Архив публикаций за сентябрь 20192001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 [2019] 2020 2021 2022 2023 2024январь февраль март апрель май июнь июль август [сентябрь] октябрь ноябрь декабрь29 сентября 2019
Владимир МурашовЭссе-расследование «Пиковая дама. Рассказ о старой графине»Меня зовут Собаньская Каролина Адамовна. В России обо мне должны помнить. Особенно на Юге. Когда-то я была в центре общественного внимания. Жизнь моя складывалась как одно большое и увлекательное приключение. Я любила риск и удовольствия. Но последовали неудачи. Должно быть, за всё надо платить, но перемены судьбы – предмет особых рассуждений. Я доживаю в Париже. Мой муж, четвёртый по счету, два года назад потерял зрение. Его зовут Жюль Лакруа, это французский литератор средней руки. При чём здесь «Пиковая дама»? При том, что я знаю причину написания повести. Автор питал глубокие чувства ко мне и делал попытки приблизиться… Не сложилось. Это повесть о несбывшейся надежде. Меня не покидает мысль, что и после разрыва Пушкин надеялся на встречи со мной… 28 сентября 2019
Дмитрий ВальдаусПьеса «Рождественский гусь»Дорогой читатель, а пуще того – читательница! Спешу тебя предупредить или, как говаривали в старину, предуведомить, что в пьесе этой нет-нет да и встречаются, с позволения сказать, «слова». А что было делать? Описывать быт и нравы Москвы семидесятых годов прошлого века и не употребить «слова», это, я считаю, никак не возможно и даже просто не честно по отношению к тому времени. Конечно, в старину классики и Максим Горький умели описать жизнь простых людей, не прибегая к бранным выражениям, но, во-первых, с тех пор рамки словесности несколько расширились, а потом, у автора всё же имеются в этом отношении свои чёткие границы, которые он не переступил и не переступит. Одним словом, на твой суд, читатель. Пьеса эта сложная, и уверяю тебя, ты ещё по ходу повествования утрёшь слезу, ибо встретишь там много несправедливости, но конец у этого произведения добрый, хороший. Что?.. Да нет, это не про то. Это... Вот ты, например, где родился, читатель? А, понятно... А я, представь, на Гоголевском бульваре, дом 8. Что?.. Ну разумеется, в коммуналке. Так что я, как говорится, в теме. Итак, вот пьеса... 27 сентября 2019
Художественный смыслКритическая статья «Новизна»...А вначале я цитировал «Паспорта» (1933) Сапира. (Год голода из-за перегибов коллективизации.) Мрак от этих рубленых фраз. И трудно читается. То ли от чуть не бессвязности фраз, то ли от этого всепроникающего мрака. Есть даже просто непонятность: «Приделал четвёртое колесо клетраку…». Клетрак – гусеничный трактор, строился на заводе «Кливланд Трактор К°» в США. Русское прочтение сокращения Cleveland Tractor. Ну гусеницы приводятся в движение колёсами, пару которых, растягивающих каждую гусеницу, гусеница огибает. Но чтоб было на рисунке видно 3 колеса… Да ещё пририсовано 4-е!.. – Баловство – детский стиль, когда табуретке пририсованы обязательно все четыре ножки?.. Немного мешает пониманию и незнание, что в 1932 году в СССР была введена единая паспортная система, паспортные столы и милиция при ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление). Смена паспортов у миллионов людей вызывала необходимость ударной работы, о чём, собственно и рассказ 1933 года. Всё в СССР тогда делали ударно, но иные чуяли в этом надрыв. Под влиянием ушедшего в подсознание идеала анархии (без центральной власти, что наступит при коммунизме) и при, наоборот, ежедневно теперь, в 1933-м, усиливающейся централизации, оправдываемой режимом страны как осаждённой крепости (а с 1933-го, с приходом к власти Гитлера, война таки была гарантирована в ближайшем будущем). И как тут с централизацией спорить? – Никто из просоветских и не спорил. Но у некоторых на сердце кошки скребли... 26 сентября 2019
ЛачинРассказ «Смех божественный и человеческий»Тощий и бескровный, с язвами на руках и ступнях, с крестом гигантским; смуглый и полный, в чалме и с мечом, и многие ещё за ними, чёрные, красные и жёлтые, в больших и чудных масках, в перьях, и голые тоже – все на конях, все гонятся за мною, да с улюлюканьем, свистом. Они хохотали, едва не валясь с лошадей, я был им ужасно смешон со своей тревогою и страхом. Привязаны к столбам, горели женщины, мужчины, дым ел глаза, заволакивал небо, я петлял, задыхаясь и кашляя, под нарастающий топот и гон, крича, что страдальцев безумно жаль, лишь чутьем постигая, отчего они так гоготали; промчался мимо конный батальон, ощерившись клинками, я прокричал, указав на бегу: «рая не алча, умереть не боятся!», но они хохотали, конское ржанье смешалось с людским, обернувшись мельком, я приметил: голова того, что с крестом, оборотилась ослиной... 25 сентября 2019
Ольга ШипиловаРассказ «Старик»В больничной палате негде было укрыться. Здесь всюду властвовал невыносимый бесконечный глухой стон. Его издавали все одновременно. Казалось, он исходит не от людей, а от шести железных кроватей, от несвежих наволочек и скомканных простыней, то там, то здесь прикрывающих дышащие неподвижные глыбы мужских тел, обезображенных болезнью. Тяжёлый дух шатром висел под самым потолком, временами грузно колыхался, взбудораженный порывами ветра в распахнутом настежь окне. Всякое дуновение его приносило запахи горячего асфальта и сухой земли. Запылённые занавески вздувались парусами, необузданно хлестали грязные стёкла и подоконник в мелких серых песчинках. Он лежал возле окна на боку, подтянув под себя тонкие посиневшие ноги, отвернувшись и от стонов и от самой палаты, как можно сильнее вжимался правым ухом в мякоть перьевой подушки. Хотелось уснуть, чтобы забыться хоть на мгновение, но сон не приходил. За окнами жарил июльский полдень, гневно метались занавески, посыпая подоконник и его сжатые, перекошенные губы злым песком. Старик не понимал, зачем он здесь... 21 сентября 2019
Дмитрий АникинПовесть в стихах «Новый курс русской истории»...Пью чай и ром, ем мёд с ножа, семью потами лью; те, кто с досады уезжал, клянут судьбу свою.
Прекраснейшей из здешних баб я щупаю тепло; кто духом квёл, кто телом слаб, тому здесь тяжело.
Приход-расход нельзя свести, беру, что ухвачу; кто думал тут приобрести, долгов тем не плачу.
Играю смыслами, бог весть в какую лезу тьму; тот, кто решился править здесь, был не в своём уму!.. 19 сентября 2019
Ибрагим ИбрагимлиСборник миниатюр «Притчи»Сегодня мне никуда не хочется идти. Даже по важным делам. Причиной тому не телесная слабость или депрессия. Отчего-то неохота выходить куда-либо из дому. Хочется просто смотреть телевизор, читать книгу, которая сейчас по душе, да ещё думать на волнующие меня темы (такое настроение у меня нечасто, но бывает, я даже дал ему название: «желание, или каприз, остаться дома с самим собой и заняться своими мыслями»). А думать о желанном я очень люблю. В нынешний период жизни для меня нет ничего важнее, даже считая творчество. В размышлениях о волнующем душу я вижу самопостижение, пусть это и не легко. Знали бы вы, чего стоит взирать на себя со стороны, и каких страданий стоит этот процесс, ибо трудно простить себе грехи и ошибки, видимые сторонним взглядом. Ведь видя всё это, человек понимает, чего он стоит, и такой проникается к себе ненавистью, что я никому не желаю мучений, перенесённых мной в состоянии подобной ненависти. И потому мне кажется, что живу я только и только для себя (в последнее время жить для себя является основной моей целью). При этом я имею в виду также проживание, переживание других людей и явлений. В подобном образе жизни главным для меня является одно обстоятельство. Возможно, причиной тому эгоизм. Наблюдение за окружающими, их страданиями в проживаемой без меня жизни возвышает меня в собственных глазах. Откровенно говоря, это и есть главное для меня обстоятельство – ведь последние четыре года я для себя и прожил, и эти самые четыре года весьма для меня – наилучшие... 17 сентября 2019
Художественный смыслКритическая статья «Ненацеленный ли этот поиск»Я читал книгу о Тарковском. Очень ясно вырисовывалась его элитарность в отношении эстетики. И, в общем, заблуждение о себе и народе. Он сперва («Иваново детство», «Андрей Рублёв») был движим подсознательным идеалом благого для всех индивидуалистов сверхбудущего, думая, что многие его понимают, кроме начальства. А народ – за. – Рано или поздно заблуждение это относительно народа должно было стать ему ясным. И он о простом народе мнение переменил, когда сгорела его дача. Не известно отчего, но он подозревал народ, это «специфическое русское раздражение от чрезмерно расцветавшего соседского имения, «заслуживающего» уже своего «красного петуха»…» (Суркова. Тарковский и я. 2002. С. 193). И было приведено высказывание Тарковского о рассказе Бунина «Ермил» (1912), иллюстрирующее, какой он плохой, русский народ... 13 сентября 2019
Николай БуторинСборник переводов «Уильям Шекспир. Сонеты 1–28»
Поверят ли когда-нибудь стихам,
что славят образ, так нас восхитивший?! Ведь этот, боже, стихотворный хлам скрывает лишь твой остов полусгнивший. А если б описать красу волос и глаз твоих я снова мог решиться, грядущий век сказал бы: «Брешет пёс! Не имут Божьих черт земные лица». И пожелтевший пыл моих страниц сочли бы болтовнёй дедов брехливых, фантазией без меры и границ, риторикой в античных переливах. А был бы твой ребёнок с нами днесь, в стихах и наяву ты был бы здесь. 12 сентября 2019
Виталий СемёновРассказ «Сон президента»Так, поехали! Кортеж медленно выруливает на проспект. Я стою в кабриолете и приветственно машу рукой людям. Люди, огромные массы людей встречают нашу колонну по всему пути в Кремль. Ох, чего мне стоило отбить этот процесс. Не зачищать до стерильности улицы столицы во время следования кортежа новоизбранного президента, то есть меня, на инаугурацию. Добился-таки, чтобы москвичи не шарахались от нас в ужасе быть застреленными снайперами из ФСО. Встречайте, встречайте спокойно, того, кого вы сами избрали во власть... 9 сентября 2019
Ыман ТвуСборник стихотворений «Головы. Верфи»
Рубил дрова, но вот стемнело…
Достал потрёпанный баян. И песни. Криво, неумело… Но я свободен – значит, пьян! И рьян! Погромче! Задыхаюсь! Почти кричу… Собаки! Лай! Крещендо!!! Только разминаюсь… Ночь впереди. Поддай! Поддай! И вот соседи, возмущаясь Плюют проклятьями в ущерб… Да, я фальшивлю… Но стараюсь! Всё про любовь, про ветви верб, Про Ермака, про наши были, Про стоны матушки-Земли… Им не понять, сердца остыли… Ну что ж, тогда – про корабли! Не проняло, не подпевают. Глухи, смиренны. В сердце кол… Я замолчал. Пусть засыпают… Ну дров хотя бы наколол… 7 сентября 2019
Анастасия ДанилевскаяРассказ «О чём они молчат?»...Марк бежал по пышной траве, не переставая улыбаться. Осознание, что прямо над ним летит дракон, словно оберегающий щит, добавляло смелости. Трава легонько щекотала лодыжки, а запах от неё исходил настолько сладкий, что хотелось опуститься и прилечь, вдыхая этот аромат снова и снова. Марк резко остановился прямо на краю холма, с высоты которого открывался прекрасный вид на поляну, усеянную цветами. «Так вот откуда эта пьянящая сладость!» – подумал Марк, перебегая глазами с одного цветка на другой. Он прищурился и разглядел внизу маленький ветхий домик. «Надеюсь, он там? – спросил Марк и снова приписал: «примеч. Но кто он? Друг? Отец? Или может это она? Мать? Жена?». Пусть и не зная, что ждёт его в конце пути, он уже собирался начать спуск, но почувствовал в ногах неприветливый сквозняк. «Откуда он в такую жаркую погоду?» – подумал Марк, заворочавшись на месте, как вдруг услышал откуда-то издалека: «Марк? Ты дома?». Будто очнувшись от приятного сна, он быстро посмотрел в сторону двери. Там, за дверью, его ответа ждала жена Лиза. Марк ещё раз посмотрел на дверь так, будто видел её впервые... 6 сентября 2019
Художественный смыслКритическая статья «Почему от меня бегут читатели»...стоит не поверить концовке в такой цитате: «Ролан Быков, который играл Скомороха, рассказывал, как снимали сцену в сарае с его участием. Быков полностью сочинил своего персонажа, сидел в архивах, сам себе поставил скомороший танец, много репетировал и всегда был готов к съёмкам. В сарае все сидели уже долго, а Тарковский на площадке не появлялся, и в чём дело никто не знал… Потом оказалось, что режиссёру не понравился кусочек поля, который виднелся из окна сарая, и он искал технику, чтобы поле красиво перепахали. Только после этого прозвучала команда «мотор!»». Вряд ли в этом кадре вы увидите перепаханное поле (там видны монахи, перед этим побежавшие под начавшимся дождём с луга со скирдами прятаться под какую-нибудь крышу поблизости). А других кадров, в которых было б что-то видно в окно за стеной дождя, нет. То есть причина задержки выдумана. А я в связи с текстом Сурковой смею предположить, что у Тарковского просто сердце не лежало снимать то, что – он знал – заготовил очень уважаемый Быков (в двух десятках фильмов уже снявшийся и побывавший главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола). Быков своей заготовкой выражал идеал трагического героизма, чуждый Тарковскому. Тарковский не чувствовал в себе того «хочется», той авторской правоты, которую он сознанием своим считал чистым искусством. Вот он и медлил. Не мог переступить через себя. Переступил всё-таки. Зато высказал своё «фэ» позже. Разрядился. Чистое искусство в сознании – это и есть косвенный идеал отсутствия в сознании идеала благого для индивидуалистов сверхбудущего... 4 сентября 2019
Александр БакаяновСтатья «Ангедония»...Для них рок-н-ролл был не тем, чем был он для старших, не просто: «Рок-н-ролл, ром в рот, в стену сандалии» (Вознесенский). Для Башлачёва, Летова, Дягилевой, Ревякина и других рок-н-ролл стал судьбой, очень человеческой судьбой, где молитва мешается с бунтом, бунт – с молитвой. Судьбой – с верой и отчаянием, щемящей отрадой и сладостной мукой, и НАДЕЖДОЙ, и всем – всем! Всякий настоящий поэт – а других поэтов вовсе не бывает – творит миф, свой собственный. Творчество поэта – это всегда мифотворчество, у каждого по силам его, из года в год, изо дня в день, из стиха в стих он творит миф, творит пространство собственного мифа. И всякая жизнь, прожитая в пространстве мифа, обретает неразменность человеческой судьбы, настоящей. Какой только и бывает судьба человека. А то ещё и рискует быть дарованной бессмертием, вечностью осенённой, став легендой. А легенда, безусловно, достоверна, как догма – в подлинном смысле, как дистанция, свободно выбранная человеком по отношению к Совершенному Образу, просто из деликатности, из боязни оскорбить этот Образ в силу собственной ограниченности... 3 сентября 2019
Виктория АлейниковаСборник стихотворений «Бог на моей стороне»
Кому же протянуть ладони,
в которых плещется беда, и потушить в груди огонь, и отсрочить время – как вода, сорвавшись в пропасть, канет в Лету, так и оно бежит, струясь, через подсолнечное лето в осеннюю больную грязь. Нас скоро выпустят на волю, как будто маленьких детей: тебе не страшно? Этой боли – на всех хватило бы... Но те, кому протягивал ладони, поверх тебя смотрели вдаль. В осенних лужах время тонет, и очень жаль, что мы в квадрате равнодушья, а мир – вокруг. Мне ничего уже не нужно, мой друг. |
Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 01.10.2024 Журнал НЛ отличается фундаментальным подходом к Слову. Екатерина Сердюкова 28.09.2024 Всё у вас замечательно. Думаю, многим бы польстило появление на страницах НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Александр Жиляков 12.09.2024 Честно, говоря, я не надеялась увидеть в современном журнале что-то стоящее. Но Вы меня удивили. Ольга Севостьянова, член Союза журналистов РФ, писатель, публицист
|
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru 18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021 Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.) |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
Алюминиевое фасадное остекление алюминиевое остекление фасадов. |