HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 г.

Архив публикаций за октябрь 2021

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018  2019  2020  [2021]  

январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   [октябрь]  


20 октября 2021

Виктор Парнев

Эссе «Белокурая бестия против нацизма»

к юбилейной дате Марлен Дитрих

 

...Одним из таких её мужчин был Эрих Мария Ремарк. Соотечественник, земляк (пруссак, как и она), такой же творческий человек, ну и, что самое важное, единомышленник. Оба они твёрдо и бескомпромиссно отнеслись к тому, что произошло на их родине. Но ведь мало отнестись к чему-то тем или иным образом, главное, в чём у тебя это выразилось, поговорил ты об этом с друзьями, пожаловался маме, или же заявил во всеуслышание. Они – заявили. Каждый по-своему, но без обиняков и очень громко. А поскольку оба были мировыми знаменитостями, их декларативная позиция стала известна всем и сослужила свою службу, кого-то поддержала, укрепила его дух, кому-то раскрыла глаза, кого-то подтолкнула к борьбе против зла.

В том, что нацизм есть зло, не сомневались ни Хемингуэй, ни Чарли Чаплин, ни Ремарк, ни Марлен Дитрих, ни Лион Фейхтвангер, ни Бертольд Брехт. Но Чаплин был англичанином, Хемингуэй американцем, а Брехт и Фейхтвангер – евреями. Их анитифашизм был делом понятным. Но вот эти двое – чистокровные немцы, не обиженные судьбой, обласканные публикой и прессой, не нуждающиеся ни в чьей и ни в какой поддержке. Чего им не хватало?

Они отважились на то, на что не отважился тогда ни один другой немец. Они осудили и обвинили весь свой народ. Это было необычно, непривычно и не всем понятно...

19 октября 2021

Татьяна Воронова

Сборник стихотворений «Дверь в лето»

Сверхсрочное лето – его третий год мне дарит
Всевышний, такой непонятный в Своих щедротах.
Природы капризы? Нет – времени и пространства
Изгибы, смещенье, смешенье... границы тают:

Осенняя степь – и беспечная синь июля,
В сухой желтизне – виден след узкоглазых конниц,
А полдень ложится в ладони солнечной гроздью,
Налитой лучами Неаполя и Сиены.

Сентябрьское лето – наверное, август месяц
И тридцать четвёртое держит число в запасе.
Река времён пробивает новое русло –
И всё возвратимо... и всё до конца возможно...
18 октября 2021

Алексей Видьманов

Новелла «Объятие вестницы»

...«Мне нужно что-то найти… чем же это сделать?» – соображал Станислав, выдвигая один за одним ящики кухонного гарнитура. Глаза его жадно блуждали по шкафам, из которых через мгновение полетели банки с приправами и крупами, потом снова копание в ящиках, и вот уже в руке, будто приклеенный, оказался серебристый нож с крупными зазубринами. Чуть замешкавшись с выбором места своей казни, бедолага бросился в комнату. В темноте косой прямоугольник света от ночника зловеще пялился на него тусклыми обоями. Станислав Вадимович сделал несколько шагов к дивану и, не дойдя до него всего ничего, осел по стене на пол, едва не опрокинув ночник. Правая рука всё ещё сжимала рукоять ножа, и желание покончить с собой росло, как злокачественная опухоль, разрастаясь и проникая во все измученные алкоголем органы...

17 октября 2021

Художественный смысл

Критическая статья «Я – против!»

...Очень уж популярен Ван Гог. Все его как бы знают. Вошёл в массовую культуру. Кругом полно репродукций его картин. Его шокирующая – дикие мазки – техника больше не шокирует. Отчаянный крик его души – уже всем не крик. А крик Стоуна от имени Ван Гога: «Наш мир, видимо, создан в спешке, в один из тех чёрных дней, когда у творца был помрачён разум», не вспоминает даже тот, кто Стоуна читал. И – мы слепы, что небо с облаками нагло нарисовано… серо-синими окологоризонтальными дрожащими чёрточками на жёлто-зелёном фоне. Дальние холмы – нагло тёмно-зелёными, но не дрожащими, чёрточками на почти таком же фоне. Дым – нагло полуколечками белого и голубого. Средней дальности деревья – зелёными околовертикальными линиями на бледно-зелёном фоне. И вообще кругом эти линии, линии и линии. Мол, шифер на крышах, мол, грядки на огородах. Чем «ближе», тем с большей сластью художник длил мазки. Будто он получал удовольствие в первую очередь  непосредственно от двигания рукой, а уж потом – от того, что получалось. Как он удержался, чтоб стены так не рисовать? А уж больше всего он оттянулся на длинноте мазка на мокрой грунтовой дороге.

Всё – противоестественно...

16 октября 2021

Владислав Вишневский

Рассказ «Сюрприз»

...Этюдный ящик через плечо, рюкзачок с зонтом и тубусом с другой стороны и… пешком. Без денег, понятное дело. В маршрутке без денег не комильфо, да и не далеко это. Для здоровья полезно. Художнику особенно. Топ, топ, топает… Я топаю. А вот и мой раритетик. Сейчас он, облитый проснувшимся солнцем, особенно картинно красив. К тому же ночью прошёл дождик. На всём лежит роса, кое-какие зеркально отсвечивающие пейзаж лужицы. Солнечные шпаги… Ярче выделяются краски, фактура, объём и контраст. Быстренько нашёл точку, с которой буду писать набросок… Расставил треногу с ящиком, поставил зонт. Прищурил глаз, осматривая натуру… В сфере моего внимания только сказочно красивый раритетик. Ах, какой он…

Трах, бах…

Треск. Скрежет… Я на боку… Отползаю. Пытаюсь подняться. Пятном мелькнувшая в моём периферическом зрении машина, красная иномарка, правым крылом сбивает мою треногу, цепляет меня… Резко останавливается. Над проёмом в ужасе открытый рот, молодое лицо, огромные на лбу глаза… Девушка. Подбегает ко мне, боится тронуть. Руки дрожат… У меня правое плечо саднит, словно кирпичом по голому телу проехали. Девушка суетится, отряхивает меня от пыли, помогает подняться, дует на расцарапанное плечо…

– Ой, ой… Вы ударились? Я помогу...

14 октября 2021

Софья Калинина

Сборник стихотворений «Камера-обскура»

лепит её из воска –
чтобы была по росту.
но что-то не поддаётся,
сыплется с плеч извёстка.
в пыли он пока не видит
её почерневших крыльев.
и думает: обессилев,
она же сама придёт.

когда-то уже лепили,
плавили и кроили.
но клада не находили:
ни мёда, ни вещества.
сдирается штукатурка
он по губам, как шутку,
ловит её, но жутко
смотреть на таких двоих.

заступничество ни к месту,
лучше бери и зверствуй,
чтобы увидеть бездну –
входи в неё без огней.
словно в пещеру – зверем,
иноком и плебеем
следуй своим инстинктам,
как голосу площадей.

как боли живых углей:
беги по ним, не касаясь,
так, как она, босая,
пошла бы за тем, кто смог
не пасть перед первой битвой.
но город твой – Константинополь
так же непрочен,
как ты непорочен
чтобы сражаться,
милый Мехмет.
13 октября 2021

Лачин

Романс в трёх вариациях «Чёрное»

...можно ли писать искренно, сосредотачиваясь при этом на формальных задачах? Думается, можно. Автор данного опуса очень любит «Отелло» Шекспира, не менее «Маскарада» Лермонтова и «Пентесилеи» Клейста, но писал как завзятый формалист. Любовь – сочетаема ли с формализмом? Кажись, да.

В данном случае задача усложнялась с каждым новым вариантом. В первой вариации нужно было приводить слово «чёрный» в каждой второй строке, при этом не изменяя сюжета Шекспира. При этом дать рифму в последнем четверостишии. Во второй вариации задача осложнилась рифмой. А слово «чёрный» должно было приводиться в первой и последней строке каждого четверостишия.

В третьем варианте была поставлена крайне формалистическая задача...

11 октября 2021

Иван Самохин

Сборник стихотворений «Сквозь кляп»

Буллинг –
Это боулинг человеком,
Его сердцем…
Сердцу в буллинге
Больно, как в улье.

И я там был,
Пыль, сопли пил,
Ну и
что дальше?
6 октября 2021

Владимир Мурашов

Эссе «Элеонора. Любовные муки классиков»

С большой уверенностью можно утверждать, что имя Элеонора, которым Пушкин называет Каролину Собаньскую, осталось в памяти Александра Сергеевича с лицейской поры. В одном из толстых журналов в 1815 году была опубликована романтическая повесть Илличевского о загадочной и прекрасной Элеоноре, проживающей на берегу Женевского озера, взаимности которой безуспешно добивается русский офицер Рослав. Неразделённые чувства Пушкина к Собаньской во многом напоминают «страстную любовь издалека» Рослава, описанную Алексеем Илличевским, его лицейским однокашником и соседом по аудитории.

Можно было остановиться на этом. Однако в мировой литературе была другая Элеонора, гораздо более известная читателям. Именно так называл свою возлюбленную французский поэт Парни, и это должно быть известно как Илличевскому, так и Пушкину...

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 года

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?

 


 

 

Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература»
Редакция: newlit@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 5.00 до 20.00 мск.)
Реклама: reklama@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 914 699 35 47 (с 2.00 до 13.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!