HTM
Мстить или не мстить?
Читайте в романе Ирины Ногиной
«Май, месть, мистерия, мажоры и миноры»

Архив публикаций за март 2015

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  [2015]   2016  2017 

январь   март   [март]   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  


31 марта 2015

Цитаты и классики

Тематически сгруппированные фрагменты из творчества «Sententiae. Сентенции, приписываемые Публию Сиру.»

Вступительное слово, оригинальный перевод с латинского, смысловые вариации, комментарии и восстановленные лакуны, а также отбор представленных фрагментов сделаны Владимиром Соколовым.

 

То, что сегодня ходит под кликухой «Крылатые латинские выражения», особенно в Интернете, представляет неимоверный компот, причём без преобладания какого-либо определённого вкуса и настолько разнородно, что даже и компотом-то это стыдно называть. Так, какие-то помои.

1. 1) Многие из этих латинских выражений вовсе не латинские, а придуманы под латинские уже много после падения Рима: в рамках т. н. новолатинского языка, бытовавшего в учёных кругах в средневековье и новое время. Таковы, например, известные cogito ergo sum; scientia potentia и др.

2) Многие сентеции вырваны из разных авторов, и мало что между собой ни по стилю, не по духу никак не корреспондируют, так ещё обрублены так, что приобретают подчас смысл прямо противоположный тому, что хотел сказать автор. Самый яркий пример такой надёрганности – знаменитая пословица in vino veritas, обычно трактуемая как «истина в вине», хотя её смысл – «что у умного на уме, у глупого на языке» или, ещё точнее, «у болтуна вода в ж…пе не держится».

Поэтому, руководствуясь устоявшимся в филологических кругах принципом «Мухи отдельно, а котлеты отдельно», считаю, что всё же желательно разбить эти латинские изречения по авторам. Тем более что там есть много чего интересного.

Одним из таких замечательных авторов является Публий Сир. Собственно говоря, не автор, а мим (артист), который выдал на гора массу таких поговорок, ходивших в д. Риме по рукам и составивших позднейшие сборники, тщательный отбор и установление аутентичности которых произвели многие знаменитые латинисты и католики...

30 марта 2015

Лачин

Рассказ «Рыцарь нашего времени, или Исповедь современного Дон Жуана»

...Будучи советским школьником, я мечтал стать подпольным миллионером. Не знаю как, но думаю, не развались Союз, я им стал бы, потому что я всегда добиваюсь, чего хочу. В дальнейшем я жил – ни гроша за душой, и зарабатывать принципиально не собирался. Подчёркиваю – моя философия с детских лет не изменилась.

Я сейчас объясню. Мне всегда претило бежать туда же, куда и все. Была романтика в том, чтоб среди нищей толпы, считающей деньги греховным, стоять в подвале (я так именно и представлял – в подвале) у накопленных сокровищ, простёрши руки над ними, как на иллюстрации Фаворского к «Скупому рыцарю» Пушкина. Пусть не на что их было бы тратить – «с меня довольно сего сознанья». Тут не жадность была – был романтизм, вызов толпе. Я должен был иметь деньги хотя бы потому, что иметь их мне запрещалось.

Но когда миллионы людей поклонились мамоне, я понял: мечта опошлена. Гнаться за тем же, о чём мечтают толпы обывателей, было бы унизительным. Стать бизнесменом сейчас всё равно как быть поп-звездой – срам для интеллигента.

Словом, во времена былые нужна была смелость, чтобы заработать большие деньги, сейчас – чтобы их принципиально не зарабатывать. И, не зная ещё, какой избрать путь, я знал уже твёрдо, что отрекаюсь от обогащения...

29 марта 2015

Саша Николаенко

Сборник рассказов «Тринадцать счастливых случаев»

…Да и жена ли она мне, или, напротив, – кто-то зачем-то подсунул мне, пока я спал, чужую жену, чужую квартиру и чужого кота? То-то я никого из них не узнаю! Это неслучайно! Это всё, без сомнения, подстроено. Но тогда… Чего они добиваются? Кто они? И зачем они всё это задумали?..

А что если?.. Если я совершил на работе какое-нибудь очень важное научное открытие? Открыл какой-нибудь сплав или ещё что-нибудь? Ведь это тоже очень могло быть, и они, чтобы я не болтал, и не получил за своё открытие аванс или там, например, Нобелевскую премию, лишили меня памяти? Что-нибудь вчера подмешали мне в шампанское или в салат?

Возможно. Да, это подходит. Даже больше того: это наиболее вероятно. Теперь, главное, ничем не выдать себя. Главное, чтобы эти негодяи, эти гнусные заговорщики не пронюхали, что я о чём-то догадываюсь. Что я их подозреваю. Следует вести себя осторожно. Как ни в чём не бывало. Если всё подстроено, то, вероятней всего, самозванка-жена сделает вид, что я ничуть не изменился со вчерашнего года, прикинется, что со мной всё в порядке. А я в ответ прикинусь, что узнаю её. Кот мне ничего не сделает. Уж он-то точно никому ничего не скажет. А там…

А там, как говорится, поживём – увидим. Главное, не вызывать у жены подозрений. А потом, потихонечку попытаться вспомнить, как было дело, постепенно восстановить состав сплава, и…

Но тут в ванную комнату постучали, и Николай Антонович вынужден был открыть...

28 марта 2015

Александр Левковский

Рассказ «Царица Тамара»

...Перед сном мама зашла ко мне в спальню.

Я лежал, закинув руки за голову, и думал о Тамаре.

Мама села на кровать и тихо сказала:

– Я видела, как ты смотрел на неё. Мне жаль тебя, Алёша. И я тебя понимаю...

– Мама, – пробормотал я, – что делать, когда тебе пятьдесят, и есть у тебя жена, которой сорок пять, и есть дочь двадцати двух лет?.. И ты вдруг встречаешь такую совершенную неземную красоту – и терзаешься мыслью, что она достанется не тебе, а кому-то неведомому другому!.. Разве этот неведомый другой лучше тебя? Почему же она будет с ним, а не с тобой?!

Мама посмотрела куда-то поверх моей головы и промолвила:

– Остаётся утешаться мыслью, что ей ведь тоже будет когда-нибудь сорок пять, а потом пятьдесят пять и шестьдесят пять – и эта волшебная прелесть увянет, и вместо воплощения божественной красоты мы увидим стремительно стареющую женщину... И её муж, увидев новую прекрасную девятнадцатилетнюю Тамару, будет вот так же терзаться, как сейчас терзаешься ты...

27 марта 2015

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Максим Аверин»

Уже года так два имя этого актёра не просто на слуху, а, как говорят, прочно вошло в народные массы. Хотя он и раньше был востребован в кино, в театре, но только теперь, благодаря сериалу «Глухарь», актёр стал, что называется, нарасхват.

Причём, вот что ценно: как раз благодаря «Глухарю», где он доказывает, что хорошо можно играть и в сериалах, многие поклонницы артиста захотели увидеть своего кумира уже и на сцене родного ему театра «Сатирикон». В общем, роль следователя с такой звучной фамилией – Глухарёв – дала возможность актёру во всех смыслах взлететь. И теперь на него буквально охотятся – не только поклонницы, но и журналисты.

Но вот, собственно, и мы уже на пороге встречи с Максимом Авериным...

26 марта 2015

Константин Гуревич

Сборник стихотворений «Осенняя рапсодия №3»

Хоть подлунный мир не вечен –
Наплевать и растереть,
Если уготовит встречу
Сентября скупая медь.

Если завтра не придётся
В одиночестве плестись, –
Всё, наверно, обойдётся
То, что может обойтись.

И рассветы, и закаты
Будем также провожать,
И двоих сердец токката
В унисон начнёт звучать.
25 марта 2015

Анекдоты в картинках

Холмоуотс «Выпуск 3. Опять вы скрипите этой дверью!»

Холмоуотс

«Опять вы скрипите этой дверью!».


Автор:

Саша Николаенко.


Источник изображения:

http://newlit.ru/

24 марта 2015

Юрий Меркеев

Рассказ «Маша Луговая»

...В Светлогорск в тот вечер я приехал, для того чтобы встретиться с редактором одного местного литературно-художественного журнала и обговорить условия дальнейшего сотрудничества с ним, а заодно получить скромный гонорар за короткий рассказ на морскую тему.

Начинало темнеть, ветер усиливался. Редактора в условленном месте не было. Встретиться мы должны были на набережной около канатной дороги. Редкие прохожие, подняв воротники и кутаясь в капюшоны, торопились в уютные тёплые дома и квартиры. С окончанием купального сезона канатную дорогу закрывают. Металлическую кабинку фуникулёра приковывают замками к чугунным поручням-кнехтам, чтобы ветер не сорвал её с места и не бросил бы в море. Ветер усиливался, грозя перерасти в настоящий ураган. Кабинка со скрипом покачивалась, издавая противный жалобный стон. На мгновение я закрыл глаза и постарался сосредоточить внимание на разноголосом концерте из шума волн, свиста ветра, шелеста дождя, воплей чаек, скрипуче-органного сопровождения покачивающихся корабельных сосен. Это было похоже на симфонический оркестр, который настраивается сыграть патетическую симфонию расставания прибалтийской природы с летом.

Редактор явно не торопился на встречу, возможно, забыл о ней. Для того чтобы скоротать время ожидания, я решил спуститься по деревянной лестнице к морю. На мне была тёплая непромокаемая болоньевая куртка с капюшоном, поэтому ветер, дождь и брызги солёных волн мне страшны не были. Пустынный пляж уходил в свинцово-серую перспективу, проваливаясь в чёрный тоннель. Редкие уличные фонари набережной отбрасывали сверху на берег чахлый жёлтый цвет и расплывались мутными акварельными кляксами. Проходя мимо груды валунов, которыми обычно укрепляют дамбу, я обратил внимание на едва различимый на фоне тёмных камней человеческий силуэт. Странно было встретить в такую погоду у моря человека – по меньшей мере, странно. Я вгляделся в силуэт и увидел девушку… девочку… привидение. Оно было одето по-летнему: в джинсы, в кроссовки, в лёгкую ветровку. Я подошёл ближе. Незнакомка дрожала быстрой мелкой дрожью, острый подбородок и тонкие губы её посинели от холода. Из-под светлых волос проглядывало совсем ещё юное личико – личико подростка. Неподвижным взглядом она смотрела на море и что-то беззвучно шептала, была явно не в себе...

23 марта 2015

Записки о языке

Статья «Русский поцелуй»

Вскидывание руки в нацистском приветствии, которое мы видим в фильмах, посвящённых Второй мировой войне (1939-1945), имеет множественные исторические дубликаты и подражания. Здесь уместно говорить даже о некоем общенациональном лице такого приветствия. С другой стороны, само немецкое «хайль…» отнюдь не является первичным или исконным. Его происхождение, даже учитывая «почтенный возраст» немецкого языка, довольно позднее.

Ещё античные вельможи, если верить историкам, желая салютовать толпе, вскидывали правую руку вверх под 45 градусов в приветственном возгласе. То же самое в течение пятидесяти лет делали подданные в США, в СССР и целом ряде других стран. Происходит это и сегодня, правда, в менее узнаваемых, неочевидных формах. Известные же различия в ритуале на местах лишь подчёркивают национальное лицо такого салюта – идеологическую окраску этноса или политического движения, – оставаясь по существу всё тем же приветственным вскидыванием руки вверх.

Надо отметить, что богатые своим разнообразием и сакральностью традиции, бытовавшие на Руси 13-16 веков, отразились в бытованиях самых различных времён и народов, начиная с 17 века от Рождества Христова. Да и сама всемирная история, начало создания которой датируется современными исследователями лишь 17 веком, во много была скопирована с русско-славянской истории и искусственно перенесена на бумаге в далёкое античное прошлое. В рамках Новой исторической науки такое движение легко объяснимо. Огромность и мощь единственной на то время Империи уже сами по себе являлись поводом для подражания в различных областях жизни и государственного устройства на местах. А учитывая, что принципиальное обособление от имперской Руси земель Европы, Азии и Америки в известные сегодня нам государственные образования произошло довольно поздно, нет никаких оснований утверждать, что какие-либо значимые традиции вплоть до 16 века могли проникать на славянский Восток «с Запада».

В полной мере это можно сказать и о прогерманском ХАЙЛЬ...

22 марта 2015

Зураб Бемурзов

Сборник стихотворений «Белое и чёрное»

Забылся вечер в синеве прохлады.
Мир протянул из-под ветвей ладони
И ловит дождь с осенним листопадом,
А мать моя играет на гармони.

И сотни рек по стёклам пробегают,
И ветер облака, как стадо, гонит,
Там, в сердце, заблудилась птичья стая,
А мать моя играет на гармони.

Заглохло всё, забылось и ослепло,
Под жизнью пали загнанные кони,
И вдовы посыпают себя пеплом,
А мать моя играет на гармони.

Края глазниц, изъеденные солью,
Не белое, а чёрное запомнят:
От жизни плачут, в радости и боли –
А мать моя играет на гармони…
21 марта 2015

Владимир Соколов

Статья «Второе необходимое качество переводчика»

...И не надо думать, что если раньше писатели были строго ограничены в выборе средств, то есть говорили специальным поэтическим языком, то теперь им вышла вольная и можно выражаться во всю ивановскую, как душа запросит. Но, во-первых, редакторские тётки им этого не позволят. А во-вторых... а во-вторых, фиг вам, если вы думаете, что это так просто – отряхнуть классические путы со своих ног.

В своё время много в окололитературных кругах спорили о Шукшине, и те самые редактрисы и недоделанные критики, которые его сегодня превозносят до небес, упрекали тогда писателя, что от его рассказов портянками пахнет. Я всегда в подобных разговорах грудью и словом бросался на защиту Шукшина, хотя и не люблю этого писателя: но уж больно абсурдные обвинения сыпались в его адрес. Я что-то мямлил о праве писателя на индивидуальную манеру выражения. Но когда совсем недавно открыл Шукшина именно с целью набраться у него портяночного духа, с удивлением обнаружил, что писал-то Василий Макарович хорошим русским литературным языком, языком Пушкина, Чехова и Бунина, и загибонов у него было гораздо меньше, чем у Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Просто эти «фитиля вставил», «залил шары», «сука невостребованная» и др. так ловко и в видных местах вставлены у него по тексту, что создаётся полное впечатление неокультуренности писателя, будто бы таскал язык прямо с базара и из пивнушек.

Ещё с большим удивлением я обнаружил, что и крутой Высоцкий наяривает самым пошлым пушкинским пятистопным ямбом, не только не брезгуя, но прямо опираясь на эпитеты и словесные формулы великого поэта, опять же очень ловко в видных местах разнообразя их приблатнённым жаргоном. Так пишут и все, кто пишет. То есть литературный язык даже в наши нелитературные времена никуда не делся, а продолжает своё правление в царстве Парнаса, и его требованиям – умные сознательно, а дураки неволей – безусловно подчиняются в своих писульках...

20 марта 2015

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Марлен Хуциев»

Примечательным явлением киноиндустрии последних лет стало появление формата 3D и так называемой колоризации чёрно-белых фильмов, что должно якобы дать им новую жизнь. Причём, говорят, что раскраской дело не кончится, и следующим этапом по привлечению зрителей к старым советским лентам будет перевод некоторых из них в формат 3D. Понадеемся, что это лишь слухи и до этого дело не дойдёт, а если дойдёт, то нескоро. Что же касается сегодняшней тяги к раскрашиванию чёрно-белых фильмов, то воздержимся от комментариев и возьмём это лишь как удобный повод.

Вспомним, что лучшие фильмы, или, во всяком случае, фильмы, ставшие символом киноискусства как такового, выполнены-то как раз в чёрно-белой эстетике. Допустим, знаменитая картина «Восемь с половиной» Федерико Феллини – может быть, главная работа чуть ли не главного гения кинематографа, фильм, по которому потом учились все режиссёры мира. Или вот «Андрей Рублёв», абсолютнейший шедевр уже нашего киногения, Андрея Арсеньевича Тарковского. Обе эти картины сняты приблизительно в одно время, в шестидесятые. И кинокритиками давно замечено, что взлёт всего мирового кинематографа приходится как раз на шестидесятые, когда режиссёры снимали ещё преимущественно на чёрно-белую плёнку.

Именно тогда кино и обрело статус высокого искусства. Кино даже стали сравнивать с поэзией. И это имеет свои объяснения. Шестидесятые годы, которые для Советского Союза известны как время оттепели с её атмосферой наивности – это же был ещё какой-то просто взрыв поэзии во всех её формах. Можно сказать, что это было время поэтической лихорадки. Ну а как иначе назвать то, что творилось тогда в умах, то, что люди тысячами собирались в залах и часами слушали стихи. Стихи читались в метро, на улице. Соответственно, и кино тогда стало как бы поэзией, но только в образах на экране.

Хорошо это стало понятно, когда вышел самый первый фильм Андрея Тарковского «Иваново детство»...

19 марта 2015

Александр Левковский

Роман «Самый далёкий тыл. Глава 11»

Эпиграф, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29

 

Они прислали за ней новенький джип – из тех джипов, что были разгружены три дня тому назад с «Феликса Дзержинского».

Анна знала, кто встретит её в Большом Доме – это будет, конечно, сам дальневосточный глава НКВД, генерал-майор Павел Степанович Фоменко. Это он дал ей секретные указания, где встретиться с американскими контактами в Сан-Франциско, что сказать им и что получить от них.

Она была готова. Он доверял ей; теперь она должна убедить его, что его доверие было полностью оправданно. Она встретила тех, с кем она должна была встретиться в Штатах, и она записала на плёнку разговоры Грина на корабле.

Она нигде не допустила промаха.

Войдя в обширный кабинет Фоменко, Анна, к своему удивлению, не увидела грузной фигуры генерала за его письменным столом. Кабинет, однако, не был пуст. Мужчина в форме подполковника НКВД сидел на диване, прислонясь к спинке, и молча смотрел на неё. Перед ним на низком столике стоял дымящийся кофейник.

Кем был этот незнакомец, так по-хозяйски расположившийся на её диване, в шикарном кабинете генерала Фоменко?..

18 марта 2015

Алексей Курганов

Рассказ «Арбуз молочной спелости»

...И вот, значит, написал Васька своё очередное гениальное (а как же без этого?) стихотворение и отнёс его Гарьке на работу. Гарька прочитал, поржал, сказал: «Ну, ты даёшь. Васятк! Под Пушкина косишь? – Почему под Пушкина? – А как же! «Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовы́х…». «Евгений Онегин», вторая часть первой главы! Балбес! – Кто? – Ну, не Пушкин же!». После чего повертел листок в руках и положил его на письменный стол. Сделал это, как выяснилось позднее, совершенно легкомысленно и без всякой задней мысли.

– Либерзону покажу, – пояснил он (Либерзон заведовал в газете отделом промышленности). – Пусть тоже поржёт.

– Может, по пивку? – робко пискнул Васька.

– Да какое пивко… – поморщился Гарька. – Еду в Семёновку. Там сегодня культурное мероприятие. Надо осветить строк на сто. Бывай, молодой повеса! – и протянул, прощаясь, руку.

Зря он, конечно, Васькино стихотворение оставил у себя на столе. Потому что там же, чуть ближе к краю, лежала стопка листов со стихотворениями других, более благопристойных авторов. Из этой стопки Гарька собирался готовить очередную поэтическую подборку, которую давал в газете каждый месяц под рубрикой «Наши скромные таланты». А Васькин опус он печатать совершенно не собирался. Потому что если и такие печатать, то запросто можно нарваться на крупные культурные неприятности со стороны сначала главного редактора, бывшего замполита Н-ской ракетно-стратегической части, а ныне – совершенно культурного человека, а потом получить разогретый беляш и от городской администрации, в первую очередь – от её отдела культуры. Этот культурный отдел был настолько культурен, что можно было совершенно не сомневаться: культура в городе цвела и пахла на невообразимой и недосягаемой для всякой культуры культурной высоте. Высоко летают! Далеко глядят! Никак не сядут!..

17 марта 2015

Цитаты и классики

Тематически сгруппированные фрагменты из творчества «Пушкин как критик»

...Предлагается важный вопрос: Сочинения шпиона Видока, палача Самсона и проч. не оскорбляют ни господствующей религии, ни правительства, ни даже нравственности в общем смысле этого слова; со всем тем нельзя их не признать крайним оскорблением общественного приличия. Не должна ли гражданская власть обратить мудрое внимание на соблазн нового рода, совершенно ускользнувший от предусмотрения законодательства?

...

В лучшее время жизни сердце, ещё не охлаждённое опытом, доступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало-помалу вечные противуречия существенности рождают в нём сомнения, чувство мучительное, но непродолжительное. Оно исчезает, уничтожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки души. Недаром великий Гёте называет вечного врага человечества духом отрицающим. И Пушкин не хотел ли в своём демоне олицетворить сей дух отрицания или сомнения, и в сжатой картине начертал отличительные признаки и печальное влияние оного на нравственность нашего века.

...

Поэзия бывает исключительною страстию немногих, родившихся поэтами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни: но если мы станем исследовать жизнь Ломоносова, то найдём, что науки точные были всегда главным и любимым его занятием, стихотворство же иногда забавою, но чаще должностным упражнением. Мы напрасно искали бы в первом нашем лирике пламенных порывов чувства и воображения. Слог его, ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему предложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения...

16 марта 2015

Саша Николаенко

Повесть «Властелин Мира»

...Я властелин мира!

Я несу гибель этому тупому-претупому фикусу, этому тупому-претупому кактусу, этой тупой-претупой герани и тем жалким муравьишкам, что так беспечно копошатся внизу. Копошитесь, презренные, пока кара Всевидящего бумажного ока Чёрной тетради не настигла вас. Копошитесь, но знайте: никто из вас не уйдёт от расплаты!

Когда стоишь у окна, то можешь одним пальцем раздавить школу. В этом есть что-то божественное. Мизинцем можно перегородить тротуар, указательным – стереть с лица земли песочницу.

Вон, например, хромает Почичали…

Здорово, Почичали! Почичали – в первом классе ты был мне другом. Мы сидели с тобой за одной партой и доверчиво листали свои буквари. Мы старательно выводили в тетрадях свои первые каракули, читали по слогам слово «Мама» и свято верили в настоящую дружбу. Мир казался нам новогодней ёлкой, но дружба не могла длиться вечно. Ты постоянно ковырял в носу, Почичали, когда думал, что я этого не замечаю…

Вот видишь, Почичали? – Ты и сейчас…

Получи!

Я властелин мира!

Я несу гибель этому тупому-претупому фикусу, этому тупому-претупому кактусу, этой тупой-претупой герани и тем жалким муравьишкам, что так беспечно копошатся внизу. Копошитесь, презренные, пока кара Всевидящего бумажного ока Чёрной тетради не настигла вас. Копошитесь, но знайте: никто из вас не уйдёт от расплаты!

О! Оптика! Стегозавр на лыжах. Оптика! – причуда и несуразность жизни – получи!

О! Здорово ребята! Кто у нас там? Шаповалов, Кобзикова и Гоблин? Гоб, проходи…

Шаповалов, Кобзикова – ладно, считайте, что вам повезло, боюсь задеть Гоба, но имейте в виду, – завтра наступит Кровавое Завтра, и никакой Гоб вас уже не спасёт…

Я властелин мира!

Я несу гибель этому тупому-претупому фикусу...

15 марта 2015

Анекдоты в картинках

Холмоуотс «Выпуск 2. О боже, Холмс, мы богаты!»

Холмоуотс

«О боже, Холмс, мы богаты!».


Автор:

Саша Николаенко.


Источник изображения:

http://newlit.ru/

14 марта 2015

Записки о языке

Статья «Как европейцы придумывали себе слова из русских приставок»

Иначе как детективом и не назовёшь!

Посмотрим на русское слово БЕЗУМИЕ.

Оно интересно уже тем, что, имея приставку БЕЗ, умудрилось проникнуть в целый ряд западно-европейских языков в виде… «бесприставочных» слов. Притом проникло в эти языки «инкогнито» ‒ абсолютно незаметно для глаз и ушей филологов всех времён и народов. Не приходится удивляться, что и на этот раз отечественные этимологические словари ни слова не проронили о возможных заимствованиях русского БЕЗУМИЕ в иностранные неславянские языки: латинский, немецкий, английский, греческий...

13 марта 2015

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Алексей Филимонов»

Как помните, в недавней нашей встрече с дипломатичным и очень корректным Алексеем Кортневым речь зашла, в том числе, о таких качествах, как непримиримость с тем, что тебе не по душе, и резкая прямолинейность – то есть, о том, чего у самого Алексея, по его словам, нет. И вот у сегодняшнего нашего героя, которого тоже зовут Алексей, с этими бунтарскими качествами, кажется, всё в полном порядке.

Алексей Филимонов – это, я бы сказал, новый тип актёра, он и на актёра-то в привычном представлении не сильно похож. Абсолютно не старается понравиться и часто бывает несдержан в выражениях, за что многие режиссёры его не любят.

Зрители же получили возможность любить или не любить Алексея Филимонова за главную роль в фильме «Кислород», где он сыграл Санька из Серпухова, убившего жену лопатой – всё потому, что ему не хватало кислорода. Ну а мы как бы тоже в поисках кислорода решили устроить встречу с актёром на открытом воздухе и, что называется, в неформальной обстановке...

12 марта 2015

Валерий Казаков

Сборник стихотворений «Среди теней и отражений»

Среди теней и отражений
живем размеренно дыша,
но к свету просится душа –
в просторы снежных отложений.
Где ель на паперти холма
у неба просит подаянья,
и где пространство без названья
сведёт художника с ума
своим простором серебристым
на фоне леса и реки,
сияньем призрачным и мглистым,
тропой звериной – в две строки.
И холодом, который сед
от трубной музыки метелей.
Где солнце светит две недели,
а пасмурно – десятки лет.
Где снег не тает на ресницах,
лежит на ветках и домах,
и не понятно, что творится
в людских умах.
11 марта 2015

Николай Пантелеев

Критическая заметка «Фразеологический кукан»

В любом уважающем себя журнале обязательно должна быть некая зловредная душонка, которая, как говорится, не умеет молчать. Только увидит в обозреваемых текстах что-либо неординарное – подсекает удочкой, снимает с крючка и сажает себе на кукан. Это бечёвка такая, на неё заядлые рыбаки, продевая сквозь жабры, нанизывают рыбу и снова опускают в воду, чтобы улов не испортился, пока ловится следующая жертва. Особенно летом подобная штука помогает…

За тяжкий добровольный труд читать и оценивать (со своей колокольни) чужие тексты – порой малограмотные, скучные или, наоборот, шедевры! – редактор получает фронтовые сто грамм прекрасного настроения от общения с неведомыми волоокими авторами, штурмующими литературный олимп. По правде сказать, я среди них практически не различаю графоманов в худшем понимании этого слова, ибо где-то и сам таков. Что-то пишу, на что-то надеюсь, самомнение имею… Количество редакций моих собственных текстов часто переваливает за четыреста, и всё одно, нет-нет да и найдёшь внутри отполированных глазом до блеска дерзких писаний ляп или словесную вошку.

Поэтому не в качестве издёвки, а под видом скрытого назидания, предоставляю почтеннейшей публике возможность увидеть особо занятные перлы усреднённой творческой кухни. Неразумно держать подобное под спудом, иногда угощая лишь свою весёлую музу. Пусть и прочие, промышляющие образным словом, оценят то, что практически не попадает на страницы журнала «Новая Литература» по этическим, этническим или иным идейным соображениям. Допустим, эти пародийные образчики помогут авторам быть чуточку самокритичнее… Сведённые вместе, они производят неизгладимое впечатление. Наслаждайтесь цитатами!..

10 марта 2015

Виталий Семёнов

Рассказ «День рождения»

...Шумят всё громче, но по-прежнему мрак, значит, ещё далеко до плена. Да и пусть, голова всё равно замотана отцовской курткой, ничего не будет видно, пусть так стреляют. А куртка ещё хранит запах отцовского пота. Когда-то он был неприятен, а сейчас помогает перебить общий смрад. Всё-таки отец любил сына, пусть и по-своему, совсем не как мама, но заботился о нём. С отцом было трудно, суетно, он был говорлив, шумен, надоедлив, нуден, но он был отцом, папой. Его пусть и суетливую заботу Славка тоже не ценил, совсем не ценил, обижался на него, врал, изворачивался, иногда вообще старался скрыться от отца. Только сейчас, одолеваемый жаждой, в двух шагах от смерти, Славка понял, насколько ему дорог отец, именно такой, какой есть, неисправимый, суетливо-шумный и надоедливый, родной и бесконечно любимый папа. Что ж такое, почему же Славка совсем не ценил того, что у него было, не говорил маме «люблю» и «спасибо», а отцу, нет, папе – «спасибо» и «люблю», почему? Почему человеку надо всё потерять, чтобы ощутить ценность того, что имел? Почему надо попасть в могилу, потерять надежду на спасение и только тогда осознать все свои ошибки и грехи, увидеть и понять, насколько гадко и подло ты жил, почему? Почему Славка не ценил родителей, обижал слабых, врал, ленился, подличал и трусил? Как обидно, что уже ничего нельзя исправить. Ничего. Как жаль, что папа уже не принесёт дыню и не накормит сына сочной, душистой мякотью продолговатого плода. Пить!..

9 марта 2015

Александр Левковский

Рассказ «Голос Америки»

...Пока мама надеялась на «американские чудеса», я, при содействии «Общества помощи новым американцам», закончил вечерние курсы инспекторов мостов и туннелей.

И – представьте себе! – получил назначение на инспекцию Бруклинского моста!

Это был тот самый, воспетый Маяковским, мост, который я когда-то, в мои далеко ушедшие кинематографические годы, надеялся показать на экране советским зрителям, и уже видел мысленно, как Владимир Маяковский шагает по нему от Манхэттена до Бруклина. А теперь я должен был, стоя в кабинке, катящейся по рельсам под мостом, освещать фонарём покрытые грязью балки и отыскивать трещины и разъедающую сталь ржавчину. И записывать эти дефекты. И фотографировать их. И продвигаться в кабинке дальше...

В обеденный перерыв я останавливал кабинку, сбрасывал каску и доставал термос с чаем и бутерброды, приготовленные мамой. Садился и не спеша обедал, разглядывая с высоты серые волны Ист-Ривер, лес манхэттенских небоскрёбов слева и кирпичные громады жилых домов Бруклина с правой стороны. И размышлял о том, что не давало мне покоя все эти годы. О том, что я хочу быть не здесь, под этим мостом. Что я отдал бы всё на свете, чтобы войти сейчас в павильон «Мосфильма», увидеть мою съёмочную группу, справиться у оператора, как он намеревается снимать эпизод, перекинуться шуткой с дядей Мишей, нашим старым осветителем, и начать режиссёрскую беседу с ведущей актрисой...

8 марта 2015

Анекдоты в картинках

Холмоуотс «Выпуск 1. Что вы скажете об этой встревоженной женщине?!»

Однажды я сидела и думала, что бы мне такое сделать, чтобы стало мне повеселее сидеть и думать. В стакане на столе стояла ручка. Бумага тоже рядом лежала, как обычно; вокруг меня повсюду в квартире лежит бумага.

Я лист взяла и написала ХОЛМОУОТСЫ…

Потом подумала еще, и вдруг нарисовала картинку эту…

 

Подумала ещё, и подписала…))))

Мне повеселее стало, я лист второй взяла, за ним взяла и третий…

Так прошла неделя, месяц, два. Я всё рисовала ХОЛМОУОТСОВ, и их показывала сыну. И вместе мы над ними хохотали.

Анекдоты придумывались сами, и картинки сами рисовались.

И вот уже из ХОЛМОУОТСОВ получилась серия такая, которая всегда мне поправляет настроенье. И чтобы вам, кто их увидит, тоже повеселее стало, если грустно вдруг, или, если не грустно, а весело, тогда ещё повеселее было, мы решили вам их показать)))

Начать решили с праздника 8 марта, и хоть за окном довольно тускло, но на столе стоит уже мимоза и тюльпаны, а скоро, очень скоро будет и сирень!..

7 марта 2015

Юрий Гундарев

Рассказ «Травиата»

...Через две недели после начала войны ей исполнилось десять лет.

Кто в Пятигорске, удивительно живописном городке, воспетом Лермонтовым, не знал черноглазую девочку на вечно приплясывающих ножках, казалось, с огромаднейшим трудом несущую на тоненькой шейке улыбающуюся рожицу, обрамлённую дикорастущими кудрявыми барашками? Да-да, это была знаменитость, это была местная Дина Дурбин! Ни один вечер – будь то больница, будь то педагогический институт, будь то грязелечебница – не обходился без магических слов: «А сейчас, уважаемые зрители, кульминация программы – звезда Пятигорска Светлана Шабанова».

И под тихий рокот млеющей публики величественно выплывала тоненькая фигурка звезды в самодельном ситцевом платьице. Публика замирала в предвкушении чуда. И чудо само грудным женским голосом объявляло:

– Ария Виолетты из оперы Верди «Травиата».

Зал замирал. И звенящую тишину прорезал бархатистый, мощный, явно недетский голос:

Уж ношу я смерти жало!
Жить недолго, жить так мало...

Началась война.

Теперь голос маленькой певицы звучал в переполненных палатах госпиталя.

Благодарные зрители, кто на костылях, кто лёжа на койке, кто с забинтованной головой, кто без руки, – благоговейно внимали чудному голосу, заглушавшему грохот рвущихся снарядов, разрывающий по ночам барабанные перепонки.

Потом была эвакуация…

6 марта 2015

Роман Оленев

Стенограмма программы "Стоп-кадр" «Алексей Кортнев»

...Роман Оленев: Алексей, я думаю, зрители бы меня просто не поняли, если бы не коснулся вашей недавней встречи с Дмитрием Анатольевичем Медведевым в кругу лидеров русского рока. Скажите, то, что сама встреча проходила в день рождения, насколько я понимаю…

Алексей Кортнев: Накануне.

Роман Оленев: Это случайность?

Алексей Кортнев: Да, конечно. Это чистая случайность, потому что уж точно…

Роман Оленев: А как вы сами оцениваете такой уже счастливый случай?

Алексей Кортнев: Во-первых, я не думаю, что это случай, потому что всё там было очень прагматично рассчитано и придумано администрацией президента, который, очевидно, сейчас работает на укрепление позиций Дмитрия Анатольевича в предстоящем сражении с Владимиром Владимировичем. И я могу однозначно совершенно сказать, что в этом сражении я и мои коллеги будем стоять на стороне именно президента нашего нынешнего. Другое дело, что наши голоса и наша позиция… Но она что-то всё-таки решит, потому что мы люди публичные и можем, в общем, своё мнение высказывать в достаточно интересной и увлекательной форме. Я думаю, что на это, собственно, ребята и рассчитывают, которые нас туда приглашали. Мне было, в первую очередь, интересно, конечно, просто посмотреть на президента. Потому что далеко не каждый день выпадает такой случай, а может быть, вообще единственный раз в жизни. Но, в общем, он произвёл очень симпатичное впечатление. Даже волновался. Хотя, может, он это, конечно, сыграл. Спрашивал: как вот вам, на вас же завтра обрушатся ваши поклонники с критикой, вот вам не западло со мной сидеть? Все сразу загалдели: нет-нет, не западло! Всё хорошо. Оказался достаточно симпатичным дядькой таким с прекрасно поставленной речью. Ну, как и должно быть. Понятно, что во главе страны без этих данных, наверно, нельзя вообще находиться. Ну, во всяком случае, так кажется мне.

Роман Оленев: Алексей, согласитесь, что Дмитрий Анатольевич очень похож, всё-таки, по крайней мере, по своим каким-то внешним показателям, опять же, профессиональной речью, интонацией, на Владимира Владимировича. Тут я бы хотел, может быть, даже задать вопрос, так поиграться, пользуясь цитатой из вашей песни: всё понятно, но что конкретно отличает его, например, от Владимира Владимировича?

Алексей Кортнев: Я думаю, что образование и несомненная интеллигентность. Потому что в Медведеве, мне кажется, брутальность – это несколько такая напускная черта, а в Путине как раз интеллигентность – напускная черта...

5 марта 2015

Юрий Меркеев

Сборник рассказов «Одна из десяти жизней»

...Я был небрит и голоден (камбузная пища не была такой аппетитной, как домашняя снедь), и чувствовал себя бездомным псом, убежавшим на ночь из своей стаи. Было за полночь. Окна чернели своими глазницами. И только на первом этаже центрального подъезда, там, где жила тихая скромная девочка Анютка, которую мы, дворовая шпана, считавшая себя падшими ангелами, нередко обижали, обзывая её «цветком», «дюймовочкой» или «цыплёнком», горел свет от настольной лампы. Тёплое янтарное освещение мягко золотило строгое окно, завораживая и притягивая взгляд. Что-то волшебное и сказочное было в этом освещении. Я вытянул шею и засмотрелся. Если бы кто-то в этот момент случайно меня заметил, то я, верно, показался бы ему похожим на голодного пса, который, облизываясь, смотрит туда, откуда исходят аппетитные запахи мясных блюд. Мой же голод был по домашнему уюту. «Ребёнок» побеждал в осеннем противостоянии с «воином», так же как вода побеждает камень. Не знаю почему, но мне вдруг ужасно захотелось заглянуть в это окно и увидеть лицо Анютки, прикоснуться взглядом к чистым, наивным, доверчивым чертам. Мне захотелось смыть с души накопившуюся в ней грязь. Осторожно приблизившись к окну, я схватился одной рукой за карниз, нащупал ногой выступ в доме, резко поднялся и заглянул туда, откуда исходил этот волшебный золотистый цвет...

4 марта 2015

Лачин

Статья «Утопия в изобразительных искусствах»

Казалось бы, жанр утопии более свойствен литературе, нежели изобразительному искусству. Разъяснять в подробностях устройство общества, видящегося автору идеальным – а иначе как доказать его безупречность? – возможно лишь посредством слова, или же в кино, то есть опять-таки словом вкупе с изображением. Само слово «утопия» относительно к искусству рождает ассоциации литературно-философские: Платон, Кампанелла, Томас Мор, аббатство Рабле, наконец, уморительный Чернышевский. Однако именно то обстоятельство, что в живописи невозможны столь подробные разъяснения, даёт возможность и обратного вывода.

По мере конкретизации возвышенных мечтаний сама идеальность предлагаемого проекта становится всё более спорной, идеал обращается порой в свою противоположность. Уже высказывалась мысль, что все картины-утопии по сути дела есть антиутопии. Отобразить средствами искусства царство справедливости во всех деталях нельзя, да и не нужно, но возможно дать некое отображение духовной атмосферы этого царства.

Можно вспомнить вакханалии Пуссена, в коих мало собственно вакхического, но есть нерушимая ясность, позволяющая упомянуть их в данном контексте; прерафаэлитов, хотя их безмятежность – щемящая; «античные» работы Пикассо, хотя прорывается в них озорство демоническое (но может, и это нужно в утопии? – во избежание пресности), всё творчество Матисса (чьи литературные утопии столь уравновешены?), наконец, золотого Ганса Эрни: назовём его так, ибо что же, как не золотой век человечества, сия гармония линий, фигур, внутреннего мира персонажей (он виден), самого мироздания многих рисунков его и гравюр? Конечно, разумея зрелый период, упаси бог, не ранние сюрреалистические опыты (грешил, грешил по молодости лет). Здесь и Петров-Водкин: мальчик, гарцующий на красном коне, несомненно, скачет прямиком в мир утопический – он только обернулся напоследок...

3 марта 2015

Александр Левковский

Роман «Самый далёкий тыл. Глава 10»

Эпиграф, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29

 

...В конце своей речи дядя Вася повысил голос:

– А теперь я хочу представить вам, дорогие товарищи, пассажира нашего корабля, нашего дорогого гостя, известного корреспондента одной из крупнейших американских газет, мистера Алекса Грина!

– Как ты думаешь, он будет молотить по-русски или по-английски? – спросил Мишка.

– Чёрт его знает. По-английски, наверное.

Но к нашему удивлению, американец, высокий широкоплечий тип, ещё, видно, молодой, но уже наполовину седой, начал говорить по-русски – и к тому же безо всякого акцента. В середине своей речи он упомянул, что шесть месяцев тому назад он был в Сталинграде и видел «героическую, самоотверженную, сверхчеловеческую борьбу Красной армии против бешеных атак жестоких гитлеровских войск...».

Толпа разразилась криками «Да здравствует советско-американская дружба!», «Слава товарищу Сталину!», «Да здравствует президент Рузвельт!», и все хлопали в ладоши и размахивали красными флагами.

– Это, видно, мужик что надо, – сказал Мишка.

Ни я, ни Мишка не могли вообразить, что очень скоро этот американец войдёт в жизнь нашей семьи и изменит её самым неожиданным образом...

2 марта 2015

Ольга Александрович

Рассказ «Девочка и дельфин»

...Лика сидела на краю бассейна, наблюдая за дельфином, выписывающим в воде круги. На обычно таком серьёзном не по-детски задумчивом личике появилась мягкая улыбка, и Андрей в который раз убедился в том, как правильно он сделал, что привёл дочку в эту научную лабораторию гидробионики, куда две недели назад была доставлена афалина, спасённая матросами «Келдыша». Разумеется, в лабораторию не допускались посторонние люди, так как она являлась учреждением закрытого типа. Но сейчас сделали исключение по двум причинам: во-первых, из чувства признательности Денисову, принимавшему непосредственное участие в спасении дельфина, а во-вторых, в целях неожиданно представившейся возможности наблюдения за особенностями контакта немой от рождения девочки с дельфином. Такие наблюдения заинтересовали, в первую очередь, старшего научного сотрудника лаборатории Ксению Малинкину, преимущественно работающую с привезённой афалиной.

– А ты знаешь, Лика, ведь о дельфинах существует немало легенд, – сказала она, присаживаясь рядом с девочкой. – Например, индейцы называют розовых дельфинов, обитающих в больших реках, «бото», и в одной из древних легенд говорится, что бото поют сладкозвучными голосами, увлекая за собой одиноких путников. А в другой – что лунными ночами дельфины превращаются в прекрасных женщин с длинными шелковистыми волосами. Они выходят на берег и очаровывают индейских юношей, которые навсегда уходят за ними в подводное царство.

Лика замерла с приоткрытым ртом, а Денисов подумал о том, что у старшего научного сотрудника Малинкиной красивые глаза.

– А совсем недавно учёные обнаружили подтверждение мифам, утверждающим, что когда-то дельфины ходили по земле, – продолжила Ксения, глядя Андрею в глаза и чуть флиртуя с ним. – Под грудными плавниками у них скрыты кости, поразительно напоминающие кисти рук человека! Получается, что-то заставило дельфиньего пращура примерно шестьдесят пять миллионов лет назад уйти в море!

Денисов ничего не ответил, но долго разглядывал лицо Ксении, вспоминая при этом рыбака со спасённого судна, подсчитывающего убытки в тот момент, когда зажатый в тримаране дельфин надрывисто плакал. Вот не эта ли необъяснимая чёрствость человеческой души заставила их перестать быть людьми?

– А её мы назвали Майя, – сказала Ксения снова, обращаясь к девочке. – Хотя у дельфинов на воле есть свои имена. Они зовут друг друга, пользуясь определённым набором звуков. Идём со мной.

Ксения взяла Лику за руку, предлагая подняться, и привычным профессиональным движением в сочетании с голосом позвала Майю к борту бассейна, на который та оперлась плавниками, высунувшись из воды.

– Смотри, её можно погладить. Вот так.

Лика протянула маленькую ладошку к морде Майи и аккуратно коснулась её мокрой гладкой кожи. И вдруг афалина улыбнулась! Лицо девочки засияло в ответ, но тогда ни Андрей, ни Ксения ещё не знали, что именно в этот миг на их глазах зародилась самая верная дружба из всех возможных на земле...

1 марта 2015

Записки о языке

Статья «Быстрые французы и англичане»

Побывав во Франции, наш соотечественник обнаружит, например, в Париже, так называемые ресторанчики быстрого питания БИСТРО.

Считается, что своё название ресторанчики получили только в 19 веке, когда русские войска потеснили Наполеона и оказались в Париже (1814). Очевидцы тех событий рассказывали, мол, что проголодавшиеся русские ратники, заходя в столичные таверны, поторапливали гостеприимных, но медлительных парижских поваров возгласами «Быстро, быстро! Шевели батонами, французишка! А не то я голодный-то рассержусь, да как постращаю трусливую твою душонку!».

Очень похоже на правду, и хотелось бы в это верить...

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу

Рассылка '"НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА" - литературно-художественный журнал'



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

13.02: Евгений Даниленко. Секретарша (роман)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за октябрь 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за август-сентябрь 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за июнь-июль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за май 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за апрель 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за март 2016 года

Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2016 года  Номер журнала «Новая Литература» за январь 2016 года



 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2017 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Купить все номера 2015 г. по акции:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru
Реклама | Отзывы | Подписка
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!