HTM
Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 г.

Архив публикаций за май 2022

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018  2019  2020  2021  [2022]   2023  2024 

январь   февраль   март   апрель   [май]   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  


29 мая 2022

Рахман Попов

Рассказ «Яичница»

Я вышел из метро, купил в «Магните» 0,25, шоколадку и расположился на улице, возле окна магазина. Я мог видеть покупателей, а они меня нет, я уже было откупорил бутылку, как он вдруг появился, будто из воздуха материализовался. Стоит, смотрит, в руках объёмная сумка. Я убрал чекушку в карман, а он мне и говорит: «Простите, не желаете ли приобрести сборник стихов?» – «Чьих, – спрашиваю, – стихов?». – «Моих, – говорит, – недорого, триста рублей», – лезет в сумку, достаёт книжку и раскрывает, я только успел заметить имя Гавриил и золотой крестик на обложке. – «Извините, – говорю, – я неграмотный». – «Так бывает?». – «Как видите, а про что вы пишете?» – «Я, – говорит, – православный поэт». – Катастрофа, – подумал я. – «А я, – говорю, – отделочник, работаю на киргизскую строительную мафию». – «Не обижают?» – «Нет, на…бывают по-божески». – «А вы не богохульствуйте!». – «Простите, я немного взвинчен, а, в общем, утратил покой». – «Не веруете, поди, вот и беспокоитесь». – «А вы спокойны?» – «Абсолютно», – говорит.

А сам на месте устоять не может, топчется, суетится, то кепку снимет, то галстук поправит, явный компульсивный синдром, того и гляди в гиперкинез перейдёт. И продолжает говорить – про церковь, литургию, про первые шаги, причащение и прочее. А я и не слушаю, смотрю лишь на его суетливые руки. «А загробного мира, – говорю, – нету». – «Нет, есть», – возражает. – «А если есть, почему моя покойная мать не помогает мне?» – «Так молиться надо». – «А вы молитесь?» – «Каждодневно». – «А в детстве молились? Ну, чтобы мама дала вам кашку или молочка?» – «Молиться надо Богу». – «Бог тут ни при чём, это дело семейное». – «Да ведь мы и есть дети божьи». – «Разве не рабы?» – «Будто дитё не может быть рабом».

И опять понёс про Библию, сотворение мира, но неожиданно перескочил на жену...

28 мая 2022

Гости «Новой Литературы»

Интервью «Экспериментальный театр «Zero»: наш зритель тот, кто не боится открывать для себя что-то новое»

Драматург Фёдор Шилов и режиссёр Валерий Семёнов, объединившись в творческий тандем, создали принципиально новый театр, который поражает зрителя не только необычным форматом, но и действительно яркими, креативными постановками. В эксклюзивном интервью для «Новой Литературы» основатели проекта делятся с нашими читателями своей историей успеха и размышлением о будущем современного театра.

 

Беседу ведёт Артём Аргунов.
27 мая 2022

Валентин Баранов

Пьеса «Побочный эффект развития»

...Тимофей. Твоя биография поражает детективностью.

Варвара. Я ещё не закончила. Или надоела?

Тимофей. Замираю и слушаю. Что дальше?

Варвара. О, дальше золотой период – торговля наркотой! Денег!

Тимофей. Это же огромный риск!

Варвара. Никакого! По-научному это называется коррупцией. Так вот, коррупцию может победить только инфляция. Понятно, не до конца. Этим ментам я платила столько, что они меня охраняли, как президента. Они на меня молились.

Тимофей. Они не из отдела борьбы с наркотиками?

Варвара. Конечно же, да. У них все козыри. Им же, главное, что? Выполнять план по этой самой борьбе. Механизм прост: они ищут дурачков, в основном, из нариков, втягивают их в распространители и месяца через три-четыре их клёвой жизни сдают поштучно правосудию. Представляешь, какая у меня появилась власть. Я могла отмазать любого от тюрьмы. Но (с печалью) природа непредсказуема.

Тимофей. Что, опять крах? Что не так с природой?

Варвара. Природа, видать, поднатужилась и родила одного честного мента. Причём, именно в том городе, где я тогда процветала в роскоши. Этот мент всё понял и доложил куда-то высоко, через все головы! Что началось! Еле слиняла. Выпьем за моё грешное прошлое!..

26 мая 2022

Дмитрий Аникин

Цикл стихотворений «Время джинна»

...Вот бутыль, затычка в ней –

древний герб царя царей

Сулеймана-ибн-Дауда,

если вынуть – будет чудо.

 

Если вынуть – будет дым,

захлебнёшься бурым им,

если вынуть – суть живая

выйдет, мышцами играя...

25 мая 2022

Художественный смысл

Критическая статья «Что-то вроде исповеди?»

...Вот эти слова Серова:

«Много позже, в ноябре 1911 года, прямо перед своей смертью, Серов вместе с Игорем Грабарём смотрел на это полотно [“Девушка, освещённая солнцем”] в Третьяковской галерее. “Он долго стоял перед ней, – вспоминает Грабарь, – пристально её рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: “Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся”», –

можно ли понимать либеральнее, что характерно-то Серову воспевание абы какой жизни? Но. Он срывался. Вот – иллюстрации, мол, на исторические темы:

«В 1899-м он был привлечён к изданию Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век». Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Пётр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Пётр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Обращение к новой теме, как и всегда у Серова, стало поводом к эксперименту над формой и техникой исполнения. Как писал А. Эфрос: “Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин <...> Серов выколдовал некое «модерн-барокко»”» (Кривенко).

Это в ницшеанство он, что ли, ввергся?

Или слова Бенуа о тех же картинах:

«…ещё чисто русском, по-европейски замаскированном складе жизни»,

точнее, и могут быть сведены всё же к хвале абы какой жизни? Мол, настроение сердца, субъективная штука, рассмотренное со стороны, это настроение сердца может быть оценено как несчастье (несчастье, что с таким темпераментом и ментальностью эти безбашенные русские), но, мол, с третьей стороны – ничего: и так можно жить. И европейская нота – лишь для остранения.

Третья сторона тогда – этот всетерпеливый крестьянин, что ли? – Как в картине «Пётр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте» (1900). – Столкновение русских всетерпеливости и безбашенности не дают ли катарсис, понимаемый как «хороша любая жизнь, и безбашенная»?..

И что получилось? Не срыв Серова от себя. Не «другой материк», как написал Эфрос.

Или рано итожить? И надо и оставшиеся две вещи разобрать?..

24 мая 2022

Лачин

Рассказ «Метаморфозы»

Они сели за дощатый столик, лицом к лицу. Оба нервничали, но он был уверен, что нервничает больше. Во рту пересохло; он заказал кофе на двоих. Она замедленными движениями копошилась в сумочке, не подымая глаз. За стеклом, на улице, рождался дождь, но роды были долгими, и он надеялся всё уладить до настоящего ливня. Их полугодовой роман, с нечастыми встречами, сухими и точными, как пистолетные выстрелы, с каким-то терпким сексом, ещё недавно представлялся ему безвозвратным прошлым. Вот уже восемь месяцев они не прикасались друг к другу, и теперь неприкасание нужно прервать – быстрее и чётче, пистолетным выстрелом. Она сама внезапно назначила свидание. Это, в общем-то, неудивительно. Но она не знает, чем он сам сейчас её обрадует...

24 мая 2022

Лачин

Монография «РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф (вторая редакция)»

 

РАФ, и особенно Ульрика Майнхоф (монография, вторая редакция)

 

23 мая 2022

Владимир Зюськин

Рассказ «Кризис»

...Держась за перила, спустился с лестницы и, ощущая головокружение, вышел из подъезда. Вышел и замер. Под окнами дома стоял гроб. Широкий, добротно сработанный, он был обтянут чёрной тканью, на которой ярко-белой краской светился крест. Гроб стоял на двух табуретах, и вокруг него не было ни души.

Июньское солнце поднялось уже высоко. Утренняя свежесть осталась лишь в листьях кустов и деревьев. Жара ещё не наступила, но в воздухе угадывалось приближение зноя.

Он огляделся. Двор не был пустым. Молодая женщина в голубом халате развешивала бельё, то и дело поправляя прядь волос, падающую на глаза. Из соседнего дома, держа в руке удочку, вышел мальчик с заспанными глазами. По клумбе, прижимаясь к земле, крался большой чёрный кот. Звонко пели птицы, славя юный день. И со всей безмятежной, летней жизнью двора так не вязался огромный чёрный гроб с белым крестом, что, уходя, Канев оглянулся: гроб стоял на прежнем месте, был реален и свидетельствовал о печальном исходе бытия...

22 мая 2022

Константин Гуревич

Сборник стихотворений «Размышления о Пьеро»

Я собираюсь в дорогу,

Куплен на поезд билет,

Дай помечтаем немного,

Будто нас в городе нет,

Будто не я оборванцем

В город прокрался вчера –

Осень роняет из ранца

Грустное слово «Пора».

21 мая 2022

Виталий Семёнов

Рассказ «Конвейер»

...И лишь одно ещё держало Любовь Николаевну в жизни. Александр, Сашок, Сашенька, её внук. Всё, что осталось от сына. Саша вырос у бабушки. Баба Люба взяла на себя почти все функции матери, которая очень сожалела, что родила этого мальчика, мешавшего её личной жизни. Пусть, пусть живёт как хочет, у Саши есть бабушка, она его поднимет и воспитает, будет жить ради внука. Вот он вырос, он взрослый, сейчас служит в армии. Отслужит Сашок, вернётся, а у него ребёнок уже есть, Любин правнук. Сашина невеста Леночка забеременела перед самым его призывом. Ничего не бойся, Лена, бабушка Люба тебе поможет, пока Сашка нет. Недавно звонил, солдат, сказал, что на учения их отправляют в Белгородскую область. Будущий отец про Леночкино здоровье бабушку как медика допытывал. Всё нормально, Сашенька, служи спокойно. Хорошо, тепло поговорили. И дата тогда ещё запоминающаяся была – 22.02.2022. Вторник, кстати...

20 мая 2022

Роберт Кармин

Петербургская повесть «Pas de deux»

...Калугин снял ей номер в гостинице к её возвращению из Вильнюса в последних числах апреля 89-го года – потому что жить ей было уже совершенно негде.

После всех своих мытарств Дайна оказалась в отдельном номере со всеми удобствами и с телефоном и почувствовала себя на седьмом небе от счастья. Придя в чувство, на третий день своего блаженства она позвонила Калугину и пожурила за то, что она уже три дня в городе, а его до сих пор не видела. Он тут же пообещал исправить этот непорядок и заехать к ней после работы.

И он приехал. Они мило проболтали больше часа и, когда он был уже у двери, чтобы уйти, Дайну вдруг прорвало. Она взволнованно стала говорить, что, наверное, больше всего благодарна ему вот за этот номер: где никто не орёт, не тормошит, где можно наслаждаться тишиной, принимать душ, собирать материал для очередной статьи по телефону – короче, наконец почувствовать себя белым человеком.

– Вы не представляете, как я вам благодарна!

И тут... Она почувствовала себя в его жарких объятиях, его губы жадно целовали её лицо, шею, а пальцы расстёгивали блузку. Он увлекал её обратно в комнату, к кровати… Но Дайна остановила его и твёрдо произнесла:

– Или вы остаётесь на всю ночь, или сейчас же уходите.

Она подошла к окну и повернулась к гостю спиной.

И так, спиной, она услышала голос Калугина, в котором прозвучала легкая укоризна:

– Ты же знаешь, что я не могу остаться. Я могу вернуться поздно, очень поздно, но я должен вернуться домой. Я не боюсь скандала – одним скандалом больше или меньше, это уже не суть. Но есть правила, которые я сам для себя установил.

Да, Дайна действительно это хорошо понимала. Но ей хотелось загнать его в угол. «Почему? Почему я к нему так жестока? К тому мужчине, который сделал для меня больше всех остальных. Ведь никому другому я бы не поставила такого условия», – призналась она себе. И в ней что-то дрогнуло – ей стало его жаль. Сколько раз на протяжении лет она ругала себя за эту чисто женскую глупость!

Она обернулась. Калугин застёгивал куртку. Дайна подошла к нему и, положив руки ему на плечи, поцеловала в губы...

19 мая 2022

Марат Аваз-Нурзеф

Сказка «Садовод, Мосимде, Начдом и другие»

...Довольно большая Территория. Огорожена сеткой. На Территории стоит Крупногабаритный Склад, а рядом с ним – Ладный Домик. На Склад поступают разные товары бытовой и офисной техники. Действует там и шоурум. А в Домике сидят работники, которые выписывают покупателям со Склада то, что им, покупателям, нужно.

Среди служащих есть и Мосимде (молодая, симпатичная девушка).

И вот однажды, где-то в последней декаде февраля, когда было заметно, что Весна рвётся к своим правам, а миндаль уже стоял в цвету, Начальник Домика (Начдом) поручил ей вырастить неподалёку от крылечка тюльпаны, чтобы эти цветы привлекали покупателей и радовали их. И даже у тех, у кого раньше не возникало вопроса, что это за Склад за оградой, – и у них весенне-красочный дизайн возле Домика вызовет любопытство. То есть будут тюльпаны возле операторской – так и увеличится число посетителей и покупателей, и приумножатся продажи товаров, и поднимутся доходы организации. И возрастут – это уже не озвучивалось! по умолчанию, так сказать! – довольства Босса и Начдома с Завскладом.

Почему девушке поручили такую работу? Неужто больше некому было? Или она у руководства на особом счету?

Мосимде никогда не выращивала тюльпанов. Она даже понятия не имела, из чего и как они появляются...

18 мая 2022

Владимир Мурашов

Эссе «Непростая судьба призраков»

В 1817 году Пушкин окончил Лицей.

Но вот год 1829-й. Написан новый вариант «Воспоминаний в Царском селе». Казалось бы, много раз переменилась жизнь поэта; у него избыток переживаний и впечатлений. Но Пушкина продолжают волновать парковые монументы:

 

«Садятся призраки героев

У посвящённых им столпов,

Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,

Перун кагульских берегов.

Вот, вот могучий вождь полунощного флага,

Пред кем морей пожар и плавал и летал.

Вот верный брат его, герой Архипелага,

Вот наваринский Ганнибал».

 

Имя колонны не названо. Ганнибал упомянут как призрак. Но нам понятно, что речь идёт о Морейской колонне.

Однако почему Иван Абрамович показан в таком странном виде?..

17 мая 2022

Юлия Рубинштейн

Рассказ «Улыбка Зорге»

...Сеть она не понимала и не любила. Поэтому из ответов на свой запрос осилила только первую страничку. Даже первую ссылку. Та просто верещала: издательство номер один в России!

Пройти по ссылке, однако, пришлось до конца. Шёпотом ругаясь: «да блин горелый, да йогурт без даты», – предпенсионная офисная мадам зарегистрировалась в качестве владелицы личного кабинета, написала обращение к менеджеру, прикрепила те самые сто страниц и клякнула «отправить». И предалась грёзам о заслуженной льготе, весьма нетривиальной льготе, на которую, как считала, она имела право наряду и в неразрывной связи с пенсией.

Ответ пришёл быстро. Через месячишко. «Мы заинтересованы», – гласил он. И содержал вложенный файл договора. Подписать договор следовало одним кликом мышки.

Однако Светлана Прокофьевна была отнюдь не чукча из известного анекдота насчёт «чукча не читатель, чукча писатель». Она-то читать любила. А бумажная работа развила навык въедливого вчитывания.

Чем дальше она продвигалась по тексту договора, тем выше под причёску лезли удивлённые дуги её выщипанных светлых бровей. Она «предоставляет Издательству право по усмотрению Издательства осуществлять корректуру»? То есть переписать в её тексте что захочется и так, как захочется? Извинитеньки. Автор, то есть она, гарантирует, что текст «не нарушает законодательства Российской Федерации и не причиняет вреда деловой репутации, чести и достоинству третьих лиц»? Третьему лицу в мозги не влезешь. На что оно решит обидеться – вот уж морока гадать. А тут не гадай, а гарантируй, под многотысячный штраф. Предоставить персональные данные...

16 мая 2022

Андрей Ивонин

Сборник стихотворений «Вдохновение»

Бог, в которого я не верю, верит в меня.
Он несёт обо мне по свету благую весть.
Без его молитв ко мне не проходит и дня.
Он не видел меня, но знает – я точно есть.

Он знает – я есть, целый мир у меня в руках.
Я есмь Сущий в этом космосе, на этой земле.
Вознесённый из праха, вновь возвращаемый в прах,
крохотная песчинка, огарок в печной золе.

Каждый божий день я живу, торопясь успеть
этот день до конца прожить, впопыхах, на бегу.
Предо мной преграды, которые не одолеть.
Но он верит в меня и знает, что я смогу.
15 мая 2022

Художественный смысл

Критическая статья «Зачем такая загадочность?»

Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, притягиваю для объяснения то, что меня устраивает. Я читал: у талмудистов большая честь – что-то объяснить в Торе, но объяснение принимается только такое, которое не противоречит вероисповеданию.

Вот, например, я только что узнал, что у Серова в его «Портрете Г. Л. Гиршман» (1907) есть его автопортрет:

«…в углу, внизу, едва заметное сквозь муть стекла, нам навстречу встаёт чьё-то напряжённое, рассёченное на лбу мучительной складкой мужское лицо. Узнаем: Серов!».

Вероисповеданием в данном случае выступает то, что я много-много его картин истолковал как импрессионизм, понимаемый мною, может, для кого-то слишком заострённо: хвала абы какой жизни. Я очень много картин импрессионистов, признаваемых другими в таком качестве и вообще-то не признаваемых, истолковал именно так. И довольно непротиворечиво.

Трудность заключается в том, как быть с картиной – того же Серова – не поддающейся такой интерпретации. И портрет Гиршман как раз такой. Я признался, правда, в своём пролёте с ним.

Но, чувствую, что с обнаружением для меня этого вот автопортрета, талмудическая моя сущность станет натягивать хвалу абы какой жизни и на эту вот, у Гиршман, жизнь в роскоши.

И первая мысль – тайная несчастливость этой Гиршман в браке, выраженная Серовым просто множественной чернотой...

14 мая 2022

Инна Айрапетова

Повесть «Ракурс»

– Что такое? Почему вы на меня так смотрите? – испуганно спросила акушерку недавно родившая Анна.

Врач вздохнула и произнесла:

– Белой вороной ваш сын будет. Вы уж простите.

– Что вы имеете в виду?

– Альбинос он.

– Надо же, – удивлённо произнесла Анна. – Ну и что? Главное, жив. А что плохого в белом цвете?

– Похоже, не знаете вы всех тонкостей. В школе на уроках биологии, наверное, не говорили.

– Говорили. Вскользь.

– В общем… отказаться не хотите?

– Издеваетесь?!

– Извините, нас просто вынуждают такие вещи говорить… Он инвалидом может быть, понимаете?..

13 мая 2022

Сергей Жуковский

Рассказ «Язычество»

...Нет, язык – не язычество. Хотя само слово «язычество», собственно, и происходит от слова «язык», которое раньше означало «народ». И – не Перуны со Стрибогами, Купалами, масленицами да Кикиморами. Язык – конечно, русский, и никакой иной – который ты слышал ещё до своего рождения в материнской утробе, он тебя баюкал, нежил, лелеял. Этим же русским языком ты задышал, когда выполз на божий свет, хотя ни единого слова тогда не понимал, но, быть может, ещё свежим, пульсирующим родничком на темечке мутно осознавал, что это тёплое, журчащее, нежное – твоё родное, и эти два расплывчатых звучащих пятна вместо лиц – родительское, явное.

Славянское язычество, кстати, вообще делило мир натрое: явь, правь и навь. Явью назывался реальный мир, где мы пребываем. Правь и навь – две стороны мира загробного, куда попадает душа человека, которая равнялась личности человека, а не была некой абстрактной искрой, дарованной богами. В правь попадали те люди, которые жили по совести, а вот навь – пристанище злых душ или тех, кто так и не смог обрести покой. Технически попадание в навь не было карой – просто таков был расклад вещей. Ты задышал русским – журчащим, свежайшим, нежнейшим – с каждым прожитым днём всё более и более осуществлённо-одушевлённо: вещи, явления, предметы, птицы становились живыми, едва именовались языком. Стол, гроза, вилка, синичка, ночь, кошка обретали словесную плоть, отчего язычок восторженного бутуза от наслаждения прилипал к нёбу, а детская улыбка была воплощением этого наслаждения. Да, где-то уже на первом году земной жизни ты стал упиваться русским языком. Не ведая – почему. Не зная всех смыслов слов – смыслов явных или тайных. А ближе к отрочеству это младенческое упоение стало полноводным, как река во время весеннего разлива: ты просто растворялся в язычестве Гоголя; разреженный воздух Пушкина понуждал тебя дышать чаще и глубже; а цветная полифония Набокова представляла собой постоянно меняющиеся узоры калейдоскопа.

– Азъ, буки, веде, – говорила древнерусская азбука, – Глаголь, добро, есте, живите зело, земля, иже како люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твёрдо, укъ, фертъ, херъ, цы, черве, шта, ъра, юсъ. яти.

В современном переводе это звучит так...

12 мая 2022

Лачин

Заметка «Давайте вспомним имя героини»

...Когда распался Союз, что нам стали внушать СМИ, либерасты и дерьмократы? Что пытки стерпеть невозможно, герои Великой Отечественной – всё ложь, «советская пропаганда», а человек есть слабак. Тогда же в нашу жизнь ворвалось голливудское кино, с его любимой фразой: «Не строй из себя героя!». Слово «герой» превратили в ругательство, то бишь герой – это не герой, а сумасшедший или идиот, строящий из себя героя. (Об этом хорошо и подробно писал Эдуард Лимонов в «Дисциплинарном санатории» – кажется, в связи с Юкио Мисимой). И мы почти забыли, что необязательно быть просто дерьмом, или дерьмом, строящим из себя героя. Есть третий вариант. Быть героем...

11 мая 2022

Игорь Герцев

Рассказ «Последняя бабочка лета»

...Я провёл уже десяток абсолютно бесполезных дней, заполненных постоянным движением, – переезжал из города в город на поездах и автобусах, часами бродил по старым городам, пытаясь представить, какими они были до Мировой войны. Я старался замечать отличия и впитывал запахи – ведь ничто так не превращает картинку в образ, как её связь с запахом; кажется, ещё Марсель Пруст писал об этом. Я находил контакт с «гением места» и пытался с ним разговаривать. Позади остались Прага, Нюрнберг, Гейдельберг, Ганновер и Гамельн.

Но почему я снова назвал эти дни бесполезными? Что значит польза вообще? Как можно оценить прошедший день с точки зрения пользы? Оценить прошедший день можно только с точки зрения ощущений, которые ты пережил, состояний сознания, ставших доступными тебе в этот промежуток времени.

В моей голове вращался дикий калейдоскоп, в котором воспоминания и переживания крутились с бешеной скоростью и в момент внезапной остановки замирали, складываясь в чудесные сюрреалистические картинки. Я вспоминал, как в детстве часами мог лежать с калейдоскопом в руках, медленно вращая его и зная, что ни одна из комбинаций никогда не повторится вновь. Поэтому, когда меня спросили, не хочу ли я съездить в Бремен, я, не раздумывая, ответил согласием...

10 мая 2022

Владимир Захаров

Повесть «ЭПОС»

...Мы с Викой живём в одной из семи башен Града на холме. Возведение его началось одновременно с началом эксперимента. Башни напоминают исполинские хрустальные сталагмиты. Располагаемся мы на сороковом этаже, и когда подлетает транспорт доставки, то его ещё долго не разглядеть за облачной взвесью, раскинувшейся за панорамными окнами.

Закуривая, всматриваюсь в небесные кущи. При «переходе» я заканчивал филфак, а Викуля поступила на химико-биологический. Казалось бы, такая незначительная разница в возрасте, что и говорить не о чем. Да? О, нет. Эта разница, что пропасть. Помните… та-та-та… и человек, как сирота бездомный, стоит теперь и немощен и гол, лицом к лицу пред пропастию тёмной… Я тот человек.

Лазоревый корпус выныривает из-за горизонта, словно батискаф из колышущихся океанских вод. Развеяв пелену спорадическими вспышками двигателей, заложив вираж, с потусторонней стрекозиной грацией планирует к нашей террасе. Кажется, что транспорт доставки и есть колесница Гелиоса – солнце развозящая. Лоснясь, солнце стекает маслом с его сопел.

По всему миру выбрали несколько тысяч человек. Настаивают, что выборка была случайная, но я в это не верю. Ежедневно бывая на улицах Града Небесного, всматриваясь в безупречные лица «вечных», в их юные, но мудрые глаза, я не могу допустить случайность выбора. Что там говорить, я сплю с воплощённой богиней, пятнаю её идеальную попку жалкими синяками. Нет, не верю в случайность...

9 мая 2022

Олег Золотарь

Рассказ «Порядок»

...«Порядок ругают многие, но в то же время они умудряются при этом Порядке жить!» – говорил Картонь под осторожные вздохи закипающего чайника.

Шкетов всегда чувствовал в этой фразе что-то очень странное. Как будто ложь и правда сплелись в каком-то диком танце, от которого волосы на голове вставали дыбом, а ноги склонялись перед неудержимым желанием пуститься вприсядку.

Возможно, дело было в том, что Порядок был установлен ещё до рождения Шкетова, и всё, что выходило за его рамки, оставалось для самого Шкетова бескрылыми мечтами. Чем-то вроде прочитанной книги о пиратах, после которой некоторое время ощущаешь себя лихим одноногим удальцом, но, хорошенько осмотревшись по сторонам, с разочарованием замечаешь, что все вокруг так же одноногие, а твоя шхуна слишком похожа на крохотную кухню, в которой роль сундука с сокровищами отведена холодильнику, а роль парусов – вывешенному для просушки белью.

Сам Картонь не трудился объяснять тайный смысл своей фразы Шкетову, а на любые просьбы молодого тогда специалиста всегда отвечал одно и то же: «Чем позже ты это поймёшь, тем лучше!».

Но не понимал этого Шкетов даже сейчас, пробираясь вдоль забора и сверяя каждый шаг ударами своего сердца. Приближался тот самый поворот в переулок, а вместе с ним и момент холодящей душу истины...

8 мая 2022

Владимир Мурашов

Эссе «Русский Гамлет»

Как объяснить отношение Пушкина к Морейской колонне? Он не замечает её. Колонны как будто и вовсе нет.

Но Морейская колонна стоит на прежнем месте. Это факт. Приезжайте в парк и потрогайте.

А может, во времена Пушкина колонны не было? Всегда была, и вдруг не стало.

Дело в том, что в правление императора Павла из дворца и Екатерининского парка увезли многие ценные предметы. Какие-то из них стали украшать дворцы Павла Петровича, что-то вернули на прежнее место, кое-что безвозвратно пропало. Среди предметов пропавших и затем вернувшихся вполне мог быть и такой громоздкий экспонат, как Морейская колонна.

Автор кратко описывает правление Павла, его указы, общественную обстановку, а также положение лиц, которые могли иметь отношение к судьбе Морейской колонны.

7 мая 2022

Валентин Баранов

Пьеса «Ленинградский мост»

...Мия. Тогда давайте у него спросим, как он относится к современной литературе? Нам же, в тему.

Виталик (гордо). Вы напросились. Вот скажите, почему раньше писались толстотомные романы? Нет, вам говорить не надо, я вам скажу. Но прежде всего, я познакомлю вас со своим открытием. Как-то я задумался и, на основе расширения вселенной, вывел формулу ускорения времени. То есть, те же минуты стали пролетать быстрей. Это значит, что тридцать лет жизни древних греков равняется столетию нашей. Вывод – жизнь стала короче! Только категорически прошу никому не говорить, иначе пенсию поднимут лет до восьмидесяти. С другой стороны, как тактильно долго тянулось время, за счёт исключительной малочисленности событий, как тоскливо длились дни. И, конечно, нужны были бесконечно удлинённые романы. А ныне! Когда, вообще, читать эту прозу! Зачем эти бескрайние сюжеты? Жить некогда. Народ торопится, чувствуя краткость присутствия, получить кайф. Кайф – вот что главное ныне! Иначе, зачем этот бокал коньяка?

Нина Александровна. Какая безупречная логика! Не зря этой логики мне хотелось бояться всю жизнь. Впрочем, то, что жизнь несётся всё быстрей, мне понятно без всякой формулы.

Виталик (с вызовом). Простите: бояться логики?

Нина Александровна. Да.

Виталик. Кажется, я впервые чего-то не понимаю.

Нина Александровна. Когда-то надо чего-нибудь не понимать...

6 мая 2022

Елена Ханина

Сборник стихотворений «Один из ста»

Один из ста знакомых мне землян
За друга жизнь отдаст в жестокой схватке,
И за страну, которая в упадке,
Не предпочтёт Берлин российской Вятке,
Поспешно собирая чемодан.

Один из ста не думал о зарплате,
Достаточность, не роскошь, не бриллиант,
На полке книжной Гёте, Фромм и Кант,
Чужим успехам бесконечно рад,
Прочь лишнее, в почёте слово «хватит».

Лишь одного не хватит никогда –
Любви к семье, к стране и к незнакомым,
К старушке на скамеечке у дома,
К ручью, поляне, к аисту, парому.
Таких немного... лишь один из ста...
5 мая 2022

Художественный смысл

Критическая статья «Крах всех догм?»

...Честил отступившую революцию он вместе с Малевичем… А тот сознательно стал анархистом. А анархизм давно скатывался в силовой путь к коммунизму.

Что если Матюшин агрессивно поругать отступившую революцию вместе с Малевичем согласился, но почувствовал, что ему с силовиками не уютно?

Ему роднее не разрушение, а созидание. Впереди брезжило его «Расширенное смотрение».

Увидеть то, что никто не видит – вот интерес! А все перестали видеть мирную анархию. (Вы уж, читатель, простите мне итоговое сведение истории духа к социальному. В этом я – марксист. Не во всём же Марксу быть не правым, как нынешняя либеральная мода требует.) Социальное, которое никто, кроме одного художника, ещё не видит, в случае скорого будущего усиления пока невидимого называть принято реализмом. (Реализм иначе можно назвать мудростью {а натуроподобное рисования под реализм подделывающееся – глупо и есть околоискусство}.) Но что если скорого будущего усиления социального явления как раз не предвидится? А видится только не скорое, очень не скорое...

Тогда и получается Матюшин! Похожий на теософа. Но не теософ...

4 мая 2022

Литературная критика

Критическая статья «Трудный путь искупления»

Автор: Марианна Марговская

 

Историческую повесть Юлии Рубинштейн «Сто двадцать восьмой пикет» можно назвать подробнейшим экскурсом в советское прошлое – со всеми его бытовыми и социальными подробностями, межличностными перипетиями, трагическим отпечатком сталинского периода и, разумеется, характерным «скелетом в шкафу», вокруг которого и строится основная интрига повествования. Перед глазами читателя разворачивается многостраничная семейная сага, которая охватывает полувековой период нашей страны и судьбы нескольких поколений, отражённые в образах членов одной фамилии. Молодой отпрыск рядовой питерской семьи инженеров, студент-железнодорожник Андрей Щемилов в начале 2000-х годов внезапно узнаёт страшную семейную тайну, которую родители с самого детства скрывали от него и его младшей сестры Лиды: их дед по мужской линии, ветеран Ленметростроя Андрей Яковлевич Щемилов, которого они считали давно погибшим, возможно, всё ещё жив…

3 мая 2022

Владимир Зюськин

Критическая статья «Реализм как единственный художественный метод»

...Однако случилось так, что российские писатели всё же принесли мечты в жертву словесной игре. Мутный поток бессмысленных виршей хлещет со страниц журналов. И попробуй сказать об этом! Заявят, что ты не способен понять гениальный замысел автора. Но во все времена искусство, так или иначе, моделировало мир и главным, а по сути дела, и единственным художественным методом оставался реализм. Свидетельство тому – классика. Все другие литературные направления – подобны разноцветным бантикам на коробках с тортами. Талантливые поэты: символист Блок, акмеист Гумилёв, имажинист Есенин, футурист Маяковский – по большому счёту, реалисты. Потому и остались в памяти народной. Большинство же других авторов названных направлений, образно говоря, коробки, на которых есть бантики из ленточек соответствующих цветов, а торты в них – муляжи...

2 мая 2022

Лачин

Критическая статья «Жанна д’Арк, Милла Йовович и Космодемьянская»

О Жанне, ну той, бессмертной, снято около 90 фильмов. Большинство из коих лучше бы не сняли вообще. А лучше бы вообще ни один, кроме как с Миллой Йо́вович («Посланница: История Жанны д’Арк», 1999 г.). Объяснимся.

Внешность Жанны неизвестна. Неизвестно даже, была она светло- или тёмноволосой (а французы единственный крупный европейский народ, среди которых одинаково распространены и те и другие, и потому по теории вероятности тут тоже ничего не скажешь). Известно лишь, что была не крупнотелой, и довольно стройной. Поэтому нет смысла вычислять, кто из актрис более подходил по внешности. Дело в ином.

Дело даже не в актёрском таланте. Он первостепенно важен, конечно. Но здесь речь идёт об одной определённой роли. И даже великая актриса может на неё не подойти.

Дух. В современной лексике говорят ещё так: «энергетика». Дух Жанны. Главное – его передать. Передали. Точнее, передала. Не понявшие этот фильм (его вообще мало кто понял) иронизируют над тем, как бесновато ведёт себя Йовович в роли Жанны, мол, истерична, издёргана.

В результате Йовович получила «премию» «Золотая малина» как худшая актриса.

О, идиоты...

1 мая 2022

Виктор Парнев

Пьеса «Тотальная ревизия»

...Под конец приводится его письмо пасынку Харальду Квандту, это сын Магды Геббельс от её первого брака. Он уже взрослый, в отличие от их общих пятерых детей, которых они с Магдой убили, перед тем как убить самим себя. Так вот, Геббельс пишет Харальду нечто вроде политического завещания, просит его не терять веры и твёрдости духа. Пишет, что, вероятно, они больше уже не увидятся, и вот что ему завещает (листает книжку, находит в конце её нужное место):

 

«Ложь в один прекрасный день рухнет, и над ней снова восторжествует правда. Это будет час, когда мы будем стоять над всем миром чистыми и незапятнанными, какими всегда были наша вера и наши стремления. Гордись тем, что принадлежишь к семье, которая до последнего момента осталась верной фюреру и его чистому, святому делу».

 

Замолкает. Стоит с растерянным и грустным видом. Сокрушённо разводит руками. Подходит к музыкальному устройству, переключает в нём что-то. Звучит оркестровая пьеса «Сумрачное настроение» (Mood Indigo) Дюка Элингтона.

 

Умнюхин (с печальным сарказмом). Чистое, святое дело фюрера… И придёт час, когда они будут стоять над всем миром чистыми и незапятнанными… Сильно сказано. И страшновато. И ведь он вполне уверен, что придёт такой час… Неужто он действительно придёт? А в некоторых обществах и странах он, как говорят, уже приходит. Боже, боже… Охрани нас и спаси от этих чистых и незапятнанных душегубов с их идеями, с их символами и, главное, с их ненавистью ко всем, кто сомневается в их чистоте и незапятнанности...

517 читателей получили ссылку для скачивания номера журнала «Новая Литература» за 2024.02 на 29.03.2024, 12:14 мск.

 

Подписаться на журнал!
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru

Нас уже 30 тысяч. Присоединяйтесь!

 

Канал 'Новая Литература' на yandex.ru Канал 'Новая Литература' на telegram.org Канал 'Новая Литература 2' на telegram.org Клуб 'Новая Литература' на facebook.com Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru Клуб 'Новая Литература' на twitter.com Клуб 'Новая Литература' на vk.com Клуб 'Новая Литература 2' на vk.com
Миссия журнала – распространение русского языка через развитие художественной литературы.



Литературные конкурсы


15 000 ₽ за Грязный реализм



Биографии исторических знаменитостей и наших влиятельных современников:

Алиса Александровна Лобанова: «Мне хочется нести в этот мир только добро»

Только для статусных персон




Отзывы о журнале «Новая Литература»:

24.03.2024
Журналу «Новая Литература» я признателен за то, что много лет назад ваше издание опубликовало мою повесть «Мужской процесс». С этого и началось её прочтение в широкой литературной аудитории .Очень хотелось бы, чтобы журнал «Новая Литература» помог и другим начинающим авторам поверить в себя и уверенно пойти дальше по пути профессионального литературного творчества.
Виктор Егоров

24.03.2024
Мне очень понравился журнал. Я его рекомендую всем своим друзьям. Спасибо!
Анна Лиске

08.03.2024
С нарастающим интересом я ознакомился с номерами журнала НЛ за январь и за февраль 2024 г. О журнале НЛ у меня сложилось исключительно благоприятное впечатление – редакторский коллектив явно талантлив.
Евгений Петрович Парамонов



Номер журнала «Новая Литература» за февраль 2024 года

 


Поддержите журнал «Новая Литература»!
Copyright © 2001—2024 журнал «Новая Литература», newlit@newlit.ru
18+. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-82520 от 30.12.2021
Телефон, whatsapp, telegram: +7 960 732 0000 (с 8.00 до 18.00 мск.)
Вакансии | Отзывы | Опубликовать

Поддержите «Новую Литературу»!