HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 г.

Александр Сапир

Ведомые Богом

Обсудить

Роман

 

Купить в журнале за ноябрь 2015 (doc, pdf):
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года

 

На чтение краткой версии потребуется 9 часов, полной – 10 часов | Цитаты: 1, 2, 3, 4, 5 | Скачать в полном объёме: doc, fb2, rtf, txt, pdf
Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 22.11.2015
Оглавление

1. Часть первая. Род Авраама.
2. Глава 1. Веление Господа.
3. Глава 2. Абрам и Сара.

Глава 1. Веление Господа.


 

 

 

Через несколько тысячелетий после потопа вся земля между двух великих рек, Тигром и Евфратом, оказалась заселённой потомками Сима, третьего сына Ноаха. Его старший сын, Иафет, отделился от отца ещё в Великих Горах, куда принесло и выбросило на сушу их корабль, и ушёл далеко на запад. Другой сын, Хам, некоторое время проживал со своими сыновьями по соседству с Симом, но незаладилась у них совместная жизнь. Один из сыновей Хама, Кнаан, повздорил с кем-то из семитов и, спасаясь от них, бежал к Срединному морю, где и осел на побережье. Остальные сыновья Хама ушли на юг, перебрались через морской пролив и прижились там.

Семиты, потомки Сима, оказались трудолюбивы, они возделывали плодородные земли и собирали обильные урожаи. Их торговые караваны уходили на восток и запад, а суда плавали по всему побережью бескрайнего океана. Они берегли священные книги, которые завещал им Ноах и, хотя немногие могли читать их, они знали о Всевышнем, Создателе мира, и о чадах Его, перволюдях Адаме и Еве, что появились на свет и проживали в Эдеме, где-то в истоках Тигра и Евфрата. Помнили об их сыновьях, злополучных Авеле и Каине и третьем их сыне, Сифе. От последнего и вёл свой род Ноах, их прародитель, которого Господь предупредил о потопе и спас от неминуемой гибели. Но понемногу, со сменой поколений память о Всевышнем ослабевала, и у семитов появились новые верования – в бога-быка Ваала, кровожадную Астарту и во множество других, местных божков.

Одно обстоятельство омрачало жизнь потомков Сима. Время от времени, как тайфун, сметающий всё на своём пути, на них налетали с Великих гор, что возвышались на севере, дикие орды горцев. Они штурмом брали города, подчиняли себе царства и облагали данью местное население. Семиты построили крепостной вал и оградились от горцев. На несколько столетий они обрели покой. Но однажды пришла беда. Содрогнулась земля и стены домов и крепостей рухнули в один миг. Изменился климат, кончились запасы продовольствия, и начался голод. Только через два столетия измождённая страна стала принимать свой прежний облик. И тут вновь налетели горцы, прорвались сквозь укрепления и заняли всю страну. На этот раз они не спешили уходить обратно, а предпочли осесть среди местного населения, которое значительно поредело после перенесённых бедствий. От связей горцев и семитов рождались дети, которых местные жители стали называть «чужими людьми». Они отличались более светлой кожей, длинными носами, мохнатыми бровями и ещё одним своим качеством – неуёмной энергией и непоседливым нравом. Эти «чужие люди» преуспели в торговле и ростовщичестве и оказались искусными мастерами по части обработки драгоценных камней. Они богатели, а вместе с богатством к ним пришла беда – их невзлюбили. Местные жители громили их лавки и, спасаясь от погромов, «чужие люди» уходили из Двуречья и оседали в заречных районах, к западу от Евфрата. Постепенно их так и стали называть – «перешедшие реку» или «заречные», что на местном языке звучало как «ивры». Особенно много их оказалось вблизи Ура Халдейского, самого многолюдного города Двуречья. Проходили века, и вновь налетали горцы, разоряя все вокруг. Но к иврам они благоволили, считая их своей роднёй. Многие ивры и иверки уходили вместе с ними. Так в горах появились родственные иврам народы – арамы, иберы, айсоры. Но самим иврам становилось всё труднее и труднее жить на своей родине. После ухода горцев им мстили не только за богатство, но и за связи с ненавистными завоевателями.

 

Иверский род Тераха, что проживал в заречном районе Ура, отличался своим благочестием. Сам Терах собирал древние свитки, знал святой язык и приучил к чтению своих сыновей, Абрама, Нахора и Гарана. Особенно радовал старого Тераха его старший, Абрам. Сметливый и расторопный в торговых делах, он всё свободное время проводил за чтением рукописей.

– Всевышнему надо молиться, а не Ваалу или Астарте, – сказал он как-то Тераху, – они – лжебоги, придуманные людьми. Я думаю, что Всевышнему не нравится, что люди забыли о Нём.

– Возможно и так, – ответил Терах, – но ведь и Всевышний подзабыл про нас. Последний раз Его посланцы являлись Ноаху перед потопом. С тех пор прошло десять поколений, и где Он? После Ноаха Он не являлся никому из наших предков.

– Наверное, Он очень занят, – вздохнул Абрам. – Может быть, помолиться Ему, и Он тогда вспомнит о нас?

– Молись, но только тайно, чтобы никто об этом не знал, – проговорил Терах, – Если из соседей, тем более не ивров, кто-то узнает, что мы отвернулись от их богов и молимся своему Богу, они нас растерзают.

После этого разговора каждый вечер на сон грядущий Абрам стал молить Всевышнего вспомнить о роде людском и обратить Своё внимание на иверский народ, что стал гоним, как только появился на земле.

Шли годы, сыновья Тераха обзавелись жёнами и детьми. Женой Абрама стала красавица Сара, его сводная сестра – у них с Абрамом был общий отец и разные матери. Сара была на десять лет моложе Абрама, и он нравился ей с раннего детства. Они любили друг друга, но подлинного семейного счастья у них не было – она никак не могла забеременеть. «Наша Сара даром что красавица, а пустоцветом оказалась», – злорадствовали жёны Нахора и Гарана, которые регулярно одаривали своих мужей отпрысками.

Сара плакала, ощущая на себе их торжествующие ухмылки, и только любовь Абрама приносила ей облегчение.

Между тем семья богатела. Абрам придумал новый способ делать деньги. Он стал брать небольшой страховой взнос с караванов, отправляющихся в дальние страны, и если они не возвращались, то семьи получали хорошую компенсацию. Купечество было опасной профессией, и его придумка пользовалась большим успехом.

 

Тем временем к власти пришёл молодой царь, Нимрод. Он был страстный охотник и не любил государственные дела. Один из его придворных посоветовал ему простой способ пополнить опустевшую казну.

– Царь, ты ведь знаешь, среди нас живут ивры, они богаты и народ не любит их. Так почему бы не вытрясти из них денег? А как накопят новые, так и опять потрясти.

– Хорошая мысль, – усмехнулся Нимрод. – Отбери самых богатых и приведи ко мне.

Так и оказалось, что десять самых богатых ивров предстали перед Нимродом, и Абрам был среди них.

– Отдайте моим людям ваше золото и серебро, – сказал Нимрод, – тогда мы отпустим вас. Иначе вас ждет лютая казнь.

– Отдадим, всё отдадим, – трясясь от страха, говорили ивры, и только Абрам угрюмо молчал.

– А ты что молчишь? – обратился к нему Нимрод, – в кипятке хочешь повариться?

– Царь, – вдруг произнес Абрам, неожиданно для самого себя, – скажи мне, разве грабеж – царское дело?

– Ах ты поганец, тварь иверская! – вскочил на ноги Нимрод. – Взять его, запереть в темницу и завтра же бросить в чан с кипятком. А остальные смотреть будут и пусть только не отдадут свои накопления, за ним последуют.

Стражники увели ивров, а Абрама схватили и бросили в темницу. «Боже мой, зачем только я произнёс эти неразумные слова, – шептал саму себе Абрам. – Вот и все, завтра я приму лютую смерть. Поделом мне». Абрам слышал, как переговаривались за дверью стражники, и не мог простить себе свою невоздержанность. Наконец, настала глубокая ночь, стражники прекратили свои разговоры и вскоре захрапели. Абрам подошёл к двери, подёргал её, но она была заперта. Он опустился на каменный пол и слёзы потекли из его глаз. В отчаянии он бил кулаками о стены, потом успокоился и произнёс: «О, Всевышний, я не прошу спасти меня, но покарай этого нечестивца, Нимрода». И тут он услышал, как скрипнула дверь. Он вскочил на ноги и потрогал её. Она была открыта. Он вышел и в свете луны увидел спящих на земле стражников. Он бросился к воротам дворца, но и там стража спала. Он приоткрыл ворота и оказался на свободе.

– Нам надо немедленно бежать отсюда, – произнёс Терах, когда Абрам расказал ему всё, что произошло с ним. – Тебя казнят, а всю семью разорят.

Они разбудили домочадцев и те согласились с ними. Так и случилось, что в то же утро, ещё затемно, они покинули дом, захватив лишь самое необходимое, и направились в небольшой городок Харран на северо-западе страны. Там ещё с давних времен у Тераха было небольшое имение, а на лугу под присмотром местных пастухов пасся его скот.

 

Через несколько лет после переселения в Харран, так и не оправившись от потрясений, умер престарелый Терах, и главой рода стал Абрам. Молодость его давно осталась позади, он облысел, и борода его покрылась сединой. Понемногу он привык к мысли, что останется бездетным и унаследует ему его любимый племянник от Нахора, Лот. Лот был не менее благочестив, чем сам Абрам. Вдвоём они читали древние свитки, доставшиеся Абраму от Тераха, и молились Всевышнему. Жена Лота, Сима, сдружилась с Сарой, и они вместе воспитывали двух дочерей Лота, которые к тому времени уже были подростками. Иногда обе женщины заглядывали в читальную комнату своих мужей, когда те, согнувшись над рукописями, что-то бубнили себе под нос. Выразительно покрутив пальчиком у виска, они закрывали дверь, дабы не помешать им.

Однажды Лот, с трудом прочитав полуистлевший папирус, воскликнул:

– Абрам, я нашёл кое-что интересное. Смотри, здесь благословение Господне Ноаху и его сыновьям, правда, оно не полное.

Абрам бережно взял из рук Лота папирус и прочёл:

«Сказал Всесильный: Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю. И всякий земной зверь, и птица небесная, и рыбы морские, и всякая зелень – всё отдаю вам для пищи во власть вашу. Только помните, не ешьте плоть с кровью, ибо душа твари в её крови. И ещё знайте – за насильство взыщу Я. За насильство зверя и за насильство человека над другим человеком. Тот, кто прольёт кровь человека, того кровь пусть пролита будет людьми, ибо помните – по образу Всесильного создал Он человека... Заключу Я союз Мой с вами и потомками вашими. Помещу Я радугу в облаке, и будет она знаком союза между Мною и между землёю. И когда Я увижу радугу, то вспомню о союзе между Мною и вами, и не будет более потопа на земле».

– Племянник, ты сделал великое открытие, – воскликнул Абрам, – и Господь когда-нибудь возблагодарит тебя. Я много раз слышал, что Всевышний одарил Ноаха напутствием, но никогда не видел этих слов. И вот они нашлись. Теперь мы будем соблюдать эти напутствия, будто они даны Господом нам самим.

В тот вечер они долго молились на сон грядущий, прося у Господа совета, что делать им, дабы имя Господне и заветы Его вновь воцарились в этом мире язычников и рабов. Поздно ночью они разошлись, Абрам улёгся на своё ложе рядом со спящей женой, но уснуть не мог. И вот, когда под утро он задремал, он услышал слова:

– Абрам, слушай Меня внимательно. Я – Всевышний, Создатель мира и твой Господин. Тебе следует покинуть свою родину и дом своего отца. У тебя великое предначертание, и дабы исполнить его, ты уйдёшь в другие края, которые Я укажу тебе. Я благословляю тебя, Я возвеличу твоё имя и произведу от тебя великие народы.

– Господин мой, куда мне следует идти? – спросил Абрам.

– Иди на запад в землю Ханаанскую, где расселились потомки Кнаана, не угодного Мне. Там ты будешь жить и назад не вернёшься.

Абрам провалился в сон, но слова Господа запечатлились в его памяти. Назавтра Абрам собрал у себя братьев и их старших сыновей и передал им свой ночной разговор со Всевышним.

– Вы все знаете, – сказал он, – сколь глубоко я верую во Всевышнего и только в Него, и поэтому повинуюсь Его словам. Я собираю своих людей, своё имущество, свой скот и ухожу на запад в землю ханаанскую.

– Абрам, ну приснилось тебе что-то, но ты ведь уже не молод, стоит ли так срываться с мест и идти неведомо куда? – пытался урезонить его Нахор, но Абрам был непреклонен.

– Кто-нибудь пойдёт со мной? – спросил он.

– Я с тобой, – ответил Лот, – можешь рассчитывать на меня.

– Ну, тогда собирайся, мы выходим в ближайшие дни.

Когда Сара узнала, что они с семьёй Лота навсегда покидают Харран, она просияла от счастья.

– Дорогой мой, я так рада. Пусть нам будет нелегко в пути и на новых местах. Но всё лучше, чем видеть эти злорадные улыбочки. Я устала от унижений. Как жаль, что я старая, но всё равно, мне кажется, что у нас ещё многое впереди.

Через несколько дней они вышли в путь. Ехали в крытых повозках, запряжённых волами, и на верблюдах. Всего их набралось вместе с домочадцами и слугами около трёхсот человек. Абрам в молодости не раз ходил в Египет с купеческими караванами и поэтому хорошо знал маршрут.

 

Через две недели пути они миновали безжизненный горный хребет, и впереди показались цветущие селения. Они пересекли Иордан и раскинули свои шатры рядом со Шхемом, небольшим селением, где проживали в основном хетты. Невдалеке от Шхема возвышалась высокая гора, и Абрам решил подняться на неё и оглядеть окрестности. Стояло раннее утро, и поднимающееся солнце озарило перед ним всю ханаанскую землю. Среди зелёных деревьев текла река Иордан, а где-то вдалеке виднелись стены Иерехона, большого ханаанского города. Многочисленные селения утопали среди виноградников и фруктовых садов.

– Эту землю, что за Иорданом и вплоть до самого моря, Господь отдаст твоим потомкам, – услышал Абрам голос за своей спиной, – не правда ли, прекрасная земля? Про такую землю говорят, что она молоком и мёдом сочится.

Абрам оглянулся и увидел странно одетого человека с тросточкой в руках.

– Кто ты, почтенный?– спросил его Абрам.

– Я – Посланец Божий, зовут меня Габр. Руководитель земного проекта.

Абрам склонил голову и попытался встать перед ним на колени, но Посланец удержал его.

– Не стоит, Абрам. Давай лучше присядем и поговорим.

Они сели на поваленное дерево, Габр извлёк из одежды маленькую трубочку, в его руке сверкнул огонёк, он затянулся и выдыхнул колечки дыма. Абрам с изумлением рассматривал его.

– Ты служишь самому Господу? – спросил он.

– Да, я работаю в Его команде. Ты меня не знаешь, а я тебя уже давно знаю. Помнишь, Нимрод хотел тебя казнить?

– Ещё бы не помнить. Хотели бросить в кипящую воду. Так бы и сделали, но двери темницы оказались отперты, а стражники спали. Я и сбежал.

– Это я открыл двери темницы и усыпил стражников.

– Так ты мой спаситель? Как я могу отблагодарить тебя?

– Не надо благодарить. Верь во Всевышнего, Единого и Сущного. И передай эту веру своим потомкам.

– Во Всевышнего я всем сердцем верю, но, Габр, кому мне передать эту веру? Мне наследует мой племянник, Лот. А прямых потомков у меня нет.

– Они будут. Мы ведь там – он махнул рукой куда-то вверх – не даром тобой заинтересовались. И даже не только тобой, а всем родом твоего отца, Тераха.

– А что в нас такого, Габр? Мы купцы и скотоводы. Обычные ивры.

– Не совсем обычные. Ты ведь знаешь, что такое порода?

– Конечно. Отбираем породистую скотину, спариваем между собой.

– Ну, так вот. Люди, как ты и сам понимаешь, тоже бывают разной породы, как мы говорим – с разным генотипом. Ты ведь читал о перволюдях, Адаме и Еве?

– Очень немного, Габр.

– Ничего, я сделаю так, чтобы ты прочёл много больше. А пока скажу тебе, что у них было несколько сыновей. Первых двух постигла беда – старший в пылу гнева убил младшего и сам бежал, спасаясь от отца. А вот третий, Сиф, стал любимцем Господа. Потомком Сифа через десять поколений стал Ноах, который пережил потоп. Мы спасли его, потому что его генотип был схож с генотипом Сифа. И вот теперь, через много поколений после Ноаха, мы нашли человека со схожим генотипом. Им был твой отец, а после его смерти – ты и твоя жена, Сара. Вы позаимствовали свою породу от Тераха. Вот почему нам нужно, чтобы у вас с Сарой родился продолжатель твоего рода.

– Эх, Габр, вы бы раньше позаботились. Теперь мы старые. Разве Сара сможет родить?

– Родит. Наш специалист ей уже занимается. А как – вам об этом и знать не надо.

– Скажу ей – не поверит.

– Когда наступит омоложение, поверит.

– Габр, поясни, зачем Господь направил меня в эти места?

– Эта земля дарована Господом твоим потомкам от Сары. Через несколько столетий они заселят её.

– А ханаане?

– Их предок, Кнаан, сын Хама, в своё время совершил серьёзное преступление, он надругался над малолетней внучкой Сима и, спасаясь от мести, бежал в эти края. Господь осерчал и проклял весь род Кнаана на веки вечные. И как выяснилось – не напрасно. Ханаане подвержены разным порокам, веруют в истуканов, устраивают человеческие жертвоприношения. Смотри только, не позаимствуй у них эти мерзости, Господь не простит.

– Что ты, Габр, ни в коем случае.

– Вот поэтому род Кнаана будет пресечён. Им на смену придут твои потомки. Таково решение Господа. У тебя будут и другие сыновья от других женщин, но их потомки проживать будут в других местах. От тебя пойдут большие народы.

– Твои слова поразили меня, но раз так, то Слава Всевышнему, – воскликнул Абрам. – Могу ли я возвести здесь жертвенник и воздать хвалу Господу?

Габр поднялся на ноги, и Абрам последовал за ним. Габр бросил на землю свою трубочку, из которой он выпускал дым, и придавил её ногой.

– Конечно, Абрам. Так и сделай. Сооруди жертвенник и воздай хвалу Господу. Прощай, Абрам, наша встреча не последняя.

– Прощай, Габр.

Посланник Божий исчез, и Абрам поспешил в обратный путь.

– Я многое не понял из того, что Посланник Божий говорил мне, – сказал он Лоту, – но понял главное: Господь узрел нас и благоволит нам.

Вместе с Лотом он воздвиг на горе жервенник и принёс Господу обильное жертвоприношение.

 

 

 


Купить доступ ко всем публикациям журнала «Новая Литература» за ноябрь 2015 года в полном объёме за 197 руб.:
Банковская карта: Яндекс.деньги: Другие способы:
Наличные, баланс мобильного, Webmoney, QIWI, PayPal, Western Union, Карта Сбербанка РФ, безналичный платёж
После оплаты кнопкой кликните по ссылке:
«Вернуться на сайт продавца»
После оплаты другими способами сообщите нам реквизиты платежа и адрес этой страницы по e-mail: newlit@newlit.ru
Вы получите каждое произведение ноября 2015 г. отдельным файлом в пяти вариантах: doc, fb2, pdf, rtf, txt.

 


Оглавление

1. Часть первая. Род Авраама.
2. Глава 1. Веление Господа.
3. Глава 2. Абрам и Сара.
610 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.04 на 30.05.2025, 19:35 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


Литературные блоги


Аудиокниги




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!