HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 г.

Архив публикаций за январь 2020

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018  2019  [2020]  

[январь]  


20 января 2020

Юрий Голубовский

Рассказ «Черемша»

И вот получается, что он заблудился. Это было даже интересно. В местах, где он уже не в первый раз собирает дикий чеснок. Началось всё с самого начала скверно. Поссорился с отчимом. С ним мать сошлась, когда ему было шесть лет. Родной батя пил по-чёрному. Месячными запоями. Какая женщина такое выдержит? Отчим трезвенником тоже не был, но он хотя бы не орал дурниной и не бил его и мать. В остальном достоинств больших он не видел. Понимал, что матери нужен какой-никакой мужик. Бабушка всё любила говаривать – одинокая баба, что репей у дороги. Всяк прошедший ущипнуть норовит. Да и он не лучше. По нему пословица практически прошла катком, придавив всей тяжестью, – где крови ни ложки, жалости ни крошки. После того как мать родила сестрёнку, про него вообще забыли. Рос брошенным. Ходил с детства, где хотел и сколько душа желает. Любые поездки к дальним и ближним родственникам не только не возбранялись, но даже и приветствовались. Условие было одно – не загреметь в тюрягу. Прошедший девятый класс прошёл в кошмаре. Отчим ещё с осени стал подсовывать всякие рекламации о поступлении в военные училища с полным гособеспечением. Расписывал цветные перспективы будущего полковника. Приёмный папаша не скупился на краски. После очередной бомбардировки генеральскими погонами он выскочил из дома и, забившись на сеновале, рыдал от бессилия. Было мерзко от того, как красиво он хочет от него избавиться. Помнится, была тогда мысль уйти в лес, заблудиться и сдохнуть там. Чтоб новый папаша наконец-то успокоился.

И вот мечта, похоже, сбылась...

19 января 2020

Ыман Тву

Рассказ «В рай»

...– Хорош кряхтеть, дед! Собирайся, пойдём! – бодро защебетала Женька.

– Осатанели, что ли? Ночь на дворе! Разве что к лесу сходить, коры принести. От вас ведь, скотов, еды не дождёшься...

– Там, куда пойдём, дед, еды завались! Прямо на деревьях растёт. Фрукты всякие...

– Где ж это ты фрукты видел, дебил? Снегу кругом по пояс...

– В общем, так, дед... Мы с Женькой рай нашли! Рай, понимаешь? Вот туда и пойдём...

– В зад вы пойдёте... А вместо того, чтобы таскаться где ни попадя, лучше бы силков на зайца наставили бы – глядишь, и попался бы который, если дожил до этой поры. Месяц уже без мяса сидим...

– Дед, ты ничего не понял! В раю хорошо! Там и еды навалом, и без всяких силков всё доступно... – не унималась Женька.

– Болван! – сердито ответил Харитон. – Чтобы в рай попасть, сперва помереть надобно. И дураку понятно...

– Так это ты про тот рай говоришь, которого не существует, – отхлебнув отвара, уверенно сказала Женька. – А мы рай на земле нашли, настоящий! Рукой подать! За два дня дойти можно. Вот и пойдём, собирайся давай!..

17 января 2020

Владимир Положенцев

Рассказ «Воровка»

Знакомиться на улице с девушками – всё равно, что покупать на рынке шаурму. Почему? Потому что на 99% отравишься. Я всегда стараюсь следовать этой истине, но иногда всё же срываюсь. Как и в тот субботний день, когда меня занесло на выставку-ярмарку в Сокольниках. Но желание познакомиться возникло не из-за магнетической привлекательности девушки, хотя она была недурна собой. Мне захотелось понять, что это за личность. И почему она сделала то, что сделала. Внешность юной дамы сильно контрастировала с её поступком...

16 января 2020

Лачин

Сборник стихотворений «Западнославянские песни»

Сербию помилуй, боже!

Янычаре, люты волки,

Нас нещадно притесняют,

Режут правых и неправых

И прилюдно жён бесчестят.

Сыновей берут в неволю,

Заставляют красных девок

Петь зазорные куплеты,

Нагишом плясать распутно.

Даже старики признали:

Эти муки нестерпимы;

Унимать нас перестали.

Возмущаются гусляры –

Долго будете гнуть шеи,

Улыбаться оплеухам?

Вы не сербы, а цыгане!

Не мужчины вы – старухи!

Бросьте хаты, отправляйтесь

Вы в Велийское ущелье,

Там вскипает гнев на турок,

Храбрых витязей сзывает

Честный воевода – Милош.

15 января 2020

Художественный смысл

Критическая статья «Соображение»

Мне хочется, не читая предложенных теоретиками предшественников нынешнего жанра фэнтези, высказать соображение, что имеет смыл его теперешнюю фазу счесть порождённой постмодернизмом. Идеостиль которого (формулу) я, опять же, считаю такой: нет ничего на свете, достойного быть в категории идеала.

Что это за особая фаза в жанре фэнтези? – Эта равенство добра и зла (в отличие от волшебной сказки, где добро побеждает).

Тогда относимый к фэнтези «Омон Ра» (1991) Пелевина – не фэнтези. Потому что там – трагедия, порождённая непереносимостью для русского краха величия России (в форме СССР). Там идеал – величие России даже и в форме СССР, а не отсутствие идеала. Я, хоть и сентиментальный, хоть и тоже за величие России, но, думаю, по делу плакал, читая роман.

Правда и то, что я не помню, чтоб плакал от произведения постмодерниста. Я даже думал, что это принципиально: из-за отсутствия идеала. Но, отнесясь очень лояльно к автору фильма «О счастливчик!» (1973) Андерсона, а именно, заметив, как возник у режиссёра замысел фильма, я признал происхождение этого замысла непосредственно из подсознательного идеала (что нет идеалов). И, в результате, я был принуждён фильм признать художественным. Хоть я не ахти как переживал, смотря его. Совсем не переживал. – Художественные вещи, произведения неприкладного искусства, вообще, наверно, имеют преимущество перед произведениями искусства прикладного не силой переживаний, а тонкостью. Иная любовная песня лично меня волновала больше, чем горе по краху великого СССР (требовавшего жертвенности) в «Омоне Ра».

Поэтому отсутствие какого бы то ни было моего сочувствия Климу, герою рассказа «День матери» (2019) Захарова, в принципе ничего не говорит о художественности произведения...

14 января 2020

Яна Ка'ндова

Рассказ «Многоточие»

Я – спущенный воздушный шарик. Меня проткнула грубой ржавой иглой моя никчемная жизнь.

Я сижу за столом рядом с тушами удачливых homos. Слишком худ и невзрачен, слишком сморщен и угрюм, чтобы быть замеченным сей лоснящейся публикой. Лишь белки моих глаз вращаются на уставшем и измождённом лице, я потерял всю свою мимику, когда был проткнут безжалостной иглой.

Дохлячок среди глыб из бетона.

– Где же наш …? – громогласом кричит глыба в синем костюме в полосочку.

Я не любил синий цвет, терпеть не мог костюмы и ненавидел полосочку. А теперь мне без разницы, для меня всё – ноль, как и я ноль, многоточие, слепое пятно в их оценивающих бетонных глазницах.

– Мы уже половину сожрали! – орёт глыба размеров громадных, из-под белой и потной рубашки выпирает кратер пупка. Обнажаются зубы – неестественно белые, меж которых потёкшей лавой застыло вино. На багровой шее – синие полосы вздувшихся вен.

Мне бы хотелось уйти. Но я прикован своей слабостью, я лишён воли. Мне бы хотелось уйти раньше, а сейчас же я ноль...

11 января 2020

Виктор Сбитнев

Критическая статья ««Часть Золотого пути» или «Просто бездонная яма»?»

/О последней книге костромского поэта Юрия Бекишева «Бумажная архитектура»/

 

Эти строки пишутся, когда до сорокового дня после Юриной смерти почти целый месяц, и его душе «до падения в небеса» ещё ох как далеко. В последний путь его провожала практически вся костромская интеллигенция, а поэт Александр Бугров сумел найти и прочесть на поминках кое-что из неопубликованного, хоть Бекишев и не писал уже несколько лет. Лежал в своей аккуратной комнатке, разговаривая лишь шёпотом, и всё думал, думал, думал. Жена Таня рассказывала, что иногда она включала диапроектор, и он с удовольствием рассматривал репродукции картин своих любимых немцев и голландцев, французов и итальянцев, полотен из собраний Русского музея и Третьяковки. Живопись – после поэзии – его вторая страсть и часть основной профессии. И если чтение его очень быстро утомляло, то созерцать он мог бесконечно долго. Эта созерцательная долгота заключена уже в самом названии книги и в определяющем её лейтмотив одноимённом стихотворении – «Бумажная архитектура»...

8 января 2020

Виталий Семёнов

Рассказ «Неприкасаемый»

...Актовый зал битком – семь классов в полном составе. Никита присел на последнем ряду, оттуда сразу же отодвинулись несколько школьников. Прекрасно, так даже лучше видно. На сцене стояло несколько больших запакованных коробок, видимо, с планшетами, а одна коробка зачем-то совсем у входа. Рядом с ней мужик-благотворитель как приклеенный торчит, видать, переживает, никак не может с добром расстаться. Ещё двое спонсоров были на сцене, рядом с остальными коробками, ждали, когда все соберутся и рассядутся. Директор суетился у сцены, усаживал, утихомиривал, распоряжался. Наконец дал отмашку благотворителям – все собрались, можно начинать.

Можно так можно! Стоявший у дверей мужик раскрыл свой короб, вытащил автомат, щёлкнул предохранителем и пустил короткую очередь вверх. С потолка посыпались мелкие куски извёстки и пыль от штукатурки. Дети оцепенели, ещё не поняв, что происходит. В тот же миг стоявшие на сцене ещё двое «спонсоров» также вытащили из коробок автоматы и направили их в зал.

– Вы заложники, это теракт! Слушать меня! – закричал старший из них. – Сейчас все слева направо собираетесь к стене, вот к этой, левой от меня стене. Пошли. Спокойно и дружно, всех, кто останется – пристрелю...

7 января 2020

Художественный смысл

Критическая статья «Ещё одна из проб читать по наводке»

«Апогей» (2019) Семёнова.

Несогласия мои с автором начинаются с первых строк «Вступления».

«Автор, конечно, не был свидетелем описываемых событий. И просит прощения у, возможно, более осведомлённого читателя за неизбежные ошибки и неточности своего повествования».

Если эти слова литературная игра, то возразить нечего, ибо каждое художественное произведение есть выдумка в какой-то мере. И все это знают, извиняться нечего. Вейдле даже различает искусство слова и искусство вымысла. Если первому ещё допустимо быть вневременным и выражать радость жизни, то второе связано с историей духа, и самая художественность его состоит в чрезвычайной выразительности касательно какого-то момента этой истории духа. Ну, а по-моему, точнее: вымысел должен позволить автору выразить свой подсознательный идеал, связанный с внешним миром через соответствие какому-то моменту истории духа, выразить так здорово, как ничто иное, вроде, и не сможет.

Если и дальше Семёнов литературно шутит, это тоже можно было б принять, если б не тема:

«Да и можно ли рассказать о Блокаде правдивее и точнее тех, кто сам её пережил?»

О Блокаде шутки неуместны. Значит, нет никакой игривости. Но тогда – беда!..

6 января 2020

Соломон Сапир

Рассказ «Ленинградская ночь»

...Нескончаемым потоком люди проходят дворец Урицкого.

Моряк несёт на плече черноглазую девочку. Она передаёт письмо караулу.

На конверте: «Дорогому Миронычу Кирову. У меня теперь всё хорошо. По всем предметам хоры».

Под руки ведут слепого рабочего. Орден Красного Знамени поблёскивает у него на груди. Он вместе с Кировым дрался на Астраханских фортах.

– Прошу разрешить проститься с командиром.

Руками он прощается с лицом Мироныча...


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

18.01: Ыман Тву. В рай (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!