HTM
Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2017 г.

Соломон Воложин

Шутка

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 3.06.2007

Федор Раухвергер, молодец, не прореагировал на мой выпад «Опять кто-то не прав». А я хочу повиниться перед ним и читателями.

Я тогда решил рискнуть и не читать ни о нем, ни других его рассказов.

Он же о них написал, сейчас прочел, в связи с публикацией нового: «в стиле постмодернистского абсурдизма». И, пожалуй, правильно.

А поскольку для меня постмодернизм это пофигизм преимущественно (не осталось, мол, стоящих идеалов), то не отнести эти рассказы к идеологическому искусству я не могу (отсутствие идеалов это тоже как бы идеал), но так как, по-моему, само искусство не может быть рождено без наличия идеала, то прозываю я такие порождения околоискусством.

Талант есть и не дает художнику молчать. А идеала нет. Вот и получается околоискусство.

Так поскольку я больше выступаю в «Новой литературе» на коньке «лжехудожественное», то сделаю шуточный обзор рассказов Раухвергера, руководствуясь тем критерием художественности, который когда-то, в молодости, первым попался мне на глаза, когда я приступил к самообразованию, чтоб научиться самому определять, по какому признаку, скажем, у Леонардо да Винчи – шедевры, а у кого-то – нет.

Самоучитель был такой – Ион Э. Введение в эстетику. М., 1964.

Ион писал (чушь, конечно), что в стихотворении есть те заветные слово-два, ради которых оно написано. В них и заключен художественный смысл целого.

И вот какие «ключевые слова» я нашел в рассказах Раухвергера, «подтверждающие» его самооценку и мое мнение о постмодернизме.

«Бессонница – рулеZ!» («поток сознания» человека, не вполне психически нормально себя чувствующего) – «мне всё равно».

«100» («поток сознания» во время бессонницы) – «и <…> [понимай, успокоившись] начал писать этот рассказ. Жалко только, что в такой час уже никому не скажешь «спокойной ночи»».

«SPAider» (повествование от имени всеведущего автора, находящегося в зоне сознания и речи героя, выдающего «поток сознания» во время бессонницы) – «на фиг».

«Без паники» (почти «поток сознания» во время балдежа в кофейне и, немного, вне ее) – «мне по фигу».

«Беседа двух галлюцинирующих литераторов» (балдеж этих двух в пустой комнате) – «Мир однообразен».

«Двойник» (повествование от имени всеведущего автора, находящегося в зоне сознания и речи героя, выдающего «поток сознания» в связи с путешествием в будущий, 2004-й год, из 1934-го) – «не произвели на него [путешественника] ожидаемого читателем [читателем рассказа (тут – выход за рамки повествования)] грандиозного впечатления».

«Диалог на выходе из магазина «Путь к себе»» (таки диалог) – «– Не знаю. – Я о том же».

«Западный ветер» (внутренний монолог наркомана о запахе свободы) – «кто в кабак, а кто косяк бряк [видно, от слова «окосеть»]».

«Зина из резины или душещипательная история любви» (как кукла для взрослых полюбила постоянного клиента) – «Он вздохнул и, сказав сам себе что-то по-грузински, пошёл дальше по своим делам [в миг успокоился]».

«Как замутить с девчонкой» (на фоне страданий от Чечни) – «ни фига».

«Китька» (монолог котенка художника-наркомана) – «скучно».

«Мать вашу ТАК!» (самоотчет об участии в Оранжевой революции) – «под знаком анального вау-фактора».

«Монолог с действием-2» (монолог безответно влюбленного ленивого студента) – «А стоит ли вообще хоть что-нибудь тех усилий, которые я ко всему всегда привык прилагать?!»

«Плоды просвещения-2» (повествование от имени всеведущего автора, находящегося в зоне сознания и речи героя, объекта клонирования) – «не совсем настоящий».

«Плоды просвещения-3» (хроника сумасшедшего дня одного журналиста) – «офигевать».

«Последствия болезни» (мысли в приемной у венеролога) – «пофигу».

«Притча о великом суфии Мухаммеде Биляди» (повествование о том, как оригинально смирял свою гордыню данный суфий) – «однако» (4 раза).

Однако хватит.

Разве что по «Проще счастья» еще раз пройтись.

В постмодернистском свете представший передо мной Раухвергер этим рассказом напомнил мне сцену из советского фильма «Журналист». Оказавшийся на Западе журналист заходит в почти пустое кафе и из пустого любопытства, опустив монету, запускает автомат, кино-бинокль. А там – стриптиз. А он же советико морале. Оглянулся – никто на него не обращает внимания. А стриптиз в автомате закончился перед самым интересным. За дальнейшее надо еще монету опустить. Оглянувшись еще раз и удостоверившись, что никому до него нет дела, он опустил. Так там во все убыстряющемся темпе прокрутилось все в обратном порядке. Нос тебе, советико морале! Опозорился перед самим собой герой. Обманул его автомат. Показал герою его моральную фальшь. На самом деле, – «сказал автомат», – все мы, когда естественные, – животные.

И рассказ Раухвергера тоже опозорил совка или ему подобного: заставил его хоть на секунду опуститься ниже животного. А если серьезно, то не в том-де дело, что ниже, а в том, что нет же, мол, абсолютного верха и абсолютного низа. Всё – относительно.

Столкнув навязывание со стороны героя чужим своего мироотношения (некое подвижничество даже) с мимолетностью его успеха, автор выразил свое безразличие и к герою, и к чужим герою. Всё – пофиг.

Молодец, Раухвергер. Творчески живет и там, где, казалось бы, невозможно жить.

 



27 декабря 2005 г.




От редакции:

С реакцией автора на критику Вы можете ознакомиться здесь.

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

11.07: Дмитрий Линник. Все красивые девушки выходят на Чертановской (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за март 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2017 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2017 года

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!