Роман Оленев
Стенограмма программы "Стоп-кадр"На чтение потребуется 35 минут | Скачать: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Андрей Ларин, 2.03.2015
Купить в журнале за февраль 2015 (doc, pdf): ![]()
Оглавление 2. Часть 2 3. Часть 3 4. Часть 4 Часть 3
![]()
Кадры из фильма «Кислород» (режиссёр Иван Вырыпаев, 2009 г.).
А вот эта встреча с волком в какой-то постапокалиптической обстановке заставляет вспомнить уже фильм Ларса фон Триера[14] «Антихрист»[15]. Там тоже есть сцена, когда человек сталкивается с волком и в целом оказывается один на один с холодным, мистически-зловещим пространством. Ну а в самой встрече с волком предельно ясно озвучена идея Пустоты, Хаоса.
![]()
Кадры из фильма «Антихрист» (режиссёр Ларс фон Триер, 2009 г.):
– Хаос правит всем.
Власть Хаоса, как известно, – там, где нет Бога. В этом смысле и название фильма Ларса фон Триера соответствующее: «Антихрист». Но вернёмся всё же к российскому кинематографу и тому, как в нём проявлена эта идея отсутствия Бога на Земле, ну и как следствие, уже царящей в этих фильмах Пустоте. Тут есть смысл опять упомянуть работу Андрея Звягинцева «Возвращение», выполненную, кстати, именно в европейской киноэстетике. Эта северная кинопритча – а север, надо сказать, в символическом плане традиционно связывается с силами тьмы, смерти и хаоса – являет собой идею не просто богооставленности, а того, что Бог умер (понятие, вошедшее в культуру с лёгкой руки Ницше). Как видите, в фильме отец детей накануне своей гибели спит в кадре так, что просто не может не напомнить картин времён Возрождения, изображающих мёртвого Христа. А вот это уже тело погибшего отца, символично погибшего по вине собственных детей. Уходя от них, погружаясь на дно ледяного озера, он навсегда оставляет детей одних в холодном и пустом мире. И сама эта идея, что Бог умер, вошедшая в культуру со времён Ницше, со времён модернизма, в конце концов, привела к констатации уже постмодернистами смерти автора как эстетической категории. И по-своему это логично, ведь если в культурном сознании умер Творец, то, соответственно, исчезает и автор, как творец уже художественного произведения. Если говорить о киноискусстве, то эти громкие слова о смерти автора, озвученные теоретиками постмодернизма, проявляются в том, что в так называемом авторском кино всегда в той или иной степени отсутствует авторская позиция, в том смысле, что автор не имеет права сочувствовать и переживать. В целом в фильме не должно быть следов душевного пафоса. В типичном артхаусном кино автор – это лишь холодный, а порой и циничный наблюдатель. Вот отсюда-то и холодность во всём – эстетически, эмоционально, географически. Ну а сам холодно-отстранённый тон повествования присутствует, даже если речь идёт о самых болевых общественных темах. Как, скажем, в фильме «Груз 200». На Балабанова[16] ведь накинулись не столько за показанные им дикие ужасы, сколько вот за эту самую холодную отстранённость авторской позиции. Между прочим, в страшном фильме Балабанова «Груз 200», фильме, где речь идёт о том, что если Бога нет, то всё позволено, есть по-своему знаменитая сцена проезда маньяком со своей жертвой по пустому и какому-то ледяному миру, где, кажется, нет ни Бога, ни души, лишь какая-то метафизическая Пустота. Вообще, эта сцена своим магнетизмом доказывает, что образ Пустоты обладает не только зловещей, но ещё и завораживающей, какой-то заразительной силой. Так в фильме уже Андрея Звягинцева «Изгнание»[17], где речь тоже идёт о богооставленности. Там даже имя главной героини символично, её зовут Ева. Так вот, там есть эпизод с очень похожим индустриальным пейзажем. И, так же, как у Балабанова, это мир, где не то что не чувствуется присутствия Бога – где, кажется, нет ни одой живой души. Лишь гипнотизирующая метафизическая Пустота.
![]()
Кадры из фильма «Изгнание» (режиссёр Андрей Звягинцев, 2007 г.).
Мотив Пустоты с атмосферой холода и ощущением разлитого в воздухе какого-то злополучия стал уже едва ли не главным мотивом ведущих российских режиссёров. От Звягинцева вернёмся к Балабанову. Его фильм «Морфий». Здесь ещё больше, чем в «Грузе 200», преобладают пустые холодные пространства. Это снова мир, где властвует распад, где нет ни Бога, ни смысла. И главное, в самой душе героя царит зияющая ледяная Пустота. Вообще, в этом фильме образ Пустоты и холода неразрывно связаны на всех уровнях. Вспомним сцену, когда герой, уже абсолютно внутренне уничтоженный, за полчаса до самоубийства дрожит от холода в пустой и холодной церкви. То есть, пустота и холод вовне – пустота и холод внутри. В чём-то похожий художественный принцип использовал Павел Лунгин[18] в финале фильма «Царь». Тут абсолютно опустошённый Иван Грозный, на лице которого уже лежит отпечаток смерти, на фоне внешней Пустоты, зимнего мрака и холода. Что и говорить, холод – это мощная метафора: он убивает жизнь и потому приводит если не к абсолютной Пустоте, то к минимализму во всём. И потому неудивительно, что главным временем года в российском артхаусном кино стала либо глубокая осень, либо зима. Алексей Попогребский даже уехал в Заполярье к белым медведям. Но это уже как крайний вариант. А если пройтись по другим знаковым фильмам российского артхаусного кино, то там будет именно холодное время года. «Морфий» и «Царь», о которых мы уже сказали, «Остров» того же Павла Лунгина, «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Палата №6» Карена Шахназарова[19], «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова[20], «Сказа про темноту» Николая Хомерики, «Волчок»[21] Василия Сигарева[22], «Бубен, барабан»[23] Алексея Мизгирёва[24], «Мелодия для Шарманки»[25] Киры Муратовой… Я думаю, достаточно, хотя можно было продолжать и дальше. Кроме того, это внутреннее замерзание и эмоциональный холод передаётся режиссёрами не только пустыми холодными пространствами, но ещё через заполнение этих пространств разнообразным железом, которое выступает как своего рода декорация. Это какие-то металлические техногенные конструкции. В кадре очень часто появляются трубы заводов, сами территории заводов, различные вышки, мосты. Очень любят снимать режиссёры железнодорожные пути и рельсы. Причём, иногда кадр выстроен так, что кроме самих героев и достаточно абстрактного железа в пространстве как бы ничего и нет. Такая любовь к холоду и пустоте проявлена и в самой цветовой эстетике. Наилюбимейшая цветовая гамма всех российских артхаусных режиссёров – серо-синяя, в самых разных её оттенках и вариантах, от серо-голубого до тяжёлого, свинцового. Это видно и по одежде героев, и по интерьеру. Очень часто стены квартир и вообще жилых помещений выкрашиваются именно в синий цвет. И даже в цвете глаз героев предпочтение, приоритет явно отдаётся серо-ледяному, серо-голубому цвету. Я не знаю, может быть, в том числе, ещё из-за такого пристрастия к серо-синей тональности в российском артхаусном кино так часто появляются менты. Вот холодный фильм «Сказка про темноту». Главная героиня там милиционер. Соответственно, и второстепенные герои – тоже менты. Часто мелькают менты в другом нашумевшем мрачном фильме Алексея Мизгирёва «Бубен, барабан». Или, скажем, в картине Василия Сигарева «Волчок» – там они, как волки на снегу, бегут уже в первых кадрах фильма, да и потом нет-нет да и появляются в кадре. Нельзя, конечно, не вспомнить уже упомянутого мента-маньяка из «Груза 200». А ещё – фильм Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь», где, кстати, мент тоже доходит до такой маньячески-агрессивной патологии и, как результат, забивает до смерти безобидного пенсионера-шизофреника. В общем, агрессивный человек в серо-синей форме очень гармонирует с агрессивным холодно-серым пространством российского артхаусного кино. Да, и раз уж речь зашла о шизофрениках, маньяках и в целом душевой патологии, немного задержимся на артхаусной экранизации «Палаты №6». Здесь нет ментов, но по фильму исключительно ясно видно, как стремится российский артхаус к серо-синей эстетике, холодной эстетике. Помимо того, что здесь само пространство кадра выдержано в серо-холодной тональности, здесь у героя серые глаза, на нём серо-голубая одежда, он возится со свинцом, да и, наконец, говорит о холоде как о специфике русского пространства. И конечно, в какой-то степени этими географическими особенностями тоже можно объяснять пристрастие российских авторов к холодным тонам.
![]()
Кадры из фильма «Палата №6» (режиссёры Карен Шахназаров и Александр Горновский, 2009 г.).
– Идите проповедуйте эту философию в Грецию, где тепло и пахнет померанцами. А здесь она не по климату. С кем это я говорил о Диогене? С вами, что ли? – Да, со мной. – Диоген не нуждался в кабинете и в тёплом помещении, там и без того жарко. Лежи себе в бочке, кушай апельсины и оливки. Доведись ему в России жить, так он не то что в декабре, а в мае запросился бы в комнату. Небось скрючило бы от холода.
Сам герой чеховской повести, как помню, несмотря на такие здравые остроумные наблюдения, болен шизофренией, а больных шизофренией, как правило, отличает эмоциональный холод и именно чувство Пустоты. Понятное дело, что это ощущение внутреннего вакуума известно не только шизофреникам. Так, один видный психиатр ещё в середине двадцатого века отмечал, на основании своего клинического опыта и опыта коллег по психологии, что главной проблемой современных людей является Пустота. Которая в эмоциональном плане переживается как апатия и равнодушие. Ну а теперь давайте взглянем на лица главных героев некоторых знаковых российских артхаусных фильмов последних лет. Сказать, что они апатичны – это ничего не сказать. Они безразличны абсолютно ко всему. Помимо фильма «Пыль»[26] и «Сумасшедшая помощь», равнодушие и апатия становятся, что ли, главным свойством характера или жизненной установкой героев таких картин, как «Бубен, барабан» или, допустим, «Сказка про темноту», где героиня – милиционер. И даже если опять уже в который раз вспомнить мента-маньяка из «Груза 200», то и ведь он тоже, при всей своей страшной изобретательности, мягко скажем, апатичен. И в его глазах – именно что Пустота. Но задержимся на более свежем и не на таком жутком кинопримере, фильме «Сказка про темноту», отмеченном в этом году на Каннском фестивале. Здесь есть возможность понаблюдать за другим ментом, вроде бы и не маньяком, понаблюдать за его «бурной реакцией» на слова девушки, которая, возможно, его полюбила.
Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за февраль 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Оглавление 2. Часть 2 3. Часть 3 4. Часть 4 |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
|||||||||||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Розацеа на лице лечение протокол лечения. . Арбитражный представитель - услуги представительства в арбитражном. |