HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Архив публикаций за март 2012

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  [2012]   2013  2014  2015  2016  2017 

январь   март   [март]   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  


30 марта 2012

Александр Пташкин

Рассказ «Звёздный ливень»

...Парк залился светом вечерних фонарей. Народу на катке заметно прибавилось. На соседней лавке девчонка пяти лет одевала коньки, от помощи мамы она отказывалась, мол, сама справлюсь.

– Обычно желания заказывают вовремя звездопада, – не унималась разговорчивая Лора.

– Я знаю своё желание, – твёрдо заявила девушка, состроив злую мину на лице.

– Хорошее?

– Чтобы не родился этот ребенок. Вот чего я хочу, – заявила Кейт.

– Что б тебя! Совсем сдурела девка! Никогда больше так не говори! Ребёнка тебе Бог подарил! И сохранить должна. Поняла?

– Я ещё сама молодая совсем. Как я его буду растить?

– В лепёшку расшибёшься, а вырастишь. Вот как я.

– Что – как вы?

– Ну, я такой же дурнушкой была. Также сидела и проклинала всех и вся. Но… дожила же как-то до своих лет. И самое главное – я сохранила сына. Он у меня молодец. Большим человеком стал.

– Вот так дела. Вот так чудеса! – кажется, Кейт ещё упомянула пару бессмысленных слов и вновь смолкла, ожидая сюрпризов от поистине загадочной незнакомки.

– В 11.07 начало звездопада, – напомнила старушка о причине своего прихода.

– Сейчас уже 11.05...

29 марта 2012

Андрей Деркачёв

Рассказ «Улыбка»

...Интересно – кто придумал такой фасон брюк? Зачем нужны карманы, в которые невозможно просунуть руку? Паренёк замешкался и вдруг широко и по-детски обезоруживающе улыбнулся. Так, что в вагоне стало как будто немного светлее и чище. Наконец ему удалось вырвать из кармана кулак с зажатыми монетами и отдать их моему старому знакомому.

В этот момент я заглянул в глаза просящего. Они не были ни злыми, ни добрыми. Я не заметил в них ни обиды, ни благодарности, ни лукавства. В них была только усталость. И всё же уголки его рта чуть тронула ответная улыбка. Он повернулся и пошёл дальше. А я остался, со своей правотой и с привычно ноющей болячкой где-то возле сердца.

Но ведь всё хорошо! Я прав. Он – жулик. Эти двое – просто молоды и не разобрались в ситуации. Но тогда откуда этот немой вопрос внутри? Откуда это чувство неправоты, если я прав? А если бы появился какой-нибудь безрукий или безногий? То есть – очевидно несчастный? Ну тогда другое дело… А почему – другое? А если тот, безногий – вор и убийца и пропьёт всё подаяние? Получается, этот – лукавый с ногами – просит не по-честному, а тот – без ног – просил бы по-честному? Как бы, не обманывал меня, не делал бы из меня дурака – так, что ли? Может, дело не в том – есть ноги или нет, а том ­­– как я выгляжу, когда отзываюсь на просьбу? Не буду ли выглядеть смешно и глупо? И почему сочувствовать человеку с уродливым телом – не глупо, а человеку с уродливой душой – глупо? Жулик что – обязательно счастливее? Он что ­– не мучается от своих пороков, от бессмысленности и пустоты своей жизни, от одиночества? Почему одного можно утешить, а другого – нет? Почему я вообще обо всём этом думаю? Почему?..

28 марта 2012

Кора Синдар

Миниатюра «Happy end»

...Через два часа, когда вино было почти допито и они сидели на диване, поджав под себя ноги, Кира, тяжело вздохнув, сказала:

– Том, я тебе завидую.

– Ты изрядно пьяна, раз такое говоришь, зная, что в моей сумке всегда есть нож, – весело ответила подруга, доливая остатки вина в их бокалы.

– Я серьёзно. Ты пишешь замечательные картины, которые критики не устают нахваливать. Ты признанный художник, почти каждая картина которого – шедевр! А я уже 10 лет пишу любовные романы о том, как одна дура встречает идиота и…

– Ха-ха-ха! Ты точно пьяна!

– Хватит ржать, я тебе интимные вещи рассказываю…

– Ха-ха-ха!

– Короче, мои романы, в отличие от твоих картин, никогда не попадут в учебники по литературе.

– Родная, могу тебя заверить, что мои картины тоже в учебники по литературе не попадут. Ха-ха-ха!

– Ну, ты поняла, о чём я. Хочу написать действительно хорошую книгу.

– Зачем?

– Чтобы вечно жить в сердцах людей.

– А чем тебя твоя квартира не устраивает?

– Том, я серьёзно.

– Я тоже! Кир, ты забываешь одну «маленькую» деталь – за твои романы, в отличие от моих картин, прилично платят. Ты живёшь в хорошем районе, у тебя шикарная квартира, где есть всё, чтобы счастливо закончить жизнь самоубийством...

27 марта 2012

Татьяна Мохова

Эссе «Хрупкий мир сильной души»

«L’amour n’est rien…» – так называлась первая песня Милен Фармер, которую мне удалось когда-то услышать. Наверное, ещё ни одно название песен певицы так не искажало общее настроение её творчества, ведь на любви, в разных её вариациях, построен сам мир Милен Фармер, поэтому всё встаёт на свои места, когда после столь провокационной строчки следует продолжение – «Quand c'est politiquement correct» – вот это уже больше похоже на правду, на правду Милен Фармер, для которой жизнь хороша, когда «Quand elle s'acide de dynamite».

 

«Милен Фармер – французская певица», – так обычно представляют героиню нашей статьи. Но каждый, кто познакомится глубже с творчеством этой по-настоящему талантливой француженки канадского происхождения, поймёт, что назвать её просто «певицей» было бы недостаточно. Милен Фармер, бесспорно, создала свой собственный оригинальный поэтический мир, и каждый её альбом – это очередная книга в той эпопее, которую она пытается воплотить в своём творчестве перед воображением преданных слушателей. Как истинный человек искусства, Милен живёт на сцене образами, и мини-фильмы, снятые по самым её известным песням, подтверждают всё богатство неистощимого воображения певицы и её творческого союзника, автора большинства видеоклипов, режиссёра Лоранна Бутонна. Естественность и глубину игры Милен в этих глубоких по задумке видео можно сопоставить с игрой профессионального актёра (заметим, что первоначально Фармер хотела стать именно актрисой и в молодые годы посещала театральные курсы), а нестандартность сюжетов открывает нам в её лице ещё и самобытного сценариста. Обо всей работе разноплановой Милен можно говорить много, и, боимся, одним эссе тут никак не обойтись, поэтому в зону нашего пристального внимания на этот раз попадёт лишь одна грань её творчества, но вместе с тем это та его составляющая, без которой, пожалуй, сам феномен Милен Фармер, в его полном воплощении, перестал бы существовать. Речь идёт о поэтическом даровании певицы, ведь большинство текстов к своим песням певица написала сама...

26 марта 2012

Анастасия Бабичева

Рецензия на книгу «Посвящение в таинство театра: о книге «Жан Жене. Пьесы»»

Жан Жене для русского читателя – ещё одна французская загадка ХХ века. Не понятный и не принятый широкой читающей аудиторией в России, в восприятии большинства, знакомого хотя бы просто с этим именем, он до сих пор овеян аурой скандала (вор! гомосексуалист! бродяга!), а для ангажированного окололитературного сообщества до сих пор остаётся изысканным лакомством. Что мы знаем о Жене? Жил и творил во Франции вместе с Жидом и Кокто. Писал скандальные пьесы про преступников и проституток. Написал «Служанок». Даже те, кто не видел постановку этой пьесы Романа Виктюка, уж точно слышали о ней. И хотя первая редакция спектакля вышла в незапамятном 1988 году, до сих пор сочетание трёх имён собственных «Жене»-«Служанки»-«Виктюк» рождает в сознании образ чего-то маргинального, запретного, а иногда и неприличного. С другой стороны, для тех самых литературных гурманов Жене – образец свободы, отвержения социальной детерминированности, символ эпохи, часто романтизированный и идеализированный. Одним словом, во всех перечисленных вариациях Жан Жене значительно редуцирован до некоего культурного стереотипа. Да и понятно: мы не Жан-Поль Сартр, что бы на 600 страницах предаваться глубокому художественному анализу творческого наследия Жене.

В подобной ситуации издание новой книги Жене – литературное событие для читающей России. Жаль, конечно, что это новое издание «Жан Жене. Пьесы», увидевшее свет в Издательском доме «Флюид» в 2011 году и вышедшее в «Театральной линии», вновь представляет автора исключительно как драматурга. В аннотации к изданию пьес и статей Жене «Гуманитарной академией» от 2001 года читаем: «В России Жана Жене знают в основном как автора романов (многие из них уже переведены на русский язык)…». Возможно, за 10 лет ситуация кардинальным образом изменилась. Возможно, таким способом издатель решил актуализировать интерес к собственному продукту. Но, так или иначе, сегодня, в начале 2012 года, я бы сказала, что, скорее наоборот, Жене в Росси знают в основном как драматурга. Возможно, субъективная интерпретация. Однако, оглянувшись на историю публикаций Жене в России, эта субъективная интерпретация получает больше оснований...

23 марта 2012

Виктор Панфилов

Сборник миниатюр «Колыбельная для неудачника»

А снег лежит белый-белый… Падал всю ночь, почти отвесно, большими, тяжёлыми хлопьями, почти не сдуваемый сырым ветром. Белое покрывало закрыло развезённую людишками грязь.

Белая земля, серое небо, бурый лес на горизонте, чёрные точки следов. Ещё тепло. Вот она, осень, вот безвременье, вот преддверие долгого сна.

Иди без эмоций, известным, нахоженным за годы маршрутом, воткнув подбородок в воротник. Жуй сигаретный фильтр, смотри пусто и отрешённо вокруг, игнорируя идущих навстречу. Втягивай со всхлипом дым и влажный воздух, пока лёгкий ветерок ерошит волосы, кашляй мокро.

Вот она, осень. Время размышлений о прожитом. Ждал ли ты её? Ещё летом, холодным и мрачным, слышал ли ты поступь осени, чувствовал её приближение?

Вот и ходи, бездумно и тяжело переставляя скрипящие в суставах ноги. Думая отвлечённо и рассеянно об ушедшем. Не переживая о свершённых ошибках, о несбывшихся желаниях, об упущенных возможностях. Пой мысленно несыгранные песни, читай нерассказанные никому стихи. Осень с тобой, осень в тебе – ты в осени.

Попроси у погоды, природы, времени года и Бога Абстрактного и Непознаваемого то, что просил бы для себя – попроси для своих любимых людей. Повторяй про себя мантру:

– Боже, дай им добра и покоя от мрачных мыслей. Дай любимым моим светлой радости бытия, забвения бед и печалей. Дай им, природа, листьев опавших и тихих ночных дождей. Дай им судьба счастий всяческих, сохрани драгоценных моих от потерь и беды, защити от людских злобы и глупости. Не будь с ними жестоким, Боженька…

22 марта 2012

Катерина Ремина

Сборник стихотворений «Мелодия Niente»

Моя кофейная церемония
Супротив твоей чайной –
Это стайка в двенадцать воробышков
Под крылом лебединой семьи.

Моя чернильная церемония
Супротив твоей музыкальной –
Это кран, подтекающий в ванной,
Против ливней в июльские дни.

Моя снежная церемония
Супротив твоего Альбиона –
Как намёк, что мой снег растечётся
По твоим ладоням опять.

Моя церемония жизни
Супротив твоих воскресений –
Это несколько ниточек к кукле,
Чтоб она смогла танцевать.
21 марта 2012

Роберт Кармин

Пьеса «Случай на водах»

...К о р н е т. Господа, господа! А вам не кажется, что поединок Лермонтова с Мартыновым очень напоминает дуэль Печорина с Грушницким? И тоже здесь, на водах! Да ведь и поговаривали, что Грушницкий списан с Николая Соломоновича, а княжна Мери – с одной из его сестёр...

(Все смолкают. Каждый обдумывает сказанное.)

А г р а ф е н а (взволнованно). Ну конечно! Как же я-то сразу не догадалась! Правда... В тот вечер, в тот злосчастный вечер... Я, утомившись танцами, дышала воздухом у окна; Михаил Юрьевич подошёл, спросил, о чём я думаю. Я ответила, что он – самый ужасный насмешник, а он сказал, что точно насмешник, и даже злой. Но чтобы я этому не верила, потому что так говорят его завистники...

А потом... Потом он начал говорить о себе прямо словами Печорина. Что он готов был любить весь мир, но этого никто не понял, и он выучился ненавидеть. Что половина его души высохла и умерла, и он её отсёк и бросил... Господи, как это тяжело вспоминать!.. (Закрывает лицо руками.)

Э м и л и я (в раздражении). Вот это новость! Каков Печорин! Сначала – Наталья, сестра Николая, потом... Но уж мою сестру второю княжной Мери сделать не пришлось... Нет, каков Печорин!

1-й г о с т ь. И чему ж тут удивляться? Мне сказывали – и особенно те, кто коротко знал покойного, – что он на всякую житейскую историю смотрел как на матерьял для своих литературных упражнений. Равно и на каждого, кто в эту историю попадал. А то, что рассказала Аграфена Петровна, показывает и обратное. Что Михаил Юрьевич даже на саму жизнь мог смотреть как на отражение того, что написано им!

В е р з и л и н а. Знаете, господа, я где-то читала – не скажу сейчас точно, у кого – что случаются с писателями такие феномены: выведут они на бумаге персонаж, а потом так с ним сживутся, что не автор уж своим творением руководит, а как бы оно диктует ему и слова, и поступки. Может быть, и с нашим Мишелем то же произошло? Ведь, согласитесь, он раньше хоть и остёр был на язык, но как очаровательно весел и мил! А в этот приезд... Бывало, попросит Грушеньку на клавикордах играть, сам сядет в сторонке, голову опустит и сидит такой мрачный...

1-й г о с т ь. А язвить возьмется, так никого не пощадит! Николаю Соломоновичу – так просто проходу не давал. «Montagnard au poignard», «Горец с кинжалом»! С его лёгкой руки Мартынова все «пуаньяром» звать стали. И на вечерах! Как будто целью какой задался...

20 марта 2012

Чёрный Георг

Сборник стихотворений «Дом на Big River»

Так бывает: поставишь свой дом у глубокой реки,
а соседи – зачем-то – вокруг понастроят мостов,
да таких, что под ними сумеет проплыть даже кит –
по течению вверх, по течению вниз, миль на сто.
А река вдруг возьмёт и иссякнет: сперва обмелев,
превратится в ручей, – в нём осёл не замочит копыт,
а затем совершенно исчезнет под кожей полей,
пустырей и дорог, и лугов, сикамор и ракит.

И от бывшего русла останутся только мосты,
обрастая всё больше – лишайником, сорной травой;
и продолжат стоять – обелисками планам пустым,
высоко возносясь над пучиной невидимых вод, –
до тех пор, пока их не растащат: строительный люд
очень ценит хороший, притом даровой, матерьял;
а на месте мостов огороды разбить – тоже в плюс
человеческой тле, колорадским жукам, муравьям...

А зачем было строить, – зачем, для кого возводить?
Те, кто строил мосты, помудрев, убедились в тщете
иллюзорных побед над текучей природой воды –
и отправились с миром, оставив тебя в нищете.
Только ты всё живешь в своём доме у быстрой реки,
непривязанный к ней, – не заметив, что речки и нет.
Мимо окон твоих каждый вечер несут рыбаки
свой улов, часто путая воду и меркнущий свет.

И река полноводна, и просится из берегов.
Вот, твой домик над ней покачнулся, как Ноев ковчег,
приподнялся и вниз к океану поплыл, –
оттого,
что ты так никогда и не задал вопрос «а зачем?»
19 марта 2012

Валерий Румянцев

Рассказ «Ответственное поручение»

...После обеда все прошли в бильярдную. Вот тут-то и началось самое интересное. Приехавшие дурачились и обсуждали, на каких условиях и кому играть первую партию. Тютин великолепно чувствовал себя в роли радушного хозяина, сумевшего угодить дорогим гостям. Вот, наконец, было принято решение провести матч «Москва – Бирск». Столичную команду возглавил Василь Нилыч, а играть должен был его референт Наумкин. Бирской командой стал руководить, естественно, Бабкин, а выступать за неё вызвался Прошкин. С весёлым гомоном высыпали на стол шары. И тут Семён Антипович ощутил первый удар судьбы – не хватало одного шара. И хотя он стремительно облазил все уголки бильярдной, злополучная пропажа так и не нашлась. Глядя на разочарованные лица гостей, Тютин почувствовал, как резко и противно заныло у него под ложечкой. День, так счастливо начавшийся, из-за какого-то паршивого шарика мог принести много неприятностей.

– Ну что ж, жаль, жаль, – посетовал Василь Нилыч, откинувшись в глубоком кресле. – Значит, матч века отменяется. Жаль...

И тут Тютин решился. Вернее, решилось его внутренее «я», потому что Семён Антипович так и не понял, какая сила вынесла его в центр комнаты и каким образом вырвались из него слова:

– Нет, дорогие гости, матч не отменяется. Я виноват, я и исправлю. Минутку...

Тютин, словно кузнечик, прыгнул на бильярдный стол и...

15 марта 2012

Анна Франц

Рассказ «Александра»

...В один понедельник всё изменилось. Тот день начинался с философии. Я ненавидел философию, никогда не понимал, зачем мне, экономисту, этот предмет? Ну, к чему мне Диоген с его бочкой, или Сократ с его нравоучениями, или Кант и его «вещью в себе»? Если они не могут объяснить мне, куда лучше всего вложить капитал и как его приумножить, мне не о чем с ними разговаривать. Мудрость природы, ограниченность познания, первоначало и диалектика – это всё чушь собачья! В современном мире всё решают деньги, философии здесь больше нет места. Она так не считала.

В тот самый день я слегка проспал и не успел позавтракать. Задержался у буфета на какую-то минуту, чтобы купить шоколадку. Естественно, когда влетел в аудиторию, лекция уже началась. Чудаковатая перподша позволила мне войти. Ближайшее свободное место оказалось рядом с ней, и я, не раздумывая, упал на свободный стул.

Пока я доставал тетрадь и ручку, она искоса, с нескрываемым недоверием смотрела в мою сторону. В моём животе всё бунтовало: ни о чём, кроме еды, я думать просто не мог, однако галантность не позволяла мне не предложить шоколадку соседке. Она молча отказалась и отвернулась, покраснев. Меня как током шарахнуло! Да она влюблена в меня! Кто бы мог подумать! От одной этой мысли, а точнее, от осознания её, я самодовольно ухмыльнулся. Вообще-то раньше, когда мне признавались в любви в открытую, мне было неловко, но сейчас, хоть она не произнесла ни слова, почему-то я не мог убрать с лица эту отвратительную самовлюблённую улыбку. Выглядел я, должно быть, по-идиотски, даже наша странноватая женщина-философ заметила и сделала какое-то ехидное замечание вроде того, что любовь крутить нужно вне аудитории и следует отключить на два часа свои примитивные позывы к размножению. Все смеялись, но её это задело. Она готова была заплакать и метнула в мою сторону такой обиженный взгляд, что мне стало неудобно. Нас подначивали всю лекцию, хоть мы за два часа не сказали друг другу ни слова. Она смотреть-то на меня избегала, зато я только и делал, что пялился на неё. Она заметила, и я лишь диву давался, как она не въехала мне в челюсть...

14 марта 2012

Юрий Губский

Рассказ «Психиатрия»

Жгучий мороз столь редкой в последние годы настоящей киевской зимы. Со своей спутницей – доктором А. – осторожно передвигаемся вверх по длинному, покрытому льдом и снегом склону в гору к Павловской больнице… Окончательно закоченевшие, долго бродим по огромной территории между корпусами знаменитой клиники.

Наконец – освещённая ясным январским солнцем заснеженная площадка с вознёсшейся над Куреневкой древней Кирилловской церковью, и напротив – двухэтажное строение искомого 3-го корпуса. Сквозь сугробы пробираемся к крыльцу. Массивная арочная дверь заперта. По мобильнику сообщаю, что мы уже прибыли. Здесь нас ждут.

В здании холодно. Стены, окрашенные в наводящий тоску синий цвет советских казённых учреждений – жэков, больниц и собесов. Поднимаясь на второй этаж по истёртым ступенькам старой железной лестницы – «Боже мой, это сколько же лет я здесь не был, и ничего не изменилось…» – успеваю задуматься о превратностях времени и человеческих судеб...

13 марта 2012

Игорь Филатов

Эссе «Чайковский»

...Представьте-ка себе на минуту музыкальный магазин лет эдак через двести-триста. Изменится многое: музыка будет записываться на каких-нибудь кристаллах, будет какой-нибудь суперполицветозвук. Будут какие-нибудь особые витрины, будут блистать упаковками и требовать, чтобы их немедленно купили, мегазвёзды будущего: какие-нибудь Ванадий Ляпс и Жора Светофоров, какой-нибудь сверхактуальный проект «Трикси энд Брикси». Не будет и в помине нынешних «мега»: ни Баскова, ни Мадонны, ни «УмаТурман», ни Тины Тёрнер; не будет даже, страшно сказать, Аллы Пугачёвой. Боюсь, даже «Битлз» можно будет отыскать лишь на ретро-антресолях, потому что к тому времени не останется в живых тех, кто потерял девственность под звуки их песенок. У будущего будут свои герои.

Но без сомнений, будет отдельная витрина или даже целый зал (если люди будущего станут умнее), где вас спокойно будут дожидаться, как и сейчас: Бах, Моцарт, Шопен, Мендельсон… Всех я здесь не назову, но это не очень большой список. И среди них обязательно – Чайковский.

Какой такой продюсер раскручивает этих людей на протяжении веков? Кто не позволяет забыть их, как завтра забудут сегодняшних кумиров? Это происходит как бы само собой – они есть и всегда будут! Вы вдумайтесь в это и ещё раз спросите себя: почему? Может быть, желание понять этот феномен заинтересует вас и заставит к ним прислушаться…

12 марта 2012

Ольга Козьменко

Рассказ «Бич»

...На корпоративную новогоднюю вечеринку я заявилась в новом стильном костюме. Сделала шикарный маникюр, причёску. Всё это народ кое-как пережил, но моя шуба сразила весь наш коллектив. Я веселилась от души, видя их натянуто-кислые лица: такой покупке стоило позавидовать! Весь вечер за мной роились наши гости, приглашённые представители организаций-партнёров, коллеги-мужчины баловали небывалым вниманием. Я была в ударе: сыпала остроумными шутками, зажигательно отплясывала и даже спела несколько романсов, подыгрывая себе на пианино.

А потом мне стало скучно, даже тоскливо. Щемящая грусть, которую не вспугнула ни громкая весёлая музыка, ни смех, жёсткой рукой до боли сжала сердце. Выйдя в дамскую комнату, по сотовому вызвала такси. Оделась и выскользнула на улицу. Моего отсутствия даже не заметили, никто не кинулся за мной вдогонку. От этого ещё гаже стало на душе.

Расплатившись с таксистом, я вошла в плохо освещённый двор. Уже подходя к подъезду, заметила в углу пару красных сигаретных огоньков. Как-то сразу стало не по себе, когда два тёмных силуэта двинулись на меня. Я встала как вкопанная. На слабоосвещённый пятачок из темноты выходили чужие мужики, которых я ни разу здесь не видела. Один из кармана что-то достал, и по щелчку выбрасываемого лезвия, догадалась, что это нож...

9 марта 2012

Елена Зайцева

Критический обзор «Январь-февраль. Стихи (№57)»

...Юрий Гундарев, сборник «Пятистрофие». Впечатление скорее хорошее. Содержательно, ярко. Серьёзно, искренне. «…Я просто так‚ первобытно и беспричинно /с воистину волчьим аппетитом Сократа / мир поглощаю: мчащиеся машины‚ / запаздывающую маршрутку даже…» – так и есть, очень живое, объёмное мировосприятие. Чего не хватает: по мне так не хватает чего-то сверх. Работа идёт по силам, по возможностям, и это немаленькие силы и хорошие возможности, но хочется-то невозможного. Текстов, которые поразили бы – да и даже по-настоящему запомнились, остались со мной – нет.

 

Лилит Мазикина со сборником «Солнце» мне так же, как и с прошлым сборником: тексты-эмоции, чувства, не всегда внятные за пределами чувствующего:

Босиком по мокрой траве – розовой, розовой;
сердце сыпалось на бегу звёздами, звёздами.
Дождь ушёл, сбежал за луга в радугу, в радугу,
и в траву ты, будто в стихи,
падала…
 

(Лилит Мазикина, «Девушке по имени Хельга»)

 Это стихотворение полностью, не отрывок. Лилит, я верю, знает, что это за девушка, почему Хельга, а не, например, Ольга. Может, это цыганская легенда какая-то, история – Лилит, цитирую с авторской странички, цыганская журналистка – но я-то приморская нежурналистка, смысл ускользает...

8 марта 2012

Виктор Герасин

Повесть «Васильки»

...Издали они увидели идущую им навстречу машину. Присели в придорожные кусты, пропустили её. Потом ещё одну. Прошедшие машины подняли им настроение, они колёсными следами накрыли их следы, уничтожили их.

Колька запел любимую песню, которую часто крутил на магнитофоне в детдоме Валерий Николаевич и которую все детдомовцы знали наизусть и распевали, как умели: «В чистом поле васильки, дальняя дорога. Сердце стонет от тоски, а в глазах тревога».

Заставлял Сашку подпевать припев: «Эх раз, да ещё раз, да ещё много-много раз». Но Сашка никак не подлаживал своим глуховатым, бубнящим голосом под Колькин, высокий, отставал в словах и у них не получалось слаженного пения.

– Эх, дойдём вот! – Песня вызвала в Кольке прилив бодрости, уверенности. – Дойдём и кончится наша детдомовская жизнь! Войду я тихонечко в свой дом и спрошу: «Зимины здесь проживают»? И ответят мне: «Здесь Зимины проживают. А в чём дело»? «А в том дело, – скажу я, – что нашёлся вот Колька Зимин, ваш сыночек, ваш внучонок, вот он, перед вами, не узнаёте?» И заохают мои мама, бабушка, дедушка, завскрикивают: «Коленька ты наш миленький! А мы все тебя обыскались! Да проходи ты и будь как дома»! «Нет, – скажу я им, – ваш Колька не один пришёл, он привёл с собой друга своего большого, Сашку. Пусть Сашка вперёд меня проходит. Он ведь гость у нас». И проведут они нас к столу. А на столе – глаза разбегаются! И сахар! И мёд! И варенье! И блинчики! Те, которые тебе в лагере понравились, которых ты хотел штук пятьдесят съесть. «Ешь, – скажу, – Сашка. Ешь хоть сто блинчиков». А мама нас будет обнимать...

У Кольки в носу защипало от умиления. Сначала от говорил, но никак не мог увидеть всю картину встречи воочию. А когда сказал, как мама их обнимает, то увидел, ощутил прикосновение её тёплых ласковых рук, и от этого голос его осёкся, и от этого слёзы навернулись на глаза...

7 марта 2012

Виктор Панфилов

Сборник миниатюр «Анонимная переписка»

...И как-то так получается, что знакомится он с девушкой в поезде. А она в тот же санаторий едет. Удивительно, правда? И не просто знакомится. А очень даже сближается. Знаешь, как бывает с людьми в поезде? Кто-то выдумывает себе идеальную историю и начинает жить ей и наслаждаться собой придуманным. Вот так бывает. А бывает – срабатывает тот самый «эффект случайного попутчика», которому можно выговориться. Вот у них так и было. Она придуманную историю ему о себе. А он ей – о своих реальных заморочках. И сблизились, и подружились. Сутки-другие общались, а впечатление – будто всю жизнь прожили и друг друга с полуслова уже практически.

И продолжают сближаться уже на месте. Располагает всё к этому. Прогулки совместные по побережью, походы на пляж, купание в ещё холодном море. Долгие задушевные беседы в вечерних кафе на набережной. Чувственные танцы на… не, не дискотека – танцпол. Ну и всё, как положено там… И чувствует всё нарастающее очарование ею. И от близости этой, от её открытости, что-то в нём с хрустом ломается, что-то внутри, глубоко так – переворачивается, взрывается, искрит, плавится, вскипает иногда и брызжет…

А она такая… Такая! Отзывчивая, понимающая, внимательная, сострадательная, деликатная, ненавязчивая. Утончённая, глубокая, разносторонняя. Игривая, нежная, ранимая, непосредственная. Непостижимая. Прекрасная. Загадочная. Простая и сложная, насмешливая и доверчивая, близкая и далёкая. Такими приблизительно словами он её мог бы охарактеризовать. Он восхищается ей, как человеком, и трепещет перед ней, как перед женщиной. И всячески показывает своё к ней расположение, но не более. «Как может такая козявка, как я, даже мечтать о плотской близости с такой, как ОНА?» Вот, как он думает. Да ему и платонических хватает отношений. ТАКИХ в его жизни не было никогда. Он целиком захвачен свежестью общения, радостью встреч, счастьем совместных маленьких дел, лёгким, смешливым флиртом. И таинством редких, случайных прикосновений. И выражением глаз её при игре их взглядов...

6 марта 2012

Юрий Губский

Рассказ «В Пуще»

…Они появились внезапно, словно вынырнув из-за окружающих деревьев. Двое незнакомцев вразвалку шли через поляну прямо на нас. Угрожающе зарычал Джек, и холод страха стиснул моё сердце – я уже знал, что будет дальше.

Приблизившись, они остановились в нескольких шагах, молча рассматривая нас – плоские, пустые лица, злые, близко посаженные глаза, с круглыми стрижеными, по появившейся недавно спецназовско-зековской моде, головами, одетые в одинаковые тёмно-синие «фирмовые» спортивные костюмы с широкими штанинами. Если бы не бросающаяся в глаза явная разница в росте, их можно было бы принять за близнецов или, по крайней мере, выпускников одного детдома – типичные хемингуэйевские персонажи. Но сейчас им предстоит не работа, а забава – то, что они собираются делать сейчас, это их кайф – предельное уничтожение человека…

Я давно и слишком хорошо знаю таких – типичные выродки – слово «отморозки» пришло гораздо позже… За последние несколько десятков лет они изменились только формой одежды и причёсками – воспоминания из города моей юности: приблатнённые сявки избивают парня из соседнего двора в сквере возле Стеклянной струи, бьют ни за что, просто так – бьют молча, со всё возрастающим остервенением, белые глаза, только иногда издают нечленораздельные звуки, и прекращают свой садистский сеанс, только когда их лежащая на асфальте жертва затихает…

Высокий подошёл к Ирине, маленький приблизился ко мне – очевидно, они уже распределили роли в предстоящем им и нам жестоком действе… Ударом ноги высокий опрокидывает котелок в огонь; заливаемые кипятком, жалобно шипят угли. Джек заливается отчаянным лаем...

5 марта 2012

Игорь Филатов

Сборник миниатюр «Мгновения»

На одного из них я чуть не наступил. Он вылез прямо посреди тропинки, приподняв шляпкой толстый слой прелых листьев и хвои. Я уже занёс ногу и вдруг разглядел красно-коричневую головку, с любопытством глядевшую на белый свет сквозь прошлогодний мусор. Я разгрёб вокруг, освободил его от шелухи, и он предстал передо мной во всей красе – ладненький, крепкий, очень довольный собой. Шляпка ещё не развернулась в зонтик и плотно охватывала белое упругое тельце. Хотелось ущипнуть его, как ребёнка, так он был здоров и упитан. Я полюбовался и сорвал его, хотя есть ни сейчас, ни после не собирался. На ладони он был так же хорош, на ощупь – плотный и прохладный, с шелковистой кожицей. Мне самому стало как-то весело от этого красавчика. Бывают такие люди: глядишь на них и завидуешь – здоровью, внешности, весёлому спокойному нраву. Но завидуешь легко, без надрыва, потому что самому быть таким всё же не хочется. Да, здоровье, надёжность и основательность – это, конечно, хорошо, но в то же время как-то заурядно. Хочется думать, что ты не такой, как все, что ты яркая индивидуальность, что в тебе есть трагедийная нотка. Романтизма хочется, а какой романтизм в крепыше-подосиновике?

Я ещё сидел на корточках, когда увидел второго. Чуть поменьше, наверное, младший братик, такой же крепкий, здоровый и чистенький.

И такой же восхитительно заурядный. Его я тоже сорвал. Оправдался тем, что хочу показать товарищам. На самом деле, из жадности; а кроме того, грибы как-то странно выделялись среди всего лесного, словно нарушали порядок. Я их сорвал – и перестали резать глаз белизна ножки, красная шляпка и вздыбленная хвоя. Лес успокоился, и я тоже.

2 марта 2012

Александр Ра

Сборник стихотворений «Обалдеть»

Незажжёный камин – значит можно и вазу с цветами
просто сверху поставить (желательно тёмные розы),
чтобы прошлое с будущим вновь поменялись местами,
как обычно бывает во время чумы и склероза.

Можно сесть на полу и спиной словно к другу прижаться,
обогреть попытаться – неумная шутка – но всё же
иногда интересно попробовать стать самозванцем:
вдруг получится то, что никак получиться не может.

А на полочке рядом жила раньше кошка из глины,
неподвижная, тихая, серая (чуть голубая).
Как-то ночью ушла так же тихо на цыпочках длинных.
Мы все спали без задних, а кошка ушла, улыбаясь.

Можно крепко зажмуриться, чтобы в глазах не щипало,
там бывают картинки, которых не надо стесняться.
Ничего не случилось, всё просто прекрасно совпало,
извиняться бессмысленно – значит, пора изменяться.
1 марта 2012

Анна Останина

Рассказ «Плакса»

...Однажды я шёл по двору, раздвигая своей палкой кусты. Всю ночь под окном проорала неизвестная мне мартовская кошка, и я намеревался её найти и жестоко проучить. Внезапно палка зацепилась об корень и выскочила у меня из рук. Я выругался. У меня сильно болела спина, нечего было и думать, чтобы нагнуться и её поднять. Уйти без палки я тоже не мог – она была хорошая, резная, с удобной ручкой и стоила мне чуть не половины пенсии. Нужно было кого-то позвать на помощь, как ни отвратительна была эта мысль. Я оглянулся. И тут заметил её – Маленькая Плакса изучающе остановилась у меня за спиной и наблюдала, что это я там делаю.

– Ты чего подсматриваешь? – шуганул я её. – Ну-ка, давай отсюда.

– А вы что там, в кустах, делали?

– Грибы искал, – буркнул я.

– А что вы с этими грибами потом делать будете? Сварите и будете есть? Мне про вас мальчишки сказали, что вы колдун.

– Какие это мальчишки?

– С нашего двора. И ещё это они вам дохлую мышь в почтовый ящик подложили, они сами хвастались.

Я руганулся – ну покажу я этим мальцам, только увижу.

– А ты чего ябедничаешь? Тебя где научили на других доносить? В садике, что ли? Думаешь, похвалю тебя за это?

Маленькая Плакса покраснела и надулась – вот-вот заревёт. Этого мне ещё не хватало, объясняйся потом с её мамочкой – чем напугал ребенка?

Всё-таки не заревела.

– Я в садик не хожу.

– Что ты, такая глупая, что тебя даже в садик не берут?

– Я не глупая, я даже читать умею!

– Ну-ка, докажи, – я пустился на хитрость, – подай-ка мне мою палку оттуда, из кустов, я нарисую слово, а ты прочитаешь...

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!