HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 г.

Архив публикаций за январь 2021

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018  2019  2020  [2021]  

[январь]  


20 января 2021

Галина Мамыко

Рассказ «Страшные переживания»

– В ваших интересах рассказать всю правду, – сказал следователь.

– Но я ни в чём не виновата.

В душе Надежды Леонтьевны Зарубиной из квартиры девять нарастал страх.

Этот страх появился час назад, когда она, приняв душ, читала на своём диване книжку. Книжка для Надежды Леонтьевны являлась лучшим снотворным.

И вот, когда она уже впадала в дрёму, а стрелка часов выползла за девять, ей на мобильный позвонил какой-то тип и вежливым голосом предложил приехать в отделение на улицу Большевистскую, дом тридцать семь, кабинет тысяча девятьсот тридцать седьмой, по известному ей делу.

– Какому делу? – спросила Надежда Леонтьевна, тут же придя в неописуемый ужас.

Она не ошиблась в предчувствии...

15 января 2021

Гости «Новой Литературы»

Интервью «Памяти Бориса Грачевского»

О Борисе Юрьевиче Грачевском невозможно говорить в прошедшем времени, хотя весть о его кончине безжалостно множится в новостном пространстве уже больше суток. С обаятельным и улыбчивым создателем «Ералаша» мне посчастливилось беседовать дважды – в 2016-м, объявленным Годом Кино, и в юбилейном 2019-м, когда Мастеру исполнилось 70. Борис Грачевский излучал столько энергии и бодрости, что эта цифра казалось условной, не имеющей к нему отношения. В тот день я не сомневалась, что встречи ещё будут, а это обаяние никогда не погаснет. Вышло так, что наш диалог вовремя опубликован не был, а теперь бессменный капитан «Ералаша» ушёл за горизонт…

Юбилейное интервью мы сегодня публикуем впервые – в память о нём.

 

Беседует Вера Круглова
12 января 2021

Виктор Парнев

Рецензия на фильм «Золотая ночь и Карнавальная симфония»

В 2021 году исполняется 65 лет с выхода на экраны, причём практически одновременно, сразу двух музыкальных новогодних киношедевров – «Карнавальной ночи» и «Золотой симфонии».

«Карнавальную ночь» у нас знают и любят все. «Золотая симфония» нынче изрядно подзабыта. А напрасно – оба фильма-ровесника одинаково красочны, праздничны и музыкальны. При всей несхожести их сюжетов и мест рождения...

10 января 2021

Сергей Петров

Статья «Ещё раз о происхождении русского счёта»

В статье делается попытка этимологизации русских числительных исходя из предположения о наличии в названиях количественных числительных послания, подобного имеющемуся в славянской азбуке. Автор делает вывод о наличии такового, реконструирует его и приходит к заключению, что названия числительных были заимствованы в индоевропейские языки именно из славянского источника, в котором единственном содержится смысл.

9 января 2021

Лачин

Рассказ «Приговор»

Поймите, мой брат – единственное, что у меня осталось. Вернее, я у него осталась, ведь ему восемнадцать лет. Он ничего не понимает в этой жизни, его обманули… Председатель губернского ЧК Александр Боже сидел за рабочим столом и расслабленно курил. Он так устал, что медлил прервать просительницу. Одно и то же. Несокрушимо наглые и безжалостные ко всем, гуманные и слезливые, когда надо спасать своих близких. Сейчас она скажет, что человеческая жизнь уникальна – как будто думала об этом раньше. Я понимаю, у вас это… классовое сознание. Мы из дворян, и значит, враги. Боже поднял глаза и прислушался. Но восемнадцатилетний мальчик – у него и классового сознания нет никакого. У него друзья детства, глупая романтика, ветер в голове. Вы не знаете, сколько таких, почти детей, случайно оказались в белом движении. И ещё: ведь мы меняемся. Мы сближаемся с народом. Она подалась вперёд, смотря с некоторым вызовом. Не смейтесь. Он не смеялся. Вот я уже устроилась на службу… то есть работу. Миловидная женщина, наверно, лет на семь-восемь старше своего брата. Смотрела теперь по другому – чёрт возьми, по-женски смотрит, хочет соблазнить, какое мещанство…

8 января 2021

Дмитрий Аникин

Пьеса «Прометей освобождённый»

...Ты многое, мудрец, страдалец, видишь там,

где тьма клубится будущего нашего;

не всё там решено твоими тайнами,

не обольщайся ими – Зевс и большие

с пути сметал препятствия. Спеши помочь,

стать частью жизни, будущего скорого.

 

Тот глуп, кто занят днём одним, сегодняшним,

грядущего кто не подозревает бед,

живёт как скот тяжёлый, неосмысленный:

поесть, поспать, совокупиться, смерть принять, –

но сколь глупее тот, кто в предугаданном

от бед защиту видит, кто немногое,

неверное познал и мнит судьбу своей,

надеется на призрак как на крепкое,

живёт умом полёта дальнозоркого.

 

Пророчества случаются насилием

над существом вещей, порядком Мойр слепых:

вода враждебна, воздух им, огонь, земля;

чуть отвлечёшься, дрогнешь – распадаются,

лишь постоянство и упорство в бедствиях

их совершают, ход разумный времени

навязывая меж потоков хаоса...

7 января 2021

Светлана Ярмонова

Рассказ «Про ЭТО»

...К утру небо затянуло тучами, и весь день лил нудный дождь. Проснувшись, Светланка долго не хотела вылезать из постели: солнышка всё равно нет, да и с желанием не определилась, а тут ещё с дедулей загвоздка вышла. Вспомнилось вчерашнее. Опять стало не по себе, даже слёзы навернулись на глаза. Неужели это из-за того, что она просила дедулю рассказать про войну? «Как так, – размышляла она, – столько книг написано, столько стихов сложено, песен, даже фильмов снято про войну, подвиги героев, которые победили, а сами герои обо всём этом не рассказывают. Взять хоть моего дедулю, хоть Леночкиного. Почему не рассказывают? Не хотят? Боятся? Так чего им, победителям, бояться? Да и не похожи они на трусов».

Весь день Светланка тихо сидела у окна и думала, думала...

Иван Васильевич с раннего утра хлопотал по хозяйству: чистил в деннике, потом ремонтировал его, потом ещё чего-то делал, а может, предлог искал, чтобы не попадаться лишний раз внучке на глаза. В избе появлялся только поесть. Ели молча, чего никогда раньше не было. Дед и внучка старались не встречаться взглядами. Спать улеглись пораньше: всё равно дождь.

Светланка долго крутилась под боком у бабушки, потом решилась. «Бабуль. Почему деда не рассказывает про ЭТО? Не хочет?», – зашептала она в самое ухо Анастасии, специально не произнося слово «война», чтоб, чего худого, как вчера, не случилось. Женщина погладила внучку по голове. Помолчала. Потом тихим шёпотом ответила: «Не может. Тяжело ему вспоминать. Страшно. Ты его уж боле не пытай». Помолчав с минуту, добавила: «Да и тебе рано... ничего хорошего там не было».

Слова бабушки ошарашили. «Не может! Тяжко! Страшно! Так вот он, ответ. Такой простой и непонятный. Так что же это за война, что героям, выстоявшим в ней и освободившим весь мир, даже через тридцать лет вспоминать о ней страшно?»...

3 января 2021

Художественный смысл

Критическая статья «Любовь к мысли»

Где-то когда-то я вычитал, что представители первобытных племён от малейшего раздражения, выводящего их из дремоты, стараются исчезнуть. Могут сидеть часами неподвижно, когда же их спрашиваешь: «А что вы делаете? О чём думаете?» – они обижаются и говорят: «Только сумасшедшие думают – они держат мысли в своей голове. Мы не думаем». Если же они вообще думают, то, скорее, животом или сердцем.

Похожими первобытными мне кажутся многие и многие мои современники. Они от мышления бегут. Трудно следить. А зачем они – трудности?

А я люблю мысль. И что мне делать, если такой я считаю своим долгом толковать скрытый смысл произведений искусства? Скрытый для того самого большинства, которому трудно следить за мыслью.

Тупик!

Я обманул себя, что будущие люди будут не такими и что надо писать для них.

И вот меня восхитили метания художников, исповедующих один и тот же тип идеала, ницшеанского. И мне захотелось это высветить перед пока незаинтересованной публикой. Как тот петух из анекдота, бегущий за курицей, думает: «Не догоню, так хоть согреюсь».

Подвох в том, что страшно сомнительный материал: подсознательный идеал. – Муть, да?

И вот я хочу следить за движением мысли искусствоведов о движении нюансов подсознательного идеала у ницшеанцев. В частности – абстракционистов.

Кандинского бесило, что развелось миллион якобы художников, пишущих в технике импрессионистов (точками несмешиваемых красок) или в технике кубистов (фигуры – геометрическими фигурами), но совсем бездушных. Это помимо другого миллиона, рисующих обычно. И всё – вещи, фигуры. И особенно бесило, что мещане за это большие деньги платят, хоть и соответствует бездушие картин и бездушие мещан. От такой двойной ненависти он бросился в нефигуративность. Понимая её как духовность. А чтоб мещанам насолить, он в первой своей абстрактной картине даже краски применил некрасивые (чтоб мещанам сам цвет не понравился). Например, тусклую красную...

2 января 2021

Хая Плещицкая

Рассказ «Исайя Смит»

...Исайя к мальчишкам сразу привязался, они играли в бейсбол, рыбачили и жарили маршмэллоу на костре, и не потому, что так полагается, а по зову души. Он с удовольствием проводил с пасынками всё свободное время, и Мэри, их мать, это очень выручало: она могла брать подработки и получать сверхурочные. Как выяснилось, её подработки были связаны с ухажёром из соседнего посёлка, и она по первому же его свистку собрала пожитки и съехала от Исайи. Напоследок она шаловливо потрепала его за бороду и сказала: «Ты хороший, Исайя, но простак». Её новый избранник водил фуры и исколесил всю Америку, и оттого представлялся ей влекуще-загадочным, почти пилигримом.

Исайя тяжело переживал. И измену, и разлуку с мальчишками. Он остался один, со своим домом, мотоциклом, пикапом и бородой. Борода его, разверзнутая на две идеально ровные части, была его тайной гордостью. Ни один байкер в их округе не носил такой фасон, позаимствованный им с выцветших фотографий прадеда. Исайя Смит тоже был загадочной личностью, но простушка Мэри его не разглядела.

Ещё ему нравилась его работа. Долгие и трудные вахты на фабрике давали ему чёткое и простое понимание смысла его дней. Он много и прилежно работает и с каждой сменой вносит свой вклад в будущее Америки, и сам становится лучше вместе с Америкой с каждым днём. Он устаёт, и поэтому его отдых радостен и заслужен. У него нет времени на ерунду. Для полного счастья ему не хватает только семьи.

Двоюродный брат Исайи из Питтсбурга женился на русской. Они жили вместе уже пару лет и казались очень счастливыми. Его жена, Наташа, была очень милая, она пекла, вязала и с упоением хлопотала по дому. Наташа на смешном ломаном английском уверяла Исайю всякий раз, когда он навещал их, что все русские – люди семейные, и ему нужно искать жену в её родной Белоруссии. И даже предлагала подсобить с поиском невесты среди своих подруг. Исайя, внезапно даже для самого себя, согласился...


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

09.01: Галина Мамыко. Страшные переживания (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!