Соломон Воложин
Критическая статьяОпубликовано редактором: Игорь Якушко, 3.06.2007Федор Раухвергер, молодец, не прореагировал на мой выпад «Опять кто-то не прав». А я хочу повиниться перед ним и читателями. Я тогда решил рискнуть и не читать ни о нем, ни других его рассказов. Он же о них написал, сейчас прочел, в связи с публикацией нового: «в стиле постмодернистского абсурдизма». И, пожалуй, правильно. А поскольку для меня постмодернизм это пофигизм преимущественно (не осталось, мол, стоящих идеалов), то не отнести эти рассказы к идеологическому искусству я не могу (отсутствие идеалов это тоже как бы идеал), но так как, по-моему, само искусство не может быть рождено без наличия идеала, то прозываю я такие порождения околоискусством. Талант есть и не дает художнику молчать. А идеала нет. Вот и получается околоискусство. Так поскольку я больше выступаю в «Новой литературе» на коньке «лжехудожественное», то сделаю шуточный обзор рассказов Раухвергера, руководствуясь тем критерием художественности, который когда-то, в молодости, первым попался мне на глаза, когда я приступил к самообразованию, чтоб научиться самому определять, по какому признаку, скажем, у Леонардо да Винчи – шедевры, а у кого-то – нет. Самоучитель был такой – Ион Э. Введение в эстетику. М., 1964. Ион писал (чушь, конечно), что в стихотворении есть те заветные слово-два, ради которых оно написано. В них и заключен художественный смысл целого. И вот какие «ключевые слова» я нашел в рассказах Раухвергера, «подтверждающие» его самооценку и мое мнение о постмодернизме. «Бессонница – рулеZ!» («поток сознания» человека, не вполне психически нормально себя чувствующего) – «мне всё равно». «100» («поток сознания» во время бессонницы) – «и <…> [понимай, успокоившись] начал писать этот рассказ. Жалко только, что в такой час уже никому не скажешь «спокойной ночи»». «SPAider» (повествование от имени всеведущего автора, находящегося в зоне сознания и речи героя, выдающего «поток сознания» во время бессонницы) – «на фиг». «Без паники» (почти «поток сознания» во время балдежа в кофейне и, немного, вне ее) – «мне по фигу». «Беседа двух галлюцинирующих литераторов» (балдеж этих двух в пустой комнате) – «Мир однообразен». «Двойник» (повествование от имени всеведущего автора, находящегося в зоне сознания и речи героя, выдающего «поток сознания» в связи с путешествием в будущий, 2004-й год, из 1934-го) – «не произвели на него [путешественника] ожидаемого читателем [читателем рассказа (тут – выход за рамки повествования)] грандиозного впечатления». «Диалог на выходе из магазина «Путь к себе»» (таки диалог) – «– Не знаю. – Я о том же». «Западный ветер» (внутренний монолог наркомана о запахе свободы) – «кто в кабак, а кто косяк бряк [видно, от слова «окосеть»]». «Зина из резины или душещипательная история любви» (как кукла для взрослых полюбила постоянного клиента) – «Он вздохнул и, сказав сам себе что-то по-грузински, пошёл дальше по своим делам [в миг успокоился]». «Как замутить с девчонкой» (на фоне страданий от Чечни) – «ни фига». «Китька» (монолог котенка художника-наркомана) – «скучно». «Мать вашу ТАК!» (самоотчет об участии в Оранжевой революции) – «под знаком анального вау-фактора». «Монолог с действием-2» (монолог безответно влюбленного ленивого студента) – «А стоит ли вообще хоть что-нибудь тех усилий, которые я ко всему всегда привык прилагать?!» «Плоды просвещения-2» (повествование от имени всеведущего автора, находящегося в зоне сознания и речи героя, объекта клонирования) – «не совсем настоящий». «Плоды просвещения-3» (хроника сумасшедшего дня одного журналиста) – «офигевать». «Последствия болезни» (мысли в приемной у венеролога) – «пофигу». «Притча о великом суфии Мухаммеде Биляди» (повествование о том, как оригинально смирял свою гордыню данный суфий) – «однако» (4 раза). Однако хватит. Разве что по «Проще счастья» еще раз пройтись. В постмодернистском свете представший передо мной Раухвергер этим рассказом напомнил мне сцену из советского фильма «Журналист». Оказавшийся на Западе журналист заходит в почти пустое кафе и из пустого любопытства, опустив монету, запускает автомат, кино-бинокль. А там – стриптиз. А он же советико морале. Оглянулся – никто на него не обращает внимания. А стриптиз в автомате закончился перед самым интересным. За дальнейшее надо еще монету опустить. Оглянувшись еще раз и удостоверившись, что никому до него нет дела, он опустил. Так там во все убыстряющемся темпе прокрутилось все в обратном порядке. Нос тебе, советико морале! Опозорился перед самим собой герой. Обманул его автомат. Показал герою его моральную фальшь. На самом деле, – «сказал автомат», – все мы, когда естественные, – животные. И рассказ Раухвергера тоже опозорил совка или ему подобного: заставил его хоть на секунду опуститься ниже животного. А если серьезно, то не в том-де дело, что ниже, а в том, что нет же, мол, абсолютного верха и абсолютного низа. Всё – относительно. Столкнув навязывание со стороны героя чужим своего мироотношения (некое подвижничество даже) с мимолетностью его успеха, автор выразил свое безразличие и к герою, и к чужим герою. Всё – пофиг. Молодец, Раухвергер. Творчески живет и там, где, казалось бы, невозможно жить.
От редакции: С реакцией автора на критику Вы можете ознакомиться здесь. |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
||
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Деревянные напольные вешалки для одежды magazin-veshalok.ru. . Стоимость места в колумбарии: цены на захоронение урны с прахом в колумбарии. . Тюнинг обвес на опель омега. |