HTM
Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 г.

Соломон Воложин

Шутка

Обсудить

Критическая статья

Опубликовано редактором: Игорь Якушко, 3.06.2007

Федор Раухвергер, молодец, не прореагировал на мой выпад «Опять кто-то не прав». А я хочу повиниться перед ним и читателями.

Я тогда решил рискнуть и не читать ни о нем, ни других его рассказов.

Он же о них написал, сейчас прочел, в связи с публикацией нового: «в стиле постмодернистского абсурдизма». И, пожалуй, правильно.

А поскольку для меня постмодернизм это пофигизм преимущественно (не осталось, мол, стоящих идеалов), то не отнести эти рассказы к идеологическому искусству я не могу (отсутствие идеалов это тоже как бы идеал), но так как, по-моему, само искусство не может быть рождено без наличия идеала, то прозываю я такие порождения околоискусством.

Талант есть и не дает художнику молчать. А идеала нет. Вот и получается околоискусство.

Так поскольку я больше выступаю в «Новой литературе» на коньке «лжехудожественное», то сделаю шуточный обзор рассказов Раухвергера, руководствуясь тем критерием художественности, который когда-то, в молодости, первым попался мне на глаза, когда я приступил к самообразованию, чтоб научиться самому определять, по какому признаку, скажем, у Леонардо да Винчи – шедевры, а у кого-то – нет.

Самоучитель был такой – Ион Э. Введение в эстетику. М., 1964.

Ион писал (чушь, конечно), что в стихотворении есть те заветные слово-два, ради которых оно написано. В них и заключен художественный смысл целого.

И вот какие «ключевые слова» я нашел в рассказах Раухвергера, «подтверждающие» его самооценку и мое мнение о постмодернизме.

«Бессонница – рулеZ!» («поток сознания» человека, не вполне психически нормально себя чувствующего) – «мне всё равно».

«100» («поток сознания» во время бессонницы) – «и <…> [понимай, успокоившись] начал писать этот рассказ. Жалко только, что в такой час уже никому не скажешь «спокойной ночи»».

«SPAider» (повествование от имени всеведущего автора, находящегося в зоне сознания и речи героя, выдающего «поток сознания» во время бессонницы) – «на фиг».

«Без паники» (почти «поток сознания» во время балдежа в кофейне и, немного, вне ее) – «мне по фигу».

«Беседа двух галлюцинирующих литераторов» (балдеж этих двух в пустой комнате) – «Мир однообразен».

«Двойник» (повествование от имени всеведущего автора, находящегося в зоне сознания и речи героя, выдающего «поток сознания» в связи с путешествием в будущий, 2004-й год, из 1934-го) – «не произвели на него [путешественника] ожидаемого читателем [читателем рассказа (тут – выход за рамки повествования)] грандиозного впечатления».

«Диалог на выходе из магазина «Путь к себе»» (таки диалог) – «– Не знаю. – Я о том же».

«Западный ветер» (внутренний монолог наркомана о запахе свободы) – «кто в кабак, а кто косяк бряк [видно, от слова «окосеть»]».

«Зина из резины или душещипательная история любви» (как кукла для взрослых полюбила постоянного клиента) – «Он вздохнул и, сказав сам себе что-то по-грузински, пошёл дальше по своим делам [в миг успокоился]».

«Как замутить с девчонкой» (на фоне страданий от Чечни) – «ни фига».

«Китька» (монолог котенка художника-наркомана) – «скучно».

«Мать вашу ТАК!» (самоотчет об участии в Оранжевой революции) – «под знаком анального вау-фактора».

«Монолог с действием-2» (монолог безответно влюбленного ленивого студента) – «А стоит ли вообще хоть что-нибудь тех усилий, которые я ко всему всегда привык прилагать?!»

«Плоды просвещения-2» (повествование от имени всеведущего автора, находящегося в зоне сознания и речи героя, объекта клонирования) – «не совсем настоящий».

«Плоды просвещения-3» (хроника сумасшедшего дня одного журналиста) – «офигевать».

«Последствия болезни» (мысли в приемной у венеролога) – «пофигу».

«Притча о великом суфии Мухаммеде Биляди» (повествование о том, как оригинально смирял свою гордыню данный суфий) – «однако» (4 раза).

Однако хватит.

Разве что по «Проще счастья» еще раз пройтись.

В постмодернистском свете представший передо мной Раухвергер этим рассказом напомнил мне сцену из советского фильма «Журналист». Оказавшийся на Западе журналист заходит в почти пустое кафе и из пустого любопытства, опустив монету, запускает автомат, кино-бинокль. А там – стриптиз. А он же советико морале. Оглянулся – никто на него не обращает внимания. А стриптиз в автомате закончился перед самым интересным. За дальнейшее надо еще монету опустить. Оглянувшись еще раз и удостоверившись, что никому до него нет дела, он опустил. Так там во все убыстряющемся темпе прокрутилось все в обратном порядке. Нос тебе, советико морале! Опозорился перед самим собой герой. Обманул его автомат. Показал герою его моральную фальшь. На самом деле, – «сказал автомат», – все мы, когда естественные, – животные.

И рассказ Раухвергера тоже опозорил совка или ему подобного: заставил его хоть на секунду опуститься ниже животного. А если серьезно, то не в том-де дело, что ниже, а в том, что нет же, мол, абсолютного верха и абсолютного низа. Всё – относительно.

Столкнув навязывание со стороны героя чужим своего мироотношения (некое подвижничество даже) с мимолетностью его успеха, автор выразил свое безразличие и к герою, и к чужим герою. Всё – пофиг.

Молодец, Раухвергер. Творчески живет и там, где, казалось бы, невозможно жить.

 



27 декабря 2005 г.




От редакции:

С реакцией автора на критику Вы можете ознакомиться здесь.

453 читателя получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2025.03 на 22.04.2025, 13:28 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com (соцсеть Facebook запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской организацией) Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com (в РФ доступ к ресурсу twitter.com ограничен на основании требования Генпрокуратуры от 24.02.2022) Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы




Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Герман Греф — биография председателя правления Сбербанка

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

20.04.2025
Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием)
Дина Дронфорт

24.02.2025
С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать!
Алмас Коптлеуов

16.02.2025
Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.)
Анна-Нина Коваленко



Номер журнала «Новая Литература» за март 2025 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+
Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000
Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387
Согласие на обработку персональных данных
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Деревянные напольные вешалки для одежды magazin-veshalok.ru. . Стоимость места в колумбарии: цены на захоронение урны с прахом в колумбарии. . Тюнинг обвес на опель омега.
Поддержите «Новую Литературу»!