HTM
Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 г.

Архив публикаций за август 2018

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  [2018]  

январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   [август]   сентябрь   октябрь  


31 августа 2018

Игорь Литвиненко

Сценарий «Минус на минус»

...На большой перемене, в буфете, Хайрулин подошёл к Вене. Он держал стакан киселя, жевал пирожок с повидлом.

– Слушай, Медведь. Сейчас будет алгебра, так ты это самое... на моё место сядешь, а я на твоё. Ага?

– Зачем? – спросил Веня беспечно.

– Ну, – ответил, жуя, Хайрулин. – Тебе же всё равно? А мы с Бутузовой это самое... договорились.

– Почему это мне всё равно? – Веня встал, тихо бледнея.

– Да брось ты, – просто сказал Хайрулин и отпил киселя.

– Ты... – прошептал Веня, – у тебя... весь рот в повидле!

И выбежал из буфета.

Что он мог против Славки Хайрулина? Славку все уважают. Он тренируется в хоккейной спортшколе и знает силовые приёмы...

Перед началом урока Веня посмотрел на Таню Бутузову. Ни слова не сказал, но она покраснела.

– Знаешь, – сказала, – у Хайрулина сплошные тройки выходят за четверть... А я староста, с меня спрашивают.

Веня кивнул, стал медленно собирать в портфель тетради, учебники.

– А он сидит на задней парте один, – продолжала Таня, глядя в сторону, – ему надо помогать на уроках... а я староста...

– Понятно, – сказал Веня и застегнул портфель.

Таня спросила:

– Ты ничего?.. Не обиделся?

– Да ну, – буркнул Веня и отвернулся...

31 августа 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"»

Нельзя возразить этому:

«Сезанновский кубизм 1907–1909 г.

Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм предметов. По словам одного из первых исследователей современного искусства Андре Сальмона, кубизм явился реакцией на отсутствие формы в импрессионизме, а его развитие обязано идеям постимпрессионистов, особенно художников-символистов, которые противопоставили чисто живописным целям и интересам импрессионистов явления смыслового порядка. Они утверждали, что настоящей реальностью обладает идея, а не её отражение в материальном мире».

И как это соотносится с мыслью, что подсознательным идеалом постимпрессионистов (и Сезанна) было метафизическое иномирие в порядке категорического неприятия скуки Этого мира?

Очень просто: первое – осознаваемые побуждения, а второе – подсознательное.

Скрытый (внетекстовый) идеал импрессионистов (слава абы какой жизни) тому, кто подсознательно считает, что жизнь заслуживает гораздо худшей оценки, – этот скрытый импрессионистский идеал противен как мещанский. И его, сверхчеловека, сознание вынуждено хоть что-то «текстовое» у импрессионистов отвергать. – Что? – «отсутствие формы» (точками ж разного цвета всё нарисовано; линий нет, контуров нет). – Ещё что отвергнуть? – Тему (визуальную особенность мига).

Оба отвергания наталкивают подсознание на Вечность, которая есть метафизика. Но до сознания доходит не это...

30 августа 2018

Сергей Жуковский

Сборник стихотворений «Бес памяти»

– Не жилец… – хирургу Толе
медсестра шепнула.

– Больно
потерял он много крови.

Трёх осколков с пулей – кроме.

В лёгком – дырки.

Почка – в кашу.

– Я ещё – живой, мать вашу… –
шевелю губами еле.
– Сдюжу. Режьте. В самом деле…

– Группа?

– Третья.

– Третья. Резус?

– Минус.

– Ладно. Будем резать.

Провалился.

Ночь.

Под вечер –
больно так, что плакать нечем.

Руки-ноги – целы, впрочем.
Ну, а то, что больно очень –
это значит – жив!
Иначе б –
не скрипел зубами,
плача.

Не жилец, казалось.

Вот же
выжил всё-таки.

Дай Боже
оклематься.

Встать на ножки.

Потихоньку, понемножку
расходиться…

И однажды
заявиться в Питер даже –
навестить хирурга Толю.

Да – того, что делал больно.

А спустя три дня гранатой
был разорван под Гератом…
29 августа 2018

Дмитрий Зуев

Рассказ «Профессионалы»

...Так они добрели до Арбатской площади, где было привычно для всех: грязно и мерзко. В тени часовой тумбы уже стоял попрошайка, и разлёгся под стеной тёмный паренёк в сандалиях.

На минуту беседу мужчин заглушила песня английских моряков. У подземного перехода китаянка наклонялась и двигала чёрными волосами, будто по морской глади, обезглавливая скрипку, как неверную, а клубненосый москвич драл гитарную косу.

Все спустились под землю, чтобы перейти на Никитский бульвар. Героиня, как самка богомола, отставила руку вправо и подпёрла спину героя.

– Я обратил внимание, у двух худощавых всегда взаимопонимание. Толстяки же страстно скандальны и скандально влюбчивы, – сказал потный, который в темноте перестал блестеть от солнца, но начал нервно подрагивать.

Портал перехода уже разросся, чтобы открыть голубое небо. И в это мгновение стальное чрево земли породило третьего героя. Он воспарил в просвете над лестницей. Стоял на площадке, как святой: в штанах-рубище и рубахе из пакли, растрёпанные волосы из соломы, как у блаженных, для которых даже монастырские стены – излишество и темница. У грязных ног его лежал хлеб. Аккуратно, не близко и не далеко. Все понятно было без звуков. Но звуки были:

– Люди!

И все успели задуматься о том, имеют ли они право называться людьми, прожив то, что они прожили.

– Какое актёрское мастерство. Какая игра, – сказал вспотевший мужчина.

– Люди! Помогите слепому калеке перейти! – кричал старец.

Молодые остановились. Наблюдатели притаились за их спинами.

– Кричит ровно. С интервалами, – не переставал восхищаться обильно потеющий мужчина.

– Ага. Профессионализм – работа без вдохновения, – ответил армейский.

Молодые о чём-то спрашивали старика, но тот не замолкал и кричал.

– Ему стоять час-два. Он распределяет силы! Да и переиграть – хуже, чем не доиграть, – сказал влажный.

Молодые поспорили о чём-то коротко. Героиня сама наклонилась и подняла батон со ступени...

28 августа 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Упрямство»

Начинаю, как обычно, с себя. У меня есть доказательства, что Рахманинов с самого начала был ницшеанцем и лишь иногда из него выныривал. А ницшеанство – это иномирие, противоположное христианскому тому свету (с того принципиальной достижимостью в виде благого для всех в виде бесплотных душ Царства Божия на небе в сверхбудущем). Это ницшеанство настолько дико и невообразимо для большинства людей, что в моих глазах оно обладает приоритетом на подозрение, что оно и у самого-то ницшеанца находится не в сознании, а в подсознании.

А такое я (в своём эстетическом экстремизме) называю художественностью. И присутствует она преимущественно в произведениях неприкладного искусства. Тогда как прикладное занимается знаемым: усилением переживания, например, плакальщицами, или, например, увеличением сонливости колыбельной, и т. д. и т. п.

Сам такой экстремизм у меня возник от теории художественности по Выготскому, которая разрабатывает не образы, а катарсис. Образы – это иносказание: чем-то – что-то. А катарсис – это, скажем так, третьесказание: от столкновения двух противочувствий получается. Противочувствия-то, да, образные. Они как бы логичны: А есть Б. А вот катарсис на логичное не похож. Он как бы геометрическая сумма противочувствий...

27 августа 2018

Колонка редактора

Рецензия на книгу «Узники Горизонта»

Всем нам посчастливилось (или нас угораздило?) жить в эпоху перемен. Сегодня мир напряжён как натянутая пружина, и тревожное предчувствие всеобщего потрясения витает в воздухе. В этой атмосфере мысль о том, что нас ждёт, беспокоит каждого. При этом каждое новое событие становится таким же непредсказуемым, как и прежние. Какое из них окажется роковым?

Роман-антиутопия Тимофея Воронова «Узники Горизонта» открывает перед читателем мир недалёкого будущего, который сложился в результате очередного трагического происшествия. Теракт исламистов, направленный против японского пассажирского самолёта, стал последней каплей в переполненной напряжения чаше. Он словно надорвал картину бытия по самому тонкому месту – между религиозностью и атеизмом, и в результате мир раскололся надвое.

На Востоке вопрос религиозного экстремизма решили радикально: всякую религию запретили, а на её место возвели науку, технический прогресс, рационализм. На Западе же, напротив, сконцентрировались все, для кого безбожие равносильно смерти, и там бурным цветом разрослась религиозность...

26 августа 2018

Валентин Истомин

Рассказ «Молох»

...– Я знаю, ты хотел, чтобы я... принёс тебе... огненную жертву... – во рту пересохло, ему показалось, что он сидит возле пышущей углями жаровни.

– Да, хотел. – Молох признал своё поражение равнодушно, подозрительно равнодушно. – Но теперь в этом нет никакой необходимости. Всё уже сделано. Созданы все условия для славной... жаровни.

– Я тебе не верю, – дёрнулся Иван.

Аммонитянский бог с секунду словно взвешивал что-то на невидимых весах, затем монотонно забубнил, будто читал какой-то чиновничий реестр:

– Во время воздвижения торгового центра... этого торгового центра, – Молох сделал в воздухе широкий жест правой рукой. Левую тоже поднял и почему-то посмотрел на Ивана сквозь пальцы. Это было первое движение его рук на протяжении встречи. До сих пор он держал их неподвижно лежащими перед собой, словно не знал, как ими пользоваться, – заказчик решил сэкономить на материале: помимо всего прочего на некоторых участках теплоизоляционного слоя кровли вместо негорючей минеральной ваты был использован легковоспламеняющийся немодифицированный пенополистирол.

– Н... – Иван замотал головой. Он сразу понял, куда клонит его безжалостный собеседник.

– Полтора года назад была произведена попытка провести проверку противопожарной безопасности в центре. Но она сорвалась. Вмешался высокопоставленный чиновник. Он запретил ревизию. Официально.

– Не...

– В центре уже неделю не работает автоматическая пожарная сигнализация. Никак не выделить средства на ремонт: вся выручка со сдаваемых в аренду торговых площадей идёт... на другие цели и нужды.

– Нет...

– Запасные выходы из помещений центра замурованы: одни просто заблокированы, ручки дверей других стянуты стальным тросом с замком, третьи вообще заварены или заложены кирпичом. Распоряжение администрации – мероприятие в рамках деятельности по предупреждению террористических актов.

– Нет-нет...

– Ответственный за включение принудительной системы оповещения при пожаре администратор в прошлом несколько раз вводил её в действие при возникновении ситуаций, оговорённых в инструкции по технике безопасности. Однако тревога каждый раз оказывалась ложной. Вина за беспричинный переполох, по крайней мере в двух случаях сопровождавшийся эвакуацией работников и посетителей центра, ложилась на него. В итоге он решил не осложнять себе жизнь и игнорировать выполнение этой обязанности.

– Нет-нет-нет...

– Работница клининговой компании, обслуживающей торговые площади центра, из-за отсутствия альтернативы в выборе действующих электрических розеток приобрела привычку ставить поломоечную машину на зарядку так, что та скрывает из виду установленный на подставке огнетушитель, препятствуя таким образом оперативной ликвидации возможного очага возгорания.

– Нет-нет-нет! Хватит!

– Да, пожалуй. Ты понял: то, что не смог сделать один человек, сделали... все остальные. Приходится... приспосабливаться. И у меня ещё полно... агентов. Есть до огня, есть во время огня. Есть после огня. Большинство из них даже не знают, что работают на меня. Но работают. Исправно.

Нечего было сказать в ответ Ивану. Он... проиграл? Настроить других на борьбу он бессилен. Да и как можно сопротивляться там, где даже не знаешь, что нужно сопротивляться? Как им всем объяснить? Его божественный собеседник, казалось, снова прочитал его мысли:

– Ты можешь выйти на центральную площадь своего любимого города и закричать: «Молох – это мы все»...

25 августа 2018

Владимир Семиряга

Рассказ «Психологический анализ»

...Он закрыл глаза и попытался представить, что она за человек.

В школе она, очевидно, не блистала знаниями. Она знала, что вряд ли поступит в институт, и поэтому нашла место приложения своих скромных талантов в сфере обслуживания. «Ничего страшного, – резюмировал Васильчиков. – В постели или на кухне диплом о высшем образовании не нужен».

Разобравшись с её профессией, Васильчиков стал размышлять, что она представляет собой как женщина. В школе она была если не дурнушкой, то девочкой незаметной. Она не пользовалась вниманием мальчишек-одноклассников, которые любят задирать симпатичных одноклассниц. Её природная застенчивость не позволяла ей откровенно преподнести свои девичьи прелести и громко, порой с матерными словами, обсуждать последние школьные сплетни. Она долго оставалась девственницей и лишилась её мимоходом уже после окончания школы. Хотя, возможно, была и большая, но несчастная любовь. Её первый мужчина наверняка был каким-нибудь невзрачным козлом. В чём прелесть секса, она так и не поняла, поэтому связи у неё если и были, то случайные и мимолётные.

Далее природа, наследственность и гормоны сделали своё дело. Она из дурнушки к годам тридцати превратилась в нормальную тётку с хорошими формами.

«Да, – подумал Васильчиков, – по всей видимости, так оно и было». Ему понравилось, как он совершает психологический анализ...

24 августа 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Насилие»

...А столкновение потерянности со стройностью даёт итоговый катарсис – надмирность. Как у первых христиан: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). По-современному же – общечеловеческие ценности.

Которые, к сожалению, понимаются либералами практически, как отказ русских от себя ради ценностей западной цивилизации. – Как факт: ТАКУЮ победу русских воспринимать как «Плач по погибшим».

Но стихи – хороши. Автор, возможно, подсознательно, глубоко сожалеет, что тогда, при Александре Невском, утвердилась русская самобытность из-за отказа от вливания и растворения в западном христианстве. И какой я лично ни русский националист, но надо признать художественное качество стихотворения Виктории Левиной.

К какому типу идеала это стихотворение отнести? Я думаю, к ницшеанству. Для того всё – полностью безысходно, как наличие в жизни смерти. Всё. Больше не о чём говорить. Этот уход Руси от Запада при Александре Невском (с точки зрения западника) – такая же абсолютная безнадёжность, как и смерть для жизни.

Но самое интересное, что ницшеанцем-то был и Рахманинов! Это даже и не я первый сказал (если счесть неоромантизм – ницшеанством). В школьной энциклопедии, например, в статью «Неоромантизм» внесли кроме Рахманинова (я для чёткости и, чтоб не объясняться насчёт сомнительных, перечислю только тех, кого и сам твёрдо и обосновано считаю ницшеанцами): Ницше, Шопенгауэра, Гамсуна, Гумилёва, Ахмадуллину...

23 августа 2018

Михаил Кобец

Эссе «Сумасшествие морали»

...Для всякой личности и для всякого коллектива существует то, что «хорошо» и то, что «плохо». Всё хорошее – это Эдем. Признаки синдрома обнаруживаются не столько из самого стремления достигнуть абсолютного блага и воплотить мечту в окружающем пространстве, сколько из осознания превосходства своего стиля жизни, своих достоинств – и личных, и национальных.

К примеру: все мы знаем, что Шекспир, Леонардо и Рафаэль – великие художники. Мы так и говорим: «гении, отцы культуры». Но папуас этого не знает, а у представителей африканского племени мумбо-юмбо по этому поводу другое мнение. Следует ли из этого, что папуасам недоступно Высокое Искусство? Следует ли из этого, что для Бога существуют высшие и низшие расы и нации?

Но если у каждой нации – свои достоинства, свой образ жизни, тогда откуда это самолюбование и превосходство – «Германия – прежде всего», или – «Россия – великое государство»? А Чехия – разве не великое? Или: Бельгия, Лаос и Перу. Пора, наконец, отдать себе отчёт – если и не в действиях своих, то хотя бы в ценностных ориентирах. Ведь когда мы говорим о величии или о превосходстве кого бы то ни было или чего бы то ни было, то, прежде всего, имеем в виду силу и личную причастность к этой силе. Для стада только это и важно. Во всяком обществе ценность имеет не культура, но сила, деньги и власть.

Именно в этом дело: человек служит своей мечте и хочет, чтобы ей же поклонялись и окружающие, весь мир. Иные представления о прекрасном и должном воспринимаются как оскорбления или, в лучшем случае, как абсурд.

И так – во всяком коллективе: кто не разделяет коллективной мечты – не получает помощи, но только упрёки, унижения и смерть.

Но я говорю вам: хижина папуаса имеет столько же достоинств, сколько и Кёльнский собор, Христос ничем не лучше Магомета, человек не имеет преимуществ перед зверем и камнем. Всё это так потому, что в мире нет ничего, существующего самодостаточно, без связи с окружающим. Печень не лучше сердца, правая рука не имеет преимуществ перед левой. Всё то, что находится в пространстве глаза и за пределами его – это Одно Тело. И если мне удобно жить в доме со всеми коммунальными удобствами, то из этого вовсе не следует, что унитаз – вершина цивилизации...

16 августа 2018

Зураб Картвеладзе

Документальная повесть «Иноземный Сталин: взгляд с грузинского ракурса»

В России нынче очень популярна тема Сталина. Пишут все кому не лень – писатели и журналисты, политики и дипломаты, артисты и маркшейдеры.

Материалы, встречающиеся на русском языке, как правило, редко бывают нейтральными и характеризуются двояким подходом к проблеме – или резко положительным, или же резко отрицательным. Если одни вдохновенно воспевают и превозносят «Вождя», другие всячески принижают его и, не довольствуясь этим, рассказывают о нём различные байки и анекдоты.

Но никогда в подобных трудах не видна грузинская позиция. Никто из этих авторов не констатирует мнений соотечественников «Вождя», озвученных из той самой Грузии, которую Сталин принёс в жертву новой Российской коммунистической империи!

А ведь что бы ни говорили противники или приверженцы Сталина с русской стороны, никто не сможет отрицать, что «Вождь» им построил Державу, которая по своей масштабности превзошла все территории, дотоле имевшиеся у России! Равно как и факт, что тот же самый Сталин аннексировал и разрушил в 1921 году с трудом возрождённую через сто лет маленькую страну Грузию и сделал её жалким придатком великой державы!

Да честно говоря, практически никто и не знает об истории этой аннексии...

13 августа 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Не понятно ли…»

Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал или стал немобильным до того и рисовал свою вещь по памяти, – а память надо предположить отличной, – тогда можно понять, почему такая разница между нарисованным и действительностью.

Изменено ограждение моста, подставка для его названия, форма подъезда в самом правом здании, самый его характер (глухая стена вместо обычного дома с окнами) и т. д. Но самое удивительное – поставлены три почти прямоугольные кляксы: две серые и одна оранжевая. Центральная портит церковь.

Но, пишут, что он петербуржец с 1973 года. И, явно из-за внутреннего конфликта с советской властью (наверно, мешали творить), пошёл работать кочегаром вплоть до 1991 года (не зря ж он согласился писать о такой биографической тонкости; уж наверно, художественная сторона его творчества для него менее ясна, чем прикладная – идейная).

Так он что: хотел выразить протест против пренебрежения этой власти к маленьким людям? Довела, мол, власть город до состояния трущоб.

И, если б не дата – 2008, – можно было б угадку продолжить: а Летний сад – до состояния дебрей. Не чистят снег. И не обрезают деревья. Чуть ли не вид из клетки изображён – так, мол, всё заросло. А ограда даже и поломана в одном месте.

Хотя… В 2008 году, в его начале, ещё президентом был Путин, ненавистный несистемной оппозиции (крайне правым и крайне левым). Да и после – Медведев, мало чем отличавшийся от Путина. Так если Нелюбович – какой-то крайний левый, то с такой точки зрения ничего от смены лжесоциализма на лжекапитализм по сути не изменилось, и можно продолжать выражать своё «фэ» власти по-прежнему. Показывать Питер в самом затрапезном виде. Плакать о нём...

12 августа 2018

Гости «Новой Литературы»

Интервью «Под светлым стягом славянства»

Польша и Россия… Вековое противостояние, воинственные страницы истории, тревожные сообщения нынешней прессы – большинство из нас впитало этот давний дух противоречий. Прониклась им и я. Но однажды марево всех официальных сводок развеяли два живых горячих голоса – Мачея Клочинского, молодого певца из Варшавы, и Юлии Зиганшиной, заслуженной артистки Республики Татарстан. Два музыканта разных поколений, связанных одной артистической явью, открыли мне неожиданную реальность, мирную и ясную. Оказалось, что на свете существует совсем другая Польша – та, для которой мы не чужие, – и иная Россия, отражённая в ликах влюблённых в неё людей.

 

Номер части в моей жизни прочно

В памяти остался до седин.

Тот же номер: полевая почта

Тридцать шесть четыреста один.

До родного дома – дали, дали,

Взрытые снарядом сотни раз,

А из этих далей писем ждали,

Ждали так, как не понять сейчас...

 

Отголоски надежд времён Великой Отечественной звучали 22 июня 2017 года в московском Доме романса: на сцену после концерта Ирины Крутовой поднялся Мачей Клочинский, – с букетом для королевы вечера и песней Вадима Козина «Полевая почта 36401». Его появление перевернуло сознание: оказывается, в Польше хранят нашу общую память и музыкальные традиции! Спустя несколько месяцев это подтвердила певица Юлия Зиганшина, не раз побывавшая на гастролях в польских городах. Об интервью я попросила обоих артистов, и их откровения стали двумя крыльями правды, скрытой занавесом интриг.

Беседу ведёт Вера Круглова
10 августа 2018

Вэл Щербак

Рассказ «Красный тюрбан»

...Саша закопал в камешки телефон и ключи и положил сверху футболку, которую прижал солидным валуном, чтобы ветер не уволок её. Потом направился к морю. Он пропустил несколько довольно сердитых волн и, больно ударяя босые пятки о гальку, вбежал в воду. Вспухшая волна тут же накрыла его, подхватила и оттолкнула назад, к берегу, а затем опять утянула к себе. Наконец Туров смог отплыть на такое расстояние, где волны были податливее, хотя иногда ему приходилось подныривать под накатывающуюся гору, чтобы она не оглушила его.

Накупавшись, Саша вволокся на берег. На пятачке, под зелёной стеной, рядом с припрятанными вещами, сидела девушка в алом платке, который плотно спеленал её голову на манер тюрбана. Прижимая ладонью вздрагивающие от ветра страницы, она что-то рисовала в большом блокноте. Туров встал неподалёку и сделал вид, что сушится на ветру. Он стеснялся подойти и раскопать свои вещи, которые лежали в полуметре от ног девушки. Прежде всего, Саше совестно было проносить мимо неё своё брюхо, которое сейчас казалось ему гигантским. Но девушка даже не взглянула на мнущегося рядом сутулого парня в синих, липнущих к телу трусах. Скоро Турову надоело трясти головой, к тому же ветер общипал его до гусиных мурашек. Разозлившись на собственную нелепость, Саша втянул живот и, нахрустывая галечным настилом, пошёл в сторону зажатой валуном футболки. Стараясь выглядеть грациозным и безразличным, он отрыл вещи и направился домой. Купаться ему больше не хотелось...

9 августа 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Апокалипсис, ветреная Свобода и постоянный Традиционализм»

Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными словами, на своём примере, примере человека, изменяющего самого себя от состояния без вкуса к состоянию человека со вкусом, мне хочется поднять вкус у своих читателей, если они подозревают себя тоже сколько-то ущербными по части вкуса.

В этих потугах я наткнулся на неведомое мне раньше отличие православия от католичества. «Апокалипсис» не читают в православных церквах.

А всё – от властности, больше властвовавшей вблизи Рима, чем вдали, в Восточной Римской империи, в Византии.

Слова Христа: Богу – Богово, а кесарю – кесарево, – на востоке были восприняты буквальнее, чем на западе. И на западе Церковь восхотела царствовать не только в душах. И в секс больше вмешивалась, и в политику. И это больше угнетало мирян, чем на востоке. В результате на Западе миряне больше Церкви упрямились, а на Востоке они стали более, чем на Западе, богопослушные (аж соответственно самоназвались: Святая Русь).

Соответственно этому на Западе больше понадобилось паству и пугать, и юлить перед нею (ввести Чистилище между Раем и Адом).

Для пугания очень годился «Апокалипсис».

Воспользовались тем, что эта книга не сразу была канонизирована. Кончилось тем, что на Западе её в церквах читают, а на Востоке – нет.

Соответственно – и в искусстве...

8 августа 2018

Ольга Карпова

Сборник стихотворений «Свеча горела»

Нет, не в тереме высоком расписном,
Не в светлице, что в узорчатых коврах,
Я жила тогда на берегу речном,
В васильковых да ромашковых лугах.

Свежий ветер мои косы расплетал,
Умывалась я в студёных родниках,
Бор сосновый земляникой угощал,
Убаюкивал на мягких тёплых мхах.

Вольной птичкою в небесной вышине,
Алой ягодой в незнаемой глуши,
Вырастала на родимой стороне
Я в покое благодатном и в тиши.

Но однажды, там, где бурная река
В море синее несёт свои струи,
Забелели паруса, как облака,
Показались крутобокие ладьи.

Лишь взглянула – сердце замерло в груди,
А душа заполыхала, как в огне,
На ладье резной стоял он впереди –
Сокол ясный, что ночами снился мне.

Очи синие, как неба бирюза,
А над ними кудри светлые волной,
Только раз я посмотрела в те глаза
И навеки потеряла свой покой.
7 августа 2018

Мария Печурина

Рассказ «Маленькая история»

...Рядом с его домом недавно открылся детский сад, и на входе, прямо на воротах, мимо которых каждый день проходил Иннокентий, повесили белый листок бумаги с надписью: «Требуется сторож». Первый раз он увидел это объявление три дня назад, когда, к удивлению для себя самого, по возвращении с работы шёл не понуря голову, а с интересом поглядывал по сторонам. Сердце в его груди в тот день прыгало чуть быстрее обычного, виной тому было весеннее настроение, добравшееся и до него, или вкусные пирожки в буфете, неизвестно. Но Иннокентий чувствовал себя чуть живее обычного. Белый листок на ярких воротах как будто светился на солнце, и издалека привлёк его внимание. Остановившись, чтобы обдумать прочитанное, он заметил во дворе садика девушку в синем платье и переднике, наводящую уборку на клумбе. Девушка его тоже увидела и приветливо кивнула.

– Телефон ниже написан! – крикнула она ему. – Приходите на собеседование!

Иннокентий неловко кивнул и послушно записал телефон на краешке папки с бумагами. А придя домой, увидел во сне цветущий двор детского сада и весёлых детей, здоровающихся с ним. Проснувшись, он решил, что это знак судьбы.

Мысль хотя бы попытаться начать всё заново посещала его не раз, но всегда находился убедительный довод вроде нового поручения от начальника для того, чтобы отодвинуть её на задний план. «Сегодня всё по-другому», – подумал Иннокентий. На этот раз он исполнит задуманное...

6 августа 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?»

«Волновые структуры могут нести в себе как физиологические компоненты, так и компоненты более высокого уровня – духовные компоненты» (художник Владимир Крылов).

А почему, в самом деле, только зрение и слух имеют отношение к искусству? (Я всегда буду иметь в виду неприкладное искусство, считая идеологическое – прикладным, приложенным к идее.)

Потому что человек и искусство появились одновременно. В стаде, состоящем из шерстистых внушателей и мутантов, безволосых внушаемых. Внушение было визуальным или звуковым. И – противоречивым. Например, и собака перестаёт кушать в станке экспериментатора, если в соседнем станке собака станет чесаться. Работает имитативность. А чесаться и кушать одновременно собака не может. – Ступор. Невроз. Если такое будет часто, то – смерть. Но в природе такое редко встречается, плюс у собак не такая уж сильная имитативность. И – они забывают. Иное дело гоминиды. У них имитативность огромная. Они заметили, что обладает парализующим воздействием возбуждение так называемых противодвижений. И – возникло идеальное: нельзя это делать никому, кроме вожака. Хоть из-за имитативности каждый может это. Это (звук или что-то зримое) становится обозначением МЫ. Идеального. А тут ещё подоспела мутация. Стали рождаться недоношенные (безволосые и повышенно внушаемые). У них (у самок) стали отнимать для прокорма стада детёнышей – внушением. – И отказать нельзя – стадо же, без него – смерть. И как же отдавать детёныша?! – Хорошо, что одним из проявлений мутации было нарастание числа нейронов в лобной части мозга. Эта часть поглощала противочувствия и рождала третье что-то, позволительное в стаде. Например, каждая из ужаснувшихся безволосых самок продырявливает по ракушке, и кто-то их протыкает жилкой. Получается ожерелье. Оно может ввести в ступор самого внушателя. И дитя спасено. Плюс переживается, что не то МЫ, что стадо, а та его часть, которая умеет делать такие экстраординарные вещи. МЫ – люди, а другие – нелюди. И люди от нелюдей удирают. Имея в голове устройство (вторую сигнальную систему), позволяющее не впадать в невроз от противоречивых стимулов, а выдавать нечто третье, нелогичное. Ибо логичным (согласно первой сигнальной системе) было бы или не отдать дитя и быть изгнанной из стада и погибнуть, или отдать и заболеть неврозом и вскоре умереть.

Внушения изначально были дистантные (к зрению и слуху обращённые). Так и получилось, что они и только они имеют отношение к искусству.

И никакие «духовные компоненты» в звуковые и световые волны не входят. Всё духовное есть некие одинаковости в мозгах членов стада...

5 августа 2018

Дмитрий Клер

Рассказ «Каминг-ин»

...Весь фокус в том, что шлюха мне уже без надобности. Родители об этом пока только не в курсе. Считают, что моё излечение зашло не настолько далеко.

Потому что как только в группе узнают о случившемся. Как только начинают перешёптываться, кидают косые взгляды, украдкой показывают пальцами.

Когда другие парни меня презирают, шутят про то, что лучше не поворачиваться ко мне спиной. Называют глиномесом и заднеприводным.

Когда начинают отвешивать пинки и тумаки, я знаю, что дальше они не пойдут. Избить меня – всё равно что избить женщину.

В этом мало приятного. Но всё это – малая жертва. Ради достижения великой цели.

Ведь теперь мне открыт проход в трусики каждой девушке в зоне моей досягаемости. Этот ключ, этот секретный код – буквы «г», «е», «й». Тут есть нюансы. Мало просто назваться геем. Нужно быть именно тем геем, которого хочет видеть конкретный человек.

Изучение потребительского спроса, желания и ожиданий аудитории – вот основа для грамотного маркетинга.

Потому что репутация – наше всё...

4 августа 2018

Мастерство перевода

Повесть «Иегуда Штейнберг. Былые времена»

Перевод с иврита и вступление Дана Берга

 

Повесть «Былые времена» Иегуды Штейнберга (1863–1908) посвящена жизни кантонистов – еврейских детей, насильно взятых у родителей для подготовки к службе в армии императора Николая I.

О трагической судьбе малолетних рекрутов (двенадцати и менее лет) писали многие русские и еврейские литераторы: Н. Лесков, А. Герцен, А. Солженицын, В. Никитин, И. Гордон, Г. Богров и другие. Обыкновенно честные страницы сострадали беззаступным жертвам и обличали их мучителей.

Герои повести Штейнберга – это не обречённые на заклание овцы, но мужающие в борьбе с враждебной средой мальчики, подростки, юноши. Те из них, кто выживал после физических и моральных пыток благонамеренных царских инквизиторов, становились образцовыми воинами.

Рассказ ведётся от лица бывшего солдата. Характер его не прост, противоречив, пожалуй. Крайним напряжением духа сберегший в сердце своём веру отцов, он в старости тепло вспоминает горькое прошлое.

Написанная на иврите повесть Иегуды Штейнберга впервые была опубликована в 1906 году. Издавалась в Польше, Германии, США (на английском). Настоящий перевод на русский язык – первый.

3 августа 2018

Художественный смысл

Критическая статья «Ответ искреннему человеку»

Пока я искал название некой картины, наткнулся на одну, мимо которой не смог пройти.

Автора той, название которой я искал, я подозревал во временном отсутствии идеала. Крыловская оказалась в показе из-за какой-то ошибки: она просто в некоем перечне продаж стояла рядом с тем автором, которого я подозревал в безыдеалье. Так хоть у Крылова и туман (что с безыдеальем как-то сродно), но его картина была явно с каким-то идеалом. Но с каким?

Что меня насторожило – наличие труб ТЭЦ на другом от собора берегу Москвы-реки. Уж и не знаю почему, но мне захотелось проверить, не исключение ли Крылов при демонстрации собора Василия Блаженного. Что там, на другом берегу, есть-таки эта ТЭЦ, я знал лично. Но всё же стал проверять своё подозрение. – Оно подтвердилось. Все такую прозу, как трубы ТЭЦ, стараются не сфотографировать. Это, наверно, легко сделать, раз я ни на одной фотографии эти трубы не нашёл. Я даже усомнился в своей памяти и проверил по гуглокарте. ТЭЦ была на месте. А по ТВ я не очень давно слышал и видел, что её отремонтировали.  Правду сказать, я не помнил наличие самого левого шатра. Большинство фотографов его тоже исхитряются не снимать, он, видно, портит им композицию кадра. Я было успел подумать, что Крылов по памяти рисовал и ошибся. Нет. Быстро оказалось, что он не ошибся: на иных фотографиях этот шатёр есть – это отдельная пристройка.

И тогда подумал, может, и еретическое. В смысле – не эстетическое. Что восходящее из тумана солнце, находящееся между промышленным и духовным объектом, символизирует постепенное нахождение Россией своей национальной идеи, от которой в Конституции 1993 года декларирован (погружён в туман) отказ. И что эта нарождающаяся  национальная идея – какая-то середина между модернизацией и традиционализмом. Вон и кресты на соборе золотятся под солнцем, но не все (4 из 8). И, соответственно, из 5 труб ТЭЦ видны только 4...

2 августа 2018

Станислав Грачёв

Сборник стихотворений «Рижана. Юрмала. 50 лепестков»

В стихи впадаешь, как в прострацию.
Ненужность тела ощутив,
Души настраиваешь рацию
На тонкий трепетный мотив.

И песня льётся, мной нежданная,
Как разноцветный звездопад.
Слова порхают, Богом данные –
Так лугом бабочки летят.

Побыв немного небожителем,
Успев слова душой поймать,
Из тихой неземной обители
В мир возвращаешься опять.
1 августа 2018

Леонид Нетребо

Рассказ «Лунатик»

...– Разве это лестница, это же доска! – воскликнул я.

Я уже стал думать, в своём ли уме товарищ, может, ему уже мерещатся нужные его воспалённому мозгу предметы.

– Старик, «лестница» – от слова «лезть».

– Да? Ты уверен?

Гоша был уверен. Выбрали ту «лестницу», что пошире и подлиннее, понесли. Доставили к общежитию, с внешней, непарадной стороны, где располагалось окно возлюбленной. Приставили к стене. Конец доски вверху упёрся в стену под вожделенным окном. Гоша зажал в зубах букетик подснежников и решительно полез…

Я не подозревал в нём способностей шимпанзе, альпиниста и сумасшедшего. Сейчас все эти способности были налицо и составляли некую прихотливую, виляющую задом, пыхтящую сумму.

Её окно тускло светилось. Я стоял внизу, как соратник на полундре, и впервые позавидовал Гоше – он обрёл смысл, цель, химеру, а у меня до сих пор…

Гоша долез-таки до конца доски, любовь придавала ему силы и проявляла дремавшие умения. Он заглянул в окно, замер. Прошла минута, другая.

Представляете замершего Тарзана на краю доски с букетом подснежников в зубах?

Вдруг Тарзан зашуршал вниз по доске. Не доехав до земли метра полтора, сорвался с лестницы от слова «лезть» и рухнул в куст зелёной изгороди. Всё произошло быстро и без особого шума, падающий даже не ойкнул. Я кинулся к месту крушения, склонился над несчастным, который лежал навзничь, часто моргал, и у него в зубах был тот самый драгоценный букетик, оказывается, перетянутый красной ленточкой.

– Жив? – спросил я негромко.

Падалец разжал зубы, выплюнул букетик.

– Мёртв, – прошептал Тарзан, встал, размялся, проверяя, цел ли.

По всей видимости, цел, но с занозами и царапинами. Ничего, шрамы украшают мужчину.

Вдруг украшенный мужчина стал топтать букет своих геройски добытых драгоценных цветов.

– В чём дело, Гоша? Лезешь, потом топчешь!..

– Бери лестницу, отнесём обратно, по дороге расскажу...

Пользовательский поиск

Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на g+  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

11.10: 10.10: Владимир Соколов. Фигура переводчика (статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или Яндекс.Деньгами:


В данный момент ни на одно произведение не собрано средств.

Вы можете мгновенно изменить ситуацию кнопкой «Поддержать проект»




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература»:

Номер журнала «Новая Литература» за август 2018 года

Купить все номера с 2015 года:
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 



При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2018 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!