумеется, автор сознательно не просчитывает, типа, вот я сюда задвину развернутую метафору, а сюда пристрою какой-нибудь, прости господи, полисиндетон. Автор оседлал волну (то, что извне), и чтобы удержаться, ему надо ноги особым образом напружинивать или наклоняться в нужную сторону. Внутренний метроном, да. Но он тоже нарабатывается со временем. С первого раза ничего не получится. Со второго, наверное, тоже… Но кто-то ведь научился!
Записан
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1958


Просмотр профиля Email
« Ответ #38 : 04 Декабрь 2023, 21:13:14 »

Жопачасы - наше всё. Пардон за мой грязнореалисткий.
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #39 : 04 Декабрь 2023, 21:20:59 »

     "Разумеется, автор сознательно не просчитывает, типа, вот я сюда задвину развернутую метафору, а сюда пристрою какой-нибудь, прости господи, полисиндетон." (Гореликова).
     Честно говоря, такие авторы бывают... Ну я, Данте, Брюсов, Элиот, Джойс. (Кажись, и Синичкин.) Но это редкость, в целом Гореликова права.
Записан
гореликова
Модератор
Ветеран
*****

Рейтинг: 12
Offline Offline

Сообщений: 1610


Просмотр профиля Email
« Ответ #40 : 04 Декабрь 2023, 21:27:20 »

Ну я, Данте, Брюсов, Элиот, Джойс.

 Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я.
Записан
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1958


Просмотр профиля Email
« Ответ #41 : 04 Декабрь 2023, 21:30:07 »

Буковски

==только один Сервантес==

всё бестолку, я должен признать,
у меня первая настоящая
писательская непруха
за более чем
5 десятилетий
печатания на машинке.
меня можно с горем пополам простить:
я долго
болел
и мне уже почти
70.
а когда вам уже почти
70, то вы ни на минуту не забываете о
возможности
сыграть в ящик.
но мне не дает расслабиться
тот факт, что
Сервантес
написал самую великую свою работу
в возрасте
80 лет.
но сколько
Сервантесов
вокруг нас?
я избалован тем, как
легко и просто создавал
свои вещи,
а вот теперь эта
жалкая
загвоздка.
и вот теперь
в этом духовном запоре, я
стал очень несдержан,
наорал на жену
дважды на этой неделе,
один раз хряснул стаканом
в раковину.
поганая форма,
нервы ни к черту,
плохой
стиль.
мне следует принять эту
писательскую непруху.
черт, да мне повезло, что я еще жив,
повезло, что у меня нет
рака.
мне повезло в сотне
разных смыслов.
иногда ночью
в постели
в час или два ночи
я начинаю думать о том
как мне повезло
и эти мысли не дают мне
спать.
ладно, я всегда писал
эгоистично, то есть чтобы ублажить
самого себя.
записывая разные вещи, я
мог лучше
жить с ними.
теперь же это
прекратилось.
я вижу других стариков с палочками
сидящих на лавочках автобусных остановок,
неподвижно глядящих прямо на солнце и
не видящих ничего.
и я знаю, что есть и другие
старики
в больницах и домах
призрения
сидящие, выпрямившись, на
постелях
кряхтящие на
подкладных горшках
смерть - ерунда, братишка,
это жизнь -
трудная.
писать было моим источником
юности,
моей шлюхой,
моей любовью,
моей рулеткой.
боги избаловали меня.
однако, смотрите: мне до сих пор
везет,
поскольку писать о
писательской непрухе
лучше, чем не писать
вообще.
Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #42 : 04 Декабрь 2023, 21:32:39 »

      Гореликовой.

     Не, я не Хлестаков.-) Я действительно так пишу.
     Кстати, удивительно - вы процитировали именно Гоголя...-) А я только что собирался написать, что забыл Гоголя назвать, как автора МД.
     То есть так надо было написать: "Ну я, Данте, Гоголь, Брюсов, Элиот, Джойс. (Кажись, и Синичкин)."

    Я хотел было подправить свой предыдущий пост, и тут вы...-) Так что пишу в отд. посте.
« Последнее редактирование: 04 Декабрь 2023, 21:34:56 от Лачин » Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #43 : 04 Декабрь 2023, 21:41:49 »

     "Сервантес
    написал самую великую свою работу
    в возрасте
    80 лет."
    Буковски.

    Сервантес умер в 68 лет 7 месяцев, даже минус одну неделю. Но это хорошо, что Буковски ошибался - это придавало ему бодрости. Я лично жалующимся на года напоминаю, что Гёте вторую часть Фауста написал в 80-82 года. Тициан лучшие свои полотна написал в 75-86 лет. А Лев Толстой в 80 лет засел за древнееврейский язык.
« Последнее редактирование: 04 Декабрь 2023, 21:51:28 от Лачин » Записан
Лачин
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 9
Offline Offline

Сообщений: 7005


Просмотр профиля Email
« Ответ #44 : 04 Декабрь 2023, 22:05:29 »

      "То есть так надо было написать: "Ну я, Данте, Гоголь, Брюсов, Элиот, Джойс. (Кажись, и Синичкин).""
      Ой, Набокова забыл.
      В музыке - Хиндемит, Прокофьев.
Записан
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 10   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!