Форум журнала "Новая Литература"

14 Февраль 2025, 12:37:53
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2025 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2025 г.
Страниц: [1] 2   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Обсуждение: Критическая статья «Балаганчик как жизнь или жизнь, как балаганчик»  (Прочитано 3570 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Русская классическая литература
Модератор
Новичок
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 0


Просмотр профиля Email
« : 10 Июнь 2024, 20:41:30 »

Русская классическая литература. Критическая статья «Балаганчик как жизнь или жизнь, как балаганчик».

...Вообще, русский символизм – совершенно уникальное литературное явление. Андрей Белый в статье «Символизм» (1909) писал: Современное искусство обращено к будущему, но это будущее в нас таится; мы подслушиваем в себе трепет нового человека; и мы подслушиваем в себе смерть и разложение; мы – мертвецы, разлагающие старую жизнь, но мы же – ещё не рождённые к новой жизни; наша душа чревата будущим: вырождение и возрождение в ней борются... Символическое течение современности ещё отличается от символизма всякого искусства тем, что оно действует на границе двух эпох: его мертвит вечерняя заря аналитического периода, его животворит заря нового дня.

Если (опять же) перевести это с символистского на русский и убрать за скобки все эти мертвящие вечерние зори аналитического периода, то суть в следующем. Символизм является даже более чем просто литературным течением, символизм – это умонастроение. Литература есть способ познания и, в какой-то мере, объяснение жизни. Объяснить – значит сделать непонятное понятным, сложное – простым. Однако символисты объясняли сложное, ещё более усложняя его. Символисты ощущали то новое, что возникло в обществе на стыке XIX и XX веков, какие-то ещё не оформленные надежды, не полностью осознанную мотивацию и… старались сделать их ещё более неопределёнными и противоречивыми. И да, такое могло произойти только в русской литературе, которая по духу своей иррациональна.

Роль русского символизма в литературном процессе невозможно переоценить. Именно символисты сделали русскую поэтику более подвижной и многозначной, показали, как можно придавать словам новые смыслы. Бальмонт, Брюсов и Блок (особенно!) научили поэтов ассонансам, эффектной аллитерации и разнообразили строфику. И главное, модернизм вообще и символизм в частности сделали искусство более личностным. Ну, а то, что от символистов широко пошли в народ крайний субъективизм и индивидуализм, так это святое...

Записан
Администратор Форума "Новая Литература"
Администратор
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 3457


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #1 : 10 Июнь 2024, 20:43:54 »

Аннотация к этой публикации:

Русский символизм как уникальное литературное явление на примере пьесы Блока «Балаганчик».
Записан

Соблюдайте Правила общения!
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1923


Просмотр профиля Email
« Ответ #2 : 11 Июнь 2024, 14:22:31 »

Батюшки, сестрица разговелась новой нетленкой. Ещё и про символизм, который весьма мне интересен. Прочту, приду на экзамен. Готовьте очки и указку, фрау Гореликова (кажется, у сестры появился очередной псевдоним).
Записан
Сапир
Старожил
****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 366


Просмотр профиля Email
« Ответ #3 : 11 Июнь 2024, 15:01:58 »

А разве может быть поэтика ( упоминаются именно поэты) не личностной, лишенной индивидуальности и пр. Пушкин вроде бы и не символист, но куда уж больше личностного ( Лачин уже бьет копытом). Нет, для символизма совсем другое более характерно. Пошел докапывать огород.
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 12
Offline Offline

Сообщений: 1605


Просмотр профиля Email
« Ответ #4 : 11 Июнь 2024, 22:53:19 »

Еще косяк заметила:
В некоторых литературоведческих работах считают, что мистики – пародия на знакомых Блока (список имён прилагается)

Надо:
Некоторые литературоведы считают, что...

В письме писала еще об одном:
Возникают маленькие театры малых форм, театры-кабаре – «Лукоморье», «Кривое зеркало», «Весёлый театр для пожилых детей», «Дом интермедий Доктора Дапертутто» (будущий театр Мейерхольда), «Бродячая собака», «Привал комедиантов».

Маленькие лишнее. Просто - возникают театры малых форм.

Мои косяки, признаю и печалюсь.

Еще жирный шрифт слетел с цитаты:
При личном знакомстве с Любовью Дмитриевной Блок – Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев), С. М. Соловьёв и Петровский решили, что жена поэта и есть земное отображение «Прекрасной дамы», «та единственная, одна» и т. д., которая оказалась среди новых мистиков, как естественное отображение Софии (из воспоминаний М. А. Бекетовой).
То, что в скобках тоже слова Бекетовой.

Черт, вот сколько ни проверяй, обязательно какой-нить косяк проскочит
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 12
Offline Offline

Сообщений: 1605


Просмотр профиля Email
« Ответ #5 : 11 Июнь 2024, 22:56:15 »

Батюшки, сестрица разговелась новой нетленкой.

Таки ты даже представить не можешь над какой темой я сейчас работаю.
И нет, это не про грязный реализм, это еще ужастней.
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 12
Offline Offline

Сообщений: 1605


Просмотр профиля Email
« Ответ #6 : 11 Июнь 2024, 23:14:55 »

А разве может быть поэтика ( упоминаются именно поэты) не личностной, лишенной индивидуальности и пр.

Блин. Опять придется очки надевать и умничать. Эх, тяжела жисть литературного критика…
Короче. Поэтика – это не поэзия. Поэтика – это всего лишь трактование (не автором трактование, а посторонними людьми) художественных приемов, имеющихся в данном произведении. Поэтика Пушкина. А есть поэтика Толстого, который, слава богу, стихов не писал, а только ходил босой и философствовал.
Более того (поправляя очки), существует еще понятие идиостиль, который есть индивидуальная манера данного автора. Говорят о поэтике символизма, но символистов было много, и у каждого свой идиостиль.
В общем, это так все запутано, что просто ужас. Эти, прости господи, литературоведы такой огород нагородили, что не сразу и вскопаешь – в метафорическом смысле, разумеется.
Ну, за великую литературу и нас в ней!

Записан
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1923


Просмотр профиля Email
« Ответ #7 : 12 Июнь 2024, 09:55:09 »

Батюшки, сестрица разговелась новой нетленкой.

Таки ты даже представить не можешь над какой темой я сейчас работаю.
И нет, это не про грязный реализм, это еще ужастней.

Пугайте меня, фрау Гореликова, пугайте, мне это нравится.
Записан
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1923


Просмотр профиля Email
« Ответ #8 : 13 Июнь 2024, 12:14:44 »

Заметил, что основным критерием качества текста для меня, является непонимание того как это сделано. Когда совсем не понимаю, то чувство это одновременно садняще-гложащее, с другой ‒ восхищающее. Когда-нибудь ты мне расскажешь, как ты работаешь. А может, и не расскажешь. Позволим друг другу осязать слона в темноте, и по-своему же его интерпретировать.

Символизм, конечно, вечная находка искусства. А может и имманентное его свойство. Ты говоришь, что символизм был самым мощным течением в модернизме. Из модернизма он плавно перетёк и в постмодерн. Лес соответствий ‒ как красиво. Работа художника состоит в том, чтобы в лес этот зайти самому, и завести за собой ни о чём не подозревающих человечков. Зайти, и заблудиться в бесконечном развёртывании смыслов, и человечков заблудить, соответственно. Упоительное и жестокое занятие. Жестокое, прежде всего по отношению к самому себе.

Вспомнил твоё высказывание об одном конкурсном рассказе-де, какое наше поколение циничное и чёрствое. На том же ловил себя, читая описания перипетий личной и духовной жизни символистов. Сейчас такое непредставимо. Сложно даже вообразить, что так могли. При этом смыслы их никуда не ушли, они по-прежнему в котле и при помешивании всплывает то одно, то другое. Например, вечная женственность. Нет нужды как-то конкретно обрамлять эту художественную идею, символ, она на уровне слепого осязания дышит и в моих текстах. Но форма высказывания. Да, форма высказывания того же Балаганчика, вызывает у меня внутреннее сопротивление. Я вообще, человек не театральный и если бы на что-то и смотрел, то это был бы Беккет или Стоппард. Неудивительно такое слышать от постмодерниста, скажешь ты.

Возвращаемся к циничности и чёрствости. Современное высказывание, сужу по себе, имеет жизнеспособность только при должном уровне отчуждения и соблюдения принципа жизнеподобия. В данном контексте я говорю о жизнеподобии, как о манере. То есть, нитки не должно торчать, искусственность и нарочитость – недопустимы. А так же должен быть люфт, расстояние, место для манёвра. С одной стороны это будет чувственная неопределённость, с помощью которой так упоительно деконструировать привычное, сдвигать точку сборки. С другой стороны, принцип ненадёжного рассказчика позволит оправдать какие угодно метаморфозы текста, выламывание структуры, бесконечные цитаты и аллюзии, работающие на авторское высказывание. Постмодернистская ирония, это ведь тоже выставление перед собой рук и завоевание того самого места для манёвра. Так сказать, расширение палитры до тех пределов, когда сами пределы перестают существовать. Если идя по выбранной дороге, приходишь в тупик, то не начинаешь, как в классической традиции проламываться через неподатливую породу, а просто её взрываешь, либо вообще сворачиваешь в сторону. Текст для самого автора не должен быть скучным. Скука, первый признак, что пора начать постмодернистскую оргию.
   
Мысли высказанные выше могут показаться путанными, но я пытаюсь обрисовать текущие принципы своей работы и желаемые её принципы. По прочтению возник к тебе вопрос, над которым, думаю, ты и сама размышляла, а может и работаешь. Есть ли жизнь после постмодернизма? Ведь постмодерн это настолько всеобъемлющее вселенское явление, вобравшее в себя всё и всё допускающее. Про метамодерн я пока мало что понял. Если пояснишь и про него, буду признателен.
Записан
Гореликова
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 12
Offline Offline

Сообщений: 1605


Просмотр профиля Email
« Ответ #9 : 13 Июнь 2024, 14:18:05 »

Заметил, что основным критерием качества текста для меня, является непонимание того как это сделано. Когда совсем не понимаю, то чувство это одновременно садняще-гложащее, с другой ‒ восхищающее. Когда-нибудь ты мне расскажешь, как ты работаешь. А может, и не расскажешь. Позволим друг другу осязать слона в темноте, и по-своему же его интерпретировать.


Я могу рассказать, как я читаю. Если я читаю какую-то очень хорошую вещь и испытываю при этом дикий восторг, то я потом ее обязательно перечитываю, разбирая по косточкам. Ну типа, произвожу вскрытие, ага. Пытаюсь понять, как это сделано, и какие проводки автор соединил, что меня так коротнуло. И когда понимаю, что основная схема-то очень проста, вот тут у меня происходит настоящий катарсис. Возникает не то что садняще-гложащее, а просто натуральная зверская зависть – ну почему? почему мне самой это в голову не пришло?? Это же так просто!
Потом, конечно, начинаются муки самобичевания и проч, но это уже из разряда садо-мазо. Но! Но настоятельно рекомендую это делать – в смысле, изучать чужую технику. Как минимум, узнаешь, что ружья кирпичом не чистят. По любому будет полезно.

Насчет есть ли жизнь после постмодернизма. Так мы в ней уже живем! Мы уже – не они (не постмодернисты).
Это, кстати, моя любимая тема – про лит направления/течения/ школы, но с твоего позволения я изложу свои соображения на сей счет чуть позже. Сейчас у меня Степа. Через час занятие в кинологической школе, по плану команды, сберегающие жизнь – как можно пропустить? Литература и без меня проживет, а вот Степа нет. Так что ненадолго прощаюсь и убегаю, весело помахивая поводком.
Записан
Администратор Форума "Новая Литература"
Администратор
Ветеран
*****

Рейтинг: 0
Offline Offline

Сообщений: 3457


Просмотр профиля WWW Email
« Ответ #10 : 13 Июнь 2024, 15:15:12 »

сколько ни проверяй, обязательно какой-нить косяк проскочит

Всё исправили.
Записан

Соблюдайте Правила общения!
Владимир Зюськин
авторы
Старожил
******

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 278


Просмотр профиля Email
« Ответ #11 : 30 Июль 2024, 13:25:35 »

Без символизма нет истинного искусства. Это один из инструментов реализма, средство достижения образа. Но когда средство превращается в цель (чистый, безграничный символизм) автор скатывается в заумь - непроходимое болото.
В некотором роде это относится к "Балаганчику". Не случайно его поставил Меерхольд - режиссёр умный, талантливый, но со сдвигом. Насколько я знаю, больше эту пьесу не ставили. А если и были попытки, славы Блоку они не добавили.
Блок гениален в своих реалистических стихах: "Незнакомка", Скифы", "На железной дороге", "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека", "В ресторане". " Двенадцать" , где всё не так, как это поняли большевики. Не Христос их ведёт. а они ведут Христа под конвоем, ибо " в алом венчики из роз"  - его надевали приговорённым к смерти.
Почему бы ведущей рубики не дать анализ "Двенадцати"? Но нет. Постмодернистку, авангардистку Горелиову влечёт не лучшее, а то что мутно, туманно. Вот и едёт она читателя по обочине русской классики.
Записан
Владимир Захаров
авторы
Ветеран
******

Рейтинг: 7
Offline Offline

Сообщений: 1923


Просмотр профиля Email
« Ответ #12 : 30 Июль 2024, 13:45:12 »

" Двенадцать" , где всё не так, как это поняли большевики. Не Христос их ведёт. а они ведут Христа под конвоем, ибо " в алом венчики из роз"  - его надевали приговорённым к смерти.

Не предполагал, что придётся Зюськина ещё и читать учить.

белом венчике из роз
Впереди — Исус Христос".

В том-то и дело, что не в  алом, а в белом, и не в терновом, а из роз. И как бы мракобесам ни хотелось, Блок поставил Христа не под конвой, а во главе революционных 12-ти (читай, новых апостолов), как символ возрождения и торжествующей справедливости. Несколько даже обидно за Александра Александровича, что вот такие его потомки и так его перевирают.

Всё остальное в Зюськинском спиче оставлю без комментариев, там примерно такой-же уровень экспертизы, как в приведённом примере. Жалко времени. 
« Последнее редактирование: 30 Июль 2024, 14:59:35 от Владимир Захаров » Записан
Владимир Зюськин
авторы
Старожил
******

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 278


Просмотр профиля Email
« Ответ #13 : 30 Июль 2024, 17:17:08 »

Захарову. Да, венок не алый а белый, но это суть не меняет. Вот выдержка из интернета:
«Белые розы образуют у Блока «венчик», а «венчик» – это бумажная полоска с молитвой, которую кладут на лоб покойнику при отпевании. Так что «белый венчик из роз» ассоциируется со смертью и трауром».
Белый венок - знак смертника. Блок сам не понял, почему он ввёл в поэму Христа. Он говорил об этом. Но гению провидение диктует истину. И "кровавый флаг", а не просто красный говорит о многом Большевики, эти недочеловеки, возомнившие себя людьми, - апостолы.? В какую дурную голову могло прийти это? Ради справедливости, пустили фонтан крови из народа. И не будет, как ты мечтаешь, мировой революции. Не могут все народы одновременно сойти с ума. Достоевский надел намордник на клыкастую пасть в "Бесах". Но вам всё неймётся.
Записан
Владимир Зюськин
авторы
Старожил
******

Рейтинг: 2
Offline Offline

Сообщений: 278


Просмотр профиля Email
« Ответ #14 : 30 Июль 2024, 17:20:03 »

Захарову. Да, венок не алый а белый, но это суть не меняет. Вот выдержка из интернета:
«Белые розы образуют у Блока «венчик», а «венчик» – это бумажная полоска с молитвой, которую кладут на лоб покойнику при отпевании. Так что «белый венчик из роз» ассоциируется со смертью и трауром».
Белый венок - знак смертника. Блок сам не понял, почему он ввёл в поэму Христа. Он говорил об этом. Но гению провидение диктует истину. И "кровавый флаг", а не просто красный говорит о многом Большевики, эти недочеловеки, возомнившие себя людьми, - апостолы.? В какую дурную голову могло прийти это? Ради справедливости, пустили фонтан крови из народа. И не будет, как ты мечтаешь, мировой революции. Не могут все народы одновременно сойти с ума. Достоевский надел намордник на клыкастую пасть в "Бесах". Но вам всё неймётся.
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!