HTM
Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 г.

Архив публикаций за июнь 2020

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009  2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018  2019  [2020]   2021 

январь   февраль   март   апрель   май   [июнь]   июль   август   сентябрь   октябрь   ноябрь   декабрь  


30 июня 2020

Денис Антимонов

Рассказ «Ретроспектива»

...Андрюшка отправился спать. Мы с Риммой кое-как загнали его в дом, а сами пошли к пруду. Я разжёг костер, и мы обсуждали недостатки школьного образования. Мне пришлось неуклюже тянуться, чтобы её поцеловать. В ответ я получил нулевое сопротивление, Римма оказалась сверхпроводником. Её не нужно было охлаждать до критической температуры. Она целовалась как лошадь, которая пытается взять у тебя из рук кусочек сахара. Она руководила процессом, я выступал лишь в качестве бикфордова шнура. Ветер то и дело смахивал на нас искры от костра...

29 июня 2020

Лачин

Рассказ «Церемониал»

...Хватай его! Скрутите руки, это же арест. Дайте подзатыльника. Я требую, чтоб никто не смеялся. Поставьте вон сюда, пусть двое держат для порядка. Кричите хором: распни его, распни! Громче! Отнеситесь к этому серьёзно. Теперь сюда; привяжите к столбу и бичуйте, вон этим кнутом. Сильнее. Я понимаю, что вам всё равно, однако уважьте его.

Теперь самое лёгкое, привычное для вас. Оплюйте его. Всё, хватит, это уже слишком. Я же просил, отключите мобильники. Вон венец терновый. Наденьте на него. Теперь разрядка: можете смеяться. Ничего, хохочите, он поймёт по-иному, так, как нужно ему. Пусть возьмётся за эту махину, понесёт на спине. Идёмте за ним. Потерпите, прошу вас, для него это важно. Сделайте злые лица...

28 июня 2020

Владимир Робский

Критическая статья «Рефлексивность Печорина»

Рефлексия как способ планирования и проживания событий: психологический ракурс образа «лишнего человека» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

 

Между 15 октября 1814 года и 27 июля 1841 года прошло неполных 27 лет. По современным меркам это возраст молодости, про представителей которого говорят: «Да еще совсем мальчишка, только начинает кое-что понимать в жизни». Но когда мы читаем «Героя нашего времени», написанного молодым человеком Михаилом Лермонтовым, то возникает ощущение, что текст создал человек, проживший очень долгую и насыщенную событиями жизнь. Да и главный герой, ровесник автора, смотрится гораздо старше и опытнее других персонажей. И объясняется это способностью автора и его героя к рефлексивному анализу того, что происходит не только в сердцах и умах других людей, но и в их собственных душах...

27 июня 2020

Андрей Гончаров

Рассказ «Колбасиада»

Середина зимы. Кажется, эта пора обзывается чем-то новым, человеки говорят что-то вроде: «рож-детство». Странное время, когда летняя жара и засилье злых и сытых их детёнышей, которые так и норовят помешать нашему спокойствию тут, у моря, через неприятную голодную осень с голыми улицами, опустевшими прибрежными кафе, холодным неприятным ветром от мчащихся по дороге грузовиков, сменяется неожиданными церковными колоколами, хором, торговыми рядами на площади и повсеместными ёлками. И, надо сказать, притом что я с опаской отношусь ко многим человекам, они меня волнуют, раздражают, я даже могу сказать, что я их сторонюсь – в эту зимнюю пору на улицах гораздо больше приятных личностей, обнимающихся пар, тут и там распивающих вино, которые более спокойны, чем в летнюю туристическую ажитацию, когда приходится уворачиваться от них и прятаться в тенистых улицах. В конце концов, я тут живу! Это мой дом, да, у моря, мне с этим повезло, но это не даёт вам права так нагло относиться к нам, местным – вы же гости! Я вас боюсь, хотя это вы должны меня бояться.

Я не злюсь, нет. Просто устал от одиночества. Хочется, чтобы обо мне кто-то заботился. Мама рассказывала, что бывает такое, когда питание не приходится ежедневно выбивать с боем, а тебе его просто приносят. Но это было очень давно. И, наверное, только у королей...

26 июня 2020

Художественный смысл

Критическая статья «Игорь Орлов»

У меня проблема. Как сочетать ницшеанство маленьких детей (они центропупы с повышенной ролью «я»-фантастического, это – если б всё было возможно) с ницшеанством взрослых. Взрослые мрачны, потому что весь Этот мир ТАК плох, что хочется вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.

Неужели и для детей окружающий мир очень и очень плох и потому хочется из него вон?

Мне лучше всего помнится в связи с такими вот картинами –

как я, шестилетка, летал в траве боевым лётчиком. Трава была лесом с огромными деревьями. А я пролетал на бреющем полёте и бомбил прячущихся немцев. Ими были муравьи.

Это было в 1944 году в маленьком украинском городе Ромны...

25 июня 2020

Наталья Бабушкина

Сборник стихотворений «Тишина океана»

Воздух свеж, и настырен был выстрел:
У полей, у домов и у листьев
Не отнять проливного дождя.

Эх, какая стрекозья забава!
Расписные стоят облака,
И церквушка свои купола
В звонах первых лучей искупала.
24 июня 2020

Виктор Сбитнев

Критическая статья «Запад есть запад, восток есть восток…»

О поэтическом сборнике костромского графика Владимира Смирнова

 

...Но почти за двадцать лет, миновавших со дня его смерти, я не видел ни одного изданного в Костроме поэтического сборника, сколько-нибудь сопоставимого с этой крохотной беленькой книжечкой, излучающей какое-то особое серебряное сияние! Разумеется, выходили в свет и раньше синтетические издания, сводящие воедино две плоскости обживаемого человеком пространства: плоскость линий и плоскость слов, речевых ритмов и визуальных фантазий. Но ещё никогда это слияние не было столь «неслыханно простым», естественным, органичным, не требующим никаких условий и оговорок. И это несмотря на очевидную непреодолимую дистанцию в поэтическом сознании В. Смирнова – между миром его творческих дерзаний и житейских мелочей, между бестелесным полётом художественного промысла и мозольным шарканьем стоптанных бытом ботинок...

23 июня 2020

Нафиса Губайдуллина

Сборник стихотворений «Апрельское утро»

Переживаю. Линию провожу
от точки до точки.
Катится лунное яблоко за горизонт. И не успевает.
Тает.
Солнце безжалостно растворяет комочки
бессонницы.
Запиваю горечь.
Вытираю грязь.
Заливаю стыд.
От самой себя
не выйти из одиночки.
Разве что за луной по небу проползти.
22 июня 2020

Яна Ка'ндова

Рассказ «Танцующий скелет и отрубленная голова»

...О-Томи появилась на второй день. Она была очень бледна и встревожена. Стала объяснять, что ей пришлось вернуться к хозяйке, но зато они с хозяйкой заключили соглашение: О-Томи может иногда выходить по ночам, если для неё не будет работы.

Ситику топал ногами и кричал, не в весёлом ли доме живёт О-Томи, и требовал сказать ему правду.

Наконец О-Томи не выдержала подобного напора и от обиды из-за обвинений Ситику, утирая рукавом глаза, поведала следующее: живёт она в доме на окраине города, хозяйка дома – старая гадалка и колдунья, она поработила волю многих людей, которые живут сейчас в её доме и исполняют все приказы. Часто по ночам в доме старухи собирается публика: богатые и бездушные люди, которые хотят или погадать, или посмотреть на представление, ведь именно для представления старуха и держит своих слуг, в том числе и О-Томи. Каждый слуга особенный: великан, ростом в семь сяку, женщина-змея, мальчик с двумя туловищами, «мясной человек» – мужчина без кожи, с голыми мышцами и жилами… Какую роль играет в представлении сама О-Томи, она не знает, потому что всегда бывает как во сне, а просыпается, когда уже всё закончено. Но сама она думает, что старуха вселяет в неё какого-то духа, потому что после представления её тело особенно сильно болит.

Затем О-Томи слёзно молила Ситику не предпринимать каких-либо шагов, потому что она находится целиком во власти колдуньи, а та при малейшем подозрении её убьёт, или будет пытать болью, как часто это делает, из-за чего О-Томи и сбегала. Ситику вяло пообещал не вмешиваться, но про себя решил разобраться во что бы то ни стало в этой запутанной и странной истории...

21 июня 2020

Владимир Захаров

Рассказ «Дъждъбог»

C чего всё начинается?.. Когда как. Обычно это сначала чуешь. Нос слышит прежде ушей. В любом случае, надо быть настороже. Прислушиваться. Принюхиваться. Это Света усвоила. До первого стука капель – сладковатый, земляной аромат. Плотный. Влажный. Через поры пропитывающий. Кружит голову. Мутит. Призывает ослабнуть и сдаться.

Накануне весь день к карнизу жесть крепила. Присобачивала. Люша отвлекал. То покормить. То подгузник поменять. Убаюкать. Бегала с электрической дрелью в одной руке и с бутылочкой со смесью в другой. Пару раз запнулась о шнур. Разбила локти. Плакать или смеяться – выбор произвольный. Как и когда в глаза сына всматриваешься. Глаза у Люши большие, серые. Будто одна радужка из-под ресничек. Сумрачный свинец. Только если срыгнёт, или заплачет – вспомнишь, что, несмотря на глаза – младенец. Конечно, младенец, да… да!

Так вот, отвоевала у бомжей несколько жестяных полос. Заприметила у помойки и наперегонки. Коляску вперёд себя толкая, гоня. Чокнутая. Как и успела?

– Это моё! Это по ошибке! Это мне надо! Не ругайтесь! Надо, надо! Я с ребёнком и не сука!

Решение показалось простым и надёжным – закрепить листы вдоль перил балкона. Тогда есть шанс не пропустить начало. Намучалась. Вышло неказисто. И птиц сразу привлекло. Но должно сработать...

20 июня 2020

Художественный смысл

Критическая статья «Грусть-тоска меня съедает»

Я несвободный человек. И это грустно.

Свободным я б был, если б брался писать только о тех картинах, которые мне невольно бросились в глаза.

Я бывал свободным, посещая выставки и музеи. – Почти всегда лишь что-то одно меня останавливало перед собою надолго. Я о том и писал.

А теперь я читаю книгу Манина «Русская живопись ХХ века» (2007). И он же отбирал художников потщательнее, чем отбирало жюри на какую-то выставку в прошлом. Вот я и чувствую себя обязанным высказываться о всех, кого он отобрал.

Почему обязан? – Потому что я обычно с Маниным не соглашаюсь.

А в случае с Кокуриным он и высказал мало, и этот художник очень уж похож на владимирскую плеяду: Юкин, Бритов, Кокурин, Егоров и др. А про первых двух я уже написал. Не слишком, к тому же, разойдясь с Маниным. – Вот мне и грустно. Потому что Кокурин-то меня б на выставке остановил. А тут я обязан...

19 июня 2020

Лачин

Рассказ «Беспощадность»

Осторожно! Оглянись кругом. Горная деревушка. Ухабы, колдобины, непролазная грязь. Вон домишки из камня и глины, запертые, настороженно-безмолвные – в них живут здоровенные мужчины, жгучие усатые брюнеты, обвешанные холодным оружием, недолюбливающие чужаков и пока ещё чего-то выжидающие. Между тем вокруг ни души, и тишина. Не стой на месте! Так ещё тоскливей и страшней. Сплошные подъёмы и спуски, овраги, обрывы, крутизна невозможная и жидкая грязь. Видать, потому и наставили лестниц, шатких, грубо и наспех сколоченных.

Поднимайся. Спускайся. Вверх! Вниз! Бойся свалить ненароком одно из сих сооружений и тем озлобить местных жителей. Ничего, коли сам покалечишься, главное – не раздражать окружающих, ведь чужак, и языка не знаешь.

Это произошло. Это всё-таки произошло. Скорей, скорей приставь её обратно. Быстрей, пока не отворились двери домов! Вот уже показались сверху двое...

18 июня 2020

Гости «Новой Литературы»

Интервью «У Лермонтова есть ещё в запасе лет пятьсот. Интервью с Ольгой Карперкой»

Вступительная статья и вопросы Лачина

 

...Недавно поняла, что не люблю чтение стихов вслух. Особенно, когда читают с интонацией, надрывом, «профессионально». Ученики, стесняясь и запинаясь, испытывают и то больше переживаний при чтении стихов, чем поэты, актёры и проч. Стихи надо читать шёпотом, тихо, а то и вовсе беззвучно, как молитвы о самом сокровенном, ведь и стихи мы знаем наизусть в основном те, где автор может только одной единственной строчкой нас угадал...

17 июня 2020

Алексей Просветов

Сборник стихотворений «О, как жестоко бьют морозы...»

Я вглядываюсь в окна, что вдали.
Ищу глазами их, как ищут помощь.
Но тает свет и, словно корабли,
Дома безмолвно уплывают в полночь…
И я шепчу им, тающим, одно:
Придёт весна, ворвётся в сердце маем…
Твоё окно глядит в моё окно,
Но мы об этом ничего не знаем.
16 июня 2020

Лачин

Дилогия «Рассказ и миниатюра о принцах»

...И принц стал аскетом, Гаутама – стал Буддою, что означает: просветлённый.

Но был иной наследник. Воды Леты поглотили его и стремительно уносят прочь от берега – вот он, точкою на горизонте. Вглядимся в точку.

В соседнем государстве, в похожем дворце, развлекали наследного принца. Диковинные женщины, танцоры, акробаты, шуты твердили – счастье будет вечным.

Настал день, и принц впал в уныние. Напрасно слуги изощрялись в изобретении забав. Призвав министра, спрашивал юноша: правду ли говорят о вечности? Правду, кланялся перепуганный сановник, правду. Шептались в страхе царедворцы: не проговорился ли кто о страданиях, старости, смерти? И пытали невинных.

На очередном увеселении, наблюдая танцы, принц задремал. Снилось ему, что прошли миллионы лет. Он сидит на том же месте. Та же музыка. Те же танцы. То же вино. Так будет вечно. Этому не будет конца.

Он проснулся в поту. И охватил его ужас...

15 июня 2020

Алексей Соловьев

Рассказ «Божья малость»

...– Сильно, Лёх. Сильно, – произнесла Тамара, непроизвольно сворачивая в трубочку листки. – Правда, неплохо.

Лёшик воссиял, это было видно даже в окончательно победившей темноте, но скромно старался этого не выдать.

– Правда?

– Правда. Есть, конечно, наивные моменты, ты, видимо, неисправимый романтик всё-таки, но в целом… А что ты это нигде не напечатаешь?

– Да ну… – отмахнулся Лёшик. – Я отправлял. Серьёзные журналы или совсем не отвечают, или отвечают, что не их формат. Да у них там, Том, свой круг, узкий. А другие… Куда? В «Красную бурду»? Сейчас время фэнтези и фантастики, белогривых единорогов, принцесс на драконах. Вот это печатается, читается и продаётся, хоть и конкуренция большая. А люди не хотят, наверное, видеть своих проблем, героев и антигероев, которые каждый день рядом с ними…

От выпитого Лёха говорил уже, теряя связь между словами, но Тамара его понимала.

– Все, кто читает, – продолжил он, – говорят «здорово». Хорошо пишешь, но не будут печатать. Потому что не продать. И сведущие люди так говорят. Кому нужна история про двух обыкновенных людей средних лет, теряющих сына сначала как родного человека, а затем и вообще? Не то. Пиши, Лёха, про драконов и принцесс. А я не хочу...

14 июня 2020

Художественный смысл

Критическая статья «В попытке оттолкнуться от мести»

...Выработав идею, что некий левак для того обретается в журнале «Новая литература», чтоб втереться в редколлегию и побуждать публиковать преимущественно «бунтарски-новаторские» произведения в качестве именно новой литературы, – публиковать с тем, чтоб возбуждать в читателях бунтарские настроения и в жизни, чтоб в итоге свергнуть Путина, – выработав эту идею как объясняющую этого левака ярость ко мне, путинцу, я подумал, что его слова: «рассказ Захарова «Кража» потребовал больше ХУД. работы», – можно опровергнуть своим критерием художественности, наличием следов подсознательного идеала автора...

13 июня 2020

Оксана Семиряга

Рассказ «История наваждения»

...Григорьев знал, что это его последнее выступление в Москве. И не то чтобы он очень старался, но было какое-то настроение, когда всё получалось. Словом, он был в ударе. Его саксофон несколько раз срывал довольно дружные аплодисменты, что для пресыщенной и уточнённой публики в кожаных креслах было явлением редким. Но признание не радовало, поскольку он знал, что после удачных выступлений ему почему-то всегда становилось скучно. Словно он в музыке растворил всю свою жизненную энергию. Он снова остро чувствовал своё одиночество. В такие моменты он складывал в старый чемодан свои нехитрые пожитки, брал коробку акварели и томик пронзительно-грустных фетовских стихов, убирал в кожаный футляр саксофон и со звуками «Аdagio Di Аibioni» Fausto Рареtti, напоминавшими ему любовь размером с мир, уезжал куда глаза глядят..

12 июня 2020

Виктор Сбитнев

Критическая статья «…Дерево тебя видит»

В уже далёком 1989 году издательство «Современник» выпустило в свет весьма солидный поэтический фолиант «Реквием», в котором были собраны ранее не публиковавшиеся стихи известных советских поэтов, отдавших дань лагерной тематике и вообще теме гражданской несвободы. И в череде широко известных и даже знаменитых мастеров художественного слова – таких, как Максимилиан Волошин и Анна Ахматова, Осип Мандельштам и Марина Цветаева, с вполне ощутимым удовольствием я обнаружил и костромича, которого неплохо знал в минувшие годы. Владимир Леонович. В оглавлении его имя заняло достойное место между Евгением Евтушенко и Владимиром Высоцким, которые при жизни были даже не столько маститыми поэтами, сколь некими общественными явлениями. И как увидим ниже, Леонович занял это место не случайно...

11 июня 2020

Владимир Шамов

Повесть «Легенды Гипербореи»

...«Что делать мне, дорогие родители? С тех пор, как умер мой муж, побирается ваша дочь у соплеменников – нечего кушать ни мне, ни внукам вашим», – так причитала Уэло над двумя могильными камнями. Долго плакала, а потом пошла домой. Женщина жила на отшибе, и это усугубляло чувство одиночества. Всю ночь ей снились родители и муж. Голодные дети спали у едва тёплого очага.

Рано утром, осмотрев горизонт, увидела Уэло невдалеке две сопки: «Как же я раньше их не замечала?». Женщина занялась обычными делами – принесла воды из источника, подняла детей, скормила им последний кусочек вяленого мяса, заварила трав, проветрила жилище.

Но что это такое?! – сопки стали ещё ближе!

Уэло решила осмотреть два странных холмика...

10 июня 2020

Лачин

Сборник рассказов «Дилогия»

...На него страшно смотреть, я не знала, что он сошёл с ума уже настолько; вернись ко мне, шептал, за что такая пытка; встал на колени и целовал меня между ног и в зад через брюки; встань, зайдёт кто-нибудь – ты сломала мне жизнь, зачем игралась со мной, что я сделал тебе – встань, не трогай меня – будь ты проклята, стерва, пусть бог тебя накажет – может, он тебя наказывает, может, ему это нравится, или, может, ему всё равно, а может, он нас не слышит, а может, может… его вовсе нет? видишь, как много разных «может»? этих безжалостных «может»?! Он заплакал, встав с колен, вынул пухлый конверт из кармана – здесь всё, прочти, я не то сейчас говорил, ты лучше прочти – в туалете прочту. Да тут листов двадцать, даже стихи… счастье кажется несбыточным, счастье выдохлось в мечте, что ж, корчуй струментом пыточным всё расцветшее в душе; мечте-душе, плохая рифма, хотя для дилетанта недурно, раздел поэзии оставим, я прочту его на старости лет, будет утешение, я не забыла, как дон Карлос упреждал Лауру, остальное в унитаз, и над последней надеждой влюблённого похоронной музыкой звук сливаемой воды раздаётся. Как символично: грянут рано или поздно космические катаклизмы, кончится история человечества, полетит Земля к чертям, и над всеми упованиями нашими, Пушкиными, Эйнштейнами и церквами раздастся вот этакий утробный звук, да ещё кто-нибудь, ну там бог или дьявол – или это одно и то же? – сплюнет вслед равнодушно, как вон я сейчас сплюнула в бурлящий кружок. Дальше будет – тишина...

9 июня 2020

Колонка редактора

Открытое письмо «О клевете на «Новую литературу» со стороны редакции «Избы-читальни»»

Дражайшие господа-нетоварищи из редколлегии «Избы-читальни».

На вашем сайте опубликована клеветническая информация о «Новой литературе», цитирую:

«3. Сайты-альманахи, сайты-журналы, сайты самопровозглашённых авторитетов литературы – это чисто литературные салоны или салоны по искусству, где собирается узкий круг «избранных» людей, которые сами себя причислили к таковым, и где возможна свободная и бесплатная публикация только для тех, кто входит в круг этих «избранных». Попасть в эти салоны почти невозможно, ибо, как говорится, чужие там не ходят.

http://newlit.ru

http://www.erfolg.ru»

Прежде чем задать вам пару вопросов, позвольте разъяснить незнающим, в чём ложь и клевета в вашем тексте...

 

Выпускающий редактор журнала «Новая Литература» Андрей Ларин
8 июня 2020

Художественный смысл

Критическая статья «Битэ-дриттэ, фрау-мадам»

...Там, вон, ручей журчит – какая тишина. И вообще не про тишину думать, когда весна дышит. Не знаю. Невыразимо. А потому – сверхтонко. Что-то громадное чуется. Просыпается аж Природа. На заглавные буквы тянет. Благо – в слове «Россия» можно не стесняясь заглавную применять. – Надо же… Такая тусклятина, а такое ЧТО-ТО где-то в груди…

Я такое пережил раз как раз на Украине. Я жил в маленьком городе Ромны Сумской области. Это в 80-ти километрах от злосчастного Батурина, который сжёг Меньшиков (правда, вместе с украинцем Иваном Носом). И было мне лет 8. Я был, вообще-то, послушным мальчиком, маменькиным сыночком меня называли (я был полусиротой и не хотел маму удручать плохим поведением). Но один раз весна, видно, во мне взыграла, и я удрал из школы и пошёл домой кружным путём, спустившись к речке Суле. На ней лёд ещё не начал вскрываться. Но льдины, косо торчащие у берега, я почему-то помню. И никакими словами не передать то чувство свободы, которое я переживал.

Горе Украине, что её история так сложилась...

7 июня 2020

Владимир Захаров

Рассказ «Кража»

...Тася исследует кухню. Распахивает шкафчики, заглядывает в холодильник, под раковину. То, что она со всевозрастающей паникой разыскивает – небольшое. И даже в однушке Ткачёва, в их маленьком укромном гнезде, это можно спрятать много где. А летняя ночь коротка, и с первым лучом солнца жаворонковое оперение Ткачёва вмиг напряжётся на расправляемых крыльях. Но не видать больше Тасе его триумфального ветхозаветного пробуждения и полёта. Никогда.

В кухне искомого нет. Тася нервозно возвращается в комнату. Степан вновь нависает над Ткачёвым со своим огрызком. Фетиш у него, что ли, такой? Также он встряхивает отяжелевшим рюкзаком, дескать: всё в ажуре, можно сваливать. Тася понимает, что времени в обрез. И не только из-за краткости ночи. Степан второй день на передержке. Это она его посадила на диету, чтобы всё не изговнял. Но вены Степана ссохлись, сдулись, как разноцветные, похожие на глистов ярморочные надувные шарики. Ему не терпится вернуть в них жизнь. Степан может сорваться, и безобидное паясничанье незаметным глазу манером обернётся кровью. А Ткачева нельзя подвергать опасности. Этого она себе не простит.

Тася кивает подельнику, мол: всё понимаю, но потерпи, я ещё не закончила. Проходя мимо спящего возлюбленного, проводит кончиками пальцев от самых пяток до подбородка, словно прочерчивая магическую меловую черту, которая должна оградить его, безмятежного, от натянутого струной Степана. Тем самым она может разбудить демон ревности в «ломком» извращенце, но ничего с собой поделать не может.

Истерично перебирает книги на полках. Открывает увесистый том Кэрролла. Любимая книга Ткачёва. Их книга. С выгрызенными внутренностями, с сожранным и переваренным содержанием...

6 июня 2020

Дмитрий Аникин

Поэма «Царевна-лягушка»

...Прекрасная, скажи, какое чудо

тут совершилось? Наконец свой лик

божественный и подлинный явила!

Да, в церкви Божьей морок спал с тебя.

 

Мне страшно красоты твоей, жена.

У братьев что – две бледных, скудных тени,

а ты светлее света. Я боюсь

их зависти, их чёрного коварства.

 

И будет власть над Родиной моя!

Прекраснейшей оставит царь державу,

чтобы враги истаяли в бессонной,

бесплодной чёрной похоти. На все

на тридевять царств-государств твоя

пройдёт благая слава, Царь-девица!..

5 июня 2020

Анастасия Винтила

Рассказ «Борьба геракла Вовы»

...Геракл Вова жрал мокрую капусту. Кислые капли стекали по его локтям, подчинялись гравитации. Вова посмотрел на лакированный в прошлом столетии пол. Он подумал о том, как какой-то Владимир укладывал этот пол и крыл лаком и матом. Как потом какая-то хозяйка довольно его намывала, как пляскались яйца куриные вдребезги, как топтали его ноги оголтелых солдат. А вот теперь он, поношенный под ступнями и подошвами, намок от кислых капустных соков.

– Такая у тебя работа, – дожёвывая, сказал негромко геракл. – Впитывать хождения.

Пол не ответил. Не удивительно.

– А почему обязательно Владимир укладывал этот молчаливый пол? – спросил себя геракл.

Он попытался дать вымышленному укладчику другое имя, но вспомнить не смог. Покорившись бессознательному, Вова отвлёкся на голоса во дворе.

– Видали? Ламинат по пятьсот! – крикнул кто-то под окном.

– Да ладно! – ответил женский голос.

– Надо срочно Владимиру сказать, чтобы выкупил!

Геракл кивнул и подкинул в миску ещё капусты.

– Профессиональное, – утвердился Вова...

4 июня 2020

Алексей Горшенин

Повесть «Лекарство для жены»

...– Нет, Миша, здесь ништяк! Хоть и район. И выпить хорошо можно, и пожрать. Даже вон, смотри какие клёвые лангеты нам принесли! В прошлом годе был на ветеранском сборище в областном центре. Так что ты думаешь? Одним чаем с бутербродами угощали. Представляешь, чаем! В окопах и то лучше кормили…

– Почем ты знаешь, что лучше?

– Дак помню я!

– Чё ты можешь помнить? Тебя и близко с окопами не было! – возмущённо рявкнул Железин. – Ты тогда ещё под стол пешком ходил. Если вообще из мамкиной утробы вылез. А теперь к фронтовикам лепишься, байки тут рассказываешь, как героически фашиста бил. Да ты его, сволочь, в глаза никогда не видел!

Фёдор вскочил как ужаленный, отчего «иконостас» его зазвенел на разные голоса. Был он чуть ниже, но плотней и коренастее сухощавого Железина.

За столами притихли, устремив на них взоры.

– Ты чё, ты чё! – испуганно заверещал Фёдор и щёлкнул себя по кадыку: – В башку ударило?

– Свою побереги, гнида ряженая!

Тёмная, душная, а теперь и едкая как кислота волна ненависти к этому наглому циничному самозванцу, подогретая выпитым, и вправду ударила в голову и застила Михаилу Ефимовичу белый свет. Он вдруг увидел в этом завсегдатае ветеранских чествований и фуршетов рыжего немца, с которым в одном из боев ему пришлось сцепиться в рукопашной. Тяжел и кровопролитен был тот бой. Уже много бойцов его взвода полегло. Но и в рукопашной никто не хотел уступать. Рыжий выскочил на Михаила неожиданно, откуда-то сбоку. Фашист был здоров и силён. Михаилу пришлось очень туго. И он, наверное, от рук этого фашистского верзилы тогда бы и погиб, не переполняй его в тот критический момент – пан, или пропал – лютые злость и ненависть...

3 июня 2020

Дарья Яичкина

Рассказ «Мгновение прошлого»

...Однажды, возвращаясь домой, я почувствовал лёгкий зуд в области предплечья, видимо, укусил комар, под вечер их миллионные рои кружили над нами. Придя домой, я стал себя плохо чувствовать: начала болеть голова, ужасная боль внутри тела ломала меня, а кожная сыпь покрыла его. Я не мог спокойно лежать, внутреннее состояние почему-то подсказывало мне скорую кончину. Нет, мне не страшно было осознавать, что я могу умереть, мне было страшно больше никогда не увидеть ласковых глаз моей мамы, строго взгляда отца и не услышать весёлый смех моих озорных брата и сестры. Именно в этот момент я понял, как дороги мне эти люди, и что я просто одинокая песчинка в этом огромном макромире. Тогда я осознал всю ценность семьи, и меня одолел страх, что в любой момент каждый может от неё отделиться бесследно, безвозвратно. Жизнь человека подобна особым видам бабочек, которые могут прожить всего лишь день. И именно в этот день они получают возможность насладиться ярким солнечным светом и коротким полётом в другое место. У человека же таких дней может быть очень много, но в определённый момент следующий день может и не настать...

2 июня 2020

Художественный смысл

Критическая статья «Пленительно»

...А со мной был похожий случай, и я оказался холоден как лёд. – Это надо рассказать, ибо я есть инструмент познания произведения.

Я в командировке шёл утром на работу вместе с сослуживицей, молодой девушкой, меня не интересовавшей, но я считал долгом что-то интересное ей рассказывать. И она заслушалась. И надо было переходить дорогу с очень интенсивным движением. Я, рассказывая, глянул влево, одновременно шагнув на мостовую одной ногой (я собою заслонял ей обстановку на дороге слева; и она, доверяя мне, тоже пошла). А там мчался мотоциклист. И я передумал дорогу переходить – убрал ногу обратно. А она – нет. И он её сбил. А я смотрел и не шевелился, пока она медленно-медленно в воздух сперва взлетала, потом долго-долго падала по дуге на асфальт. Время пошло обычным темпом только после того, как она упала. – Мотоциклист улетел, как прилетел. А я принялся изображать взволнованного и заботливого.

Вы, читатель, теперь понимаете, насколько я неподходящий для Бердичевской читатель.

А та поднимает вопрос о несправедливости Бога. Это уже второй раз. А от первого я, воинствующий атеист, расплакался, надо отдать ей должное. Ибо уважаю описание общения с Абсолютом.

С судьбой по воле авторессы имеют тут дело персонажи.

Пленительно – следить за эволюциями магии любви...

1 июня 2020

Венечка Пономарь

Рассказ «Диссидент»

...– Вот представь себе: из современной и вроде бы благополучной России приезжает на ПМЖ талантливый литератор. Начинает публиковаться активно, пьесы писать, причём весьма успешно, популярным, в общем, становится. Естественно, всё это привлекает внимание прессы. Основной вопрос: почему здесь, а не у себя на родине? Там же, вроде, всё в порядке со свободой слова, цензурой и прочим-прочим. А писатель скромно поясняет, что под ширмой псевдоблагополучия в современном российском обществе наблюдается страшная духовная деградация, фактическое обнищание масс и тотальная невостребованность всего настоящего. Идеологическая машина родины, помешанная на современной в представлении правящей элиты рыночной экономике, пропускает только бездарное убожество, накаченное духовными нитратами, для опущения индивидуального и массового мыслепроцессов до уровня неандертальца. Каково, а?! Всё! Бомба! Ей-богу! К этому немного присовокупить лагерное прошлое предков – без этого, увы, нельзя, ведь Россия в современном понимании должна являться преемницей тоталитарной совдепии – и дело в шляпе. Маховик ненависти и вражды запущен, причём в массовом масштабе...


Канал 'Новая Литература' на telegram.org  Клуб 'Новая Литература' на facebook.com  Клуб 'Новая Литература' на linkedin.com  Клуб 'Новая Литература' на livejournal.com  Клуб 'Новая Литература' на my.mail.ru  Клуб 'Новая Литература' на odnoklassniki.ru  Клуб 'Новая Литература' на twitter.com  Клуб 'Новая Литература' на vk.com  Клуб 'Новая Литература' на vkrugudruzei.ru

Мы издаём большой литературный журнал
из уникальных отредактированных текстов
Люди покупают его и говорят нам спасибо
Авторы борются за право издаваться у нас
С нами они совершенствуют мастерство
получают гонорары и выпускают книги
Бизнес доверяет нам свою рекламу
Мы благодарим всех, кто помогает нам
делать Большую Русскую Литературу



Собираем деньги на оплату труда выпускающих редакторов: вычитка, корректура, редактирование, вёрстка, подбор иллюстрации и публикация очередного произведения состоится после того, как на это будет собрано 500 рублей.

Сейчас собираем на публикацию:

24.01: Александра Дерюгина. Никогда не забуду (очерк)

 

Вы можете пожертвовать любую сумму множеством способов или сразу отправить журналу 500 руб.:

- с вашего ЮМани-кошелька:


- с вашей банковской карты:


- с телефона Билайн, МТС, Tele2:




Купите свежий номер журнала
«Новая Литература» (без рекламы):

Номер журнала «Новая Литература» за декабрь 2020 года

Все номера с 2015 года (без рекламы):
Литературно-художественный журнал "Новая Литература" - www.newlit.ru


 

 

При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru. Copyright © 2001—2021 журнал «Новая Литература».
Авторам и заказчикам для написания, редактирования и рецензирования текстов: e-mail newlit@newlit.ru.
Меценатам, спонсорам, рекламодателям: ICQ: 64244880, тел.: +7 960 732 0000.
Реклама | Отзывы
Рейтинг@Mail.ru
Поддержите «Новую Литературу»!