HTM
Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 г.

Архив публикаций за декабрь 2018

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  [2018]   2019 

январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   [декабрь]  


31 декабря 2018

Фёдор Избушкин

Сборник авторских афоризмов «Афоризмы от читателей и авторов журнала "Новая Литература"»

Вечером 5 июля 2017 года на форуме нашего журнала была открыта новая тема и опубликовано обращение к авторам и всем читателям «Новой Литературы»:

«Друзья! Предлагаем поддержать новую форумную рубрику своими мыслями и афоризмами!

Уверены, многих из вас часто посещают гениальные идеи, интересные находки, которые, увы, вскоре пропадают или полностью забываются в суете дня. Но так не должно быть. Всё полезное всегда должно быть рядом с нами, помогать нам в трудную минуту. Так что приглашаем всех злых гениев и добряков с кулаками на эту писательскую манифестацию. Присылайте, публикуйте свои афоризмы или любые достойные вашего вкуса писательские шедевры! Придёт время, и мы всё это опубликуем, отобрав для нашего читателя всё самое ценное и важное».

С того дня прошло уже больше года, в течение которого форум принял и обработал значительный объём изречений и разного рода достойных мыслей, позволяющих наконец издать полноценный Сборник...

31 декабря 2018

Игорь Литвиненко

Эссе «О вещах и людях»

...Слабость к вещам развратительна для мечтающего сознания. Старость настигает человека не с возрастом, а по мере того как вещи заполняют пространство – и душевное, и околодушевное. Мечты расширяют пределы этих пространств, вещи сужают их.

Надеюсь, вы поняли главное: вещь – не обязательно материальный предмет. Это может быть плохо обдуманное или ошибочное убеждение, даже целое мировоззрение, основанное на таких убеждениях. Это может быть верность – но не живая, а застывшая, окаменевшая от привычки (привычка – самая опасная вещь), и тогда надо жертвовать верностью для сохранения веры, учинять неприятный, болезненный осмотр вещей, чтобы сдуть с них пыль, переставить в новый порядок, а некоторые вещи, у которых кончился срок годности, просто выбросить.

Когда что-то существенное кончается (то есть перестаёт быть живым, полезным, насущным), оно превращается в вещь. Целая жизнь человека (или коллектива, или общества, или какая-то часть этой жизни) может превратиться в никому не нужную вещь, если периодически (а главное – вовремя) не подвергать её внешнему и внутреннему осмотру, не обдумывать заново то, что давно представляется ясным, не иметь мужества, чтобы решительно избавиться от первых же признаков собственного овеществления...

31 декабря 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Лишь Россия живёт вопреки или со всеми что-то неладно?..»

С реставрацией капитализма в России я заметил, что стал не моден историзм. Наверно, из-за свержения с пьедестала почёта исторического и диалектического материализма. Он же предрекал смерть капитализму, а на самом деле альтернативный ему строй (лжесоциализм) пал, капитализм же пошёл укрепляться дальше. Но в чём? – В потреблении. – А это презренным считалось не только в строе-антагонисте (лживо считалось, а на самом деле почиталось), но и у ницшеанства, от истории улетевшего вообще в иномирие.

Из-за последнего можно лишний раз удостовериться, что Россия живёт вопреки...

27 декабря 2018

Виталий Семёнов

Рассказ «Подарок»

...По сути человека уже нет, он за чертой. Её осталось лишь провести, обозначить линию. И он был вполне готов к этому, так ему казалось. А никак, вот сейчас, дел-то на минуту, всё легко и просто, закономерно и логично, обещал и выполни, но руки как плети бессильно висят по бокам и не могут, не могут двигаться. Что за предрассудки, что за бред о грехах в голове, о бесчеловечности, преступлении и возмездии, карме и равновесии. Не всё ли равно природе? Чем люди отличаются от общей биомассы Земли? Умеют говорить? Язык дельфинов намного сложнее человеческого. Орудия труда? Их используют не только обезьяны, но даже попугаи и вороны. Социальность? Здесь людям очень далеко до пчёл и термитов. Умение врать? Запутывают следы почти все звери, а уж как насекомые или ящерицы мимикрируют! Может быть, неуёмное желание врать себе? А может, всё же милосердие? Кто-то из зверей способен на милосердие, не заботу о потомстве или популяции, а просто на милосердие безо всяких условий и причин? А что такое настоящее милосердие, пытаться продлить жизнь тела, которое корёжит от боли, это милосердие или издевательство? А исполнить последнее желание умирающего это блажь или милосердие? А помощь в эвтаназии это убийство или гуманизм?..

24 декабря 2018

Виктор Тихомиров-Тихвинский

Сборник стихотворений «Несу свой крест»

Руси вчерашней нынче очень жаль –
Ползёт в закаты по тропинке узкой...
Она меня запомнила едва ль,
Хотя я свой. Я от рожденья русский!
Несу свой крест из отдалённых мест.
Жду за грехи от Бога наказанья.
А свергнутый Союз живёт во мне,
Как будто бы и не было изгнанья!
23 декабря 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Живописные аналоги победного Высоцкого»

Хоть плачь…

Когда я иллюстрировал мысль о мажорной пастозности художника Игоря Попова, меня поразило, насколько он схож с художником Стожаровым. Аж бередило. Ну как так? Всё-таки разные люди. Как это кому-то из них не стыдно писать точно так, как другой.

И вдруг читаю:

«Попов наряду с красотой северных деревень отметил их пустынность, одичание жителей, а Стожаров, напротив, увидел крепость и устойчивость русского народа, восприятие окружения как естественных, хотя и суровых условий бытия» (Манин)...

22 декабря 2018

Валерий Осипов

Заметка «Не торопитесь пить сакэ»

Если вам предложили испить сакэ, изготовленное по рецепту 2000-летней давности, то не торопитесь соглашаться. Прежде всего, уточните для самого себя, что вы понимаете под этим словом. Национальный японский алкогольный напиток? Это верно. Рисовую водку? Как бы не так! Рисовое вино? И это не верно. Сакэ – это сакэ, не вино и не водка. 15-ти градусный напиток, изготовленный без возгонки и с упором не на брожение, как у вина или пива, а на плесневение.

Теперь вернёмся к старинному рецепту. Сидят японцы вокруг ведра, рис жуют. Прожёванное сплёвывают в ведро. Слюна нужна для начала процесса. Сегодня вместо человеческой слюны научились применять специальный плесенный грибок.

Впрочем, речь не о самом сакэ, а о его названии. Слово САКЭ того же происхождения, что и СОК. Больше того, среди его «родственников» арабское САКА «поить водой», а также древнерусское …СИКАТЬ с его однокоренными СЦАТЬ и ССАКИ.

Современным стеснительным и застенчивым языковедам слово СИКАТЬ не нравится, и они, ничтоже сумняшеся, измываются над ним как хотят...

21 декабря 2018

Дмитрий Аникин

Повесть в стихах «Скучная история»

...Девы, женщины, тут вы после смерти

так лежмя и лежите, меня ждёте;

думы только о вас сейчас и ночью,

вашу смерть я, ваш друг, благословляю:

все другие, живые, за забором,

мне чужды, им чудак не интересен,

полоумный кладбищенский философ,

а вы тут не измените-сбежите...

20 декабря 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Ох, тоска, тоска!.. (Опыт медленного чтения)»

Нечего читать, хоть застрелись. Что я последнее читал? Пелевина «Т». До половины дотянул. Поскольку сразу помногу нет сил читать, прерывался. И – стало невозможно продолжать после перерывов: не запоминалась предыдущая галиматья. Впечатление, что Пелевин так ненавидит бумагомарателей, что решил их продёрнуть… притворившись одним из них и даже пуще их галиматнийским.

Надо отдохнуть на классике. Возьму Гоголя. Правда, в «Сорочинскую ярмарку» и «Вечер накануне Ивана Купала» я недавно вник. Не получилось бы самоповторения. Но деваться-то некуда. Да и злободневность даже выискалась в связи с нынешней антироссийскостью Украины.

Итак, следующая повесть «Вечеров на хуторе близ Диканьки» – «Майская ночь, или Утопленница»...

19 декабря 2018

Лачин

Скетч «Нежданный Отелло»

Эмилия. Так вот зачем ты пела, госпожа! И я кончаюсь с лебединой песнью, и также иву-ивушку пою. Она была чиста и любила тебя, кровавый мавр, жестокий мавр.

Автор (выскакивая на сцену). Уважаемые зрители! Это вовсе не моя комедия. Все скабрёзности пропали. Актёры сошли с ума – играют здесь какую-то трагедию! (выбегает, схватившись за волосы).

Первый зритель. Я уже побывал за кулисами. Неслыханно – на актёров нашло своего рода затмение. В каком-то припадке они читают неведомый им текст...

19 декабря 2018

Марина Позина

Статья «И день как жизнь, или Уроки доброты: по мотивам книги Эрика-Эммануэля Шмитта "Оскар и Розовая дама"»

«Меня зовут Оскар. Мне десять лет, я умудрился поджечь нашего кота, собаку и весь дом (кажется, даже поджарил золотых рыбок), и я пишу тебе в первый раз, потому что прежде мне было совершенно некогда из-за школы». Я мог с таким же успехом написать так: «Меня прозвали Яичная Башка, на вид мне лет семь, я живу в больнице, потому что у меня рак, я никогда не обращался к тебе ни с единым словом, потому что вообще не верю, что ты существуешь» [1, с.7]. Это строки из письма главного героя книги Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая дама».

Повесть «Оскар и Розовая дама» принесла мировую известность писателю Эрику Шмитту.

Она выросла из детских ощущений писателя, ведь ему, сыну врача, часто приходилось бывать в больницах, где лежали больные дети. Воображение юного Шмитта было поражено тем, что рядом с миром здоровых людей есть мир людей больных, для которых здоровье никогда не станет нормой.

Будущий писатель рано осознал, что для многих детей больничное пространство надолго, если не навсегда, до момента ухода из жизни, становится единственным жизненным пространством. Именно в детских больницах писатель постиг суть страха одиночества больных детей, которых избегали собственные родители, оттого что им было трудно смотреть в глаза умирающим детям. А ещё у взрослых не было сил помочь ребёнку прожить ярко и наполнено отведённое ему время жизни. У детей меньший жизненный опыт, но зато меньше барьеров, чем у взрослых. У них есть какое-то другое ощущение жизни – и со многими пациентами своего отца Эрик-Эммануэль дружил, проникая в неведомое ему до сих пор пространство. Во взрослом возрасте ему снова случилось стать частым гостем в госпиталях – и посетителем, и пациентом. Детские воспоминания перемешались в его сознании с новыми ощущениями уже взрослого восприятия жизни. Эрику-Эммануэлю Шмитту было трудно приступить к написанию книги, и ещё в нём жило ощущение, что, осмеливаясь написать о печальном конце, о невыздоровлении – он затрагивает тему, на которую в обществе наложено негласное табу, – тему о неизлечимо больных детях. Однако общество произведение приняло. И в скором времени был снят одноимённый фильм по этой повести. И рассуждая об этом, по-своему трактует Достоевского: «Разве Достоевский не сказал, что смерть ребёнка делает невозможной веру в Бога?»...

18 декабря 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Много-много почему»

...И вспомнив, что белый цвет – символ чистоты и невинности, я бдительно замечаю, что в русской редакции легенды отданная на съедение царская дочь не связана и 5 раз просит Георгия уйти от озера, чтоб не быть съеденным. 5 раз! И эта покорность судьбе…

Совсем по тексту не известно, как поступали с предыдущими жертвами. Но раз написано так, как написано, то надо из этого и исходить. Девица оказалась не только царской дочерью, но и исключительных нравственных качеств. Что Всеведущий Бог заметил.

Всё. После этого всё стало наперёд решённым. – Спасение пришло из-за нравственной чистоты девушки.

И потому тут доминируют два цвета: пурпурный и белый – отношения Иисуса и девушки.

А цвета Георгия и змия… какие-то землистые… не бросаются в глаза. Они ничего тут не определяют. Змий – вечно побеждаемые в итоге Добром силы Зла. А Георгий, «который жил и по смерти», уже не имеет свободы воли. Он не живой человек, а простое орудие Предопределения, как и змий. Автомат.

И тогда не надо накручивать себя, что у него «святость великомученика просвечивает сквозь лик».

Иконописец проявил творческий подход...

15 декабря 2018

Николай Жакобов

Сборник стихотворений «Басни нового века»

Любовь слепа, любовь натуру гложет,
Любви лета покорны и сословия,
Любовь ввергает в дикие условия,
Любовь была, любовь ещё быть может…
Любовь и во грехе, и в богословии,
Любовь изводит до седьмого пота…
Но перейдём от фазы предисловия
(Пока на слушателя не нашла дремота)
К палитре чувств – она стара как мир,
Её воспел в наследии Шекспир,
Гуно же разыграл её по нотам.
Итак, представим: ночь, звучит клавир,
Лягушка без ума от Бегемота...
13 декабря 2018

Вэл Щербак

Рассказ «Долго-долго»

...С тех пор как мать заболела, Оскару некогда было думать о свиданиях, поэтому он уже несколько месяцев не заходил на сайт знакомств. Он удивился, когда ему пришло сообщение: обычно девушки не писали первыми. В анкете было указано, что ей двадцать восемь лет, что она не замужем, живёт в Санкт-Петербурге и учит испанский язык, который обожает с детства. Оскар равнодушно, почти через силу, набрал в ответ что-то вежливое русской Марии (его мать тоже звали Мария; он ухмыльнулся) и забросил телефон подальше.

Она ответила быстро, но он прочёл сообщение поздно вечером. Маша, как она себя назвала, рассказывала, что работает бухгалтером в собственной маленькой фирме. В конце спросила, возможно ли будет на днях поговорить по телефону или по видеосвязи: ей хотелось практиковать разговорную речь. Оскар нехотя согласился. Он ещё раз внимательно изучил единственное фото своей новой знакомой: худая кареглазая блондинка. Довольно пресный портрет, чтобы он мог его заинтересовать. К тому же она в России. Оскару было жаль терять своё время, но он, повинуясь чувству учительской ответственности, согласился и отправил ей логин скайпа...

12 декабря 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Незамеченный церковью бунт Караваджо»

Когда воевали Контрреформация и Реформация, каждая сторона выступала со своими догматами. Для католиков главным было, что представитель Христа на земле – папа, а для протестантов представителя Христа на земле не должно было быть. Отсюда следствие. У католиков священники не вступают в брак, у протестантов – вступают. Соответственно, у католиков есть монашеские ордена, у протестантов – нет. Соответственно же, у католиков священники исключительно мужчины, у протестантов – могут быть и женщины. Соответственно, католики крестят детей с рождения, протестанты – в сознательном возрасте. Католиками признаётся равный авторитет Священного Писания и Священного Предания (то, что не Ветхий и Новый Завет), протестанты признают только Священное Писание. И т. д. и т. п.

Многое из этого никак не касается паствы.

А идёт многолетняя война, и текут реки крови. Паствы. И ей эти догматы надоели, тихонько говоря.

Художники тоже раскололись идейно-художественно и тоже впали в раж – в маньеризм. Одни – выражая вседозволенность, другие – аскетизм*. Первые – буйством цвета, вторые – деформацией обнажённых тел...

11 декабря 2018

Владислав Шамрай

Рассказ «Рождающая дождь»

...Почти всю ночь я лежал и думал. Поверил ли я им? Не знаю. Но мне хотелось, чтобы это была правда. Я хотел быть частью чуда. Не так близко. Пусть и со стороны. Простые люди наподобие меня всегда стремятся к чему-то, что они понять не в состоянии. Быть рядом, если не повезло владеть этим. Потому мы ищем знакомства с необычными и знаменитыми людьми, которые, как нам кажется, обладают редкими свойствами, возможно даже не присущими людям. Мы хотим прикоснуться к ним, услышать их голос или запах. Даже просто прочесть о них в газетах. В их ореоле и мы кажемся самим себе значимыми и необычными. Или, наоборот, мы причиняем им вред или даже убиваем. «Смотри ты, – думаем мы. – Он или она такие вот поцелованные Богом, а я легко могу сломать ему руку или разбить ей голову. Пусть не зазнаются. Я могу вогнать его в долги, лишить семьи, положить её насильно в постель. Значит, я выше их! Не такие они и особенные!». Мне всегда казалось, что грубая сила и возможность возвыситься над зависимым человеком доставляет людям наивысшее удовольствие. Человек трепещет перед людьми, не похожими на него, обладающими редкими талантами. А с другой стороны, он ненавидит их, стараясь словами или действиями уравнять с собой. Великое уравнение. Выведенное в самой ткани времени. Через высоту алгоритмов – к среднему значению. И необычный человек далеко не то же самое, что необычная вещь. Вещи дано долгое существование, длиннее вашей жизни. И тогда, когда вас не станет – её заберет другой. И это как предательство. Необычному человеку дан тот же срок, что и вам, что исключает досаду грядущей потери. Мимолётность. Запаха, звучания ноты, блика света на воде, жизни наконец. Именно мимолётность гарантирует их неповторимость. Их эксклюзивность. Их ценность. У меня в жизни не было чудес, и наступающие времена никак не предусматривали их появление. Потому я не мог пройти мимо самой, пусть и призрачной, их возможности...

9 декабря 2018

Дан Берг

Повесть «Наложница в Гиве»

...Наложница некоего левита, проживавшего на горе Эфраимовой, вернулась к своему отцу в Бейт-Лехем. Левит со слугой отправился туда, чтобы воротить её. Три дня он пробыл у тестя, и тот сердечно принимал его и уговаривал ещё погостить. Но левит не согласился и двинулся в обратную дорогу. К вечеру путники дошли до Иевуса (будущий Иерусалим). Слуга предложил заночевать там, но левит отказался заходить в языческое место, и трое направились в город Гиву. Их взял на ночлег возвратившийся с поля крестьянин. Только гости омыли ноги, поели и попили, как с улицы раздались крики каких-то негодяев, требовавших от хозяина дома вывести им левита, дабы они могли познать его. Крестьянин просил их не совершать сей мерзости и предложил взамен двух женщин – наложницу левита и свою дочь. Лиходеи не хотели его слушать. Тогда левит...

8 декабря 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Чары Клода Лоррена»

Вы будете смеяться, но я наконец нашёл удовлетворяющее меня описание «прибрежных» картин Клода Лоррена. У Сапронова.

Меня не устраивало всеми принятое для них слово «идиллия». Идиллия никуда не влечёт. А Лоррен считается представителем классицизма. Классицизм же в моей, для себя придуманной упорядоченной систематике, является неким повторением идеала Гармонии. Идеала типа Высокого Возрождения. А такой идеал – для меня – подразумевает ожидание свершения идеала в историческом будущем. И идиллия тут не к месту.

А Сапронов мне открыл, в чём изюминка созданий Лоррена. В чрезвычайной постепенности изображения воздушной перспективы. Хоть он так и не написал...

7 декабря 2018

Сергей Уткин

Сборник эссе «Почтившее о почивших»

...Помните ли вы ту часть романа «Братья Карамазовы» Фёдора Михайловича Достоевского, которую автор несомненного шедевра отводит под исповедь старца Зосимы? «Избранные места из переписки с друзьями» Гоголя – не менее трудное, мертвящее иронию, юмор, насмешливость прозаика, чтение. Не то отречение от писателя, не то самоотречение писателя. Вернее, отринутая манера раннего письма, жизнелюбивого, саркастичного, едкого, ненавидящего и любящего многое, потому – чувствующего и читателя, и жизнь: его и свою.

Отчасти схоластически выхолощенный, труд этот как будто обнажает человека как причину его письма, его манеры, но та оказывается много интересней, чем собственная попытка её объяснить. Писатель не поддаётся собственному описанию, своим словам. Словам, которыми получалось столькое: истории, характеры. Сама Россия.

О ней. И о нём. Николай Васильевич не капризничает, дескать, «всё не так, ребята». Он как будто помнит постоянно о том, что если не всё, то очень многое, знаемое живущими в стране, проживающими её здесь, именно так. Тройка-Русь, как нечто, отличное от самого наблюдательного писателя: не то он пытается оседлать (мысленно) несущееся куда-то буйство, движение. Не то досмотреть, докатится ли оно до?..

Отечественная культура осмысляла себя в отношении к родине разно. Николай Васильевич был для неё к концу своему прижизненно «не актуален и вреден» не менее наших напевных современников, но не мыслил её грубо. Напротив, он, тщедушный, хилый, истощённый, непонятный и не понимаемый многими, составляющими страну, пытается удочерить её. В своей душе...

6 декабря 2018

Андрей Ямшанов

Рассказ «Не свой»

Чувствующий суть жизни человеческой, рыбьей и даже насекомого – да вообще жизни, он начал прибирать свою в сторону кладбища:

– Знаешь ли ты, что предполагает рыба до того, как она умрёт?

– Ты знаешь, что она думает и считает время?..

– Знаешь, как умирает сука фашистская? Воздуху ему не хватает. Кадык зажимаю, нож – под ребро. Это тебе за тельник! Изгибается гад, ботинком палубу ковыряет. Время считает…

 – Ты вот в реку глянь, нет, ты сходи и посмотри – морда пескаря последнего улыбается за мою смерть… Мне сейчас тоже время считать?..

5 декабря 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Пощёчина? – Или я отвечу?»

На днях я впервые столкнулся с Веронезе и истолковал его как представителя Позднего Возрождения, трагического героизма,  надеющегося на скорейшую победу над клириками и на торжество идеи тела, скажем так (как тогда же – поздний Тициан, а в недавнее время было с Галичем, мечтавшем о скором возвращении капитализма в СССР, да простится мне такое огрубление). Как вдруг я читаю, что он – прямая противоположность этому, будучи по-прежнему представителем Позднего Возрождения. Но – за скорейшую победу духа (как тогда Микеланджело, а в недавнее же время был Высоцкий, хотевший спасти социализм от вещизма, да простится мне и это)...


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.09: Виталий Семёнов. Сон «президента» (рассказ)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за январь 2019 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2019 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!