Форум журнала "Новая Литература"

24 Июнь 2025, 21:18:25
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за май 2025 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: [1]
1  Авторские разделы / критика Литературная / Обсуждение: Рецензия на книгу «Корень, или Миф о том, как рождается человек» : 28 Май 2025, 19:58:54
критика Литературная. Рецензия на книгу «Корень, или Миф о том, как рождается человек».

Автор: Светлана Бедункевич

 

Современная притча Елены Тимохиной – это не просто авторский миф, но попытка заново поговорить с читателем о первичных категориях: разрушении и созидании, силе и слабости, ответственности и любви. Повесть «Сильные. Слабые. Люди» не укладывается в рамки одного жанра. Это одновременно философская сказка, античная трагедия и лирическое размышление о природе власти.

На первый взгляд, сюжет прост: четыре повелителя стихий – воды, огня, ветра и земли – вступают в разрушительный конфликт. Мир стоит на грани гибели. Дедушка Корень, прародитель всех стихий, оставляет им росток как символ надежды, требующий объединения ради жизни. Герои принимают вызов, и за сто лет росток превращается в лес – их общее сердце. Но однажды разрушительная ярость берёт верх – и всё, что создано, снова уничтожено.

В центре повести – парадокс: всесильные духи оказываются бессильными перед хрупкой жизнью, а люди, слабые и беззащитные, – единственными, кто способен этот мир спасти. Повествование Елены Тимохиной рождает ассоциации с притчами Экзюпери, с «Песней о Роланде», с мифологемами, в которых трагедия героев рождает новое человечество...

2  Авторские разделы / критика Литературная / Обсуждение: Рецензия «Ещё одна глава «петербургского текста» (о романе В. Захарцова «Винтажъ»)» : 26 Март 2024, 13:54:18
критика Литературная. Рецензия «Ещё одна глава «петербургского текста» (о романе В. Захарцова «Винтажъ»)».

Виталий Захарцов «Винтажъ». – М., Стеклограф, 2023.

 

Тянется летопись петербургского текста, каждый новый роман – как новая глава в эту бесконечную книгу. Своё исследование этого феномена Владимир Топоров начинает со слов:

 

И призрачный миражный Петербург («фантастический вымысел», «сонная грёза»), и его (или о нём) текст, своего рода «грёза о грёзе», тем не менее принадлежат к числу тех сверхнасыщенных реальностей, которые немыслимы без стоящего за ними целого и, следовательно, уже неотделимы от мифа и всей сферы символического.

 

Эти слова как нельзя лучше характеризуют второй роман писателя Виталия Захарцова «Винтажъ», выпущенный через год после первого (справочно: дебют этого автора можно считать удачным: лонг-лист «Большой книги – 2023»). Выпустило это произведение московское издательство «Стеклограф».

Автор – Галина Шпилевая
3  Авторские разделы / критика Литературная / Литературная критика. Статья «Может ли психология быть реально грязной?» : 23 Март 2024, 16:39:29
критика Литературная. Статья «Может ли психология быть реально грязной?».

...Если в реализме (настоящем реализме, литературном направлении) сущность героя полностью определялась средой, в модернизме героя выдёргивали из среды и тем самым увеличивали его самоценность, то в постмодернизме ценность героя постулируется как абсолют. Герой не зависит ни от среды, ни от общественной значимости литературного конфликта, даже – от привычного деления на положительных и отрицательных. Герой ценен потому, что он герой = главное действующее лицо. Со своими собственными психологическими заморочками.

Грязный реализм Буковски (как самостоятельная часть постмодернизма) продолжает вектор предшествующей литературы (антропоцентризм и гуманизм), но уже без прекраснодушной риторики. Аксиология человечности сохраняется, а вот задача меняется. Теперь она формулируется как: реабилитация человека после его развенчания.

Причём специфика прозы Буковски (и это очень видно на примере данного рассказа) заключается в том, что в рамках текста не показан сам процесс развенчания. Что довело героиню до жизни такой, в чём причина её душевной травмы, всё это остаётся за кулисами действия. Отсюда и типаж его героев – маргиналы, социально НЕвключённые, уже пострадавшие и уже явно травмированные. Т.е. безусловные кандидаты на реабилитацию.</p> <p>А вот возможна ли реабилитация в принципе?..

Автор – Гореликова
4  Авторские разделы / критика Литературная / Обсуждение: Критическая статья «Побег как возвращение» : 05 Февраль 2024, 20:30:17
критика Литературная. Критическая статья «Побег как возвращение».

О рассказе Соломона Сапира «Побег»

 

...Важно, что в рассказе «Побег» главный герой представлен как архетипический образ, который вариативен, но в то же время легко узнаваем.

И самое интересное то, что автор рассказа (более чем уверена) совершенно об этом не думал. В смысле, не думал, что пишет очередную главу ленинианы. Автор действовал по тонкой писательской чуйке, которая есть признак несомненного таланта. Автор писал рассказ (допускаю, основанный на реальном факте) и настолько сжился с логикой действия, что воспроизвёл не только внешние обстоятельства, но и внутренние, т. е. коллективное бессознательное. И, кстати, это тоже свойство авангарда.

Борис Гройс в своей книге «Искусство утопии» писал: «Авангардистские тексты и объекты являются машинами архаического бессознательного, инструментами «вещественной магии», которую русский авангард часто идентифицировал с архаическим пластом русской жизни, русского народного искусства и языка» (С).

Получается, что даже если талантливый автор пишет о своём времени, то его талант переводит актуальный текст в вечные регистры. Спустя сто лет никто уже толком не представляет, какие именно вопросы герой рассказа намеревался задать Николаю, о чём запросить женотдел и что такое НКТ, однако текст настолько хорош, что в нём проступают вневременные черты, признак настоящего искусства...

5  Авторские разделы / критика Литературная / Обсуждение: Рецензия «Сказка о кошке Айзе и быль о таланте автора» : 25 Январь 2024, 21:16:36
 Улыбающийся
6  Авторские разделы / критика Литературная / Обсуждение: Рецензия «Искра таланта в творчестве Светланы Бедункевич» : 22 Январь 2024, 12:47:55
 Улыбающийся
7  Авторские разделы / критика Литературная / Обсуждение: Критическая статья «"Спросите об этом Эйнштейна"» : 01 Январь 2023, 20:32:08
критика Литературная. Критическая статья «"Спросите об этом Эйнштейна"».

Ольга Александрова

 

...Уверена, что читатели и авторы журнала «Новая Литература» оценят по достоинству труд его создателей, собравших в одном выпуске и разнотональные поэтичные сборники, и разножанровые прозаичные истории. Рассказы интересны своей незамыленной проекцией на мир, а стихи привлекательны своей лиричной распахнутостью. Критические обзоры, даже те, которые резко рассуждают о композиционной бестолковости «экспонатов», цепляют своей некоммерческой искренностью.

Хочется продолжения дискуссии.

Хочется, чтобы слова обязательно дошли до вдумчивого и чувствующего читателя...

Ольга Александрова
8  Авторские разделы / критика Литературная / Обсуждение: Статья «В унисон с природой человек способен подняться выше суеты…» : 25 Декабрь 2022, 22:52:20
критика Литературная. Статья «В унисон с природой человек способен подняться выше суеты…».

Ольга Александрова

 

Литературный обзор одного из старейших творческих изданий Сибири «Северо-Муйские огни», журнал «СМОг» №5/93/2022.

 

Журнал публикует произведения как известных, так и начинающих писателей и поэтов, отдавая приоритет авторам, ставящим акцент в своём творчестве на укреплении отношений природы и человека. Распространяется на территории России, стран СНГ, Европы и Северной Америки.

Дух романтизма, любовь к природе и человеку, к его созидательному труду и духовному творчеству стали основой создания литературного журнала, первыми авторами которого явились сами строители-бамовцы.

 

Мир человека гармоничен не только наличием в нём приобретённых знаний и умений, высочайших ценностей и нравственных понятий, а в балансе и умении определять, «что такое хорошо, а что такое плохо» в консенсусе этих ценностей. Как не бывает в науке абсолютной доказательности, подразумевая погрешность, так и не бывает в природе начала без конца. Всё перетекает из одного вакуума в другой, создавая «ложные вакуумы» и чёрные дыры.

Темы русского космизма, природы и сущности, человека и бытия прошли через весь номер журнала, начавшись со статьи литературного критика, культуролога Нины Ищенко «Демиург и София в мире Стартрека: гностические идеи в фильме «USS Каллистер», критический взгляд на религиозную мифологию через научно-фантастическую киноиндустрию. Обсуждение гностической иерархии мира с её нестандартным представлением о сотворении и продолжении жизни, отклонением от общепринятых биологических и метафизических законов, гнушением плотью, всегда приковывало интерес, особенно в визуализации фантазийной драматургии. Автором проанализированы и приведены сравнения гностического мифического и христианского религиозного течений в аспекте художественного замысла. В статье изложена цель киноэпопеи и раскрыты основные задачи человеческой жизни с позиции гностика, отвергающего всё телесное и считающего сотворение мира в его разрушении, а пробуждение жизни – в перерождении душ, отрываясь от всего «нечистого». Возможно, статья будет любопытна тем, кто интересуется гностикой как явлением мифического оккультизма. Что касается разбираемого фильма, то он так же далёк от научной фантастики, как и гностическая космогония от христианского мифотворчества...

9  Авторские разделы / критика Литературная / Обсуждение: Рецензия «Лингвистическое танго» : 17 Октябрь 2022, 18:43:10
критика Литературная. Рецензия «Лингвистическое танго».

на сборник стихотворений Фаины Судкович

 

Если женщина любит ушами, то чувства литературного критика пробуждаются лингвистической гармонией текста. От того, как ладятся между собою звуки поэтической речи, он может испытать восторг. А вслед за восторгом – полюбить. Для меня преддверием этого чувства обычно оказывается неудержимое желание продекламировать прочитанное вслух тому, кто окажется рядом. Озвучить, чтобы разделить с другими зарождающееся чувство и убедиться: да, это оно. Так получилось и на этот раз: в поэта Фаину Судкович я влюбился с первого взгляда. Влюбился, предощутив нахлынувшее чувство в одном только названии сборника её стихов, который предстояло открыть – названии ярком и смелом, изящном и смешном, интригующем и двусмысленном. Так назвать свой сборник могла только Она. И с первым же его стихотворением я выскочил из-за стола и прочитал его вслух повторно. Коллеги оценили моё выступление и посоветовали направить его энергию в рецензию. С радостью...

Андрей Ларин
10  Авторские разделы / критика Литературная / Обсуждение: Статья «Литературные небылицы» : 23 Сентябрь 2022, 18:38:23
критика Литературная. Статья «Литературные небылицы».

...Именно этим уважаемым господам россияне должны аплодировать за то, что национальное медийное пространство и отечественная литература пользуются во всём мире большой любовью и благородным почитанием, правда, пока с минусовым сальдо.

11  Авторские разделы / критика Литературная / Обсуждение: Рецензия «Миражи пустыни – или фантомы реальности?» : 06 Август 2022, 07:17:40
критика Литературная. Рецензия «Миражи пустыни – или фантомы реальности?».

О повести Геннадия Литвинцева «Шесть дней месяца Авив» (журнал «Новая Литература», 31.03.2021)

 

...Сюжет повести позволяет вывести персон большого бизнеса и тайной политики, обычно избегающих лишнего внимания и славы, предпочитающих оставаться в тени, за кулисами, над схваткой, вне протокола, из их закрытых кабинетов –в пустыню, на ветер, под солнце библейских истин, в мир преданий и вечных образов. В таких непривычных для них условиях обнажается всякая ложь, открывается настоящая цена дружеским отношениям, любовным чувствам, родственным связям. Сакральное путешествие замышлялось участниками, как духовное очищение, возвращение к истокам, к своей подлинной, глубинной природе, утраченной в мире современного бизнеса и эрзац-ценностей. Их вела идея отправиться в скитания, чтобы, свергнув идолов политикума и биржи, вернуться с обретённой духовной свободой. Увы, «пилигримы» выбрали слишком простой способ реабилитироваться в истории. Без сущностных перемен в душе скоротечное «приобщение» к традициям и вере оказывается маскарадом. Ритуальное путешествие из суетливого московского апреля в библейский «месяц Авив» привело лишь к разладу и взаимному отчуждению участников и окончилось драмой...

12  Авторские разделы / критика Литературная / Обсуждение: Критическая статья «Трудный путь искупления» : 04 Май 2022, 10:19:29
критика Литературная. Критическая статья «Трудный путь искупления».

Автор: Марианна Марговская


 


Историческую повесть Юлии Рубинштейн «Сто двадцать восьмой пикет» можно назвать подробнейшим экскурсом в советское прошлое – со всеми его бытовыми и социальными подробностями, межличностными перипетиями, трагическим отпечатком сталинского периода и, разумеется, характерным «скелетом в шкафу», вокруг которого и строится основная интрига повествования. Перед глазами читателя разворачивается многостраничная семейная сага, которая охватывает полувековой период нашей страны и судьбы нескольких поколений, отражённые в образах членов одной фамилии. Молодой отпрыск рядовой питерской семьи инженеров, студент-железнодорожник Андрей Щемилов в начале 2000-х годов внезапно узнаёт страшную семейную тайну, которую родители с самого детства скрывали от него и его младшей сестры Лиды: их дед по мужской линии, ветеран Ленметростроя Андрей Яковлевич Щемилов, которого они считали давно погибшим, возможно, всё ещё жив…

Страниц: [1]

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!