HTM
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 г.

Архив публикаций за сентябрь 2020

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018  2019  [2020]  

январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   [сентябрь]  


16 сентября 2020

Владимир Захаров

Рассказ «Погоняющий»

Ручка у неё была женская. Абсолютно. А какая ещё может быть? Но Сева Хлынин… для него… в общем – не просто так и изумительно до продрожи. Выставила её, чуть отстранившись. Протянула специально так, чтобы ему пришлось сломаться пополам, дабы истребовано поцеловать.

Сева ввалился с дождя. В полшага в подъезде, в полшага ещё на улице. Внутри в нём примерно всё такое же половинчатое… перед решением. Ещё и запыхался, пока гнал её. Даёт себе время отдышаться. Ему кажется, что так будет правильно. Обстоятельно, что ли. По этикету. Хотя, какой к чёрту этикет. Оба, в известных обоим обстоятельствах. Она, однако, пока ещё не обнаруживает этого. Тоже, своеобразный этикет. Соответствие личине.

Сдувая катящиеся со лба капли, Сева заходит-таки в подъезд. «Мерси», – удивительно самому себе, непроизвольно бурчит он и склоняется к руке. Кисть изогнута под плавным закруглённым углом к предплечью. Тонкая золотая цепочка браслета, исполненная в виде змейки Асклепия, как не из этого мира. Особенно в жалком подъезде, на фоне исписанных стен, горчичного света ламп, плотных пищевых и людских запахов. Костяшки пунцовеют. Продрогла с улицы. Дождина такой. Хрупкое изделие – рученька её. Хлынин не дышит, будто опасаясь сдуть этакую изящность. Бусинки дождевой испарины едва заметно поблёскивают на прозрачных волосках фаланг. А запах какой! В непосредственной близости аромат не замещается вульгарными миазмами панельного дома. Её телесный аромат, как вторая кожа, оберегающая от всей пошлости мира. «Лакрицей пахнет», – думает Сева. Конечно не лакрицей. Но он не знает, чем именно, а это, всплывшее из детства экзотичное слово – вполне отражает. Ноготки. Заметна белёсая рассветная линия в основании… да, линия улыбки, так это называется. Хлынин в очередной раз удивляется, как много потаённого открывает в нём эта женщина. Того, что он, казалось, и знать не должен. Отчётливая линия улыбки – выставочным эталоном под стеклом прозрачного лака.

Хлынин чувствует, как полы куртки натягиваются за спиной. Севу оттаскивают. Упрямо каменея лицом, прикладывается холодными губами к руке. Через кожное онемение его, через жёсткую щетину, через сланцевые наслоения шрамные – всё-таки пробиваются ощущения. Отзвуки вкуса её кожи. И это прекрасно. Как много разбросано по жизни вот таких кратких моментов, в которых хочется задержаться, но почему-то нельзя. Сева Хлынин не знает, почему, но точно уверен в том, что нельзя. Иначе бы все в них оставались.

Не отнимая губ, Хлынин смещается чуть ниже к пальцам. Замирает на указательном. Затем путешествует с него по остальным, будто пересчитывает. На безымянном – небольшой шрамик от зажившего пореза. Точно бы специально для него оставленная метка. Сева утвердительно моргает и откусывает безымянный палец...

13 сентября 2020

Лачин

Рассказ «Явление Дэусу»

...В дверь постучали. Никто ещё так деликатно в неё не стучал. А потом в комнату вошёл иностранец, и о-Хяку намётанным глазом определила, что он скорее европеец, чем американец. Это был молодой ещё мужчина, рыжий и горбоносый, во фраке, но с обнажённой головой. Закрыв дверь, он прислонился к стене, с ласковой улыбкой оглядывая девушек.

Цунэко печально вздохнула – вежливый и хорошо одетый клиент мог оказаться щедрым, если бы не зловещие меты на её теле. О-Хяку встала из-за стола, собираясь пояснить гостю, что они не смогут его принять. Но тот неожиданно поприветствовал хозяек на сносном японском языке. Оправившись от изумления, о-Хяку вежливо извинилась перед незнакомцем. «Мы не принимаем клиентов. Мы больны дурной болезнью».

– Я буду рад лишь отужинать с вами, – ответил мужчина, по-прежнему радостно улыбаясь. – Точнее – угостить. Мне не хочется никуда уходить, и я заплачу.

С этими словами он выложил на стол более чем достаточную сумму денег. Весело откинул прядь волос со лба (они были до плеч) и спросил: «Вы не против?».

«О нет, господин, мы очень рады», – отвечала ошарашенная Цунэко, непрерывно кланяясь. «Мы всегда будем вам рады, господин, – твердила о-Хяку, также кланяясь. – Мы мигом сделаем покупки, и вы останетесь довольны»...

12 сентября 2020

Дмитрий Аникин

Цикл стихотворений «Русь опричная»

Гойда! Опричное царство стоит перед Богом – град чёрный!
Гойда! Опричное царство для смерти последней готово!
Гойда! Опричное царство – священная русская воля.

Вещий царь по небу ходит,
взгляда мёртвого не сводит
с неоставленной Руси –
её, Господи, спаси.

Старый царь, людьми убитый,
ходит хмурый и несытый –
есть ещё что взять с земли,
новы сроки подошли.

И над брачною постелью,
и над зыбкой-колыбелью,
и над юностью горячей,
и над мудростию зрячей,
и над силою людской,
и над дряхлостью седой –
власть мертва, дурна, бесцельна,
вечна, злобна, беспредельна.
11 сентября 2020

Ыман Тву

Рассказ «Три»

– Как думаешь, эта верёвка меня выдержит?

– Вряд ли. Вон пузо какое наел!

Агафья вывернула ведро грибов в таз с водой, и Цуцакин, наблюдая, как зонтичные равномерно заполнили весёлой цветастой рябью всё отведённое им пространство, с удовольствием про себя отметил, насколько щедра бывает к человеку природа, если только отнестись к ней со всем собирательным уважением. Всего какой-то час в лесу, и вот тебе – столько еды!

– А с чего надумал-то? – поинтересовалась Агафья. – Вон Сашка мой, старший – тоже всё повеситься хотел. То любовь, понимаешь ли, у него несчастная вышла, то цепью сухожилие перебило, хромой на всю жизнь остался... Только петля-то, если так разобраться, ни от любви, ни от хромоты вылечить не может. Не её это дело – лечить...

10 сентября 2020

Художественный смысл

Критическая статья «Амикошонство?»

Не амикошонство у меня, а раж. Я заметил, что, если загоняешь себя в тупик, то находится выход.

Я страдаю от того, что мне мало попадается произведений, которые я б назвал художественными. (У меня особый критерий: должно быть ЧТО-ТО, словами невыразимое. Иначе – только эстетическая ценность может быть {неожиданное или только так и больше никак не выразимое}.)

Оттого я беру книгу какого-нибудь литературоведа и читаю до появления в тексте названия произведения знаменитого автора. Вдруг оно будет художественным. – Я взял Басинского и дочитал до такого:

«Но что было «соблазном и безумием» с точки зрения литературной среды того времени? А вот как раз проповедь христианства как последней истины.

На этом, по мнению писателей, помешался перед смертью Гоголь, это было пунктом «безумия» Достоевского, и от этого же самого «сошёл с ума» Толстой. И Толстой, не медля, принимает эстафету «безумия». Случайно или нет, но именно после смерти Достоевского с маленького рассказа «Чем люди живы» Толстой, взгляды которого на жизнь, на религию, на искусство совершенно противоположны тем, которые приняты в «нормальном» обществе и которые сам же Толстой недавно принимал» (Скрипач не нужен. М., 2014. С. 37).

Я и стал читать этот рассказ...

9 сентября 2020

Татьяна Воронова

Сборник стихотворений «Безрифмие»

У отчаянья нет языка.
Ты уже победил его
Наполовину,
Если смог о нём спеть,
Рассказать –
Или просто
Назвать по имени.
8 сентября 2020

Борис Чурин

Сказка «Репка»

Жил-был дед во сто лет. Хворый был дед, немощный. С трудом ноги передвигал. Как-то раз по весне решил дед репу посадить. Взял лопату и отправился в огород. Пока шёл, несколько раз останавливался дыхание перевести. Хотя идти-то было всего шагов тридцать. Наконец добрался. Ткнул лопатой в землю и от боли поморщился: поясницу прострелило. Ткнул второй раз и охнул: сердце защемило. Кое-как раскопал дед лунку. Бережно положил в неё принесённое с собой зёрнышко и присыпал землёй. Хотел полить, глядь, а воды в кране нет. Дед для верности палец в кран просунул. Нет воды! Что делать? И решил тогда дед прибегнуть к своему, дедовскому способу...

5 сентября 2020

Александр Ралот

Рассказ «В пределах естественной потребности»

...Войдя в купе, я попутчицу не узнал. На ней серебра было не меньше, чем на ёлке блестящей мишуры. Открыл рот, чтобы высказать то ли комплимент, то ли восхищение.

– И не смотри так. Всё в пределах естественных надобностей. Снимать их с меня можно только по письменному указанию транспортной прокуратуры. А таковая бумага у наших доблестных органов, скорее всего, отсутствует. Багаж «обшманать» это запросто, а вот личный досмотр – дело хлопотное. – Девушка хотела продолжить монолог, но в купе вошли пограничник и таможенник.

– В Россию? – буркнул один, в новой с иголочки униформе с непонятными знаками различия. – Гузаллик (красавица), а зачем всё это нацепила? Не тяжело?

– Замуж хочу, – с вызовом ответила Олеся. – Молодой человек сначала на украшения станет пялиться, а потом дело и до личика дойдёт. То да сё. Слово за слово.

– Пишите опись вывозимого, – перебил её таможенник.

– Без неё снимем с поезда. Обоих! – добавил пограничник...

3 сентября 2020

Иван Самохин

Эссе «Забытое свойство»

...Оказалось, что Триединый всегда пребывает «в состоянии совершенного довольства», абсолютного счастья, не доступного ни людям, ни ангелам. В первый миг это показалось очень логичным: всеблаг и всеправеден – потому и всеблажен. Однако затем я подумал, что Всеправедный и Всеблагий не может выбирать не только между добром и злом, но и между добром бо́льшим и меньшим. Господь обречён на моральное совершенство – за что же Он Себя вознаграждает?.. Потом вспомнилось о «Божием гневе», вроде бы, несовместимом с абсолютным счастьем. Однако мне было растолковано, что это есть метафора, обозначающая не чувство, а высшую кару, возмездие. Я бы, наверное, не смог никого покарать даже в слегка приподнятом настроении, не говоря уже о всеблаженстве. Но готов допустить, что Всемогущему подвластно и такое...

2 сентября 2020

Андрей Щеглов

Сборник стихотворений «Образ жизни»

Он был в чести, он был всегда у дел,
Он был маститым, признанным артистом.
А он стонал, а он всегда хотел
Быть больше, чем престижным портретистом.

И, может, потому что так хотел
Быть более, чем просто портретистом –
Он был в чести, он был всегда у дел,
Он был маститым, призванным артистом.

Но судит строго русская земля.
Ученики сказали у могилы:
Старался ради длинного рубля,
Растратил жар, и мастерство, и силы.

А я стою напротив полотна,
Где и огонь, и мастерство, и сила –
И мыслю: как горда была страна,
Что и такого – строго осудила!

А как он жил! Как вкладывался в штрих;
Работая в губительном режиме –
Как знал себя, как понимал других,
Как дорожил победами чужими.

Как умер: оборвавшись на мазке,
Как древние бойцы во время оно
На поле брани – с кисточкой в руке,
Лицо окончив, не окончив фона.
1 сентября 2020

Михаил Ковсан

Сборник сказок «Рассказки для Зоиньки»

...Три месяца поил я гостью водою и молоком. Вначале блюдечко ставил, пока не понял: нет у ней сил. Думал-думал – придумал. Смочил ватку – поднёс к её рту. Три дня и три ночи так делал, пока сама потихоньку пить начала.

Три месяца кормил гостью травой и капустой. Вначале клал пучочек травы и кусочки капусты, пока не понял: нет у ней сил. Думал-думал – придумал. Раскрошил траву и капусту на кусочки мельчайшие – поднес к её рту. Три дня и три ночи так делал, пока сама потихоньку есть начала.

Три месяца говорил я с гостьей, молчащей, не отвечающей. Вначале говорил, ожидая ответа, пока не понял: нет у ней сил отвечать. Думал-думал – придумал. Речь на малые слова раздробил – ей в уши шептал. Три дня и три ночи так делал, пока сама потихоньку отвечать начала.

Через три месяца начала черепаха есть, пить, человеческим голосом говорить. Голос оказался приятней, чем у многих людей. Речь её многих умных людей оказалась разумней. Выгнулся панцирь, словно от тяжести освободился.

Рассказала, что земля покоится на слонах. А те стоят на черепахе. Поскольку одна черепаха выдержать слонов и землю долго не может, то каждую минуту она медленно из-под слонов, на которых земля, выползает, а другая под них, под слонов, на которых земля, вместо отслужившей вползает.

Ко мне она приползла после своей служебной минуты. Следующий раз ей на службу через тысячу лет. И ещё раз в сто лет должна она примкнуть к черепашьему миллиону, который болеет за держащую слонов и землю на них. Вокруг держащей стоит миллион черепах, которые вместе с ней страдают и радуются, иначе ведь той не выдержать ни счастья, ни тяжести...


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.09: Борис Чурин. Репка (сказка)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!