HTM
Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 г.

Архив публикаций за май 2021

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018  2019  2020  [2021]  

январь   февраль   март   апрель   [май]   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь  


30 мая 2021

Художественный смысл

Цикл статей «Нечитайло»

...Я ведь раб. Законов, которые для себя в искусствоведении выбрал за верные. Нет, я совершаю революции, когда реалии произведения меня заставляют это сделать. Но вообще я – раб.

Если в предыдущих подходах к произведениям Ксении Нечитайло я выработал себе мнение, что она – постмодернист, т. е. нет для неё ничего, что могло б быть достойным ранга идеала, причём, она постмодернист сознательный, не стихийный, то при подходе к очередному её произведению я жду повторения этого же вывода.

Она уже, по-моему, над чем смеялась? – Над Советской армией, над Октябрьской революцией, над идеалом семьи, над нецелеустремлённостью молодёжи, над красотой…

А тут – над чем?..

29 мая 2021

Александр Фирсов

Повесть «Олигарх»

...Что бы ни говорили учебники и преподаватели, Герман всё никак не мог взять в толк, почему удерживание в низком экономическом статусе подавляющей массы людей может служить их же пользе. На этот счёт все учителя, как один, говорили, что счастье простого человека в радости прилежного исполнительства, в ощущении принадлежности к большой структуре и понимании определённости границ и рамок. Такого человека, коих по заверениям статистов большинство, можно сравнить со щеночком, которого нужно покормить, указать, где и когда нужно ходить в туалет, а после взять на ручки, чтобы он почувствовал теплоту большого и надёжного хозяйского тела. Это есть распределение так называемого «духа слабого существа». После такого распределения жизнь «духов» обретает однозначность и предметность в хаотичном и суровом пространстве общественно-экономического хозяйствования. Одним словом, даёт человеку цель для существования и платформу для образования собственного «Я». И это есть милость, дарованная «слабому духу» от «сильного духом». Раньше это были цари, пророки, оракулы, чемпионы и прочие деловые и толковые люди. Сейчас же с распространением капитализма как наилучшего способа организации общества роль «сильного духа» взяла на себя олигархия. Олигарх – это добрый пастырь, чья строгость и требовательность направлена лишь на благо всеобщего прогресса. Развитию технологий, а значит и улучшению качества жизни, не бывать без грамотного и целенаправленного управления людьми. А в мире финансов никто не может быть капитаном лучше, чем олигарх...

27 мая 2021

Татьяна Воронова

Сборник стихотворений «Очередная весна»

Мы обречены на повторенье,
Мы всего лишь копии – смирись!
(Совпаденье или усмотренье –
Разобраться в этом не берись...)

Нет, мы не актёры – мы дублёры.
По заслугам или без вины –
Магией зеркальных коридоров
Мы к сравненью приговорены.

Если виден факел – разве блики
Привлекут хоть чей-то беглый взгляд?
Отразившись в нас, иные лики
Зеркала собою заслонят.

Но когда откроет двери злобы
Ветер смерти, радуясь и мстя, –
Тех, кому вторыми суждено быть,
Первые – и примут, и простят.
26 мая 2021

Николай Шульгин

Рассказ «Путешествие в "космос"»

...Меня затолкали в люльку, где уже был большой мешок с чем-то рыбацким. Валентин сел за руль. Отец – на заднее сиденье. Мотоцикл урчал, но не ехал, все молчали. Через минуту тетя Оля кашлянула, зашла в дом, вынесла оттуда канистру средней величины и положила мне в ноги.

«Урал» рванул так, будто мы ехали в роддом. Ям и канав Валентин не замечал. Мне кажется, к месту рыбалки он просто выбрал наикратчайший путь. Отец обнял Валентина в круговую, и они срослись в одну фуфайку. Ветер свистел…

Я проснулся оттого, что ветер перестал свистеть. Люлька лежала на боку, я в люльке, а канистра и мешок с рыбацким барахлом на мне…

Через какое-то время вернулся Валентин, молча привязал люльку толстой проволокой к мотоциклу, погрузил имущество и меня, и снова рванул. Ветер снова засвистел. Отца не было. Я подумал, что он уже там, и рыбачит. И еще я подумал, что хорошо, что канистра была у меня, а то бы Валентин не вернулся...

Мы въехали в густой лес, но на скорости это не отразилось. Через 15 минут в сумерках я увидел какого-то мужика, который бежал нам наперерез и громко матерился, заглушая рев «Урала». Валентин тоже увидел. Он оглянулся на пустое заднее сиденье и притормозил. «Какой-то мужик» оказался отцом. Видимо, позже меня Валентин потерял и его, на какой-то кочке. Отец с недовольным лицом залез на мотоцикл и снова слился в одну фуфайку, только крепче…

25 мая 2021

Виктор Парнев

Рецензия на фильм «Занимательная проповедь, или Как нам правильно понимать наше прошлое»

В Интернете выложен, а по ТВ периодически демонстрируется многосерийный документальный (?) фильм «Гибель Империи. Российский урок». Знак вопроса в скобках после слова «документальный» не случаен. Никаких таких уж документов авторы фильма зрителю не представляют. Собственно, и фильмом-то это действо можно назвать лишь с натяжкой....

24 мая 2021

Алексей Курганов

Рассказ «Сын Штирлица, или Боец невидимого фронта»

Когда Павлик первый раз спросил маму, кто его папа, то мама под большим секретом рассказала, что его папа – геройский секретный разведчик, а с ними не живёт, потому что работает в далёкой заграничной стране. Где уже несколько лет… Ровно столько, сколько сейчас лет Павлику. То есть, пять с половиной. Почти шесть… Каждый день, рискуя жизнью, разведывает тамошние государственные секреты особо секретной важности, сложности и опасности. Как Штирлиц? – спросил Павлик. Как Штирлиц, – согласилась мама и почему-то вздохнула. Такой же… боец невидимого фронта, – добавила она. – Только Доски почёта на него не хватает. За его беспримерный героический труд и ратный подвиг. – После чего опять вздохнула... потом посмотрела на Павлика и потрепала его по вихрастой макушке. Павлик предположил, что этот жест означал мамину радость, оттого что она – жена Штирлица...

23 мая 2021

Лачин

Рассказ «Дурные сновидения»

Действие романа Л. Тындыка «Начало века» относится к 2000 году, место действия – наша страна. До двадцать первого века осталось всего шестнадцать лет. Каким же видится Тындыку столь близкое будущее?

На карте мира нет СССР, есть «Российская Федерация» – нынешняя РСФСР. У власти – кучка свежеиспечённой буржуазии, их в народе называют «новыми русскими». То же и в других братских республиках. Каким мистическим образом распалась наша страна, автор поясняет кратко и невнятно. Произошла децентрализация государства, начались даже межнациональные войны, и всё это, если верить автору, происходит за считанные годы, и уже в девяностые мы живём… при капитализме. Оставив на совести Тындыка такие допущения, рассмотрим, как ведут себя герои романа – недавние советские граждане, то есть мы с вами...

22 мая 2021

Виктор Сбитнев

Эссе «Ласточка из "Потерянного времени"»

О художественном фильме 60-х «Вертикаль»

 

...Первым до базовой палатки добирается обессиливший Ломов, что позволяет Ларисе и Володе со свежими силами устремиться на помощь отставшим. У альпинистов обморожены лица и руки, но они счастливы… теперь уже тем, что остались живы, что их спасли друзья. И это лейтмотив всей картины: люди, мы сможем быть по-настоящему счастливыми только все вместе!

Рискну назвать это главной идеей советского человека 60-х годов, которые я навсегда запомнил и уяснил цепким сознанием ребёнка. И вот сегодня, оглядываясь далеко назад, в своё невозвратное социалистическое детство, я небезосновательно полагаю, что фильм «Вертикаль», прежде всего, заставляет пронзительно ощутить весь драматизм неверно выбранного пути. Казалось бы, победили в самой страшной за всю историю человечества войне, отстроили страну заново, вырастили оптимистичную, жизнеспособную молодёжь. Вперёд, к вершинам! Но, как выразился один американский юморист, «видно, что-то случилось с карбюратором». И жизнь пошла не в гору, а под… «к зияющим вершинам»...

21 мая 2021

Владимир Зюськин

Рассказ «Сотри случайные черты»

А вечерок клёвый выдался! Днём ветерок был. Сейчас листья на деревьях не шелохнутся. Будто из жести вырезаны. И не жарко. Не то, что вчера. Я в сетке ходил. Снял – мокрая.

Правда, тут ещё причина была. Девочка брыкливая попалась: «Убери руки!», «получишь по физиономии!» Любят они играть в королеву Марго. Дескать, я не такая, а совсем другая. Но куда от себя денешься? Раз уж пошла со мной в посадку гулять, значит обратно пойдёшь медленной походкой и в глаза будешь заглядывать, спрашивать: люблю или нет?

Я им всем «люблю» отвечаю. Мне не трудно, а им приятно. Вот и со вчерашней так же, а потом уже мне впору было говорить: убери руки...

20 мая 2021

Дина Измайлова

Рассказ «Тюльпаны»

Лёшик умер в промежутке между 6.15 и 7.23. Она проспала этот момент, не уловила, не зафиксировала время в своей памяти. Мгновение смерти оказалось столь же расплывчато-неточным, как и момент рождения, канувший в бурлящий водоворот её ненадёжной памяти вместе с потерянными бирками из роддома и изорванными фотографиями. Она знала одно – всё самое важное случилось на заре – и рождение, и смерть, где-то около семи… Это вся определённость, что у неё осталась от сына…

19 мая 2021

Художественный смысл

Критическая статья «Мне хочется…»

...Я сам когда-то рисовал с натуры. И во мне, наверно, засела привычка приукрашивать срисовываемое. Я б, наверно, левый угол аптеки нарисовал бы ровнее. И толщи́ны оконных проёмов (двух нижних окон) я б сделал одинаковыми. Стороны крыши над балконом – параллельными друг другу. Я сомневаюсь, чтоб я сделал по дуге стык правой стены с асфальтом.

Всё это меня заставляет думать, что Нестерова портит картинку. (Не думать же, что она не умеет рисовать.)

А Манин намекает, что Нестерова насмехается над убогой жизнью провинции. Может даже – над самим российским принципом резкого отличия провинции от метрополии…

Я не был в Германии, но у меня впечатление, что там такого принципа нет (хотя бы из-за долгого отсутствия там централизованного государства). И Нестерова что: как упомянутый Сытин, чувствует себя немкой и говорит «фэ» Советскому Союзу?..

15 мая 2021

Мастерство перевода

Статья «Сравнение переводов сказок Оскара Уайльда»

В данной статье я хочу провести сравнительный анализ использования художественных средств выразительности и переводческих трансформации в переводах сказок О. Уайльда «Соловей и Роза», «Преданный Друг» М. Благовещенской, М. Ликиардопуло, А. Соколовой, Ю. Кагарлицкого.

Это продукт моего проекта – результат моей проектной работы, направленной на расширение словарного запаса учащихся гимназии по английскому языку.

Выбор сказок О. Уайльда обусловлен большим количеством в них элементов, требующих особенных приемов перевода, например, таких, как игра слов и особенности культурологической среды, а, следовательно, и большого пространства для творческой работы переводчика, когда, согласно своему мировоззрению, особенностям и пристрастиям, он может определить, как и в каком месте искусно и тонко изменить свою работу, чтобы наиболее полно и понятно представить идею автора.

Для исследования будут использованы те отрывки сказок, в которых наиболее ярко проявляется авторский стиль, а значит – и разница между переводчиками в его понимании – например, фрагмент, написанный в стиле, характерном лишь данному автору – включающий в себя использование какой-либо нетипичной лексики, фразеологизмы, манеру повествования и описания, присущую лишь этому автору...

Анастасия Бегинина
13 мая 2021

Виталина Ярховска

Рассказ «О лучшем российском месте»

...По прямой. Опускаемся вниз. Моторчик сердца, будто пугливый мышонок, замирает, оставляя лишь монотонный звук двигателя. Снова по прямой. Моторчик дрожит и набирает обороты.

Вниз. Сердце-мышонок. Прямая. Обороты.

Вниз. Сердце. Прямо. Движение.

Яркий солнечный свет отражается от стеклянных крошек моря. Поверить не могу: ещё два года назад хотелось погрузиться в эту воду и не выплыть, а сегодня так и манит написать пару строк о её переливах. Ценность жизни взлетела, творчество разгоняется гоночной машиной и не даёт уснуть.

«Сириус»! «Сириус»! Здравствуй снова, моё родное место! Я и не мечтала вернуться такой повзрослевшей и переосмыслившей свои прежние действия. Аллилуйя!..

12 мая 2021

Софья Калинина

Сборник стихотворений «Жёлтые красители солнечного заката»

Ты говоришь о красивой смерти –
Будто придёт к тебе в жёлтом платье, с бокалом шампанского или вина –
И станцует тебе завлекающий танец.
И меня зовёшь в это.

Но нужно уметь прощаться.

Твоя глубина слишком откровенна и обнажена –
Ты же без кожи, как голая ветка.
Придумываешь себе жизнь.
Уходишь от неё, приукрашиваешь,
Становишься легче ветра.
По поверхности.

Твоя глубина пленительна и не нужна.
И ступать в неё – хотя бы по щиколотку –
Как пальцами в чёрную воду лезть.

Грубая и ранимая.
Скажешь – и холодностью повеет, и зеркала замерзнут, так что не увидишь своего отражения.
Только твою ужасающую улыбку.

Говоришь о красивой смерти, не ты ли это сама?
В жёлтом платье, с голубыми тенями и жёлтыми волосами – на вид как солнце.
Танцуешь, и танец подобен жизни и смерти в соединении.
И меня зовёшь в него.

Но надо уметь прощаться.
11 мая 2021

Владимир Захаров

Рассказ «Последнее доказательство Левина»

...Конечно, в тот весенний роковой вечер надо было озаботиться закрытостью дверей аудитории. Или вообще перелететь на другую планету со своим последним доказательством.

Но ладонь задержалась дольше обычного и не была отвергнута. А стёкла окон тряслись от первой грозы, и казалось, что сама природа утверждает петрикор, распространяя его безусловное самодержавное царство.

Виталий Семёнович поддался моменту, а точнее – полностью в нём растворился. И когда над его головой, склонённой для поцелуя с Лилей, послышались улюлюканья и смех, Левин вдребезги разбился об нацеленные зрачки телефонов, о фотовспышки. А в последнем взгляде, обращённом к нему возлюбленной, он усмотрел – раскаянье. Стало ясно, что Лиля с самого начала знала много больше, и они играли в разные игры. Но он всё ей простил и был благодарен. Теперь ему было что забрать с собой...

6 мая 2021

Алексей Курганов

Рассказ «Коля и его внутренний голос»

...Мысли вернулись к покойному. Коля Зуеву не соврал: покойный был ему действительно хамси хамса. Пару раз сидели рядом на каких-то собраниях, и несколько раз пересекались в пивнушке. И всё. А вот теперь тащи его, говори слова (какие слова?), изображай скорбь… «Чего ты действительно разнылся», – услышал вдруг Коля голос. Причём услышал так громко и так отчётливо, что сначала подумал, что это говорит Нюра – но в таком случае, почему она говорит мужским голосом?

«Ну, – повторил голос (Коля понял: это был его собственный голос. Только внутренний. Идущий из самого нутра. От самого ливера). – Всё? Успокоился? Чего паниковать-то, чего напрягаться? Все смертны. Тебя тоже когда-нибудь вот так же вперёд пятками… Тоже кто-нибудь пото́щит и помянёт… Никуда не денешься. Надо!»..

6 мая 2021

Лачин

Миниатюра «Цари, или Неудачное избиение младенцев»

Солдатам выдался тяжёлый денёк. Сперва было нетрудно – просто вбегали в дома и резали малых детей мужского пола. Потом стало труднее – весь город кричал, рыдал и визжал, особенно матери; от этого раскалывалась голова. Вдобавок горожане стали запираться, заваливать двери; приходилось выламывать, таранить. Иные родители прятали детей, и вторая половина дня прошла в бесконечных обысках, одуряюще однообразных, как однообразны были и эти вопли, стенания, потоки слёз, безумные глаза и заламывание рук...

6 мая 2021

Виктор Парнев

Мини-повесть «Вверх по реке, текущей вдаль»

...Много лет спустя, когда он совсем вырос, выучился, сделался юристом, затем журналистом, а затем политиком, даже отчасти известным, ему иногда приходилось слышать от доброжелателей, что напрасно он идёт против течения, что нужно маневрировать, порой сдавать назад, учитывать все веяния и течения, даже подводные. Он отвечал на это с рассудительностью чаще всего так: «Я же не против течения, я наискось, с учётом его силы, под углом сорок пять градусов. Главное, чтобы мимо не пронесло, тогда можно не выгрести. А мимо своего берега точно не пронесёт»...

5 мая 2021

Виктор Сбитнев

Новелла «Мой карамелевый кот»

Впервые Егора знобило не от холода, а от убийственного зноя сирийской пустыни, который проникал повсюду, даже в карманы приспособленных для Сирии шаровар, не говоря уже о складках набрякшей потом офицерской куртки, которую он боялся снимать, чтобы не обгореть на почти вертикальном солнце. Но, отчаянно уставший, он упрямо переставлял ноги, потому что вёл с собой совершенно обессилевшую Сарру, фельдшерицу их пехотного батальона, волею случая уцелевшую, как и он, после неожиданного ночного обстрела, в результате которого, судя по всему, от не успевшего достичь места дислокации комендантского взвода и остались разве что они двое...

4 мая 2021

Колонка редактора

Рецензия «Десять тысяч дырок в твоей голове»

На роман «Компилятор»

 

Представьте себе. Одним прекрасным утром вы просыпаетесь не в том мире, в котором заснули вчера. Но замечаете это не сразу. На первый взгляд, всё вокруг точно такое же, каким было всегда. И хотя на самом деле оно другое, но нормальному человеку никогда не придёт в голову сравнивать реальности, поэтому видимые различия проступают не сразу. Знаете, это как у южноамериканских индейцев, которые в упор не замечали кораблей испанских конкистадоров у себя перед носом – просто потому, что в системе их представлений о мире не было образа морского парусника. Они знали, что этого не бывает, поэтому его как бы и не было. И дело тут не в том, что у индейцев какие-то особенные мозги, вовсе нет: мы с вами тоже скорее всего пройдём мимо того, чего абсолютно не может быть… где? У нас в голове...

2 мая 2021

Художественный смысл

Критическая статья «Ребус»

Хоть застрелите меня, я не мог представить, что заставило художника Струлёва так исковеркать пейзаж, названный им «Васильковое поле»...

Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com

Мы издаём большой литературный журнал из уникальных отредактированных текстов. Людям он нравится, и они говорят нам спасибо. Авторы борются за право издаваться у нас. С нами они совершенствуют мастерство и выпускают книги. Мы благодарим всех, кто помогает нам делать Большую Русскую Литературу.



Поддержите журнал «Новая Литература»!



Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за сентябрь 2021 года

7 причин купить номер журнала
«Новая Литература»

Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

 

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?

 


 

 

Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература»
Редакция: newlit@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 5.00 до 20.00 мск.)
Реклама: reklama@newlit.ru, тел., whatsapp, telegram: +7 914 699 35 47 (с 2.00 до 13.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!