Архив публикаций за сентябрь 20172001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 [2017] 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025январь февраль март апрель май июнь июль август [сентябрь] октябрь ноябрь декабрь30 сентября 2017
Андрей УсковМиниатюра «От души»![]() Деревня залаяла и завыла собаками, будто случилось большое собачье горе. Тут уж какие петухи?.. даже цикады притихли. Вослед зашумела, всполошилась листва. Сверкнуло! а потом, спустя несколько секунд, грохнуло так, что слышно было, как небесная кровля перекраивает сама себя заново, как трещит её раскалённая жесть, трещит, разрывается, рвётся по швам, впадает в баснословный рокот и, рассыпаясь оборчатым звуком, раскатывается по округе. Деревню, случайно припёртую к лесу под этими стремительными небесами, накрыла плотная пелена смачного, неистово-окатного июльского ливня. Разведрило так, что все её явные признаки – крыши, сараи, поскотины – стали серы и призрачны. Дождь закосил, захлестал по живым зелёным растениям, будто ярая плеть небесного пастуха, запузырился в ручье и стал размывать с берегов глину, стал делать её водоток на глазах – молочным, с кисельными берегами, как в сказке… а закончился ливень так же, как и начался: резво. Тут же выглянуло солнце, закурился лес, пахнуло свежескошенной травой с лугов. Воздух заголосил петухами и обнажил местами чёрную мякоть опьянённой земли, от которой шёл пар. Над селом встала радуга, будто нимб над святым. Вымарав не один лист лопуха и подножье сараев низменной пылью, небожитель, грозно ругаясь, уходил дальше. Теперь было видно, что, сбегая с пригорка за неистовым ливнем, лес застыл в замешательстве перед деревней. Тут даже может сдаться, что его охватил столбняк. Деревня сидела перед лесом, как изящная институтка перед чубатым мужиком. Чистая и румяная, как девица из бани. И было так хорошо, что казалось, что и лес-то тоже проникся этим состоянием. Заблагоухал ягодами, цветами и травами. Потом подумал-подумал, да ещё и закурил от удивления, немало удивляясь степенству красоты, останавливающей его. То там, то сям заиграл своими пурпурными шапками иван-чай, запахло клубникой на кухнях, захлопали крышками кастрюли и собачьи будки забренчали цепями. Вслед за солнцем все вышли осмотреться немного... 29 сентября 2017
Игорь ЛитвиненкоРассказ «Дурацкий стакан»![]() Всё шло по порядку. Делегаты расселись по рядам, члены президиума за длинным красным столом разложили перед собой свои бумаги, музыканты сыграли гимн, и вот уже Иванов постукал по столу отчетным докладом горкома комсомола, выравнивая стопку листов, не спеша встал, вышел на трибуну, отпил глоток воды из стакана, поставил стакан на бортик трибуны и поправил микрофон. – Товарищи делегаты! – сказал он и вздрогнул. Стакан, украшенный золотой каёмкой, бесшумно сдвинулся с места, быстро съехал на край трибуны, накренился, и в его стеклянном боку блеснули огоньки огромной люстры. Полторы секунды Иванов тупо следил за ходом событий, потом сделал отчаянное движение, но было поздно. Стакан упал на ковровую дорожку между трибуной и столом президиума, глухо звякнул в тишине и весело покатился, испустив на ковер свою воду. Иванов смотрел на стакан застывшими глазами. По залу прошёл ропот... Пауза росла. Что делать? – думал Иванов и не замечал, что уже произносит первые слова отчётного доклада. Чёрт с ним, со стаканом, – думал Иванов, читая доклад. Пусть полежит, – думал он через минуту, цитируя директивный документ. Подумаешь, стакан упал, – думал опять Иванов, приступая к вопросу о научно-техническом творчестве молодёжи. Тоже мне, первый секретарь, – думал в это время Леонид Максимович Водовозов, представитель горкома партии, сидевший за столом президиума почти по центру, рядом с пустующим стулом Иванова. – Тоже мне, сопляк, стакан уронил. Может, встать поднять? – думала Нина Мешкова, секретарь по школам... 27 сентября 2017
Художественный смыслКритическая статья «Наймушина»![]() Почему мой взгляд остановился на этом рисунке? Потому что в самое сердце ударило то, что всё – бесцветное, и только произведение «искусства» – с цветом. Это как моя заветная мысль, что при коммунизме все люди будут жить в искусстве (творцами или сотворцами). Ибо уже вон сейчас поднялись разговоры об исчезновении профессий из-за роботов. И от Потребления тогда откажутся ради спасения от смерти человечества из-за неограниченного прогресса. Возьмут все мирно коммунистический принцип: «каждому – по разумным потребностям». И чем тогда жить? Развлечениями? – Они глубин души не затрагивают. – Соскучимся. Пресытимся. А в искусстве, где испытывается сокровенное мироотношение, и страсти есть. И не страшно. Потому что искусство – условность. И красивая. – Вот мой взгляд и остановился на этом явном искажении действительности: цветность только на коврике. Что не является таким уж большим прегрешением против истины (если счесть, что рисунок – современный), такой убогий быт, я почему-то уверен. Хоть в глухой провинции российской никогда не бывал (мне кажется, что я чую Россию.) А что, если Наймушина нарисовала сатиру на Россию с её множеством глухих углов, сейчас живущих, как в прошлом и даже позапрошлом веке? Не верится. Очень уж не агрессивный рисунок. Сон – тема. 25 сентября 2017
Юрий ГундаревРассказ «Консультант»![]() …В полседьмого, как всегда, зазвонил будильник. Гарринча Петрович рывком сел на кровати, протирая глаза. – Гаррик, миленький, опять ты на работу собираешься? – нежно воркует мигом проснувшаяся, будто и вообще не спавшая Альбина Николаевна. – А фигушки им всем! Ты уже на отдыхе. Так что поворачивайся на бочок и бай-бай! – Алечка, – первый раз в жизни говорит неправду жене Гарринча Петрович, – я, любимая моя, забыл тебе вчера сказать, что меня попросили подготовить одну справку на коллегию и я должен быть сегодня на службе к девяти. Он привычными движениями бреет рассечённые вертикальными морщинами щёки. На него из зеркала смотрят озорные глаза нашкодившего подростка – Тома Сойера и Гека Финна в одном флаконе. За заиндевевшими в утреннем разреженном воздухе окнами вагона метро проносятся зеркальные каналы гидропарка, зябнущие у безлюдной пристани лодки, уносящиеся острыми углами в небеса многоэтажки… 21 сентября 2017
Александр ЛевковскийРассказ-памфлет «Авангардист Пискунов и Мировая Революция»![]() ...– Вашим соавтором в написании этого романа был Павел Афанасьевич Иконников. Правильно? – Правильно. – Пискунов, продолжали ли вы сотрудничество с Иконниковым после публикации вашего первого романа?
Почему он задаёт этот вопрос? Видно, хочет что-то выведать о Пашке, чтобы тоже арестовать его... Нет, хер тебе! – я друга Пашку не предам!
– Нет, – сказал я. – Наши дороги разошлись, и я его больше никогда не видел. Он уехал из Москвы и стал, по слухам, работать сценаристом в кино. Калягин взглянул на милицейского капитана и приказал: – Введите обвиняемого Иконникова. Капитан исчез за дверью и через минуту ввёл в кабинет моего старого друга Пашу Иконникова. Я не поверил своим глазам! Я с трудом узнал его! В кабинет Калягина вошёл не вечно улыбающийся толстяк, женолюб и острослов, жизнерадостный любитель умеренно выпить и обильно закусить – а смертельно исхудавшее подобие Паши Иконникова, моего старого друга и соратника. Калягин промолвил казённым голосом – видимо, для протокола, фиксируемого на видео: – Объявляется очная ставка обвиняемого Андрея Кирилловича Пискунова с обвиняемым Павлом Афанасьевичем Иконниковым. Гражданин Иконников, можете сесть. Иконников придвинул стул и сел в двух-трёх метрах от меня. Калягин помолчал, покопался в бумагах и промолвил: – Гражданин Иконников, вы были соавтором авангардистского романа «Подонки», написанного вами в сотрудничестве с обвиняемым Пискуновым. Расскажите о вашем нынешнем отношении к этому произведению. Иконников откашлялся и произнёс еле слышным, монотонным голосом: – Я считаю это произведение возмутительным образчиком аморальной литературы, свойственной сошедшему в могилу гнилому капиталистическому обществу. Этот наш роман был написан с человеконенавистнических позиций, наносящих огромный вред делу пролетариата и самой гуманной в истории человечества Мировой Революции. Я искренне раскаиваюсь в своём авторстве! – Паша, – привстав со стула, с трудом вымолвил я, совершенно ошеломлённый, – ты что такое пи..дишь?! – Пискунов, – прервал меня Калягин, – не мешайте следствию!.. 20 сентября 2017
Русская миссияСтатья «Чем хуже, тем лучше: США объявили санкции всему миру»![]() Политика есть искусство возможного. Данное определение, пожалуй, наиболее верно при взаимоотношениях равных партнёров: от отдельных личностей и особенно до сверхдержав, когда от последних зависит судьба всей человеческой цивилизации. Ключевое в сказанном – равные партнёры, что на самом деле величина сугубо гипотетическая, особенно в современном сложном мире, скованном паутиной бесчисленных связей, как явных, так и тайных, как объективных, так и предельно субъективных. Разбираться в этих связях – удел учёных специалистов, причём специалистов, что называется, узких направлений, ибо охватить всё и сразу, как показала практика, невозможно никакому супермозгу, тем более человеческому. Тем не менее, мы попробуем. Для начала давайте в общих чертах определимся, в какой парадигме мы все живём, делаем выборы и совершаем те или иные поступки. Лично моё мнение: главным императивом современной цивилизации является ложь. Ни больше, ни меньше: ложь всепроникающая и ложь всеподавляющая. Ложь во всём: от банального быта до геополитики, между которыми горы таких же ложных фактов и их интерпретаций. Ложь, прикрывающая и маскирующая процессы, имеющие строгий вектор, направленный на уничтожение человеческой личности и превращения всего человечества в послушное стадо на потребу узкому кругу избранных. Не согласны? Что ж, давайте разбираться, хотя бы ретроспективно и хотя бы в некоторых гранях, лежащих, кстати, на самой поверхности... Александр Дубровский
19 сентября 2017
Художественный смыслКритическая статья «Мистическая жуть»![]() ...Всё – предательство. А, получается, по этому Гармашу, играющему Таратуту, что всё – оправдано. Чем? Фильм создан в 2017 году. Россия опять предстаёт пугалом-де перед той же Литвой. А это – высшая миссия, которая предназначена России. В том нецитируемый художественный смысл фильма. СССР был свыше, красно говоря, предназначен для спасения планеты от коричневой чумы нацизма. А Россия теперь… Тут я хочу отвлечься на эстетику. В ней у меня воззрения диковинные. И – подтверждаются! Например, фактом написания этой статьи подтверждаются. Меня на смотрение фильма навёл человек, от которого никак нельзя было ожидать слов, что он считает, что вообще-то фильмы хуже литературной основы, но в данном случае – нет. По-моему, большое искусство – это общение между подсознаниями: автора и восприемников. И такое общение настолько отличается от всех иных переживаний, связанных с искусством, что… Я боюсь, что не найду адекватных слов. Кинозритель чувствует ЧТО-ТО. Чему слов у него нет. Это переживание очень хорошо описал Толстой в своей «Крейцеровой сонате». Как его герой пережил исполнение сонаты. Слов не было, но были слова Толстого. Посмотрев фильм и почитав литературную основу его – «Продай свою мать» (1982) Севелы, я получил подтверждение об особости переживания того, что вырвалось из подсознания режиссёра фильмом... 10 сентября 2017
Пётр ЗгонниковКритическая статья «Зеркальные амаркорды Синичкина»![]() А что есть искусство, как не наитие, пойманное ручкой, кистью или вспышкой за купанием в фурако?.. Евгений Синичкин
Евгений Синичкин закончил первую из трёх частей нового романа – «Эра антилопы, несущейся в спорткаре по сверхскоростному шоссе». Эпиграф выше – из него. Полуавтобиографическое, экспериментальное, новаторское произведение. Написано двойным акротекстом. По первым буквам предложений терпеливый читатель сложит авторский манифест об искусстве, по заглавным буквам манифеста – строфу из стихотворения советского поэта. Я сложил и подивился – из шести поэтических строк получилось 367 страниц изящной, задумчивой и яростной прозы. Без сцен насилия, без конвульсий обнажённости, принятых по «Галевину» людьми сомнительного эстетического чутья за фирменный стиль писателя, в котором они увидели певца ужаснодушия и блудописи. Не для них роман. Для душ, ждущих от литературы откровений слова, полёта и майской свежести мысли. Для тех, кому вечное блуждание в поисках спрятанной в джунглях рукописи дороже заведомой находки баттерфляйного сачка за ухоженным кустом сирени на пятачке таунхауса. В «Эре антилопы» сошлись в вальсовом брейк-дансе метапрозичи, маги-реалисты, словотворцы, метафоростиляне, аллюзионисты, слились в трепестрастных объятьях с тонкогубыми ироничанами, широкоротыми юморцами, изжёлченными саркастцами, стебущимися гороховцами, эпиграммёрами и лиропоэтами. Роман-крик, роман-возражение, роман-протест – против штампованного бетона традиционализма, против покрытых архивной пылью образов, против пережёванных до безароматности слов, против сероплесенных метафор, против болванчикового пиетета перед лампадными ликами. Разговор-спор о творчестве, о литературе, об искусстве, о метах их истинности, о счастье рождения новых форм, о десакрализации заурядности, прячущей свою скудость в пурпурные тоги имён и кумачовость знамён. Откровение литературной души, из замазанных швов которой струится кровь отчаяния и озонируют атомы надежды... 9 сентября 2017
Александр ЛевковскийРассказ «Потомок имама Шамиля»![]() На конверте был отпечатан обратный адрес: город Алболоте, провинция Андалузия, королевство Испания. И дальше в штампе шли непонятные слова по-испански. Я вертела в руках конверт, недоумевая, почему он адресован мне. За все шестьдесят восемь лет моей жизни мне не довелось иметь каких-либо родственников или друзей на Пиренейском полуострове. Алболоте?.. Испания?.. Почему Испания? Почему какой-то абсолютно не известный мне город Алболоте? Кто пишет мне оттуда?.. ...И внезапно догадка сверкнула передо мной – и я всё поняла! Нет сомнения – это он, забытый мною Дауд! Это он пишет мне из тюрьмы! Почему же я не вспомнила сразу, что Дауд отсиживает свой срок в Испании, где он совершил своё страшное преступление?! Накануне суда над ним, пятнадцать лет тому назад, ходили слухи, что Россия требовала его выдачи, но испанские власти не согласились. И вот теперь он сидит уже шестнадцатый год в тюрьме города Алболоте, где-то в испанской Андалузии. И почему-то решил написать мне письмо... Я надорвала конверт, вынула одностраничное письмо и глянула на подпись. Да, моя догадка подтвердилась! У меня вспотели ладони и бешено застучало сердце. Я опустилась в кресло, уронив злосчастное письмо на пол... 8 сентября 2017
Мастерство переводаСборник переводов «Джеймс Рассел Лоуэлл. "Молитва"»![]() Джеймс Рассел Лоуэлл (1819–1891) – известный американский поэт, журналист, критик и дипломат. По окончании в 1838 г. Гарвардского университета получил степень магистра права, но от юридической практики отказался, полностью посвятив себя литературе. В течение 15 лет основным занятием Лоуэлла была журналистика. Он писал статьи, очерки, памфлеты, рецензии, был редактором многочисленных общественно-литературных журналов. В 1855 г. унаследовал от Г. У. Лонгфелло профессорскую кафедру в Гарварде, которую занимал более 30 лет. Кроме того, около 8 лет был американским посланником в Испании, а затем – в Англии. Но главным призванием Лоуэлла всегда была поэзия. Стихи он начал писать, ещё будучи студентом, и не оставлял поэтических занятий почти до конца жизни. Широко образованный человек, блестящий знаток древней, новой и новейшей поэзии, Лоуэлл был крепким мастером поэтического цеха. У себя на родине он прославился в первую очередь своими сатирико-юмористическими произведениями «Басня для критиков» и «Переписка Биглоу». Однако немало в поэтическом наследии Лоуэлла и лирических стихотворений: сонетов, элегий, любовных посланий. В них перед нами возникает образ совсем другого человека – тонкого, ранимого, страстного, хорошо понимающего и чувствующего женскую душу (о чём свидетельствует, например, цикл сонетов, где он всего в нескольких строках точными, выразительными штрихами рисует портрет какой-нибудь из своих знакомых, безошибочно подмечая самое главное в её характере). Именно с таким – романтическим – Лоуэллом я и хотел бы познакомить вас, уважаемый читатель, в своей небольшой поэтической подборке. Александр Васин
7 сентября 2017
Андрей УсковРассказ «Чем пахнет клубника»![]() ...Кошка грациозно вызывается быть проводником в экспедицию на балкон. Она идёт в сторону шумящего цинком, пробуждающегося проёма балконной двери. Видно, там дождь. И те самые, вышеупомянутые гражданские сумерки. «Как упоительны эти длинные летние утренние сумерки, с неторопливым дождём! Как медлительны и спокойны. Серая наволочь туч теперь даёт ровный свет. В нём уже можно отличить собаку от волка, проходимца от постового, старость от юности. Но на улице – ни-ко-го. Теперь где-то до восьми часов будет такая картина. Нынче же ещё воскресенье. Улица ещё спит и видит свой десятый сон». Балкон Иван Макарыча смотрит на уютный двор, заросший старинной липой. Под деревьями разноцветными бликующими рыбами дремлют машины. В долгожданных лужах сочится и цепенеет белое небо. Выпряжкин, как ревнивый старьёвщик, перебирает глазами все артефакты двора. Ему кажется, что появись в эту рань у него соперник по надзору за этим двором, он бы просто его уничтожил. Наповал. «Никто не имеет права отбирать у человека право на жизнь. Никто! А это – и есть моя жизнь. Тихая, старая и чуть запущенная летняя улица с сомкнутыми ртами пучеглазых автомобилей. Тихое старое утреннее небо с накрапывающим дождём. Тихая и немощная старость, рассматривающая свою жизнь, будто ящерица, размышляющая над своим оторванным хвостом. Всё это уже – и моё и не моё одновременно. Как ни крути, время сожжёт и эти мосты. Другие люди будут рассматривать этот двор, всматриваться в начинающийся день, зевать, стряхивать пепел сигарет, шутить, плакать, строить планы, очаровывать, разочаровываться, негодовать, приходить в исступление, смягчаться, стареть, думать о пустяках, вздрагивать, завидев похоронную процессию, размышлять: чем же пахнет клубника?». Последняя мысль вызвала в старике приступ нежной привязанности к жизни. Иван Макарыч не боялся смерти. Сколько раз она была рядом на фронте, чего уж сейчас-то её страшится?.. Нет, он не боялся её. Просто она смущала его. Она смущала его некоей необустроенностью, непонятностью, неизвестностью. Старик допускал, что душа – бессмертна. Но ведь что-то же ей там да нужно-то будет? Она ведь и здесь при жизни покоя не знала. «Сколько она построила домов?». Иван Макарыч кивнул головой, мол, да, домов было построено предостаточно. «Сколько она восстановила мостов?». И ещё раз голова кивнула в знак согласия. «Сколько она здесь на земле выучила законов, предметов, понятий, буквально проникнув в суть каждой вещи?». Голова застряла в пространстве. Она недоумевала: «Как можно такой багаж просто так забыть, похерить, исключить за ненадобностью?». В переселение душ старик Выпряжкин верил с трудом. Ну, переселится он в другое тело, ну начнёт потихоньку всё осваивать заново. Но это ж сколько бесполезного времени, сколько бесполезной энергии будет затрачиваться? Зачем? Неужели такая мудрая природа, что разместилась от атомов до галактик, упустила этот момент? «Невероятно глупо. Либо там наверху наша душа и ломаного гроша не стоит, либо мы до сих пор чего-то не уяснили. Жалко, конечно, если это знание существует, а мы его так и не узнали. Очень жалко»... 6 сентября 2017
Сергей ЖуковскийРассказ «Подвиг»![]() ...В армию, кстати, Пашку не взяли. Несмотря на подбитый вражеский танк. Нашли плоскостопие. И Пашка, недолго думая, после школы поступил в нархоз. А что? Экономисты всегда государству надобны. После пар, коллоквиумов и семинаров Пашка возвращался домой, падал на диван и закрывал глаза. «Пашечка… – однажды в его комнату тихо вошла мать. – Сбегай, сыночек, за квартиру заплати… Да? А я пока курочку тебе потушу… С перчиками…Проголодался, небось, в своих институтах… Да, Пашечка?» В сберкассе, как всегда, была толпень. И – духота. «О-о-ой… – зевнул Пашка и повертел в руках «жировку». – Народу-то… До вечера простоишь…» В эту же секунду металлическая дверь сберкассы с грохотом распахнулась, и трое крепких мужчин в масках ворвались в набитое людьми помещение. «Лежать! – заорал один из налётчиков. – Всем лежать!» Прогремел выстрел. «Мамочки!» – тонко завопил женский голос. «Это – ограбление! – как в кино, рявкнул другой налётчик. – На пол! Я сказал: всем – на пол!» Пашка глянул на воронёный ствол пистолета в руке грабителя и, стремительно крутанувшись на одной ноге вокруг своей оси, носком ботинка другой ноги саданул по этой вооружённой руке. Пистолет взлетел и глухо шлёпнулся на линолеум пола. Снова громыхнул выстрел. Пашка в прыжке перекатился через голову и, схватив второго бандита между ног, с жутким грохотом швырнул громадное тело в зарешёченное окно сберкассы. «Дядечка, дядечка, не бейте! – тонким голоском вдруг взмолился третий, совсем молоденький грабитель. – Я больше не буду!» «Пашечка! – мать Пашки снова открыла дверь комнаты. – Опять? Опять ты мечтаешь?! Ну, сколько ж можно? Ну, вот чему ты улыбаешься?! На кого ты смотришь?! А?! Что ты молчишь?! Ой, горе ты луковое! Никуда не ходи… Слышишь? Слышишь мать?! Никуда не ходи! Не надо!»... 5 сентября 2017
Лев ГуревичРассказ «Рейс SU101»![]() ...О том, чтобы убежать с места происшествия, и мысли не было, ведь не мы затеяли драку, и, казалось – правда на нашей стороне. Вскоре подъехала скорая помощь, спустя минут десять – милицейский газик, и нас с Юркой отвезли в ближайшее отделение милиции, где составили протокол, в котором, в числе прочего, было записано, что «гражданин Скалкин Ю. П. и гражданин Матюшин В. П. находились в состоянии алкогольного опьянения средней тяжести». Затем нас поместили в «обезьянник» – большую металлическую клетку с деревянными лавками, в которой никого не было. Вскоре Юрка, лёжа на лавке, заснул, а я сидел, прокручивал в памяти драку в троллейбусе и пытался сообразить, во что мы влипли. Хмель давно прошёл, хотелось пить, но голова была ясная. Потихоньку я забылся, как вдруг услышал громкий голос, – Скалкин, с вещами на выход! Смотрю, перед открытой решётчатой дверью стоит милицейский сержант, а рядом с ним Юркины родители – Пётр Прохорович в адмиральской форме и Зоя Андреевна, вся сверкающая бриллиантами, на высоких каблуках и превосходно причёсанная. Юрка пошёл на выход, а я, как дурачок, спрашиваю: – А как же я, Матюшин Владимир Павлович? – А вот насчёт Владимира Павловича команды не было, – с издёвкой отвечает мне сержант и запирает дверь. Юрка, не говоря ни слова, пошёл с сопровождающими на выход, а я кричу: – Юрка, позвони мне домой! Скалкин-младший, не оборачиваясь, помахал мне рукой и исчез в глубине коридора. Кто и когда сообщил Юркиным родителям о его задержании, так и осталось для меня загадкой, но, думаю, что Юрка потихоньку, пока возились с протоколом, сунул милиционерам номер телефона и деньги – такие вещи он всегда умел ловко проворачивать... 4 сентября 2017
Художественный смыслКритическая статья «Обожаю мистику»![]() ...Учёные (Черниговская и др.), из-за разговоров которых я стал разбираться, чем движим был Кэрролл при сочинении свой сказки, – из-за разговоров о, например, квантовом устройстве мира (меньше кванта ничего нет в ЭТОМ мире, что случился после Большого Взрыва 13 миллиардов лет назад из субстанции лишь предполагаемой), – учёные эти меня бесили. Я сразу понял, что их цель, – может, и неосознаваемая, – состоит в том, чтоб сбить народ с панталыку. Ведь сейчас что происходит в мире? – Столкновение американского глобализма с традиционализмом. Изменчивости со стабильностью. США и России. Цветных революций и противостояния им. Оранжевые (так я называю тех либералов, кто не додумывает, что их действия приведут Россию к полному подчинению США, если не к просто уничтожению её), – оранжевые за революционность. А народ России – за стабильность (не перенесёт Россия ещё одну революцию). – Значит, надо сбить народ с его установок. Надо ввести в обычную жизнь законы, например, микромира. Квантовую механику. И всё. И сбитое с толку большинство послушает оранжевых глашатаев, дескать, мы ждём перемен. И… Грубо говоря, не проголосует за Путина через год. Вот почему Познер (сам несколько раз менявший мировоззрение, чего не бывает у человека, приверженного традиционализму) в своём интервью с Черниговской так с нею любезен... 3 сентября 2017
Николай ШульгинРассказ «Город Плача»![]() ...Через полчаса, за которые моя супруга перещупала всю обувь в лавке, у меня в руках оказалось что-то коричневое, пахнущее то ли дёгтем, то ли гудроном… – Хорошо померял?.. Нигде не жмут?.. А дешевле никак не получится?.. Я ведь по отцу тоже Шупрович, – жена управляла мной и Руфью одновременно. – По отцу не считается… У нас всё по матери… – ответила усталая Руфь. – У нас тоже, – встрял я… – Ладно, – сказала Лидия Федосеевна, залезая в лифчик за деньгами, – по матери у них... Хоть гарантия есть? – Гарантия только до порога магазина… А если что, есть карточка от сапожника Иосифа… Он за полцены делает ещё новей! – Ладно, – повторилась жена, – давайте коробку, туда старые сунем… А ты одевай новые… Может, успеешь сломать до порога, если совесть есть… Не успел. Сломал сразу после порога… – Бессовестный! – сказала жена. – Иди теперь, меняй, сам же выбирал эту дрянь… – Я же после порога каблуком ступеньку задел… Вон, и камера подтвердит, – показал я на какую-то дырку в стене… – Вот гады! Обо всём заранее позаботились… Хорошо хоть, карточка есть... – Слушай, а, может, давай не пойдем к Иосифу? Там один удар молотком двадцать копеек был ещё при коммунистах… Без штанов оставит… Я лучше дома «восемьдесят восьмым» заклею… – Балбес, а карточка?.. – напомнила опытная в шопинге жена. – В крайнем случае, одни штаны останутся, и это будут мои!.. Мы перешли через дорогу к Иосифу… 2 сентября 2017
Русская миссияОчерк «Свет померк, время остановилось, звуки умолкли»![]() ...Приближалась третья ночь бешеной гонки. Заветный FASTNET обогнули, как положено, левым бортом и легли на обратный курс в Плимут, нахлобучивая по ходу лодки соперников, одну за другой. Поскольку шли на зафрахтованной английской яхте, то, как и полагается, особенно радовались нахлобучиванию лодок французских. Лёгкий 5-ти узловой ветерок стабилизировался, полностью совпадая с прогнозом и наконец можно было расслабиться, растянувшись на наветренном борту, не очень заботясь о качественной откренке и без всякой штормовой страховки. Паруса уверенно и без рывков тащили 45-ти футовый INCISOR к финишу быстрее ветра почти на 2 узла. Рулевой, он же начальник вахты, он же Артём, не препятствовал расслабону, давая вахте возможность отдохнуть после напряжённых прыжков по 3-х метровым волнам и героической борьбы со встречным ветром до 26 узлов. Расслабон особенно был в тему мачтовому, то бишь мне, лежащему на палубе на предыдущем переднем парусе (стаксель №2), убранному в длинный чехол, длиной около 5 метров. До окончания вахты оставалось минут 20 надежды на её мирный исход… Александр Дубровский
1 сентября 2017
Художественный смыслКритическая статья «Ура Беляеву-Гинтовту»![]() ...А когда я смотрю на такую репродукцию, я сразу чувствую это бессловесное ЧТО-ТО. Хоть и тут политика кричит вовсю: кто за, кто против Сталина теперь. (Для тех, кто не знает и не догадывается, о чём это произведение – о речи Сталина по радио 3 июля 1941 года по поводу нападения на СССР Германии. Заводчане собрались и слушают громкоговоритель. Тот висит где-то высоко.) ...Но я должен признать, что это ЧТО-ТО является субъективным явлением. И у меня слабая позиция перед теми, кто считает, что субъективное не может быть объектом науки. И когда я выступаю от имени науки об искусстве (а я именно от такого имени выступаю), то слабая позиция мне мстит. Ни меня научное сообщество не принимает, ни читатели, чтоб всерьёз. «Лайки» на ФБ не в счёт. Даже, если б их было много (на ФБ веют поветрия). Что я был прав (что ЧТО-ТО тут есть), подтвердит только история. Если через несколько сот лет имя Беляев-Гинтовт будет известно, пусть и не как имена Пушкин, Шекспир, Гомер, но всё-таки, то я сегодня прав. Однако для моих читателей у меня есть и сегодня доказательство. ЧТО-ТО – это нецитируемое. Есть теория художественности, которая объясняет психологический механизм его появления в наших душах. Механизм этот имеет входы через нечто объективное. А объективное – уже предмет науки. Этим объективным является наличие «текстовых» противоречий. Геометрическая, так сказать, сумма сопереживаний этим противоречиям и есть то ЧТО-ТО. То есть ЧТО-ТО становится косвенно объективным. Проблема науки в том, чтоб найти прямо объективные «текстовые» противоречия. Они хоть и не спрятаны художником, но – так получается – по разным причинам люди их зачастую в упор не замечают... |
![]() Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы. Литературные конкурсыБиографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:![]() Только для статусных персонОтзывы о журнале «Новая Литература»: 20.04.2025 Должна отметить высокий уровень Вашего журнала, в том числе и вступительные статьи редактора. Читаю с удовольствием) Дина Дронфорт 24.02.2025 С каждым разом подбор текстов становится всё лучше и лучше. У вас хороший вкус в выборе материала. Ваш журнал интеллигентен, вызывает желание продолжить дружбу с журналом, чтобы черпать всё новые и новые повести, рассказы и стихи от рядовых россиян, непрофессиональных литераторов. Вот это и есть то, что называется «Народным изданием». Так держать! Алмас Коптлеуов 16.02.2025 Очаровывает поэзия Маргариты Графовой, особенно "Девятый день" и "О леснике Теодоре". Даже странно видеть автора столь мудрых стихов живой, яркой красавицей. (Видимо, казанский климат вдохновляет.) Анна-Нина Коваленко ![]()
![]() |
© 2001—2025 журнал «Новая Литература», Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021, 18+ Редакция: 📧 newlit@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 Реклама и PR: 📧 pr@newlit.ru. ☎, whatsapp, telegram: +7 992 235 3387 Согласие на обработку персональных данных |
Вакансии | Отзывы | Опубликовать
|