HTM
Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 г.

Архив публикаций за август 2019

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018  [2019]   2020 

январь   февраль   март   апрель   май   июнь   июль   [август]   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  


30 августа 2019

Милослава Занегина

Статья «Пиковая Дама – Королева Мечей»

В XIX веке карты пользовались большой популярностью, особенно в аристократической среде любили развлекаться карточными играми. Не исключением был и Александр Сергеевич Пушкин, значившийся в своё время в полицейском списке московских картёжных игроков под номером 36 с характеристикой «известный в Москве банкомёт».

Однако во все времена в карты не только играли, на них гадали. Пушкин, несомненно, не мог считать гадания пустой выдумкой. Известна история о том, как молодой поэт посетил гадалку Шарлотту Кирхгоф, которая напророчила ему жизнь в изгнании (две ссылки), народную любовь и насильственную смерть от белокурого человека.

Пушкин, как и многие его современники, знал значение гадательных карт и раскладов. Об этом говорит даже эпиграф к повести «Пиковая дама»:

Пиковая дама означает тайную недоброжелательность.

Новейшая гадательная книга.

Сюжет повести был подсказан Пушкину князем Голицыным, который, проиграв крупную сумму денег, обратился к своей бабке княгине Голицыной. Та открыла ему тайну трёх карт, с помощью которых молодой князь отыгрался.

«Пиковая дама» была издана в 1833 году, скоро Пушкин писал: «Моя Пиковая дама в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку, туза».

Смысл происходящего в повести ясен без особых знаний о значениях карт. Но подробный анализ позволяет увидеть то, о чём автор не писал прямо, о чём думал во время создания произведения и что в него вкладывал.

Карточное гадание восходит своими корнями к древнейшей системе Таро. Поэтому сегодня мы рассмотрим «Пиковую даму» А. С. Пушкина через его многогранную призму...

29 августа 2019

Художественный смысл

Критическая статья «Сено-солома!»

Я в смущении, читатель.

Я вдруг ощутил себя в западне.

Она заключается в следствии из теоретического заявления, что произведение неприкладного искусства существует только в двух головах, точнее – в подсознаниях: автора и его восприемника. А не в виде «текста» произведения.

Это – дальнее следствие из теории художественности по Выготскому. По его теории главный акт восприятия искусства есть катарсис от столкновения противочувствий, осознаваемых, которые сами происходят от противоречивых деталей «текста». И этот катарсис – неосознаваем восприемником. Осознавание не обязательно случается. Если позволить себе пофантазировать, то «текст» у автора получается в результате обратного процесса. Духовные явления в обществе в подсознании автора формируют подсознательный идеал, который требует самовыражения. Это вдохновение. Под его влиянием происходят пробы порождения «текста», один из вариантов которого – противоречивый – даёт ощущение удачи. Подсознательному идеалу автора соответствует подсознательный катарсис у восприемника. – Вот и получается, что главные акты такого искусства находятся в двух подсознаниях.

Толкователю приходится извлекать это главное из своего подсознания больше, чем из «текста» произведения. «Текст» просто не даёт толкователю сбиться.

А это в некотором роде западня: я должен описывать свои душевные движения. Начинаются они со смуты какой-то, недопонятной мне самому.

Вот я перед такой смутой относительно картин Соломина и нахожусь. Беру первую же попавшуюся репродукцию...

28 августа 2019

Владимир Захаров

Рассказ «День Матери»

...– Вы, наверное, ошиблись?.. Да?.. Обознались?.. К кому вы пришли?

– К тебе я пришла, Климушка. Мамка я твоя! – взрыдливо проблеяла старушка и, распахнув объятия, с неожиданной и неотвратимой стремительностью кинулась к Климу. – Ма-а-мка!..

Клим, сморщившись, стоял – ни жив ни мёртв, и прислушивался к терпкому хлебному запаху, исходящему от трущейся об его живот головы. С трудом высвободив одну руку из цепких, сминающих поясницу объятий, Клим нащупал в кармане ключи и стал приставным тяжёлым шагом, протаскивая ноги, приближаться к своему порогу. Он рассчитывал, что стоит ему вставить ключ в замочную скважину, как это прилепившееся к нему тянущее вниз наваждение само отпадёт, развеется. Вставил ключ, помедлил, почувствовав сомнения, словно бы актом открывания двери сам впустит то, что непоправимо всё изменит. Но не оставаться же, ей-богу, на лестничной площадке окольцованным этой полоумной. А дома можно и милицию или скорую – уж что там этой сумасшедшей больше подходит – вызвать. Клим открыл дверь в свою тёплую, обжитую с родным запахом квартиру и попытался отстраниться от старушки, отжать от себя за плечи, но женщина как-то незаметно, бочком двинулась в темноту, за порог, и они вместе повалились на пол прихожей.

– Ой, озорник, ха-ха-ха! – зашлась громким смехом старушка, барахтаясь на спине и размахивая короткими болванками конечностей. – Угробишь мамку до срока, проказник!

Клим отпрянул от неё, вжавшись спиной в стену, и потянулся к выключателю, но зажёгшийся свет не избавил его от голосистой морокуньи. Ни сейчас, ни в дальнейшем...

23 августа 2019

Игорь Кецельман

Миниатюра «Крестик»

Прямо поверх блузки у неё висел крестик. Две серебристые полоски поперёк друг друга.

– Ты что, крестилась? – спросил я у девушки. Знакомая, случайно встретил.

– Давно, ещё в детстве, – ответила она. – Только не носила.

– А чего сейчас?

– Подруга посоветовала. Как стала носить, и всё у нее хорошо, и в личной жизни, и со здоровьем. Надо только попросить.

Она помолчала и тихо добавила:

– И я попрошу…

– О чём?

Молча на меня посмотрела, взгляд словно говорил:

– А ты не знаешь?..

19 августа 2019

Андрей Дорош

Рассказ «Сон Романа Ивановича»

...Роман Иванович задумался… Упырева он, откровенно говоря, ненавидел за то, что тот вёл себя вызывающе и периодически унижал Романа Ивановича в присутствии других учеников, пользуясь своею безнаказанностью. А ещё в глубине души он завидовал Упыреву, ведь если бы у него был такой отец, то ему бы наверняка не пришлось жить на учительскую зарплату в хрущёвке с полоумной, с трудом передвигающейся бабкой. К тому же, он считал Упырева законченной мразью, преступником, и желал того, чтобы его наказали по заслугам по всей строгости закона, понимая при этом, что это желание практически невыполнимо.

Но с другой стороны, Барышникова предлагает неофициальную премию из чёрного, негласного фонда школы…. Фактически – личных сбережений директора, которая не была чиста на руку, зарабатывала деньги, нагло используя своё служебное положение при каждом удобном случае, начиная с торговли оценками и аттестатами и заканчивая «откатами» за согласие на предоставление школе различных коммерческих услуг – от организации питания школьников до капитального ремонта здания. На эти деньги (судя по разговору, немалые) Роман Иванович мог бы хоть раз в жизни съездить на море или на худой конец сводить в кабак и закрутить с помощью этого похода роман с благополучным исходом с давно нравившейся ему учительницей информатики. Ведь если так подумать, даже если он откажется от содействия Ольге Николаевне в деле отмазывания Упырева младшего от уголовного преследования, то всё равно его не посадят, найдутся те, кто ему поможет, а он, Роман Иванович, своим отказом ещё и с директрисой отношения испортит. Ну и спрашивается, кому нужна такая вот его принципиальность?..

16 августа 2019

Художественный смысл

Критическая статья «Разрыв Тарковского с Кончаловским»

В православии было так: чем хуже дела на земле, тем отрешённее иконы.

Уж как было плохо, когда крестоносцы захватили Константинополь, Византия исчезла, а вот именно тогда «изображали святых успокоившимися, принявшими все догматы церкви, не испытывающими никаких терзаний и сомнений».

Естественно, что, когда крестоносцев из Константинополя изгнали (Палеологовское Возрождение и Феофан Грек первого периода творчества, как этого Возрождения эхо), то иконы стали… яростными. Ибо «злые страсти эти, развоплощаются в противоположную ценность, ценность жизненного добра». Ибо, в свою очередь «…бесстрастие состоит не в умерщвлении страстной части, а в её переводе от зла к добру» (Успенский). – Кругом-то страстно строится новая Византия. А на Руси шло к победе на Куликовом поле.

А парадоксы длятся. И впереди второй этап творчества Феофана Грека, более спокойный в иконах (см. тут). Но с «огромной внутренней одухотворённостью» (Энциклопедия “Москва”), одухотворённостью чуть ли не самого праха.

В чём дело?..

15 августа 2019

Сашко Соболевский

Сборник стихотворений «Я хочу поиграть в любовь»

Она мила, её глаза
Как будто океан бездонный:
Аквамарин и бирюза,
Ультрамариновые волны.
Бывало, в них блеснёт слеза,
И грудь вздымается неровно,
И разыграется гроза,
А после штиль наступит полный.
Но он никак не мог сказать,
Что был красой её пленённый,
И всё бродил вперёд, назад,
Вокруг да около, влюблённый.
Она не против и не за
Была казаться примадонной,
А он червового туза
Всё в рукаве держал упорно.
Жизнь извивалась, как гюрза,
Под небом град первопрестольный,
Сверкали в церкви образа
Под звук трезвона колокольный.
Забыл нажать на тормоза
Седой водитель фаэтона,
Сирена выла как фреза,
Сошлась толпа на Малой Бронной.
Потом звонок его терзал,
Он отвечал в ночи бессонной,
А голос в трубке объяснял,
Что разговор не телефонный.
Он помнил сумеречный зал,
Огромный и многоколонный,
И марш Шопеновский звучал
Над ним коленопреклонённым.
Глаза закрылись, как Сезам,
Была весна, цвели пионы,
И виноградная лоза,
Как символ жизни эталонный.
14 августа 2019

Лачин

Заметка «Как различать эпос, романы и повести»

В конце 1990-х довелось мне читать воспоминания одного из членов жюри какой-то российской литпремии, выдаваемой за романы. Каждый раз, рассматривая присланные произведения (тогда принимали и рукописи), члены жюри спорили, считать ли данное сочинение романом или повестью. Однажды некто прислал сборник стихов: это был единственный случай, когда все единогласно сказали, что это – не роман. Все остальные соискатели вызывали споры. Кто-то говорил: роман описывает длительный промежуток времени, годы или десятилетия. Другой возражал: «Улисс» Джойса описывает один день из жизни Блума. (Правда, фактически по сюжету выходит полтора-два дня, но опять-таки очень мало). Вполне сведущие, начитанные люди ни разу не смогли договориться сразу, кроме случая со стихами. Это говорит о трудности вопроса.

Как наилучшим образом разрешить сию проблему?..

13 августа 2019

Олег Бондаренко

Рассказ «Посетитель»

...– А-а… Позвольте вас спросить?

– Конечно, – я улыбнулся, как и положено доброму и ответственному государственному служащему.

– Как… как будет проходить… эта процедура?

– Очень просто, – серьёзно ответил я, выказывая всем своим видом знание дела. – Сейчас вы выберете один из трёх способов: химический, медицинский или физического воздействия. Я вам дам подписать ещё одну анкету. Химический предполагает использование газа – он абсолютно без запаха, очень быстрый и надёжный, вы даже ничего не почувствуете. Медицинский – это препараты, таблетки, и они также усыпляют – аккуратно и ласково. Но, естественно, на первые два метода требуется определённое время, пусть и небольшое. Поэтому – для желающих – предусмотрен ещё метод физического воздействия, он делает всё мгновенно, вы ничего не успеете осознать. Раскрывать его я не имею права. Но многие выбирают именно его – из-за отличной эффективности!

– Понимаю… – пробормотала девушка и вновь опустила глаза вниз. Я обратил внимание, что она ещё больше побледнела. Руки её, непроизвольно сжимавшие сумочку, чуть заметно дрожали.

– Да, если вы захотите исповедаться, – напомнил я...

11 августа 2019

Художественный смысл

Критическая статья «Как родилось Северное Возрождение, немецкое»

Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, подобрав для этого соответствующую репродукцию…

 

Мульчер. Воскресение Христово. 1437. Фрагмент.

 

Изображён римский воин, приставленный караулить погребённого Христа и заснувший...

9 августа 2019

Соломон Сапир

Рассказ «Паспорта»

Окошко ударников открыли вчера. Его украшали целую ночь. И вот полотнища кумача рухнули вниз…

Нет. Лозунгов было мало, их, пожалуй, совсем не было. Начальник паспортного пункта недолюбливал лозунги.

– Показом… Показом, ребята, – начальник ладонью прятал смешок, – показом!

Показом? И Они показывали. Твердолицый кудрявый парень. Девушка с озорными губами, с волосами огненными, зажигавшими лицо; веснушки тлели, как угольки… Они показывали. Ночь напролёт. Лица их пожелтели от бессонницы и отвратительной охры.

– Показом… Показом, ребята.

И по широкому кумачу ползли зелёные танки, суставчатые и строгие. Грозный Пролетарий с молотом стоял рядом с Бородатым Крестьянином. Розовые заводы дымили лиловыми хлопьями. От заводских ворот шла целина. Рядом с ней золотые хлеба сгибались от тяжёлой зрелости колоса. Времена и сезоны спутались. Это было весело, это называлось «Весна республики».

Да, самое главное. Посредине полотнища жил барабан. Он существовал автономно. Он отщёлкивал неугомонную походную дробь… Страна на марше...

6 августа 2019

Валерий Осипов

Заметка «Обучение и горение»

Кладу кусочек бересты, а сверху щепки. Чиркаю спичкой и поджигаю бересту. Затем подкладываю дрова. Постепенно. Сначала самые небольшие и самые сухие. Когда они разгорятся, то можно подбросить и сыроватое полено.

Вот так же и в учёбе. Всё начинается с искры, с возбуждения интереса к изучаемому предмету. Затем этот интерес разжигают лёгким и занимательным материалом. Позже подбрасывают «дровишек» в виде материалов посложнее, свято соблюдая принцип «от простого к более сложному» (от тонкого и сухого полена к более толстому и более сырому)...

4 августа 2019

Даниил Орлов

Венок сонетов «Предсказания о прошлом»

Грубела звонкость детских голосов
Когда горячность собственных суждений
Искрилась в точке соприкосновений
Двух противоположных полюсов:

Знак мира на Земле – военный китель.
Формальности во всём соблюдены –
Раз есть свой адвокат у сатаны,
То и для Бога нужен обвинитель.

Формировались взгляды детворы
На резких строчках уличных поэтов,
Которыми, посредством трафаретов,

Исписаны районы и дворы.
И пройден путь до карточной игры,
От мудрости родительских советов.
3 августа 2019

Художественный смысл

Критическая статья «По лезвию ножа»

Иду по лезвию ножа – может ничего не получиться с толкованием такой вот картины Михаила Иванова.

Надежда в одном. Я в этом Цфате был. И был просто потрясён. Но понять это можно, прочитав тут. Про 8 планов в картине Крамского «Христос в пустыне». Приводящее к мысли об идеале благого для всех сверхбудущего.

С некой смотровой площадки в этом Цфате видны 11 (!) планов. Всё более и более тонущих в воздушной дымке солнечного дня. Змеистая долина между справа и слева наступающими пологими склонами гор. Каждый склон – план. Чем дальше – тем голубее и светлее. И самый дальний еле не сливается с сияющим небом. – Дух захватывает. Дух, как-то знающий, что такое христианское Царство Божие на небе или… коммунизм...


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.09: Борис Чурин. Репка (сказка)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за ноябрь 2019 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!