HTM
Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 г.

Архив публикаций за март 2022

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018  2019  2020  2021  [2022]  

январь   февраль   [март]   апрель   май   июнь   июль  


31 марта 2022

Владимир Мурашов

Эссе-расследование «Потерянный Ганнибал»

...Морейская, она же Малая ростральная колонна – памятник русскому десанту, воевавшему на Морейском (Пелопоннес) полуострове.

Синеватый с прожилками столб, установленный на пьедестале, высотой около семи саженей.

Колонна не совсем флотская и, пожалуй, самая скромная. Водоём отсутствует, два корабельных носа украшают её верхний элемент.

Архитектором колонны считают Антонио Ринальди.

Надпись на цоколе гласила: «Крепость Наваринская сдалась бригадиру Ганнибалу. Войск российских было числом шестьсот человек, кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он; в плен турков взято шесть тысяч».

Бригадир Иван Абрамович Ганнибал – двоюродный дед Пушкина по линии матери. Родной дядя Надежды Осиповны Пушкиной, урождённой Ганнибал.

Специалисты считают, что Морейская колонна – самый ранний памятник; была установлена прежде всех остальных.

Для семьи Пушкиных этот памятник – предмет особой гордости. Шутка ли? Имя Ганнибала увековечено близ императорского дворца. Юный поэт был обязан хотя бы напомнить о нём, а лучше сделать его поэтическое описание.

Почему в своих замечательных стихах поэт ни словом не упоминает о Морейской колонне? Да и была ли она на месте во времена Пушкина-лицеиста?...

30 марта 2022

Дмитрий Аникин

Пьеса «Царь Иван Грозный, или Четыре Ивана»

...Должен царь

суровой заботой облечься:

о благе подданных печься,

ставить злу препоны,

соблюдать законы,

отрицать наветы,

слушать советы

умных людей,

а иной царь – злодей!

 

Будешь раб

русскому народу

за его свободу,

победоносному войску

за его геройство,

думным боярам,

хищным татарам,

православному клиру,

городу, миру!

 

Не уподобься

скимну рыкающему,

пардусу рыскающему,

лису хитрящему,

оводу жужжащему,

змею кусающему,

кабану снедающему –

не будь на троне

никем, человека кроме!..

29 марта 2022

Валентин Баранов

Пьеса «Прыжок с парашютом»

...Она. Да, иди уже.

Любовник с облегчением исчезает. Она снимает с себя что-то прозрачное, обнажённая подходит к зеркалу, рассматривает себя.

Вроде, красивая, а кому нужна? Ни мужу, ни даже этому. Возьму сейчас и прямо голая – из окна… Вот уж, люди поговорят!

Подходит к окну, распахивает створки, вскрикивает.

Ах! Что такое? Кто ты? Что делаешь – здесь?!

Он (с ленивой ироничностью). Вас, мадам, вижу, очень интересует моё занятие?

Она. Здесь?!

Он. Вообще-то, здесь я сегодня падаю с небес. По крайней мере, падал. Вот, задержался.

Она. Это наглость! Перед моим окном!

Он. Простая необыкновенность случая: результат превзошёл расчётные ожидания. Порыв ветра, мадам – и я у ваших ног! Конечно, образно говоря.

Она (приходя в себя, поспешно накидывает одежду). И давно тут… образно говоря, распрыгался с небес?

Он. Думаю, уже можно считать прыжок затяжным. Около часа.

Она (в ужасе). Около часа! Нахал! Я тебя убью!

Он. Чрезвычайно логично! Понимаю: вы желаете скрыть то, что я с удовольствием неотрывно наблюдал.

Она (в ужасе). Наблюдал!

Он. С замиранием сердца! Не смог бы зажмуриться даже под пистолетом.

Она. Нахал!

Он. Зачем же, так? Я волновался! Потом явственная красота вашего тела! Но я бы мог сохранить в тайне смехотворную часть зрелища. Могу умолчать. Более того, никому не скажу, что вы чуточку толстоваты.

Она. Хам!

Он. Пытаюсь сохраниться в живых.

Она. И не пытайся: тебя всё равно убьёт муж – он ревнив как зверь. (С ехидством). Он скоро придёт...

28 марта 2022

Виктор Парнев

Эссе «Дюнкерк, Пёрл-Харбор, Голливуд»

...В 2017 году голливудская студия Warner Bros. выпустила на экраны фильм маститого режиссёра Кристофера Нолана «Дюнкерк». В нашей печати этот фильм был многократно обруган, но не за то, что он плохо сделан, а за то, что в нём облагораживается позорное, на взгляд критиков, бегство англичан летом 1940 года из материковой Европы на свой остров под натиском наступающих немцев. История действительно не самая красивая. А фильм, во-первых, сделан крепко, в духе напряжённого экшена, во-вторых же – и тут критики фильма правы – эта история подана в нём с сильнейшим уклоном в сторону героизации и романтизации англичан.

Немецкий блицкриг против Франции в мае ‒ июне 1940 года изрядно осложнялся присутствием здесь английского экспедиционного корпуса числом до 400 000 человек. Эти союзники французов не имели никакого желания гибнуть в чужой, пусть и союзной, стране или же отправляться в лагеря для военнопленных. С другой стороны, и немцы относились к ним не так, как к французам. Гитлер в те месяцы не рассматривал Британию как непременного врага Германии, и скорее желал мира с нею, нежели её поражения. Поэтому, когда английская и французская армии оказались прижаты к Ла-Маншу в районе Дюнкерка, он приказал своим войскам приостановить наступление, чтобы дать англичанам время эвакуироваться из Франции, а потом уже намеревался разобраться с французами. Англичане с радостью воспользовались возможностью унести ноги. Французов они оставляли на произвол судьбы, прекрасно понимая, что их ожидает. В этом заключалась драматичность ситуации и постыдность действий джентльменов Альбиона.

В фильме Кристофера Нолана тема предаваемых англичанами французов затронута самую малость, в двух мимолётных эпизодах, из которых неподготовленный зритель суть и остроту проблемы не поймёт...

27 марта 2022

Марина Чуфистова

Рассказ «Маркус»

Однажды мой дед вышел за ворота и не вернулся.

Это был обычный осенний день, какие случаются с каждым. Утром дед работал за письменным столом. Вообще-то, никаких важных дел у него не было, он просто любил сидеть за своим столом. Аккуратно сложенные стопки бумаг, свежая газета «Труд», шариковые ручки, печать, треугольная и синяя – дедушка председательствовал в уличном комитете. Над столом висел овальный портрет Сталина. Утиное перо всегда лежало справа. Длинное, белое, с пожелтевшими от жира и старости бородками. Зачем оно, знал только дед. Перо не макали в чернила, в него не вставляли пасту от ручки. Оно просто лежало. Если долго смотреть на него, можно дорисовать крыло, а потом и тушку, красные лапки, шею, длинный тупой клюв и чёрные бусинки глаз. Перо некогда принадлежало Филиппу. Так звали нашего селезня.

Дед любил животных, но старался тщательно это скрывать утилитарностью. Драный кот Тишка ловко ловил крыс, за что ему позволялось есть с хозяйского стола. Маленькая кошка Машка прогревала суставы, пока дед смотрел хоккей по телевизору. Малыш – невыносимый кобелёк – бегал по двору и сигнализировал, если что-то не в порядке. А не в порядке, по его мнению, было всё и всегда. Белый петух Петя, который клевал всякого до крови и синяков, жил у нас, чтобы куры несли яйца. Но любимцами деда были корова Марта и бычок Маркус.

Марта родилась в марте и в марте двумя годами позже отелилась Маркусом. Бабушка настаивала на продаже бычка. Но дед убедил вырастить его на мясо. На самом деле, он не хотел расставаться с пегим телёнком, которого отпаивал тёплым сладким молоком.

– Маштак пришёл, – сказала бабушка, войдя в дом.

– Зачем? – дед поднял голову от газеты.

– Быка резать.

Дед долго смотрел на бабушку, она ждала.

– Нет, – наконец произнёс он.

– Птфу на тебя, – сказала бабушка, и капелька слюны вылетела из её рта...

27 марта 2022

Иван Самохин

Поэма «Станция Судьбы»

...Мрак сизый на пороге,

В окошках первый свет.

Дед с бабушкой в тревоге:

С полудня внука нет.

 

А на другом участке

Мать в домике одна;

За позднее за счастье

Тревожится она.

 

Желтеют ярче окна,

Темнеет на душе.

Стынь ветреная мокнет,

Дед сердце трёт уже.

 

Вот под одною крышей

Сошлись – и к фонарю

Вдвоём, без деда, вышли.

Ждать полночь иль зарю...

26 марта 2022

Художественный смысл

Критическая статья «Любовь к родине»

...И всё-таки при всей приязни я не могу не признать, что это прикладное искусство. Что приложено оно к идее любви к родине. Что призвано её усиливать. Что очень уж усилить её художнику не удалось. Что это – для меня, по крайней мере – не перевесит озарения  (не по силе, а по какой-то особенности) от постижения своего подсознания, откликнувшегося на подсознательный идеал автора произведения неприкладного искусства.

Преимущество неприкладного искусства оттого происходит, что открыть – это сильнее, чем последовать. Расшифровать своё воспринявшее подсознание – это сотворчество. А поддаться доведению до – это не сотворчество.

Любовь к родине присуща всем  (или большинству). Перевод этого переживания из состояния инактуального в актуальное штука более лёгкая, чем расшифровка своего воспринявшего подсознания...

25 марта 2022

Ольга Демидова

Повесть «Записки Ивана Наумова»

Много замечательных книг написано о незабываемых годах Великой Отечественной войны, когда Россия, особенно на первых порах, можно сказать, одна выступила на борьбу с немецким фашизмом, освободив себя и народы Европы от порабощения. И вот перед взыскательным читателем ещё одна невыдуманная и проникновенная история-быль про очевидца той страшной войны И. П. Наумова, где без прикрас описываются все тяготы войны, перенесённые рядовым солдатом. Книга не случайно начинается с главы под названием «Гражданин Российской империи». В ней звучит гордость за великую Россию, многовековое прошлое и многострадальную судьбу её народов, сопричастность к её бедам и победам.

Читатель видит, как растёт, взрослеет герой повести на вольных деревенских просторах, впитывает, как губка, красоты родных мест. «Позже, в войну, вынеся все испытания, выпавшие на мою долю, дойдя в 1945 году до Берлина и вконец истосковавшись по родному краю, я понял, откуда истоки моей беспредельной любви к Родине, которую я впитал с молоком матери», – говорит Наумов. И хотя уделом семьи Ивана Прокофьевича было раскулачивание, ему суждено пережить арест и расстрел отца-священника, сидеть в тюрьме, вращаться среди будущих дезертиров, он не станет одним из них, не будет скрываться в лесах, по ночам, как вор, шарить в амбарах полуголодных односельчан. Оставаясь патриотом, он не озлобится, не затаит обиду на Родину-мать, не пойдёт против собственного народа. Несмотря на слабое здоровье, Иван не станет избегать фронта, в меру своих сил, возможностей и способностей внесёт посильный вклад в общую победу над врагом, проявляя при этом присущие для воина-освободителя терпение и выдержку, отвагу и смекалку, благородство и милосердие к поверженному врагу.

За душу берут строки, где описывается вступление нашей освободительной армии на территорию Польши. «Гимнастёрки и брюки на наших солдатах полинялые, у многих на коленях и локтях зияли дыры, обнажая грязное нижнее бельё – кальсоны и рубашки. Мне было совестно и почему-то обидно за нашу «непобедимую армию»… мы выглядели совершенно нищими». Возникает правомерный вопрос и у читателя: и впрямь, почему мы так бедны? Не потому ли, что мы никогда не жили за счёт ограбления чужих народов, как это повелось в практике наших «цивилизованных» соседей?

Повесть завершается на оптимистичной ноте – возвращением Ивана Наумова домой, его готовностью взяться за мирный труд и возрождение страны из руин. «Столько работы и в колхозе и дома ждало приложения моих заботливых и трудолюбивых рук! Поля в большинстве по три-четыре года не пахались и не сеялись… Везде ростом с человека рос бурьян. Но я верил и знал – на зло врагам возродится из пепла, как птица феникс, наша незабвенная и любимая Родина-Россия, которую мы защищали не щадя своих жизней и здоровья».

Но вновь и вновь над нашей многострадальной страной возникает угроза теперь уже «мирного» порабощения, превращения её в колонию, присвоения недругами наших несметных богатств. Поэтому слова героя повести, Наумова, и сегодня актуальны и злободневны, как никогда! Они набатом звучат, как призыв и предупреждение, всем истинным патриотам – берегите Россию – она у нас одна!

24 марта 2022

Лачин

Статья «К вопросу об изнасиловании Артемизии Джентилески»

Об изнасиловании Артемизии Джентилески (1593 – ок. 1653), довольно талантливой художницы, дочери Орацио Джентилески (1563–1639, крупного художника стиля маньеризма), ходит много слухов. Представители современного – воинственного, матриархального – феминизма говорят ерунду, выставляя Артемизию своим сторонником. (Не факт, что она им являлась. Да и не было тогда такого общественного явления.) И тут сложная ситуация возникла. Двойственная.

Разберёмся...

23 марта 2022

Александр Хвостов

Цикл стихотворений «Игра в солдатики»

Вновь слышится Отчизны зов,
Чтоб мы ей честно послужили,
Чтобы от вылазок врагов
Людей невинных защитили!
Пора навеки положить
Конец кровавой этой бойне,
Чтоб люди начали бы жить
Под небом мирным и спокойным!
Молю я бога: помоги
Нам в эти дни на поле брани,
Чтоб ясно поняли враги,
Что правда всё-таки за нами!
22 марта 2022

Андрей Волков

Рассказ «Сны о жизни»

...Никто из нас тогда не думал о смысле жизни. Мы проводили дни весело и беззаботно, как могут жить только те, кому не надо работать. Но эта жизнь пролетела так быстро, что мы и заметить не смогли. И вот уже я сам преподавал в школе литературу, а Николай поступил в аспирантуру. Я помнил, что говорил мой отец, и старался уважать в ребёнке личность, не относиться к нему свысока. Я не стал писателем, во всяком случае, пока, но я не жалею об этом, ибо слава и признание – не то, ради чего я писал все эти годы. Иногда хорошо писать для себя и про себя, анализировать свою жизнь и свои убеждения, излечивать душу от демонов, будь то страх перед муравьями или же чувство одиночества, которое в той или иной мере присуще нам всем. Забавно, но в моём классе оказались двое начинающих писателей, и я, вспоминая Аркадия Тимофеевича, тоже стал заниматься с ними отдельно. Я помнил и заветы моего отца, который учил меня, что величайшая задача учителя, как и родителя, это дать человеку опору в жизни, то, что поможет ему идти с гордо поднятым парусом по этому бушующему морю. Я понял, что в жизни всё повторяется, как учили индуисты. Когда-то ты сам ученик, а потом учитель, и что полученное добро надо отдать другому. Возможно, в этом и состоит тот смысл жизни, который может нас утешить перед неизбежной смертью...

21 марта 2022

Александр Борохов

Рассказ «Закон парных случаев»

...В кои веки к нам поступил Сергей Михайлов, студент из Улан-Удэ, чего он у нас забыл или нашёл, никто не знает. Тяжело ему было в общаге, и он с тоски по вечерам играл на баяне, причём, будучи трезвым. Его пару раз за это крепко поколотили и обещали из баяна сделать два. Серёга ходил мрачный и подавленный. Сердобольные старшекурсники порекомендовали ему студенческий профилакторий. А путёвку никак не дают, сказали, что очередь вперёд на полгода.

– А ты пойди к декану и попроси, – посоветовали ему.

– А как его зовут?

– Ну ты и даёшь! Это же твой земляк, бурят, как и ты. А зовут его Баян Аккордеонович, очень его родители музыку любили, да и фамилия тоже певческая.

– Странно… Хотя в деревне у бабушки был один старик-слесарь, которого Трактором родители назвали.

– Да ты не переживай. Обращайся к нему в любое время, он мужик простой и прямой. Скажи ему, что ты тоже баянист, он тебе точно поможет.

Так вот, идёт заседание деканата, и тут появляется наш герой. Стучит в дверь и, не дожидаясь приглашения, распахивает её с широкой улыбкой на открытом лице и спрашивает:

– Баян Аккордеонович, к вам можно?..

20 марта 2022

Максим Герасимов

Сборник стихотворений «Числа»

Большая собака брела по осеннему лесу,
печалясь тому, что в лесу точно так же нет места,
как нет ни в жилье человечьем, ни в своре собачьей...
Собака искала, где лечь ей… Собаки не плачут.

А ветер сгущался, и холод спускался из неба.
Собака нашла под мангалом прокисшего хлеба.
Собака в какую-то рытвину всунула тело.
И тело спасалось. И шерсть поминутно густела.

Собака из рытвины корни жралá и бруснику,
к утру становясь постепенно всё более дикой,
из всех своих чувств ощущая одну лишь усталость,
поскольку ни веры, ни верности в ней не осталось.

Поскольку и вера и верность даются судьбою,
большая собака с рассветом осталась собою.
Поскольку свобода – во всём, и запреты не вправе,
большая собака пришла к ней, замёрзнув в канаве.

Собака заснула, во сне получив, что хотела.
Хозяин пришёл, протрезвев, и нашёл её тело.
Хозяин немного поплакал, сходил за лопатой.
Большая собака осталась в лесу…
Так и надо.
19 марта 2022

Ирина Соляная

Рассказ «Где Токарев?»

Гордеева топталась у дверей военкомата. Раннее июльское утро было непривычно зябким, кардиган домашней вязки не спасал от сквозняка, который то и дело выскакивал из подворотни. Бумажки и мелкий мусор играли на мостовой в догонялки.

Гордеева оглянулась: она уже была не одна, людской ручеёк стекался к плохо окрашенным воротам с алыми звёздами на створках. Люди шумно говорили, натужно шутили, искусственно бодрились. Медленно собиралась толпа, гудевшая разными голосами. Ушастые юноши выныривали из её пёстрого нутра, наскоро целовались и обнимались со всеми подряд, а затем исчезали за воротами.

– Сейчас штатское отберут, и рюкзаки тоже, – услышала Гордеева скрипучий голос, – а выдадут казённое барахло. Я Тёмке колбаски положил сырокопчёной, даже в жаре не пропадёт, огурчиков свежих. Две полторашки с водой.

– На год домашним не запасёшься, – возразил грустный девичий голос.

– Не тюрьма, там и магазины есть. И посылку собрать можно...

18 марта 2022

Олег Золотарь

Рассказ «Н****н»

...– Знаете, дорогуша, за вами просто не угонишься! – услышала Ниночка бесполый, вкрадчивый голос. – Я всё понимаю, в вашем возрасте порхать подобно бабочке – дело естественное. Вот только забывать про корпоративную этику всё равно не стоит! В лифте следует здороваться или хотя бы сгибаться в почтительном поклоне. А вы меня, дорогуша, даже не заметили!

К удивлению Нины, это была Лидия Фёдоровна Ширзова, начальник отдела регистрации карболового контента нижних фаз предпоследней эхолокации. В прошлом, как знала Нина, Лидия была мужчиной, но по внешней обработке догадаться об этом было невозможно. Выглядела она и вправду впечатляюще: юбка-плед важно скользила по припорошенному снегом асфальту, серьги в форме львов хищно демонстрировали окружающему миру свои рубиновые клыки, а шестьдесят паспортных лет покорно растворялись в сорока часах еженедельных косметических операций.

– И глотать парализатор прямо посереди улицы, – поморщилась Лидия Фёдоровна. – Вы не боитесь, дорогуша, что вас изнасилуют или даже заставят купить лотерею?

Нина молчала, не понимая, какую из параллелей совести следует выбрать для неформального разговора с Лидией...

17 марта 2022

Владимир Никитин

Повесть «Небо на земле»

...Заоблачные города когда-то назывались нанкинскими по имени первого высотного квартала, это после их переименовали в полисы.

В том Нанкине был создан целый район с жилым комплексом. Позже спроектировали квартал с кедровым лесом, уходящим в небеса, с парковками, овитыми лианами и вертикальными садами вместо балконов и террас. Первый этаж начинался на высоте пятидесяти метров.

Фасады украсили вьюнами, обустроили лужайки на крышах, парки внутри зданий. Мосты утонули в зелени. Создали систему орошения, использовали солнечную и ветряную энергии. Леса заселили зверьми, безопасными для людей, в деревьях стали гнездиться птицы.

Дома строились, разрастались в комплексы зданий, а те – в кварталы с независимой инфраструктурой. Постепенно они расширялись и получали названия районов. Сейчас год, когда впервые соединили такие сооружения между собой по воздуху, внесён в историю, а когда-то это был лишь способ побороть трафик и выиграть время. Опыт признали успешным и ради улучшения в логистике его распространили на новые кварталы.

А позже приняли новый градостроительный план, по которому в случае целесообразности дозволялось и вовсе не использовать наземные коммуникации, ограничившись «воздушными» туннелями между домами. Земля стоила денег, а воздух, слава богу, продали только на словах, как говорили тогда дельцы.

Кварталы, соединённые из высоток, застраивали таким образом, чтобы всё необходимое можно было найти, не выходя за границы района. Незаметно перемещение в соседний район стало почти невозможным для большинства жителей.

Постепенно все привыкли, что между полисами передвигаются в основном службы снабжения и безопасности. Полисы обладали всем, что делало город городом: больницами и церквями, детскими садами и школами, магазинами и кинотеатрами, транспортными узлами и хабами. А главное – органами власти и правопорядка.

Поначалу эти два мира развивались параллельно. Верхний быстрее осваивали инвесторы и хедж-фонды, ожидавшие нужного момента, чтобы начать продавать квартиры. И он настал – вслед за трендом на ставшие реальными воздушные замки туда устремились те, кто считал себя людьми завтрашнего дня. Далеко не все преуспевающие люди (если они, конечно, не надеялись сделать состояние на недвижимости) рвались переезжать на высоту, но их дети с удовольствием скупали там апартаменты просто для того, чтобы парить среди облаков, превратив мечту в реальность...

16 марта 2022

Художественный смысл

Критическая статья «Маюсь»

...Я в 1958 году был на третьем курсе института. 2 года после разоблачения культа личности Сталина. Моё стихийное левое шестидесятничество выразилось в том, что я, с ухмылкой и мимоходом сказавший комсоргу группы, что мы, комсомол, конечно же, не занимаемся тем, для чего мы предназначены, для коммунистического самовоспитания, был наказан. Сперва – этим комсоргом, подговорившим группу, чтоб в очередной раз комсоргом избрали меня. Потом – кем-то из группы, донёсшим про мой порыв начать с прекращения врать на собраниях. (Я в этом порыве констатировал, что надо признать, что мы ведём себя при самоподготовке на спецкафедре отвратительно, хоть приставленный к нам на это время майор Леонов и дурак.) Потом я был спасён от отчисления из института комсомольским бюро курса, снизошедшим до всего лишь объявления мне строго выговора с занесением в учётную карточку. Потом я предал дело отказа от вранья на собраниях: написал через год отчёт о работе с покаянием в своём поражении с самовоспитанием группы в коммунистическом духе (о продолжении нами врать на собраниях). Чем привёл в восторг бюро: и я звонил о коммунистическом воспитании, и я ничего не делал для него. – Передо мною перспектива дальнейшей жизни открывалась, как и Саханову, в виде бледного пейзажа работизма...

15 марта 2022

Колонка редактора

Интервью «Антон Гулякин: Семья или «Литра»?»

Темой февральского номера «Новой Литературы» за 2002 год стал коронавирус. А точнее – художественные прогнозы о развитии пандемии. Решение об этом было принято по результатам проведения конкурса фантастических рассказов «Коронавирус. После». Его итоги превзошли ожидания организаторов и заслуживали отдельного внимания. А вот инициатором конкурса и партнёром по его проведению стал литературный сайт и журнал авторских произведений «Литра». Совместные проекты с участием разных литературных изданий представляются перспективными, потому что позволяют журналам обменяться вниманием своих аудиторий, а читателям и авторам – расширить возможности, позволяющие найти друг друга. Чтобы закрепить эту тенденцию и заложить основы для будущего сотрудничества, мы решили пообщаться с Антоном Гулякиным – главным редактором и вдохновителем проекта «Литра».

Беседу ведёт главный редактор журнала «Новая Литература» Игорь Якушко.

14 марта 2022

Лачин

Рецензия на роман «Квантовый мост»

...Итак, вычислим наилучший вариант. Ты читаешь детектив, но вполне реалистический, с российскими реалиями, и заодно читаешь фантастическое повествование о внеземной цивилизации, с мыслями и наблюдениями – об атеизме, капитализме, жизни в целом, – и так, чтобы проглатывать страницы.

Это сочетание налицо в романе «Квантовый мост» Фарида Джасима, ставшем мостом между разными жанрами, одинаково интересными и необходимыми, тем более когда пишется со знанием дела...

13 марта 2022

Константин Гуревич

Сборник стихотворений «Владивосток»

Этот город, пополам

Перемешанный с печалью,

Открывает миражи,

О которых никому.

Как горит в ночи маяк,

Как тревожно и печально

Пребывать в казённой спальне,

Согреваться одному.

 

По утрам в окне туман

Наплывает – не увидишь

Ни далёкие вершины

И ни ближние дома,

Только церковь и звонит

Из тумана, словно Китеж,

На крыльцо сощурюсь, выйду

И покажется: зима.

 

Паутины первый след

По траве пожухлой ляжет

И затянет тротуары

Незаметною слюдой,

Не признаешь никогда

Ни окрестные пейзажи

И ни галечные пляжи

Под притихшею водой.

12 марта 2022

Светлана Новик

Рассказ «Искушение»

...На площади тысячи глоток самозабвенно кричали: «Гэть! Гэть!», – и для разнообразия: «Ганьба! Ганьба!». Я с трудом протиснулась вперёд и увидела настоящий самолёт, на котором народ хотел отправить избранного ими же президента в Америку, но, судя по лицам, и ещё куда подальше. Тут же находился чемодан, в который сбрасывали деньги – мелкие купюры – ему на авиабилет. Задорный парень, этакий неореволюционер, бегал перед публикой и кричал в рупор:

– Не хватает на авиабилет! Скинемся, любы друзи!

Он подставил раззявленный тёмно-коричневый рот облезлого чемодана и с собачьей преданностью смотрел в руки, я бросила туда пять гривен, не понимая ещё, правильно ли делаю, отправляя родного президента за бугор.

– Негодного отправим за границу, а дальше-то что?

– Ха, нового изберём! – оптимизм начинающего афериста так и бурлил в нём.

– Если новый окажется негодным? – Я была рада отпрянуть от своих внутренних распрей хоть на полчаса.

– Новому надо дать порулить, иначе как проверить его годность!

Президент и меня, и этого горластого парнишку, и ту тетеньку в заношенном пальто, то есть, весь живой народ, почему-то не любил. Он любил мёртвый народ – всех тех, кто когда-то давно отстрадал, отлюбил, отвоевал в лесах с Советами и жил в прошлом тысячелетии. Было такое подозрение, что он тот народ боготворит: ставит ему памятники, награждает званием героев и постоянно о нём говорит. Чтобы заслужить любовь нашего президента, надо стать мёртвыми, возможно, тогда он о нас подумает!..

11 марта 2022

Игорь Иванов

Статья «Петровская и послепетровская Россия глазами лубка»

...Тара оказалась единственным городом в России, отказавшимся принять присягу указу Петра о престолонаследии от 5 февраля 1722 года. На площади перед Успенской церковью 27 мая состоялось приведение жителей Тары к присяге. Её отказались принять более 700 тарских жителей. Возглавили «отказников» уважаемые в городе людей: казачий полковник Иван Немчинов, а также Василий Исецкий, Иван Падуша, Михаил Енбаков, Петр Байгачев. Вместо присяги был зачитан текст «противного», или «отпорного», письма, под которым поставили свои подписи 228 человек. Близ Тары было несколько старообрядческих скитов, их руководители и были вдохновителями отказа от присяги безымянному преемнику Петра I. Ранее царь передавал власть старшему сыну. Теперь Пётр передает власть тому, чьё имя не хочет называть. Антихристу? Для православных простолюдинов царь своими указами, казнями и бытом явно выходил за рамки православной веры и часто рассматривался как предтеча Антихриста.

13 июня из Тобольска в Тару прибыл карательный отряд. Семьдесят казаков и тарских жителей, решивших не сдаваться властям, укрылись в доме полковника Немчинова. Поддавшись на уговоры власти, 26 июня из дома вышли 49 человек. Остальные подорвали себя пороховым зарядом. Пятеро погибли, выживших лечили, отложив казнь до выздоровления. Полковника Ивана Немчинова, умершего вскоре от ожогов, четвертовали, растыкав останки по копьям в назидание другим.

До октября сумел продержаться, отстреливаясь в своём доме от правительственных войск, Иван Падуша с десятком сторонников. Дальнейшие действия власти были направлены на ликвидацию пустыней. Один скит каратели разгромили, захватив 170 его обитателей и большую библиотеку. Конфискованные книги отправили в столицу. Синод признал их зловредными и распорядился публично сжечь. Обитатели другого скита устроили самосожжение. Схваченному поручику Байгачеву, автору «противного письма», за крупную взятку позволили по дороге зарезаться...

10 марта 2022

Никеша Новотоцкий

Сборник стихотворений «Козни лет»

а я весь деревня:
сельский парень, брёвна плечи.
время
лечит если
ты не вечен
а я вымираю, мама
как тасманский дьявол
а лекарства, мама
словно кот наплакал
мама,
моё утро – экзекуция
моё нутро –
ванна,
голос в голове ванги
на нитро от плана.
я главный
в этой саванне
плавно
рисую как Модильяни
лавы барханы –
изгибы твоей спины.
ладно,
писать стихи – это накладно
ведь ладан души
ты конвертируешь в тишины изъяны
и
мерилом твоей тоски
становятся ямбы.
меня
бесят тупые стереотипы типа
поэзия – божий дар а поэт это
двуногий храм.
хам. эго.
по кускам прошлое всухомятку,
лан
давай сам
по кирпичику Нотр-Дам
ведь всякий собор
есть человеческих рук забор
что скрывает соседский двор
бил гром.
лило, как из ведра.
апломб –
в изрон.
линия поводыря – в кармане дыра.
всё прон,
что не камерно.
всё прон,
что на камеру.
утром – всего лишь кусок говна.
не ныл
держал голову прямо
пьяным
вяло
бродил вяленный
киросинкой под белой простынкой
с коромыслом и грампластинкой
по садам-колдырям
между аши своей ковылял:
ковырял капитал.
капитан, за моря!
капитан! капитан…
мои воды от осени зацвели.
выцвело озеро без любви.
песни цыганские подвели.
я осел, устав от пути
и мой голос охрип
и я в бездну залип,
в замке, построенном на костях
на правах несогласного с вечностью
красного кластера,
мастера всё усложнять
9 марта 2022

Валентин Баранов

Пьеса «Воскрешение неисправимого безумца»

...Афинов. Ты единственный, кому я могу довериться. Это должно остаться строго между нами.

Погодин. Спасибо, объяснил. Начни уже.

Афинов. Игоря убили!

Погодин. Какого? У нас их восемь.

Афинов. При чём тут восемь! Я говорю – Игоря!

Погодин. Не может быть! (Вскакивает, подбегает к Александру). Боже, кто? Мозг института!

Афинов. В этом-то и вопрос. Когда Искринин затеял найти безопасную альтернативу атомным реакторам, верхи отнеслись с неодобрением, почти все физики смеялись утопии. Но авторитет учёного кое-кого насторожил. А вдруг! Ведь это стократное удешевление энергии.

Погодин. Здорово!

Афинов. Здорово? А ты подумай.

Погодин. Всё, подумал. Ужас. Война интересов в недалёком будущем.

Афинов. Паша, в каком будущем? Искринина убили вчера! (Стоят, молча переживают).

Погодин (растерян). Так, сразу!

Афинов. Теоретически он решил эту задачу! Эти гении такие бестолковые, открытые, как дети. Скажи, что делать? Хотя что делать, я знаю. Надо спрятать концы в воду. Помоги мне вот с чем: с Игорем работал Сорин, надо его как-то убедить… я с ним мало знаком. А эти гении так непредсказуемы, я их боюсь...

8 марта 2022

Валерий Байдин

Эссе «Художник и хаос»

Мир вступает в состояние хаоса – в политике, экономике, медицине, образовании, повседневной жизни... Разворачивается борьба за геополитическое влияние, мировые ресурсы и смысл человеческого существования. Её исход определит будущее мироустройство. К точке «великого обнуления» подошла и мировая культура. Может ли современный художник замкнуться в «башне из слоновой кости», к чему некогда призывал Шарль де Сент-Бёв, а накануне Первой мировой войны европейские модернисты – проповедники «искусства для искусства»? Какое грядущее ждёт культуру и человека посреди нарастающего безумия? В чём будет состоять смысл творчества? На эти вопросы крупнейшие мировые цивилизации дают разные ответы...

7 марта 2022

Владимир Зюськин

Сборник стихотворений «Сонеты»

Как мало платины в природе,
Так мало авторов сонетов
Среди блистательных поэтов,
Которые сегодня в моде.

Сонет считают чем-то вроде
Ихтиозавра. Не изведав
Его магических секретов,
Пренебрегают им в работе.

Считают: сложной формы гнёт
Излиться полно не даёт.
Но почему? И где тут связь?

Чем пресс мощней, тем гуще сок,
Который, в бочке истомясь,
Дарует праздник и восторг!
6 марта 2022

Художественный смысл

Критическая статья «Эскапизм, в переводе – бегство из действительности»

...Когда я увидел слепяще-чёрное солнце, мне не было так сладко, как когда я слушаю соответствующее место в симфонической поэме «В лесу».

Надо быть вне ситуации, чтоб было сладко? Тогда чем от простого воспоминания отличается эстетическое переживание?

«Положим, что запах роз причинно зависит от степени и качества унавоживания почвы. Значит ли это, что запах роз должен быть запахом навоза?» (Лосев. Там же).

Эстетическое – не причинное, оно не из осознаваемых переживаний произошло. Оно экстраординарно для ситуации. От неразделённой любви в жизни надо или за любовь всё же драться или горевать, а не радоваться чему-то. Чему? Улёту в благозвучия. Это потом, в последействии искусства можно соотнести с благозвучием мою прекрасную душу.

Проще всего романтизм противопоставлять тому, что было до него (в 18 веке), тогда ощутима экстраординарность романтизма, относительно прежнего благозвучия.

Если предыдущая музыка («духовное», как сказал архимандрит)  была «своеобразная логика, глубокая раздумчивость построений… законченных прекрасных форм» (Луначарский. В мире музыки. М. 1971. С. 34)… То экстраординарностью будет произвольность...

5 марта 2022

Виктор Парнев

Эссе «Коричневато-голубой свет Лени Рифеншталь»

...Так называемые «съезды» НСДАП в тридцатых годах, конечно же, не были просто партийными съездами. Это были масштабные зрелищные мероприятия, постановочные мистерии в духе опер Рихарда Вагнера, с многотысячными массовками, с построением в километровые колонны, с маршированием, с выкрикиванием хоровых речёвок, с краткими речами малых вождей партии и самое главное ─ с речами самого фюрера. Спектакль длился не один день, и каждому дню отводилось своё назначение. Всё это нужно было запечатлеть на плёнке, а потом скомпоновать в один нетривиальный фильм хорошей продолжительности. Лени справилась с задачей на отлично.

В её распоряжении было 30 кинокамер, 35 кинооператоров и вспомогательная команда из 170 человек. Метраж плёнки был неограничен, технические средства обеспечивались по первому её требованию. Себя она в дни съёмок не щадила, не щадила и других. Сентябрь 1934 года стал её звёздным часом. К концу съезда она имела столько отснятого материала, что его хватило бы на десяток подобных фильмов. Предстояло сделать лишь один, но превосходный, способный поразить всех и вся. Монтажная работа заняла целых полгода. Премьера фильма состоялась 28 марта 1935 года. Гитлер сам придумал фильму название: «Триумф воли». Это был триумф и Лени Рифеншталь.

Вопрос, который по сей день не даёт успокоиться как поклонникам Лени, так и её ненавистникам: возможно ли было создать гимн национал-социализму, не будучи национал-социалистом самому, пусть не формально, но по убеждениям?.. Каждый отвечает на этот вопрос в зависимости от своих мыслительных особенностей...

4 марта 2022

Евгений Синичкин

Статья «Фашиствующий Барсик, или Театр одного капитализма»

...Казалось бы, волшебный инструмент контроля над населением: можно бесконечно придумывать новые штаммы, приписывать коронавирусной инфекции любые симптомы, травить людей ударными дозами кортикостероидов и лекарствами против ревматоидного артрита, чтобы в антисанитарии стационаров убивать пациентам иммунитет, позволять развиваться обычным для больниц бактериальным инфекциям и добивать несчастных курсами из трёх-четырёх антибиотиков широкого спектра, а в заключении о смерти и выпуске новостей пенять на дьявольский ковид. План был почти идеальным: найти реальную и, по сути, невидимую угрозу, раздуть опасность в десятки раз, устроить массовый психоз, разделить замученных людей и торжественно властвовать. Но элиты передавили. США, Англия, Франция, Голландия захлебнулись в протестах. Премьер-министр Канады Трюдо был вынужден бежать из страны, испугавшись «конвоя свободы». Отвращение и недоверие к власти в России достигло исторического максимума.

И вдруг коронавирус исчез. Так же внезапно, как и мировой терроризм. В одночасье, хотя официальные службы только в России рапортуют о сотне тысяч заболевших и десяти тысячах госпитализированных ежедневно, вирус выпал из новостной повестки, точно птенец из гнезда. Он есть, и будет, и, пожалуй, никуда не собирается уходить, но... никому не интересен. Ни журналистам, не писавшим ни о чём другом на протяжении двух лет, ни политикам, чинушам и лоббистам фармацевтических компаний, убеждавшим, что нет ничего ужаснее ковида. Вакцинироваться не обязывают, повсеместно отменяют QR-коды, а в европейских странах – и паспорта здоровья.

И аккурат в этот момент, когда до переворотов и революции по всей Европе, как в середине девятнадцатого века, оставалась пара капель нетерпения на цистерну ожидания, все ведущие мировые информационные агентства, газеты, телеканалы и интернет-порталы затиражировали новости о грядущем вторжении России на Украину. И отовсюду полились, будто экскременты из переполненного септика, пророчества о войне. И народы всполошились, и запаниковали, и забыли, что с ними творили в течение двух лет. И наш верховный главнокомандующий Путин, словно следуя сценарию, взял да и предпринял специальную военную операцию на Украине. И вся планета в дружном порыве возмутилась содеянному российским руководством. И по щелчку пальцев, не теряя времени на обсуждение, на оценку потенциальных рисков, на вызовы-перевызовы значительных господ, страны, корпорации, производители автомобилей и компьютерных игр, деятели культуры и бескультурья объявили – ни в коем случае не подозрительно согласованный – бойкот Российской Федерации, который отчего-то ни разу не объявляли американцам – ни после Ирака, ни после Ливии, ни после Сирии, ни после Йемена или Камеруна. И народы, всполошившиеся, запаниковавшие и всё напрочь позабывшие, побратались с теми, кто их третировал с остервенением садиста, обнялись, укутавшись на столичных пьяцах и концертных площадках в жовто-блакитные флаги, и слились в пароксизме осуждения русских и сострадания к украинцам...

4 марта 2022

Лачин

Статья «Зоя Космодемьянская в разговорах русских и немцев»

...«И наоборот, могло ли сопротивление Германии или нацистов (например, партизан, оборотней и т. д.) заставить работать против наступавших в 1945 г. союзников иначе, чем партизаны СССР, Югославии, Франции? Тот факт, что немцы не смогли сделать что-то подобное, не означает, что последующим поколениям не нужно бороться методами борьбы партизан, будь то НКВД или нет. Позиция З. К. (Зои Космодемьянской – Л.) вполне заслуживает двух выражений: «героизм» и «презрение к смерти». Считать это сумасшествием постыдно. Вы должны спросить себя, откуда у какого-то «бездельника» из «Википедии» время для насмешек над погибшими партизанами СССР. Вам лучше помолчать. И чтобы затушевать вторжение немцев в 1941 году как «миссию», сопротивление против которой якобы было неуместным, это 1:1 нацистское соответствие. Когда дело дошло до жизни (жизни/шкуры, буквально: «до шеи» – Л.) немецких нацистов в 1945 году, вам хотелось бы вызвать такое же «героическое народное сопротивление». Но, как известно, вы не смогли этого сделать».

Это говорит немец. Чёрт побери... Браво! Сказано всё нужное. О том, что на войне позволено всё (коли это война справедливая). О том, что сумасшедшими подобных людей называют только ничтожества, это «постыдно». И что нацистское государство не смогло организовать массовое сопротивление, в отличие от государства Советского...

3 марта 2022

Лев Немчинов

Рассказ «Росинка»

...За год до главных выпускных экзаменов всей страны, гаокао, Росинка установила дома комендантский час: режим полной тишины, соблюдавшийся всеми, даже крутонравым отцом и непокорной Дождинкой. У Дождинки, хоть и толковой девочки, но с ленцой и причудами, такого права не было. Вполне естественным было и то, что от усердной и смышлёной Росинки родители ожидали куда большего, чем от её старшей сестры.

И, как оказалось, не зря. Лучший университет административного центра соседней провинции Хунан, исполинского Чангша, поступить куда было заветной мечтой любого в меру честолюбивого абитуриента, выделил лишь одно место на весь городишко Суйнин с его сотней средних школ. И место это досталось Росинке.

Тогда, в 90-е годы прошлого века, Китай уже отворил наглухо запертые прежде двери в страну, позволив алчным иноземным корпорациям внедриться в экономику и за бесценок наладить свои многочисленные производства, сдирая по три шкуры с трудолюбивых китайцев и сплавляя изготовленные ими товары на вес золота ненасытному западному потребителю.

Догадливая Росинка, верно сообразив, что в такой ситуации знание иностранных языков может весьма пригодиться в Китае, где большинство населения беспечно обходилось стандартным путунхуа и его разнообразными диалектами, поступила на английский факультет университета. Бесплатное общежитие, где ей выделили койко-место в комнате на шестерых, было полностью девчачьим...

2 марта 2022

М. Злочевский

Рассказ «Полная горсть»

...Как вы нашли меня? Как отыскали? Впрочем, неважно. Искали – нашли. Разыскивали – отыскали. Это ваша история. Мне она ни к чему. А вы пришли за моей. Зачем она вам? Неужели кому-то она интересна? Впрочем, не отвечайте. Вопрос риторический или глупый. Сочтём риторическим. К тому же, похоже, я понял, как вы меня отыскали. Вы наверняка были на кладбище. Можете не отвечать. Припоминаю. Ну, да. Вы один были без головного убора. И один молодой. Так сказать, новое поколение старое хоронило. Как связаны с ними, спрашивать я не буду. Раз как-то связаны – правду не скажете, а заставлять придумывать мне ни к чему. Знаете, почему я на вас внимание обратил? Не догадаетесь никогда. А покойный, который нас, получается, свёл, наверняка б догадался. Все в открытую могилу землю бросали двумя пальцами, немножко брезгливо. Я тоже. Мокро и грязно. Только вы – полную горсть, и руки не вытерли, во всяком случае, у всех на виду, у могилы. Так что давайте, я вам – рассказ, пока не устану, а вы мне – обещание и на мою могилу бросить полную горсть, у всех на глазах руку не вытирая. Впрочем, кроме могильщиков, глаз больше не будет. Во-вторых, я нелюдим, а, во-первых, мои современники вслед за старшими друзьями быстро уходят. Догоняют. Ну как? Согласны? Тогда, как говорят молодые, погнали!..

Акция на подписку
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Присоединяйтесь к 30 тысячам наших читателей:

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com

Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.




Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?..

Причин только две.
Поможем найти решение!

Отказывают издательства? Не собираются донаты? Мало читателей? Нет отзывов?.. Причин может быть только две. Мы поможем вам решить обе эти проблемы!


Купи сейчас:

Номер журнала «Новая Литература» за май 2022 года

 

Мнение главного редактора
о вашем произведении

 



Научи себя сам:

Аудиокниги для тех, кто ищет ответы на три вопроса: 1. Как добиться жизненных целей? 2. Как достичь успеха? 3. Как стать богатым, здоровым, свободным и счастливым?


👍 Совершенствуйся!

Акция! Скидка за отзыв – 15%



Свежие отзывы:

30.06.2022. Хочу ещё раз выразить вам благодарность за публикацию… каждый день мне пишут люди, что прочли рассказ. Сегодня было обсуждение с мастером, он благословил меня на роман:)

Ана Ефимкина


25.06.2022. Благодарен вам за публикацию моего произведения. Благодаря вам мои работы стали появляться в печати!

Александр Шишкин


20.06.2022. Желаю вам огромных успехов в продвижении действительно интересных литературных произведений!

Влада Ладная


14.06.2022. Приехав в Москву, сразу уселся за комп и начал мониторить повесть. Было круто увидеть свой скромный труд среди мастеров.

Gambrinuss.



Сделай добро:

Поддержите журнал «Новая Литература»!

Copyright © 2001—2022 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30 декабря 2021 г.
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!