HTM
Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 г.

Архив публикаций за май 2020

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018  2019  [2020]  

январь   февраль   март   апрель   [май]   июнь   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь  


31 мая 2020

Атом Градов

Поэма «От Днепра до невских топей»

Вейтесь, струги, бейтесь, други!

Днепр – упругий цуг пружин.

Не прожить без битв подпруги

Дружной верности дружин.

 

Битва есть духовный стержень,

В ней, как в бунте, все равны:

«Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны...»...

 

Не царями, не ферзями –

Рокировками ладей

Пеших мцырей с фирюзями

Гонит по миру халдей.

 

В тёмных трюмах чернь – в остроги.

Страже мзда – вина бадья...

Сквозь бурливые пороги

Пробирается ладья.

 

Скрип уключин! Ключ личина

Проглотила от бадьи.

Тянет грешников пучина

С домовиною ладьи.

 

Чаши – выше! Чащи пущи

Льнут к скалистым берегам.

Волны гуще. Ветры пуще –

Не прильнуть к оберегам.

 

Меж погостов стонет роща

От кикимор колдовства.

Тут бы в помощь Пирогоща –

Супротиву естества!..

30 мая 2020

Владимир Зюськин

Сборник стихотворений «Водолазы памяти»

Талант – разновидность проклятья.
Однако не всех на распятье
Судьба обрекла. Прошмыгнули
Иные… к петле или к пуле.
29 мая 2020

Сергей Литяжинский

Рассказ «Красный журавль»

...Михей онемел. Слушал со страхом.

– Вот у тебя – есть мысль, что можно жить по-другому? Не как стервятник или падальщик, а как созиждетель и гражданин нового мира, где в голову никому не придёт, что человек может быть голоден или, напротив, сверх меры тучен. Где каждый понимает, что собственность это камень на шее свободы. Ваша воля казацкая это набитые добром сундуки. Это мелкобуржуазное представление о счастье. Плохо вас попы учили: не добром единым жив человек! Не вняли вы им. Может, советской власти внемлете?

Михей достал кисет и стал сворачивать козью ножку. Хорошо говорил попутчик сначала, интересно, а теперь правда из него полезла. Цельно, конечно, в самую точку. Но застыдил чересчур. Михей протянул кисет попутчику.

– Я бросил, после второго ранения. Не хочу кровью харкать.

– На германской?

– На германскую я не вернулся с отпуска. Это с Екатеринославщины, от махновцев.

– Можешь не верить, но мыслей у меня самого таких много бывало. Добро, оно как водка, одного стакана никогда не хватит. Второй, третий, а там уже выноси святых. Но если это природа наша, да что там наша, человеческая природа, каинская. Церкви Христовой, почитай, две тыщи лет, а ничего она с Каином в человеке не сделала.

– А мы сделаем.

– К стенке Каина поставите? Смотрите, стенкой той сердце человеческое будет.

– А у нас выхода нет. Либо мы его, либо он нас...

28 мая 2020

Ыман Тву

Рассказ «Девица»

Не пожелала девица ни овчины боярской, ни секиры царской. Подалася в мир, в чернь, потроха, в искупление. В грязь подалась. Мало ли – глядишь, там чего и сыщешь. Там своё междолетие, свой нрав. Пропасть там девице немудрено, да в покоях царских и вовсе – неминуемо.

Можно было и в монастырь, пустошь, да не захотела. Отродясь веры не чуяла, роскоши тленной не чуралася. «Обосрусь, а до неба достану!» – чаялась в юности. Одумывалась после. На небо – нельзя! На небе – царь! Узрит – посечёт! В забаву превратит, да только длинна ли царя забава? Посему и осекалась, запечалилась. Ну да ведь без покаяния. От бессилия смирялась, не от веры. Тут уж не в монастырь, а в избу горькую, в забытьё питьевое. Да и туда нельзя – изведут, растлят, надругаются. А красива...

27 мая 2020

Художественный смысл

Критическая статья «Существует ли идейная безыдейность?»

Сегодня я прочёл фразу: «Хорошо ещё также то, что позиция Попова нарочито безыдейна. На фоне свихнувшегося, поно́сящего идеями мира она смотрится вполне симпатично», – и решил возразить. Потому что вчера пробовал читать этого Попова. Стало противно, и я бросил. Но я-то бросаю читать последнее время зачастую оттого, что мне противен именно понос идей в произведениях, молчаливо считающихся художественными. А по-моему (по-эстетически-экстремистскому) художественно только то, что движимо было подсознательным идеалом автора (проявляющимся в текстовых следах этого идеала). Всё остальное (считающееся) – всего лишь эстетично (экстраординарно), ибо – от сознания. Художественное, по-моему, может и должно быть эстетичным, а эстетичное запросто может художественным не быть при таком подходе. Колыбельная, например. Её экстраординарность, в частности, в монотонности. Сознанию и баюкающего, и убаюкиваемого дано переживание сонности. Происходит усиление знаемого переживания. И нет, кстати, идейности. Но вот в том-то и перец, что в наше время, время третьей мировой войны, гибридной, в том числе информационной, есть очень много произведений, движимых осознаваемой идеей. И произведения Р. Попова из них. Они движимы идеей, что мир – плох и это отлично. Сатанизмом движимы произведения Попова...

26 мая 2020

Константин Лукановский

Рассказ «Понимание»

...Виктор опустил руку и спокойно, настолько спокойно, что даже сам удивился, произнёс:

– Не кричите, – он понимал, насколько по-идиотски в данных обстоятельствах звучит эта просьба, но он не любил, когда люди кричат.

Мужчина посмотрел прямо в лицо Виктора.

– Я ничего не мог сделать! – снова повторил он. – Я не виноват, понимаете?

Виктор смотрел в глаза человеку, которого, как он точно знал, через несколько часов жестоких пыток ему придётся убить. Виктору было искренне жаль его, однако он практически ничего не мог для него сделать. Кроме одного. И он ответил. Честно и настолько откровенно, насколько это было вообще возможно:

– Я понимаю...

25 мая 2020

Дмитрий Зуев

Сборник рассказов «Караван-сарай»

...Три дня Парри не спал и смотрел ТВ, каждую секунду ожидая остановки своего сердца. А на четвёртый у него начался алкогольный психоз. Как говорила его маманя, «белочка», или «nutrat». Nutrat – то бишь «ореховая крыса». Он оценил это остроумие только теперь, когда знал, как и она, оба языка. Но тогда ему пришлось несладко.

На панели телевизора не было кнопок. Нельзя было ни убавить звук, ни выключить ящик. А какие-то ублюдочные фанаты группы ABBA заказали сто раз подряд эту песню, скинув в складчину тысячу эсэмэсок на Bridge.TV. Через несколько часов, когда он начал бредить, на пороге появились две долговязые солистки группы ABBA. Он запомнил только, как Агнета Фельтског подошла к нему, потрогала его лоб сухой и твёрдой ладонью, а потом дала ему по губам, со словами «в какой ты партии?». Анни-Фрид Лингстад в этот момент сидела в углу комнаты и мочилась прямо на пол, не стягивая с бёдер узких лайковых штанов. Видно было, что её что-то беспокоит, но Парри не стал предлагать бедняжке свою помощь. О чём пожалел потом ещё не раз.

Так как Агнета стала заходить к нему с тех пор каждые два часа и читать вслух огромную русскую книгу, где слова вообще не были собраны в предложения. Потом дело дошло до истории, потом до философии. А через два месяца Парри пришёл на экзамен в кампус Брауновского университета и поступил, заняв единственное грантовое место на своём курсе. На вступительном экзамене он не услышал ни один из голосов преподавателей. Ему даже не успели задать вопрос. Он вошёл в низенькую аудиторию корпуса, который достался кафедре от Род-Айленд-Холла, и от двери начал говорить. В конце его двухчасовой лекции преподаватели аплодировали ему стоя...

24 мая 2020

Яна Ка'ндова

Миниатюра «Маска идиота»

Улыбка идиота с лица не сходит никогда. Видя впервые, люди недоумевают порой: Как можно быть таким идиотом! – не вслух, конечно, – про себя. И тоже начинают улыбаться тебе, почти искренне, даже забывают о своих проблемах, думая: Не всё так плохо на земле – вот ведь, идиот, смеётся. Блаженным море по колено. И нравишься ты им беспредельно – людям сознательным, серьёзным. Тянутся к тебе люди, – ведь что-то есть в тебе...

23 мая 2020

Лачин

Рассказ «Кара»

...В руках держал себя три года, и снова облепило ужасом, когда спросила невзначай: пусть не удивляется вопросу, ему… никогда не хотелось… сделать ей больно? Ударить? Нет, нет, никогда, шептал он в страхе. Зачем спросила? Узнаёт, подозревает? Достоевщина.

О ты, ненавистный, отстань от нас, отыди, ты ведь раз уже изгадил ей жизнь, да и мне тоже, ведь я – не ты, это было наваждение, прими забвение от нас.

Так шептал он себе три недели, а потом его раздавило запиской: она уходит, пусть простит...

21 мая 2020

Ыман Тву

Рассказ «Балалай»

...Устюгова умиляла та непосредственность, с которой Вера тонула в своей детской стеснительности, наряду с детскими же попытками эту стеснительность преодолеть. Отчасти Веру в этом можно было даже понять – поди разбери молодой девушке-балалаечнице, чего этим прожжённым балалаечникам в старом Volvo от неё надобно? Может, действительно руку товарищества протянуть хотят, может, в постель затянуть, а может, у них одно неотделимо от другого. Об инструментальных ансамблях ходит множество всяких неприглядных слухов, и, как знал Устюгов, далеко не всегда безосновательных. Правда, о главной опасности предупредить её, разумеется, никто не мог.

То, что балалайка не должна угнетать личность самого балалаечника, Устюгов понял уже давно. И тот факт, что Вера попала под агрессивное влияние своего инструмента, он заметил сразу, буквально с первого взгляда. Уверенная в частностях, но совершенно потерянная в целом, Вера выделялась среди остальных балалайщиков и балалаечниц прежде всего тем, что ничем из них не выделялась. А для молодой и симпатичной девушки всё это сулило серьёзные проблемы в самом недалёком будущем…

18 мая 2020

Художественный смысл

Критическая статья «И никакого шаблона»

...А эта сезанновская вещность как-то здорово общее место среди искусствоведов. Вот, как его отрабатывают на этой картине:

«На картинах Сезанна кажется, что изображённые фигуры как бы раз и навсегда остаются в строго отведённом для них месте».

И дальше там ля-ля про гармонию человека и природы.

Я, сколько ни внушаю себе, не могу себя заставить согласиться с этим. Я готов согласиться, что облака тут оцепенели. Что странно.

Странно и другое: откуда солнце светит?..

17 мая 2020

Михаил Ковсан

Повесть «Кара-н-тин»

...Каждый от мора спасался как мог. Одни – молитвами тихими, громогласным сексом – другие, третьи – продолжительным сном и приятными сновидениями, четвёртые – бесконечной едой: не зря туалетной бумагою запаслись, темно и вяло пророчили пятые, жёстко блажили шестые, седьмые стремились смахивать на манекены, стремившиеся походить на людей, хоровым пением на балконах спасались самые голосистые, завсегдатаи баров, а также когдатошних рюмочных, пышечных и пирожковых ввиду их закрытия, затоварившись, удирали на берег, на дикие пляжи, пугая местную фауну, флору – вытаптывая, от безделья сутенёры своих подопечных до полного отвращения тренировали.

Кстати, заметить. Олимпийским богам страсти земные были по барабану: никакой борьбы божественных самолюбий, одни безразличны к мору, к людям – другие.

Обнародованные результаты исследования подтвердили догадку (она была ужасной, и о ней долго предпочитали молчать): подхватывая заразу, но не болея, дети распространяли поветрие, заражая взрослых, тем самым их убивая. При этом был развеян миф об особой детской любви к бабушкам-дедушкам: те были их первыми, значит, наиболее желанными жертвами.

Время ужасное наступило: ни футбола, ни пива, ни концертов поп-музыки, ни семечек, ни кино, ни попкорна; ужасное время: книги стали читать, порой над прочитанным думать от нечего делать, даже иногда карманный формат на переплёт твёрдый менять.

Что из этого выйдет? Что произойдёт? Чем это кончится?..

13 мая 2020

Гости «Новой Литературы»

Интервью «В стране искусств, страданий и чудес: Пётр Красилов»

Беседу ведёт Вера Круглова

 

...– Современные драматурги так и поступают: берут известные романы и переделывают их в пьесы, несмотря на то, что есть произведения, которые изначально писались для театра. Остаётся, как вы говорите, одна линия. Чем это оправдано?

– Нашими сомнениями. Мы, люди сцены, перестали верить в то, что зритель может смотреть серьёзные произведения. Слушать внимательно. Авторы и постановщики боятся неприятия. Тишины в зале. К сожалению, эта война с мыслью длится давно, лет двадцать. Мы за это время потеряли огромное количество зрителей и скатились туда, где сейчас находимся.

– Это и пугает. Есть ощущение, что театр обеднел, оскудел и не ведёт зрителя за собой, а наоборот, подстраивается под нежелающую думать публику. Театр уже не храм искусства, а демонстрация такой же обыденной жизни – только на сцене.

– Надеюсь, что так происходит не везде, но тенденция эта есть, к сожалению. И она мощная. Я за то, чтобы театр был разным. Но мы при этом должны не упростить всё для зрителя, а наоборот, сделать так, чтобы он – сознательно! – знал, на что идёт. Понимая, что предстоит посмотреть и для чего ему это нужно...

12 мая 2020

Ольга Карперка

Поэма «Поэма о Неприкаянном»

...В храме душно.

Плавится сознание от вони,

Как свечи за упокой,

Вокруг раздаются стоны.

В такой светлый праздник и ни одного светлого лица!

Смотрю на тихие

Грозные

Образа.

Сторожат.

Иисус распят.

Никто не видит, что он тоже страдает!

Хоть бы один вызвался ему помочь:

Снять с креста,

Проявить хоть раз и к нему любовь

За бессмысленные мучения.

Я ненавижу изображения

с распятым Христом!

Будто насильно его удерживают:

«Нет, ты послушай, нам тоже плохо!

Нам тоже больно!

Виси и внемли!

Виси и внемли!»

До тех пор будут полыхать земли, тонуть города и гнить народы,

Пока мы не дадим свободу тому,

Кому не привыкли давать.

Хочу жечь и разбивать

все изображения с распятым Христом!..

11 мая 2020

Гости «Новой Литературы»

Интервью «Кто такой Рахман Попов?»

Беседу ведёт Дмитрий Зуев

 

...– Что нужно делать, чтобы «писалось»? Каким нужно быть? Холостым? Безработным? Успешным? Неудачником?

– Я могу говорить только от собственного имени. Так вот, чтобы писалось, нужно быть нервным.

– Вот вам говорят: ты – талант, издаём книгу рассказов, прочти пару лекций в университете, открой литературные курсы. Идеальный расклад?

– По мне так нет ничего отвратительнее литературных курсов. Вершина бессмысленности и даже вредоносности. Учить писать человека, не имеющего и капли дарования – подло. Лучше ему голову пробить, так будет честнее, да и, возможно, пойдёт на пользу. А тот, в ком есть искра, сам поймёт, как правильно расставлять слова. Относительно же идеального расклада, то он таков – дайте денег и оставьте меня в покое. Наедине с клавиатурой и монитором...

10 мая 2020

Художественный смысл

Критическая статья «Кривда Шаламова, или Есть левые и левые, а ещё «новые левые»»

Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн начинать писать, злясь ещё до того, как вошёл в курс дела. Энергия нужна для затравки. Я ж себя знаю: я упорствовать не стану, если окажется, что он в чём-то прав. Мой-то бог – истина. А Быкова – так я думаю – целесообразность. С другой стороны, он, помимо своего нечутья к ЧЕМУ-ТО, словами невыразимому (за что я его и критикую), колоссально эрудирован (в отличие от меня). И я могу просто пользоваться им, как стартом, когда мне нечем заняться и скучно.

В этот раз он меня запустил ответом на вопрос: «Каким правилам подчиняется человек, выломившийся из системы социальных отношений?»

«…мне трудно найти художника, который выломился бы из общества и соответствовал своим критериям… Шаламов соответствовал своим критериям, жил и умер в соответствии с ними. Одну слабину допустил – отрёкся от «Колымских рассказов»…».

Пожалуйста. А я не знал, что он отрёкся.

То не важно, что на самом деле, как оказалось, он не отрёкся (тут Быков опустился до простого вранья)...

7 мая 2020

Лачин

Рецензия на фильм «"Соломенные псы", фильм о Великой Отечественной соломенного пса Рода Лури»

О Великой Отечественной в художественной литературе и игровом кино написано и снято много познавательного. Особняком стоят три произведения: два рассказа – «Мексиканец» Джека Лондона и «Парк Победы» Дмитрия Зуева – и фильм «Соломенные псы» Рода Лури. По трём причинам – 1) их авторы умерли до или родились после Великой войны, и сами вообще не воевали, 2) никто или почти никто не понял, о чём они написаны-сняты (в частности, минимум двое из самих авторов), 3) время и место действия в них не связаны с Великой Отечественной. При этом по сравнению с «Мексиканцем» никто не смог написать-снять на эту тему нечто более верное, с «Парком Победы» в этом аспекте мало кто сравнится, да и «Соломенные псы» тут далеко не на последнем месте...

6 мая 2020

Светлана Чернышёва

Сборник рассказов «Маленькая Галя»

Есть девочка, которая постоянно попадает в разные истории. Вроде как нечаянно. Девочка Галя с каштановыми косичками и белыми бантиками. Или не с бантиками, а... Никогда ведь не догадаешься, что, кроме бантиков, можно увидеть в волосах у первоклашки. А Галя, она бы не только навязала, но и приклеила. Астры с клумбы, подсолнухи из бабушкиного огорода и воздушные шары с витрины магазина. Иногда пластилин или даже сахарную вату.

И это ещё ничего! Вполне допустимо. А если бы она, к примеру, решила солнышко в волосы вплести, тут уж все закричали бы:

– Ну, что ты, Галя!

И даже погрозили бы пальцем. Так проще всего её успокоить. Или отправить в новую историю. Главное, чтобы она ничего не перепутала...

1 мая 2020

Дмитрий Аникин

Пьеса «Сёстры Муромцевы»

...А здесь такое, дядька, происходит –

недоброе, опасное нам всем,

неясное, что надо задержаться,

всё выяснить, разведать; тут старухи

вразнос пошли, а их стервец Пашутка

наглее всех стал, он чего-то знает,

про наши тайны, планы понимает,

а нам огласка – полный швах, беда;

его купить шли денюжек сюда,

он нам послужит не за честь – за совесть,

но о деньгах, больших деньгах условясь;

он змейкою-ужом туда проникнет,

откуда ждать вестей мы не привыкли;

к тому же на наследство у него

не меньше прав, чем у сестры его...


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

08.11: Художественный смысл. Зависимость (критическая статья)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего яндекс-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за июнь 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2020 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!