Форум журнала "Новая Литература"

25 Апрель 2024, 11:24:29
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Номер журнала «Новая Литература» за март 2024 г.
  Просмотр сообщений
Страниц: 1 ... 4 5 [6]
76  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Александр Петров – уникальный художник-мультипликатор» : 29 Январь 2014, 17:15:32
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Александр Петров – уникальный художник-мультипликатор».

Наша отечественная мультипликация, я имею в виду, прежде всего, российская, переживает сегодня если и не самые лучшие времена, то явно и не самые худшие. Умирать она уж точно никогда не собиралась. Даже в тяжёлые девяностые годы. То, что она перестала быть нужна массовому зрителю, это другое дело, но на всевозможных фестивалях она и в смутные девяностые уверенно занимала лидерские позиции.

Скажем, американские киноакадемики, которые обычно игнорировали российскую анимацию, как раз с начала девяностых годов обратили на неё особое внимание. И, прежде всего, на мультипликатора Александра Петрова. В итоге он стал первым и пока единственным российским аниматором, получившим «Оскар». Причем, всего он выдвигался на эту премию четыре раза!

Американцы сразу поняли, что Александр Петров – это настоящий феномен и целый жанр мультипликации. То, что он предложил в своих мультфильмах, не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом. Его работы, в частности, оскароносный мультфильм «Старик и море» – это настоящая ожившая живопись. «Просто мультфильмом» его назвать трудно...

77  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Кризис среднего возраста в советском кино» : 20 Январь 2014, 09:50:55
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Кризис среднего возраста в советском кино».

Сегодня мы поговорим о кризисе. Но не экономическом. А о кризисе среднего возраста у человека в советском кино. Надо сказать, что, вообще, подобная тема отчётливо зазвучала в отечественном кинематографе далеко не сразу. В сталинскую эпоху ставить такие проблемы сценаристам и режиссёрам было вообще немыслимо. Период «оттепели» с её светлыми надеждами на будущее лишь слегка затронул тему возможной дружественной драмы у человека. Но в целом был периодом оптимистичным, хотя, правда, недолгим. А вот уже в семидесятые-восьмидесятые годы с их явной несостыковкой официальных тезисов и реальной жизни человека в советском кино появляется образ героя ну просто метущегося от внутренних противоречий.

Конечно, такой герой появился не из неоткуда, а ведёт свою родословною, как минимум, ещё из литературы девятнадцатого века, где тема душевного надлома у средневозрастного поколения всегда была ключевой. И, пожалуй, своего наивысшего развития она достигла в творчестве Чехова. Поэтому неслучайно, что проблематика чеховских произведений оказалась необычайно созвучна времени семидесятых-восьмидесятых. Тогда появилось очень много экранизаций произведений писателя. Ну, взять хотя бы фильм Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», где главный герой криком кричит о загубленной жизни...

78  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Эмир Кустурица» : 28 Декабрь 2013, 23:49:49
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Эмир Кустурица».

В эти серые пасмурные дни хотя бы на экране хочется видеть что-то яркое. И для многих ценителей киноискусства верным спасением от серости и тусклого настроения стали фильмы балканского режиссёра, уже чьё одно имя звучит весело – Кустурица. Его бесшабашные фильмы настолько насыщены эмоциями, что выдержать тот шумный балаган, который творится в его картинах, может даже и не каждый. Но то, что он мастер, безусловно, большой, понимает любой, кто познакомился с его фильмами.

Но вот что-то в последнее время ажиотаж вокруг его имени слегка утих. Заговорили даже о том, что в своих последних фильмах Кустрица стал выдыхаться. Правда, так думают далеко не все. Кое-кто новые его фильмы называет чуть ли не вершиной всей его творческой биографии. В общем, ситуация любопытная. Поговорить о культовом режиссёре, попытаться понять, действительно ли он переживает творческий кризис, мы решили с арт-директором кинотеатра «Маски» Яном Юсимом – человеком, который представлял показы всех фильмов Кустурицы, проходившие в Одессе, ну и, конечно же, хорошо знакомым с творчеством балканского режиссёра...

79  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Юрий Богатырёв» : 23 Декабрь 2013, 12:45:35
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Юрий Богатырёв».

Не так давно говоря об очаровательной Лии Ахеджаковой, мы назвали её взрослым ребёнком. Так вот, сегодняшний наш герой, замечательный актёр Юрий Богатырёв, может быть назван «ребёнком в квадрате», и это при его гигантском росте и действительно богатырском сложении. Актёрскую судьбу Юрия Богатырёва определило почти комическое несоответствие тела гиганта и души ребёнка. Его характер был не то что лишён всякой жёсткости и брутальности. В нём было даже очень много женственности, которая, собственно, и проявилась в выборе первой профессии. Вначале он поступил на ткацкое отделение художественного промышленного училища. Вот эта его детскость, а с другой стороны женственность, да ещё и сочетание с большим ростом и массивной фигурой во многом определяла характер предлагаемых ему ролей. Очень часто это большие недотёпы, которых могут легко обидеть...

80  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Премьера в Одессе. Йос Стеллинг – фильм "Душка"» : 18 Декабрь 2013, 17:09:07
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Премьера в Одессе. Йос Стеллинг – фильм "Душка"».

Новый выпуск «Стоп-кадра» мы начинаем из кинотеатра «Маски», вот из этой гущи событий, а всё потому, что сегодня здесь показываются фильмы живого классика европейского кино, голландского режиссёра Йоса Стеллинга, создателя картин, вошедших в сотню лучших фильмов двадцатого века. И это ещё не всё. Сам голландский режиссёр Йос Стеллинг сегодня в Одессе и присутствует здесь, на показе собственных фильмов. Конечно, пройти мимо такого события и не взять интервью у культового режиссёра мы просто не могли.

– Вы любите подчёркивать, что у нас, у славян, меньше прагматизма, чем у европейцев. Как вам кажется со стороны, учитывая, что вы уже не первый раз на Украине – этот дух, он сохраняется или мы всё больше становимся похожи на западных европейцев?

– Безусловно, теряете! Достаточно приехать в Москву. Когда я приезжал туда в первые разы в восьмидесятых годах, и когда я приезжаю сейчас – люди в Москве вообще потеряли то, что было присуще им раньше. Поскольку всё сейчас диктуют деньги, то естественно, они становятся всё боле и более прагматичными. Вы всегда хотите что-то получить. Но когда вы получаете это, на этом не заканчивается, потому что вы хотите получить что-то дальнее. Поэтому лучше всего то, что вы хотите, держать подальше или не обладать этим. Допустим не покупать новую машину, потому что захочется следующую. А вот смотреть на неё и держать её в качестве мечты. Это всё равно, как вы влюбляетесь в женщину, и она идеальный образ для вас, но как только вы начинаете приближаться к ней поближе, что-то теряется; когда вы вступаете в брак, теряется что-то ещё. Поэтому чтобы сохранить этот прекрасный образ, лучше держать её подальше. Когда моя дочка влюбляется в кого-то, кто мне не нравится, я ей сразу же говорю: ты должна поехать с ним на каникулы на две недели, и всё будет решено. И всё заканчивается...

81  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Документальное кино. Забытая осень» : 10 Декабрь 2013, 20:59:18
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Документальное кино. Забытая осень».

Кино как таковое рождалось без всякого сценария. Самые первые фильмы делались даже без режиссёрского вмешательства, и жизнь снималась такая, какая она есть. А это значит, что в основе кинематографа лежит документальное кино. И сегодня мы поговорим как раз об этом направлении киноискусства, последние годы переживающем во всём мире настоящий бум. Документальные фильмы снимают, в общем, и у нас на Украине, хотя, кажется, уже общим местом стало, что украинское кино умерло. Но на самом деле, в год на Украине снимают около двадцати документальных фильмов. В общем-то это не так уж мало. Главная проблема в том, что их почти никто не видит, и кинотеатры, и телевидение их игнорируют. Если в России дела обстоят несколько лучше, то у нас документалистика оказалась в глубоком подполье. Но сегодня мы сделаем шаг вопреки этой тенденции и поговорим о молодом режиссёре документального кино Регине Марьяновской, первый фильм которой получил специальный приз на Леонском кинофестивале за рассказанную ей историю о 98-летней одесситке французского происхождения...

82  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Кирилл Серебренников. Изображая жертву» : 03 Декабрь 2013, 11:04:44
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Кирилл Серебренников. Изображая жертву».

В прошлой передаче мы упомянули фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Сегодня мы хотим взглянуть на него повнимательней. Это действительно авторский, яркий, но во многом провокационный фильм. Снят он по пьесе модных сегодня писателей братьев Пресняковых, с известным певцом, кстати, не имеющих ничего общего. Сами авторы картины сходятся на том, что по жанру это комедия, но каждый добавляет: либо чёрная, либо с элементами драмы, либо абсурда. Хотя герои фильма работают в милиции, и смешного здесь ожидать, кажется, трудно, но смешными становятся, прежде всего, съёмки следственных экспериментов, которых в фильме предостаточно. Своим чёрным циничным юмором моментами они напоминают фильмы Тарантино или постмодернистские тексты Владимира Сорокина, где смешным может стать то, что в реальной жизни страшно. У авторов фильма получилось изощрённо циничная, но всё-таки комедия...

83  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Лия Ахеджакова» : 25 Ноябрь 2013, 16:31:45
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Лия Ахеджакова».

Здравствуйте. О сегодняшней нашей героине Рязанов как-то сказал: «Чтобы стать актрисой с таким ростом – метр пятьдесят – нужно быть невероятно талантливой». Он же её назвал Чаплином в юбке. Вы уже, наверно, догадались, что речь пойдёт о замечательной Лии Ахеджаковой. Для неё самой вот это сравнение Рязанова – это  высшая похвала, ведь это именно трагикомедийность – главное, что определяет её талант. У Ахеджаковой действительно очень редкое, и тем более, для женщины, дарование – смесь гротеска и лиризма. Созданные ею образы маленьких комичных женщин немного не от мира сего – явление уникальное в нашем кинематографе. Кажется, нет того, кто не любил бы созданных ею персонажей. И даже уже одно упоминание её имени вызывает добрую улыбку у самых разных людей. Сама Ахеджакова, мечтавшая ещё с юности о роли Джульетты, говорит, что всю жизнь пыталась убежать от образа смешной, доброй и придурковатой обезьянки. Но в сознании большинства зрителей она была и остаётся, прежде всего, блистательным игривым клоуном, умеющим рассмешить легко и элегантно...

84  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Мультфильмы Юрия Норштейна» : 17 Ноябрь 2013, 14:33:40
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Мультфильмы Юрия Норштейна».

Здравствуйте. В том, что сегодня кино зачастую пытается привлечь внимание зрителей не столько психологизмом и художественными приёмами, сколько спецэффектами и компьютеризаций кадра, мы с вами убедились в прошлой передаче на примере фильма «Ирония судьбы. Продолжение». Что уж говорить про современную мультипликацию? Всё построено на компьютерной графике. Но, как говорит выдающийся художник-мультипликатор Юрий Норштейн, автор – не побоимся этого слова – шедевра «Ёжик в тумане», компьютер гладко и быстро выполнит любую задачу, но он не сделает ошибку, которая вызовет сердцебиение, не даст нервного напряжения, которое вдохнёт в фильм жизнь. Для Юрия Норштейна, как настоящего художника, чувственность и индивидуальность являются самым главным в произведении искусства.

Норштейн создал свой уникальный жанр и свой уникальный стиль, который и определить нелегко. Очевидно лишь то, что его мультфильмы это яркий пример эмоциональной, можно сказать, атмосферной мультипликации, способной создать настроение. А добивается он этого тем, что за основу мастерства взял даже не умение нарисовать, а, по его словам, нахождение того соотношения внутри изображения, дающего сверхчувственную сторону кинокадра. А это уже относится даже не к области хорошего рисования. Не случайно среди его любимых художников, помимо Рембрандта, Пикассо и Ван Гог.

Норштейн – это художник-мыслитель. Он считает, что в самом несовершенстве заключено нечто, что уходит за грани совершенства. Что абсолютно совершенной вещи быть и не может, поскольку сам мир таков, он строится на несовершенстве и неравновестности своей...

85  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Ирония судьбы» : 13 Ноябрь 2013, 15:56:52
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Ирония судьбы».

Здравствуйте. Для большинства из нас Новый год – это праздник номер один, ну а в советские времена он уж точно был самым главным. Не случайно, что именно тогда встреча Нового года стала целым ритуалом, кульминация в котором – непременное чоканье бокалами под бой курантов. В эту ночь и тогда, и сейчас даже взрослому человеку почему то в глубине души очень хочется сказки. И для миллионов советских людей такой сказкой смогла стать удивительная картина Рязанова «Ирония судьбы». Этот фильм для советского человека, пожалуй, стал самим символом новогоднего праздника, таким же, например, как новогодняя ёлка. И феномен фильма в том, что он и сейчас остаётся таким символом, усиливает ощущение праздника и даёт надежду на сказку. «Ирония судьбы» – один из не многих фильмов, которые магически связывают зрительский опыт нескольких поколений, и советских, и уже постсоветских. Он, наверно, уже навсегда стал неотъемлемой частью Нового года. Правда, смотрим мы его уже, чаще всего даже и не углубляясь в происходящее на экране. Он нам нужен как особый сказочный фон, создающей атмосферу праздника.

Мы уже сказали, что встреча Нового года по своей внешней форме является самым настоящим ритуалом, где «Ирония судьбы» стала органичным его элементом. И уже само начало фильма настраивает нас на особое ритуальное отношение к встрече Нового года, где баня является первым этапом этой встречи...

86  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Детский кинематограф советского периода» : 05 Ноябрь 2013, 02:52:02
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Детский кинематограф советского периода».

Здравствуйте. Мы продолжаем с вами говорить о кино, которое, может быть, больше всех любят дети. Ребёнку оно как-то особенно глубоко западает в сердце. Это очень быстро поняли советские идеологи и с большим энтузиазмом взялись за детский кинематограф, который сам по себе стал уникальным явлением.

Во-первых, тем, что появился он как особый вид искусства именно в Советском Союзе, во-вторых, тем, что и исчез он, по сути, тогда, как только перестал существовать сам Советский Союз. Если раньше в Госкино был план, и на сто фильмов делали тридцать детских, то сегодня из шестидесяти–восьмидесяти фильмов только три процента – для детей, а это две картины. Но кто их видит? И это касается России, а об украинском кинематографе мы даже и не говорим.

Советский же Союз оставил нам огромное кинематографическое наследство, в котором и среди детских фильмов немало настоящих шедевров. Сегодня кое-кто уже и сам, имея детей, до сих пор любит смотреть эти фильмы. И дело тут не столько в ностальгии, сколько в объективном высоком художественном качестве этих лент.

За времена Советской власти детский кинематограф, да и сам образ ребёнка прошли такой интересный путь эволюции, что это заслуживает внимания. С момента своего возникновения, прежде всего, преследуя воспитательную функцию, постепенно детский кинематограф набрал и художественную мощь и приобрёл такие смелые формы, что позволял себе иронию над некогда священной пионерлагерной культурой...

87  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Андрей Звягинцев» : 28 Октябрь 2013, 01:30:55
Оленев Роман. Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Андрей Звягинцев».

Здравствуйте. Любой фильм всегда предоставляет нам два варианта: либо мы доверяем режиссёру и идём с ним до конца, либо нет, и говорим: «это не моё кино». Особенно это ощутимо в трудоёмких и сложных для зрителя картинах, требующих от него усилий в расшифровке смысла и как бы соавторства с самими режиссёром.

Создавая такой фильм, заранее не рассчитанный на массового зрителя, авторы, видимо, всегда втайне мечтают о наградах на различных кинофестивалях. Но когда призов удостаивается лента режиссёра не только никому не известного, но у которого нет даже специального кинематографического образования, и у которого этот фильм дебютный, о нём неизбежно начинают говорить как о феномене.

Мы имеем в виду Андрея Звягинцева и его картину «Возвращение», получившую сразу двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале в 2003 году, а потом ещё 38 различных наград. Чтобы российский режиссёр имел такой оглушительный успех на этом кинофестивале, было лишь однажды, в шестьдесят втором году у Тарковского за его фильм «Иваново детство».

По стилистике картина Звягинцева напоминает не только фильмы Тарковского, но вообще ленты 60-70-х годов с их минимализмом, замедленным ритмом и скрытым смыслом. Из фильма Звягинцева, очевидно, что особенно ему близка эстетика западного кино. Сюжет фильма, на первый взгляд, предельно прост – это очередная вариация на модную сегодня, но и актуальную всегда тему «Отец и сын». Строгий, но справедливый отец неожиданно появляется в жизни двух подростков, которые не видели его двенадцать лет, тем самым нарушая их привычное существование. Но один из сыновей не торопится почитать его за отца...

88  Авторские разделы / Оленев Роман / Обсуждение: Редакционная статья «Сергей Безруков» : 19 Октябрь 2013, 11:50:47
Оленев Роман. Редакционная статья «Сергей Безруков».

Вы сморите «Стоп-кадр», и на этот раз мы с вами обратимся к ещё одному воспитаннику Олега Павловича Табакова, молодому и очень талантливому актёру Сергею Безрукову, который в последнее время своими киноработами вызывает большой интерес и резонанс в обществе. Одни без ума от его солнечности и открытости и видят в нём чуть ли не универсального актёра, способного сыграть любые эмоции, другие же обвиняют в пафосности и фальши, или даже признают его талант, но, что называется, «не переваривают». Но если отбросить все эти эмоции, это лишь доказывает, что перед нами незаурядный актёр с особой харизматичностью, которая, как выясняется, не всем по душе.

Совершенно очевидно, что Безруков – актёр не только талантливый, но и творчески очень смелый и решительный. Это касается и выбора ролей, и самой природы его таланта. За эту смелость и уверенность существования в роли его даже обвиняют в самодовольстве и самовлюблённости. Но вот уж точно, в чём нельзя обвинить Сергея – это в равнодушии к своей профессии. Он очень серьёзно относится к работе и всегда выкладывается по полной, буквально живёт своими ролями. А его вулканический темперамент и экспрессия иногда, кажется, даже зашкаливают. В общем, Безруков может нравиться и не нравиться, но уж точно никого не оставляет равнодушным. Что он и подтвердил, не так давно сыграв Есенина...

Страниц: 1 ... 4 5 [6]

Powered by SMF 1.1.4 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
Manuscript design by Bloc
Поддержите «Новую Литературу»!