Форум журнала "Новая Литература"

23 Сентябрь 2020, 10:22:32



Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
  Просмотр сообщений
Страниц: 1 2 [3] 4 5 6
31  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Рутгер Хауэр» : 19 Декабрь 2014, 22:06:33
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Рутгер Хауэр».

...Роман Оленев: Господин Хауэр, хотелось бы поделиться своими наблюдениями относительно вашего творчества. Мне кажется, что для режиссёра вы являетесь идеальным актёром, когда надо воплотить на экране образ человека, находящегося в пути. Причём, обязательно одинокого путника. Даже неважно, злого или доброго. Это касается и таких фильмов реалистичных, как «Попутчик», «Слепая месть», «Ярость», и многочисленных ваших фантастических фильмов. Как лично вы думаете, почему режиссёры видят в вас именно такого идеального одинокого-одинокого путника?

Рутгер Хауэр: Может, они просто понимают, кто я есть на самом деле.

Роман Оленев: То есть, вы тоже любите путешествовать, для вас свойственно пересекать различные пространства, это в вашей крови заложено?

Рутгер Хауэр: Да. Я люблю путешествовать, и если бы это было не так, то меня сейчас не было бы здесь. Это у меня в крови. Даже то, что вы сказали про одиночество – иногда это действительно нужно для того, чтобы сконцентрироваться. Грустное одиночество бывает только полминуты в год.

Роман Оленев: Из всей вашей фильмографии достаточно сильно выделяется фильм «Легенда о святом пропойце», где вы сыграли не сверхчеловека со сверхспособностями, а надломленного героя. Насколько для вас важна именно эта работа?

Рутгер Хауэр: Вы попали в точку, потому что начали с того, я снимаюсь в фантастических либо исторических фильмах. Я тоже это заметил, хотя так и не планировал. Но что я хочу сказать: на самом деле я изучал тщательно только один аспект актёрской игры и режиссуры, но очень острый – он касается правды. В своих персонажах я более правдив, чем большинство людей, более реалистичен. Я не совсем понимаю, как так получается – но у меня это получается. И это, наверное, связано с моим ощущением правды. На самом деле это очень нелегко, потому что если этого ощущения правды нет, то я неуютно себя чувствую. Мне необходимо верить. И когда мы снимаем фильмы, у меня просто волосы встают дыбом каждый раз от чувств, от ощущений. Если я сделаю вот так (роняет салфетницу), возможна только одна реакция – правдивая, настоящая. Это не игра, это постоянно случается. И когда во время съёмок случается такое, когда через них проходит жизнь, и это может быть что угодно. Может быть какой-то звук. Вот сейчас, например, работает холодильник. Он работает, вам это не нравится. Или там люди разговаривают. Звуки очень важны. Они меняют всю атмосферу. Если ты меняешь звук – вот это то, с чем я работаю. Это не столько работа, сколько проекты. То есть, я не работаю как сцена, которая проецирует, но – в обратном направлении. Не слишком много, но как раз достаточно. Слишком много – это для недалёких людей. То есть мы снимаем фильмы, а они – делают фильмы. Внутри своей головы. Это то, как я делаю, но я понимаю, что есть много других путей. То есть, это не единственный путь...

32  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Алексей Горбунов» : 16 Декабрь 2014, 00:55:23
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Алексей Горбунов».

...Роман Оленев: О фильме «Дом Солнца» Гарика Сукачёва вы сказали как о примере. Мне кажется, он даже старался, чтобы эта картина была понятна и близка не только продвинутой молодёжи, субкультурной, а в целом, чтобы он был интересен и массовому зрителю. И тем не менее, всё равно он в какой-то степени потерялся.

Алексей Горбунов: Так дело в том, что сейчас же у нас время продюсерского кино. К сожалению, но это так. Из, скажем там, двадцати продюсеров три толковых. На моём опыте – с кем я работаю, с кем я встречаюсь – это, к сожалению, жёсткая реальность. Если есть касса – продюсер работает. Нет кассы – всё. С картиной Гарика «Дом Солнца» получилось следующее. На премьере в «Пушкинском» – это был март месяц, практически три месяца назад – сесть негде было. «Пушкинский» – две тысячи зал, сесть негде. Причём, аудитория была такая: от пятнадцатилетних до шестидесятилетних людей. У меня моя знакомая, Виктория, приехала из Новосибирска, кстати, тоже, на премьеру спектакля – мы играли – и пришла на премьеру фильма. Она мне звонила потом после – это уже тётя, которой шестьдесят восемь лет, под семьдесят – она звонит, говорит: «Это не кино, это просто… Я проплакала весь фильм, – говорит, – я столько лет мечтала увидеть вот такую вот картину». Я точно так же. Я плакал там несколько раз, смотрел – картина, от которой я задыхался от счастья, потому что столько света, позитива, несмотря на драматизм в конце. И исполнение молодых актёров. Стас Рядинский и Света Иванова, вся молодёжь, они настолько там здорово сыграли! Это так снято! Козлов Серёжа снял, оператор. Фантастически! И всю историю в Крыму. И всю историю в Москве. И, в общем… Не было ни рекламы, никакой компании про продвижению картины, малое количество копий – и всё. И, к сожалению, всё. Как только этого нет, продюсер не хочет заниматься прокатом, а прокатчик тоже смотрит, директор кинотеатра говорит: «Кто это будет смотреть?». Вася, ты включай кино, посмотрят! Не надо на себя!.. Это колоссальная проблема сейчас. Как хороший фильм показать людям.

Роман Оленев: То есть, продюсеры – это как такая гадкая прослойка, которая мешает.

Алексей Горбунов: Ну я бы не сказал «гадкая». Продюсер в большинстве своём – это человек, который хочет заработать денег. Всё. Кроме заработка, его ничего не интересует. И это, к сожалению, так. Я сам люблю, я сам хочу заработать. Но есть вещи, где нельзя зарабатывать, где как бы нужно найти какой-то путь. Вот я, скажем, открыл бы кинотеатр, вот если б я там тоже был бизнесом, чтоб были у меня свободные деньги. Я бы открыл кинотеатр, я хотел бы быть владельцем кинотеатра, где шли бы картины, во-первых, старые советские картины, просто шли бы посеансово за билеты. А в день, скажем, Девятого мая у меня бы шли бы просто «В бой идут один старики», «Они сражались [за Родину]»… Мне не надо новых картин про войну. Не надо тратить деньги на новые картины про войну. То, что сняли великие в советское время – этого достаточно. На наших детей хватит, и детей наших детей ещё хватит. Потому что «В бой идут один старики», «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Летят журавли» – это великие фильмы. Они будут века – эти фильмы будут смотреть. Я бы хотел в кинотеатре, в котором я владелец и мне никто не указывает из продюсеров, что я покупаю, что не покупаю – так вот, наравне со старыми советскими картинами у меня шли бы новые – как «Дом Солнца», фильм «Я». У меня бы шёл «Бубен, барабан», например, где Негода сыграла просто фантастически и получила хоть – заслуженно – «Золотого орла» за лучшее исполнение женской роли. Это убийственное кино! И таких картин я много назову. Их не знает никто. Это молодые режиссёры.

Роман Оленев: Их не принимают маститые режиссёры, вот в чём беда.

Алексей Горбунов: Их не принимают продюсеры и прокатчики, всё. Как только видишь, что, по их мнению, эта картина не соберёт. Но если грамотно, ещё раз повторяю, если грамотно процесс поставить. Если, скажем, вот в Одессе, или в Киеве, или в Москве будет кинотеатр специализированный. В Москве есть такой – «35 миллиметров». Но там идёт, в основном, западное кино. В основном, как правило, западные альтернативные картины. Я бы делал наши. Мало того, я бы показал, что можно собрать, можно. Просто аудитория нужна. Ну есть же люди. Вот мы сейчас говорим, ты называешь картины, я их называю, ещё какие-то парни называют. Их надо собирать, этих людей...

33  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Квартет И» : 08 Декабрь 2014, 12:55:30
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Квартет И».

Если в прошлый раз мы общались с двумя артистами и по отдельности, то на этот раз у нас даже появилась возможность коллективного разговора. Дело в том, что в Одессу приехал «Квартет И». Этот творческий коллектив, в котором, кстати, некоторые участники – одесситы, на сегодняшний день поставил много успешных комедийных спектаклей, на основе некоторых из них уже сняты успешные фильмы, как раз с участием артистов из квартета. В частности – совсем свежая кинокомедия «О чём говорят мужчины».

Вот, о новом фильме, ну и о театральных работах тоже, мы и поговорили с участниками квартета...

34  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Месье Амедей» : 04 Декабрь 2014, 12:54:26
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Месье Амедей».

Давно у нас уже в рамках «Стоп-кадра» не возникало ситуаций диалога с артистами. И вот как раз гастроли петербургского театра, который привёз в Одессу комедийный спектакль «Месье Амедей», предоставили нам такую возможность. Жаль, только времени у нас у нас было мало, спектакль уже вот-вот должен был начаться, а мы ещё и планировали взять интервью сразу у двух артистов.

Это, во-первых, обаятельная, утончённая Ирина Мазуркевич, известная широкому кинозрителю ещё по фильму «О бедном гусаре замолвите слово» или, например, по картине Александра Митты с не менее замысловатым названием «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Ну разумеется, у актрисы есть и другие, куда более свежие киноработы, но о них, в общем-то, мало кто знает. И в целом Ирина Мазуркевич работает больше в театре, чем в кино. Ну а второй наш герой – это Илья Олейников, который и не нуждается в особом представлении.

В общем, нам повезло, и мы, хоть и не долго, но успели пообщаться и с Ириной Степановной, и с Ильёй Львовичем. Ну а начнём передачу, конечно же, с беседы с дамой...

35  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Броненосец "Потёмкин"» : 26 Ноябрь 2014, 21:42:50
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Броненосец "Потёмкин"».

...От забойного техно, написанного специально группой «Пет Шоп Бойз» к фильму Эйзенштейна, вернёмся всё же к самому Эйзенштейну, который и без техно, а тогда ещё при помощи музыки даже не Шостоковича, а Эдмунда Майзеля, первой музыкальной версии к фильму, ну а, прежде всего, самим ритмом хождения поршней погружал зрителя в транс. И сам Эйзенштейн говорил, что форма произведения должна воздействовать именно на архаичные механизмы психики. Тогда как содержание произведения должно быть ориентировано на современное, на логическое мышление. То есть, в целом Эйзенштейн делал всё, чтобы мобилизовать эмоциональные рефлексы зрителя и вот через эти рефлексы привести его к ощущению идеи фильма. А идея, как известно – победа революции, ну и в целом, доведение зрителя до революционного экстаза.

И потому неудивительно, что фильм даже некоторое время в некоторых странах был под запретом. Вот, скажем в Германии или Америке – в общем, там, где боялись распространения коммунистической идеологии. Но, правда, это не мешало тем, кто запрещал фильм, самим быть от него в восторге. Вот, скажем, Геббельс, ответственный за пропаганду Третьего рейха, мечтал создать свой, национал-социалистический «Броненосец "Потёмкин"». Геббельс отлично понял, что Эйзенштейн выступил как гениальный манипулятор сознанием. Он выбирал определённый смысл, который ему был нужен, и очень чётко его навязывал зрителю, уничтожая иные смыслы. В данном случае надо было нанести удар по православию и самодержавию. Так, по сути, обходясь без слов, Эйзенштейн, нанося короткие монтажные смысловые удары, бил по тем понятиям и как раз словам, которыми народ жил веками...

36  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Утомлённые солнцем 2» : 21 Ноябрь 2014, 10:35:04
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Утомлённые солнцем 2».

...Устрашающие лобовые метафоры свойственны Михалкову в последнее время. Вся эта сцена с руками чем-то напоминает финал фильма «12», где чувство ужаса от Чеченской войны зрителю передавалось тем, что на него неслась собака, держа в зубах именно что человеческую руку. А скажем так, художественной деталью, для ещё большего ужаса, были не тикающие часы, а золотой перстень, сияющий на пальце.

Ну а в «Утомлённых солнцем 2» оторванных рук, ног, вообще кровавых моментов несоизмеримо больше. Сам Михалков, кстати, говорит, что его фильм – это в какой-то степени ответ на кровавую картину Спилберга «Спасение рядового Райана», в своё время поразившую зрителей натурализмом, оторванными конечностями и вывалившимися кишками американских солдат.

И в картине Михалкова, а общем-то, по-своему не меньше физиологического кошмара. Смерть советских солдат на Великой Отечественной войне, пожалуй, ещё никогда не показывалась с такими жуткими кровавыми подробностями. Следуя за Спилбергом, Михалков так же выстраивает на экране ну прямо-таки натюрморты или пейзажи из изуродованной человеческой плоти. Но вот у Спилберга последствия страшного боя размывает морская вода, смешиваясь с кровью, превращаясь в своего рода кровавый прибой. А в картине Михалкова камера долго, внимательно созерцает тоже целое поле, усеянное телами советских солдат. И, скажем так, главным пейзажным элементом здесь уже является не вода, а снег.

Ну конечно, когда Михалков сам говорит, что его фильм – это в какой-то степени реакция на фильм Спилберга, он имеет в виду, прежде всего, не соревнование в показе анатомии смерти, а надеется, что, выбрав такой кровавый киноязык, ставший уже где-то привычным для молодого поколения, сумеет перебить тот внутренний идейный эффект, который возникал у зрителя после просмотра фильма Спилберга. Ведь если судить по картине американского режиссёра о Второй мировой войне, то возникает ощущение, что её выиграли американские и европейские союзники. Хотя известно, что они вступили в неё они только в сорок четвёртом, когда и так уже стало ясно, что Советский Союз рано или поздно разобьёт фашистов.

То есть, цель у Михалкова была очень конкретная: объяснить подрастающему поколению, кто на самом деле выиграл войну, кто вообще, прежде всего, воевал в этой войне. Вот ради этого он, наверное, и готов нам показывать то, как наматываются кишки на гусеницы танка, придумывает своему герою металлическую руку (с пальцами металлическими, которые напоминают то ли Терминатора, то ли Фредди Крюгера), прибегает и к другим физиологическим подробностям ради того, чтобы увлечь зрителя.

Помимо обмочившегося пионервожатого в исполнении Панина, показательна голая задница немецкого пилота, вообще вся сцена с фашистским засранцем...

37  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Короткое замыкание» : 11 Ноябрь 2014, 22:41:29
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Короткое замыкание».

...Особый интерес объединения в один фильм на тему любви режиссёров с такими разными вкусовыми пристрастиями в том, что никто из них, снимая свою короткометражку, даже приблизительно не знал, что параллельно снимали его коллеги, и это было главное условие женщины-продюсера. Авторы не должны были чувствовать себя участниками состязания, ну что ли киноолимпиады, не должны были сознательно или подсознательно оказаться под воздействием чужих творческих задумок.

Ну а ещё одним важным условием женщины-продюсера было то, что каждому нужно было рассказать историю о знакомстве, о самой встрече мужчины и женщины, показать, что называется, химию или физику первой встречи, когда два полюса – плюс и минус – соединяются и происходит эмоциональный разряд. Ну, как бы удар током.

Отсюда, собственно, и говорящее название фильма – «Короткое замыкание». Которое, к том у же, ещё и удачно подчёркивает и сам формат фильма. Ведь это сборник короткометражек, и все пять историй, все пять режиссёров как бы замкнулись на теме любовных токов, пробегающих между мужчиной и женщиной.

Естественно, каждого режиссёра замкнуло по-своему. Допустим, Иван Вырыпаев, чтобы максимально перевести разговор в плоскость чувств, специально устроил встречу героев не просто из совершенно различных социальных групп, а из разных стран – то есть, они не понимают язык друг друга. Тем самым Вырыпаев полностью отключил рациональное мышление, оставив лишь одни флюиды...

38  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Аватар» : 05 Ноябрь 2014, 16:54:06
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Аватар».

...А ведь неслучайно у героя вырвалось: «Что ты делаешь, Джейк?». Значит, всё же чует что-то неладное в своём поведении. Но в целом весь переход в голубое хвостатое состояние даётся Джейку без каких-либо моральных рефлексий. И в этом плане фильм тоже интересен.

Не будем говорить высоких слов о том, что это предательство не только землян, но и всего психологического кино. Но вот то, что, пожалуй, впервые в кинематографе не видно никакой внутренней работы героя по переходу из статуса «человек» в статус «инопланетянин» – это факт.

Всё случилось как-то само собой. Ну а потом, когда к Джейку, уже в облике инопланетянина, обращается его бывший командир – такой, слегка карикатурный вояка-папаша – с вопросом почти как у Тараса Бульбы: каково это, предавать Родину, сынок? – то наш герой на этот недетский вопрос только зашипит. А ведь мог бы что-то и ответить по-людски, даже если так не хочется возвращаться в человеческий облик. То есть, правота Джейка как бы и не требует пояснений.

Кстати, в фильме есть одна фраза, определяющая всё поведение плохих землян по отношению жителям планеты Пандора. Фраза такая: «Если у кого-то есть то, что тебе нужно, то объяви его врагом и грабь». Та вот, всё поведение героя, предавшего всё человечество, по сути, замаскировано подобной же риторикой. Если тебе надо кого-то предать – объяви его врагом и предавай. То есть, и в этом смысле «Аватар» если и не стирает, то размывает такие понятия, как родство и ответственность перед Родиной.

Кэмерон говорит, что правильный выбор в сто раз важнее Родины. Но, в принципе, отсюда не далеко до того, что Родина – это вообще предрассудок. А если так, то «Аватар» – это действительно новый этап в кино. Ну, разве было такое раньше, чтобы американец добровольно переставал быть американцем и вообще человеком и, с диким рёвом обращаясь к инопланетянам как к братьям, призывал их на войну с человеческим родом, от которого отрёкся?..

39  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Афганистан в кино» : 27 Октябрь 2014, 16:07:31
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Афганистан в кино».

...Кто знает, может быть, история и действительно была бы иной, если бы Советский Союз не решился на войну в Афганистане. За десять лет она выкачала соки из и без того уже одряхлевшей экономики, демонтировала в обществе образ Советской армии как армии-победительницы, способной решать любые задачи, ну и, наконец, расколола общество на тех, для кого Афганистан стал частью биографии, и тех, для кого он стал символом позора и тупика.

То есть, казалось бы, вся война была дикой и бессмысленной затеей. Но штука в том, что Советский Союз вёл себя в Афганистане ничуть не более бессмысленно, чем сегодняшнее поведение там Америки. Для Москвы тогда было важно, опять же, нанести удар по исламскому фундаментализму, ну и конечно, было важно поддержать коммунистическую партию и просоветское правительство, потому как в случае его падения это бы означало не просто удар по внешнеполитическим позициям – это был бы первый случай в послевоенной истории низложения просоветского правительства. То есть причины войны были типичными для любой сверхдержавы, преследующей свои амбиции.

Сегодня многие эксперты понимают ситуацию следующим образом. Да, ввод войск был роковой ошибкой Москвы. Но форсированный уход был роковой ошибкой вдвойне. Иначе бы там вскоре не оказались американцы. И вот когда смотришь фильм «Война Чарли Уилсона», построенный на постоянной циничной игре с хроникой, понимаешь насколько грандиозным поводом к веселью и пьянке для американской политической элиты стал вывод советских войск из Афганистана.

 

Кадры из фильма «Война Чарли Уилсона» (2007 г.):

 

– Мы видим проход последней колонны войск по мосту, соединяющему Афганистан с Советским Союзом.

– Смотри, что ты сделал, Чарли.

– Эй, эй! По традиции предлагаю поднять тост за побеждённых. Гас, твоё слово.

– Хорошо. Ну… За вас, ублюдки!

– Ха-ха-ха!

 

Фраза «За вас, ублюдки!», переведённая ещё мягко, в оригинале звучит «motherfucker», вообще вся эта сцена сразу же объясняет, почему фильм так и не вышел в российский прокат. Хотя, может, и зря. Ведь он даёт понять, что, несмотря на распад СССР и окончание холодной войны, пропагандистская война не заканчивается, и США, видимо, всегда будут считать Россию потенциальным врагом...

40  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Александр Ширвиндт в Одессе» : 19 Октябрь 2014, 16:22:32
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Александр Ширвиндт в Одессе».

Роман Оленев: А всё-таки как вы думаете, почему вот только лишь в самое последнее время сатира устарела, то есть, ещё в середине девяностых волне уместна была, сегодня – неинтересно, некого высмеивать, некому высмеивать.

 

Александр Ширвиндт: Ну, во-первых, понимаешь, «всё можно». Пока. И действительно уже, несут бог знает что, и бог знает кого, и несут не самым качественным и весёлым способом. И сразу становится бессмысленным. Когда это будет всё аллюзией, фигой в кармане, дефицит чего бы то ни было – свободы, автомобилей, еды и жилплощади – это необыкновенный стимул для хотения. Хочется сказать. Хочется купить велосипед. Когда говоришь, что хочешь, и имеешь, что хочешь – сразу…

 

Роман Оленев: То есть, вы думаете, сегодня нет какого-либо вообще дефицита? Может, он просто изменился? Какой-то новый дефицит возник?

 

Александр Ширвиндт: Обязательно. Дефицит возник новый – дефицит мировоззрения, дефицит душевности, дефицит общения, масса дефицитов, которые сейчас пока ещё никак не облечены ни в какую художественную форму, к сожалению.

 

Роман Оленев: И это отсутствие дефицита идёт во вред и кино, и театру. А какой-то выход вы видите из этой ситуации?

 

Александр Ширвиндт: Выход один – драматургия, пьесы, материал.

 

Роман Оленев: А никто не пишет.

 

Александр Ширвиндт: Не пишет.

 

Роман Оленев: А почему? Что мешает сегодняшним драматургам?..

 

Александр Ширвиндт: То, что они пишут, это такая графомания! У меня на столе: до чётвёртой страницы – думаешь: боже мой!

 

Роман Оленев: Что мешает, как вы думаете, написать сколько-нибудь достойную в художественном смысле пьесу и актуальную в то же время? Что мешает драматургам сегодняшним?

 

Александр Ширвиндт: Ну, то же самое, о чём я говорю.

 

Роман Оленев: Это отсутствие стимулов в виде дефицита?

 

Александр Ширвиндт: Многие махнули рукой. Нельзя сказать, что сейчас в России или на Украине исчезли и совсем не рождаются таланты, такого не бывает, это по генетике невозможно. Очевидно, они рождаются: или они говорят: «Да ну их, связываться!», или они не хотят этим заниматься. Потому что когда началась свобода, так называемая, перестроечная и все сказали: давайте. Все мы думали, что сейчас наши замечательные драматурги, там, Рощины, Горины, Володины… влезут в глубокие столы и вынут то, что вот… Никто, ничего. Никто «в стол» не писал...

41  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Фильмы-катастрофы» : 14 Октябрь 2014, 13:50:16
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Фильмы-катастрофы».

...Очень даже понятно, что, несмотря на всю свою суперзрелищность, сам жанр фильмов-катастроф после событий одиннадцатого сентября стал немного неуместным. И вот после некоторого перерыва, успокоившись, а заодно накопив новые технологии в спецэффектах, «фабрика грёз» породила грандиозный по масштабам фильм «2012». В нём ещё как никогда взрываются, идут трещинами торговые центры и супермаркеты и взрывной волной сносятся целые города. Но нам всё же этот фильм любопытен, прежде всего, не спецэффектами, а тем, насколько он вообще следует штампам жанра фильмов-катастроф, а насколько эти штампы ломает.

Ведь надо сказать, что картины подобного рода – как те самые близнецы-небоскрёбы: обычно они копируют друг друга. Меняется, и то не всегда, лишь способ уничтожения мира. А так одни сплошные клише. Например, само спасение мира происходит обязательно в последнюю минуту. Один из главных героев – всегда какой-нибудь неудачник, дождавшийся звёздного часа в экстремальной ситуации. Ну и, конечно, главный штамп – это определяющая роль Америки в спасении мира. Остальные нации обычно лишь в трепете сидят и молятся, а затем прыгают от радости, когда Америка таки спасает мир.

Так вот, картина «2012» в этом смысле расшатывает многие каноны. Начнём с того, что саму катастрофу предсказывает не американский учёный, как это обычно происходило, а учёный из Индии. И, пожалуй, впервые в картинах подобного жанра американский темнокожий президент обсуждает угрозу гибели мира с представителями других держав. Правда, это делает спустя полгода, как сам об этому узнал. Ну что ж, в конце концов, лучше поздно, чем никогда...

42  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Полторы комнаты» : 04 Октябрь 2014, 11:13:10
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Полторы комнаты».

...Фантасмагоричный фильм «Полторы комнаты», рассказывающий о Бродском, начиная с его детских лет, уникален по разным причинам. Начнём с того, что это вообще первая в истории художественно-кинематографическая попытка исследования судьбы Бродского. Да и потом, как вы заметили, картина поражает изобретательнейшей формой. А вообще, каким должен быть фильм, если он посвящён поэту? Конечно же, максимально образным. А у Бродского поэзия чрезвычайно плотно наполнена неожиданными метафорами, сложными ассоциациями. И авторы фильма это учитывают. В том числе, когда касаются темы гонения Сталиным евреев.

Их депортация на Дальний Восток по указанию Иосифа Виссарионовича выглядит в фильме как улетающая птичьим клином стая музыкальных инструментов, где преобладают в основном скрипки и виолончели. Кого-то, конечно, такая гиперметафоричность фильма может и не устроить. Но режиссёр и понимал, что, создавая кино о Бродском, он не может рассчитывать на массового зрителя. Ведь сам Бродский, его поэзия – одна из сложнейших и трудоёмких для читательского восприятия.

И тем не менее, я бы очень не хотел этим отпугнуть зрителя, так как фильм «Полторы комнаты», рассказывающий о нелёгкой судьбе поэта в эмиграции, о его тоске по родному Петербургу, где остались родители, – фильм очень многообразный. Он наполнен и юмором, и щемящей грустью, и удивительно тонкой игрой на нюансах великолепных питерских актёров, которые на мелочи не размениваются...

43  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Бесславные ублюдки» : 26 Сентябрь 2014, 15:02:44
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Бесславные ублюдки».

...Вообще, особенность тарантиновского фильма в том, что, говоря о еврейской мести, режиссёра абсолютно не заботит то, чтобы показать евреев благородными в своём мщении. При этом позиция Тарантино целиком на еврейской стороне. Он так и говорит, что снял военную сказку – да, он употребляет именно это слово, «сказку» – о том, как сбывается самая заветная еврейская мечта – отмщение.

Но ещё куда более интересно признание актёра Элая Рота, еврея по происхождению, сыгравшего в фильме того самого страшного и неуловимого еврейского мстителя по кличке Жид-Медведь, профилирующегося по вышибанию мозгов у нацистов. В интервью актёр поведал, что, оказывается, сутками может смотреть на то, как его герой до смерти забивает немцев, а сам фильм он называет «кошерным порно», так как для него, потомственного еврея, это, оказывается, почти сексуальное удовольствие – смотреть, как зверски убивают нацистов. Как говорится, без комментариев.

Ну и ещё хотелось бы привести слова продюсера картины Лоуренса Бэндера, работающего с Тарантино уже давно. Он тоже еврей и говорит, что не может забыть свой школьный опыт, когда над ним издевались за его национальную принадлежность. В общем, прочитав ещё сценарий «Бесславных ублюдков», он с любовью сказал Тарантино: «Спасибо тебе, суки сын, за то, что этот фильм – воплощение настоящей еврейской мечты».

Да и вообще, известно, что все американские евреи – друзья режиссёра – благодарят его за картину, где еврейская нация берёт реванш и мстит с гордо поднятой головой. Да, и гордо выдвинутой нижней челюстью в лице актёра Брэда Питта...

44  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Сумасшедшая помощь» : 20 Сентябрь 2014, 10:33:13
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Сумасшедшая помощь».

Одна из любопытных тенденций в современном новом российском кино за ушедший год – это явная обращённость к теме сумасшествия. Сумасшествия в самых разных его формах. Чуть ли не в каждой второй, ну или третьей картине, ставшей знаковой в две тысячи девятом году, эта тема так или иначе заявлена. Ну и главный герой фильма, соответственно, становится там ненормальным человеком, будь то шизофреник, юродивый, просто чудак – в общем, человек, которого нельзя назвать нормальным представителем социума. Связано это, видимо, с тем, что слишком уж всё вокруг сегодня рационально и прагматично. А вот такой герой – то есть, не от мира сего – позволяет взорвать ситуацию прагматичного равнодушия.

Ну вот смотрите: тема ненормальности, сумасшествия, отчётливо прозвучала и в фильме «Палата №6», и в фильме «Не думай про белых обезьян», по-своему, в «Царе» и, наконец, в картине с говорящим названием «Сумасшедшая помощь». Странное название фильма полностью отражает его сюжет. Его герой – пенсионер, бывший инженер, у которого шизофрения в стадии обострения. А проявляется безумие в том, что пенсионер одержим желанием помогать ближним. Он нашёл себе ассистента и спешит со своей сумасшедшей помощью к людям, даже если его об этом совсем не просят...

45  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Новогодние мультфильмы» : 13 Сентябрь 2014, 17:47:36
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Новогодние мультфильмы».

...В две тысячи десятом году это, может, уже и не очень уместно вспоминать, а всё же любопытно, что с двадцать пятого по тридцать шестой год о новогоднем праздновании, тем более, о таком масштабном праздновании, нельзя было и мечтать. Антирелигиозная пропаганда двадцатых годов снесла просто всё на своём пути. Ну, Рождество – это и так понятно. Но не пощадили ведь и Деда Мороза, и его испугались. В целом всё новогоднее празднование было объявлено «старорежимным обманом народных масс». Даже в самой ёлочке усмотрели поповский символ. Хотя, кстати, именно церковь до революции не сильно-то и приветствовала ёлку, видя в ней языческие отголоски. Но советская власть поступила просто: запретила и церковь, и ёлку. На каком-то этапе празднование Нового года и Рождества предлагалось заменить одним днём – Седьмого ноября. То есть предлагалось ввести новое летоисчисление – не от Рождества Христова, а от революции семнадцатого года. При таких делах, действительно, какой уж тут Дед Мороз. Вообще, зачем он нужен, если есть добрый дедушка Ленин, которого детишки должны полюбить ничуть не меньше.

Как обычно, и здесь тоже порядок в стране навёл товарищ Сталин. Праздник Рождество он, конечно, не вернул, но вот Новый год, Деда Мороза и ёлку реабилитировал. Новый год опять стал днём отсчёта нового времени и главным праздником ребят. А значит, появились добротные новогодние мультфильмы...

Страниц: 1 2 [3] 4 5 6

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!
Рейтинг@Mail.ru